10 окт. 1846 г. И. был назначен ректором и профессором богословских наук Ярославской ДС и настоятелем второклассного мон-ря, 15 дек. того же года - присутствующим духовной консистории и благочинным мон-рей Ярославля и Авраамиева ростовского в честь Богоявления монастыря . С 29 июня 1847 г. настоятель Авраамиева мон-ря. С 3 апр. 1850 г. ректор и профессор богословских наук СПбДС. Подготовил положительную рецензию на службу св. прав. Филарету Милостивому, представленную игум. Марией (Тучковой) , и отрицательный отзыв на присланную из К-поля рукопись «Записка о несогласии церкви армянской с восточной православной». Однако если свт. Филарет (Дроздов) полагал ненужным печатать рукопись из-за вторичности и неоригинальности, то И. смущал в этой статье «дух полемический, хотя умеренный», поскольку армяне «живут в пределах нашего отечества». «Сие не препятствует нам говорить правду против погрешительных мнений их»,- заметил свт. Филарет ( Филарет Московский, свт. Собр. мнений. 1887. Т. доп. С. 319-321). За «добросовестный и отчетливый труд» в области богословия И. получил «признательность» Синода. С 24 мая 1852 г. член С.-Петербургского духовного цензурного комитета, с 16-29 окт. того же года действительный член конференции СПбДА и ее внешнего правления. 8 авг. 1852 г. за «отлично-усердную и весьма полезную службу» в семинарии удостоен благословения Синода. 30 нояб. 1851 г. включен в комитет по сооружению с.-петербургского Новодевичьего в честь Воскресения Христова монастыря , 14 июля 1853 г.- в комитет, созданный для перестройки зданий Александро-Невского ДУ, 20 июля того же года - в комитет, занимавшийся подробным рассмотрением описей церковного достояния. До 30 дек. 1854 г. состоял присутствующим С.-Петербургской духовной консистории. 30 дек. 1854 г. И. определен викарием Новгородской епархии. 16 янв. 1855 г. в столичном Казанском соборе И. был хиротонисан в викарного епископа Старорусского; одновременно возглавил первоклассный Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня монастырь . Проживал в Новгороде, содействовал приходской деятельности местного духовенства, особое внимание уделял совершению богослужений и просветительской работе пастырей.

http://pravenc.ru/text/577966.html

В 1537 году, во время мятежа удельного кн. Андрея Ивановича Старицкого , митр. Даниил поддержал регентшу. После прихода к власти боярской группировки князей Шуйских 2 февраля 1539 года митр. Даниил был сведен с престола и до кончины жил в Волоколамском монастыре. Кандидатура на пост митрополита др. выходца из Иосифовой обители - игум. Феодосия, настоятеля Варлаамиева Хутынского монастыря, не была поддержана. Во главе Русской Церкви встал постриженик Троице-Сергиева монастыря свт. Иоасаф (Скрипицын) . При нем был сведен с Коломенской кафедры Вассиан (Топорков) (1542). Наибольшее влияние иосифляне имели в 1542-1563 годах, когда митрополичью кафедру занимал постриженик Пафнутиева Боровского монастыря свт. Макарий , почитавший прп. Иосифа. Митр. Макарий одобрил Житие прп. Иосифа и службу ему и включил в Великие Четьи-Минеи сочинения волоцкого игумена: «Книгу на новгородских еретиков» («Просветитель») и духовную грамоту. 18 июня 1542 г. Новгородским архиепископом был поставлен постриженик Волоколамского монастыря Феодосий . В 1540-х годах бывшие насельники обители становились настоятелями важнейших русских монастырей: в 1542 году Трифон (Ступишин) был назначен игуменом Пешношского монастыря, в 1543 году Савва (Чёрный) стал архимандритом Симонова монастыря, игум. Иосифова монастыря Нифонт (Кормилицын) в сане архимандрита возглавил Новоспасский монастырь. 24 февраля 1544 года Савва (Чёрный) был хиротонисан во епископа Крутицкого, Трифон (Ступишин) занял пост архимандрита Симонова монастыря. В конце 1549 года архим. Нифонт (Кормилицын) сопровождал царя Иоанна IV в походе на Казань, в ближайшее окружение провожавшего царя до Владимира митр. Макария входили Крутицкий еп. Савва (Чёрный) и архим. Симонова монастыря Трифон (Ступишин) . 10 марта 1549 года Трифон был поставлен епископом в Суздаль, а его преемником в Симоновом монастыре стал брат Алексий (Ступишин) . В Полоцком походе 1563 года царя Иоанна IV сопровождал среди др. лиц волоцкий игум. Леонид . Ко времени Стоглавого Собора 1551 года постриженики Волоколамской обители занимали 5 из 10 русских архиерейских кафедр (архиеп.

http://drevo-info.ru/articles/13675437.h...

Парфений, епископ Смоленский и Дорогобужский (Сопковский) Родился в 1717 году в городе Киеве. Обучался в Киевской духовной академии. В 1744 году вызван в Новгородскую духовную семинарию и назначен преподавателем в ней. С 1750 года – префект Новгородской духовной семинарии. 18 февраля 1756 года возведен в сан архимандрита Антониева монастыря и определен ректором Новгородской духовной семинарии. 23 апреля 1758 года перемещен в Хутынский Спасо-Варлаамиев монастырь с оставлением в должности ректора духовной семинарии. 6 ноября 1759 года хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии, с оставлением в должности настоятеля Хутынского монастыря. 7 марта 1761 года назначен епископом Смоленским и Дорогобужским. Скончался 7 марта 1795 года. Погребен в Успенском соборе, у западных дверей. Епископ Парфений отличался особенной любовью к храмоздательству. Почти все смоленские храмы построены в его управление, в частности, Одигитриевский, Крестовоздвиженский, Богоявленский собор и другие. Он устроил каменный архиерейский дом и церкви в загородных домах. Преосвященный Парфений заботился о проповедании слова Божия и сам усердно проповедовал. По просьбе святителя Георгия (Конисского , † 1795; память в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Белорусских святых) епископом Парфением была написана «Книга о должностях пресвитеров приходских» (1776), служившая руководством и учебником для семинарий. Будучи учебным пособием, книга содержала в то же время и практические указания по различным вопросам права. Будучи утверждена к печати Святейшим Синодом, книга нашла широкое распространение по всей России и сохраняла свое значение вплоть до издания Устава духовных консисторий в 1841 году. Книга неоднократно переиздавалась. Отличался простотой и искренним участием к нуждам человеческим. Друг страждущих и обидимых. Был смиренный, незлобивый, благожелательный ко всем. Много трудился в деле обращения ушедших из Православия, ополяченных жителей Западной Руси через посредство духовной семинарии, в которую принимались и дворяне.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

7 янв. 1649 г. А. ездил в Москву бить «челом, чтоб государь пожаловал отпустить его в келлию, занеже ему, святителю, сущу в древней старости» (ПСРЛ. Т. 3. С. 189). По возвращении в Новгород владыка удалился на покой в Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня мон-рь . Прозорливость святителя особенно проявилась при его встрече с только что рукоположенным Новгородским митр. Никоном. Святитель первым попросил благословение у митр. Никона и предсказал ему Патриаршество. После кончины А. его тело оставалось непогребенным 11 недель до прибытия Макария, архиеп. Псковского и Изборского (Новгородский митр. Никон находился тогда в Соловецком мон-ре ). Все это время в Новгороде стояла сильная засуха, но, несмотря на жару, тело святителя не подверглось тлению. После того как мощи А. были перенесены из Хутынского мон-ря в новгородский Софийский собор, пролился обильный дождь. А. был погребен на Мартириевской паперти Софийского собора 4 июня 1652 г. Над гробом почившего владыки новгородцы часто служили панихиды, почитая его святым. Местная канонизация А. совершилась, видимо, ок. 1831 г. в Соборе Новгородских святых, празднование Собору было подтверждено в 1981 г. Соч.: «О духовной силе благодати, невидимо подаваемой свыше действием Святого Духа в Крещении и в день Пятидесятный» - ГИМ. Син. 273. Л. 148-162, XVII в.; [Грамота по случаю бракосочетания царя Алексея Михайловича]//ААЭ. Т. 4. С. 36-37. Ист.: ПСРЛ. Т. 3. С. 189-190; 31. С. 164; Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 3. С. 356-357; ААЭ. Т. 3, 325. Лит.: Житие преп. Александра Свирского. СПб., 1830. С. 84-91; Толстой М. Святыни и древности Великого Новгорода. М., 1862. С. 21, 36; Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Т. 1. С. 72; Голубинский. Канонизация святых. С. 157. Прим. 5; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 133; Тихомиров М. Н. Русское летописание. М., 1979. С. 280-281, 284, 291-292; Шушерин И. Повесть о рождении, воспитании и жизни Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея России. М., 1997. С. 32; Страхова Я. Святой митрополит Аффоний (1635-1649)//София. Новгород, 1998. 4. С. 38 ; Макарий. История РЦ. Кн. 6. С. 325, 326, 337, 361, 389, 609, 616.

http://pravenc.ru/text/77150.html

В.В. Зверинский А. Распределение монастырей по штатам (Римские цифры означают выпуска, а арабские – описания монастырей). Лавры Киево-Печерская Киевская Троицкая-Сергиева Московская Кафедральные Борисоглебский-Мученичский Черниговская Ипатиев-Троицкий Костромская Рождественский-Богородицкий Владимирская Спасо-Преображенский-Новгород-Северский Черниговская Троицкая-Александро-Невская Чудов-Алексеевский С.-Петербургская Московская I-ro класса 1764 год. Богородицкий-Успенский-Свияжский Казанская Вознесенский-Московский Воскресенский-Истринский-Новый-Иерусалим Московская Воскресенский-Смольный Московская Донской-Богородицкий-Московский Иверский-Богородицкий-Валдайский С.-Петербургская Кириллов-Белозерский Московская Новодевичий-Богородице-Смоленский Новгородская Новоспасский-Московский Новгородская Пафнутиев-Боровский Московская Печерский-Вознесенский Покровский-Суздальский Московская Саввин-Сторожевский Калужская Симонов-Успенский Нижегородская Соловецкий-Зосимо-Савватиевский Владимирская Спасо-Преображенский-Ярославский Московская Троицкий-Макариевский-Калязинский Московская Успенский-Александровский Архангельская Хутынский-Варлаамиев-Спасо-Преображенский Ярославская Юрьев, Георгиевский или Егорьевский Тверская 1786 год. Елецкий-Успенский Владимирская Златоверхо-Михаиловский Новгородская Пустынно-Николаевский-Киевский Флоровский-или Флоровский-Вознесенский Новгородская 1795 год. Богоявлен.-Братский-Пинский Николаевский-Спасский-Шаргородский Черниговская Спасо-Преображенский-Острожский Киевская Троицкий-Каменецкий Киевская Киевская Минская Подольская Волынская Подольская II-ro класса 1764 год Авраамиев-Богоявленский-Ростовский Ярославская Аграфенинский-Покровский-Пустынный Александро-Свирский Рязанская Алексеевский-Акатов Алоксеевский-Зачатейский Новый за Черторьею Олонецкая Антониев-Николаевский-Краснохолмский Воронежская Антониев-Римлянина Московская Антониев-Сийский-Троицкий Архангельский-Устюжский Тверская Бизюков-Крестовоздвиженский Богородицкий-Казанский Новгородская

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Владимир Белопесоцкий. Икона. Кон. XX в. (Василий; ок. 1450, Ржев - ок. 1522), прп. (пам. 15 июля и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), основатель и первый игумен Белопесоцкого во имя Св. Троицы мон-ря . Согласно монастырской «Летописи 1868 г.» (составлена на основе документов из ТСЛ, ныне хранится в архиве Белопесоцкого мон-ря), В. Б. происходил из детей боярских, служил воеводой, монашеский постриг принял в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня мон-ре . В кон. XV в. на берегу Оки, в 50 км от Серпухова, преподобный основал мон-рь. Впервые Белопесоцкая обитель и ее основатель упоминаются в жалованной грамоте служилого татарского кн. Магмет-Амина 16 нояб. 1498 г. (ААЭ. Т. 1. С. 101-102. 135). В февр. 1507 г. вел. кн. Василий III Иоаннович дал В. Б. тарханную и несудимую грамоту на починки Ступинский, Крутовражский, Воргосовский в Туровской вол. и дер. Мальцово в Растовской вол. Каширского у. (АРГ, 1505-1526. 29. С. 35-36), а в июле 1511 г.- жалованную и несудимую грамоту на деревни в Туровской и в Растовской волостях Каширского у. (Там же. 86. С. 91-92). 28 февр. 1512 г. датируется жалованная несудимая грамота мон-рю Абдыл-Летифа (Там же. 100. С. 104-105), бывш. казанского хана, получившего в удел Каширу, по-видимому во 2-й пол. 1511 г. 7 янв. 1515 г. Василий III дал в обитель еще неск. починков в Каширском у. (Там же. 118. С. 118-119), 20 янв. 1516 г. кн. П. В. Великим-Шестуновым игумену Белопесоцкого мон-ря были даны вкладом деревни в Каширском у. (Там же. 131. С. 128-129). Последняя жалованная грамота, выданная В. Б., датируется янв. 1522 г. «Летопись 1868 г.» сообщает, что жития святому «было 72 года». При жизни преподобного в Белопесоцком мон-ре были построены деревянная ц. во имя Св. Троицы и кельи. Согласно Описной книге Каширского у. 1578-1579 гг., «печальник и строитель старец Володимир» был погребен «у Троицы под папертью». В монастырском синодике (частное собр.), составленном в 1645 г., переписан «род начальника обители сея преподобного игумена Владимира», насчитывающий 88 имен.

http://pravenc.ru/text/159098.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (в миру Иоанн; нач. 80-х гг. XIV в. (?), Вел. Новгород - 10(12).03.1458, Лисицкий Рождество-Богородичный монастырь под Вел. Новгородом), свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский и Псковский. Согласно Житию Е. (составлено Пахомием Логофетом до 1464), родителями святого были свящ. новгородской ц. во имя вмч. Феодора Михей и Анна. Е. был единственным ребенком, родившимся после многолетних молитв супругов о чадородии. В возрасте 15 лет, вероятно в кон. XIV в., юноша ушел из дома в Вяжищский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь, основанный в 12 верстах от Вел. Новгорода архиеп. Новгородским Иоанном II (1389-1415) (1-е упоминание об обители в актах относится к 1411); там Иоанн был пострижен в монашество игум. Пименом. Новгородский архиеп. Симеон назначил Е. казначеем архиерейского дома; как подчеркивается в Житии, это был 1-й случай, когда владычным казначеем стал не мирянин, а инок. После смерти архиеп. Симеона Е. перешел в Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня мон-рь. Вскоре по просьбе старцев Лисицкого (Лисичьего) в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря святой стал игуменом этой обители. Свт. Евфимий II, архиеп. Новгородский. Средник иконы-складня «Свт. Евфимий Новгородский в житии». 1654 г. (НГОМЗ) Свт. Евфимий II, архиеп. Новгородский. Средник иконы-складня «Свт. Евфимий Новгородский в житии». 1654 г. (НГОМЗ) После кончины Новгородского архиеп. Евфимия I по жребию на Новгородскую кафедру 13 нояб. 1429 г. был избран Е. Однако новгородцы 4,5 года не могли добиться от главы Русской Церкви хиротонии нареченного владыки. Причина этого в источниках напрямую не указывается, но можно предполагать, что задержка стала следствием нежелания Вел. Новгорода признавать право общерус. митрополита раз в 4 года в течение месяца вершить в Новгороде апелляционный суд. В пользу этого предположения свидетельствует грамота митр. св. Фотия Тверскому еп. Илии , относящаяся, вероятно, к 8 авг. 1430 г. (РИБ. Т. 6. 50. Стб. 421-423; о датировке грамоты см.: Голубинский. История РЦ. Т. 2. Ч. 1. С. 394; Янин В. Л. Из истории новгородско-московских отношений в XV в.// о н же. Средневековый Новгород: Очерки археологии и истории. М., 2004. С. 298-299). Митр. Фотий, разрешая Тверскому архиерею поставлять священников в соседние области Новгородской епархии, объяснял отсутствие в Новгороде архиерея тем, что новгородцы не подчинились митрополиту в вопросе о суде последнего в Новгороде («тое старины церковные не отправили»). Лишь 26 мая 1434 г. Е. был хиротонисан митр. Герасимом в Смоленске (согласно Житию прп. Михаила Клопского, святой предсказал Е. поставление на кафедру митр. Герасимом; см.: Повесть о житии Михаила Клопского//БЛДР. 1999. Т. 7. С. 226, 228).

http://pravenc.ru/text/187753.html

Филиповская мужеская заштатная пустыня, Вологодской Епархии, близ города Устюга; основана в 1654 году Преподобным Филиппом, коего Св. мощи почивают в ней под спудом. В ней церковь Соборная во имя Знамения Богородицы, освящена в 1735 году с приделом во имя Св. Филиппа Митрополита Московского, который освящен в 1753 г. Обитель сия в 1809 году возобновлена Устюжской купеческой женой Курочкиной. Филиппо Ирапская мужеская заштатная пустыня, Новгородской Епархии, в 45 верстах от города Череповца, между реками большим и малым Ирапом; построена в 1517 году Преподобным Филиппом, преставившимся в 1538 году ноября 14 дня. В ней Соборная церковь во имя Св. Троицы, в которой почивают Св. мощи Преподобного Филиппа; на гробнице его находится образ Преподобного, писанный, по явлению его во сне и по повелению, старцем Феодосием; 2) церковь во имя Казанской Богородицы. Флолищева мужеская заштатная пустыня, Владимирской Епархии, в Гороховском уезде. В ней церковь во имя Успения Богородицы, первоначально была построена в 1651 году, потом вновь перестроена в царствование Феодора Алексеевича, который пожаловал от себя довольно значительную для него сумму. Хатьковский Покровский девичий, 3-го класса, Московской Епархии, в Дмитровском уезде. Достоин примечания как по древности своей, так и потому, что в оном родители Св. Сергия Радонежского Чудотворца приняли чин монашеский и погребены в сем монастыре. Хорошевский девичий, 2-го класса, Слободско-Украинской Епархии, в 15 верстах от города Харькова при селе Хорошеве. В нем церковь , Соборная во имя Вознесения Господня. Христорождественский Слободский , девичий, 3-го класса, Вятской Епархии, в городе Слободском. Хутынский Варлаамиев Спасопреображенский мужеский, 1-го класса, близ Новгорода вниз по течению реки Волхова, на правом берегу оной, на самом красивом месте; основан в 1192 году Преподобным Варлаамом построением небольшой церкви во имя Преображения Господня. Ныне в сем монастыре 4 церкви: 1) Соборная во имя Преображения Господня; в ней почивают мощи Преподобного Варлаама Хутынского; теплая во имя Преподобного Варлаама Хутынского; домовая Викарных Архиереев во имя Св. Феоктиста; 4) больничная во имя Всех Святых. В монастырь сей бывает каждогодно Крестный ход из Новгородского Софийского Собора в первую пятницу Петрова поста, учрежденный еще при жизни Преподобного Варлаама, в память чудесного происшествия, в сей день случившегося. Монастырь сей состоит под управлением Викариев Новгородских, Епископов Староруских.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

На Софийской стороне Великого Новгорода, при церкви св. Пантелеимона (Николо-Кочановской), находятся две часовни. Одна из них на восток от церкви, на прежнем кладбище Яковлевского собора, означает место погребения прав. Иулиании, родительницы блаж. Николая, скончавшейся 21 декабря 1384 года. Рака пра. Иулиании новая. На прежней раке была следующая надпись: «преставилась прав. Иулиана в лето 6892 (1384) при в. кн. Московском Димитрие Иоанновиче Донском, при митрополите Московском Киприане, при архиепископе Новгородском Алексие, погребена на сем месте, где и ныне почивает под спудом. За любовь Господню, преподобная, покоя желание возненавидела еси, но молитвами твоими сопротивных шатание раззори». В часовне ежегодно совершается панихида 21 декабря. Прав. Иулиания не канонизирована. Другая часовня деревянная, недавней постройки, известная под именем Варлаамиевской, находится на северо-запад от церкви, на том месте, где по преданию, жили родители преп. Варлаама Хутынского. Это предание оправдывается тем, что земля, окружающая часовню, принадлежала прежде Хутынскому монастырю и подтверждается грамотою патриарха Никона . Подле часовни находится колодезь, вырытый, по преданию, родителями чудотворца Варлаама. В этой часовне хранится, едва ли не единственная в своем роде, домовая икона XV века, вышиною в 1 арш. 9 верш. и гириною в 1 арш. 3 1/2 верш. Она разделена на две равные части: в верхней изображены Спаситель, Божия Матерь, Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел; в нижней части представлены в малый рост несколько мужских лиц в древних боярских одеждах, с подписью под ними: «молятся рабы Божии: Григорий, Мария, Иаков, Стефан, Евсей, Тимофей, Олфим и чады Спасу и Пречистой Богородице о гресех своих в лето 6995 (1487) индикта 15. Повелеваем раба Божия Антипа Кузмина, на поклонение православным». Здесь замечательно также резное изображение блаж. Николая Кочанова, во весь рост (Святыни и древности В. Новгорода, стр. 102–104) («И.П.Б.»). 465. Преподобный схимонах Сергий и преподобная схимонахиня Варвара родители Александра Свирскаго

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ (Нечаев; 1722, Москва (?) - 24.01.1799, С.-Петербург), архиеп. Псковский и Рижский. Сын «дворового человека» Нарышкиных. В 1754 г. окончил московскую Славяно-греко-латинскую академию и был оставлен в ней учителем риторики, позже стал профессором философии. В 1758 г. в Заиконоспасском московском мон-ре принял монашеский постриг, рукоположен во иеромонаха, назначен проповедником академии. С авг. 1759 г. префект академии. 8 авг. 1761 г. в академию были назначены новый префект и ректор, а И. переведен настоятелем новгородского Антония Римлянина мон-ря и ректором Новгородской ДС. Из-за болезни назначение не принял. Поселился в Троице-Сергиевой лавре и 17 сент. 1761 г. был определен ее наместником. Участвовал в подготовке встречи имп. Екатерины II , посетившей лавру в окт. 1762, в первый месяц после коронации. Иннокентий (Нечаев), архиеп. Псковский и Рижский. Фотография с портрета XVIII в. (РГИА) Иннокентий (Нечаев), архиеп. Псковский и Рижский. Фотография с портрета XVIII в. (РГИА) 23 февр. 1763 г. в Москве в большой придворной церкви Головинского дворца И. был хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородского митр. Димитрия (Сеченова) . Стал последним архиереем с таким титулованием. Хиротонию в присутствии императрицы возглавил митр. Димитрий. Получил в управление Варлаамиев Хутынский мон-рь , но будучи привлечен имп. Екатериной II к законотворческой деятельности, чаще проживал в С.-Петербурге. 28 мая того же года И. был назначен епископом Тверским и Кашинским. В июне 1763 г. имп. Екатерина II, возвращаясь из Москвы в С.-Петербург, проезжала через Тверскую епархию. Епископ выехал встречать ее в с. Городня, предоставил для остановки загородный архиерейский дом, т. к. царский путевой дворец в Твери сгорел; 16 июня сопровождал ее до с. Медного. 29 окт. 1763 г. возглавил Псковскую и Нарвскую епархию. 26 фев. 1764 г. по Указу о духовных штатах в связи с изъятием из ведения Псковского архиерея Эстляндии, отошедшей к С.-Петербургской епархии, переименован епископом Псковским и Рижским. В июле 1764 г. во время недельного визита имп. Екатерины II находился в Риге. Реорганизовал Рижское духовное правление, ввел в его штат 2 священников: для наблюдения за военными и «светскими» церквами. 16 янв. 1766 г. назначен членом Святейшего Синода, 20(22) сент. 1770 г. возведен в сан архиепископа.

http://pravenc.ru/text/468741.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010