Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕКСГОЛЬМСКОЕ И ЛАДОЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Новгородской епархии существовало в 1708-1712 гг. как Ладожское вик-ство, в 1714-1742 гг. как Корельское и Ладожское вик-ство, в 1758-1763 гг. как К. и Л. в. Названо по городам, ныне находящимся в Ленинградской обл.: Кексгольм (до 1617 Корела, в 1918-1948 Кякисальми, с 1948 Приозёрск) и Нов. Ладога. На рубеже XVI и XVII вв. г. Корела являлся резиденцией епископов: Корельская и Орешковская епархия была учреждена при патриархе св. Иове . После передачи Корелы Швеции по Столбовскому миру в 1617 г. епархия прекратила существование, город был переименован в Кексгольм. В 1710 г. рус. войска освободили Кексгольм, но исконное название ему не было возвращено, оно сохранялось в титуле архиерея. В 1716-1723 гг. Корельское вик-ство имело статус полусамостоятельной епархии. В 1714-1723 и 1728-1759 гг. епископы, занимавшие кафедру, являлись настоятелями Юрьева новгородского мон-ря , в 1759-1763 гг.- Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня мон-ря . В 1707 г. Новгородский и Великолукский митр. Иов († 1716) получил от царя Петра I Алексеевича разрешение иметь в Новгороде викария «ставленников ради». 18 янв. 1708 г. во епископа Ладожского был хиротонисан Иоиль (Вязьмитянин; † 17 июня 1712), архим. новгородского Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря . Встречающееся в литературе именование его «епископом Корельским и Ладожским» не соответствует действительности (см.: Фиников В. Новгородская епархия в 1-й пол. XVIII в.//Новгородские ЕВ. 1896. 6. С. 397). После смерти еп. Иоиля митр. Иов неоднократно просил царя отпустить его на покой «или бы ми возблаговолили в помощь посвятити епископа». Разрешение на поставление последовало в кон. 1713 г., из 3 кандидатов был утвержден настоятель Юрьева мон-ря архим. Аарон (Еропкин) с сохранением за ним управления монастырем. Архим. Аарон «наречен бысть Корельский и Ладожский», 24 янв. 1714 г. хиротонисан в Москве.

http://pravenc.ru/text/1684117.html

В 1202 г. М. освятил «на праздник» (т. е., видимо, 20 июля) ц. во имя св. прор. Илии на Холме в Славенском конце. В 1-й период архиерейства М. поставил на Владычном дворе каменную палату («полату Митрофаню»), позднее, в 1210/11 г., перестроенную архиеп. Новгородским свт. Антонием в ц. во имя прп. Антония Великого. После смерти бывш. посадника Михалки Степановича, принявшего постриг в Аркаже (Аркадиевском) в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре , его сын Твердислав в 1206 г. построил там надвратную ц. во имя прп. Симеона Столпника. В 1207 г. были поставлены ктиторские церкви во имя ап. Луки на Лубяной ул. и во имя св. Пантелеимона, в том же году 30 авг. на средства «заморских» торговцев было закончено возведение ц. во имя св. Параскевы Пятницы на Торгу. В нач. XIII в. (до 1210) в Новгород из К-поля вернулся боярин Добрыня Ядрейкович, вскоре принявший постриг в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня мужском монастыре с именем Антоний (буд. архиепископ Новгородский). Он привез с собой т. н. гроб Господень (НПЛ. С. 52, 250; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 491), а также часть Животворящих Древ Креста Господня, помещенную в ковчежце в воздвизальный крест, находившийся в Софийском соборе (Описи имущества Новгородского Софийского собора XVIII - нач. XIX в. Новг., 1993. Вып. 2. С. 46; Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода: Худож. металл XI-XV вв. М., 1996. С. 130-134). Не исключено, что тогда же (а не во время архиерейства Антония) по распоряжению М. как действующего архиерея реликвии были размещены в Софийском соборе. Что собой представлял «гроб Господень», не совсем ясно; в лит-ре преобладают 2 точки зрения. Согласно одной из них, это была хранившаяся в ларце XII-XIII вв. опечатанная по концам красным сургучом «бенберековая» лента, длина к-рой соответствовала длине Гроба Господня в Иерусалиме и к-рая служила образцом при перестройке алтаря Софийского собора после возведения Антония на кафедру (известна по описям XVIII-XIX вв. как «мера Гроба Господня», не сохр.; см.: Макарий (Миролюбов), архим. Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Т. 2. С. 173. Примеч. 83; Царевская Т. Ю. О царьградских реликвиях Антония Новгородского//Восточнохрист. реликвии/Ред., сост.: А. М. Лидов. М., 2003. С. 400-402, 409). Согласно др. версии, Антоний привез собственно гробницу (саркофаг), к-рая была помещена в часовню Гроба Господня, устроенную к тому времени в Софийском соборе ( Гордиенко Э. А. Часовня Гроба Господня в Софийском соборе//НИС. 2003. Вып. 9(19). С. 96-102).

http://pravenc.ru/text/2563420.html

архиепископом Новгородским, весной 1228 г. вернувшийся в обитель из-за болезни. В В. Х. м. подвизались прп. Антоний Дымский и блж. Прокопий Устюжский, о чем сообщают их жития. Насельниками мон-ря были Новгородские архиепископы Иоанн II , святители Симеон и Евфимий II , при к-ром в 1440 г. была открыта гробница с останками прп. Варлаама. После освидетельствования нетленные мощи были положены под спуд. Согласно 2-й редакции жития прп. Варлаама, в нач. XV в. у гроба преподобного исцелился младший брат вел. князя, новгородский кн. Константин Дмитриевич. В 1460 г. В. Х. м. посетил вел. кн. Василий II Васильевич с сыновьями Юрием и Андреем, в том же году у гроба прп. Варлаама исцелился постельник вел. князя Григорий Тумгень. В 1471 г. вел. кн. Иоанн III Васильевич ходил походом на Новгород. Согласно Распространенной редакции жития прп. Варлаама (XVI в.), когда Иоанн III приказал игум. Нафанаилу сдвинуть плиту с гробницы преподобного, из-под земли «изошел огонь», «от дыму стены церковныя попалишася», и князь выбежал из собора, бросив свой посох. Несмотря на то что после присоединения Новгорода к Москве в 1478 г. мон-рь утратил часть имений, он оставался одним из богатейших в Новгородской епархии и по количеству земельных владений (976 дворов, 1036 обеж) уступал только Юрьеву мон-рю . Расцвет В. Х. м. связан с покровительством вел. кн. Василия III Иоанновича , особо почитавшего прп. Варлаама (перед смертью принявшего схиму с именем Варлаам). В ноябре 1531 г. по рекомендации вел. князя Новгородский архиеп. св. Макарий поставил инока Иосифова Волоцкого монастыря Феодосия во игумена В. Х. м. В 1532 г. Василий III дал мон-рю несудимую грамоту, по которой в делах недуховных игумена мог судить только вел. князь, в духовных - Новгородский архиепископ, и освободил В. Х. м. от уплаты пошлин за соляные варницы в Русе (Ст. Русса). Согласно писцовым книгам XVI в., мон-рю принадлежали крупные земельные владения в Обонежской, Водской, Деревской пятинах, соляные варницы и дворы в Русе, рыбные ловли в Волхове, Онежском оз.

http://pravenc.ru/text/154237.html

Варлаама и неск. драгоценных окладов. Согласно описи 1642 г., помимо Преображенского, Варлаамиева, Григорьевского и Ильинского храмов в мон-ре находились 2 каменные поварни, каменная палата над погребом, 15 деревянных келий, поваренная изба, ограда, хозяйственный двор. В сер. XVII в. к западу от собора по сторонам от надвратного Ильинского храма были построены соединенные между собой корпуса келий для архиерея, казначея и настоятеля, к югу от собора - братские кельи. В 1645 г. в Неревском конце Новгорода, где жил до пострига прп. Варлаам, братия обители поставила деревянную часовню. В 1723 г. в В. Х. м. жили 58 насельников, в 1738 г.- 20. В сер. XVIII в. мон-рь владел ок. 5500 крестьянами. К В. Х. м. были приписаны Городолюбльский мон-рь близ Вышнего Волочка и основанный учеником прп. Варлаама прп. Ксенофонтом Робейский Троицкий мон-рь. Ежегодно в день памяти прп. Варлаама 6 нояб. в мон-ре совершалось архиерейское богослужение, в 1-ю пятницу Петрова поста из новгородского Софийского собора в В. Х. м. совершался крестный ход в память о чудесном предсказании прп. Варлаама прибыть в Софийский собор в 1-ю неделю Петрова поста по снегу на санях. В XIX в. крестные ходы вокруг мон-ря (6 нояб., в день памяти прп. Варлаама, и в 1-ю пятницу Петрова поста) совершались с особой торжественностью, в т. ч. в лодках по Волхову, богомольцам раздавались еда и деньги. Рака с мощами прп. Варлаама Хутынского в Преображенском соборе мон-ря. Фотография. 2003 г. Рака с мощами прп. Варлаама Хутынского в Преображенском соборе мон-ря. Фотография. 2003 г. В 1764 г. В. Х. м. был причислен к 1-му классу; по штатам в мон-ре должны были жить помимо настоятеля 32 насельника. В 1758-1764 гг. и в 1787 - 20-х гг. XX в. настоятелями мон-ря являлись викарии Новгородской епархии, в их числе были свт. Тихон (Соколов ; 1761-1763), епископы Евгений (Болховитинов ; 1804-1808), Амвросий (Орнатский ; 1816-1819), Алексий (Симанский; 1916-1920, впосл. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I ), др. видные архиереи.

http://pravenc.ru/text/154237.html

Особым почитанием горожан пользовалось то место в Новгороде, где, по преданию, родился преподобный Варлаам. В 1645 г. хутынские монахи выстроили здесь деревянную часовню. Ею, собственно, и завершился второй этап активной строительной деятельности монастыря (если принять за первый этап начальное устройство обители прп. Варлаамом). Во второй трети XVIII столетия монастырь смог живо почувствовать на себе перемены, происходившие в общественной и религиозной жизни. Хотя он и оставался богатейшим землевладельцем (принадлежали ему также 5500 крестьян), но ряды его иноков стали стремительно редеть. Так, в 1723 г. в нем подвизались пятьдесят восемь насельников, а спустя пятнадцать лет — всего двадцать. В 1764 г. Хутынский монастырь был одной из немногих обителей, причисленных после екатерининской церковной реформы к первому классу. По штату здесь могли жить 32 насельника, не считая настоятеля. Хутынская обитель, где находилась одна из главных святынь Новгорода, мощи прп. Варлаама, оказалась счастливее прочих. Екатерина II даже соизволила посетить ее. С конца XVIII века, после пожара 1787 г., в монастыре вновь развернулось строительство. На новые масштабные здания средств уже не хватало, поэтому ограничились переделкой старых. Была отремонтирована Всехсвятская больничная церковь, перестроен Варлаамиевский храм, возведена колокольня над южными воротами монастыря. Тогда же заново расписали Спасо-Преображенский собор. В XIX столетии обитель прп. Варлаама являлась одной из самых процветающих в Новгородской губернии. В 1880 г. при монастыре открылась церковно-приходская школа. По состоянию на начало XX столетия в монастыре насчитывалось двадцать шесть насельников. В 1919 г. решением III губернского съезда советов Хутынский монастырь был упразднен, в 1920 г. окончательно закрыт. При закрытии из обители изъяли ценностей почти на 17000 рублей. Десятерых престарелых иноков приписали при этом к Спасо-Преображенскому и Варлаамиевскому храмам, обращенным в приходские, а остальных поставили на учет на бирже труда. В начале 1930-х гг. последовало изгнание старцев-монахов, живших в монастыре «на птичьих правах». Соборный храм и церковь прп. Варлаама передали музею, а остальные здания заняло военное ведомство. В течение некоторого времени в корпусах Хутынского монастыря размещалась школа начсостава Ленинградской области, затем здания достались психиатрической лечебнице. Монахи же, переселившись из обители в деревню Хутынь, жили, насколько это было возможно, прежней жизнью — в частности, совершали регулярные богослужения, на которые собиралось довольно много людей. Долго «сходить с рук» это инокам не могло. В 1932 году их всех арестовали. Наказание оказалось скромным — «всего» три года ссылки. Но это было только начало крестного пути. Дальнейшая участь большинства «участников антисоветской подпольной группы» неясна. Достоверно известен лишь год и обстоятельства смерти одного из них — иеромонаха Виталия (Летенкова), его расстреляли в 1937 году.

http://sobory.ru/article/?object=00166

Лит.: Барсегян Т. В. Нилова пустынь: Мон-рь и мир. М., 2005. С. 83, 124-133. Т. В. Барсегян Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) АРСЕНИЙ НОВГОРОДСКИЙ (Амвросий; нач. XVI в.-1572?), прп. (пам. 12 июля и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРАСИМ († после 1481), соловецкий отшельник, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)

http://pravenc.ru/text/164713.html

Исидор (Никольский). В. являлся деятельным помощником престарелого митр. Исидора в управлении Новгородской епархией. Епископ объезжал храмы епархии, составляя журналы с подробными сведениями о клире, церкви, приходских школах (напр.: Новгородские ЕВ. 1891. 11–19), стремился оживить приходскую жизнь. Для повышения образовательного уровня клириков по распоряжению В. был подготовлен список книг, к-рые обязательно должны быть в церковных библиотеках (опубл.: Новгородские ЕВ. 1890. 5–6. С. 142–145). 19 авг. 1890 г. он присутствовал на открытии в Новгороде епархиальной публичной б-ки. Благодаря В. в епархии повсеместно были введены воскресные внебогослужебные беседы по вопросам веры и нравственности. Он сам осенью и зимой 1888/89 г. прочитал в Софийском соборе цикл из 18 бесед, посвященных религиозно-нравственному воспитанию детей. С февр. 1889 г. в беседах начало участвовать городское духовенство и преподаватели ДС. С 25 марта 1890 г. в Новгороде проходили религиозно-нравственные чтения с духовным пением, сначала в зале Благородного собрания, с окт. того же года – в здании семинарии. В. уделял много внимания церковноприходским школам, его заботами получила новую жизнь школа при Варлаамиевом Хутынском монастыре. Считал одной из важнейших задач борьбу с пьянством, читал проповеди на эту тему, убеждал духовенство заботиться об искоренении пьянства. Благодаря В. в епархии были учреждены 2 должности епархиальных миссионеров. 15 июля 1888 г. В. возглавил в Новгороде празднование 900-летия Крещения Руси. В сент. того же года состоялось перенесение Старорусской иконы Божией Матери из Тихвина в Старую Руссу. 17 сент. В. совершил молебен перед иконой на площади в Ст. Руссе в присутствии 20 тыс. богомольцев, на следующий день служил литургию в соборе старорусского на Острову в честь Преображения Господня мон-ря. 18 сент. стало одним из дней празднования Старорусской иконе Божией Матери. (В Георгиевской ц. Ст. Руссы, где ныне хранится чтимый список иконы кон. XVIII в., в 1997 было исполнено большое настенное изображение В.) В окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Предметы келейного обихода, как и церковные сосуды, предназначенные для совершения литургии, по представлению Н., должны быть «немногоценны», «неукрашены», «повсюду обретаемы», «удобь купуемы». Вслед за св. отцами Н. определял нестяжание как неимение излишнего. «Излишнихъ не подобает нам имети»,- сказано в его «Предании» ( Прохоров. 2005. С. 86). «Излишних же всячьскы ошаатися»,- говорится в главах «О мысленном делании» (Там же. С. 200). На формирование нестяжательской концепции Н. большое влияние оказали сочинения свт. Василия Великого. В «Малом Аскетиконе» святитель называет любостяжателем того, кто «преступает предел закона». По мысли свт. Василия, преступить предел - это значит «заботиться о чем-нибудь ради себя сверх необходимого на настоящий день» ( Василий Великий, свт. Творения. Серг. П., 1901. Ч. 5. С. 127). Распространение идей нестяжания на Руси в XV в. было тесно связано с введением Иерусалимского устава. Говоря об обязательности личного труда для монахов, Н. цитирует «Тактикон» прп. Никона Черногорца. Однако источником цитирования стал скорее всего не сам «Тактикон», а Иерусалимский устав, к-рый в XV в. получил большое распространение в монашеской среде (см.: Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1. С. 46-47; текст устава, напр., в 1441 был подарен архиеп. Новгородским Евфимием II Варлаамиеву Хутынскому в честь Преображения Господня монастырю ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. 385. С. 288-302)). Главы из «Тактикона» («О одеждах же и обущах и всеи телеснй потребе», «О служителех и прочем пребывании братнмъ» и др.) были переписаны в качестве дополнений к Иерусалимскому уставу в памятнике, известном под названием «Око церковное» (его составил в 1401 прп. Афанасий Высоцкий Старший в к-польском мон-ре Богородицы Перивлепты). Предположение о том, что Н. использовал в своем «Предании» «Око церковное», подтверждает цитирование аналогичного фрагмента о запрете на эксплуатацию чужого труда в монастырском уставе прп. Евфросина Псковского. Излагая заповеди нестяжания, Н. не ограничивается монастырским типиконом. Он перенес обсуждение этой темы в главы «О мысленном делании», расставляя тем самым новые акценты. Нестяжание для него это не только исполнение важнейшей монашеской заповеди, но и необходимое условие для совершения «умного делания» и «умной молитвы». Ссылаясь на прп. Иоанна Лествичника, Н. писал, что «дело безмолвиа» - это «безпопечение благословных и безсловесных вещей». К последним преподобный относил, как следует из его комментария, «притяжание селъ» и «съдеръжание многых имений» ( Прохоров. 2005. С. 188). В приобретении сёл и имений Н. видел главных врагов безмолвия и молитвы. Выступая на Соборе 1503 г., преподобный не стремился к конфронтации и созданию к.-л. партий, его главным желанием было улучшение духовной жизни в русских обителях, приведение ее к соответствию Божественным писаниям. Почитание

http://pravenc.ru/text/2577607.html

Севера и памятник иконографии вологодских святых XVIII в./ВХНРЦ. М., 2014. (Исследование и реставрация одного памятника; 9); Художественные сокровища Патриаршего музея церк. искусства при Храме Христа Спасителя. М., 2016. С. 157; Гнутова С. В. Икона с изображением раки с мощами прп. Павла Обнорского: К вопросу о худож. убранстве рак для мощей рус. святых, канонизированных на рубеже XIX-XX вв.//II Деминские чт.: Отчетная науч. конф. ЦМиАР по итогам 2016 г.: Тез. докл. М., 2017. С. 28-32; Иконы Вологды кон. XVI-XVII в. Вологда; М., 2017. С. 154, 168-171, 472-488, 496-506. Кат. 16, 64, 66. Е. А. Виноградова Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРАСИМ [Вологодский] († 1178), прп. (пам. 4 марта и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)

http://pravenc.ru/text/2581815.html

Недалеко от Юрьева мон-ря кн. Изяслав Мстиславич в 1134 г. основал мон-рь св. Пантелеимона (крестильное имя князя-ктитора) (см. Новгородский во имя великомученика Пантелеимона мужской монастырь ). В сохранившейся княжеской грамоте кратко описан процесс формирования мон-ря: сначала князь получил благословение епископа и решение веча на право предоставить мон-рю землю (он по благословению свт. Нифонта «испрошал... у Новагорода святому Пантелемону землю село Витославлицы, и смерды, и поля»), а затем «устроил святому Пантелемону монастырь и посадил... в нем игумена Аркадия» (ГВНиП. 79-81. С. 139-141). Игум. Аркадий в 1153 г. основал собственный мон-рь (см. Аркаж в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь ). Среди новгородских обителей, созданных монахами, одним из наиболее известных был Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня монастырь , основанный прп. Варлаамом в 1192 г. Монг. нашествие прервало естественное течение монастырской жизни: многие мон-ри были разрушены вместе c городами, другие пострадали от погрома и опустошения, не все были впосл. восстановлены. Однако значение монашества в духовной, нравственной и социальной жизни сохранялось во всей полноте. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что во время составления рус. редакции Кормчей книги при митр. Кирилле II († 1280) в комплекс статей, дополнявших тексты традиц. состава, был включен Студийский устав и другие статьи, посвященные монашеству, в т. ч. и общежительному. Возрождение монашества началось лишь со 2-й пол.- кон. XIV в. в результате восстановления церковных связей с Византией. Эту эпоху называют временем «второго южнославянского влияния», «вторым знакомством Руси с Византией». «Переводческая работа, проведение литургических и уставных реформ, паломничества в Константинополь, путешествия иконописцев, дипломатов и церковных деятелей - все это были каналы проникновения на Русь идей и настроений византийской цивилизации, причем использовались они намного активнее, чем в предыдущие два столетия» ( Мейендорф. 2000. С. 421). Идеи исихазма, «умного делания», получившего на Руси название «безмолвия», определили духовные искания эпохи. «Безмолвия ради» монахи покидали города и уходили в лесные пустыни, где созидались мон-ри нового типа, жизнь в к-рых определялась стремлением к духовному подвигу и строгим общежительным уставом. 2-я пол. XIV-XVI в.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010