И действительно, Антиохия стала одним из крупнейших центров христианства в древности. В апостольский век Антиохия была как бы метрополией всех церквей, основанных апостолами среди языческих народностей. Варнава и Савл в Антиохии (стихи 22–26) Когда слух о таком успехе евангельской проповеди в Антиохии дошёл до Иерусалима, апостолы поручили Варнаве идти в Антиохию, без сомнения для того, чтобы предупредить могшие возникнуть там недоразумения и взять на себя первоначальное руководство этой новой и многочисленной христианской общиной. Послан был именно Варнава потому, что он был кипрянин, то есть родом с того же острова Кипр, откуда происходили и некоторые из антиохийских проповедников, и он легче мог стать с ними в близкие и искренние отношения. Кроме того, он был «муж добрый и исполненный Духа Святого и веры» – отличался особенно мягким и любвеобильным сердцем и имел дар убедительности и утешительности в слове, за что и получил прозвание «сына утешения». Придя в Антиохию, он, видимо, не заметил там никаких недостатков и своей проповедью ещё более умножил число верующих. Введший Савла в иерусалимское христианское общество Варнава, без сомнения, знал о его предназначении быть апостолом язычников, а потому и счёл нужным отыскать его в его родном городе Тарсе, находившемся к тому же неподалёку от Антиохии, и привёл его в Антиохию, чтобы начать здесь свою апостольскую деятельность среди новообращённых язычников. Целый год они трудились вместе, уча «немалое число людей». Далее следует весьма важное указание Дееписателя, что «ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами». До сих пор они назывались «учениками», «братиями», «верующими», «святыми». Вероятнее всего, что это наименование «христиане» явилось не в среде самого христианского общества, а дано было последователям Господа Иисуса Христа антиохийскими язычниками. Не зная догматического и религиозно-исторического значения имени Мессии, они приняли его греческий перевод – Христос – за имя собственное и по нему образовали имя партии, по их мнению, или секты Его последователей, подобно тому, как говорили: «иродиане», «кесариане», «помпеяне» и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

и иудейских авторов словосочетание «отдать душу» (δοναι, τιθναι τν ψυχν) хорошо засвидетельствовано, а его значение разъясняется на основании примеров, в которых с теми же глаголами и в тех же контекстах употребляются выражения «отдать себя» (αυτν) или «отдать тело» (σμα), напр.: «Итак, дети, возревнуйте о законе и отдайте жизнь вашу (κα δτε τς ψυχς) за завет отцов наших» (1 Макк 2. 50) и «...и он предал себя (κα δωκεν αυτν), чтобы спасти народ свой» (1 Макк 6. 44; ср.: 2 Макк 7. 37; Eur. Phoen. 998; Dionys. Halicarn. Antiq. V 65. 4; Ios. Flav. De bell. 2. 201; см.: Popkes W. Christus traditus. Zürich, 1967. S. 19, 38, 86-88. (ATANT; 49)). «Отдать душу» значит также посвятить свою жизнь полностью чему-либо или кому-либо. Об апостолах Варнаве и Павле в Деяниях св. Апостолов говорится, что они предали «души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа» (Деян 15. 26). В таких контекстах о ψυχ нередко говорится как о чем-то малозначащем или даже достойном презрения и ненависти в сравнении с тем, чему она приносится в жертву. Так, ап. Павел пишет: «...я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью (τν ψυχν), только бы с радостью совершить поприще мое и служение» (Деян 20. 24), книга Откровение свидетельствует о тех, к-рые «не возлюбили души (τν ψυχν) своей даже до смерти» (Откр 12. 11), а Господь требует: «...если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни (τν ψυχν) своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк 14. 26). В соответствии с ветхозаветным словоупотреблением выражение «искать душу» имеет значение «стремиться убить»: «...встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца» (Мф 2. 20; ср. цитирование 3 Цар 19. 10 в Рим 11. 3), а «взять душу» - значит «лишить жизни»: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя» (Лк 12. 20). Сопоставляя вопрос Спасителя: «...должно ли в субботу... душу спасти, или погубить?» (Мк 3. 4; Лк 6. 9) - и реакцию на него фарисеев, к-рые «немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его» (Мк 3.

http://pravenc.ru/text/180712.html

И как Павел уступил (апостолам) в Иерусалиме, так и они ему в Антиохии. В чем же состояло пререкание? « Ибо, до прибытия некоторых от Иакова (а последний и сам был учителем в Иерусалиме) , ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных » ( Прежде бо даже не приити неким от Иакова, с языки ядяше: егда же приидоша, опряташеся и отлучашеся, бояся сущих от обрезания ); не того боялся, чтобы не подвергнуться опасности самому, — в самом деле, тот, кто не боялся в начале, тем более не мог бояться теперь, — но для того, чтобы не отпали (ученики), так как он и сам говорит галатам: « Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас » ( боюся о вас, еда како всуе трудихся ) (4:11), и еще коринфянам: «Боюсь, чтобы как змей прельстил Еву, так и вашим умы не повредились» (2 Кор. 11:3). Ведь страх смерти ничего не значил для них, но страх погибели учеников сильно поражал души их. «… Так что даже Варнава был увлечен их лицемерием ( яко и Варнаве пристати лицемерству их ) (ст. 13). Не удивляйся тому, что поступок (Петра) он называет лицемерием, потому что, как я сказал уже, он не хочет открывать намерения для того чтобы (иудеи) исправились. Так как они сильно привязаны были к закону, то ввиду этого он и называет поступок (Петра) лицемерием, и так сильно обличает его, чтобы совершенно уничтожить укоренившееся в них предубеждение. А Петр, слыша это, также показывает вид, как будто он действительно виновен, для того, чтобы благодаря сделанному ему порицанию (уверовавшие из иудеев) исправились. Если бы Павел стал обличать самих верующих из иудеев, то они с презрением и негодованием отвергли бы его обличение, так как еще не питали к нему большого уважения; теперь же, видя, что учитель их, будучи обличаем, молчит, они не могли ни пренебречь, ни противоречить тому, что говорил (Павел). «… Сказал Петру при всех » ( рекох Петру пред всеми ). Видишь ли, как исправляет других? Для того именно и сказал — « при всех » ( пред всеми ), чтобы устрашились и слушающие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Из моря свидетельств о Духе Святом, как основном источнике истины, премудрости и всякой благостыни, свидетельств, коими полно Писание (будучи в целом само произведением Духа) вообще и писания апостольские, в частности, я почерпнул одну каплю. Но и этой капли достаточно, чтобы удостоверить нас о всесторонней действенности Духа в жизни Его причастников, особливо таких, как первые ученики Христовы, которые преизобильно прияли посланного им их Учителем Духа Истины. Казалось бы, на этом можно остановиться - куда нам идти? Ты, Душе Святый, имаши глаголы божественной истины и вещаешь их миру и просвещаешь ими взыскующих Истины. - И действительно, мы видим и в ап. Павле, и в апостолах Петре и Иоанне и других полную и непоколебимую уверенность в безусловной правде тех откровений, которые, согласно обетованию Господа, они должны были получить - и получили - от пришедшего к ним Утешителя. Однако тот же изобиловавший множайшими дарованиями духовными Апостол языков идет к самовидцам Слова, Петру, Иакову и Иоанну, проверить свое благовестие. " Ходил я, - пишет он Галатам, - в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита. Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался " (Гал.2:1-2). О результатах этого нарочитого свидания апостолов св. ап. Павел так сообщает в том же своем послании к Галатам: " ...увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных (ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников), и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным " (2:7-9). Правда, согласно большинству авторитетных толкователей Свящ. Писания и как явствует непосредственно из самого текста Писания (см. 1-ю и 2-ю главы послания к Галатам), св. ап. Павел ходил в Иерусалим не ради себя, не для того, чтобы самому увериться в истинности своего благовестия, которому он ревностно, самоотверженно и с большим успехом служил до этого путешествия в течение четырнадцати лет, " не советуясь с плотью и кровью " (Гал.1:16), а руководясь одним откровением, - но это обстоятельство нисколько не ослабляет той мысли, что откровение Духа требует для себя соборной проверки.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Иисус Христос и 12 апостолов. Рельеф саркофага. VI–VII вв. (ц. Сен-Гийом-ле-Дезер. Франция) Иисус Христос и 12 апостолов. Рельеф саркофага. VI–VII вв. (ц. Сен-Гийом-ле-Дезер. Франция) В НЗ слово πστολος в ряде случаев все еще сохраняет общее значение - «посланный кем-либо с определенной целью» (напр., Ин 13. 16: «Раб не больше Господина своего, и посланник (πστολος) не больше пославшего его», ср.: Мф 10. 40). А. могут называться уполномоченные христ. общин (напр., Тит и др. христиане в 2 Кор 8. 23 названы «посланниками церквей» (πστολοι κκλησιν)), сопровождающие в Иерусалим пожертвования, собранные общинами Греции. В этом же смысле ап. Павел называет апостолом Епафродита как апостола филиппийцев (Флп 2. 25; μν δ πστολος). Однако основным становится новое значение, к-рое выражено в словах ап. Петра перед избранием ап. Матфия : «Один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его» (Деян 1. 21-22). А. в НЗ в большинстве случаев называются 12 наиболее близких учеников Господа и ап. Павел . В отдельных случаях это наименование прилагается и к др. лицам: к Варнаве наряду с Павлом (Деян 14. 4, 14), к Андронику и Иунии (Рим 16. 7). Ап. Павел говорит об «Иакове и всех апостолах», явно отличая их от Двенадцати (1 Кор 15. 5, 7). Вплоть до кон. II в. по Р. Х. странствующие проповедники Евангелия все еще назывались А. О них говорится в 11-й гл. «Учения двенадцати апостолов» - «Дидахе» . Служение в Церкви по распространению евангельской веры среди непросвещенных народов подобно тому, как это делали А. Христа, и сегодня называется равноапостольным . Так, Церковь почитает равноапостольными Марию Магдалину , имп. Константина I Великого , Нину , просветительницу Грузии, вел. кн. Владимира , свт. Николая (Касаткина) , архиеп. Японского. Встречается и иная форма этого именования, напр. свт. Стефан Пермский - «апостол зырян». Служение А.

http://pravenc.ru/text/Апостолы.html

Или один я и Варнава не имеем власти не работать? То есть ужели мы не имеем власти жить без работы и содержаться на счет своих учеников, не работая? Не умолчал и о Варнаве, который, как ему было известно, был также точен в этом отношении; ибо он жил своею работой. Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Ибо все воины пользуются содержанием от общества. Прилично поставил на первом месте служение воина; ибо оно имеет сходство с служением апостольским по соединенным с ним опасностям и по борьбе с мысленными врагами. Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Этим примером указал на трудность, множество бедствий и забот. Впрочем, не сказал: не употребляет весь плод, но: не ест плодов. Не сказал также: кто не обогащается от плода, но: не ест. Так повсюду убеждает искать необходимого, а не излишнего. Кто, пася стадо, не ест молока от стада? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? Не сказал: продает овец, или: съедает их, или: все молоко, но: молока, показывая нам этим, что учитель должен довольствоваться малым вознаграждением и необходимым содержанием. Именем «пастыря» указывает на то, что учитель должен иметь большое попечение. По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? То есть разве я только человеческими примерами подтверждаю это, а свидетельства из Писания не имею? Я могу доказать, что это и Богу угодно; то же повелевает и Закон, который не от людей, но от Бога. Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. С избытком подтверждает желаемый предмет, почему приводит в пример и волов. О волах ли печется Бог? О волах ли печется Бог? Что же? ужели не печется? Печется, но не так, чтобы давать законы о них. Поэтому заботливостью о бессловесных внушал нечто иное, именно приучал иудеев заботливости об учителях. Отсюда же узнаем, что все, что ни говорится в Ветхом Завете о бессловесных, то служит к назиданию людей.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

( Ин.1.14 ). Но и в Воплощении Божественная сущность Христа остается неизменной: Он нетварен по своей Божественной природе как до, так и после Своего Вочеловечения. Сын Божий превечно рождается от Бога-Отца, это рождение недоступно человеческому пониманию. Принципиальные отличия Православие Агни-йога Во Христе две природы – человеческая и Божественная Нет принципиального различия между человеческой и Божественной природой Христос – Личность, Он – Богочеловек Христос – «высшее я» человека, это одна из духовных степеней, которой может достичь человек Христос – Единородный (Единственный) Сын Божий; Воплотившийся Бог Христос – один из «учителей» Шамбалы 6. Богоподобие или боготождественность? Мысль о единстве Божественной и человеческой природы приводит к следующему логическому заключению: человек есть Бог . Агни-йога учит: «…нет Бога (или Богов), который не был бы когда-то человеком…» 72 . Если вспомнить, что все члены семьи Рерих были агни-йогами, то вывод напрашивается соответствующий: все они, с точки зрения их учения, были «богочеловеками»: «Доктрина учит, что для того, чтобы стать божественным, вполне сознательным Богом – да! Даже высочайшие – Духовные, Первозданные Разумы должны были пройти через человеческую ступень» 73 . Христианский подход к этому вопросу, основанный на Священном Писании , совершенно иной: когда жители города Листра пытались воздать апостолу Павлу и его спутнику Варнаве те же почести, которые было принято воздавать языческим богам, апостолы, разодрав свои одежды, запретили им это делать: «Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове. Жрец же [идола] Зевса, находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и [принеся] венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение. Но Апостолы Варнава и Павел, услышав [о сем], разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? И мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них, Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями…» ( Деян.14:11–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sud-sove...

Итак, прекрасен, справедлив и верен сей совет 130 , который я даю самому себе и вам, возлюбленные мои монахи [ihidaye], пребывающие в безбрачии; девы [btUlata], не приналежащие мужу; и те, кто возлюбили целомудрие [qaddisUta]. Достойно, правильно и прекрасно, чтобы, даже претерпевая скорбь, человек пребывал в одиночестве. И так подобает ему жить, как написано пророком Иеремией: Благо человеку, когда он несет Твое иго в юности своей; сидит уединенно и молчит, ибо взял на себя Твое иго 131 . Следовательно, возлюбленный мой, тому, кто возложил на себя иго Христово 132 , подобает сохранять иго свое в чистоте. Вот написано, возлюбленный мой, о Моисее, что с того времени как явился ему Святой [qaddisa], он возлюбил святость [qaddtsuta], и с того времени, как он получил освящение [ " etqaddas], его жена больше не служила ему, ибо написано: Иисус Навин был служителем Моисея с юности своей 133 . И еще написано об Иисусе: От скинии не отлучался 134 . А в скинии собрания женщины не служили, потому что не позволял Закон входить им в нее. И даже когда приходили они помолиться, то лишь при дверях походной скинии они молились и уходили. И также священникам предписано, чтобы они сохраняли воздержание [iqaddisUtA] во время своего служения (264) и не касались своих жен. И об Илие написано, что в то время, когда он обитал на горе Кармил 135 у потока Хорафа, служил ему ученик его. И так как сердце его было на небе, то птица небесная приносила ему пропитание. И так как он уподобился небесным ангелам, то они приносили ему хлеб и воду, когда убегал он от Иезавели 136 . Все помышление свое он устремил к небу и поэтому был восхищен на огненной колеснице на небо, которое и стало его вечной обителью 137 . И также Елисей следовал своему учителю, и когда он обитал в горнице Сонамитянки, то и ему служил ученик его. И так сказала эта Сонамитянка: Пророк Божий, который постоянно проходит мимо нас, святой [qaddts]. Подобает для его святости [qaddtsUte] сделать ему горницу и все необходимое 138 . Что же из необходимого было в горнице Елисея? Только постель, стол, седалище и светильник. И что сказать нам об Иоанне, который и вовсе не обитал среди людей, чтобы в совершенстве 139 сохранить свое девство [btUlUta], и он воспринял дух Илии 140 . И также блаженный апостол сказал о себе и о Варнаве: Или мы не имеем власти есть (265) и пить и иметь спутницами жен? Но не должно и не следует 141

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

июнь 11). А Павел, избрав себе в спутники Силу (ст. 22, 27, 32, 34), отправился, быв поручен братиями благодати Божией: ср. Деян.14:26 . Кажется, это последнее относится только к Павлу, а не и к Варнаве. Вероятно, сей после огорчения, немедленно оставил вместе с Марком Антиохию; по крайней мере, о его отплытии на Кипр говорится непосредственно после упоминании об этом огорчении, а о Павле уже потом. – Проходил Сирию и Киликию: как Варнава отправился на свою родину – на Кипр, так и Павел – на свою родину в Киликию, и – затем уже тот и другой со своими спутниками предприняли путешествия далее. Дееписатель повествует только о путешествии Павла, с которым он соединился во время сего путешествия ( Деян.16:10 и прим.). – Утверждая церкви: общая черта, которой характеризуется вся деятельность Павла и Силы в этих церквях; в частности, она, может быть, означает деятельность их в отношении к умиротворению, в смысле постановлений апостольского собора, этих церквей, возмущенных иудействующими (ср. ст. 32). Глава 16 Павел в Листре и Дервии (1–3) 1. Дошел он до Дервии о Листры. И вот, был там некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин, 2. И о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии. 3. Его пожелал Павел взять с собою; и взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин. Дошел он (Павел со своим спутником Силой) до Дервии и Листры см. прим. к Деян.14:6 . – Был там: в Листре, а не в Дервии, вероятно, на что указывает и свидетельство о Тимофее листрян. – Некоторый ученик: т.е. христианин. Мать этого ученика (по имени Евника, – 2Тим.1:5 ) была Иудеянка уверовавшая, т.е. христианка из иудеек, отец же был Еллин, т.е. язычник (ср. 11–20), и притом не прозелит иудейский из язычников, чего ни откуда не видно, но именно язычник, остававшийся язычником и по обращении к Христу его жены и сына (ср. конец ст. 3). Таким образом, Тимофей происходил от смешанного брака иудейки (потом обратившейся в христианство) с язычником.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

К сожалению, в последние годы, настоящих " сеятелей " на ниве Христовой, всё меньше и меньше. Дмитрий 17 августа 2016, 10:28 Наталии Р. 17 августа 2016, 06:00 Наталья,Вы знаете что такое воздушный поцелуй? Иногда нет возможности приложиться к иконе ,облобызать образ-или высоко висит,или не подойдёшь из-за подсвечников-и такое бывает.Что ж такого страшного и кощунственного Вы в том усмотрели? По поводу осуждения священства и непослушливости -ведь батюшка Вам сказал " можно " -не будем распространяться. Послушайте ,лучше ,апостола Павла. " Так [бывает] во всех церквах у святых. Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают [о том] дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор 14:33-35) " . Наталья 17 августа 2016, 10:14 Я сама живу в Москве и ходила в разные храмы. По моим наблюдениям, в храмах, где сложилась достаточно закрытая община атмосфера хуже, чем в храмах, где приходит всякий народ. Поэтому хожу в Богоявленский собор в Елохове, в свою церковь Рождества Предтечи, хотя там очень тесно. Мы достаточно разобщены, но помогать другим можно и не зная тех, кто нуждается. Можно отдать детскую одежду и обувь в хорошем состоянии. Мы просто все подготовили, привезли и там семьи, кто нуждается забрали. нина 17 августа 2016, 08:36 Спасибо за статью.Живу в Украине 20 лет хожу в храм на другом конце города - час на маршрутке.Раньше люди ходили только по праздникам,сейчас каждое воскресение полный храм.В прошлом году в великий четверг причащалась одна ,а в этом году около 30 человек.Дай Бог здоровья отцу Варнаве!В мае ездила крестить внучку в Россию.Радовалась, что можно зайти в любой храм, не боясь, что угодишь к раскольникам, но местный батюшка, напуская на себя суровый вид отпугивает.Внучку решили крестить в монастыре так он не позволил крестному поехать под предлогом помощи в храме. Тяжко приходится особенно замужним женщинам с детьми. Пишу с их слов.

http://pravoslavie.ru/96224.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010