Будучи заместителем председателя Новгородского церковно-археологического об-ва, учрежденного в 1913 г., А. содействовал ремонту и реставрации церквей, мон-рей, сохранению и изучению храмовой живописи, собиранию и хранению икон, документов и книг. В годы первой мировой войны Новгородская губ. была объявлена на военном положении, епархиальный дом был передан под лазарет для раненых воинов. А. организовал патриотическую деятельность епархиальных учреждений, напутствовал воинские подразделения, уходившие на фронт, выступал с патриотическими проповедями, был инициатором церковных сборов на нужды семей военнослужащих, призывал верующих оказывать помощь армии, всемерно сотрудничал с гражданскими, земскими и благотворительными орг-циями. В дек. 1916 г. в Новгороде побывала св. мц. императрица Александра Феодоровна с дочерьми. В поездках по Новгороду их сопровождал А., ставший к тому времени уже первым викарием епархии и одновременно настоятелем Варлаамиева Хутынского мон-ря . В первые недели Февральской революции 1917 г. в Новгород поступали отрывочные сведения о происходивших в Петрограде событиях. А. не имел никакой связи ни с архиеп. Арсением, ни со Святейшим Синодом. Новгородский губернатор был отрешен от власти, в городе действовал новый орган управления - Комитет общественного спокойствия. 5 марта А. выпустил воззвание, к-рое оглашено было во всех храмах, повсеместно расклеено в виде листовок и воспроизведено во всей губернской периодической печати. В нем А. призывал правосл. паству со смирением принять свершившиеся политические изменения, выполнять законные требования новой власти. 29 апр. 1917 г. Святейший Синод в послании к верующим сообщил о том, что Российская Церковь начинает подготовку Поместного Собора, на к-ром предполагалось решить многообразные вопросы церковной жизни, а также говорилось о введении выборного начала при замещении архиерейских кафедр. Летом - осенью 1917 г. почти во всех епархиях РПЦ прошли епархиальные съезды, на к-рых или подтверждались полномочия правящих архиереев, или происходило избрание новых.

http://pravenc.ru/text/64694.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОРНИЛИЕВ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание КОРНИЛИЕВ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Петрозаводской и Карельской епархии Карельской митрополии), находится на о-ве Палеостров (Палей) в сев. части Онежского оз. (Медвежьегорский р-н Республики Карелии). В названии острова, как объясняли в XIX в. местные жители, отражен тот факт, что возле него можно было поймать много палии - рыбы ценной породы. История К. м. до XVII в Основан прп. Корнилием Палеостровским. Точная дата основания К. м. неизвестна. В церковной традиции обитель считается одной из древнейших на территории совр. Петрозаводской епархии. «Сказание о жизни преподобнаго Корнилия Палеостровского» не содержит сведений, позволяющих точно определить время жизни преподобного ( Пигин. 2013. С. 193-198). Е. В. Барсов , основываясь на сомнительном свидетельстве царской грамоты 1691 г., где идет речь о земельных владениях, пожалованных «первоначальнику» К. м. «тому с пятьсот лет и больше», утверждал, что К. м. уже существовал к «исходу XII века» ( Барсов. 1868. С. 24, 25). И. У. Будовниц, ссылаясь на межевую запись 1319 г., писал об основании мон-ря в XIV в. ( Будовниц. 1966. С. 59-60; Мат-лы по истории Карелии. 1941. С. 387-389). Однако наиболее обоснованным считается мнение об основании К. м. в 1-й пол. XV в. В. И. Корецкий полагал, что самый древний монастырский акт - выданная игуменом Варлаамиева Хутынского мон-ря жалованная грамота, по которой палеостровским монахам разрешалось весной ловить рыбу в Онежском оз. в р-не Чёлмуж «одним вотцом» (приспособление для ловли мелкой рыбы),- датируется 1415-1421 гг. ( Корецкий. 1958). Согласно исследованиям В. Л. Янина , грамота «всех скотников и помужников» Толвуйской земли о передаче новгородскими боярами монастырю о-ва Палей - основы его буд. вотчины - с малыми соседними островами была составлена в 40-х гг. XV в. и по сути была учредительным документом ( Янин. 1991. С. 244; Мат-лы по истории Карелии. 1941. С. 99).

http://pravenc.ru/text/2458669.html

Т. 30. С. 190). 24 янв. 1563 г., после крупнейшего успеха русской армии в ходе войны - взятия Полоцка, у гробницы Н. архиеп. Новгородским Пименом был совершен торжественный молебен; в написанном тогда же послании к царю Пимен призывал «молитву и покров», наряду с проч. святителями также поминал «новоявленного чюдотворца епискупа Никиты»; царю была послана вода, освященная у его мощей (Там же. Т. 13. С. 352-353; АИ. Т. 1. 302. С. 555-551). М. В. Печников В статье 7066 (1557-1558) г. Н2Л читается сообщение, что Маркелл (Безбородый?) , бывш. игум. Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня монастыря , проживавший на покое в Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре, «сотвори... Житие Никите, епископу новгородцкому, и канун» (ПСРЛ. Т. 43. С. 183). В рукописях XVI-XVIII вв. встречается 2 канона Н., но списков Жития Н., где было бы указано имя Маркелла как автора, нет. Исследователи атрибутируют ему текст «Слова похвального на память… Никиты, епископа новгородского» на том основании, что в нем ничего не говорится об открытии мощей. В небольшом по объему «Слове похвальном...» Маркелл кратко пересказывает патериковое «Сказание о Никите затворнике»; сообщая о поставлении Н. епископом в Новгород, Маркелл дает обобщенную характеристику его деятельности, пишет о 2 чудесах святого (спасении от засухи и от пожара), повествует о его преставлении и погребении в приделе Иоакима и Анны Софийского собора. В рукописях «Слово похвальное...» очень часто переписывается вместе с патериковым «Сказанием...»; возможно, изначально предполагалось, что 2 произведения будут переписываться вместе и дополнять друг друга (поэтому Маркелл схематично описывает Киево-Печерский период жизни Н.). Открытие мощей Н. 30 апр. 1558 г. нашло отражение в неск. памятниках. Возможно, одним из первых было написано «Послание об обретении мощей Никиты епископа» ( Никольский. 1905; Макарий (Миролюбов). 2003). А. Ф. Малов датирует послание июнем-июлем 1558 г. и считает его автором софийского священника, а адресатом - игум.

http://pravenc.ru/text/2565346.html

у.), Ростовский архиеп. Иосиф (Петровых; осень 1924 - 2 сент. 1926; с 26 авг. 1926 митрополит Ленинградский; в. у.), Старорусский митр. Алексий (Симанский; 2 сент. 1926 - 11 авг. 1933; до 18 мая 1932 в сане архиепископа Хутынского; в. у.), митр. Алексий (Симанский; 11 авг.- 5 окт. 1933), архиеп. Венедикт (Плотников; 18 окт. 1933 - 5 сент. 1936), Демянский еп. Сергий (Васильев; 5 сент. 1936 - дек. 1937; в. у.), Петергофский архиеп. Николай (Ярушевич; дек. 1937 - 28 окт. 1940; в. у.), Старорусский еп. Сергий (Голубцов; 22 нояб. 1956 - 1 янв. 1957; в. у.), архиеп. Сергий (Голубцов; 1 янв. 1957 - 7 окт. 1967; до 25 февр. 1963 в сане епископа), митр. Лев (Церпицкий; с 20 июля 1990 до наст. времени; до 25 февр. 1995 в сане епископа, до 8 янв. 2012 в сане архиепископа). Монастыри и пустыни в границах Н. и С. е. на 28 дек. 2011 г. Действующие Юрьев новгородский (мужской, в Вел. Новгороде; по преданию, основан в 1030 блгв. кн. Ярославом Мудрым, 1-е летописное упоминание относится к 1119, в 1611 разорен швед. войсками, в 1675 сгорел, возобновлен в 1706, закрыт в 1929, возобновлен в 1993), Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня (в дер. Хутынь Новгородского р-на; основан как мужской ок. 1192, закрыт в 1920, возобновлен как женский в 1993), Старорусский Косинский во имя свт. Николая Чудотворца (женский, в дер. Косино Старорусского р-на, на берегу р. Полисть; по преданию, основан как мужской в XIII в., документально известен с 1574, сохранившийся каменный храм (многократно перестроен) датируется сер. XV в., упразднен в 1764, возобновлен как женский в 1890, закрыт в 1920, возобновлен в 2007), боровичский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов (мужской, в Боровичах; основан в 1327, закрыт в 1918, возобновлен в 2012), Клопский Михайловский во имя Св. Троицы (в дер. Сельцо Новгородского р-на; основан как мужской в нач. XV в., в 1913 преобразован в женский, закрыт в 1920, возобновлен как мужской в 2005), Свято-Троицкий Никандров (в совр. дер. Никандрово Любытинского р-на; основан ок.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Мстислава Мстиславича Удатного в Торопец в 1210, после ухода последнего в Галич возвращен на кафедру новгородцами в 1218, утвержден на кафедре митр. Матфеем в 1219) и свт. Антония , бывш. боярина Добрыни Ядрейковича (избран в 1210, в 1218 сведен с Софийской кафедры, в 1219 переведен митрополитом на Перемышльскую епископию, возвращен новым кн. Ярославом Всеволодовичем и поддерживающими его новгородцами в 1225/26 и с небольшим перерывом возглавлял архиепископию до 1229/30, когда окончательно был сведен с кафедры, и еще при его жизни по инициативе кн. мч. Михаила Всеволодовича был поставлен архиеп. Спиридон ). После смерти Митрофана в 1223-1225 гг. и временного ухода по причине тяжелой болезни свт. Антония в Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня мужской монастырь управление епархией возглавлял иеромонах этой обители Арсений. Осенью 1228 г. «простая чадь» (рядовые горожане) изгнала Арсения из архиепископского двора, обвинив его в том, что он вселился туда, дав «мзду» кн. Ярославу Всеволодовичу, что, по мнению горожан, стало причиной стихийных бедствий, приведших к неурожаю. На следующее утро новгородцы «въведоша опять (во владычный двор.- М. П.) Антония архиепископа и посадиша с нимь два мужа: Якуна Моисевиця, Микифора Щитник» (НПЛ. С. 67, 273). В 2 мирянах, поставленных в качестве временных соправителей архиепископа по причине его тяжелой болезни, нек-рые исследователи видят представителей соответственно от бояр, или «старейших», из среды к-рых выбирались посадники, и «молодших», к-рых представляли сотские, призванные ведать делами Дома Св. Софии ( Флоря Б. Н. «Сотни» и «купцы» в Новгороде XII-XIII вв.//Средневек. Русь. М., 2006. Вып. 6. С. 74; Печников. 2011. С. 36-37; Лукин П. В. Новгородское вече. М., 2018. С. 223-226). Несмотря на длительные нестроения, именно в 1-й трети XIII в. оформляется официальный новгородский культ Св. Софии, подразумевающий новгородское церковное и гражданское единство и особое покровительство Бога Новгородской земле ( Хорошев. 1997; Он же.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

И. А. Шалина Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕФРЕМ Новоторжский, прп. (пам. 28 янв., 11 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ИОНА († после 1592) Яшезерский, основатель Благовещенской Ионо-Яшезерской пуст., прп. (пам. 22 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), КИПРИАН († после 25.06.1598), прп., Стороженский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Новгородских святых и С.-Петербургских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), основатель Никольского Стороженского мон-ря МАКАРИЙ (XVI в.), Оредежский, основатель Успенского монастыря на р. Оредеж, прп. (пам. 9 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых)

http://pravenc.ru/text/116056.html

ДОСИФЕЙ упом. как соловецкий затворник и пустынник, включен в Собор Новгородских святых (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице), в Собор Соловецких святых (пам. 9 авг.) ДОСИФЕЙ Иерусалимит (Досифей I; до 1187 - нач. 1189), патриарх Иерусалимский и К-польский (февр. 1189; окт. 1189 -10 сент. 1191) ДОСИФЕЙ (2-я пол. XIV - 1-я четв. XV в.), архим. нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня муж. мон-ря, книжник ДОСИФЕЙ (Немчинов; ок. 1780 - 1845), архим., настоятель Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря и задонского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мон-ря ДОСИФЕЙ (Тутолмин; † ок. 1530?), строитель в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня муж. мон-ре ДОСИФЕЙ (Черкезишвили), еп. Некресский Мцхетского Католикосата (Вост. Грузия) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (2-я пол. XVIII в.), церковный писатель, переводчик ДОСИФЕЙ ТБИЛЕЛИ сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 12 сент.), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ († 1795) ДОСОКРАТИКИ условное наименование ранних греч. философов (VI-V вв. до Р. Х.), развивавших свое учение до или во время жизни Сократа ДОСПЕВСКИЕ династия болг. иконописцев, сыновья и ученики Димитра Зографа; представители самоковской художественной школы 88-100 100-103 «ДОСТОЙНО ЕСТЬ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ празд. 11 июня, чудотворный образ на Св. Горе Афон, перед к-рым, по преданию, в X в. явился арх. Гавриил 103-105 105-116 ДРАГАЛЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ («Св. Богородица Витошская»), жен., в честь Успения Пресв. Богородицы Софийской епархии Болгарской Православной Церкви 116-117 ДРАГАНОВА МИНЕЯ [Зографский трефологий] (кон. XIII в.), праздничная, с месяцесловом и избранными проложными Житиями; памятник болг. языка и лит-ры, муз. культуры, книгописания и книжной иллюминации 117-120 ДРАГОВИЧ мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы Далматинской епархии Сербской Православной Церкви (на территории Хорватии) 120-121 ДРАГОЛЯ ПОПА СБОРНИК [«Сборник пресвитера Василия», в ранней лит-ре «Сборник П. Сречковича»], серб. пергаменный кодекс смешанного содержания 2-й пол. XIII в. (не ранее 1259)

http://pravenc.ru/vol/xvi.html

Пребывание Г. на Новгородской кафедре характеризуется продолжением активного храмового строительства. 4 июня 1189 г. он освятил соборную церковь в Аркаже [Аркадиевском] в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре , в 1191 г.- ц. Вознесения, построенную тысяцким Милонегом, в 1192 г.- соборную церковь в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня муж. мон-ре и ц. св. апостолов Петра и Павла на Синичьей горе. При участии Г. была возведена каменная ц. во имя св. Трех отроков и прор. Даниила на Жатуне (1189) и деревянная ц. Сретения Господня (1191) на епископском дворе в Новгороде. На 1189 г. приходится окончание росписи Благовещенской ц. В 1191 г. были перестроены княжеская деревянная Никольская ц. на Городище (поставлена в 1165) и храмы, созданные на средства боярина Внезда, брата новгородского посадника Мирошки Нездинича (ц. Нерукотворного образа Господня, 1134), и купца Константина с братом (ц. св. Параскевы Пятницы на Торгу, 1156). В 1192 г. игум. Мантурий основал Спасо-Преображенский мон-рь в Русе (ныне Ст. Русса), где была поставлена одноименная деревянная церковь. На время управления Г. Новгородской епархией приходятся изгнание новгородцами кн. Мстислава Давыдовича и посажение на княжение Ярослава Владимировича (1187), шурина вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо, походы новгородцев против язычников: на Печору и за Волок (1187), на емь вместе с корелами (1191), на чудь; во время этого похода был взят г. Юрьев (1191). Запись на Студийском уставе кон. XII в. сообщает о том, что непосредственно перед кончиной Г. «постригъся... и бысть емоу имя мнишьское Григории» (ГИМ. Син. 330. Л. 281 об.),- по-видимому, речь идет о принятии святителем схимы. (Летописи и «Повесть о построении Благовещенской церкви» сообщают, что Г. в «черничьстве» носил имя «Григорий»,- нужно думать, что это было схимническое имя святителя.) Г. погребен в сев. галерее новгородского Софийского собора рядом с братом. На гробнице, согласно описаниям XVII в., находилась икона Г. Архим. Макарий (Миролюбов) сообщает, что мощи святителя были обретены в 1558 г., когда устраивалась крипта для мощей святителей Иоанна и Г. Однако в «Росписи новгородских святынь» (1626-1634) и в Савваитовском списке «Описания о российских святых» (кон. XVII в.) о Г. сказано: «Не свидетельствован». Ныне мощи Г. почивают под спудом (в 1940 были исследованы археологом В. В. Гинзбургом, предположившим, что архиерей скончался в возрасте ок. 40 лет).

http://pravenc.ru/text/161235.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАХОМИЙ (Борзунов) (? - 31 мая 1655, Астрахань), архиеп. Астраханский и Терский (1641-1655), составитель Хронографа. Мирское имя неизвестно. Происходил из рода вологодских служилых людей Борзуновых, родной брат сына боярского Федота Кузьмича Борзунова - наместника в Усть-Выми (не позднее 1646-1652) архиеп. Вологодского свт. Маркелла (Новикова. 2016. С. 62-65). Двоюродный брат рус. книжника 2-й пол. XVII в. Ф. И. Злобина. Молодые годы П., по косвенным сведениям, прошли при Софийском доме в Вологде (Там же. С. 67). Не позднее авг. 1635 г. (возможно, с 1-й пол. 30-х гг. XVII в.) стал игуменом Стефанова Николаевского Озерского Комельского мон-ря в окрестностях Вологды (ныне урочище Прибой на Никольском оз. в Грязовецком р-не Вологодской обл.) (Там же. С. 66). 20 мая 1638 г. возведен в сан архимандрита Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня муж. мон-ря на место архим. Рафаила, занявшего Астраханскую кафедру. 17 июня 1641 г. ( Устинова И. А. Делопроизводственные док-ты патриарших приказов 1-й пол. XVII в.: Расходная книга 1640/41 г.//ВЦИ. 2013. 1/2(29/30). C. 79, 80) хиротонисан во епископа Астраханского и Терского с возведением в сан архиепископа. В 1642 г. царь Михаил Феодорович лично внес кандидатуру П. в список претендентов на выборах патриарха Московского и всея Руси (по результатам выборов новым патриархом стал архимандрит московского Симонова монастыря Иосиф ). В 1642-1643 гг. участвовал в конфликте между администрацией Астрахани и ногайской знатью. Первый воевода Астрахани, стольник кн. Ф. А. Телятевский, действуя самовольно, без совета со 2-м воеводой И. Н. Траханиотовым и дьяком Сурьянином (Ксенофонтом) И. Таракановым (Торокановым), заключил в тюрьму в Астрахани неск. предводителей ногайцев и фактически способствовал тому, что часть степняков перекочевала в Калмыцкое и Крымское ханства. П., сообщив в апр. 1643 г. в Москву о злоупотреблениях кн. Телятевского и получив соответствующие инструкции, посадил 1-го воеводу «за приставы» и до прибытия в нояб. того же года нового 1-го воеводы боярина кн. Б. А. Репнина совместно с Траханиотовым деятельно управлял краем.

http://pravenc.ru/text/2579846.html

Изображения И. помещались на мощевиках, напр. на серебряном чеканном ковчеге из собора Св. Софии (Описи Софийского собора. 1993. Вып. 2. С. 43 - опись 1749 г., с указанием, что внутри «лоскут мантии и часть мощей»; Там же. Вып. 3. С. 60 - опись 1783 г., с указанием, что внутри «2 части ризы» и 4 косточки; согласно описи 1833 г., в нем было «3 косточки и 2 частицы ризы его» - Описи Софийского собора 1833 г. 2003. С. 592. 672). В описях собора XVIII-XIX вв. предметы и детали облачения святителей Никиты и И. отмечены как святыни, описаны как целостный ансамбль (напр., под 1736, 1749 и 1751 гг. в составе гробницы свт. Никиты; Описи Софийского собора. 1993. Вып. 2. С. 83, 151); в описи 1775 г. указаны под рубрикой «Одеяния святых чудотворцов Новгородских» как находившиеся в алтаре ц. Входа Господня в Иерусалим (Описи Софийского собора. 1993. Вып. 3. С. 42-43). В описях 1789 и 1800 гг. одеяния святителей И. и Никиты перечислены раздельно по типам облачения. В описи 1833 г. упоминается, что на мощах И. была мантия: «...схима монашеская, сверху по схиме мантия архиепископская со скрыжалями алыми, на коих кресты вышиты золотом, и источниками атласными…» (Описи Софийского собора 1833 г. 2003. С. 537); среди вещей «святителей Новгородских» отмечен лишь посох И. (Там же. С. 599), к-рый по виду и тексту надписи совпадает с посохом митр. Геронтия, переделанным в 1710 г., при митр. Иове (НГОМЗ). В числе мн. святых И. изображен на крышке ковчега-мощевика 1894 г. (фабрика Н. В. Немирова-Колодкина, ГИМ; см.: Тысяча лет рус. паломничества: Кат. выст./ГИМ. М., 2009. С. 281. Кат. 818). В произведениях сер. XVI в. образ И. часто включался в состав избранных святых, в т. ч. «новых чудотворцев». Он присутствует на полях катапетасмы (1556, мон-рь Хиландар на Афоне) - вклада царицы Анастасии Романовны: святитель сед, облачен в епископскую шапку, фелонь и омофор, правой рукой благословляет, в левой держит Евангелие. По описям сев. мон-рей XVI-XVII вв., на нек-рых предметах лицевого шитья образ И. сопоставляется с чтимыми основателями этих обителей, напр. на небольшого размера пелене - прикладе иконы-пядницы с образом прп. Варлаама Хутынского из собора Варлаамиева Хутынского мон-ря, на к-рой фигура святого была облачена в литую серебряную позолоченную ризу. К этой почитаемой иконе прилагалась «пелена зелена камчата, а на ней Иван архиепископ да Варлам Хутынский в молении; во облаце Спасе… У Ивана архиепископа верхняя риза шита золотом… а около пелены шит тропарь...» ( Макарий (Миролюбов). 1856. С. 29). На одном из сударей в ризнице Соловецкого мон-ря были изображены «Иван архиепископ да соловецкие чудотворцы» (Описи Соловецкого мон-ря. 2003. С. 74, 75 - опись 1570 г.; Там же. С. 114 - опись 1582 г.; Там же. С. 147 - опись 1597 г.).

http://pravenc.ru/text/468947.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010