(Безбородый?), игум., агиограф, гимнограф и распевщик (?), принадлежавший к писательскому кругу митр. Московского и всея Руси Макария (1542-1563). Источники сохранили о нем скупые сведения. В Житии прп. Саввы Сторожевского, написанном до 1552 г. по благословению митр. Макария, М. называет себя иноком. В февр. 1555 г. в Никоновской летописи М. упоминается как игумен Варлаамиева Хутынского мон-ря в составе группы новгородского духовенства, участвовавшего в поставлении архиеп. Казанского и Свияжского Гурия (Руготина) (ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 250). Имя игумена неоднократно названо в летописях ошибочно, вероятно потому, что в Новгороде М. был чужаком. В Новгородской II летописи сказано о прибытии 22 апр. 1555 г. из Москвы в Новгород архиеп. Пимена (Чёрного) , «да и Спасскои игумен Мартиреи с ними же приехал Хутынской Пахнутиева монастыря» (Там же. Т. 30. С. 182). Какова была связь М. с Пафнутиевым Боровским монастырем, неизвестно, но его появление в Новгороде могло быть инициировано бывшим насельником этого мон-ря митр. Макарием. Игуменом Хутынского мон-ря М. пробыл примерно с 1552 до 1556 г., когда в Новгородской III летописи упоминается уже другой хутынский игумен (Там же. Т. 3. Вып. 4. C. 253). В статье под 1558 г. Новгородской II летописи рассказывается о том, что М., «оставя игуменство, жилъ в Онътонове монастыре 6 месяць при игумене Варламе при Антоновском при царици. Да сотвори Маркел житие Никите епископу Новгородцкому и канунъ да поехал Марко из Новагорода к Москве» (Там же. Т. 30. С. 183). Когда точно и почему М. оставил игуменство и где находился до Антониева мон-ря, неизвестно. Сообщение Новгородской II летописи скорее всего надо понимать следующим образом: оставив игуменство, М. оказался в Антониевом монастыре, где за 6 месяцев до окт. 1558 г. создал Житие и канон свт. Никите Новгородскому, а 28 окт. 1558 г. отправился в Москву. С этого момента летописные источники о нем молчат. Прозвище Безбородый, прочно вошедшее в историографию, М. приписывает автор памятника XVII в. «Предисловие, откуду и от коего времени начася быти в нашей рустей земли осмогласное пение». Среди прочих распевщиков он упоминает о М.: «А Псалтырь роспета в Великом Новеграде. Некто бысть инок именем Маркел, прослутием Безбородой. Да он же сложил канон Никите архиепископу Новгородскому, вельми изящен» (РНБ. ОСРК. Q. I. 1101. Л. 202). Существует мнение об ошибочности отождествления гимнографа М. с распевщиком Псалтири ( Старикова. 2014).

http://pravenc.ru/text/2562308.html

С кон. XVIII в. шла реконструкция и перестройка монастырского комплекса. Ц. во имя сщмч. Григория была разобрана, в 1759-1761 и 1767/68-1774 гг. над юж. воротами монастыря построили колокольню. После пожара 1787 г. был заново расписан Преображенский собор, к северу от собора восстановлен и освящен храм во имя Всех святых с больничным корпусом (время возведения более древнего храма с таким посвящением неизвестно). В 1797 г. перестроили Варлаамиевскую церковь с трапезной палатой, отремонтировали зап. и юж. корпуса. В 20-х гг. XIX в. по проектам губернского архит. И. Дмитрова были реконструированы в стиле позднего классицизма Всехсвятская ц., юж. корпус братских келий, в котором между настоятельскими и казначейскими покоями был освящен домовый храм во имя ап. Иоанна Богослова. В 1851 г. в арке, соединяющей Покровский придел с главным нефом собора, установили новую серебряную раку над мощами прп. Варлаама. В ризнице мон-ря и у раки преподобного хранились предметы, по преданию ему принадлежавшие: фелонь, поручи (НГОМЗ. Инв. 1624), власяница, вериги. В В. Х. м. особо почитались храмовая икона «Преображения Господня» XVI в., находившаяся в шестиярусном иконостасе собора, неск. икон прп. Варлаама XVI-XVII вв. В 1816 г. в сев. приделе ап. Иоанна Богослова Преображенского собора, согласно завещанию, был похоронен Г. Р. Державин , по просьбе вдовы поэта Д. А. Державиной придел был переосвящен во имя арх. Гавриила (в 1959 останки Державина были перезахоронены в Новгородском кремле, в 1993 возвращены в В. Х. м.). В 1824 г. в Покровском приделе собора был похоронен Ярославский архиеп. Антоний (Знаменский) , в 1903 г.- Кирилловский еп. Арсений (Иващенко) . В 1890 г. при В. Х. м. открылась церковноприходская школа. В нач. XX в. в В. Х. м. жили 26 насельников. Мон-рю принадлежали луга на лев. берегу Волхова, 2 пожни, рыбные ловли по М. Волховцу и Волхову, оз. Сереберское в Валдайском у., 3 мельницы на р. Робейка, 2 варницы в Ст. Русе, подворье на Буяновской ул. Новгорода. В 1920 г. В.

http://pravenc.ru/text/154237.html

Незначительное присутствие лиц армяно-григорианского исповедания фиксировалось в Новгородской губ. с 60-х гг. XIX в. Их численность редко превышала 10 чел., исключением стал 1887 г. (98 чел., из них 94 в Новгородском у.), в 1897 г. их было 8 чел., в 1901 г.- 11, в 1913 г.- 9 чел. В разные годы их присутствие отмечалось в Новгороде, Ст. Руссе, Тихвине, Кириллове, Новгородском, Старорусском, Тихвинском, Боровичском, Валдайском, Демянском, Устюженском уездах. По причине малочисленности верующих организованные армяно-григорианские общины в регионе отсутствовали. 26 апр. 2012 г. по инициативе новгородской арм. общины (создана в 1995) была зарегистрирована религ. организация Новонахичеванской и Российской (с 2013 Российской и Новонахичеванской) епархии ААЦ церковь «Аменапркич» («Христа Спасителя») г. Вел. Новгорода. 13 дек. 2015 г. в притворе Преображенского собора Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня женского монастыря состоялось торжественное открытие хачкара - армянского памятного каменного креста, освящение к-рого провел викарий архиепископа Российского и Новонахичеванского Езраса (Нерсисяна) по С.-Петербургу и Северо-Западному региону иером. Погос (Варданян) с др. представителями ААЦ. Протестантские церкви, деноминации и секты Появление лютеранства в регионе связано с торговыми контактами Новгорода со странами Сев. Европы (особенно со Швецией), в которых в XVI в. стал распространяться протестантизм. В XVII - нач. XVIII в. в Новгороде действовал Шведский гостиный двор; также в городе вели торговлю немецкие, английские, датские купцы. В XVIII - нач. XIX в. численность протестантов в Новгородской губ. была минимальной. Баптистская церковь Христа в Вел. Новгороде. 1994–2000 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Баптистская церковь Христа в Вел. Новгороде. 1994–2000 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. По сведениям из ежегодных отчетов новгородского губернатора, в 20-х гг. XIX в. в Новгородской губ. лютеран насчитывалось 71-87 чел., в 1845 г.- 325, в 1848 г.- 365, в 1850 г.- 311 чел. В 1821, 1835-1836 гг. в Новгородскую губ. переселилось 93 семьи нем. колонистов из С.-Петербургской губ., для к-рых были созданы Гореловская, Николаевская и Александровская колонии. К 1858 г. численность нем. колонистов достигла 1217 чел. В 1-й пол. XIX в. лютеране проживали в основном на землях военных поселений, а также в нем. колониях Новгородского у. Лютеранами были некоторые губернаторы Новгородской губ., в т. ч. А. У. Денфер (1826-1834), барон Х. Х. фон дер Ховен (1846-1848), Э. В. Лерхе (1864-1882), гр. О. Л. Медем (1896-1907).

http://pravenc.ru/text/2577771.html

К. был уроженцем Пскова. После долгих странствий подвижник поселился в пещере на каменистом берегу о-ва Палей в Онежском оз. Через некоторое время к нему стали приходить «любители уединения, изволяющии монашествовати»; К. построил для иноков кельи, возвел храм Рождества Пресв. Богородицы. После устроения мон-ря святой «обложил свое тело железными веригами и поясом» и вернулся в свою пещеру; вериги и железный пояс святого весили ок. 14 кг (ГИМ. Барс. 863. Л. 6 об.). Погребение подвижника сопровождалось исцелением недужных. В «Сказании...» сообщается, что ученик К. прп. Авраамий Палеостровский перенес его тело в храм Рождества Пресв. Богородицы, однако подвижник, очевидно, был погребен неподалеку от храма, поскольку впосл. над местом его погребения была построена часовня. В молитве святому прославляются 2 посмертных чуда: исцеление девицы Агафии от слепоты и некоего Бориса, ставшего впосл. монахом, от «расслабленныя болезни». Блаженная кончина прп. Корнилия Палеостровского. Клеймо иконы «Преподобные Зосима Соловецкий, Корнилий и Авраамий Палеостровские, с житием прп. Корнилия». Кон. XIX — нач. ХХ в. (НМРК) Блаженная кончина прп. Корнилия Палеостровского. Клеймо иконы «Преподобные Зосима Соловецкий, Корнилий и Авраамий Палеостровские, с житием прп. Корнилия». Кон. XIX — нач. ХХ в. (НМРК) Автор «Сказания…» не знал, «к которому году отнести его пришествие на сей остров и когда преставися, о сем сведений никаких не имеется по причине разных нещастных случаев и пожаров, истребивших со зданием и монастырску архиву» (Там же. 862. Л. 11 об.). И. А. Чистович, Е. В. Барсов и ряд др. исследователей полагали, что К. основал свой мон-рь в кон. XII в. Аргументом для такой датировки послужило сообщение монастырского челобитья 1691 г. о том, что К. получил от новгородских посадников земли для устроения мон-ря «в прошлых… годех, тому с пятьсот лет и больше». В грамоте утверждается, что вкладчиком Палеостровского мон-ря был игумен новгородского Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня мон-ря Варлаам, к-рого Барсов отождествил с прп. Варлаамом Хутынским ; исследователь предположил, что К. был учеником или сподвижником Варлаама Хутынского ( Барсов. 1868. С. 173). Сообщение ряда авторов XIX-XX вв. о пострижении К. в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре не находит подтверждения. По наблюдениям Н. А. Охотиной-Линд, это ошибочное сообщение впервые появилось в книге Чистовича ( Чистович. 1856; см.: Охотина-Линд. 1996. С. 9-10). Также является, по-видимому, домыслом известие о жизни К. в новгородском Вяжищском во имя свт. Николая Чудотворца монастыре до прихода на о-в Палей ( Машезерский. 1899).

http://pravenc.ru/text/2458675.html

Восстановленное Новгородским архиеп. Димитрием (Сеченовым ; с 1762 митрополит) в 1758 г. Кексгольмское и Ладожское вик-ство с местопребыванием викария в Варлаамиевом Хутынском мон-ре под Новгородом прекратило существование в 1764 г. в связи с передачей городов Кексгольм и Нов. Ладога из Новгородской епархии в С.-Петербургскую. Вместо него на основании пункта 4 манифеста имп. Екатерины II Алексеевны «О подведомстве всех Архиерейских и монастырских крестьян Коллегии Экономии, и штатов по духовной части» от 26 февр. 1764 г. было учреждено О. и К. в.: «Для вспоможения в Новогородской Епархии оставили по прежнему Викарием одного Епископа, которому жительство определили в Олонце». На содержание Олонецкого архиерейского дома отпускалось 4030 р. 80 к. в год. В 1764 г. викарная Олонецкая епархия включала 3 города - Олонец, Каргополь и Устюжну. За время ее существования были учреждены новые уездные города: Вытегра (1773), Петрозаводск (1777), Онега (1780), Повенец (1782), Лодейное Поле, Пудож и Кемь (1785) в Олонецкой провинции, а также Весьегонск (1776) в Тверском наместничестве. Церковь свт. Николая Чудотворца (Рождества Пресв. Богородицы) в дер. Бережная Дуброва. 1678 г. Фотография. 1900 г. Фото: В. В. Суслов Церковь свт. Николая Чудотворца (Рождества Пресв. Богородицы) в дер. Бережная Дуброва. 1678 г. Фотография. 1900 г. Фото: В. В. Суслов 28 апр. 1764 г. митр. Димитрий представил Синоду кандидатом в викарии келаря Троице-Сергиевой лавры иером. Антония (Ферапонтова) из числа выпускников Новгородской ДС 1754 г. (1-й выпуск). Однако доклад, содержавший одного кандидата в сане иеромонаха, имп. Екатериной II утвержден не был. В новом варианте доклада указывался 2-й кандидат, настоятель Хутынского монастыря архим. Иоанн (Никитин; 1721 - 13 окт. 1799). Высочайшее повеление архим. Иоанну быть епископом Олонецким и Каргопольским последовало 18 июня 1764 г.; хиротония была совершена 15 июля в Петропавловском соборе С.-Петербурга. Особым указом Синод потребовал от Коллегии экономии, чтобы в 1764 г.

http://pravenc.ru/text/2578349.html

Раньше, чем в др. рус. областях, частные А. появились, по-видимому, в Новгороде, хотя относимые к XII в. новгородские частные А. вызывают сомнения в подлинности. Данная (купчая) прп. Антония Римлянина , дошедшая в списке XVI в.,- подложный или сильно интерполированный А. Гораздо больше оснований считать подлинной данную (вкладную) грамоту прп. Варлаама Хутынского новгородскому Хутынскому муж. мон-рю (см. Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня монастырь ), сохранившуюся в виде пергаменного оригинала. Ее датируют либо 1192-м, либо 1211 г. С. Н. Валк считал этот документ подделкой XIV в., что не было поддержано большинством исследователей. Во вкладной грамоте прп. Варлаама мон-рю передаются земли, а также 7 несвободных людей, 6 коней и 1 корова. Для более поздних данных на землю такой состав вклада необычен. Данные грамоты XIV-XVI вв. ограничиваются, как правило, передачей земельных объектов. Крупнейшими контрагентами светских землевладельцев были в это время митрополичий дом, Троице-Сергиев , Кириллов Белозерский , московский Симонов , суздальский Евфимиев , Иосифов Волоколамский , Ярославский Преображенский , Соловецкий в честь Преображения Господня и др. мон-ри, московские Архангельский собор и Успенский собор , архиерейские дома - новгородский, ростовский, суздальский, казанский и проч. Они получали земли не только по данным грамотам, но и по А. др. разновидностей, из к-рых наиболее распространенными в XIV-XVI вв. были купчие, меновные и закладные. В меновных грамотах мог фиксироваться обмен землями, расположенными как по соседству, так и в разных уездах Русского гос-ва. В закладных грамотах деньги предоставлялись в кредит под залог земельной собственности заимщика. В мировых и разъезжих стороны договаривались об урегулировании земельных споров и устанавливали границы спорных владений. В XVI-XVII вв. значительное распространение получили оброчные грамоты. В них крупные земельные собственники (в т. ч. и мон-ри) оформляли сдачу в аренду за оброк земель, находившихся в составе их вотчины, но по тем или иным причинам не обрабатываемых владельцем и его крестьянами (пустошей, неудобных или отдаленных мест). В роли арендаторов выступали иногда помещики, чаще же крестьяне, не принадлежавшие к данной вотчине, и посадские люди. В XVIII в. в оброчных фиксировался арендный наем не только земельных угодий, но также изб, дворов и т. п. В 1-й пол. XVIII в. появились т. н. кортомные записи. Под кортомой подразумевалось держание за плату земель, мельниц и др. объектов, эксплуатация к-рых приносила определенный доход.

http://pravenc.ru/text/63956.html

Гипотетичной остается реконструкция зап. объема с крыльцом, к-рый исследователи относят к XVI в. Основанием для данной датировки является изображение К. м. на стене диаконника главного, Троицкого собора. На рис. Мейерберга сер. XVII в. показан гораздо меньший объем в 5 оконных осей по юж. фасаду, т. е. одностолпное помещение трапезной. Можно предположить, что зап. часть протяженного корпуса была пристроена позднее - во 2-й пол. XVII в. Здесь разместились настоятельские кельи, к-рые упоминаются в описях мон-ря 1781 и 1811 г., а также в книге акад. Н. Я. Озерецковского (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 2445. Л. 27; ГАНО. Ф. 520. Оп. 1. Д. 11. Л. 10; Путешествие акад. Озерецковского. 1812. С. 532). Определить время постройки зап. части корпуса можно лишь после проведения археологических раскопок. Никольская ц. входит в типологический ряд новгородских построек XVI в., в к-рых храм и трапезная палата составляют 2 разных объема, объединенных в композиционное целое. Это Сретенская ц. в Антониевом мон-ре, Троицкая ц. в Духовом мон-ре и ц. прп. Варлаама Хутынского в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня монастыре , а также Благовещенский храм на Михайловой ул. Каждая из этих построек, имея черты сходства, отличается индивидуальностью исполнения: в их строительстве принимали участие новгородские, ростовские и московские зодчие. В нач. XIX в., при игум. Герасиме (Гойдукове), в одностолпном трапезном зале на 2-м этаже была устроена церковная паперть, по сторонам к-рой разместили приделы в честь Тихвинской иконы Божией Матери (освящен в 1811) и во имя мч. Иоанна Воина (освящен в 1812). В 1809 г. в храме был настлан новый тесовый пол, сложены 2 изразцовые печи, стены украшены живописью. После пожара, случившегося в 1812 г., когда сгорели все верхние конструкции, был сделан новый купол с главой, а вся постройка перекрыта железом. В 1810 г. живописец Яков Назаров расписал стены настоятельских келий ( Герасим (Гойдуков). 1815. С. 5-6; РГАДА. Ф. 1194. Оп. 1. Д. 128. Л. 176, 195-197). Возможно, к этому времени относится и растеска окон с арочным завершением в церкви и на 2-м этаже бывш. трапезной палаты и настоятельских келий, а также устройство на всем здании новых карнизов.

http://pravenc.ru/text/1841457.html

20 июля 1990 г. синодальным постановлением Л. был назначен епископом возобновленной Новгородской и Старорусской епархии. 25 февр. 1995 г. возведен в сан архиепископа. Ко времени прибытия Л. в Новгородскую епархию в ней насчитывалось 38 приходов и Вяжищский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь , к-рый незадолго до того был передан Церкви. Новый архиерей столкнулся с нехваткой духовенства и тяжелым материальным положением епархии. Лев (Церпицкий), митр. Новгородский и Старорусский. Фотография. 2014 г. Лев (Церпицкий), митр. Новгородский и Старорусский. Фотография. 2014 г. По ходатайству Л. летом 1991 г. новгородский облсовет передал в постоянное безвозмездное пользование Церкви Софии Св. собор в Новгороде Великом, Юрьев новгородский муж. мон-рь с Перынским скитом, руины Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня монастыря, Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери муж. мон-рь , а также чудотворную икону Божией Матери «Знамение». 16 авг. освящение Софийского собора возглавил патриарх Алексий II. В том же году по инициативе Л. был организован Консультационный совет при Софийском соборе, состоящий из специалистов в области архитектуры, реставрации, живописи. При соборе на базе церковно-археологического кабинета проводятся практические занятия студентов, осуществляются археологические и архитектурные исследования. В епархии существует должность искусствоведа - хранителя Софийского собора. С 11 июля 1997 г. Л. состоит членом Президиума Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры . В 1992 г. по благословению Л. был учрежден Арсениевский комитет, названный в честь митр. Арсения (Стадницкого) . Его председателем является новгородский архиерей. Задача комитета заключается в осмыслении совр. проблем, стоящих перед Церковью и обществом, с учетом опыта государственно-церковных отношений прошлого столетия. В работе комитета участвуют историки и богословы из разных городов России, духовенство Новгородской епархии, студенты. С 1992 г.

http://pravenc.ru/text/2463247.html

исследования рукоп. традиции новозаветных текстов. СПб., 2010. С. 41-59) впосл. хранился в Софийском соборе. Наиболее вероятно, что Остромирово Евангелие изначально было переписано (в Киеве или в Новгороде) для вклада в кафедральный храм. По житийному сообщению, во 2-й пол. 20-х - 50-х гг. XIV в. Новгородский свт. Моисей собрал много писцов для переписки книг (НовгорЛет. С. 137). Так, пергаменное Евангелие (РНБ. Соф. 2) было переписано по его заказу ( Столярова Л. В. Свод записей. 2000. С. 229) для новгородского Софийского собора. На Владычном дворе трудились писцы, создававшие как акты, так и рукописные книги («владычные писцы», «владычные паробки», «владычные робята» - см.: Там же. С. 285. 274 (1356 г.); С. 290. 279 (1362/63 г.); С. 292. 281 (1365 г.); С. 319. 285 (1369 г.)). Однако собственно владычными людьми круг писцов, работавших для кафедры, не ограничивался ни в то время, ни ранее - по мере надобности к переписке привлекались и иноки городских и пригородных монастырей, а также представители белого духовенства. Так, крупными книжными центрами Новгородской епархии были городской Лазарев (в кон. XI-XII в.) и пригородные Лисицкий и Варлаамиев Хутынский мон-ри, причем последние имели особые связи с владычной кафедрой (см.: Бобров. 2001. С. 23-28, 41-51, 53-54). При Софийском соборе до конца новгородской независимости были созданы такие рукописи, как пергаменная Синодальная (Климентовская) кормчая кон. XIII в. (ГИМ. Син. 132), ставшая офиц. сборником церковных правил архиепископской кафедры (рукопись была вывезена в Москву в 1480, возвращена после возобновления Новгородской архиерейской кафедры в 1526); сборник сочинений, посвященных святым князьям Владимиру, Борису и Глебу (не сохр. в оригинале), переписанный в 1414 г. Матфеем Кусовым ( Смирнова Э. С. Искусство книги в средневек. Руси: Лицевые рукописи Новгорода Великого. XV в. М., 2011. С. 249-255); сборник XV в. РНБ. Соф. 1285, копия с оригинала домонг. времени (антиграф XII - нач. XIII в.), включающий ряд богословских, апокрифических, канонических, церковно-учительных памятников, бытовавших в Др.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

При владычной кафедре была возобновлена летописная деятельность: ок. 1539 г. составлен новый летописный свод, отразившийся в Новгородской летописи по списку П. П. Дубровского (ПСРЛ. Т. 43). Свт. Макарий продолжил труд свт. Геннадия по вычислению пасхалии, вместе со свящ. Агафоником им был составлен Великий миротворный круг (пасхалия в нем вычислялась на 532 года вперед). После поставления свт. Макария в 1542 г. на Московскую митрополичью кафедру архиепископом Новгородским и Псковским стал Феодосий , постриженик Иосифова Волоколамского мон-ря и с 1531 г. игумен Варлаамиева Хутынского мон-ря, в 1539 г., после сведения с Московской митрополичьей кафедры Даниила , рассматривавшийся в качестве одного из кандидатов на ее замещение. Архиеп. Феодосий по многим направлениям продолжил деятельность свт. Макария. Как и последний, он способствовал собиранию софийской книжной казны, при этом особое внимание уделял певческим и нотным книгам и сам переписал ряд книг. Сохранились послания и грамоты, вышедшие из владычной канцелярии Феодосия, как делового, так и учительного характера (см.: Буланин Д. М. Феодосий//СККДР. 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 457-460; Буланин Д. М. Послания архиеп. Феодосия//Вел. Новгород: История и культура IX-XVII вв.: Энцикл. слов. СПб., 2009. С. 397). И свт. Макарий, и архиеп. Феодосий много внимания уделяли борьбе с языческими пережитками в народной среде, прежде всего это касалось финно-угорского населения Водской пятины (послания свт. Макария на имя малолетнего вел. кн. Иоанна IV Васильевича и в Водскую пятину 1534 г. с описанием сохранявшихся языческих верований и жречества на Новгородской земле, грамоты архиеп. Феодосия в Корелу и в Водскую пятину от 1543 и 1548 гг. того же содержания), оба архиерея организовывали миссии к язычникам во главе со священниками Илией и Никифором. Несмотря на то что архиеп. Феодосий активно поддерживал политику молодого царя Иоанна IV Васильевича (отправлял послания, одобряющие борьбу с Казанским ханством, участвовал в заседаниях церковных Соборов, 1549 г. и Стоглавого Собора 1551 г.), в мае 1551 г. он был сведен царем с Новгородской кафедры и вернулся в Волоколамский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010