Апостолу известно, что Галаты в его отсутствие перешли к „иному благовествованию“, которое, прикрываясь авторитетом истинных апостолов Господа, спутников Его жизни, свидетелей Его смерти и воскресения, проповедовало необходимость для христиан обрезания и закона Моисеева. Борясь со столь высоко авторизованным заблуждением, ап. Павел решительно заявляет, что он сам истинный апостол, и его евангелие истинное. Если бы даже ангел с неба стал благовествовать Галатам не то, что благовествовал он им, да будет анафема! Он принял евангелие не от человека и научился ему не от людей; так же как двенадцати, оно сообщено ему Самим Господом. Сам Бог открыл ему Своего Сына, чтобы благовествовал он язычникам. Поэтому он не имел нужды советоваться с плотью и кровью; он не ходил в Иерусалим затем, чтобы научиться у предшествовавших апостолов. И в свое последнее посещение Иерусалима, предпринятое по откровению Божию, предлагая знаменитейшим свое благовествование, он вел себя не как ученик апостолов, а как равный им 4 . Он ничего не нашел особенного в знаменитых Иерусалима, так как Бог не взирает на лицо человека 5 , а евангелие, возвещаемое им, одинаково с евангелием знаменитых; и последние ничего не возложили на него; они не принуждали к обрезанию Тита еллина, сопутника Павла; напротив „сполпы“, Иаков, Кифа и Иоанн, подав ему и Варнаве руку общения, предоставили им благовествовать язычникам, лишь бы они помнили нищих. Когда же Петр прибыл в Антиохию, то Павел лично противостоял ему, сделав ему упрек в лицемерии. Итак, он такой же истинный апостол и не ниже апостолов иерусалимских. Ясно, что в таком ходе мыслей не могло быть дано место повествованию о том, что иерусалимские верующие вместе с апостолами и пресвитерами санкционировали дело ап. Павла и сделали авторитетное постановление. Это нарушило бы всю нить доказательств апостола. Если бы он сделал это, он показал бы, что сам нуждается в авторизации со стороны простых верующих, а между тем его постоянною мыслью было то, что он истинный апостол, принявший евангелие от Самого Господа и потому всегда державшийся наравне с апостолами и не нуждавшийся ни в каком человеческом одобрении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Ахаз отказался принять знамение, которое ему предлагал пророк ( Ис. 7 глава). О евреях позднейшего времени Авраам в притче Господа засвидетельствовал: «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят ( Лк. 16:31 ). Насколько неустойчиво и скоропреходяще впечатление, производимое на народ чудесами, мы можем видеть из истории св. ап. Павла. Павлу и Варнаве, исцелившим хромого в Листре, жители хотели принести жертву, как богам. Те убедили их не делать этого. И немного погодя, мы видим, те же жители «побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим» ( Деян. 14:8–19 ). Если чудеса не обращают сердца ожесточённые, то, наоборот, сердца, начавшие смягчаться, ищут евангельской правды, а не чудес. Успех проповеди св. ап. Павла зависел не от чудес, но от того, что в его проповеди открывались явления духа и силы ( 1Кор. 2:4 ; ср. 2Кор. 12:9 ). Сверхъестественные дела являются, так сказать, естественным признаком святости ( Мк. 16:17–18 ), они открывают, что ход мировой жизни может идти и не по тому пути, по которому идёт ныне, и может управляться более совершенными законами, чем те, которыми управляется теперь. Они утверждают верующих в надежде, что некогда явится новое небо и новая земля ( 2Пет. 3:13 ) и произойдёт совершенное торжество правды. Но писание строго заповедует нам, чтобы мы остерегались доверять внешней поразительности события, и чтобы мы не спешили усваивать признак посланничества с неба тем, кто производит эти события. Ианний и Иамврий превратили свои жезлы в змей, и, однако, они не были посланниками Божиими ( Исх. 7:11–12 и 2Тим. 3:8 ). На предыдущих страницах мы указали на несколько лиц, о которых засвидетельствовано, что они обладали способностью исцелений, многие, однако, – даже и в давно прошедшее время – усматривали в их делах не чудеса, а результат особого полученного ими дара или, точнее, – присущей им способности. Современная наука, если ещё и не выяснила свойств этой способности и причин исцелений, то, во всяком случае, установила их естественный характер и нашла правильный метод для их исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

б)  Дети охотно собираются около матери и молятся с ней . Церковь — наша мать, и при богослужении она учит, увещевает, молится. Будем слушать ее, молиться с ней! В простые дни можно молиться и дома, но по воскресеньям и праздникам мы, как добрые дети, должны молиться главным образом с нашей Матерью. в)  Появление к общественному богослужению есть исповедание нашей веры. Публичное исповедание нашей веры, по крайней мере однажды в неделю, составляет потребность сердца. Кроме того, и Спаситель говорит: “ всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным ” (Матф.10:32). г)  В противном случае подавляются житейскими заботами , погружаются совершенно в земное. Такого ига сердце не выносит. При богослужении ободряются духом и возвышаются сердцем. Деятельность для царства Божьего “ Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его ” и проч. 1. Она для каждого христианина столь же необходима, как и приятна. Это — его пища и питие. 2. По своему существу она есть ничто иное, как послушание воле Божией, которое стремится к исполнению Божьего дела (ст. 34). 3. По своему действию она не ограничивается каким-либо определенным временем, но зависит единственно от Божьей благодати (ст. 35). 4. Она требует великого и разнообразного труда (ст. 36). 5. Она сама для себя составляет величайшую награду (ст. 36). 6. И взыщет ее некогда из трудов всех тех, которые по ее следам трудились (ст. 37. 38). II. Апостольское чтение. Зачало (28): Деяния Святых Апостолов 11:19–30 19 Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. 20 Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. 21 И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. 22 Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию. 23 Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем;

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

б) проповедь ап. Павла получила поддержку апостолов в Иерусалиме: «Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам к язычникам, а им к обрезанным» (2. 9). В проповеди апостолу Павлу, как и прочим апостолам, содействует Бог: «Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников» (2. 8). Сами Иерусалимские апостолы не принуждали язычников к обрезанию (см. 2. 3) в) ап. Павел и ап. Петр. Столкновение в Антиохии ( Гал 2. 11–14 ) Автобиографические сведения, содержащиеся в Гал 1–2 , их соотнесение с Деян а) обращение ап. Павла ( Гал 1. 10–17 ; ср. Деян. 9. 1–25 ) б) первое посещение Иерусалима спустя три года ( Гал 1. 18–24 ; ср. Деян. 9. 26–30 ) в) второе посещение Иерусалима через 14 лет (2. 1–10). Параллели с рассказом об Апостольском Соборе в Иерусалиме ( Деян. 15. 4–33 ) Закон и домостроительство спасения Значение Закона и Обетования в истории спасения а) Закон подводит всех под проклятие, «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» ( Втор 27. 26 ), не приводя к оправданию б) искупление от проклятья закона крестной жертвой Иисуса Христа, сделавшегося за нас проклятием (3. 13) – принявшего на Себя наши грехи в) это спасение Иисусом Христом для всех людей было обещано Богом еще Аврааму ( Быт 22. 18 ) г) через веру в непоколебимость этого Божиего обетования Авраам оправдывается (становится праведным). «Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность» (3. 6). А все верующие становятся его детьми. «Познайте же, что верующие суть сыны Авраама» (3. 7) Значение понятия «оправдание» («праведность») а) однако Закон, данный спустя 430 лет после этого обетования, не противен (противоположен) ему б) Закон – детоводитель ко Христу «Греч, «педагогос» – «воспитатель». Воспитатель научает, предостерегает и наказывает. Закон, подобно детоводителю, указывал на грех, предостерегал и наказывал за него. Другая важная обязанность детоводителя – ограждать и оберегать воспитанника от негативного влияния посторонних. Закон действовал подобным образом, отделяя Израиль от язычников. Эта функция закона также прекратилась» (Новая Женевская Библия )

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

Благодарение Богу, вложившему в сердце Титове такое усердие к вам. Благодарение Богу, вложившему в сердце Титове такое усердие к вам. Сказав нужное о милостыне, хвалит, наконец, посланных за нею, дабы они, будучи чужды подозрения, скорее могли возбудить их к готовности на пожертвование. Поскольку же первый из них был Тит, то хвалит его, а возбуждение его на это служение называет делом Бога. Ибо Он дал ему такое же тщание, какое я имею о вас. Здесь же убеждает их сделать подаяние досточестное. Ибо если Бог возбудил его, то, без сомнения, Бог и просит, чтобы вы сделали подаяние, достойное Бога. Ибо, хотя и я просил его, впрочем он, будучи очень усерден, пошел к вам добровольно. Ибо, хотя и я просил его, впрочем он, будучи очень усерден, пошел к вам добровольно. Из чего видно, что Бог возбудил Тита? Из того, что когда я попросил его, то он с готовностью принял просьбу, и не возроптал, но отправился добровольно, ибо, когда я еще не просил его, он имел уже собственное усердие. С ним послали мы также брата, во всех церквах похваляемого за благовествование. С ним послали мы также брата, во всех церквах похваляемого за благовествование. Одни разумеют Луку, по причине Евангелия, им писанного; другие же — Варнаву, так как апостол и неписанную проповедь называет благовествованием. Не распространяется в похвалах ему, как Титу, потому что он не известен был коринфянам, а Тит был довольно известен им. Впрочем, и ему сплетает достаточную похвалу; ибо не просто говорит, что он проповедует Евангелие, но и похваляем, -- не в двух или трех, но во всех церквах. И притом набранного от церквей сопутствовать нам для сего благотворения, которому мы служим. И притом набранного от церквей сопутствовать нам для сего благотворения, которому мы служим. Хвалит мужа и суждением о нем избравших его: не только, говорит, славится, как достойно благовествующий, но и избран от церквей сопутствовать нам, чтобы был общником нашим и в искушениях, и в опасностях. Это более приличествует Варнаве. Избран в благодать сию, то есть на распоряжение подаяниями, чтобы служил с нами.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Благодарение Богу, вложившему в сердце Титове такое усердие к вам. Сказав нужное о милостыне, хвалит, наконец, посланных за нею, дабы они, будучи чужды подозрения, скорее могли возбудить их к готовности на пожертвование. Поскольку же первый из них был Тит, то хвалит его, а возбуждение его на это служение называет делом Бога. Ибо Он дал ему такое же тщание, какое я имею о вас. Здесь же убеждает их сделать подаяние досточестное. Ибо если Бог возбудил его, то, без сомнения, Бог и просит, чтобы вы сделали подаяние, достойное Бога. Ибо, хотя и я просил его, впрочем он, будучи очень усерден, пошел к вам добровольно. Из чего видно, что Бог возбудил Тита? Из того, что когда я попросил его, то он с готовностью принял просьбу, и не возроптал, но отправился добровольно, ибо, когда я еще не просил его, он имел уже собственное усердие. С ним послали мы также брата, во всех церквах похваляемого за благовествование. Одни разумеют Луку, по причине Евангелия, им писанного; другие же - Варнаву, так как апостол и неписанную проповедь называет благовествованием. Не распространяется в похвалах ему, как Титу, потому что он не известен был коринфянам, а Тит был довольно известен им. Впрочем, и ему сплетает достаточную похвалу; ибо не просто говорит, что он проповедует Евангелие, но и похваляем, -- не в двух или трех, но во всех церквах. И притом набранного от церквей сопутствовать нам для сего благотворения, которому мы служим. Хвалит мужа и суждением о нем избравших его: не только, говорит, славится, как достойно благовествующий, но и избран от церквей сопутствовать нам, чтобы был общником нашим и в искушениях, и в опасностях. Это более приличествует Варнаве. Избран в благодать сию, то есть на распоряжение подаяниями, чтобы служил с нами. Во славу Самого Господа и в соответствие вашему усердию. То есть чтобы и Бог прославлялся, и вы стали усерднее, ибо когда принимающие подаяния - люди испытанные, то ни у кого не может родиться подозрение относительно их. Остерегаясь, чтобы нам не подвергнуться от кого нареканию при таком обилии приношений, вверяемых нашему служению.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1060...

Божественная речь изображаете почему пророк не должен бояться. Я, говорит, дам тебя сегодня, то есть в настоящей жизни, пока говорится сегодня, как самый крепкий город, не как один дом, или башню, или некое укрепление, но как целый город, который стоя на горе не может укрыться и о котором написано: преславная глаголашася о тебе, град Божий ( Пс. 86,2 ) и: аз град крепкий, град воюемый ( Ис. 27,3 ). И столбом, говорит, железным, о котором пишет Апостол: столп и утверждение истины (Тим. 3,13). Поэтому Петр и Иоанн, которые признавались столпами церкви, дали Павлу и Варнаве правые руки (в знак) общения. Мало этого, но и стеною, говорит, медною, которая не портится ни какою ржавчиною и не падает от дождей, но от старости делается крепче. И ты будешь таким против царей, и князей и народа не какого либо места, по всей земли; будешь таким для тех, кои земное мудрствуют и не познали небесного, кои имеют образ перстного, а не небесного. Они, говорит, будут ратовать против тебя, и не превозмогут. Почему? спрашиваю. Какая причина такой силы, что ни цари, ни князья, ни священники, ни народы не превозмогут против одного? Следующая: ибо Я с тобою, говорит Господь, чтобы избавлять тебя. Если когда цари Иуды, что значит исповедание, и князья его, и священники, и народы, то есть епископы, пресвитеры и диаконы, и простая и низкая чернь захотят восстать против святого мужа: то он пусть имеет твердость веры и оставить страх, ибо при помощи Божией он победит. Глава II. Ст. 1. И было слово Господне ко мне, говорящее: иди возгласи в уши Иерусалима, говоря. Этого у Семидесяти нет, но оно прибавлено под астерисками из издания Феодотиона, который еврейское слово carafh, вместо которого мы поставили: возгласи или проповедуй, перевел читай, ибо оно, по своей обоюдности, означает и чтение, и возглашение, и проповедание. А уши Иерусалима мы должны понимать в смысле ушей его обитателей. Ст. 2. Вот что говорит Господь: вспомнил Я о тебе, сожалея о юности твоей и любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустынь, в земле не обсеменяемой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

В Древней Церкви не было никакого понятия об универсальной Церкви, но лишь сохранялось осознание того, что каждая местная Церковь есть полноценная Церковь Божия, Церковь Кафолическая. Это также является конкретным указанием на Единство Церкви, о котором писалось раньше. Церковь Единая, Единственная присутствует в каждой местной церкви. И сама множественность церквей свидетельствовала не о разобщенности Церкви, не о дробности ее, но о ее Единстве. Единство Церкви мыслилось не как объединение отдельных частей, но как единство и тождество  одной, Божией, Церкви, присутствующей в местных общинах. Здесь уместно упомянуть и о начале, связующем различные местные Церкви. Это начало любви и уважения. Местные Церкви живут в этой атмосфере любви, во-первых: Любви Божией, присутствующей в Церкви, во-вторых: любви между членами общины. Важно, что этот принцип любви определял и отношение каждой конкретной общины к  другой Церкви. Не принцип главенства или диктата, но лишь принцип любви и равенства. Согласно этому принципу, все, что делалось в одной Церкви, принималось и в другой, все, от чего отвращалась одна Церковь, отвергалось и другими. Это принятие одной Церковью опыта другой свидетельствовало, что каждая Церковь рассматривает совершающееся в ней или в иной общине как действие Святого Духа. Конечно, здесь речь не идет об обрядах и традициях, но о догматических и богословских истинах. И вот это ощущение единства и, тем не менее, самостоятельности называлось кафоличностью. Прояснить, как это было возможно, лучше всего на примере из Нового Завета. Ап. Павел пишет: Потом, через четырнадцать лет, опять я ходил в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою Тита. Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь, или подвизался? ( Гал. 2, 1-2 ). Мы видим, что Ап. Павел ходил из Антиохийской Церкви (а значит, с ее согласия) в Иерусалим (в Иерусалимскую Церковь). Там Павел предложил ту проповедь, которой он благовествовал язычникам. И Иерусалимская Церковь приняла и одобрила его благовестие: узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа, и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным ( Гал. 2, 9 ).

http://azbyka.ru/parkhomenko/cerkov-xris...

В духовной и нравственной жизни мы должны быть не расслабленными, не парализованными и тем более не мертвыми, а живыми, бодрыми и энергичными, какой была Тавифа, подобная своей энергичностью прекрасному дикому животному, серне. Вот что является для нас образцом, и в то же самое время это в нашей силе, в нашей власти. Бог даровал нам такую возможность, но мы, по нашему нерадению, ею не пользуемся. Пусть даже мы имели бы такие грехи, как апостол Петр, или гораздо большие, но после того, как благодать Божия нас посетила бы, мы стали бы другими людьми — не только бесстрашными, подобно апостолу Петру, но и чудотворцами. Каждый из нас, как это ни странно, может быть, звучит, обязан быть чудотворцем: совершить чудо с самим собой. Если этого не произойдет, значит, мы напрасно тратим свое время, в нерадении проводим все свои дни. А для того чтобы это чудо произошло, необходимо напряжение в молитве, покаяние, смирение. Напрягаясь в молитве для того, чтобы попросить о чем-либо богоугодном, мы будем в то же самое время чудесно, с Божией помощью преображаться. И станем дееспособными, а не расслабленными, какими мы являемся исключительно по собственной вине. Пусть никто себя не оправдывает, не делает для себя исключения, не записывает себя в неудачники — Церковь учит нас совсем другому: не пассивности, не унынию, не лени, не расслаблению, а энергичности, мужеству, ревности. Аминь. 29 апреля 2007 года Неделя 5я по Пасхе, о самаряныне Деян. 28 зач. (11, 19–26, 29–30) Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию. Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем; ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

В Милане был учрежден орден в честь ап. Варнавы, имевший целью возвышение нравственности. (О св. Варнаве см. в Правосл. Обозрении 1860 г. июнь; прот. П. Преображенский (им переведено было послание св. Варнавы); Д. Гусев , Правосл. Собеседник 1898. Архиеп. Димитрий: «Собор св. 70 апостолов,» 1-й вып. 163–258 стр., св. Димитрий Ростовский . Четьи Минеи 11 июня, а также в житиях святых под 11 июня – Д. Протопопов, С. Дестунис, Архиеп. Филарет (Обозр. Ц. писателей, I т.), и др.) Святой апостол Иосия, или Иосиф, нарицаемый Варсава-Иуст Этот апостол был сын праведного Иосифа обручника Пресв. Девы, брат Иакова, Иуды и Симона ( Mф. XIII, 55 ). Иосия, как и другие его братья, сначала не веровал в мессианское достоинство Иисуса Христа ( Uh. VII, 5 ), но затем, по вознесении Господнем, они уверовали и единодушно пребывали в молитве и молении со св. апостолами и Пресв. Богородицею ( Дeяh. I, 14 ). Пред праздником Пятидесятницы ап. Петр в собрании учеников и братии Христа (которых было около 120), предложил на место Иуды предателя избрать одного из тех, которые находились с апостолами во все время, когда пребывал и обращался с ними Господь, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в какой Он вознесся и был свидетелем воскресения Его. Таким условиям удовлетворял Иосия, как сын Прав. Иосифа, в доме коего родился и жил Иисус Христос . И поставили, повествует св. Лука, двоих: Иосифа, нарицаемого Варсавою, который прозван был Иустом, и Матфия. Иуст означает «праведный» и этим свидетельствуется о высокоправедной жизни Иосифа (или Иосии) и его преимущественном праве на избрание в число «12 Апостолов». И помолились (апостолы) и сказали: «Ты, Господи, сердцеведец всех, покажи из сих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий и выпал жребий Матфию, и он был сопричислен к 11 апостолам ( Дeяh. I, 15–26 ). Предполагают некоторые, что этот Иосия одно и то же лицо, от имени которого ап. Павел приветствовал Колосск.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010