ПОСТАНОВИЛИ: Одобрить отчеты синодальных учреждений об их деятельности в 2019 году.   ЖУРНАЛ 49 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о замещении вдовствующей кафедры Чебоксарской епархии в связи с кончиной митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы. Справка: Митрополит Варнава (Кедров) скончался 1 июня 2020 года, на 90-м году жизни, после тяжелой болезни, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 1 июня 2020 года в связи с кончиной митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы временное управление Чебоксарской епархией поручено митрополиту Йошкар-Олинскому и Марийскому Иоанну. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Преосвященным Чебоксарским и Чувашским, главой Чувашской митрополии быть митрополиту Улан-Удэнскому и Бурятскому Савватию, с освобождением его от управления Улан-Удэнской епархией и выражением благодарности за понесенные архипастырские труды. 2. Преосвященным Улан-Удэнским и Бурятским, главой Бурятской митрополии быть митрополиту Симбирскому и Новоспасскому Иосифу, с освобождением его от управления Симбирской епархией. 3. Преосвященным Симбирским и Новоспасским, главой Симбирской митрополии быть митрополиту Саратовскому и Вольскому Лонгину, с освобождением его от управления Саратовской епархией. 4. Преосвященным Саратовским и Вольским, главой Саратовской митрополии быть митрополиту Вологодскому и Кирилловскому Игнатию, с освобождением его от управления Вологодской епархией. 5. Преосвященным Вологодским и Кирилловским, главой Вологодской митрополии быть митрополиту Тверскому и Кашинскому Савве, с освобождением его от управления Тверской епархией. 6. Преосвященным Тверским и Кашинским, главой Тверской митрополии быть архиепископу Верейскому Амвросию, викарию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, с освобождением его от должности наместника Сретенского ставропигиального монастыря в г. Москве и ректора Сретенской духовной семинарии. 7. Наместником Сретенского ставропигиального монастыря назначить иеромонаха Иоанна (Лудищева), насельника Сретенского монастыря.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

С Иоанно-Богословским в Пощупово монастырем у него была какая-то особая внутренняя связь, никогда не прерывалась. С земляками был молитвенно близок – владыку Симона (Новикова), тогдашнего правящего архиерея Рязанской епархии, очень почитал, отца Авеля (Македонова), владыку Варнаву (Кедрова), – он тоже из Рязани. Они все не в одиночку на духовном фронте воевали, поддерживали друг друга. Перед семинарией – это где-то году в 1988-м, – я помню, работал уже в Даниловом монастыре, был дежурным по храму. В мои обязанности входило, в частности, утром храм открывать, а вечером закрывать. Батюшка уже тогда далеко за полночь Исповедь мог принимать. Я уже падаю, с ног валюсь, начинаю ходить из угла в угол, чтобы не уснуть. – Александр, давай ключики, мне оставляй, – вдруг услышу, – я сам всё закрою. Иди отдыхай, поспи. А сам-то он надолго еще оставался! Утром, смотришь, – на раннюю идет! Когда же он спал? Да и спал ли? Ему же еще и правило к литургии прочитать надо было. А потом и на поздней, смотрю, с кем-то всё еще стоит, беседует… Как мать! Со всеми нянчился духовно. Помню, батюшка как-то был такой уставший, совсем выбившийся из сил. Еле на ногах стоит. И тут его атакуют: – Батюшка, пособоровать надо! Ехать далеко... Другой бы нашел массу отговорок, а он: – Хоть Евангелие почитаю – (там же во время соборования семь раз Евангелие читается и столько же раз Апостол, – о.А. ). Точно так же, если причастить кого когда надо было, тут же собирался и ехал. Покаяться и забыть! Глаза и уши впредь беречь. И стараться молиться Безотказный отец Даниил человек. Этим качеством многие, к сожалению, злоупотребляли. Его просто толпы преследовали. Хотя я и по себе знаю, это, наверно, и другие чувствовали: хотелось быть рядом с ним. Поэтому, возможно, ему и докучали подчас даже нелепыми вопросами – всё равно, что спрашивать, лишь бы рядом побыть. От него такой дух успокаивающий исходил, благодать Божия! В этом сложно себе отказать, – известный эффект соприсутствия духовному человеку. Идет, помню, батюшка от трапезной до келлии, и это часами продолжается: один подойдет, второй, третий и т.д. Батюшка всех выслушивает, молится, отвечает.

http://pravoslavie.ru/127531.html

«Я увидел впервые отца Сергия в Чебоксарах. Он иногда приезжал погостить к владыке Варнаве (Кедрову), так как они долгие годы дружили… Высокий, очень спокойного и мирного духа батюшка. Господь даровал ему какое-то удивительное духовное благородство, которое проявлялось во всем: в его внешнем облике, речи, жестах. Отец Сергий сразу же располагал к себе. Хотелось вновь встретиться с ним, поговорить, получить благословение, попросить молитв… В моей памяти много светлых воспоминаний об отце Сергии… Как-то после осеннего праздника преподобного Сергия я ожидал после братской трапезы владыку Варнаву. Ждал-ждал, но так и не дождался. Владыка знает лавру как свои пять пальцев, и он прошел в келью каким-то другим, неведомым мне путем. Об этом мне сообщил сопровождавший его в поездке чебоксарский диакон. Видя, что я загрустил, он рассказал о нашем разговоре владыке Варнаве, и тот благословил мне подняться в келью. Как выяснилось позже, это была келья отца Варнавы в бытность его насельником лавры. После архиерейской хиротонии, уезжая на Чебоксарскую кафедру, он передал ее своему духовному другу – отцу Сергию. Вхожу в келью. Там владыка Варнава, тогда он был еще в сане архиепископа, архимандрит Сергий и архимандрит Афанасий, тоже лаврский. Отец Сергий встречает меня в дверях, обнимает и обращается ко мне так, как зовет меня только мама: “Митенька, проходи…” Беру благословение. Меня усаживают за стол. В этот день у отца Сергия были именины. На столе нехитрая снедь: кусочек красной рыбы, хлеб и гроздь крупного винограда, который мне показался очень спелым. Владыка благословляет меня покормить. Отец Сергий стал хлопотать. Я съел бутербродик, а все остальное батюшка аккуратно завернул в фольгу и вручил мне готовый пакет. Мне стало неловко. Но отец Сергий и внимания на это не обратил. Все, что было на столе, он мне и отдал. Я пробыл в келье минут 20–25 и все это время испытывал душевный трепет, глядя на этих старцев. Разговоры были самыми простыми, но почему-то слезы сами собой подступали к глазам…» 2

http://pravoslavie.ru/157800.html

«Ко всем добрым быть – вот таким призван быть человек» Сами люди всегда поддержку своего архиерея ощущали. Добрый. Отзывчивый. Божию Матерь очень почитал. Всегда наставлял полиелеи, всенощные служить – чтить ее память особо. Акафисты читать. Как-то раз у него благословения просили привезти чудотворную икону Божией Матери «Всецарица», а он такие слова сказал: – Конечно! Как же я не благословлю? Накажет еще меня. Обидится. Преподобного Серафима Саровского очень любил. Его память зимой и летом особо торжественно отмечали. Рассказывал, когда еще только его мощи после советского разорения второй раз обрели, сомнения его одолевали: «Точно ли это мощи преподобного? Мало ли чьи там останки в запасниках музея нашли...”. Стал молиться. А внутренне успокоиться все не могу». И вот, говорит, ему преподобный во сне явился: Епископ Варнава (Кедров) – Это мои мощи. Верь, не сомневайся, молись мне, – и стал невидим. Но увидел он его во сне именно на том месте, где, оказывается, – на солее левого придела в Богоявленском Елоховском соборе, – его мощи и стояли, пока их обратно в Дивеево не перенесли. Впоследствии пришел он мощам поклониться и изумился. И владыки вообще таких вещих снов много было. И когда он еще был архимандритом в Троице-Сергиевой лавре, ему как-то приснилось, что архиерей в Чебоксарах скончался, а Патриарх Пимен его туда отправляет. Встал утром, поспешил на братских молебен, да там, у мощей преподобного Сергия, действительно о кончине этого архиерея узнал... А после вышло так, что его на нашу кафедру как раз и назначили. Я, кстати, в этом году в архивах поднимал документы, – удивительно, даже местные уполномоченные по делам религии о владыке Варнаве какие-то уважительные характеристики писали. Хотя сначала, конечно, те еще были бои. Как только владыка приехал сюда на кафедру, уполномоченный ему заявил, чтобы к нему только в светской одежде являлся, по приходам не ездил, кандидатуры на учебу в семинарию у него утверждал, проповеди также – только при согласовании, а также потребовал снять секретаря епархии и настоятеля Введенского собора и поставить тех, кого укажут. А владыка по всем пунктам дал отпор: увольнять он никого не собирается – «Они не у вас, а у меня работают»; проповеди править: «У вас богословского образования нет»; точно так же как и «решать, кому в семинарии учиться, не ваше дело»; по приходам ездить он должен, как архиерей: «Это моя прямая обязанность»; а светской одежды у него давно уже нет: «Сами тогда ко мне приходите». Еще и припечатал: в Москве заявит, что здесь уже есть «управляющий епархией». Так его и зауважали.

http://pravoslavie.ru/131573.html

Архиепископ Вениамин, конечно же, душою и сердцем полюбил Сибирь и Дальний Восток и уезжал из Иркутска с большой печалью, переживая за судьбу епархии и паствы. Время показало, что его переживания не были напрасны. По воспоминаниям преемника Владыки на Чувашской кафедре митрополита Варнавы (Кедрова), местный уполномоченный имел задание уволить владыку за штат. «Его прислали в Чебоксары, – вспоминает митрополит Варнава, – и дали указание уполномоченному Громову, чтобы за три месяца найти причину уволить его на покой, снять с должности. Громов потом сам рассказывал мне об этом: «Он – безобидный старец, какой от него вред! У меня рука не поднялась на него написать, чтобы его уволили! Я так его защищал, и вот он до кончины прослужил здесь». Если в Иркутско–Читинской и Хабаровской епархиях летопись церковной жизни и дел архиепископа в значительной степени вели враги Церкви и Владыки, то в Чувашии летопись вели его друзья. Потому у нас есть возможность не только узнать многие факты, но и погрузиться в духовную атмосферу, окружавшую Владыку. Примечательно, с какой любовью говорится о Владыке в Чувашии. Сотрудники Чебоксарской и Чувашской митрополии собрали интересные воспоминания о Владыке Вениамине. Например, в интервью для «Вестника Чувашской и Чебоксарской митрополии» об архиепископе Вениамине рассказывает отец Михаил Степанов, бывший водителем, иподиаконом и жезлоносцем Владыки: «Он был разносторонне грамотным человеком. Знал астрономию, медицину, любил хоровое пение, музыку. Высокой культуры был человек». На сайте музея истории Православия в Чувашии, где собрана информация о всех правящих архиереях, мы узнаем, что Владыка очень любил местные храмовые праздники, много ездил по приходам. Службам старался придать торжественность. В обращении с духовенством и пасомыми всегда был ласков и приветлив – на лице присутствовала легкая улыбка, в разговорах избегал осуждения. Он ободрял духовно, наставлял, утешал в скорбях тысячи приходивших к нему людей. При архиепископе Вениамине в епархии был налажен церковный хор, завершена реставрация Введенского кафедрального собора, на все приходы назначены священники, приобретен дом для епархиального управления, а само управление расширено.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/16/...

Ногинск, до 1930 года носивший название Богородск, — родина Патриарха Пимена († 1990), который очень чтил преподобного. Знаменательно, что его малая родина не только первой приняла крестный ход с мощами преподобного Серафима, но и прибыли они туда в день рождения покойного Первосвятителя. Этим же вечером Патриарх Алексий II в сослужении сонма архипастырей совершил молебен и утреню перед мощами преподобного. Всю ночь приезжали приложиться к мощам жители города и окрестностей. На следующий день, 24 июля, Литургию и молебен отслужили Святейший Патриарх Алексий II, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архи­епископы Оренбургский и Бузулукский Леонтий (Бондарь), Чебоксарский и Чувашский Варнава (Кедров), Ивановский и Кинешемский Амвросий (Щуров), Самарский и Сызранский Евсевий (Саввин), Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (ныне митрополит Омский и Таврический ), Тамбовский и Мичуринский Евгений, Алма-Атинский и Семипалатинский Алексий, епископы Можайский Григорий, Истринский Арсений (ныне митрополит Липецкий и Задонский ), Подольский Виктор (Пьянков), Тобольский и Тюменский Димитрий (ныне митрополит) , Бендерский Викентий (ныне митрополит Ташкентский и Узбекистанский) . Молебен под открытым небом Сразу после службы крестный ход отправился дальше в путь и вскоре прибыл в Орехово-Зуево. «Раку с мощами пронесли на руках около километра по центральной улице до храма в честь Рождества Богородицы, — рассказывает коррес­пондент ЖМП. — Несмотря на дождь, горожане заполнили не только всю улицу, но и крыши окрестных домов. В храме Святейший Патриарх совершил Литургию и молебен в сослужении тех же архиереев, что и накануне, а также архиепископа Свердловского и Курганского Мелхиседека. В 16:00 вновь был отслужен молебен, мощи изнесли из храма, и крестный ход отбыл во Владимир». У древней границы города под сводами Золотых ворот торжественную процессию встретили епископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов), светские власти города. Раку с мощами установили на паперти перед колокольней собора. Святейший Патриарх отслужил молебен под открытым небом. Вся соборная площадь, до отказа заполненная молящимися, мерцала в наступивших сумерках огоньками свечей... На ночь мощи внесли в храм, где перед ними духовенство епархии непрестанно совершало молебны с акафистами. Утром 25 июля Святейший совершил Божественную литургию в Успенском соборе, а на следующий день крестный ход отправился далее через Боголюбово и Вязники в Нижний Новгород.

http://e-vestnik.ru/church/zapeli_pashu_...

Однако когда в развлекательных заведениях Москвы стали вводиться QR-koды, представители Московского патриархата тут же выступили против подобных новшеств для церквей. «QR-koды – вещь для храмов абсолютно неприемлемая и неприменимая. Я не вижу для этого ни смысла, ни основания. Что касается богослужений, то сегодня в церкви максимально соблюдаются все предосторожности. Мы рассчитываем, что храмы будут оставаться открытыми для прихожан весь этот период», – заверил в интервью ТАСС 7 декабря председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. В Московском патриархате пообещали в преддверии Рождества «навести дисциплину» в храмах. В РПЦ неоднократно подчеркивали, что предприняли «беспрецедентные» меры профилактики коронавирусной инфекции. «Мы заботимся о том, чтобы за богослужением люди стояли в масках, по возможности соблюдали социальную дистанцию. Мы также призываем прихожан старше 65 лет по возможности воздерживаться от посещения храмов. Мы организовали прямую трансляцию богослужений для тех, кто не может прийти на службу. Делаем все возможное для того, чтобы минимизировать риски, включая те гигиенические и противоэпидемические меры, которые принимаются при причастии: после каждого причастника лжица либо протирается проспиртованным платом, либо опускается в спиртовой раствор, а затем в горячую воду; запивка после причастия подается в одноразовых стаканчиках», – уверял митрополит Иларион. При этом ширится список погибших от «вредоносного поветрия» клириков. На заседании Синода, которое прошло 8 декабря в удаленном формате, находящийся третий месяц на самоизоляции патриарх Московский и всея Руси Кирилл объявил: «Большое количество наших собратьев, около 100 человек, погибли от этой болезни». Среди жертв как минимум пять иерархов. Это митрополиты Иов (Тывонюк), Феофан (Ашурков), Иона (Карпухин), Варнава (Кедров), Исидор (Кириченко). Некоторые эксперты полагают, что объявленные цифры занижены. Еще в конце лета в официозе «Журнал Московской патриархии» был опубликован список «почивших в период пандемии», который насчитывал 100 имен. Однако на оппозиционном Московскому патриархату ресурсе к октябрю синодик (поминальная молитва) скончавшихся от коронавирусной инфекции клириков и монашествующих РПЦ включал как минимум 120 имен. В последующем, с начала октября, согласно официальным данным, от инфекции умерли еще более 50 священнослужителей.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Я помню, что в те дни я не сидел и недели без работы и постоянно перемещался по Москве — то есть относился к той категории людей, которые все же выезжали на рабочие места. Я трудился и как священник ( настоятель храма преподобного Серафима Саровского вблизи комплекса « Москва -сити» — прим. ред.), и как глава церковного учебного комитета. Что бросалось в глаза на улицах? Непривычно пустой город. Погода в ту пору стояла хорошая: ранняя весна, много солнца — идешь по притихшему огромному мегаполису и видишь, как одуванчики расцветают, как зеленым дымчатым пухом раскрываются на деревьях первые листья, а настроение при этом не весеннее. Вместо этого на сердце тревога и давящая неизвестность. Сейчас не так. Даже осенью, во время второй волны, когда опять много людей заболевало, ощущения безысходности больше не было. И врачи научились лучше справляться с ковидом, и мы до известной степени смирились, что есть такое сопутствующее обстоятельство нашей жизни — коронавирусная инфекция. Те, кто теперь заболевает, переносят это легче, а медики лечат увереннее. — Насколько Русская православная церковь сама пострадала от коронавируса? — Все же процент смертности среди православного духовенства и тяжких случаев заболевания был значительно выше весной и в начале лета 2020 года, чем в конце осени и зимой. Субъективные впечатления по людям, которых я знаю лично, у меня примерно такие же. Среди моих знакомых число умерших или заболевших тяжело в основном легло на первую волну. Возможно, это была самая слабая (подразумеваю — физически слабая) часть нашего сообщества, а может, сам вирус мутирует и приспосабливается к человеческому организму. — В открытых источниках упоминается, что с момента начала пандемии от инфекции скончались от 150 до 205 священнослужителей Русской православной церкви различного звания — в том числе несколько митрополитов, как действующих, так и пребывающих на покое. Среди действующих не только митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков), но и митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава (Кедров) (на момент кончины ему было 89 лет), а также митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор (Кириченко), вместе с которым умерли его родной брат, протоиерей Владимир Кириченко, и родная сестра, монахиня Мария… — К сожалению, это похоже на скорбную правду, но цифра более чем в 200 человек представляется мне завышенной.

http://ruskline.ru/opp/2021/05/18/ewe_tr...

В июле 1995 г. в Чебоксарской епархии было открыто ДУ, при котором организована иконописная школа. Значительным событием в жизни епархии стало освящение Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в 1996 г. ц. во имя равноап. кн. Владимира, которой впосл. был присвоен статус собора. По благословению В. епархиальный Православный миссионерский центр ведет активную борьбу с многочисленными сектами, развернувшими свою деятельность на территории Чувашии. При мн. приходах открыты дома милосердия для престарелых и обездоленных, организована благотворительная служба помощи неимущему населению. Священнослужители епархии окормляют места лишения свободы. В. удостоен церковных орденов: равноап. кн. Владимира 2-й степени (1971), прп. Сергия Радонежского 2-й степени (1981), блгв. кн. Даниила Московского (1996), свт. Иннокентия, митр. Московского (2001); гос. наград: Почетной медали Советского Фонда мира (1984), ордена Дружбы (1996), является лауреатом Государственной премии РФ в области строительства и архитектуры (2000). В 1996 г. Святейшим Патриархом Иерусалимским и всей Палестины Диодором был награжден орденом Животворящего Креста Господня 1-й степени. В 2001 г. возведен в сан митрополита. Решением Свящ. Синода от 4 окт. 2012 г. назначен главой Чувашской митрополии и утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Свято-Троицкого мужского монастыря г. Чебоксары Республики Чувашия. Лит.: Наречение и хиротония архим. Варнавы (Кедрова) во еп. Чебоксарского и Чувашского//ЖМП. 1977. 2. С. 18-20; Карлинов И. , прот. Жизнь во славу Божию//ПС. 1999. 7-8. С. 1-2; Теплов В. , свящ. Я всегда был в Православии//Правосл. Алатырь. 2003. 30. С. 2. Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/154279.html

В нашем поселке был и свой действующий храм в честь Живоначальной Троицы с приделом во имя святителя Николая. Мы ходили в наш храм каждый праздник и воскресный день, если не ехали в Лавру. Услышав, как начинают звонить в колокола, мы быстро собирались и добегали до храма, чтобы войти в него, пока еще не закончился звон. Мама говорила нам, что важно войти в храм, пока звонят, потому что в это время в него входят ангелы. Второй обширный инфаркт у мамы случился, когда мне было лет десять-одиннадцать. Тогда врачи сказали, что ее нельзя везти в больницу — она просто не доедет, и что ей осталось жить два-три дня. Из Москвы духовные чада архимандрита Тихона привезли специальное медицинское оборудование, сделали кардиограмму, и диагноз подтвердился. Тогда мама попросила съездить в Лавру и найти отца Тихона или кого-нибудь еще из монахов, чтобы ее соборовали и причастили. Митрополит Димитрий, схимонахиня Мария, Митрополит Климент, протоиерей Николай и его сын, протоиерей Константин, 2007 г.      Соседи дали машину, и к нам приехал игумен Варнава (Кедров, ныне Митрополит Чебоксарский и Чувашский), который также раньше бывал у нас дома. Мама, увидев его, сказала: «Батюшка, я Вас и чаем напоить не смогу… Видно, Господь меня к Себе призывает». А он ей в ответ: «Нет, что ты, у тебя ведь их четверо»,— и показал на нас, а мы все стоим, переживаем,— «Господь тебя поднимет. Сейчас вот помолимся, я тебя причащу, и поправишься». Отец Варнава совершил соборование, причем все делал без спешки, ни одной молитвы не опустил, все Евангелия вычитал, а ведь мама лежала уже на смертном одре. Когда он стал ее причащать, она приподнялась и села, чтобы принять Святые Дары, а при отпусте, когда отец Варнава осенял ее крестом, она потянулась, чтобы поцеловать крест, и встала на ноги. Болезнь в один миг прошла. Приложившись к кресту и иконам, она пошла на кухню и не только чай, но и борщ приготовила. Это было чудо, оно произошло на наших глазах. Минуло столько лет, у нее было еще два или три инфаркта, но Господь, как сказал тогда отец Варнава, каждый раз поднимал ее с постели. В этом году мы отметили ее юбилей — сто лет. Безусловно, она жива благодаря молитвам.

http://pravoslavie.ru/97151.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010