Исправленные труды по благословению Синода (29 марта 1756) были изданы в Киеве. После кончины Новгородского архиеп. Стефана (Калиновского) с 1753 г. И. продолжил его начинания, в частности организовал обучение семинаристов партесному пению и евр. языку. Учителем философии и евр. языка И. назначил выпускника Новгородской ДС Стефана Лагова (Лаговского; впосл. архиеп. Рязанский Симон ). Во время отпуска И. (март-апр. 1755) обязанности ректора исполнял префект семинарии иером. Парфений. В февр. 1756 г. И. был уволен от ректорской должности и назначен настоятелем Варлаамиева Хутынского монастыря . При И. в февр. 1758 г. из С.-Петербурга в обитель был перевезен изготовленный в столице новый колокол, стены Преображенского собора украшались лепниной в стиле барокко, началось возведение каменной колокольни (заложен фундамент). Мн. намерения (в т. ч. устройство сени над гробом прп. Варлаама Хутынского, возобновление храма во имя свт. Николая Чудотворца в приписном Ксенофонтовом мон-ре) И. не успел осуществить. Летом 1755 г. И. был представлен кандидатом на вакантную Тобольскую кафедру; 17 апр. 1758 г. назначен, 21 апр. наречен и 26 апр. того же года хиротонисан во епископа Белгородского и Обоянского. По словам К. Я. Здравомыслова , И. «в недолгое свое правление заботился о возвышении умственного и нравственного уровня духовенства, заставляя наставлять народ в правилах веры и нравственности». Вступив в управление епархией, И. с горечью отмечал, что «многие священники и диаконы не только писать, но и читать не умеют». Циркуляром от 17 дек. 1758 г. епископ предписал всем главам духовных правлений предоставить сведения о малограмотных клириках, к-рых вызвал на личное освидетельствование. Невежественных и «неспособных к научению» И. отрешал от прихода или лишал сана. Так, в мае 1760 г., проведя беседу с вдовым клириком Введенской ц. с. Пойминова Курского у., И. решил отстранить его от священнослужения и постричь в монашество, поскольку он, «не токмо в книжном чтении явился неискусен, но и на вопрос...

http://pravenc.ru/text/578098.html

Колокол из Боровского Пафнутьева мон-ря. 1487–1488 гг. Мастер Федько-пушечник (ГМЗК) Колокол из Боровского Пафнутьева мон-ря. 1487–1488 гг. Мастер Федько-пушечник (ГМЗК) Следующим великокняжеским благовестником стал К. весом 1 тыс. пудов, отлитый по заказу Василия III в 1533 г. мастером Николаем Немчиным. В отличие от предыдущего, висевшего в зап. проеме нижнего яруса звона (т. е. пространства между столбами звонницы) церкви-колокольни прп. Иоанна Лествичника в Московском Кремле, для этого К. в центре Соборной пл. была построена отдельная колокольня. Вскоре после венчания на царство Иоанна IV Грозного в 1550 г. был изготовлен его новый именной благовестник - самый большой в то время К. в Европе, весивший 2200 пудов. Возможно, его отлил Кашпир Ганусов, литейщик немецкого происхождения, работавший на московском Пушечном дворе. Этот К. разбился при нашествии на Москву крымского хана Девлет-Гирея в 1571 г. и был перелит только в 1600 г. знаменитым рус. мастером Андреем Чоховым . В XVI в. устойчивое колокольное производство существовало на землях Сев.-Зап. Руси. Крупным центром литья К. с 20-х гг. XVI в. был Псков, где функционировало неск. ремесленных мастерских, в которых наряду с другими предметами церковного обихода отливали К. весом до 500 пудов. Самое раннее сообщение о литье К. в Пскове датируется 1520 г., когда братья Михаил (в 20-х гг. XVI в. он был священником), Максим и Онуфрий Андреевы отлили 2 благовестника (100 и 200 пудов) для псковского Мирожского в честь Преображения Господня мужского монастыря . От 20-х гг. XVI в. известны К. Михаила и Максима Андреевых, отлитые для ц. прп. Варлаама Хутынского на Званице на Запсковье и для псковского Снетогорского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря , от 30-х гг. XVI в.- для псковских церквей свт. Василия Великого на Горке, бессребреников Космы и Дамиана на Запсковье, для Мирожского мон-ря, Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня монастыря и Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . В кон. 40-х - 60-х гг. XVI в. в Пскове работали сыновья Михаила Андреева Матфей и Кузьма. Известны их К. для Софии Святой собора в Новгороде Великом и Троицкого собора в Пскове, ц. Богоявления на Запсковье, Кириллова Белозерского мон-ря и Соловецкого в честь Преображения Господня мужского монастыря .

http://pravenc.ru/text/1841774.html

Хутынь. Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь. Церковь Варлаама Хутынского. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. К северо-западу от Спасо-Преображенского собора находится Варлаамиевская церковь. Впервые церковь во имя прп. Варлаама появилась в Хутынском монастыре в XIV веке, то есть еще до начала общецерковного почитания преподобного. Она была мала и не имела трапезной. В 1552 году, при игумене Гурии, вместо нее построили новый, более обширный храм с просторной трапезой. Предполагается, что такой храм потребовался при введении в монастыре общежительного устава, согласно которому иноки должны были обедать вместе в определенное время и воздерживаться от вкушения пищи в кельях. Трапезные палаты строились обыкновенно на подклетах, где располагалась кухня. Необходимой принадлежностью монастырской трапезной была церковь. В описи 1642 года о церкови прп. Варлаама говорится: «Церковь каменная во имя преподобного Варлаама чудотворца с трапезою... На церкви глава обита чешуею дубовою; крест на главе железной по краям призолочен. А церковь крыта тесом полатками». С архитектурной точки зрения храм представляет собой вытянутый вверх куб с тремя алтарными апсидами в толще стены и одной главкой. Внутри храм разделен на два этажа. Церковь — бесстолпная, и это важно отметить, потому что подобные трапезные церкви были вообще обычны для новгородских монастырей (достаточно вспомнить Никольскую церковь в Клопском монастыре и Сретенскую — в Антониевом). Покрытие храма первоначально было позакомарным, но закомары впоследствии скрыли под четырехскатной кровлей. Помещение трапезной примыкает к храму с запада. Оно обширнее, чем сама церковь. Своды трапезной палаты опираются на два восьмигранных столба (а не на один, как это бывало чаще всего). XX век не пощадил церковь преподобного Варлаама. К 1990-м годам, когда в монастыре вновь затеплилась монашеская жизнь, она подошла в полуразрушенном состоянии. На «реставрационной очереди» храм стоял не первым номером — сначала важно было привести в порядок Спасо-Преображенский собор и жилые постройки. Еще в 2002 году сложно было разглядеть очертания этой строгой и сдержанной церкви за строительными лесами. Сейчас и храм, и трапезная восстановлены полностью. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=05336

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ (Тутолмин; † ок. 1530?), строитель в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня муж. мон-ре . Из боярского рода землевладельцев в Переславль-Залесском и Белозерском у., помещиков в Обонежской пятине Новгородской земли, связанных в кон. XV - нач. XVI в. с митрополичьим домом. Родственником Д. был Игнатий (Тутолмин), в 70-80-х гг. XV в. живший последовательно в Троице-Сергиевом , Кирилловом Белозерском в честь Успения Пресв. Богородицы и Ферапонтовом Мартиниановом Белозерском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рях. Сведения о Д. содержатся во 2-м варианте Распространенной редакции Жития прп. Варлаама Хутынского , составленном в сер.- 2-й пол. XVI в. Рассказы о Д. (чудеса 18 и 22) помещены среди повествований о чудесах, происшедших в мон-ре по молитвам к прп. Варлааму Хутынскому во время управления обителью выходцами из Москвы; все эти повествования имеют антимосковскую направленность. Вел. кн. Василий III Иоаннович назначил Д. в Хутынский мон-рь строителем «в место... игумена», по всей видимости, между 1524 и 1526 гг. (до 1524 мон-рем управлял Никифор; назначение Д. состоялось в отсутствие в Новгороде архиепископа, т. е. ранее 4 марта 1526, когда Новгородским архиереем стал свт. Макарий ). Д. был одним из мн. духовных лиц, посланных вел. князем из Москвы в мон-ри Новгородской епархии. (Прежде Д. Хутынским мон-рем с 1508 управляли также клирики, присланные из столицы: Сергий (1508-1516), Никифор (1517-1524). Житие прп. Варлаама содержит рассказ о явлении вел. кн. Василию III во сне прп. Варлаама, попросившего о присылке в неск. новгородских мон-рей достойных настоятелей.) Возможно, к 1531 г. Д. скончался, поскольку 21 нояб. этого года, также по повелению вел. князя, в Хутынский мон-рь игуменом был поставлен Феодосий , инок Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , в 1542 г. хиротонисанный во архиепископа Новгородского. Посылая в Вел. Новгород Д. и др. клириков, вел. князь стремился установить контроль над местной церковной жизнью, что вызывало неприятие новгородцев, отразившееся в ряде произведений, в т. ч. во 2-м варианте Распространенной редакции Жития прп. Варлаама Хутынского, вобравшей мн. новгородские предания. В 18-м чуде «О житници, наченьшей скудети» повествуется о том, что Д. во время голода в Новгородской земле отказался давать «нищим хлеба милостыня, ни кормити их в трапезе». За это он был наказан тем, что из монастырской житницы хлеб начал исчезать. Раскаявшись, Д. велел раздать монастырское зерно всем приходившим в обитель за помощью, после чего житница чудесным образом наполнилась. 22-е чудо «О Тарасии, иконописце и казначее» содержит рассказ о наказании прп. Варлаамом иконописца Тарасия, при Д. исполнявшем обязанности казначея, за расхищение монастырского имущества.

http://pravenc.ru/text/180349.html

Ставший в 1704 г. настоятелем В. Х. м. архим. Феодосий (Яновский) являлся ближайшим помощником Новгородского митр. Иова и по поручению Петра I исполнял обязанности «духовного судии» в присоединенных к России городах: Ямбурге, Нарве, Копорье, Шлиссельбурге и строящемся С.-Петербурге (в 1721 хиротонисан во архиепископа Новгородского из архимандритов Александро-Невского мон-ря). Хутынский архим. Вениамин в 1721 г. являлся кандидатом на Киевскую и Галицкую кафедру, архим. Лаврентий (Баранович) в 1774 г. был хиротонисан во архиепископа Вятского и Великопермского. В 1655 г. В. Х. м. посетили Патриархи Антиохийский Макарий III и Сербский Гавриил . В XIII-XVI вв. монастырь владел одним из лучших книжных собраний Новгорода. К наст. времени сохранились принадлежавшие мон-рю Варлаама Хутынского Служебник (ГИМ. Син. 604), пергаменный Апостол 1391 г. (РНБ. Погод. 26), список Иерусалимского устава нач. XV в. (ГИМ. Син. 332), Толковое Евангелие 1441 г. (БАН. 34. 7. 10), переписанное иеродиак. Иовом для игум. Германа, комплект Миней 1463-1464 гг. (РНБ. Соф. 201, 205) и др. В В. Х. м. работал писец-каллиграф инок Закхей, отождествляемый нек-рыми исследователями с игум. обители Закхеем (70-80-е гг. XV в., 1505-1507). Живя в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре в 1495 г., Закхей переписал для В. Х. м. лицевое Евангелие («Закхеевское» - БАН. 24. 4. 26), в 1506/07 г. уже в Хутынском мон-ре Закхей переписал еще одно Евангелие (РГБ. Муз. 8619). В 50-х гг. XVI в. игуменом В. Х. м. являлся Маркелл (Безбородый) , составивший по поручению Московского митр. св. Макария жития прп. Саввы Сторожевского и Новгородского свт. Никиты . В сер. XVII в. Новгородский митр. (впосл. Патриарх) Никон устроил в монастыре типографию, в к-рой в 1651 г. был напечатан перевод с греч. языка кн. «Диоптра жизни человеческой». В нач. 10-х гг. XVII в. В. Х. м. был занят швед. отрядами (см. Смутное время ), в монастырских корпусах размещалась квартира швед. военачальника Я. Делагарди. Обитель подверглась незначительному разорению, были похищены серебряные и жемчужные украшения с гробницы прп.

http://pravenc.ru/text/154237.html

Первое летописное упоминание о Хутынском монастыре относится к 1192 г. Летописец сообщает: «В лето 6700 постави церковь внизу на Хутыне Варлам чернец, а мирским именем Олекса Михайлович, во имя святого Спаса Преображения и святи владыко архиепископ Гаврила на праздник и нарече монастырь». Судя по всему, основатель монастыря преподобный Варлаам, означенный в летописи как «Варлам чернец», подвизался на Хутыни довольно долго, прежде чем здесь появился храм. Первая церковь Хутынского монастыря была освящена в честь Преображения Господня («видев знамение лучи Божественныя, и того ради церковь Преображения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа воздвиже»). Историк Церкви А.В. Карташев указывает, что преподобный «завещал построенному им монастырю два села с холопами, несколько пожень и ловель рыбных и гоголиных». Так была заложена основа будущего благосостояния Хутынской обители. Основу ее духовного процветания также заложил преподобный Варлаам, воспитав целую плеяду выдающихся подвижников. Преподобный Варлаам скончался в 1192 г., буквально через полгода после освящения Спасо-Преображенского храма. Погребал его архиепископ, что свидетельствует о том уважении, которым пользовался хутынский игумен в Новгороде. Самые ранние свидетельства об укладе монашеской жизни в Варлаамиевой обители относятся к началу XVI века. Их дает Зигмунд фон Герберштейн в своих «Записках о Московии». В частности, он указывает, что в те времена настоятель имел общую с братией трапезу и советовался по важным вопросам с несколькими «старшими иноками», прежде чем вынести их на обсуждение прочих насельников. Возвышение Хутынского монастыря как общерусской святыни принято обозначать второй половиной XV века. Уже 1460 г. к мощам прп. Варлаама Хутынского совершали паломничество, будучи в Новгороде, великий князь Василий II и его сыновья Андрей и Юрий. В том же году у мощей преподобного получил исцеление княжеский постельничий Георгий Тумгень. А в 1471 г. в монастыре произошло событие, о котором новгородцы до сих пор вспоминают с большим удовольствием — посрамление великого князя Иоанна III, пожелавшего открыть мощи прп. Варлаама.

http://sobory.ru/article/?object=00166

Исцеление кн. Константина Димитриевича у гроба святого. Клеймо иконы «Прп. Варлаам Хутынский, с житием». Посл. треть XVI в. (ЯХМ) Исцеление кн. Константина Димитриевича у гроба святого. Клеймо иконы «Прп. Варлаам Хутынский, с житием». Посл. треть XVI в. (ЯХМ) Осенью 1407 г. К. Д. был послан «от брата своего от великого князя Василья на наместьничьство» в Вел. Новгород (ПСРЛ. Т. 3. С. 400) и сел «во великого князя место на Городище» (Там же. Т. 17. Стб. 53; одновременно на новгородских пригородах вновь появился мстиславский кн. Лугвень (Семен) Ольгердович - Там же. Т. 6. Вып. 2. С. 34-35). В 1410 г. князь К. Д. впал «в болезнь лютую». Рассказ об его чудесном исцелении во 2-й пол. XV в. был включен в состав митрополичьей летописи, текст к-рой отразился в тексте Софийско-Львовского летописного свода (по мнению А. Н. Насонова , автором рассказа был Роман Кожух, дьяк митр. Геронтия , бывшего архимандрита Успенского Симонова мон-ря, в к-ром К. Д. позднее принял постриг - Насонов А. Н. История рус. летописания, XI - нач. XVIII в.: Очерки и исслед. М., 1969. С. 306). Чувствуя приближение смерти, К. Д. приказал боярам и слугам отнести себя в соборный храм Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня муж. мон-ря, к раке основателя обители прп. Варлаама Хутынского . По молитвам святому князю стало намного лучше; «потребная дав», К. Д. покинул обитель, «хваля и благодаря Бога и святаго Варлама» (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 23-25). По-видимому, благодаря вниманию К. Д. к Хутынскому монастырю позднее его племянник и наследник, вел. кн. Василий II Васильевич Тёмный, тоже оказывал попечение обители. В 1411 г. К. Д. вернулся в Москву. В кон. июля следующего года псковичи вновь «испросиша собе» его на княжение. 11 нояб. К. Д. въехал в Псков. Видимо, посредничество К. Д. помогло псковичам уладить затянувшийся военно-политический конфликт с соседями, и «мир взяша с новгородцами по старине» (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. Стб. 35-36). Возможно, именно с К. Д. связано создание в 1412 г. новой редакции Псковской судной грамоты ( Мусин А. Е. Церковь и горожане средневек. Пскова: Ист.-археол. исслед. СПб., 2010. С. 283-284).

http://pravenc.ru/text/2057070.html

АМИИ: Кат./Сост. О. Н. Вешнякова, Т. М. Кольцова. Архангельск, 1999. Кат. 35, 36; Гордиенко Э. А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001. С. 206, 388 - 399; Художественное наследие Дионисия: Иконы, кн. миниатюры, шитье, мелкая пластика, первопечатные книги кон. XV- сер. XVI в. М., 2002. С. 155-157; Дионисий - «живописец пресловущий»: К 500-летию росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. М., 2002. Кат. 41, 57; Игнашина Е. В. Древнерус. шитье в собр. Новгородского музея. Великий Новгород, 2002. С. 9-11; Ярославский художественный музей: Кат. собр. икон. Ярославль, 2002. Т. 1. Кат. 52; Новикова В. К. Прп. Варлаам Хутынский, новгородский святой. СПб., 2003. С. 158 - 162. И. А. Шалина Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРМАН [Соловецкий] († 1479 или 1484), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)

http://pravenc.ru/text/154255.html

Другая часовня деревянная, известная под именем Варлаамиевской, находится на северо-запад, на том месте, где, по преданию, жили родители пр. Варлаама. Предание это оправдывается частию тем, что земля, окружающая часовню и состоящая ныне в военном ведомстве, принадлежала прежде новг. Варлаамиевскому монастырю, а особенно словами грамоты патриарха Никона , данной в 1655 году, по челобитью Хутынского архимандрита Евфимия с братиею. Здесь сказано: «в прошлом-де во 153 (1645) году поставили они (архимандрит с братиею) часовню на Дослане улице на месте, где преж сего стоял каменной крест; а изстари на том месте жил чудотворец Варлаамий» 522 . В настоящее время часовня не древняя, одноглавая, осмиугольная, с столбиками, устроена около 1820 года, а в 1845 году возобновлена. В эту часовню каждогодно, в понедельник на пасхе совершается крестный ход из Николо-Качановской церкви, издревле бывший из Димитриевской, что в Кожевниках, до самого ее упразднения. Подле часовни находится колодезь, выкопанный, по преданию, родителями преп. Варлаама. 12. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в десятинском женском монастыре Местоположение Десятинского монастыря и его основание. Краткая история его и построенной в нем церкви. Устройство церкви в настоящем ее виде. Десятинский женский, 2-го класса, монастырь находится в Новгороде на Софийской стороне в Неревском, а в последствии Людине или Гончарском конце, между Прусскою и Добрыниной улицами 523 , близ вала против того места, где Суздальцы в 1169 году отражены были от Новгорода силою чудотворной иконы Знамения Божией Матери 524 . Наименование свое получил он, вероятно от построения его на ту сумму, которая собиралась с монастырей и церквей для Софийского дома десятинниками и называлась десятиною 525 , или же на те пошлинные деньги т. е. десятины, кои собирались со всех вотчин в казну государеву и народную во времена новгородской республики, или потому, что ему определена на содержание известная часть из оных десятинных денег. Наконец монастырь мог назваться Десятинским от принадлежности самого места, на котором находится он, к бывшим княжеским имениям, что также называли десятиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

1515 Голубинский Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. Жизнеописание преподобного Сергия и путеводитель по лавре. Сергиев Посад, 1892, с. 172–173. 1516 Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 года. Сост. 3. В. Дмитриева, М. Н. Шаромазов. СПб., 1998 (Далее – Опись Кирилло-Белозерского монастыря 1601 г.), с. 73. 1518 Историко-археологический очерк Хутынского Варлаамиева Спасо-Преображенского монастыря. М., 1892, с. 19. 1519 ПСРЛ. М., 1965. Т. 14, с. 83; Богданов А. П. Краткий ростовский летописец конца XVTI века//Советские архивы. М., 1981. 6, с. 35. 1521 Мельник А. Г. Интерьер ростовского Успенского собора в XVI–XVIII вв.//Сообщения Ростовского музея. Ростов, 1993. Вып. V, с. 66. 1522 Мельник А. Г. О русских шестистолпных пятиглавых храмах XVI в.//Сообщения Ростовского музея. Ростов, 2000. Вып. X, с. 199. 1523 См. воспроизведение: Пуцко В. Памятники русского прикладного искусства XV–XVII веков в Ростове//Myзej применьене уметности. Зборник. Bpoj 24/25. Београд, 1980/1981. Рис. 4, 5. 1524 ПСРЛ. М., 1978. Т. 34, с. 199; Баталов А. Л. Моление о чадородии и обетное строительство царя Федора Иоанновича//Заказчик в истории русской архитектуры. М., 1994. Вып. 1, с. 121. 1528 См.: Маясова Н. А. Древнейший покров митрополита Ионы//Древнерусское художественное шитье. Материалы и исследования. М., 1995. Вып. X, с. 31. 1540 См., напр.: Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М., 1966. Илл. 57; Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М., 1971. Илл. 43, 48, 49; Лихачева Л. Д. Покров Пафнутия Боровского из Государственного Русского музея//Памятники культуры. Новые открытия. 1977. М., 1977, с. 269–273; Маясова Н. Древнерусская живопись иглой. Сокровища музеев Московского Кремля. М., 1979. Илл. 9; Манушина Т. Художественное шитье Древней Руси в собрании Загорского музея. М., 1983, с. 69, 70,79; Маясова Н. А. Древнерусское лицевое шитье из собрания Кирилло-Белозерского монастыря//Древнерусское искусство. Художественные памятники русского Севера. М., 1989, с. 203–224; Маясова Н. А. Древнейший покров митрополита Ионы, с. 27.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010