Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Антоний (Знаменский), архиеп. Ярославский (Знаменский Николай Иванович; 1765, Новгород - 10.08.1824, Деревяницкий мон-рь близ Новгорода), архиеп. Ярославский и Ростовский. Род. в семье протоиерея новгородского Знаменского собора, с ранней юности стремился к монашеской жизни. Поступил в Новгородскую ДС, в 1788 г. переведен в Александро-Невскую Главную ДС, к-рую окончил в 1790 г.; оставлен в ней преподавателем лат. языка, риторики, с апр. 1792 г.- философии и богословия. Одновременно в 1788-1792 гг. работал библиотекарем. 3 марта 1792 г. принял монашество, 4 апр. рукоположен во иеродиакона, 18 апр.- во иеромонаха и назначен префектом Александро-Невской Главной ДС, в 1793 г.- префектом Новгородской ДС. В 1792-1795 гг. был преподавателем Закона Божия в кадетской роте Измайловского полка. 26 мая 1794 г. А. был возведен в сан архимандрита Вяжищкого новгородского мон-ря и назначен ректором Новгородской ДС, 7 апр. 1795 г.- настоятелем и архимандритом Валдайского Иверской иконы Божией Матери мон-ря и ректором С.-Петербургской Главной ДС, к-рая при нем получила статус ДА. Состоял законоучителем в Петропавловском главном нем. уч-ще. В 1795-1799 гг. являлся членом С.-Петербургской консистории, цензором. 16 авг. 1799 г. назначен наместником Александро-Невской лавры . 9 окт. 1799 г. в Гатчине А. был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, в помощь престарелому митр. Гавриилу (Петрову) . Являясь настоятелем Варлаамиева Хутынского мон-ря , А. приложил много усилий к благоустройству обители. 5 июля 1802 г. назначен епископом Вологодским и Велико-Устюжским. 13 февр. 1803 г. возведен в сан архиепископа с назначением на Тобольскую кафедру. Стремясь улучшить уровень образования в духовных заведениях, у себя дома в Тобольске устраивал беседы с учителями семинарий; организовывал публичные диспуты по богословским вопросам. Отстроил сгоревшую в 1788 г. ДС в Чикмане. 25 мая 1806 г. из-за болезни А. был переведен на Ярославскую кафедру. По его инициативе был отреставрирован древний Преображенский собор Ярославля, в нем поставлен новый иконостас, на колокольне устроен 2-й ярус. В 1808 г. близ ярославского архиерейского дома был построен каменный 2-этажный братский корпус. В 1815 г. для Ярославской консистории, к-рая ранее размещалась в семинарском корпусе, А. начал строительство каменного 3-этажного дома. Особо заботился о Ярославской ДС, на содержание семинаристов перечислял пожертвования благотворителей.

http://pravenc.ru/text/115964.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ (Москвин Василий; 1749, с. Петровское Кашинского у. Тверской губ.- 6.05.1810, Воронеж), еп. Воронежский и Черкасский. Род. в семье священника, учился в Тверской (1760-1768) и Троицкой лаврской (1768-1774) семинариях. С 1774 г. служил учителем в Тверской ДС. 15 янв. 1777 г. пострижен в монашество с именем А., в 1778 г. назначен экономом архиерейского дома и строителем Малицкого Николаевского мон-ря Тверской губ. С 1783 г. префект Тверской ДС и настоятель Жёлтикова в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , с 1786 г. ректор той же семинарии, настоятель в сане игумена нижнеломовского Богородицкого мон-ря (согласно Н. Здравомыслову ). С 11 февр. 1789 г. архимандрит, настоятель Макариева калязинского мон-ря , с оставлением ректором ДС. С 31 янв. 1798 г. член Святейшего Синода. Арсений (Москвин), еп. Воронежский Арсений (Москвин), еп. Воронежский 7 нояб. 1798 г. А. был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, с назначением настоятелем Варлаамиева Хутынского мон-ря . 1 окт. 1799 г. назначен епископом Воронежским и Черкасским, 16 окт. перемещен на Пермскую кафедру, однако 26 нояб. 1799 г. вновь назначен на Воронежскую кафедру, куда прибыл 17 янв. 1800 г. В 1800, 1801, 1805 и 1807 гг. А. объезжал епархию, причем в мае 1805 г. по приглашению атамана М. И. Платова посетил Черкасск по случаю перенесения столицы земли Войска Донского на новое место. В поездках А. сопровождала учрежденная им походная епархиальная контора. Увеличил число членов консистории, заседания консистории стали проходить ежедневно, число духовных правлений по уездам выросло с 5 до 9. Указом от 18 сент. 1801 г. «в целях лучшего надзора» в Воронежской епархии был введен институт уездных надзирателей благочиния (т. е. благочинных над благочинными), подчинявшихся А. Архиерей ввел избрание духовников для каждого церковного округа, указами 1801 и 1803 гг. вменял проповедь в обязанность всем священникам, окончившим духовные школы.

http://pravenc.ru/text/76240.html

Происхождение старшего пергаменного списка Троиц. 15 большинством исследователей, согласных с Г. И. Вздорновым, связывается с Тверью; А. А. Зализняк определяет акцентологические особенности рукописи как характерные для земель, расположенных юго-западнее Твери, в районе Ржева - Торопца - Смоленска - Мосальска. Рукопись открывается миниатюрой, изображающей судию на престоле. Исследователи видят в данном изображении библейского царя Соломона (Вздорнов) или царя Давида (А. В. Сиренов) и проводят сопоставление соответственно с миниатюрой в Тверском списке Хроники Георгия Амартола и с рельефом на Димитриевском соборе во Владимире-на-Клязьме. Более поздние списки не имеют миниатюры, хотя во всех, кроме МДА. 187, оставлено для нее место. Троиц. 15 представляет собой, по предположению Милова, пример кодекса, использовавшегося для обучения письму: в его создании участвовали 2 или 3 профессиональных писца и не менее 6 учеников, на долю к-рых приходилось от неск. строк до неск. листов текста. Из сохранившихся рукописей только МДА. 187 представляет собой выписки из старшего списка Троиц. 15, прибавленные к Мазуринской редакции Кормчей книги дьяком И. Курицыным (Е. В. Белякова). Позднее рукопись принадлежала митрополиту всея Руси свт. Иоасафу (Скрипицыну) , а в 1609 г., во время осады Троице-Сергиева монастыря польско-литовским войском, находилась в монастырской казне. Остальные списки «М. П.» не восходят напрямую к Троиц. 15. История их создания или бытования в XVI в. тесно связана с деятельностью Московских митрополитов. Рукопись Син. 525 в 1-й пол. XVI в. находилась в митрополичьей б-ке, о чем свидетельствуют оставленные на ней пометы. Рукопись 1586/87 г. Син. 524 была переписана в Москве по повелению митр. Дионисия ; в 10-х гг. XVII в. она уже находилась в новгородском Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня монастыре , а в 1660/61 г. была вложена патриархом Никоном в Новоиерусалимский в честь Воскресения Христова мужской монастырь . Происхождение рукописи Кир.-Бел. 145/1222 - сборника, соединяющего Диоптру и «М. П.», вероятно, также связано с Москвой. В посл. четв. XVI в. рукопись принадлежала Иоасафу Луженому, головщику московского Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыря , похороненному в Кирилловом Белозерском в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре . Очевидно, он и привез туда список «М. П.». В связи с отсутствием в этом списке «Наказания» Симеона Тверского ( 1289) Милов предположил, что он отражает первоначальный вид «М. П.» в отличие от иных списков, дополненных «Наказанием» и относящихся к более поздним. Однако повторение в Кир.-Бел. 145/1222 особенностей поздних списков наводит на мысль, что «Наказание» было пропущено при переписке; очевидно, для решения этого вопроса необходимо текстологическое сопоставление всех списков «М. П.».

http://pravenc.ru/text/2563002.html

В крестном ходе отказалась участвовать значительная и, притом, самая знатнейшая часть новгородского духовенства. По словам летописца, «архимандрит Юрьевский, да игумен Антоньевский Андрей и игумен Хутынский, и игумен Вежиской, и игумен с Лисьи горы, игумен Рождественской с поля, игумен Аркажской, и игумен Колмовской и игумен Ковалевской... и те все игумены за кресты с архиепископом не ходили; да опроче тех игуменов, которые имяны писаны, из иных манастырей многих игуменов не было» 27 . Неудача, однако ж, не смутила блаж. Святителя. Чтобы отнять у новгородского духовенства всякий предлог к упорству, он в план следующего крестного хода, который должен был совершаться вокруг всей софийской стороны, занес молебствия, кроме московских святых, и некоторым местным новгородским угодникам, например: преп. Варлааму Хутынскому: «а на третием молебне, сказано в летописи, велел пети триж молебны: Покрову св. Богородицы, а вторый Леонтию, еп. Ростовскому, а третий Варлаамию чудотворцу»... 28 Прием этот не остался без последствий. Правда, и на эту церемонию явились не все новгородские игумены; но все же некоторые из неявившихся в первый раз, теперь принимали в ней участие. «Ходил архиепископ Геннадий со кресты, около города старого, вокруг деревянной стены, по сей стороны реки, да с ним архимандрит Юрьевский, да игумен Антоньевский, и игумен Спасской, игумен Вяжитский... всем собором...» 29 . Главная же причина, из-за которой новгородское духовенство особенно восставало против московского порядка и которая, собственно, поддерживала в нем недовольство, заключалась не столько в ослаблении местной церковной самобытности, сколько в отягощении налогами церковных причтов, которое следовало, так сказать, по пятам за водворением в Новгороде московских владык. Перевороты, которые совершались тогда в судьбе В. Новгорода, коснулись крайне неблагоприятно материальной стороны новгородской владычней кафедры, лишивши ее, с одной стороны, самой важной части накопленных веками богатых средств, увезенных в Москву (по низложении Феофила), с другой – почти половинной части поземельных владений; а вследствие этого, положение владык, являвшихся из царствующего града Москвы, не могло быть таким привлекательным, как положение старых вечевых владык, тем более, что надежда на щедрую поддержку со стороны мирян, встречавшуюся в древности, с изменением в Новгороде народонаселения и с закрытием немецкой конторы торговой деятельности, становилась более чем обманчивою.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАВРЕНТИЙ (Баранович Лукиан Павлович; † 13.03.1796), еп. Вятский и Великопермский. Род. в семье священника с. Покровского Путивльского у. По окончании курса в Киево-Могилянской академии принял монашеский постриг, с 1 сент. 1758 г. был учителем, затем профессором и вице-ректором Новгородской ДС. 25 янв. 1762 г. назначен ректором семинарии. С 10 сент. 1761 г. настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря в сане архимандрита, с 16 июля 1767 г. настоятель Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня монастыря . 20 июня 1774 г. Л. был назначен, 4 авг. наречен, а 6 авг. того же года хиротонисан во епископа Вятского и Великопермского. Особое внимание уделял духовному образованию. Предшественник Л. на Вятской кафедре архиеп. Варфоломей (Любарский) ввел в Вятской семинарии курс богословия и философии (обучались по популярным учебникам Ф. Х. Баумейстера); читал курс префект семинарии и учитель риторики Петр Любарский. По мнению вятского историка прот. Герасима Никитникова, «это преподавание было еще частное и зависело от усердия наставника» ( Никитников. 1863. С. 79). В 1775 г. Л. благословил открыть философский класс, 1-м учителем к-рого стал префект семинарии Антон Попов, а пиитический и риторический классы объединил в один. В 1779 г. Л. ввел в семинарии публичные философские и богословские диспуты, к-рые ежегодно проводились в июле перед каникулами, а в 1780 г. ввел преподавание греч. языка в риторическом классе. Воспитательная концепция имп. Екатерины II Алексеевны - «не только учить, но и воспитывать» - требовала максимальной изоляции детей от семьи и передачи их в руки учителя. Воспитание осуществлялось по методу педагога И. И. Бецкого, стремившегося через закрытые воспитательные учреждения создать «новую породу людей» - образованных и трудолюбивых. Вятская ДС, расположенная в стенах Трифонова вятского в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря , не могла соответствовать поставленным задачам. Территория монастыря была крайне мала для размещения учебных корпусов и комнат семинарского пансиона, а нахождение обители в городе не способствовало воспитанию студентов. Л. решил построить для семинарии при загородном Филимоновском доме 2 каменных флигеля, в которых могли бы проживать по примеру др. академий как наставники, так и ученики (Там же. С. 8). В 1789 г. проект ансамбля Вятской ДС составил 1-й вятский губ. архит. Ф. М. Росляков. В 1795 г., на период переезда на новое место, в семинарии обучались свыше 700 чел. Комплекс зданий семинарии - крупнейший архитектурный ансамбль гражданских зданий кон. XVIII - нач. XIX в. Центром композиции является 2-этажный архиерейский дом. Два одноэтажных корпуса фланкируют его, несколько выступая вперед, и образуют в комплексе с домом парадный двор, обращенный к главному въезду.

http://pravenc.ru/text/2462463.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ (Прокшинич Вячеслав; † 4 мая 1243), из новгородских бояр, сын Прокши Малышевича, ктитор каменной ц. 40 мучеников Севастийских в Новгороде (на Щиркове ул.), к-рая была, вероятно, вечевым собором Неревского конца (завершена в 1211, расписана в 1227, «палася от старости» ок. 1350). О политической деятельности Вячеслава Прокшинича известно, что в 1224 г., во время очередного конфликта Новгорода со своим кн. Всеволодом Юрьевичем, он был в составе новгородского посольства к вел. кн. владимирскому св. блгв. Георгию Всеволодовичу , отцу Всеволода, в 1228 г. летопись называет Вячеслава Прокшинича тысяцким. Позднее он принял постриг с именем Варлаам в Варлаамиевом Хутынском мон-ре , в к-ром и преставился. В погребении В. помимо хутынского игум. Исидора участвовал Новгородский архиеп. Спиридон, что свидетельствует либо о заслугах В. перед Церковью, либо о том, что его благочестие было широко известно. С Хутынским мон-рем связаны судьбы неск. ближайших родственников В. Его отец принял там монашество с именем Порфирий при основателе обители прп. Варлааме Хутынском , скончался в обители в 1207 г. Также в Хутынском монастыре скончался (1247) сын В.- Константин Вячеславич, в монашестве Акиндин. Возможно, что связь рода Малышевичей с Хутынским монастырем и непосредственно с его основателем была причиной того, что в поздних источниках (Новгородской II, III летописях, нек-рых редакциях жития прп. Варлаама Хутынского) наблюдается путаница В. с прп. Варлаамом Хутынским ( Янин В. Л. Новгородские акты XII-XV вв. М., 1991. С. 208). Ист.: НПЛ (по указ.). Лит.: Янин В. Л. Новгородская феодальная вотчина: (Ист.-генеалогич. исслед.). М., 1981. С. 32, 33. А. В. Назаренко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/154203.html

Боровичи. Часовня Введения во храм Пресвятой Богородицы. Введенская часовня /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Освящена в честь: Введения во храм Пресвятой Богородицы Год постройки:приблизительно 1851 - 1900. Год утраты:приблизительно 1930 Ссылки:   Адрес: Россия, Новгородская область, Боровичский район, г. Боровичи, парк Победы, Вечный огонь Координаты: 58.3897, 33.906677 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Чуть ниже соборов - Троицкого собора и Введенского собора, с незапамятных времен находилась деревянная церковь во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы. В 1818 году ее за ветхостью разобрали, а на алтаре старого храма была построена каменная, изящной архитектуры, Введенская часовня, окруженная каменной, с красивой железной решеткой оградой. Часовня была квадратной, с шатровым завершением, покрытым жестью. Часовню украшал позолоченный крест. Внутри часовни был одноярусный иконостас с тремя иконами: Введение во храм Пресвятой Богородицы, св. пр. Варлаамия Хутынского чудотворца, святителя Николая. Введенская часовня в 30-е годы ХХ в. была разобрана. На ее месте установлен памятник погибшим воинам («Вечный огонь»). Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=35132

Иоанн, епископ Великоустюжский и Тотемский (Никитин) С 1758 года – игумен Новгородского Деревяницкого монастыря. В 1762 году возведен в сан архимандрита Хутынского Спасо-Варлаамиева монастыря. 15 июля 1764 года хиротонисан во епископа Олонецкого и Каргопольского, викария Новгородской епархии. С 9 июня 1767 года – епископ Великоустюжский и Тотемский. 9 июля 1786 года уволен на покой с правом управления Великоустюжским Михаило-Архангельским монастырем, в котором и скончался 13 октября 1799 года. Литература: Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 117. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 39, 51, 73, 735, 741. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896. 117. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 60, 72. Русская старина. – СПб., 1870–1918; 1882, июнь. – С. 785. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 8. – С. 280. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Кириак; 1599 г. игум. Варлаамий), 158 (Опись м-ря 1651 г.); II, 59 (Ж. гр. 1605 г. игум. Геннадию на беспошлин. торговлю солью), 77 (Тархан. гр. 1607 г. игум. Калистрату); III, 73 (Ц. гр. 1617 г. о дозвол. м-рю продавать 4.000 пуд. соли без платежа пошлин; игум. Калистрат), 97 (Ж. гр. 1621 г. игум. Нифонту на вотчину в Двинск. уезде), 123 (Несудим. гр. 1623 г. келарю Исаию); “Дополн. к Акт. истор.», V, 40 (Наказы, гр. 1667 г. о таможен. сборах), 67 (Акты 1668–1676 г. к осаде Соловецкого м-ря; стр. 344, в 1671 г. игум. Кузьма); X, 59 (Отписка 1682 г. по делу отставн. солдата Льва Лукьянова); XI, 43 (Ц. гр. 1684 г. о стрелец. карауле); “Акты юридич.», 18 (Правая гр. 1530 г. на морскую тоню в устье р. Молокурьи; игум. Изосим), 23 (Правая гр. 1571 г. о возврате во влад. м-ря недвижим. имущества; игум. Игнатий), 25 (Правая гр. 1610 г. на влад. рыбн. ловл. в устье Двины; игум. Калистрат), 234 (Заклад. 1499 г. Власья Степанова на полсело в Двин. уез. по Степана память творить); “Собр. госуд. грам. и договор.», IV, 128 (Постановл. 1681 г. о содерж. новых архиер.); “Временник Общ. ист.», 1852 г., XIII, 54 (Расход. кн. 1652 г. митроп. Никона; игум. Трофим); Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.», II, 550, 173 (Оброчная 1540 г. на озеро; игум. Ефрем); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., Отд. 1, 141 (в 1744 г. имел 6.214 душ крест.); 1862 г., II, смесь (митроп. Арсений Мацеевич) ; 1878 г., III, 9, 52 (христиан. в пределах Архан. губ.); 1879 г., I (еписк. Макарий, “Ист. стат. опис. м-ря», 1–49); 1883 г., IV, смесь, 62 (акты Соловец. бунта 1674 г.; сюда были заточены старцы); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 346 (в 1700 г. имел 50 двор. крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VII, 1727 г., 235 (сюда был сослан иеромон. Хутынского м-ря Исаия, бежавший в 1729 г.), прилож., XI, III (в 1727 г. в м-ре было: архимандрит, 4 иеромон., 2 иеродиак., 19 монахов, 7 солдат и 18 служителей); Бычков, “Опис. рукописей И. П. Библ.», I, 104, 24 (между 1571 и 1573 г. сломило бурею храм св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Сергий, архиепископ Новгородский и Псковский (Симеон) Родился в городе Москве. Сначала был в Москве протопопом «Богородским», затем пострижен в монашество в Троице-Сергиевом монастыре. 4 сентября 1483 года хиротонисан во епископа Новгородского и Псковского с возведением в сан архиепископа. Архиепископ Сергий был избран великим князем Иваном III Васильевичем без согласия новгородцев и не был им по сердцу, к тому же он был слаб духом и телом. По своим немощам архиепископ не мог бороться с распространившейся в то время ересью жидовствующих. 24 июня 1484 года он оставил епархию и принял схиму в Хутынском Спасо-Варлаамиевом монастыре. Затем, больной уже, переехал в Троице-Сергиев монастырь, где и скончался 9 апреля 1495 года. Литература: Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 1. – С. 1378–1379. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 275. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 35. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1406. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 18. Московский некрополь: в 3 т. – СПб., 1907–1908. – Т. 3. – С. 94. Список погребенных в Троице-Сергиевой Лавре от основания оной до 1880 г. имени]. – М., 1880, 776. Полное собрание русских летописей: в 24 т./Издано Археографическою комиссиею. – СПб., 1841–1921. – Т. 3. – С. 243–244; т. 5. – С. 42. Новгородские епархиальные ведомости. – 1894. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 18. – С. 360. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010