Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИМЕНТ (Капалин Герман Михайлович; род. 7.08.1949, пос. Удельная Раменского р-на Московской обл.), митр. Калужский и Боровский. Из верующей семьи. Отец - Капалин Михаил Герасимович (1914-1965), рабочий, участник войны; мать - Капалина Мария Алексеевна (впосл. схим. Мария, род. в 1916, насельница Малоярославецкого Черноостровского во имя Николая Чудотворца монастыря ). Три его брата также стали священнослужителями: прот. Николай Попов, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Кунцеве (Москва), архим. Василий (Капалин, 1946-2006), Тобольский и Тюменский митр. Димитрий (Капалин) . Семья имела тесные связи с Троице-Сергиевой лаврой, Капалины принимали лаврских иноков, верующих из Сибири, с Украины и из др. мест, искавших духовную поддержку в лавре. В доме часто беседовали о вере, духовной жизни, о том, как люди отстаивали свои храмы от закрытия. Влияние на К. оказали духовники Троице-Сергиевой лавры схиархим. Серафим (Романцов), архимандриты Феодорит (Воробьёв), Тихон (Агриков), Варнава (Кедров ; ныне митрополит Чебоксарский), Симон (Новиков ; впосл. митрополит). По окончании средней школы поступил в Московский машиностроительный техникум. С 1970 г. учился в Московской ДС (с перерывом на срочную военную службу в 1970-1972). В 1974 г., по окончании семинарии, поступил в МДА. В 1978 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия за соч. «Духовный облик и поведение пастыря». В 1978-1982 гг. преподаватель общей церковной истории и помощник инспектора Московской ДС. В 1981-1982 гг. и. о. старшего помощника инспектора. Климент (Капалин), митр. Калужский и Боровский. Фотография. 2014 г. Климент (Капалин), митр. Калужский и Боровский. Фотография. 2014 г. 7 дек. 1978 г. принял монашеский постриг с именем Климент в честь свт. Климента, еп. Римского. Постриг совершил инспектор МДА архим. Александр (Тимофеев ; впосл. архиепископ Саратовский и Вольский). 24 дек. того же года рукоположен ректором МДА Дмитровским архиеп. Владимиром (Сабоданом ; впосл. митрополит Киевский) во диакона, 7 апр. 1979 г.- во иерея. 14 окт. 1981 г. возведен в сан игумена. В 1977-1982 гг. принимал участие в работе Всемирной православной молодежной орг-ции «Синдесмос» и экуменического Совета молодежи Европы, с 1981 г. член исполкома ЭСМЕ.

http://pravenc.ru/text/1841361.html

В 1952 году архимандрит Петр (Семеновых) Патриархом Алексием I был назначен духовником братии Лавры. В 50-е годы он становится духовником и самого Патриарха Алексия (Симанского), а в 1961 году — духовником Московской духовной академии. Известно, что у него исповедались епископы Питирим (Нечаев) и Филарет (Вахромеев). Исповедались у него и многие известные архиереи, священнослужители и даже светские люди того времени. Согласно рассказу архимандрита Кирилла (Павлова), архимандрит Петр (Семеновых) принял в лаврской гостинице исповедь маршала Советского Союза Александра Михайловича Василевского. Одновременно с архимандритом Петром (Семеновых) в Лавре подвизались опытные монахи и известные в то время духовники, в том числе архимандрит Серафим (Шинкарев) (бывший некогда в ссылке вместе со святителем Лукой (Войно-Ясенецким), архимандрит Филадельф (Мишин), Иосия (Евсеенок) и другие. Архимандрит Илия (Рейзмир) говорит: «Это старшее поколение монахов, на долю которых выпали испытания XX века. Они особенно дорожили каждым богослужением, ни одного ни пропускали! И нам прививали: первый признак благочестия — когда человека тянет в храм» . С любовью вспоминал об архимандрите Петре (Семеновых) архимандрит Кирилл (Павлов), но говорил и о его строгости. Одним из ближайших учеников архимандрита Петра был постриженник архиепископа Ювеналия (Килина) о. Иоанн (Маслов), доцент и духовник Московской духовной академии, впоследствии схиархимандрит. Недавно отошел ко Господу игумен Косма (Алехин). Ему довелось быть последним келейником архимандрита Петра (Семеновых). О. Косма неоднократно рассказывал своим духовным чадам об о. Петре. «В то время в Лавре после ужина и вечерних молитв проводилась общая исповедь. Отец Петр исповедовал всю братию и старался удовлетворить духовные нужды всех» . Говорил, что монах должен иметь у себя настольной книгой «Вопросы и ответы» Варсонофия и Иоанна Великого. Митрополит Чебоксарский Варнава (Кедров), бывший духовным чадом архимандрита Петра (Семеновых), вспоминал о нем так: «Очень духовный и очень строгий. Кто-то бегал от него. Он был такой: “Согрешишь — больше не греши». А я так полюбил его, что больше ни к кому не ходил, только к нему» .

http://bogoslov.ru/article/6171532

Ногинск, до 1930 года носивший название Богородск, — родина Патриарха Пимена († 1990), который очень чтил преподобного. Знаменательно, что его малая родина не только первой приняла крестный ход с мощами преподобного Серафима, но и прибыли они туда в день рождения покойного Первосвятителя. Этим же вечером Патриарх Алексий II в сослужении сонма архипастырей совершил молебен и утреню перед мощами преподобного. Всю ночь приезжали приложиться к мощам жители города и окрестностей. На следующий день, 24 июля, Литургию и молебен отслужили Святейший Патриарх Алексий II, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архи­епископы Оренбургский и Бузулукский Леонтий (Бондарь), Чебоксарский и Чувашский Варнава (Кедров), Ивановский и Кинешемский Амвросий (Щуров), Самарский и Сызранский Евсевий (Саввин), Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (ныне митрополит Омский и Таврический), Тамбовский и Мичуринский Евгений, Алма-Атинский и Семипалатинский Алексий, епископы Можайский Григорий, Истринский Арсений (ныне митрополит Липецкий и Задонский), Подольский Виктор (Пьянков), Тобольский и Тюменский Димитрий (ныне митрополит), Бендерский Викентий (ныне митрополит Ташкентский и Узбекистанский). Молебен под открытым небом Сразу после службы крестный ход отправился дальше в путь и вскоре прибыл в Орехово-Зуево. «Раку с мощами пронесли на руках около километра по центральной улице до храма в честь Рождества Богородицы, — рассказывает коррес­пондент ЖМП. — Несмотря на дождь, горожане заполнили не только всю улицу, но и крыши окрестных домов. В храме Святейший Патриарх совершил Литургию и молебен в сослужении тех же архиереев, что и накануне, а также архиепископа Свердловского и Курганского Мелхиседека. В 16.00 вновь был отслужен молебен, мощи изнесли из храма, и крестный ход отбыл во Владимир». У древней границы города под сводами Золотых ворот торжественную процессию встретили епископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов), светские власти города. Раку с мощами установили на паперти перед колокольней собора. Святейший Патриарх отслужил молебен под открытым небом. Вся соборная площадь, до отказа заполненная молящимися, мерцала в наступивших сумерках огоньками свечей... На ночь мощи внесли в храм, где перед ними духовенство епархии непрестанно совершало молебны с акафистами. Утром 25 июля Святейший совершил Божественную литургию в Успенском соборе, а на следующий день крестный ход отправился далее через Боголюбово и Вязники в Нижний Новгород.

http://pravoslavie.ru/140986.html

Свт. Николай Чудотворец. Икона. 1799 г. Икона «Успение Пресвятой Богородицы» в облачном изводе была написана в святогорской мастерской (ок. 1657), аналогичная икона находится в мон-ре Пантократора. Исполненная на золотом фоне, она представляет собой многофигурный вариант с использованием ярко-красного цвета не только в апостольских одеждах, но и в ангельских. Интересны иконографические детали: у верхних краев изображены полуфигуры 2 преподобных со свитками, из которых один, вероятно, прп. Иоанн Дамаскин (в чалме), другой, видимо, прп. Косма Маюмский. Ап. Павел у правого края ложа Богоматери тоже представлен со свитком. В чуде с Аффонией иконография нетрадиционна: помимо кощунника присутствует еще одна фигура, также коленопреклоненная, в синих одеждах и белом головном уборе; оба изображения расположены справа, а архангел - слева. Возможно, икона была создана как личное «моление». О той же функции иконы «Сошествие во ад» (ок. 1691) свидетельствует надпись с упоминанием даты и того, что икона была «молением» иеромонаха, имя которого утрачено; иконографическая схема иконы восходит к палеологовскому искусству, в построении композиции динамизм уступает место симметрии. К числу памятников афонской резьбы относятся царские врата кафоликона (ок. 1700) с традиц. объемной позолоченной орнаментикой (с мотивами лозы, вазонов с цветущими плетями, кедров и райских дерев, птиц-пав и венчающего медальона с крестом и пеликаном) и иконными вставками с образами пророков и «Благовещение». В иконографической и художественной традициях позднепалеологовского искусства XIV в. написана икона свт. Модеста (март 1751), вклад проигумена Варнавы. «Молением» монахов Христофора, Филофея и иером. Парфения является икона свт. Николая Чудотворца с «Никейским чудом» (подписана 25 апр. 1799, видимо днем завершения написания иконы). Образы Христа и Богоматери отмечены металлическими венчиками, традиц. образ святителя примечателен монументальными размерами и исполнением одежд, воспроизводящим почти иллюзионистически, в духе европ. искусства, фактуру и узор тканей и вышивки.

http://pravenc.ru/text/2462351.html

Предстоятелю РПЦ сослужили: Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (И.А. Капрал), управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (А.В. Судаков), временный управляющий Великобританской и Ирландской епархией Марк (М. Арндт), митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (И.А. Ашурков), митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава (В.В. Кедров), митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон (Н.Н. Васюков), митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (В.Т. Данилов), архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн (И.И. Тимофеев), руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, епископ Солнечногорский Сергий (Н.Н. Чашин), епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий (Д.А. Зайцев), епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен (В.И. Щипелев), настоятель Иоанно-Предтеченского монастыря г. Казани архимандрит Нектарий (О.А. Дёмин), первый проректор КазПДС, игумен Евфимий (Д.А. Моисеев), секретарь Казанской епархии, настоятель храма Рождества Христова г. Казани, протоиерей В.М. Самойленко, настоятель домового храма святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова, протоиерей В.Н. Вигилянский, исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России, иерей Д.В. Сафонов, настоятель Оптинского подворья в г. Москве архимандрит Мелхиседек (П.Д. Артюхин) и представители местного духовенства. На Божественной литургии присутствовали многие представители федеральных и республиканских органов власти, культуры, науки и широкой общественности. Богослужебные песнопения исполнил сводный архиерейский хор Татарстанской митрополии РПЦ под управлением регента Д.А. Рогова. После сугубой ектении Предстоятель РПЦ вознёс молитву о мире на Украине . По запричастном стихе Государственный фольклорный ансамбль кряшен «Бермянчек» (художественный руководитель - Э.В. Кашапова) исполнил духовные песнопения на кряшенском (церковно-кряшенском) языке в обработке С.В. Смоленского и Г.М. Макарова.

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/13/...

Кипр Кипр ( I Mak. XV:23 ; Дeяh. IV:36, XI:19 и др.) – остров в восточной части Средиземного моря, между киликийским и финикийским берегом, имеющий вид неправильного параллелограмма и оканчивающийся длинным, узким полуостровом в с.-в. направлении. Во всю длину острова тянется цепь известных с древности в мифологии Олимпийских гор, высшая вершина коих г. Олимп имеет 7 000 футов в высоту. На юг от означенных гор тянутся очень живописные равнины, в которых в обилии растут нарциссы, анемоны и лютики. Да и вообще остров славился в древности производством пшеницы, винограда, гранатовых смокв, благовонной смолы, воска, меда и т. п. Впрочем, шелк и хлопчатая бумага считались главными произведениями острова, а кипрские леса кедровые, кипарисовые, дубовые особенно славились богатством хорошего материала для кораблестроения. Кипр также славился своими медными рудниками, обильным производством вина, плодов, меда, льна и т. п. Саламин ( Дeяh. XIII, 5 ) был главным г. Кипра и лежал на восточном берегу, а Пафос – второй большой город, находился на противоположной оконечности острова и был впоследствии резиденцией римского правителя. Он называется и доселе также Пафосом или Баффой. Остров первоначально был заселен финикиянами и постепенно переходил под власть Египта, Ассирии, Персии и Рима. Быть может, на о. Кипр указывается и в Ветхом Завете, именно в книге пр. Иезекииля ( Ueз.XXVII, 6 ) под названием островов Киттимских, а из I Мак. книги ( I Mak.XV, 23 ) видно, что во времена Антиоха здесь жило много евреев. Жители Кипра в древности, как известно, отличались распущенностью своих нравов. Означенный остров был месторождением Варнавы ( Дeяh. IV, 36 ). Христианство впервые введено здесь несколькими лицами, бежавшими сюда от гонений, бывших после убиения Стефана ( Дeяh. XI, 19 ), и затем некоторые из кипрян пошли в Антиохию и проповедовали здесь Господа Иисуса Христа грекам (ст. 20). Из Антиохии Павел и Варнава выступили на миссионерское поприще, и о. Кипр был первым местом их апостольской деятельности. В г. Пафосе они противодействовали козням волхва Елимы и обратили к вере проконсула Сергия Павла ( Дeяh. XIII, 4–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Варнава (Кедров) Митрополит Челябинский и Златоустовский Иов (Тывонюк) Епископ Читинский и Забайкальский Евстафий (Евдокимов) Епископ Шацкий Иосифй (Македонов), викарий Рязанской епархии Епископ Элистинский и Калмыцкий Зосима (Остапенко) Епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил (Доровских) Архиепископ Якутский и Ленский Герман (Моралин) Архиепископ Ярославский и Ростовский Михей (Хархаров) Украина Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), Предстоятель Украинской Православной Церкви Епископ Белоцерковский и Богуславский Серафим (Зализницкий) Епископ Васильковский Пантелеймон (Бащук), викарий Киевской митрополии Митрополит Винницкий и Могилев-Подольский Макарий (Свистун) Епископ Владимир-Волынский и Ковельский Симеон (Шостацкий) Епископ Вышгородский Павел (Лебедь), викарий Киевской митрополии Род. 19.04.1961. Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней (Середний) Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион (Шукало) Епископ Житомирский и Новоград-Волынский Гурий (Кузьменко) Архиепископ Запорожский и Мелитопольский Василий (Златолинский) Архиепископ Ивано-Франковский и Коломыйский Николай (Грох) Епископ Изюмский Онуфрий (Легкий), викарий Харьковской епархии Епископ Каменец-Подольский и Городокский Феодор (Гаюн) Епископ Кировоградский и Александрийский Пантелеимон (Романовский) Епископ Конотопский и Глуховский Иннокентий (Шестопаль) Епископ Криворожский и Никопольский Ефрем (Кицай) Митрополит Луганский и Старобельский Иоанникий (Кобзев) Митрополит Луцкий и Волынский Нифонт (Солодуха) Архиепископ Львовский и Галицкий Августин (Маркевич) Епископ Мукачевский и Ужгородский Агапит (Бевцик) Архиепископ Николаевский и Вознесенский Питирим (Старинский) Епископ Новгород-Северский Амвросий (Поликопа), викарий Черниговской епархии Архиепископ Овручский и Коростенский Виссарион (Стретович) Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел (Саввин) Епископ Переяслав-Хмельницкий Митрофан (Юрчук), викарий Киевской митрополии Епископ Полтавский и Кременчугский Филипп (Осадченко)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из этой идеи жертвы 450 объясняются и ее особенности. Телица бралась рыжая, по мнению блаж. Феодорита, для того, чтобы прообразовать священную плоть Христову, «потому что и имя Адама, говорит он, служит указанием на ту красную землю, из которой образовано тело человека» 451 . А непорочность телицы и незнание ею ярма предизображали безгрешность Спасителя по душе и по телу, не познавшего ига греха 452 . Телица сжигалась вся, с кожей и нечистотами, что составляло единственное исключение из всех жертв. Сожжение кожи и нечистот, которые служили в жертвенных животных символом жизни плотской в человеке, вместе с внутренностями животного, служившими символом духовной жизни человека, и было прообразом того, что во Христе освятилась вся природа человека, не духовная только, но и плотская, так что и последняя явилась чистой, святой и нетленной. На это прибретенное для тела человеческого Христом нетление, жизнь и чистоту указывали и употреблявшиеся вообще часто при телесных очищениях крепкое кедровое дерево, красная волна, указывавшая на жизненную кровь, и очистительный иссоп, которые сожигались вместе с телицей. Кропление водой с пеплом телицы указывало на усвоение нам плодов священной смерти Христовой, освящающей всю природу человека. Все, прикасавшееся к этому священному пеплу и действовавшие при этой жертве, считались по закону нечистыми ( Чucл. XIX, 8–10 ), с одной стороны, по словам св. ап. Варнавы и блаж. Феодорита, в прообраз распявших Христа, а с другой, как говорит св. Кирилл Александрийский , в прообраз нечистоты в сравненении со Христом всех, причащающихся жертвы Его, потому что, как говорит Слово Божье, «и звезды нечисты пред очами Его“ ( Uob. XXV, 5 ) 453 . Законы о противоестественном Как уже было замечено, законы эти имели своей главной и общей целью воспитать в евреях чувство отвращения ко всему противоестественному, противозаконному с тем, чтобы это чувство из мира физических явлений могло перейти в мир нравственный. Кроме этой главной цели те же законы, и каждый в отдельности, выражали, по мнению отцов, еще и другие какие-либо нравственно-религиозные истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mnenie-...

Последнюю службу отец Петр отслужил в 1969-м году, на Рождество Пресвятой Богородицы. Тогда неожиданно выпал снег. В этот день наместник лавры архимандрит Платон (Лобанков) вручил ему награду — орден Святого равноапостольного князя Владимира третьей степени. После этого дня батюшка больше не возглавлял литургию, а только причащался. 4 декабря 1970 года, в день Введения во храм Пресвятой Богородицы, он принял схиму с именем преподобного Серафима Саровского. Постриг совершил архимандрит Варнава (Кедров), восприемником стал архимандрит Пимен (Никитенко). После этого отец Серафим прожил ровно месяц. Архимандрит Петр среди братии лавры (нижний ряд, шестой слева; отец Петр сидит справа от архимандрита Иоанна (Разумова), наместника лавры). Фото начала 1950-х годов 3 января 1971 года, в воскресный день, батюшку пришли проведать человек десять братии (он находился в это время в изоляторе). Пропели Рождественский канон, другие песнопения, попрощались и ушли. После ужина отец Косма стал читать монашеское правило. После двенадцати ночи прочитал три канона. Взглянул на отца Серафима — лицо того побелело. Отец Косма побежал к отцу Анатолию (Просвирнину, в будущем архимандриту Иннокентию), поскольку ранее тот просил его: «Когда отец умрет, позови меня — я приду его одевать». Схиархимандрит Серафим скончался 4 января 1971 года. Отпевал его епископ Питирим (Нечаев), будущий митрополит Волоколамский и Юрьевский. Отец Анатолий и владыка Питирим были духовно близки, и получилось, что один облачал старца, а другой отпевал. Погребен отец Серафим на Северном городском кладбище Сергиева Посада. Помимо игумена Космы (Алехина), своими воспоминаниями о нем поделились его духовные чада, в том числе и ныне здравствующие. Слева направо, верхний ряд — отец Анатолий (Кузнецов, будущий архиепископ Керченский), отец Косма (Алехин), нижний ряд — епископ Питирим (Нечаев), архимандрит Петр (Семеновых) Так, архимандрит Илия (Рейзмир) вспоминает: «А какой благоговейный был архимандрит Петр (Семеновых; в схиме Серафим)! Когда в России началась Гражданская война, не желая участвовать в этой братоубийственной бойне, он уехал в эмиграцию в Китай, в Харбин. Там были тяжелейшие условия. До этого он успел еще 8 лет в русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне подвизаться. Ему там Божия Матерь являлась. В лавре был у братии духовником… Это старшее поколение монахов, на долю которых выпали испытания XX века. Они особенно дорожили каждым богослужением, ни одного ни пропускали! И нам прививали: первый признак благочестия — когда человека тянет в храм».

http://pravoslavie.ru/150424.html

Митрополит Чебоксарский Варнава (Кедров) рассказывал про отца Петра: «Очень духовный и очень строгий. Кто-то бегал от него. Он был такой: Согрешишь — больше не греши”. А я так полюбил его, что больше ни к кому не ходил, только к нему». Архимандрит Кирилл (Павлов) также отмечал строгость старца, но всегда вспоминал о нем с большой теплотой и любовью. Архимандрит Феодор (Андрющенко) рассказывал, что послушания старец Петр требовал неукоснительного: «Или исполняй, что я говорю, или отойди от меня». Отец Феодор избрал первое — исполнять — и старался во всем быть послушным старцу. Например, он рассказывал, что кто-то из прихожан преподнес ему очень ценный по тем временам подарок — портативный магнитофон. Отец Феодор решил при подготовке к проповеди записывать свой голос на пленку, чтобы слышать себя со стороны и лучше запоминать подготовленную проповедь. Видимо, с целью борьбы с тщеславием и высоким о себе мнением, которые могли бы возникнуть в этом случае, старец Петр строго-настрого запретил отцу Феодору вообще пользоваться магнитофоном. Как ни жалко тому было такого дорогого подарка, он отдал магнитофон и больше никогда не пользовался подобной техникой. Схиархимандрит Серафим (Семеновых) со своим келейником отцом Космой (Алехиным) Имя схиархимандрита Серафима (Семеновых) золотыми буквами вписано в летопись истории Свято-Троицкой Сергиевой лавры. После открытия обители в 1946-м году он возродил в ней школу старчества. Под его духовным руководством возрастали такие известные старцы, как архимандрит Кирилл (Павлов), архимандрит Наум (Байбородин), схиархимандриты Пантелеимон (Агриков) и Иоанн (Маслов), игумен Косма (Алехин), келейник отца Серафима, на основании воспоминаний которого и составлена настоящая биографическая справка, а также многие другие подвижники благочестия ХХ столетия. Рейтинг: 10 Голосов: 583 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Игумен Всеволод 30 августа 2023, 08:28 Удивительная первая фотография. Есть ли описания её происхождения?

http://pravoslavie.ru/150424.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010