Слово архимандрита Варнавы (Баранова) при наречении во епископа Выксунского и Павловского 29 марта 2012 г. 20:45 29 марта 2012 года в крестовом храме Владимирской иконы Божией Матери Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Варнавы (Баранова) во епископа Выксунского и Павловского. При наречении архимандрит Варнава обратился к Святейшему Владыке и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническим словом. Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, архипастыри Церкви Христовой! Промыслом Божиим, избранием Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода я призываюсь ныне на епископское служение во вновь создаваемой Выксунской и Павловской епархии на славной Нижегородской земле. Помня наставления апостола Павла о том, что никто сам собою не приемлет этой чести, но призванный Богом (Евр. 5:4), что без всякого прекословия меньший благословляется большим (Евр. 7:7) и что все нужно делать без ропота и сомнения (Флп. 2:14), стою перед вами в страхе и трепете, вполне осознавая свое недостоинство воспринять великую благодать архиерейства, свою немощь и недостаточность во всех качествах, которые необходимо иметь для того, чтобы быть блюстителем, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел себе Кровию Своею (Деян. 20:28). Смиряясь под крепкую руку Божию, принимая призвание Святой Церкви, верю, что Божественная благодать немощное мое уврачует и оскудевающее восполнит . «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом» , — изрекает премудрый царь Соломон (Притч. 19:21). «Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим» , — вторит ему пророк Иеремия (Иер. 10:23). В преддверии великой перемены в моей жизни, мысленным взором охватывая главные события прошедших лет, убеждаюсь в дивной правде этих слов. Да, не по воле случая, а по всеблагому промыслу Божию, действующему через обстоятельства жизни во спасение, обрел я драгоценную жемчужину открывшегося мне Евангелия Царства.

http://patriarchia.ru/db/text/2124238.ht...

По внутреннему своему составу, Послание апостола Варнавы представляет собою вид рассуждения, изложенного в эпистолярной форме и, вращающегося вокруг главного вопроса, занимавшего умы древних христиан: об отношении Евангелия к иудейскому обрядовому закону. Оно подобно Посланиям апостола Павла (более всего оно приближается к его Посланию к евреям, особенно, по доведенному у Варнавы до крайности, таинственному и аллегорическому объяснению разных событий, обрядов и постановлений Ветхого Завета), и слагается из двух частей: вероучительной (1 –17 главы) и нравоучительной (18–21 гл.). Извлечения из Послания апостола Варнавы О вере и доброй жизни, (с упоминанием о Таинстве Евхаристии): Приветствуя в Послании верующих «как детей о имени Господа», святой апостол Варнава обещает преподать им «гносис», т. е. разумение веры. С самого начала он говорит: Догматов Господних три: добрая жизнь, вера и надежда. В виду наступающих событий последнего времени, должно возвышаться в их разумении, к усвоению разных степеней которого ведет путь воздержания. Далее, в Послании говорится о том, что обрядовый Моисеев закон упразднен, его жертвы заменены Евхаристией, посты – делами милосердия; но, будучи освобожденными от него, мы должны подвизаться в исполнении заповедей Божиих. Гл. II. Господь объявил нам через всех пророков, что ни в жертвах, ни во всесожжениях, ни в приношениях Он не имеет нужды. Вот что Он, некогда, сказал: К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование! ( Ис. 1:11–13 ). Итак, Он это упразднил, чтобы новый закон Господа нашего Иисуса Христа, будучи без ига необходимости, имел не человекотворное приношение (в этих словах можно видеть указание, именно, на Таинство Евхаристии). Напротив, говорит Он им в другом месте: не заповедал Я отцам вашим при исшествии их из земли Египетской, приносить Мне всесожжения и жертвы; но вот что заповедал им: пусть никто из вас не питает е сердце своем злобы против ближнего и клятвы ложной не любите ( Зах. 8:17 ; Иер. 7:22–23 ). Итак, не будучи неразумны, мы должны чувствовать благостынную волю Отца нашего, что Он говорит нам это, желая, чтобы мы, ища, как приблизиться к Нему, не блуждали, подобно тем. Он говорит нам: жертва Богу – сердце сокрушенное, воня благоухания Господу – сердце, славящее своего Создателя. Должны же мы, братья, наблюдать, насчет своего спасения, чтобы лукавый, незаметно подкравшись к нам с обольщением, не отвратил нас от нашей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Каждую стражу воины сменялись по четверо, причем двое были скованы с Петром руками, а двое стерегли выходные двери. Накануне дня, назначенного для казни, Петр спал между двумя воинами, как вдруг предстал Ангел Господень, и свет осиял темницу, то есть камеру, в которой был заключен Петр. Характерно, что Петр, предавая жизнь свою воле Божией, спокойно спал. Ангел, толкнув его в бок, пробудил и повелел ему, одевшись, следовать за собой. Неожиданность и необычайность события привели Петра в такое состояние, что он считал все происходящее сном. В таком состоянии он прошел мимо воинов, охранявших первую дверь того отделения темницы, где он был заключен, а затем и вторую. Когда они подошли к выходным дверям темницы, те сами собой отворились, и Петр, ведомый Ангелом, благополучно вышел на улицу. Лишь тогда, когда они прошли одну улицу, и Ангела вдруг не стало, Петр понял, что все, случившееся с ним, не сон, а действительность, и возблагодарил Бога за свое избавление и за то, что разрушилась надежда Ирода и народа иудейского (в части его враждебной христианству) на уничтожение христианства путем убиения первого из представителей христианства, сильнейшего словом и делом пред Богом и людьми ( «…от всего, чего ждал народ Иудейский».). Убедившись, что он действительно освобожден и осмотревшись, где он находится, Петр пришел к дому Марии, матери Иоанна, «называемого Марком». Предания об этом Марке неодинаковы. Одно предание, разделяемое блаженным Феофилактом, считает его за одно лицо с Евангелистом Марком и Марком, племянником Варнавы. Другое предание, записанное в Четьях-Минеях (под 4 января — 17 января н. ст.), отличает его и от Евангелиста Марка и от племянника Варнавы. Третье считает его племянником Варнавы, отличая, однако, от Евангелиста Марка. В этом доме собрались многие, молившиеся об избавлении Петра от угрожавшей ему опасности. Когда Петр постучался, к воротам вышла служанка Рода. Узнав голос Петра, она от радости не отворила ворот, но побежала сообщить радостную весть всем верующим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Так через возвращение славы, имени и скрижалей Ягве вернулся, по ходатайству Моисея, к народу и возобновил с ним завет. И сказал Ягве Моисею: вот, Я заключаю завет: пред всем народом твоим соделаю чудеса... ( Исх. 34:10 ). Обратимся к святоотеческим размышлениям над текстом о возобновлении завета Ягве с народом чрез посредничество Моисея, о возвращении славы Ягве, без которой нет народа Божия. Отметим сначала странную мысль, несколько раз повторяющуюся в Послании апостола Варнавы (I в.), о том, что через грех поклонения золотому тельцу и разбитие Моисеем каменных скрижалей Завета, якобы завет Бога с израильским народом был навсегда упразднен. Варнава: «Еже же, как брат ваш, любящий всех более души своей, я прошу вас быть внимательными к себе и не уподобляться тем, которые умножают грехи свои и говорят: Завет иудеев есть и наш. Он только наш, потому что они потеряли навсегда то, что получил Моисей. Ибо Писание говорит: Моисей был на горе, и постился сорок дней и сорок ночей, и принял Завет от Господа, скрижали каменные, написанные рукою Божиею ( Исх. 31, 18; 34:28 ). Но они, обратившись к идолам, лишились его. Ибо Господь говорит Моисею: Моисей, сойди поскорее, потому что преступил Закон народ твой, который вывел ты из земли Египетской ( Исх. 32, 7 ; Втор. 9:12 ). И бросил Моисей скрижали из рук своих: так Завет их сокрушен для того, чтобы любовь к Иисусу напечатлелась в сердцах ваших и надежду свою вы полагали в вере в Него» Посл. ап. Варнавы, гл. 4]. Эта же мысль повторяется в Послании Варнавы и в гл. 14. Оспариваемое Варнавой утверждение «завет иудеев есть и наш» и утверждение, что «он только наш», может быть принято в христианские времена. Варнава же считает, что израильтяне лишились Завета тут же у Синайской горы. Это не соответствует ни Св. Писанию, ни учению святых отцов. Да, завет с Богом Ягве был нарушен израильтянами при поклонении золотому тельцу. И Ягве отвернулся от согрешившего народа, но ходатайством Моисея вернулся к нему вновь. Варнава ссылается на слова Писания о принятии Завета от Господа ( Исх. 34:27 ), но относит их только к первым скрижалям до поклонения золотому тельцу, хотя они относятся ко вторым скрижалям и восстановлению завета с Израилем вновь. И вся дальнейшая история Израиля – это история Завета Ягве Бога с этим народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

е) Самый повод созвания Собора и деятельность его ясно свидетельствуют против утверждения Католической Церкви о главенстве в Церкви ап. Петра. Этот Собор был созван в Иерусалиме вскоре после возвращения апп. Павла и Варнавы в Антиохию после первого путешествия их с проповедью к язычникам. «Некоторые пришедшие (в Антиохию) из Иудеи учили братьев: если не обрежитесь по обряду Моисееву, не можете спастить. Когда же произошло разногласие и не малое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по с е м у делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим»( Деян.15:1–2 ). Это посольство Антиохийской Церкви со спорным вопросом в Иерусалим и было ближайшим поводом для Собора. Антиохийские христиане посылают со своим пререканием не к ап. Петру лично, но «к апостолам и пресвитерам». Ясно, что Антиохийцы не видели в ап. Петре верховного учителя всей Церкви. И далее: «по прибытии в Иерусалим они были приняты Церковью, Апостолами и пресвитерами и возвестили все, что Бог сотворил с ними, как отверз двери веры язычникам. Тогда возстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисея» (4–5). Допустимы ли такие споры и настойчивые навязывания одной стороною другой своих убеждений, где есть непререкаемый, данный от Христа авторитет учительства? А между тем ап. Петр, обращаясь с речью к верующим мирянам и ближе всего к представителям «фарисейской ереси» (10 ст.), не диктует свою догматическую волю, формулу, а только убеждает их в истине фактом своей апостольской проповеди среди язычников, на который была воля Божия. Для большего убеждения приверженцев закона Моисеева в необходимости свободы от него для христиан из язычников потребовались повествования апп. Павла и Варнавы о знамениях и чудесах, какия сотворил чрез них Бог среди язычников. Только после этого Председатель Собора, ап. Иаков, сказал свою заключительную речь, в которой выразил самое соборное постановление по обсуждаемому вопросу, принятое и утвержденное не одним ап. Петром, а в Духе Святом всеми Апостолами, пресвитерами и братиею, т. е. верующими мирянами (23ст.). Таким образом на Иерусалимском Соборе, представлявшем первенствующую Церковь , с неотразимою ясностью, естественным путем выявилось нормальное отношение Церкви к ап. Петру, как к одному из Апостолов, голос которого, конечно, имел большое значение, но не как к Главе своей. Такое отношение к нему не было человеческим делом, но Божиим, ибо Собор о своей деятельности сказал: «угодно Духу Святому и нам» (28 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

Деян.12:12. И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились.    Убедившись, что он действительно освобожден и осмотревшись, где он находится, Петр пришел к дому Марии, матери Иоанна, «называемого Марком».    Предания об этом Марке неодинаковы. Одно предание, разделяемое блаженным Феофилактом, считает его за одно лицо с Евангелистом Марком и Марком, племянником Варнавы. Другое предание, записанное в Четьях-Минеях (под 4 января — 17 января н. ст.), отличает его и от Евангелиста Марка и от племянника Варнавы. Третье считает его племянником Варнавы, отличая, однако, от Евангелиста Марка.    В этом доме собрались многие, молившиеся об избавлении Петра от угрожавшей ему опасности. Когда Петр постучался, к воротам вышла служанка Рода. Узнав голос Петра, она от радости не отворила ворот, но побежала сообщить радостную весть всем верующим. Эта весть показалась многим столь невероятной, что они готовы были признать Роду сошедшей с ума. Другие высказали предположение, что это Ангел Петра. Это предположение подтверждает, что с самого начала в христианской Церкви существовало учение об Ангелах-хранителях, заботящихся о спасении людей, к которым они приставлены (на основании Мф 18:10и Евр. 1:14). Когда после вторичного стука Петра, открыли, наконец, двери и увидели его, то были поражены тем, что это действительно он сам. Деян.12:17. Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом, выйдя, пошел в другое место.    Рассказав о своем чудесном освобождении и повелев уведомить о том Иакова, брата Господня, который был предстоятелем Иерусалимской церкви, и «братьев», то есть других членов христианского общества, Петр, «выйдя, пошел в другое место». Что это за «другое место», Дееписатель не говорит, но есть предание, что Петр в первых годах царствования Клавдия был в Риме. Это как раз совпадает с рассматриваемым временем, когда был, по всей вероятности, 44-ый год по Р. Хр., после Иудейской Пасхи и 4-ый год царствования Клавдия. О Петре в книге Деяний больше не упоминается до самого Апостольского Собора в Иерусалиме, бывшем в 51 г. (см. гл. 15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Использовал типологический метод в Своей проповеди Господь наш Иисус Христос. Например, Он сравнивал Свое тридневное пребывание во гробе с тридневным пребыванием во чреве кита пророка Ионы: «ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф. 12:40 ). Еще одним примером может служить указание Христом на прообразовательное значение вознесения Моисеем медного змея в пустыне ( Числ. 21:8–9 ): «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» ( Ин. 3:14 ). Следуя за Христом, типологически толковали Ветхий Завет апостолы, в первую очередь св. ап. Павел. Дальнейшее развитие типологического толкования продолжается в сочинениях мужей апостольских (например, в «Послании апостола Варнавы )» 276 . В «Послании Варнавы» говорится о том, что «козлы отпущения» ( Лев. 16:7–9 ) являются прообразом страданий Христа: А к чему и то – заметьте – что один козел возлагается на жертвенник, а другой делается проклятым, и почему проклятый увенчивается? Потому, что иудеи увидят Его в тот день в длинной червленой одежде вокруг тела и будут говорить: «не тот ли это, которого мы некогда уничижили, пронзили; подвергли осмеянию и распяли? Поистине это тот, который тогда называл Себя Сыном Божиим». Равным образом для чего и то, что козлы должны быть одинаковые, хорошие и равные? Для того, чтобы иудеи, увидев Его тогда грядущего, поразились сходством козла. Вот прообраз Иисуса, имевшего пострадать (Послание апостола Варнавы , VII) 277 . На важность типологического метода указывал мч.  Иустин Философ . Предпосылкой всякого христианского толкования Ветхого Завета, согласно мч. Иустину, должно быть осознание того, что иудейское понимание Ветхого Завета находится под знаком еще не исполнившегося ожидания Мессии, поэтому оно ошибочно и преодолено во Христе. В Ветхом Завете необходимо проводить различие между заповедями, общими для всех («данными для благочестия и правой жизни»), заповедями, которые открываются через типологическое толкование ветхозаветных тайн о Христе, и, наконец, заповедями, данными только иудеям по причине их «жестокосердия» 278 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

После сего, по рассказу Флавия, царь внезапно увидел над головой своей сову, сидевшую на одной из веревок, и пораженный ужасом (так как еще в бытность его в Риме один авгур предсказал ему, что если он во второй раз увидит сову, то это будет указанием его близкой смерти) тут же почувствовал страшный припадок болезни, был перенесен в царские палаты и на 5-й день после сего умер. Этот рассказ о сове очевидно отзывается языческим суеверием, а с точки зрения истинной религии дееписатель объясняет причину внезапной болезни Ирода поражением его от ангела, что без сомнения и есть истинно. Затем дееписатель конкретнее определяет болезнь царя (изъеден червями), Флавий же точно замечает продолжительность болезни царя – на 5-й день умер. В сущности, оба сказания одинаковы; объяснение же болезни царя, без сомнения, вернее у дееписателя. Возвращение Варнавы и Савла в Антиохию (24–25) 24. Слово же Божие росло и распространялось. 25. А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима (в Антиохию), взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком. Слово же Божие росло и распространялось: прерванное рассказом о смерти гонителя, повествование снова возвращается к событиям в Церкви Христовой. Несмотря на гонение Иродово, число обращающихся к Христу увеличивалось, особенно же, конечно, со смертью гонителя, в которой так ясно для взора веры выразилась казнь Божия за гонение на Церковь Христову. – Варнава и Савл возвратились из Иерусалима и пр.: они получили поручение от антиохийского общества отнести пособие собранное членами оного в Иудею вообще, а не собственно в Иерусалим только ( Деян.11:29–30 ). Очень может быть, что они во все время гонения Иродова, непродолжительного как видно, и ограничивавшегося только Иерусалимом, не были собственно в Иерусалиме и путешествовали по Иудее, раздавая через пресвитеров собранные пособия, в Иерусалим же прибыли уже после отъезда Ирода оттуда в Кесарию, или даже после его смерти. Затем, исполнив и здесь возложенное на них поручение, снова возвратились в Антиохию, хотя и неизвестно, скоро ли по смерти Ирода. Во всяком случае, впрочем, сказание о смерти Ирода, в связи с обстоятельствами отправления Варнавы и Савла из Антиохии и возвращения туда, дает определенное хронологическое указание, важное для летосчисления Книги Деяний: смерть Ирода, по достоверному счислению, относится к 44-му году по Р. Хр., следовательно, и помянутые события в Церкви Христовой. – Взяв с собою и Иоанна: о котором упоминается выше в ст. 12. Глава 13 Путешествие Варнавы и Савла на Кипр и обращение проконсула Сергия Павла (1–12) 1. В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. 2. Когда они служили Господу и постились, Дух святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. 3. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРУСАЛИМСКИЙ СОБОР АПОСТОЛОВ о к-ром известно как из автобиографического сообщения ап. Павла в Гал 2. 1-10, так и из повествования евангелиста Луки в Деян 15. 2-21. Оба описания свидетельствуют, что в Иерусалиме состоялась встреча апостолов Павла , Петра , Иакова , брата Господня, и, согласно Гал 2. 9, Иоанна . Цель встречи - обсуждение вопросов, связанных с признанием миссии ап. Павла среди язычников и определение необходимых условий принятия язычников в христ. Церковь. Собор направил послание христианам из язычников Антиохии, Сирии и Киликии. Это послание цитируется или, возможно, излагается в Деян 15. 23-29. Большинство исследователей придерживаются традиц. т. зр., что в 15-й гл. кн. Деяния святых апостолов и у ап. Павла в Гал 2 речь идет об одном и том же событии, а именно об И. С. а. В таком случае И. С. а. состоялся в 49 или 50 г. Однако такое отождествление событий, описанных в Деяниях св. апостолов и в Галатам Послании , привело к возникновению альтернативных т. зр.: отождествляется сообщение ап. Павла о его посещении Иерусалима (Гал 2) с сообщением Деян 11. 27-30 или с Деян 18. 20-22. Эти не менее гипотетичные т. зр. не вносят существенного изменения в традиционно принятую, хотя и приблизительную дату И. С. а. Поводом И. С. а. были события в Антиохийской Церкви, описанные в Деяниях св. апостолов. Первое миссионерское путешествие апостолов Варнавы и Павла, начавшееся в Антиохии, сопровождалось успехом евангельской проповеди среди язычников малоазийских провинций Римской империи. Вернувшись в Антиохию, апостолы Варнава и Павел «рассказали все, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам» (Деян 14. 27). Но успех апостолов стал причиной конфликта. «Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим» (Деян 15. 1-2). В Иерусалиме снова выступили «некоторые из фарисейской ереси уверовавшие» (Деян 15. 5). Они настаивали на необходимости твердого соблюдения закона Моисея и требовали обрезания обращающихся из язычников. Тогда «апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела» (Деян 15. 5-6).

http://pravenc.ru/text/Иерусалимском ...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Аристовул ап., еп. Вританийский - житие Память святого Апостола Аристовула 16 марта по ст.ст./29 марта по н.ст. В изложении святителя Димитрия Ростовского Святой Аристовул был одним из семидесяти Апостолов, родом из Кипра1. Он был братом святого Апостола Варнавы, также одного из семидесяти. По вознесении Господа он проповедывал вместе с Апостолом Павлом, учителем вселенной, проходя по разным странам. Апостол Павел упоминает о нем в послании к Римлянам, где говорит: Рим.16:10 - " Приветствуйте верных из дома Аристовулова " ,т.е. от дома или рода Аристовулова, так как некоторые из родственников Аристовула и Варнавы жили тогда в Риме. Когда Павел писал послание к Римлянам, Аристовул в это время был вместе с Павлом, почему Павел и написал в послании приветствие родственникам Аристовула от себя и от самого Аристовула. Когда святой Павел поставлял многих епископов, посылая их проповедывать слово истины по всем городам и странам, тогда он поставил епископом и Аристовула и послал его с проповедью в Британию2, к людям неверующим и жестоким3. Здесь Аристовул много потрудился в благовестии Христове и много пострадал от этих жестоких людей: иногда его били без милости, иногда его влачили по улицам, поругаясь над ним. Одним словом, он принял от людей сих многие поругание и истязание, пока не просветил их благодатью Христовою и не научил их вере во Христа. Затем святой крестил их, построил им церковь, рукоположил пресвитеров и диаконов и скончался там4. 1 Кипр - остров в северо-восточной части Средиземного моря. 2 Под Британиею следует разуметь Сицилийские острова и Корнваллис. 3 Обитателями Британии были кельты, - люди суровые, воинственные. 4 Некоторые полагают, что сей святой Аристовул был отцом святых Апостолов Иакова и Иоанна и носил прозвище: " Зеведей " ; но это едва ли правильно. Вероятнее всего, что сей святой Аристовул происходил из Кипра, имел братом своим Варнаву; и был иной, чем отец Иакова и Иоанна, который назывался Зеведеем (это было не прозвищем его, а подлинным именем).

http://pravicon.com/info-1807

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010