(Василий Арефьевич; 25.02.1694, Орёл - 8.11. 1759, г. Холмогоры Архангелогородской губ.), архиеп. Архангелогородский и Холмогорский. Из военного сословия, образование получил в Москве. В 1714 г. пострижен в монашество в Соловецком в честь Преображения Господня мон-ре и рукоположен во иеромонаха. В 1719 г. находился по делам мон-ря в С.-Петербурге, был против воли оставлен в Александро-Невском мон-ре. Служил иеромонахом на кораблях «Арендаль» и «Ингерманландия». 3 сент. 1720 г., после возведения в сан архимандрита, назначен настоятелем Соловецкого мон-ря, к-рым управлял ок. 20 лет. Поддерживал монастырское хозяйство, несмотря на секуляризационную политику правительства: вопреки указам строил ладьи, принимал беглых крестьян и матросов, чинил препятствия «сыску руд» (поискам полезных ископаемых) на принадлежавших мон-рю землях, добивался передачи мон-рю части таможенных сборов с рыбных и соляных промыслов. В марте 1722 г., во время посещения Петром I олонецких заводов, по доносам «рудознатцев» (чиновников, занимавшихся поиском полезных ископаемых) В. предстал перед государем, повинился и был прощен. В 1722 г. вопреки указам Синода добился сохранения часовен в мон-ре, 7 марта 1723 г. доносил Холмогорскому архиеп. Варнаве (Волатковскому) о беспорядках среди братии. В 1724 г. по доносам заводчика М. Собинского и провинциал-инквизитора А. Тихонова началось дело по обвинению В. в злоупотреблениях и невыполнении указов, одновременно канцелярия Московского синодального правления начала следствие по обвинению В. в присвоении 1310 р. из монастырской казны. С июля 1725 по март 1726 г. В. был отрешен от управления мон-рем и находился в С.-Петербурге. Решением Синода возвращен на прежнее место, но оставлен под подозрением в уничтожении монастырских приходно-расходных книг. В 1722-1729 гг. между В. и заводчиком Собинским и др. шла тяжба из-за угодий Соловецкого мон-ря. В 1726 г. допроса В. по обвинению в препятствии «сыску руд» требовала Берг-коллегия. В годы игуменства В. Соловецкий мон-рь служил местом заключения политических преступников. В монастырской тюрьме содержались гр. П. А. Толстой, кн. В. Л. Долгорукий, самозваный митр. Чигиринский и Украинский Епифаний и др. В сент. 1731 г. на В. был возложен допрос бывш. митр. Игнатия (Смолы) .

http://pravenc.ru/text/154337.html

В 1722 г. при разборке ветхих деревянных часовень были обретены останки В. К., о чем причетники Керетской вол.- вотчины Соловецкого мон-ря - сообщили Холмогорскому архиеп. Варнаве (Волатковскому) . 15 янв. 1723 г. указом Святейшего Синода из Соловецкого мон-ря в Кереть был направлен иеродиак. Иосиф для сбора сведений о житии и чудесах В. К. Вскоре последовал указ Синода Холмогорскому архиерею об освидетельствовании мощей подвижника. С этой целью в Кереть в янв. 1725 г. приехали соловецкий иером. Иона и свящ. Епимах Кононов. По их свидетельствам, нетленные мощи В. К. почивали «в часовне, в земле... не во гробе», но в «поморской кережке (санях), облачен в черном русском кафтане, и оная кережка вся изгнила, а кафтан и мощи его, на главе его власы и брада - все цело». Когда мощи преподобного внесли в алтарь ц. вмч. Георгия, «тогда-де от мощей его благоухание было видимо всем, подобно-де тому, как от росного ладана дым». Однако иером. Иона отказался засвидетельствовать это чудо (говорил: «Исходит от печи дым, а не благоухание»), вслед. чего архиеп. Варнава постановил до указа Синода положить мощи преподобного в кирпичный склеп под полом храма, совершать по В. К. «панихиды в приличные дни и в проскомидии и в литургии править и поминать». Синод не запретил почитать В. К., но признал сказания о чудесах недостоверными, а «кто хощет онаго поминать, тем не возбраняется». В 1769 г. сгорели обе церкви села, во время пожара мощи В. К. извлекли из склепа и отнесли за четверть версты от села (в наст. время здесь стоит памятный крест). По преданию, от этого места в сторону пожара заструился ручей (след от него сохранился до наст. времени), его вода помогла остановить распространение огня. В 1773 г., когда в Керети было закончено строительство двухэтажной ц. вмч. Георгия, мощи В. К. были перенесены в новый храм, в придел свт. Николая Чудотворца. Во время Крымской войны (1853-1856) при угрозе нападения англ. флота на поморские селения свящ. Феодор Онуфриев испрашивал у правящего архиерея разрешения перенести мощи В. К. в безопасное место, но разрешения не получил. 26 мая 1857 г. мощи преподобного пострадали в результате пожара, сохранившиеся частицы были уложены в раку, пожертвованную лесопромышленниками Савиными, и помещены во временной часовне. В 1867 г. построили новый храм во имя вмч. Георгия, мощи В. К. поместили в сев. приделе, посвященном преподобному. 22 мая 1949 г. Георгиевская ц. в Керети вновь сгорела, мощи В. К., часть уцелевшей утвари и икон перенесли в избу-молельню, в 1959 г. участники археографической экспедиции описали останки В. К.: «Небольшие косточки темно-коричневого цвета хранились в деревянном киоте с разбитым стеклом». В 1960 г. последние жители покинули Кереть, молельня сгорела, судьба ковчега с мощами В. К. неизвестна.

http://pravenc.ru/text/154249.html

Основное место в Житии занимает описание 10 посмертных чудес Г., совершившихся по молитвам к святому (автор Жития свидетельствует: «Многажды бо и меня, убогаго, от напастей и недугов освободил блаженный»). 1-е чудо - о предсказании святым скорой смерти великокняжеского наместника в Важской земле кн. М. В. Хворостины (родоначальника Хворостининых; Житие сообщает дату смерти наместника - 22 марта 7022 (1514), правда, относит это событие к времени правления вел. кн. Иоанна III Васильевича). 9-е чудо датировано 7148 (1640) г. Создание Жития можно отнести к времени, близкому к этой дате, поскольку автор пишет, что узнал о 8-м чуде непосредственно от исцеленного. По сведениям свящ. Михаила Усердова, рукопись Жития Г. содержала также службу ему, включавшую стихиры на «Господи, воззвах», а также канон блаженному с тропарем, кондаком и молитвой. По-видимому, в связи с переносом Никольского храма на новое место по повелению кн. М. В. Хворостины совершилось обретение нетленных мощей Г. (в нач. XVI в., ранее 1514), затем они были вновь погребены. По повелению великокняжеского наместника над могилой святого воздвигли часовню с каменной гробницей, на гробнице находился «образ чудотворцев, писан на плащанице». В 1716 г. прихожане Никольской ц. подали челобитную Варнаве (Волатковскому), архиеп. Холмогорскому и Важскому, с просьбой о переносе часовни и могилы Г. на др. место в связи с угрозой размытия могилы. Архиеп. Варнава отдал распоряжение игум. Богословского мон-ря Евфимию и протопопу шенкурского собора Иову часовню перенести и освятить, «а Георгия откапати, благоговейно осмотреть, потом панихиду начать и за прослутие святости его со псалмопением... перенесть, и покончив панихиду, в часовни перенесенной по прежнему земли предати, а молебствования церковнаго никакова ему не петь... А образ, который был на гробнице онаго Георгия, прислать к нам, преосвященному архиепископу на Холмогоры, нынешним зимним путем, буде возможно» (Усердов. Житие. С. 17-19; издатель Жития отмечает, что повеление о переносе иконы в Холмогоры, по-видимому, не было выполнено). К 80-м гг. XIX в. часовня над могилой Г. не существовала, место погребения святого было утеряно.

http://pravicon.com/info-2053

царя Михаила Феодоровича : «...монастырь и монастырские промыслы и вотчину воевали и разорили до основания, и казну монастырскую взяли, и хлеб конми стравили, и животину рогатую побили, а лошади монастырские все с собою поимали, и старцов, и слуг, и крестьян многих побили, а иных жгли и мучили, и в монастыре кельи, и за монастырем двор, и в вотчине тринатцать дворов крестьянских с животиною и со всем животом сожгли» (ААЭ. Т. 3. 69; Юдин. «Поставила есми храм…». 2003. С. 69-70, 84). Вскоре обитель была восстановлена. С 1-й пол. XVII в. в К. м. ссылали различных людей «на покаяние» (см., напр.: АИ. Т. 3. 177). В 1653 г. по указу патриарха Московского и всея Руси Никона в мон-ре содержались монах Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря Герасим Фирсов и «безместный старец» Иона, а с 70-х гг. XVII в., после Соловецкого восстания 1667-1676 гг.,-12 мятежных старцев. В 1725-1726 гг. здесь находился в заключении 1-й настоятель с.-петербургской Александро-Невской в честь Св. Троицы лавры архиеп. Новгородский и Великолуцкий Феодосий (Яновский) , сначала обвиненный в том, что «произносил слова непристойныя и укорительныя на высочайшую честь Его Императорскаго Величества и ея величества государыни императрицы», затем - «в великих церковных противных поступках» (ПСЗ. Т. 7. 4717. С. 473). Архиепископ был доставлен под конвоем в К. м. 21 июня 1725 г. и заточен «в одной из келий», видимо под Успенской ц. С разрешения Тайной канцелярии архим. Порфирий назначил ему в духовники иером. Иова, которому были даны соответствующие инструкции. Исповедавшись, архиеп. Феодосий причастился в церкви в епитрахили с поручами, сказав: «Чин архиерейский с меня не снят, а только я отрешен от епископии», и просил впредь не лишать его исповеди. 11 сент. 1725 г. архиеп. Холмогорскому Варнаве (Волатковскому) был отправлен указ Синода о снятии с «Федоса» архиерейского и иерейского сана (Там же. 4788. С. 543) и о содержании его в монастырской тюрьме «до самой смерти, пищу ему давать хлеб да воду, и никуда его ни до церкви не допускать и к нему никого не допускать, разве единого духовника, да и то ежели крайняя к смерти позовет». За исполнением этого наказания следил лейб-гвардии капитан-лейтенант гр. П. И. Мусин-Пушкин. В янв. 1726 г. больного мон. Феодосия на руках перенесли в специально приготовленную тюремную келью, т. к. он уже не мог ходить. С 3 февр. узник не откликался на зов караульного и не принимал передаваемую через окно пищу. 5 февр. тюремную келью вскрыли: заключенный был мертв. 12 марта его останки были привезены в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь , где и погребены. В 1727 г. в К. м. были сосланы насельник Мигулинского Троицкого мон-ря бывш. иером. Серапион, а также иеродиак. Макарий (ОДДС. Т. 5. 359; Т. 6. 195).

http://pravenc.ru/text/2057250.html

IX, 6)». (Толкование св. Златоуста на апостольские деяния, Спб. 1857. IV, 57, 94-97). Некоторые предполагают, что св. Варнава, после проповеди на о. Кипр и в других местах, снова присоединился к ап. Павлу и разделял проповеднические его труды, и что он (Варнава) был тот брат, который по словам ап. Павла прославляется по всем церквам за благовествование (2 Кор. VIII, 18). По сказанию Дорофея Тирского, св. Варнава с о. Кипра в 57—58 г. отправился в Ефес, где трудился несколько времени с ап. Павлом (1 Кор. IX, 6), а затем снова возвратился на свою родину (Кипр); отсюда в Александрию, где будто, бы встретил Климента (впоследствии Римского епископа) и в Климентинах есть некоторыя сведения о св. Варнаве, но это сочинение не заслуживает доверия. Из церк. песнопений видно, что Варнава был в Риме (11 июня): «прошел еси землю…. и в Рим славный пришед…» Из Рима он с проповедью о Христе проходил Ломбардию и Лигурию и основал христианскую церковь в Медиолане (Милане); затем возвратился на о. Кипр и в г. Саламине в 62 г. потерпев мученическую кончину (язычники побили его камнями). Тело св. Варнавы, согласно завещанию, погребено было ап. Марком вместе с евангелием Матфея. Марк о кончине св. Варнавы сообщил ап. Павлу, который о нем (Варнаве) много плакал…. Подробно описано житие (сказание о периодах, или путешествиях, св. Варнавы) монахом Александром, но эти сказания большей частью апокрифического достоинства. Св. Варнава написал Послание, которое в особенном уважении было в Александрии. О принадлежности сего послания Варнаве свидетельствуют Евсевий (Церк. Ист. кн. III, 25), Иероним (Каталог писателей, г. VI). Ориген называл это послание «соборным». Некоторые (Тертуллиан) св. Варнаве приписывали послание к евреям, (несомненно принадлежащее ап. Павлу). Мощи св. ап. Варнавы были обретены в г. Саламине при императоре Зеноне (419). Празднование св. Варнаве и в Восточной и в Западной церкви совершается 11 июня, предполагаемый день мученической его кончины, а также 4 января (в Соборе 70 Апостолов).

http://lib.cerkov.ru/authors/595

Кроле кратких библейских известий о Варнаве, которые, как мы уже заметили выше, вполне достоверны и не подлежат никакому сомнению, мы имеем другие, более подробные и обстоятельные, но уже не так достоверные, известия о нем в источниках позднейшего происхождения, главной темой которых служит деятельность и судьба св. Варнавы после разногласия его с ап. Павлом и после вторичного прибытия его на остров Кипр. Эти позднейшие сказания о Варнаве, составленные вероятно на основании предания, заключаются в следующих книгах: 1) «Acta et passio s-ti Barnabae», т. e. в «Деяниях и страданиях Варнавы на острове Кипре», 2) в «Laudatio s-ti Barnabae», т. e. в «Похвальном слове Варнаве», составленном кипрским монахом Александром, и наконец 3) в «Recognitiones et Homiliae s-ti Climenti Romani» т. e. в беседах и встречах Климента римского . Первое место между позднейшими сочинениями о Варнаве, по времени происхождения и по сравнительной достоверности сообщаемых известий, принадлежит сочинению, которое в «Actis sanctorum» (Болландистов за одиннадцатое число месяца июня) носит следующее заглавие: «Acta et passio in Cypro sub nomine Joannis Marci, Barnabae consobrini, edita», т. e. «Деяния и страдания (Варнавы) на острове Кипре, изданные под именем Иоанна Марка, двоюродного брата Варнавы». Таким образом, как видно из заглавия, сочинение это первоначально явилось в свет с именем Иоанна Марка, родственника Варнавы и постоянного спутника его в деле проповеди евангелия; но новейшая историческая критика самым несомненным образом доказала, что оно не принадлежит Иоанну Марку, известному писателю одного из наших евангелий, и что составитель его был человек, живший гораздо позже Иоанна Марка, написавший свое сочинение на основании устного предания о Варнаве, бывшего в большом распространении на острове Кипре, человек весьма близко и коротко знакомый со всеми даже самыми незначительными местностями острова Кипра и со всеми обычаями и нравами его жителей, человек, бывший сам, по всей вероятности, родом с острова Кипра.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Gusev/...

Елена 9 июня 2020, 13:54 Упокой Господи раба Твоего Митрополита Варнаву! Прости ему все его согрешения вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное! Татьяна 8 июня 2020, 15:13 Царствия Небесного и вечной памяти Владыке Варнаве! Протодиакон Александр Кедров 5 июня 2020, 23:06 Царство Небесное нашему однофамильцу. Я не знаю если мы были родственники, но во Господе Иисусе Христе мы все братья. Владыка Варнава оказался благочестивым, молитвенником и настоящим Пастырем в винограде Церквы. Да Господь Его принимал, как благим и верным рабом, и Ему дал покой в раю. Раиса 5 июня 2020, 12:32 Царствия Небеснаго! раба Божия тамара 4 июня 2020, 18:50 Царствие Небесное Владыке Варнаве и вечная память! Со святыми упокой... Надежда Ч 4 июня 2020, 17:46 Царство небесное! Хочу рассказать случай, совета Владыки. Владыко благословлял после литургии, я стояла в длинной очереди. Тут предприимчивые сестры стали втискивать своего хлопца вперед меня на благословение брака (по их разумению, я - девка хорошая, завидная, с имуществом). Незнакомый " жених " отважно подошел, Владыка его благословил, когда пришел мой черед, меня внутри не подпустило под благословение, а когда я отошла - щеки мои горели. Вот так даже не словом, а наитием разрешился вопрос! Благочистивые люди сразу вняли богомудрому старцу! Георгий 4 июня 2020, 16:10 Царствие Небесное Владыке Варнаве и вечная память! Андрей 4 июня 2020, 12:11 Царство небесное и Вечная память Владыке Варнаве а священству Чувашии особенно тем кто знал Владыку сил в продолжение Служения Господу нашему Иисусу Христу Ольга 4 июня 2020, 09:04 Упокой, Господи, душу новопр. Митрополита Варнавы в Своих Светлых селения! Осиротел народ чувашский... Господи, пошли нам Пастыря доброго! Оказывается это о нем написал в одном из своих рассказов Митр. Тихон (Шевкунов). Скольких наших Пастырей забрала коварная болезнь. Невольно понимаешь, что предостережение отца Иоанна Крестьянкина - это о сегодняшних днях. По грехам нашим достойное приемлем. Прочитала про Владыку и поняла, какой же это простой и высокой жизни Пастырь. " Где просто, там Ангелов со сто " .

http://pravoslavie.ru/131573.html

Впрочем, расставаясь с судьей и желая утешить его, прот сказал ему, что на предстоящем празднике Рождества Христова он будет высматривать искомого им монаха и, может быть, встретит его. По обычаю того времени все святогорцы собирались в Карейскую лавру трижды в год (в Рождество Христово, Пасху и Успение Пресвятой Богородицы), составляли там совокупный праздник, утешали себя приобщением пречистых, животворящих Христовых Таин, подкрепляли постнические свои силы общей трапезой и потом расходились по своим обителям. Итак, когда все святогорцы собрались в протат, прот в некоем иноке Варнаве действительно признал внешние приметы друга воеводы Никифора, но Варнава был простец, а друг Никифора — муж ученый. Для лучшего дознания истины, прот решился устроить Варнаве испытание. Он приказал канонарху, чтоб Варнаве, после 3-й песни, назначено было чтение для Варнава извинился, что не знает грамоты, и то же утверждал старец его, говоря, что он едва выучил начало первого псалма, и просил прота, чтоб он назначил другого чтеца. Но прот велел Варнаве читать, как он может. Преподобный начал читать, складывая по слогам, как дитя. Тогда прот стал угрожать ему епитимьей, если он не будет читать, как действительно может. Тут Афанасий, связуемый страхом запрещения, не мог более скрываться, повиновался поставленной от Бога власти, разрешил благоглаголивый свой язык и стал читать с такой мудростью, так сладко и витиевато, что весь лик старцев, смотря на него и слушая его, изумлялся, а мнимый преподаватель, старец его, сначала удивился слышимому от мнимого ученика своего и ужаснулся — потом заплакал от умиления, стыдился своего учительства и с тем вместе славил и благодарил Господа Бога, сподобившего его быть учителем такого мудрейшего мужа. Когда Афанасий окончил чтение и, по обычаю, положил на оба клироса поклоны, — встали все отцы и сами поклонились ему. А один из почетнейших отцов святогорских — Павел ко всему собору отцов стал в духе пророческом говорить об Афанасии так: «Братие! Этот брат, пришедший в Гору сию после нас, по добродетели — впереди нас, и в самом Царствии Небесном будет выше нас славою, ибо станет начальником этой Горы, многих направит ко спасению, и все будут повиноваться ему».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2406...

Ольга 30 мая 2018, 06:21 Услышала песню о Батюшке Серафиме Саровском, которую исполнил солист хора Андрей Ильченко. Была под впечатлением, соушала несколько раэ подряд. На своего воспитанника с добрыми глазами и радостью смотрел священник, про которого я к содалкнию ничено не знала. Стала искать хоть какую -то информацию Про Батюшку и хор. Нталья, спасибо большое за Вашу добрую статью. Я пополнила свои маленкие познания, А Батюшке Варнаве низкий поклон и многие лета Надежда 16 декабря 2017, 13:19 Наташенька, с удовольствием и большим интересом прочла твою статью об отце Варнаве. Статья очень добрая и доступная. У отца Варнавы молодежь учится только хорошему, он утешает их в трудных ситуациях, к нему идут за благословением! Хорошо, что есть такой православный хор " За веру и Отечество " . Сколько терпения,труда и поездок надо совершить, чтобы найти материалы о твоих героях. Спасибо тебе за твой труд! Ждем новых публикаций! Михаил,Наталья ,Александра 7 декабря 2017, 10:24 Да простит меня автор статьи. Добавлю немного. Дело в том , что помимо многотрудных дел по Хору и воспитанию солдат, батюшка окормляет сотни православных человеков, и я и моя семья счасливы, что являемся духовными чадами отца Варнавы и БОГ вручил нас именно ему. Всегда задавался вопросом, как этот немолодой , с большими проблемами со здоровьем человек, находит время со всеми поговорить, утешить, успокоить, направить и всех и вся ЛЮБИТЬ. Долгие лета батюшке Варнаве! Анна Малыхина 6 декабря 2017, 21:59 С большим интересом читаю статьи Натальи Прокофьевой. Каждый раз не перестаю восхищаться ее трудолюбию и профессионализму по поиску материалов о своих героях. Судьба Владыки Германа (Ряшенцева)и меня волновала с тех пор, как впервые ознакомилась с его делом. Но благодаря поискам Натальи сколько нового для меня открылось. Познакомившись с судьбой о.Варнавы начинаешь лучше понимать личность священномученика Германа (Ряшенцева). Я благодарна о.Варнаве, что он сумел сохранить многое, с чем связана жизнь Владыки Германа и сам изучил и описал его житие.

http://pravoslavie.ru/108909.html

Скоро были найдены такие же рукописи, заключавшие и послание Варнавы, в библиотеках ватиканской, кардинала Колюмны и Андрея Скотта; но все они принадлежали к одной фамилии, и в них недоставало начала послания Варнавы, т. е. первых четырех глав и половины V-й гл. – Французский бенедиктинец Гуго Менард между кодексами монастыря Корбейского нашел древний (не позже IX в.), хотя неисправный или поврежденный латинский перевод послания, в котором сохранились и начальные главы его, но не доставало, однако, 4-х глав в конце. Он предпринял издание послания Варнавы по греческому тексту рукописи Сирмонда и латинскому переводу корбейскому; но оно было напечатано уже после смерти братом его по ордену Лукою д’Ашери, в Париже в 1645 г. Новое исправнейшее издание было сделано Исааком Фоссом, в Амстердаме, в 1646 г. Затем последовало много изданий: Котельера (1672 г.) присоединившего новый собственный перевод послания и ученые примечания к нему; Клерика (1724 г.), Русселя (1746 г.) и Галланда (1765 г.), которые все поместили его в полных своих изданиях творений мужей апостольских. В нынешнем столетии оно было издано Гефеле и Дресселем в их «Patrum Aposmolic. opera». Гефеле сверх того в особой монографии о Варнаве представил и немецкий перевод его послания 20 . В привезенной в 1859 г. с Востока К. Тишендорфом Синайской Библии , относимой к IV веку, находится после апокалипсиса Иоаннова, полный греческий текст послания Варнавы, но он еще, к сожалению, не напечатан 21 . 1 Такие сведения о Варнаве находятся в так-называемых, «беседах Климентовых» (Clemenminae) и «Встречах» (Recognimuones); в деяниях Варнавы (Acta Вагпавае), подложно приписываемых Иоанну Марку, – время происхождения их неизвестно, но вероятно прежде обретения мощей св. Варнавы в 488 г. (Болланд. Acta Sanctorum Iun Vol. 2. Тишендорфа Acta Apos. аросгурна); и, наконец, в похвальном слове Варнаве кипрского монаха Александра, жившего не ранее VI века. Там же у Болланд. 6 Феодора чтеца Церк. Ист. кн. 2. Мнение об основании Варнавой Медиоланской Церкви основательно опровергается Гефеле.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010