Треть ее строф начинается с недоуменного вопроса «Кто Ты?..»: «Ты Бог - но Ты страдал от мук!/Ты человек - но чужд был мести!/Ты смертен - но истнил скиптр смерти!/Ты вечен - но Твой издше дух». Но только таким, непостижимым и страшным, образом оказалось возможным наше спасение: «Адам бы падше не восстал,/Когда б в Христе не воскресился,/Не воскресясь - не воссиял,/Не воссияв - не возродился/В блаженство первородно вновь./Се, как смирением, терпеньем,/Страданьем, скорбью, умерщвленьем/Возводит всех к себе Любовь». Он - начало и конец, альфа и омега, предел человеческих стремлений: «Христа нашедши, все находим,/Эдем свой за собою водим,/И храм Его - святы сердца». Вся эта пространная ода построена на новозаветных цитатах, к-рые автор указал в примечаниях (на 38 строф приходится 82 сноски). Т. о. он желал продемонстрировать свою богословскую эрудицию и добросовестность и верность правосл. традиции. Подобными обстоятельными примечаниями чуть раньше Д. снабдил «Гимн лироэпический на прогнание французов из отечества» (1813), во многом построенный на образах из Апокалипсиса. Место первоначального захоронения Г. Р. Державина в Преображенском соборе Варлаамиева Хутынского мон-ря. Фотография. 2006 г. Место первоначального захоронения Г. Р. Державина в Преображенском соборе Варлаамиева Хутынского мон-ря. Фотография. 2006 г. По выходе в отставку Д. лето проводил в Званке, а зиму в С.-Петербурге. Занялся изданием своих сочинений: в 1804 г. вышел сб. «Анакреонтические песни», а в 1808 г.- 4-томное собрание сочинений (в 1815 вышел 5-й т. со стихами, написанными после 1808, и драматическими произведениями). Много сил в это время отдавал драматургии. Написал трагедию на сюжет из Иосифа Флавия «Ирод и Мариамна» (1807), трагедии из рус. истории «Евпраксия» и «Темный» (обе 1808), оперы «Добрыня» (1804), «Пожарский, или Освобождение Москвы» (1806), «Грозный, или Покорение Казани» (1814), комические оперы «Дурочка умнее умных» и «Рудокопы» (обе до 1812) и др. Большая часть драматических сочинений при жизни Д.

http://pravenc.ru/text/171736.html

Второе доказательство презрительного отношения наших предков к святым других местностей автор берет с князей, не считавших грехом грабить храмы чужих областей. Но это явление не более, как обычный удел войны древнего времени, когда не существовало так называемых в новейшее время контрибуций, и когда победители брали в качестве трофеев то, что казалось им более ценным и важным. Наконец, автор в виду доказательства указывает на поступок Uoahha III в Хутынском монастыре: Иоанн III, говорил автор, пожелал видеть мощи преподобного Варлаамия —79— Хутынского, вероятно не доверяя их действительности, но был вразумлен чудесным пламенем, вырвавшимся из земли. Но как этот факт служит доказательством презрительного отношения предков наших к святым других местностей, трудно понять. И так ли дело было, как говорит автор. Нет, в летописном сказании, которое сам автор приводит в другом месте своего сочинения (в примечании к 99 странице), говорится, что Великий князь Иоанн Васильевич в 1471 году, пришедши в Хутынь на поклонение, спросил игумена Нафанаила, для чего не открывают гроб Чудотворца, чтобы можно было приложиться к мощам его. Игумен ответил, что никто никогда не дерзал зрети мощей Чудотворцевых, тогда князь дерзновенно велел поднять доску и поднять землю, но внезапно поднялся от гроба высокий дым и затем пламень. Князь приказал перестать копать и с ужасом вышел из церкви. В этом сказании, очевидно, нет и намека на то, что Иоанн III не доверял действительности мощей преподобного Варлаамия. Утверждая на стр. 146, что всякий удел, если не имел своей святыни, старался приобрести её, в пример этого указывает на Великого князя Андрея Боголюбского, и говорит, что этот князь, уезжая из Киева, богатого святынями, не остановился пред похищением чудотворной иконы Божией Матери. Действительно Андрей Боголюбский, уезжая с Юга России на Север России, взял с собою святую икону Божией Матери, которая после стала называться Владимирскою. Но он уезжал не из Киева, а из Вышеграда, который находился в верстах 10 от Киева, и который составлял его удел. И можно ли так дерзко называть хищением поступок св. Андрея Боголюбского, когда сама Божия Матерь чудотворениями от этой своей иконы засвидетельствовала о своем благословении св. Андрею взять Её икону. Еще не доезжая —80— до Владимира в Москве от Владимирской иконы явлены два чуда. Затем, в 9 верстах от Владимира, когда св. Андрей молился пред Владимирскою иконою, Божия Матерь чудесно явилась князю и повелела ему не ехать в Ростов, а остановиться во Владимире и поставить там Её св. икону.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Колокол. 1544 г. Мастер Тимофей Андреев (Псково-Печерский мон-рь, Большая звонница) Колокол. 1544 г. Мастер Тимофей Андреев (Псково-Печерский мон-рь, Большая звонница) В 20-40-х гг. XVI в. в Пскове работал мастер Тимофей Андреев. Сохранились 2 его К., изготовленные в 40-х гг. XVI в. для Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . Большинство К., отлитых в 1-й пол. 30-х - нач. 50-х гг. XVI в. мастером Прокофием Григорьевым, были изготовлены на продажу, в т. ч. К. 1548 г., хранящийся в Суздале. Наивысший расцвет псковского колокололитейного искусства приходится на 50-е гг. XVI в., когда работали мастера Юрий Ульянов (до наст. времени сохр. только один его К. 1557 г., в ГМЗК), братья Ивановы (один из них, Нестор, отлил 2 К.: для московского в честь Вознесения Господня женского монастыря в 1555 г. и для ц. прп. Иоанна Лествичника в 1559), Кузьма Васильев и Логин Семёнов (изготовили в 50-60-х гг. XVI в. неск. К., сохр. только К. 1558 г. для Псково-Печерского мон-ря). В 70-х гг. XVI в. Логин Семёнов работал уже самостоятельно; сохранилось 3 его К., в т. ч. один из часовых - на Большой звоннице Псково-Печерского мон-ря (1580). Чума 1567 г., а также Ливонская война почти на 20 лет затормозили производство К. в Пскове. От кон. XVI в. известно неск. имен псковских колокольных мастеров. Василий Иванов работал в 80-90-х гг.; сохранились его К. 1581 г. для ц. Богоявления на Запсковье и 1599 г. для Варлаамиева Хутынского монастыря (изготовлен совместно с Афанасием Панкратьевым и Иоакимом Ивановым, ныне в НИАМЗ). Псковский мастер Иван Матвеев в 1597 г. отлил 150-пудовый благовестник для Соловецкого мон-ря. Колокол из Варлаамо-Хутынского мон-ря. 1599 г. Мастера Василий Иванов, Афанасий Панкратьев, Яким Иванов (НГОМЗ) Колокол из Варлаамо-Хутынского мон-ря. 1599 г. Мастера Василий Иванов, Афанасий Панкратьев, Яким Иванов (НГОМЗ) Сохранившиеся памятники псковского литья свидетельствуют, что работавшие в этом городе мастера использовали западноевроп. технологии и украшали свои изделия характерными для Пскова орнаментами.

http://pravenc.ru/text/1841774.html

И под годом 1423: «совершена церковь каменная в Павлове монастыре». В 1615 году были в нём ЦЕРКВИ каменные: 1) во имя св. Павла Исповедника с двумя приделами: а) во имя св. Симеона и б) во имя св. Константина и 2) на Павлове во имя Воскресения Христова с приделом. После того не упоминается о нём ни в каких записках. Наконец в 1788 году церковь разобрана до основания на возобновление Новгородского Кириллова монастыря, а иконостас, утварь и всё церковное имущество отдано в упразднённый Леохнов монастырь. Варлаамиевский Николаевский монастырь Мужской, вовсе упразднённый. Находился близ Великого Новгорода и в 1692 году приписан был к Новгородскому Архиерейскому дому, а после того вскоре упразднён. Варлаамиевский монастырь Мужской, упразднённый. Находился в Новгородской Епархии в Старорусском уезде. В нём была церковь во имя Пр. Варлаамия Хутынского; но в нашествие Литовцев на Россию разорён. Ныне на месте монастыря сего стоит село Строилово с церковью во имя св. Параскевы от Новгорода в 155, а от Старой Руссы в 95 вёрстах. Варлаамеев Хутынский монастырь См. Хутынский Варлаамиев. Вармонская Николаевская пустынь Мужская, упразднённая. Находилась в Рыльском уезде и состояла до 1743 года в Синодальной области, а потом упразднена. Варнавина пустынь Мужская, упразднённая. Находилась в Костромской Епархии в Галицком уезде, на правом берегу реки Ветлуги, впадающей в Волгу, на возвышенном месте расстоянием от Санкт-Петербурга в 1132, от Москвы в 666, а от Костромы в 387 вёрстах. ЦЕРКОВЬ СОБОРНАЯ в оной была во имя св. Апостола Варнавы, почему и пустынь именовалась Варнавиной, а прочие строения все деревянные. До учреждения Духовных Штатов было за пустыней сей 112 душ крестьян, составлявших подмонастырскую слободу. В 1764 году при сочинении Штатов оставлена на своём содержании, а потом вскоре обращена в приходскую церковь . Наконец в 1775 году при новом учреждении Губерний и городов подмонастырная слобода обращена в уездный Костромской Губернии город; а церковь – в соборную, по которой новоучреждённый город назван Варнавиным.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В понедельник утром мы слушали обедню и были за трапезой. Монахи простились с нами и мы сели в лодку. Нас повезли назад, при чем, проезжая мимо монастыря, где накануне стояли обедню, мы приложились опять. Проехав десять с половиною верст, вечером прибыли в метох(подворье?) с палатами, принадлежащий митрополии. Их построил патриарх Никон , когда был митрополитом, вместе с красивою деревянною церковью. Здесь митрополит предложил нам трапезу. Глава VII. Новгород. Хутынский Варлаамиев монастырь. Возвращение в Новгород. Свято-духов монастырь. Знаменский собор. Во вторник, рано утром, нас посадили на судно на упомянутой реке, проехали с нами четыре версты и привезли в монастырь св. Варлаама, известный на их языке под именем Хутынский 590 . Это монастырь очень большой, красивый, радующий душу, высокий, в прекрасном местоположении на возвышенности, при реке, которая течет перед ним и которая шире и глубже египетского Нила. По истине, жизнь монахов в этих монастырях весьма приятна, вследствие обилия воды и разного рода рыбы, которую ловят без труда, при помощи воротов, с обеих сторон реки, посредством особых приспособлений. Подлинно, наши сердца наслаждались в этом благодатном путешествии. Скажу еще: «да увеличивает Бог твое процветание, о город Новгород, до скончания веков, за избыток твоих удовольствий, твоих вод, рыбы, прекрасное местоположение, твою почву и приятность твоих монастырей, которые, поистине, не имеют себе подобных на земле!» Возвращаемся (к рассказу). Когда мы высадились, нас встретил, также вне монастыря, архимандрит в митре с прочими иереями и дьяконами и повел в великую церковь (собор), которая восхищает взор и сердце своей высотой, обширностью и великолепием, своими большими окнами и красивыми плитами пола. Она в честь божественного Преображения. В ней находятся мощи св. Варлаама Нового, который основал этот монастырь во дни святого Сергия, строителя великого Троицкого монастыря. Ему составлено большое служение, но житие его слишком длинно для пересказа. Московиты очень его почитают и имеют к нему великую веру, а потому стремятся на поклонение в этот монастырь из отдаленнейших областей. Монастырь весьма богат: в этой стороне нет монастыря, который мог бы сравниться с ним обилием богатств и угодий, так как ему принадлежит более 2000 семейств земледельцев и вокруг него большое селение с обширной площадью. Здание монастыря громадно. В нем свыше ста монахов, большая часть которых славятся своею добродетелью и святостью: мы видели собственными глазами, что некоторые из них носят на теле, по сорок лет, железные пояса из цепей; свои рубахи и платья они не меняют, пока те совершенно не истлеют на них. О удивление! мы обоняли от них запах подобный мускусу. Как они счастливы, блаженны и благополучны! Бог да сделает нас соучастниками их! Благодарим Всевышнего, который удостоил нас зреть в наши дни таких святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН (Стухин; † 24.06.1417), архиеп. Новгородский. До избрания на кафедру И. был игуменом Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня монастыря . В Новгородской IV летописи И. назван «Перфурьевым (Порфириевым.- М. П.) сыном» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 349). В Софийской I летописи (отражающей свод митр. Фотия 1418 г.) сообщается фамилия И.- Стухин. Не исключено, что известный владычному летописцу отец И. Порфирий Стухин был одним из светских слуг новгородских архиепископов. 9 июля 1400 г. в Лисицком в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре умер «владычень брат» схимник Василий, который упоминается без отчества. Пригородные Лисицкий и Хутынский мон-ри были крупными книжными центрами и, вероятно, не состояли в ведении новгородского архимандрита, имея, как и Деревяницкий в честь Воскресения Христова монастырь , особые связи с Новгородской кафедрой: в 1386 г., при подходе к городу московских войск во главе со св. кн. Димитрием Иоанновичем , Хутынский мон-рь (где, возможно, игуменствовал в это время И.) и Деревяницкая обитель не были сожжены новгородцами, как 24 др. мон-ря (см.: Бобров. Монастырские книжные центры. 2001. С. 41-51, 53-54). Предшественник И. Новгородский архиеп. Алексий 22 апр. 1388 г. оставил кафедру «по своеи воли... своего ради нездравиа» и удалился в Деревяницкий монастырь, повелев новгородцам избрать по традиции «три мужа, егоже вы Бог дасть» - 3 кандидатов на Новгородскую кафедру. Одним из кандидатов стал И. (другие претенденты также были игуменами пригородных новгородских монастырей - Парфений, настоятель Благовещенского монастыря на Мячине, и Афанасий, настоятель монастыря Рождества Христова на Поле «у скуделен»). Жребий в кафедральном соборе Св. Софии решил вопрос в пользу И.- «мужа добра, тиха, смирена». 7 мая, в праздник Вознесения Господня, «всь Новъград» возвел И. на сени во владычном дворе, где его благословил еп. Алексий. Однако поездка к митрополиту для совершения хиротонии была отложена, поскольку митр. Пимен находился в К-поле (вернулся на Русь в июле 1388). 8 дек. И. с боярами выехал в Москву, «позван послы» от митр. Пимена. 10 янв. 1389 г. И. прибыл в Москву и 17 янв. в московском Архангельском соборе был хиротонисан во архиепископа Новгородского (помимо митр. Пимена в поставлении участвовали Рязанский еп. Феогност, Смоленский еп. Михаил (в Новгородской I летописи ошибочно назван Даниилом), Сарайский еп. Савва, Звенигородский еп. Даниил ). В присутствии вел. кн. св. Димитрия Иоанновича в тот же день состоялся «праздник светел с хвалами и песньми».

http://pravenc.ru/text/469552.html

В 1740 году старанием нового епископа Новгородского Амвросия (Юшкевича; † 1745) Духовная славянская школа была преобразована в Духовную семинарию. Из всего тысячного состава учащихся Духовной школы Тимофей, как один из способнейших к наукам, был переведён во вновь открытую семинарию и принят на казённое содержание. С этого времени он стал получать бесплатно хлеб и кипяток. «Бывало, как получу хлеб, – говорит он, – половину оставлю для себя, а другую продам и куплю свечу, с ней сяду за печку и читаю книжку. Товарищи мои, богатых отцов дети, найдут отопки лаптей моих и начнут смеяться надо мною и лаптями махать на меня, говоря: Величаем тя, святителю!». Обучался Тимофей в семинарии почти 14 лет: два года – грамматике и по четыре года – риторике, философии и богословию. Длительный период обучения связан с тем, что в недавно открытой семинарии был недостаток учителей. В 1754 году, по окончании семинарии, Тимофей получил кафедру риторики, одновременно преподавал греческий язык и богословие. 10 апреля 1758 года архимандритом Новгородского Антониева монастыря Парфением (Сопковским; † 1795; впоследствии епископ Смоленский и Дорогобужский) Тимофей был пострижен в монашество с именем Тихон и назначен преподавателем философии в Новгородской семинарии. 18 января 1759 года определён префектом Новгородской духовной семинарии и по просьбе Тверского епископа Афанасия (Вольховского; † 1776) назначен архимандритом Тверского Желтикова Успенского монастыря. В том же году переведён архимандритом Тверского Успенского Отроча монастыря с назначением ректором Тверской духовной семинарии, учителем богословия и присутствующим в духовной консистории. Затем управлял Новгородским Хутынским Спасо-Варлаамиевым монастырём. 13 мая 1761 года в Санкт-Петербургском Петропавловском соборе хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии, с назначением управляющим Хутынским монастырем. По поводу хиротонии архимандрита Тихона во епископа интересен следующий факт. Когда потребовалось назначить викария в Новгородскую епархию, архиепископ Новгородский Димитрий (Сеченов; † 1767) предложил семь кандидатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Исправленные труды по благословению Синода (29 марта 1756) были изданы в Киеве. После кончины Новгородского архиеп. Стефана (Калиновского) с 1753 г. И. продолжил его начинания, в частности организовал обучение семинаристов партесному пению и евр. языку. Учителем философии и евр. языка И. назначил выпускника Новгородской ДС Стефана Лагова (Лаговского; впосл. архиеп. Рязанский Симон ). Во время отпуска И. (март-апр. 1755) обязанности ректора исполнял префект семинарии иером. Парфений. В февр. 1756 г. И. был уволен от ректорской должности и назначен настоятелем Варлаамиева Хутынского монастыря . При И. в февр. 1758 г. из С.-Петербурга в обитель был перевезен изготовленный в столице новый колокол, стены Преображенского собора украшались лепниной в стиле барокко, началось возведение каменной колокольни (заложен фундамент). Мн. намерения (в т. ч. устройство сени над гробом прп. Варлаама Хутынского, возобновление храма во имя свт. Николая Чудотворца в приписном Ксенофонтовом мон-ре) И. не успел осуществить. Летом 1755 г. И. был представлен кандидатом на вакантную Тобольскую кафедру; 17 апр. 1758 г. назначен, 21 апр. наречен и 26 апр. того же года хиротонисан во епископа Белгородского и Обоянского. По словам К. Я. Здравомыслова , И. «в недолгое свое правление заботился о возвышении умственного и нравственного уровня духовенства, заставляя наставлять народ в правилах веры и нравственности». Вступив в управление епархией, И. с горечью отмечал, что «многие священники и диаконы не только писать, но и читать не умеют». Циркуляром от 17 дек. 1758 г. епископ предписал всем главам духовных правлений предоставить сведения о малограмотных клириках, к-рых вызвал на личное освидетельствование. Невежественных и «неспособных к научению» И. отрешал от прихода или лишал сана. Так, в мае 1760 г., проведя беседу с вдовым клириком Введенской ц. с. Пойминова Курского у., И. решил отстранить его от священнослужения и постричь в монашество, поскольку он, «не токмо в книжном чтении явился неискусен, но и на вопрос...

http://pravenc.ru/text/578098.html

Колокол из Боровского Пафнутьева мон-ря. 1487–1488 гг. Мастер Федько-пушечник (ГМЗК) Колокол из Боровского Пафнутьева мон-ря. 1487–1488 гг. Мастер Федько-пушечник (ГМЗК) Следующим великокняжеским благовестником стал К. весом 1 тыс. пудов, отлитый по заказу Василия III в 1533 г. мастером Николаем Немчиным. В отличие от предыдущего, висевшего в зап. проеме нижнего яруса звона (т. е. пространства между столбами звонницы) церкви-колокольни прп. Иоанна Лествичника в Московском Кремле, для этого К. в центре Соборной пл. была построена отдельная колокольня. Вскоре после венчания на царство Иоанна IV Грозного в 1550 г. был изготовлен его новый именной благовестник - самый большой в то время К. в Европе, весивший 2200 пудов. Возможно, его отлил Кашпир Ганусов, литейщик немецкого происхождения, работавший на московском Пушечном дворе. Этот К. разбился при нашествии на Москву крымского хана Девлет-Гирея в 1571 г. и был перелит только в 1600 г. знаменитым рус. мастером Андреем Чоховым . В XVI в. устойчивое колокольное производство существовало на землях Сев.-Зап. Руси. Крупным центром литья К. с 20-х гг. XVI в. был Псков, где функционировало неск. ремесленных мастерских, в которых наряду с другими предметами церковного обихода отливали К. весом до 500 пудов. Самое раннее сообщение о литье К. в Пскове датируется 1520 г., когда братья Михаил (в 20-х гг. XVI в. он был священником), Максим и Онуфрий Андреевы отлили 2 благовестника (100 и 200 пудов) для псковского Мирожского в честь Преображения Господня мужского монастыря . От 20-х гг. XVI в. известны К. Михаила и Максима Андреевых, отлитые для ц. прп. Варлаама Хутынского на Званице на Запсковье и для псковского Снетогорского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря , от 30-х гг. XVI в.- для псковских церквей свт. Василия Великого на Горке, бессребреников Космы и Дамиана на Запсковье, для Мирожского мон-ря, Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня монастыря и Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . В кон. 40-х - 60-х гг. XVI в. в Пскове работали сыновья Михаила Андреева Матфей и Кузьма. Известны их К. для Софии Святой собора в Новгороде Великом и Троицкого собора в Пскове, ц. Богоявления на Запсковье, Кириллова Белозерского мон-ря и Соловецкого в честь Преображения Господня мужского монастыря .

http://pravenc.ru/text/1841774.html

р. ассигнациями на строительство колокольни. В кон. XIX - нач. ХХ в. К. м. владел 77,5 дес. земли, Хоботецким хутором в 20 верстах от крепостной стены, соседним лесом в 152 дес., участками пахотной и сенокосной земли (64 дес.) у с. Дубровника и в дер. Криуша Козловского у. Тамбовской губ.; 2 озера принадлежали К. м. в Лебедянском у. В аренду сдавались 8 дач в дубовой роще у монастырских стен. В 1911 г. сумма дохода обители только по арендным платежам составила 4804 р. 50 к. Свободный капитал К. м. вкладывал в процентные бумаги, на 1 янв. 1911 г. он составил более 72 тыс. р. Настоятель-архимандрит К. м. одновременно являлся ректором Тамбовской ДС. В 1868 г. в Тамбовской епархии была учреждена кафедра викарного епископа Козловского, в управление которому вверялся К. м. Викарий пользовался от обители «настоятельным жалованием и частью братских доходов, а также прислугою и экипажем» ( Белых. 1998. С. 107). Храмы и другие постройки К XVIII в. в К. м. находились Свято-Троицкий соборный храм и Успенская ц. В 1733 г. в Троицкой ц. был установлен новый иконостас. С 1792 г. монастырские храмы перестраивались: в Троицком соборе деревянная крыша заменена железной, в 1794-1796 гг. стены расписаны, иконостас вызолочен, иконы отреставрированы. По инициативе настоятеля (1785-1811) игум. Варлаама храмовую икону Св. Троицы украсили серебряной ризой (26 фунтов), местночтимую Тихвинскую икону Божией Матери, которая находилась слева от царских врат,- серебряной ризой «чеканной работы с разными каменьями» (21 фунт 14 золотников). Архим. Варлаам († 23 дек. 1811) был погребен с сев. стороны алтаря Троицкого собора. В Успенском храме также производились ремонтные работы: 9 и 10 нояб. 1792 г. нижняя церковь была переосвящена во имя Всех святых, с приделом во имя св. Иоанна Предтечи, в 1794 г. в верхнем храме устроен придел во имя прп. Варлаама Хутынского (еп. Тамбовский Феофил (Раев) прежде был архимандритом Варлаамиева Хутынского монастыря ). Вся Успенская ц. в 1793 г. была покрыта железом ( Казанский. 1849. С. 14-16), в 1844 г. расширена, каменный купол на крыше заменен небольшим железным, в 1911 г. отремонтирована на средства, вырученные от продажи части процентных бумаг.

http://pravenc.ru/text/1841696.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010