Тема спора была ограниченной. Однако, в действительности, это был спор о самых первых началах или принципах. Это было столкновение двух школ, двух типов мысли, двух религиозно-культурных направлений, как бы много ни было примешано в нем политических и личных страстей, и прямого недомыслия. Именно эта принципиальная сторона спора всего интереснее. И отдельные доводы спорящих сторон интересны не сами по себе, но поскольку они позволяют распознать движущие начала спора… Западное мнение о тайносовершительной силе т. наз. «установительных слов» на литургии становится в XVII-м веке общепринятым и обычным на юге и на западе (срв. уже «Катихизис» Л. Зизания и «Учительное Евангелие» Транквиллиона, Виленские служебники еще 1617 г., «Лифос», Требник и короткий Катихизис Могилы, особенно же «Выклад» Феодора Сафоновича). «От Киевских новотворимых книг» это мнение распространяется и на Севере. Особенно настойчиво его распространяют и защищают здесь Симеон Полоцкий и его ученик Сильвестр Медведев. И уже в 1673-м году об этом происходит диспут, или «разглагольствие», между Симеоном Полоцким и Епифанием Славинецким, в Крестовой у патриарха, и в присутствии патриарха и властей. Открытый спор вспыхивает позже, уже после смерти Полоцкого. Против Медведева выступает инок Евфомий и вновь прибывшие греки, «самобратие Лихудиевы». На их стороне стоит и патр. Иоаким… «Хлебопоклонная ересь» была не столько причиной, сколько поводом для спора и стязания. Спор шел о влияниях, латинском или греческом… Лихуды были тоже людьми западного образования, учились в Венеции и Падуе, и вряд ли не были в свое время так или иначе связаны с Пропагандой. Но в Москве они являются открытыми противниками латинизма, достаточно принципиальными и осведомленными, — являются носителями греческой культурной идеи (срв. в житии преподобного Варлаамия Хутынского лихудиевой редакции характерное отступление о Фаворском свете, в паламитском смысле, — «безначальное испущение Божества»)… Даже Евфимий работал часто по западным и Киевским книгам, и, напр., «Воумление» служащему иерею при Служебнике он составил по Требнику Могилы и по соответственной статье Виленского служебника, тоже латинизирующей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

XVI в. проявляются черты, свойственные новгородской архитектуре 2-й пол. XV в. Так, напр., церкви св. Климента (1519) и свт. Николая в Папоротне (вероятно, 1522) имеют деревянные перекрытия подцерковья, объемно-пространственное решение этих построек и детали декоративного убранства также напоминают новгородские храмы XIV-XV вв. Если облик ц. св. Климента был во многом задан особенностями храма-предшественника, то храм в Папоротне сознательно ориентирован на архитектуру сер.- 2-й пол. XV в.: это 2-этажная постройка с доминирующей вертикальной осью и фасадами, богато украшенными орнаментальными поясами. Новгородские черты преобладают и в храмах ап. Филиппа и свт. Николая на Нутной ул. (1526), Успения Колмова мон-ря (1527-1528), свт. Николая Медведского мон-ря в Нов. Ладоге (вероятно, 20-е гг. XVI в.). Т. о., новгородская архитектурная школа, развитие к-рой было прервано в 70-х гг. XV в., и в следующем столетии продолжала служить источником, откуда зодчие заимствовали определенные архитектурные формы. Подцерковье, ставшее отличительной особенностью новгородской архитектуры XV в., в XVI в. появилось в большинстве построек, при этом летописи свидетельствуют о том, что в нек-рых случаях новгородцы не перестраивали храмы целиком, а устраивали перекрытие подцерковья в построенной ранее церкви. Иной характер имеют монастырские соборы - Спасо-Преображенский в Хутынском мон-ре (1515) и Успенский в Тихвине (1507-1515), а также Успенская ц. в Ивангороде (вероятно, 1507-1508). В отношении тихвинского собора летописец прямо свидетельствует о работе итальянского мастера, не называя его имени; собор в Хутынском монастыре и Успенская ц. в Ивангороде могут быть связаны с работой итал. зодчих, что было отмечено в ходе анализа архитектурных форм и конструктивных особенностей. Спасо-Преображенский собор в Варлаамиевом Хутынском мон-ре. 1515 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Спасо-Преображенский собор в Варлаамиевом Хутынском мон-ре. 1515 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Спасо-Преображенский собор в Хутынском мон-ре, 5-главый 6-столпный 3-апсидный с повышенными подпружными арками, построен мастерами, к-рые в 1508-1512 гг.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

В В. Х. м. делали вклады: царь Иоанн IV Васильевич (ок. 1000 р. на поминовение жен Анастасии Романовой , Марии Темрюковны, Марфы Васильевны, сына Иоанна Иоанновича , брата Георгия и др.), в 1542 г. кн. В. И. Оболенский (покров с изображением прп. Варлаама), в окт. 1579 г. царевич (буд. царь) Феодор Иоаннович и его супруга Ирина Феодоровна (покров), в 1599 г. Т. А. Хлопов (колокол), в 1669 г. Сибирский митр. Корнилий (покров). Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня мон-рь. Фотография. 2002 г. Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня мон-рь. Фотография. 2002 г. С XV в. в обители создается уникальный архитектурный ансамбль. Весной 1417 г. новгородский посадник Юрий Онциферович построил каменную надвратную ц. во имя прп. Антония Великого, в следующем году - каменную надвратную ц. во имя прор. Илии. В 1445 г. по благословению Новгородского архиеп. Евфимия II была возведена «кругла, яко столп» ц. во имя сщмч. Григория, просветителя Армении (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 570), в том же году был построен храм во имя прп. Варлаама Хутынского, «а на верху колоколница» (ПСРЛ. Т. 3. С. 424). К 10-м гг. XVI в. Преображенский храм обветшал и был разобран, на его месте по повелению вел. кн. Василия III был сооружен и 6 авг. 1515 г. освящен собор с тем же посвящением. По мнению исследователей, в его возведении принимали участие новгородские «стенщики» и московские резчики по камню (резьба порталов), руководил строительством итал. мастер (или мастера). В архитектурном облике шестистолпного пятиглавого Преображенского собора сочетаются традиции новгородского и московского зодчества кон. XV - нач. XVI в., образцами для него послужили Успенский и Архангельский соборы Московского Кремля. Фасады собора разделены горизонтальными тягами на неск. ярусов, выше традиц. закомар стены завершены профилированным карнизом. Первоначально фасады не были оштукатурены и побелены, в открытой кладке ясно читались декоративные ряды. Большое число окон в барабанах храма и апсидах обеспечивало хорошее освещение, что позволило выполнить в нишах-киотах росписи: на зап.

http://pravenc.ru/text/154237.html

При Василии III, весьма почитавшем прп. Варлаама (перед смертью великий князь принял схиму с именем Варлаам), наступила эпоха наивысшего расцвета монастыря. В 1532 г. он получил от Василия III так называемую «несудимую грамоту», согласно которой в духовных делах хутынского игумена мог судить только архиепископ Новгородский, а в недуховных — лишь сам великий князь. Тогда же обитель была освобождена от пошлин на соляные варницы. Великие князья и цари, а также знатнейшие бояре делали вклады в Хутынский монастырь. К XV—XVI столетиям относится обширное каменное строительство в обители. Именно тогда было принято решение разобрать древний Спасо-Преображенский собор, сооруженный еще при прп. Варлааме Хутынском, «за ветхостию». Основной причиной этого все же, надо думать, стала не ветхость здания (каменные церкви в Новгороде строили даже не на века, а на тысячелетия), а его несоответствие тому важному статусу, который приобрел Хутынский монастырь в это время. Старый собор, по сохранившимся описаниям, был довольно скромен. Новый, выстроенный на прежнем месте, поражает и сегодня своим величием. В 1540 г. Хутынский монастырь пострадал от пожара. В летописи указано, что пожар начался в Спасо-Преображенском соборе, «у Чудотворцева гроба». «И погореша, — повествует летописец, — иконы со всем узорочьем до Царских дверей». Тогда это не составило большого бедствия для монастыря, ибо все его материальные нужды находили живейший отклик в среде знати, и вскоре Спасо-Преображенский собор стал еще краше, чем раньше. Спустя несколько десятилетий, в 1611 г., Варлаамиевой обители пришлось пережить куда более тяжкое испытание — нашествие шведов под предводительством Якоба Делагарди. Несмотря на то, что захватчики выбрали Хутынский монастырь в качестве штаб-квартиры, они вели себя здесь довольно бесцеремонно. Историки прежних веков прямо называют их действия «ограблением». С одной только раки преподобного Варлаама Хутынского шведы сняли несколько килограммов серебра. Но и после шведского разорения монастырь не обеднел. Архимандрит Макарий в своем «Археологическом описании церковных древностей в Новгороде и его окрестностях», составленном «в память тысячелетия России», отмечает: «Все эти бедствия... незначительны в сравнении с теми вкладами, которыми он (монастырь) был обогащаем».

http://sobory.ru/article/?object=00166

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?, Хутынский мон-рь близ Новгорода), прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), основатель и первый игумен Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня мон-ря . Основными источниками сведений о В. Х. являются новгородские летописи и житие святого, сохранившееся в многочисленных списках, к-рые отражают более 10 редакций (наиболее ранний список - в Прологе, созданном не позднее 1323 г. (РГАДА. Ф. 381. Д. 157), содержит краткую (Проложную, 1-ю, редакцию); текстологию жития см.: Дмитриев. Житийные повести Русского Севера). Житие содержит очень мало сведений о жизни преподобного, основное место в пространных редакциях занимает описание чудес, совершенных по молитвам к В. Х. Мирское имя святого впервые упомянуто в Синодальном списке НПЛ (2-я пол. XIII в.), по-видимому, он принадлежал к новгородскому боярскому роду. Прп. Варлаам Хутынский. Покров. XVI в. (ПИАМ) Прп. Варлаам Хутынский. Покров. XVI в. (ПИАМ) Летопись сообщает о том, что В. Х., будучи уже «цьрнець», «постави цьрковь вънизу на Хутине... въ имя святого Спаса Преображения», в 1192 г. храм освятил свт. Гавриил (в схиме Григорий), архиеп. Новгородский, и «нарече манастырь» (ПСРЛ. Т. 3. С. 40). Сохранился оригинал пергаменной вкладной грамоты В. Х., даровавшего Хутынскому мон-рю свои родовые земли, рыбные ловли, охотничьи угодья, пожни, с. Слудицу с челядью и скотом (НГОМЗ. Инв. 25982/1543). Среди первых сопостников В. Х. был отец Варлаама (Прокшинича) Прокша Малышевич, принявший постриг в Хутынском мон-ре с именем Порфирий и скончавшийся там в 1207 г., житие упоминает также некоего Феодора. Год кончины В. Х. указан в поздних новгородско-софийских летописях и поздних редакциях жития. Одни летописи (нек-рые списки Новгородской IV, Софийская I, Новгородская Карамзиновская), возможно под влиянием более ранних источников, пишут о преставлении святого в 1193 г., др.- в 1197 (нек-рые списки Новгородской IV) или 1243 г. (Новгородская II, Новгородская III, а также нек-рые списки жития). Последняя дата ошибочна, поскольку относится к др. иноку Хутынского мон-ря - Варлааму (Вячеславу Прокшиничу), к-рого поздние новгородские источники часто путают с основателем мон-ря. А. А. Зализняк и В. Л. Янин , основываясь на сообщении жития о том, что чин отпевания В. Х. совершил св. Антоний (Добрыня Ядрейкович), относят преставление В. Х. ко времени после 1208/09 г., когда, по свидетельству летописей, Добрыня Ядрейкович принял постриг в Хутынском мон-ре. Эта т. зр. представляется недостаточно обоснованной, поскольку данные жития В. Х. ненадежны. День кончины преподобного, 6 нояб. (без указания года), приведен в житии 1-й (Проложной) редакции (по классификации Дмитриева).

http://pravenc.ru/text/154255.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИОНИСИЙ († не ранее 1604), митр. Московский и всея Руси. Можно предположить, что Д. был уроженцем Новгородской земли, поскольку монашеский постриг он принял в Варлаамиевом Хутынском мон-ре , где в 1577 г. стал настоятелем, в сан игумена возведен Новгородским и Псковским архиеп. Александром . Игуменство Д. отмечено упрочением связи Хутынского мон-ря с царским двором: в 1579 г. в мастерских Ирины Феодоровны был изготовлен шитый покров на раку прп. Варлаама Хутынского ( Маясова Н. А. Кремлевские «светлицы» при Ирине Годуновой//ГММК: [Сб. тр.]. М., 1976. Т. 2. С. 40, 41, 57). В 1580 г. Д. в Москве участвовал в Соборе, ограничившем рост земельных владений Церкви (его подпись имеется на соборном приговоре - Законодательные акты Рус. гос-ва 2-й пол. XVI - 1-й пол. XVII в. 1986. С. 59). В описи Хутынского мон-ря 1642 г. указано неск. жалованных грамот, относящихся к времени настоятельства Д.; даже из краткого изложения ясно, что речь идет о значительных привилегиях (см.: Макарий (Миролюбов), архиеп. Опись новгородского Спасо-Хутынского мон-ря 1642 г.//ЗРАО. 1857. Т. 10. С. 534). В февр. 1581 г. вместо ушедшего на покой митр. Антония Д. «избранием царя и великого князя» был поставлен на первосвятительскую кафедру. В связи с хиротонией и возведением на митрополичий престол Д. 5 февр. 1581 г. был составлен новый чин интронизации, более детализированный и торжественный в сравнении с чином, составленным в 1564 г. в связи с поставлением митр. Афанасия (чин 1581 был использован в 1589 для разработки чинопоследования при возведении митр. св. Иова в сан патриарха). Одним из первых деяний Д. в качестве главы Церкви стало его ходатайство в 1581 г. с собором духовенства перед царем Иоанном IV Васильевичем за попавшего в опалу кн. И. Ф. Мстиславского. В 1581 г. в Москву прибыл папский посол иезуит А. Поссевино , который должен был провести переговоры об унии Русской Церкви с Римом. Римская курия вынашивала планы привлечь польск. кор. Стефана Батория и царя Иоанна IV к союзу для борьбы с турками. Папский легат вручил царю книгу о Флорентийском Соборе и письмо папы Григория XIII . Собор Русской Церкви во главе с Д. рассмотрел предложения о соединении Церквей и ответил отрицательно. Ранее, когда Поссевино находился в Смоленске, местный еп. Сильвестр пригласил его в кафедральный собор. Узнав об этом, Д. написал послание Сильвестру с осуждением его действий. Однако из документов о приезде Поссевино следует, что Смоленский архиерей принимал рим. легата в соответствии с царскими указаниями. Согласно сообщению позднейшего летописца, папский посол, желавший осмотреть Успенский собор Московского Кремля, получил позволение государя, но «митрополит Дионисий пустить его не велел» (ПСРЛ. Т. 34. С. 228). По более ранним источникам, Поссевино получил приглашение царя посетить богослужение в Успенском соборе, но уклонился от этого.

http://pravenc.ru/text/178349.html

С. 32 - 34. Возможно, в наст. время находится в НГОМЗ. Инв. 7623. 182 ´ 142 см; под записью). Судя по перечисленным клеймам, автор иконы пользовался одним из наиболее подробных списков распространенной редакции. К разным вариантам этой и Особой редакций относятся еще неск. памятников: икона из ц. Илии Пророка в Ярославле с 18 клеймами жития и образом предстоящего Спасителю В. Х. (1-я пол. XVII в., ЯМЗ). В ее последних 3 клеймах помещено видение хутынского пономаря, ставшее в XVI в. темой отдельных икон «Видение пономаря Прохора». Нач.- 1-й пол. XVIII в. можно датировать икону «Варлаам Хутынский в житии, с 18 клеймами» из Крестовоздвиженской ц. г. Петрозаводска (Музей изобразительных искусств Карелии). В среднике В. Х. обращен к изображенному в левом облачном сегменте благословляющему Спасу. Подробные житийные циклы известны по многочисленным миниатюрам XVI - XVII вв. (новгородские рукописи с иллюстрированным житием В. Х.: Сб. XVII в.- ИРЛИ. Собр. Ф. А. Каликина 35; БАН. 30.7.30; РНБ. Соф. 1430, XVII в.- на Л. 103 миниатюра «Видение пономаря Тарасия»; Лицевое житие XVII в.- ПИАМ. Инв. 291/49. Л. 97). Прп. Варлаам Хутынский в житии с 36 клеймами. Икона. Кон. XVI в. (ЯХМ) Прп. Варлаам Хутынский в житии с 36 клеймами. Икона. Кон. XVI в. (ЯХМ) Иконы и миниатюры на сюжет «Видение пономаря Тарасия» появляются в XVI в. как отражение событий мора и пожара 1505 - 1508 гг. (предание отмечает, что это наказание явилось вместо потопа, предотвращенного молитвой вставшего из гроба В. Х.), причина создания больших иконных композиций о видении Тарасия остается неясной. О самой ранней из них, появившейся на месте чуда - в Спасском соборе Хутынского мон-ря,- упоминают древние переписные книги и описи обители ( Макарий (Миролюбов). Опись. Т. 9. С. 435). Близкой по времени является происходящая оттуда икона кон. XVI - нач. XVII в. (НГОМЗ). К наиболее ранним повторениям относятся также храмовый образ XVI в. Варлаамиевского придела Покровского собора на Красной пл. и небольшая икона нач. XVII в.

http://pravenc.ru/text/154255.html

Святители Иоанн и Никита. Фрагмент шитой пелены «Избранные Новгородские святые». Сер. XVII в. (НГОМЗ) Парные изображения Новгородских святителей И. и Никиты как наиболее чтимых святых - покровителей церкви и города служили излюбленным вариантом для создания «подносных» икон пядничного размера, писавшихся по заказу архиерейского дома уже в XVI в. Судя по описаниям в документах и сохранившимся произведениям, такие иконы имели различные изводы. Икона-пядница с образами «новгородских чудотворцов» Никиты и И. в XVIII в. находилась среди икон в алтаре собора; венцы на ней были сканые «с финифтью», на среднике - резной оклад, с серебряной басмой по полям (Описи Софийского собора. 1993. Вып. 2. С. 59 - опись 1749 г.; Там же. С. 122 - опись 1751 г.). Икона со святителями Никитой и И. была помещена над дверями «в придел к чудотворцу Никите» (в честь Рождества Пресв. Богородицы), на ней святые предстояли в молении образу Спасителя (над ними - 2 ангела); икона имела 5 венцов, фон и поля в басменном золоченом окладе (Описи Софийского собора 1833 г. 2003. С. 517). Известна икона подобного извода 2-й пол. XVI в. (из собрания Г. Д. Костаки, ЦМиАР; см.: Сорокатый. 1994; Иконы Твери, Новгорода, Пскова. 2000. С. 190-196. 44), на которой И. изображен старцем с седой окладистой бородой, в архиерейской зеленовато-коричневой мантии со светлыми источниками и с голубыми скрижалями, в серовато-голубой ризе. Он стоит справа в молении, подняв «очи горе», к образу Божией Матери «Знамение». Икона похожего извода святителей Никиты и И., но храмового размера упоминается в иконостасе придела в честь Входа Господня в Иерусалим, по левую сторону царских дверей, на 2-м месте (Описи Софийского собора. 1993. Вып. 3. С. 29 - опись 1775 г.; Описи Софийского собора 1833 г. 2003. С. 539. 176). Подобные иконы с фигурами святителей Никиты и И. и с образом Богоматери «Знамение» в верхней части изображения вкладывались в различные мон-ри, судя по сохранившимся описям. К ним относятся, напр., пядница из Преображенского собора Варлаамиева Хутынского мон-ря («...над ними вверху Знамение Пречистые Богородицы, по полям четыре святых…» - Макарий (Миролюбов). 1856. С. 29), на к-рой расположение и количество святых на полях повторяют иконографию чудотворной иконы из храма Спаса Преображения на Ильине ул.; икона из пядничного ряда иконостаса Преображенского собора Соловецкого мон-ря: «Никита епископ да Иван архиепископ Новгородцкие под окладом золочен, а во облаце Пречистые Воплощение» (Описи Соловецкого мон-ря. 2003. С. 93 - опись 1582 г.; Там же. С. 126 - опись 1597 г.). Пядница с изображением святителей Никиты и И. среди др. икон малого формата находилась в киоте в ц. в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» на Буяне ул., подворье Варлаамиева Хутынского мон-ря в Новгороде (Там же. С. 148).

http://pravenc.ru/text/468947.html

В 1642 г. была составлена опись строений и имущества Хутынского монастыря. Именно по ней, в основном, судят о его состоянии в это время. Согласно описи, в обители — кроме каменных храмов (Спасо-Преображенского, Варлаамиева, Григорьевского и Ильинского) — имелись две каменные поварни, каменная палата над погребом, 15 деревянных келейных корпусов, поваренная изба, ограда и хозяйственный двор. Спустя несколько лет появились здесь также архимандричьи кельи, возведенные по обеим сторонам надвратной Ильинской церкви, а к югу от собора вырос новый братский корпус. Много внимания уделял Хутынскому монастырю Патриарх Никон в бытность свою митрополитом Новгородским. Он даже пытался затеять здесь типографию, памятуя об особой приверженности иноков этой обители к книжной премудрости (в XIII-XVI вв. книжное собрание Варлаамиева монастыря было богатейшим среди монастырских библиотек Новгородчины, а здешние монахи традиционно считались лучшими переписчиками). Типографский проект Никона «почти провалился». Лишь одна книга, переведенная с греческого «Диоптра жизни человеческой», вышла из Хутынской типографии. Новгородцы очень любили Хутынскую обитель. Два главных здешних праздника всегда проходили при большом стечении народа. В день памяти прп. Варлаама (6 ноября ст. ст.) всех приходивших, согласно завещанию святого, оделяли ломтями монастырского хлеба и медными деньгами — к большой радости местных нищих, подходивших за «милостыней прп. Варлаама» по два и по три раза. Летом же, в первую пятницу Петрова поста, в воспоминание чудесно предсказанного преподобным снега и мороза (об этом читайте в разделе «Чудеса»), устраивался крестный ход из новгородского Софийского собора в Хутынский монастырь. Неизвестно, когда именно установилась традиция совершать крестный ход, но уже с XVII века он превратился в настоящее торжество, в котором участвовал чуть не весь город. Часть богомольцев приходила в обитель накануне вечером, другая же, вместе с архиереем, приплывала в самый день праздника на стругах по Волхову.

http://sobory.ru/article/?object=00166

В Преображенском соборе устроена новая серебряная рака над пребывающими под спудом мощами прп. Варлаама. На горке, где, по преданию, стояла келья прп. Варлаама, построена деревянная часовня; над колодцем, изрытым преподобным, поставлена сень. В НГОМЗ хранятся отдельные предметы, ранее находившиеся в В. Х. м.: поручи прп. Варлаама, иконы: «Видение пономаря Тарасия» (XVI в.), «Прп. Варлаам Хутынский в деяниях» с 38 клеймами (нач. XVII в.), 3 шитых покрова с изображением прп. Варлаама (Инв. 7623. 182. Ч. 142; инв. 7632. 164, 8. Ч. 130, 5). К сент. 2003 г. в обители жили 38 сестер, игумения - Алексия (Симдянкина). В мон-ре действуют иконописная и пошивочная мастерские, заведено обширное хозяйство. Ежегодно 6 (19) авг., в день Преображения Господня, 6 (19) нояб., в день памяти прп. Варлаама, а также во 2-ю пятницу Петрова поста в В. Х. м. совершаются крестные ходы. Арх.: ГАНО. Ф. Р-268. Оп. 1. Д. 16. 1918-1926; Архив Управления ФСБ по Новгородской обл. Д. 1а/11872. Л. 100-101, 106, 117; НГОМЗ, ОПИ. 1836. Ф. 16. Оп. 1. Д. 294 [Ист.-стат. описание Хутынского мон-ря]; Д. 12087 [Ист.-стат. описание Хутынского мон-ря сер. XIX в.]. Ист.: АИ. 1840. Т. 1. 294; Макарий (Миролюбов), архим. Опись новгородского Спасо-Хутынского мон-ря 1642 г.//ЗРАО. 1856. Т. 9. С. 411-555 (отд. изд.: СПб., 1856); НПЛ. С. 40, 50, 52, 61, 65; Новгородские летописи. СПб., 1879. С. 11, 16, 7, 83, 87, 89, 92, 114, 121, 126, 128, 133, 137, 144, 152, 154, 195, 204, 245, 257; ПСРЛ. 1889. Т. 16. С. 47, 49, 50, 52, 131-133, 162, 164, 170, 200, 209; Опись Новгорода 1617 г. М., 1984. С. 88-91. (Памятники отеч. истории; Вып. 3. Ч. 1); Шварц Е. М. Новгородские рукописи XV в. М.; Л., 1989. С. 23. Лит.: ИРИ. М., 1815. Ч. 6. С. 608-646; Макарий (Миролюбов), архим. Археол. описание церк. древностей Новгорода и его окрестностей. М., 1860; Привольев И. [Тюменев И. Ф. ]. Хутынский мон-рь//ИВ. 1892. Т. 10. 8. С. 455-461; Слезкинский А. Г. Хутынский мон-рь//Там же. 1903. 12. Т. 94. С. 926-944; Токмаков И. Ист.-археол. очерк Хутынского Преображенского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/154237.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010