Основан как мужской. Впервые упоминается в летописях под 6887(1379) г.: «Заложиша святую Богородицу на Лисичьи горке» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. С. 603; Сокращенный Новгородский летописец по списку Н. К. Никольского), однако в более ранних летописях есть сведения об основании ц. Рождества Пресв. Богородицы в Михалицком мон-ре (НПЛ. С. 375; ПСРЛ. Т. 42. С. 91; Т. 4. Ч. 1. Вып. 2. С. 308). В летописях XV в. 1-е упоминание Л. м. относится к 1389 г. («И на Лисицьи горке поставиша церковь древяную Рожество святыя Богородица»: ПСРЛ. Т. 42. С. 158; Т. 4. Ч. 1. Вып. 2. С. 367). Здесь, по-видимому, обитель названа как уже существующая, а не только что основанная, поскольку в той же летописной статье об основании другого монастыря говорится иначе: «И на Сокольи горке поставиша церковь древяну святого Николу, и манастырь устроиша» (Там же). Возможно, Л. м. существовал до его 1-го упоминания в летописи. Хронологические указания в Житии прп. Арсения Коневского, постриженика Л. м., позволяют считать, что преподобный пришел в обитель приблизительно в 80-х гг. XIV в., поскольку он прожил в иночестве 65 лет и умер 12 июня 1447 г. (БЛДР. Т. 13. С. 158, 174, 773-776). Кроме того, в одной из сохранившихся лисицких рукописей, синодике кон. XIV в., в разделе, озаглавленном «Помяни, Господи, душа рабъ своихъ правоверныхъ архиманьдритъ, игуменовъ», содержится перечень 26 имен (РГАДА. Ф. 381: Синод. 141. Л. 4-4 об.), а в разделе, озаглавленном «Помяни, Господи, душа рабъ своихъ яже окрестъ святеи Богородици лежащихъ братьи нашей калугеров», упоминается более 100 имен (Там же. Л. 5 об.- 11). Если это действительно имена игуменов и монахов Л. м., то основание обители следует датировать домонгольским периодом. В Новгороде бытовали предания о существовании Л. м. прежде основанного в кон. XII в. соседнего Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня монастыря . Считалось, что на Лисьей горе похоронены родители прп. Варлаама Хутынского ( Макарий (Миролюбов). 1860. Ч. 1. С. 430-431; Костомаров. 1886. Т. 2. С. 310), а прп. Варлаам до основания Хутынской обители игуменствовал в Л. м.

http://pravenc.ru/text/2110554.html

стене изображен Господь Вседержитель с предстоящими архангелами Гавриилом и Михаилом, на юж. стене - Богоматерь «Знамение» с предстоящими прп. Варлаамом Хутынским и Антонием Римлянином, на сев.- Св. Троица с предстоящими святителями Николаем Чудотворцем и Алексием Московским, на вост. стене, в нише над апсидами,- Преображение Господне. В юж. части собора находились под спудом мощи прп. Варлаама, над к-рыми была поставлена рака. В 20-х гг. XVI в. на раке хранился крест-мощевик с изображением преподобного (Русское серебро XIV - нач. XX в. из фондов ГММК. М., 1984. Ил. 5). В 1646 г. к собору пристроили приделы: юж. в честь Покрова Пресв. Богородицы и сев. во имя ап. Иоанна Богослова, в 60-х гг.- паперть (к зап. стене). В 1535 г. с юж. стороны от Преображенского собора тверскими мастерами во главе с Ермолой был возведен храм во имя сщмч. Григория с колокольней, освящен 6 авг. следующего года свт. Макарием (церковь (1445) с таким же посвящением впосл. была упразднена). Храм представлял собой восьмиугольную столпообразную постройку с ярусом звона и железными часами наверху. В 1549-1551 гг. к северо-западу от собора, на месте старой ц. прп. Варлаама, был возведен каменный двухэтажный храм с таким же посвящением, в нем существовали 2 придела: юж. во имя сщмч. Исидора Пелусиота, сев. во имя равноапостольных Константина и Елены, с запада к храму примыкала трапезная палата. Начиная с XVI в. В. Х. м. являлся одним из центров церк. и политической жизни Новгорода и России, в 1608/09 г. в мон-ре была учреждена архимандрития. Многие рус. архиереи были до хиротонии настоятелями или насельниками В. Х. м. В 1539 г. одним из кандидатов на митрополичий престол являлся хутынский игум. Феодосий , в июне 1542 г. хиротонисанный во архиепископа Новгородского. В 1581 г. игумен мон-ря Дионисий был хиротонисан во митрополита Московского и всея Руси, в 1620 г. архим. Киприан - во архиепископа Сибирского, в 1641 г. архим. Пахомий - во архиепископа Астраханского, в 1654 г. архим. св. Софроний - во архиепископа Суздальского.

http://pravenc.ru/text/154237.html

Хутынский, Варлаамием, Спасо-Преображенский мужеский 1-го класса, монастырь находится в Новгородском уезде, вниз по течению реки Волхова, на правом ее берегу, в 10 верстах от Новгорода 1036 , к северу от его кремля, по левую сторону прежней большой московской дороги, и занимает лучшее и красивое место из новгородских окрестностей. Основание монастыря совпадает с первоначальным построением Спасо-Преображенского в нем собора. А потому история собора будет вместе историею Хутынского монастыря. По единогласному свидетельству новгородских летописей 1037 , преподобный Варлаам, в мире Алекса Михалевич (Алексей Михайлович), урожденец новгородский 1038 и постриженник, вероятно, Антониева или Лисицкого монастыря 1039 в 1192 году основал на Хутыни 1040 обитель, а вместе с обителью и каменный храм во имя Преображения Господня, на память того небесного света, который здесь осенил его 1041 . Новоустроенный храм сей обогащен от него как церковною утварью 1042 , так и другими вкладами для монастыря 1043 . Преподобный завещал ему села, земли и другие угодья, пожертвованные новг. князем Ярославом 1044 . При освящении созданной церкви 6 августа, св. архиепископ Григорий рукоположил пр. Варлаама во игумена основанной им обители. После же устройства каменной церкви, пр. Варлаам жил не более года; и потому кончину его со всею вероятностию надлежит отнести к 1193 году 1045 . Он погребен был 6 ноября самим архиепископом в построенной им Спасо-Преображенской церкви 1046 . Не смотря на скорую кончину пр. Варлаама, построенный им Преображенский храм в Хутынской обители не оскудевал, но приходил постепенно в большее и большее благолепие и красоту. Этому способствовало особенное уважение к самому пр. Варлааму, прославившемуся еще при жизни чудесами 1047 , и к его преемникам: преподобным Антонию Дымскому 1048 и Ксенофонту 1049 . Самым верным и лучшим залогом богатства Преображенской церкви служили святые мощи преп. Варлаама, положенные в ней и свидетельствованные святителем Евфимием Вяжицким в 1440 году 1050 . К ним прибегали с верою и усердием как прежде, так и после свидетельствования. Но летописи не оставили нам сведений о вкладах и украшениях Спасо-Преображенского храма, равно не оставили сведений о его исправлениях и возобновлениях. Известия сии начинаются с 1462 года, когда в. князь Иоанн Васильевич III, пред покорением Новгорода, был в Хутынском монастыре, входил в его Преображенскую церковь , хотел видеть открытыми мощи пр. Варлаама, но удалился чудесно пораженный изшедшим из гроба пламенем 1051 . С этого времени являются в Хутынский о монастырь разные вклады от в. князей и царей 1052 , а вместе с вкладами и церковные украшения. Но в каком именно виде построен был пр. Варлаамом каменный Преображенский храм, почти неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Хутынь. Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь. Церковь Варлаама Хутынского. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. К северо-западу от Спасо-Преображенского собора находится Варлаамиевская церковь. Впервые церковь во имя прп. Варлаама появилась в Хутынском монастыре в XIV веке, то есть еще до начала общецерковного почитания преподобного. Она была мала и не имела трапезной. В 1552 году, при игумене Гурии, вместо нее построили новый, более обширный храм с просторной трапезой. Предполагается, что такой храм потребовался при введении в монастыре общежительного устава, согласно которому иноки должны были обедать вместе в определенное время и воздерживаться от вкушения пищи в кельях. Трапезные палаты строились обыкновенно на подклетах, где располагалась кухня. Необходимой принадлежностью монастырской трапезной была церковь. В описи 1642 года о церкови прп. Варлаама говорится: «Церковь каменная во имя преподобного Варлаама чудотворца с трапезою... На церкви глава обита чешуею дубовою; крест на главе железной по краям призолочен. А церковь крыта тесом полатками». С архитектурной точки зрения храм представляет собой вытянутый вверх куб с тремя алтарными апсидами в толще стены и одной главкой. Внутри храм разделен на два этажа. Церковь — бесстолпная, и это важно отметить, потому что подобные трапезные церкви были вообще обычны для новгородских монастырей (достаточно вспомнить Никольскую церковь в Клопском монастыре и Сретенскую — в Антониевом). Покрытие храма первоначально было позакомарным, но закомары впоследствии скрыли под четырехскатной кровлей. Помещение трапезной примыкает к храму с запада. Оно обширнее, чем сама церковь. Своды трапезной палаты опираются на два восьмигранных столба (а не на один, как это бывало чаще всего). XX век не пощадил церковь преподобного Варлаама. К 1990-м годам, когда в монастыре вновь затеплилась монашеская жизнь, она подошла в полуразрушенном состоянии. На «реставрационной очереди» храм стоял не первым номером — сначала важно было привести в порядок Спасо-Преображенский собор и жилые постройки. Еще в 2002 году сложно было разглядеть очертания этой строгой и сдержанной церкви за строительными лесами. Сейчас и храм, и трапезная восстановлены полностью. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=05336

Ставший в 1704 г. настоятелем В. Х. м. архим. Феодосий (Яновский) являлся ближайшим помощником Новгородского митр. Иова и по поручению Петра I исполнял обязанности «духовного судии» в присоединенных к России городах: Ямбурге, Нарве, Копорье, Шлиссельбурге и строящемся С.-Петербурге (в 1721 хиротонисан во архиепископа Новгородского из архимандритов Александро-Невского мон-ря). Хутынский архим. Вениамин в 1721 г. являлся кандидатом на Киевскую и Галицкую кафедру, архим. Лаврентий (Баранович) в 1774 г. был хиротонисан во архиепископа Вятского и Великопермского. В 1655 г. В. Х. м. посетили Патриархи Антиохийский Макарий III и Сербский Гавриил . В XIII-XVI вв. монастырь владел одним из лучших книжных собраний Новгорода. К наст. времени сохранились принадлежавшие мон-рю Варлаама Хутынского Служебник (ГИМ. Син. 604), пергаменный Апостол 1391 г. (РНБ. Погод. 26), список Иерусалимского устава нач. XV в. (ГИМ. Син. 332), Толковое Евангелие 1441 г. (БАН. 34. 7. 10), переписанное иеродиак. Иовом для игум. Германа, комплект Миней 1463-1464 гг. (РНБ. Соф. 201, 205) и др. В В. Х. м. работал писец-каллиграф инок Закхей, отождествляемый нек-рыми исследователями с игум. обители Закхеем (70-80-е гг. XV в., 1505-1507). Живя в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре в 1495 г., Закхей переписал для В. Х. м. лицевое Евангелие («Закхеевское» - БАН. 24. 4. 26), в 1506/07 г. уже в Хутынском мон-ре Закхей переписал еще одно Евангелие (РГБ. Муз. 8619). В 50-х гг. XVI в. игуменом В. Х. м. являлся Маркелл (Безбородый) , составивший по поручению Московского митр. св. Макария жития прп. Саввы Сторожевского и Новгородского свт. Никиты . В сер. XVII в. Новгородский митр. (впосл. Патриарх) Никон устроил в монастыре типографию, в к-рой в 1651 г. был напечатан перевод с греч. языка кн. «Диоптра жизни человеческой». В нач. 10-х гг. XVII в. В. Х. м. был занят швед. отрядами (см. Смутное время ), в монастырских корпусах размещалась квартира швед. военачальника Я. Делагарди. Обитель подверглась незначительному разорению, были похищены серебряные и жемчужные украшения с гробницы прп.

http://pravenc.ru/text/154237.html

Первое летописное упоминание о Хутынском монастыре относится к 1192 г. Летописец сообщает: «В лето 6700 постави церковь внизу на Хутыне Варлам чернец, а мирским именем Олекса Михайлович, во имя святого Спаса Преображения и святи владыко архиепископ Гаврила на праздник и нарече монастырь». Судя по всему, основатель монастыря преподобный Варлаам, означенный в летописи как «Варлам чернец», подвизался на Хутыни довольно долго, прежде чем здесь появился храм. Первая церковь Хутынского монастыря была освящена в честь Преображения Господня («видев знамение лучи Божественныя, и того ради церковь Преображения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа воздвиже»). Историк Церкви А.В. Карташев указывает, что преподобный «завещал построенному им монастырю два села с холопами, несколько пожень и ловель рыбных и гоголиных». Так была заложена основа будущего благосостояния Хутынской обители. Основу ее духовного процветания также заложил преподобный Варлаам, воспитав целую плеяду выдающихся подвижников. Преподобный Варлаам скончался в 1192 г., буквально через полгода после освящения Спасо-Преображенского храма. Погребал его архиепископ, что свидетельствует о том уважении, которым пользовался хутынский игумен в Новгороде. Самые ранние свидетельства об укладе монашеской жизни в Варлаамиевой обители относятся к началу XVI века. Их дает Зигмунд фон Герберштейн в своих «Записках о Московии». В частности, он указывает, что в те времена настоятель имел общую с братией трапезу и советовался по важным вопросам с несколькими «старшими иноками», прежде чем вынести их на обсуждение прочих насельников. Возвышение Хутынского монастыря как общерусской святыни принято обозначать второй половиной XV века. Уже 1460 г. к мощам прп. Варлаама Хутынского совершали паломничество, будучи в Новгороде, великий князь Василий II и его сыновья Андрей и Юрий. В том же году у мощей преподобного получил исцеление княжеский постельничий Георгий Тумгень. А в 1471 г. в монастыре произошло событие, о котором новгородцы до сих пор вспоминают с большим удовольствием — посрамление великого князя Иоанна III, пожелавшего открыть мощи прп. Варлаама.

http://sobory.ru/article/?object=00166

Римское. Церковь Варлаама Хутынского. церковь святого Варламия (Варлаамия) Карта и ближайшие объекты Церковь Святого Варламия расположена в центре села Римское, в непосредственной близости от места слияния деревень Ульяновской и Горской и выполняет роль архитектурной доминанты для всего Римского куста деревень. Постройка принадлежит к числу трехчастных раэношироких и равно высоких церквей с горизонтальной продольной осью развития и включает: главное молитвенное помещение, пятигранный алтарь и притвор-сени, к которым ранее примыкало крыльцо с западным входом и одновеходной лестницей под самостоятельной двухскатной крышей. В системе освещения постройки в равной мере участвуют как южные, так и северные окна. Стены молитвенного помещения и притвора-сеней рублены " в обло " , а у алтаря - " в ласточкин хвост " , изнутри отесаны полностью без округления углов и в прошлом были окрашены в белый и нежно-голубой цвета. Полы в главном помещении и алтаре - двойные: " черный " - из плах тесом вниз, уложенных перпендикулярно входу по прямоугольным балкам, выполненным в виде ригелей " Т " -образного сечения с полками по нижнему поясу; " чистый " - из тесин " в шпунт " , уложенных перпендикулярно входу и дополнительно скрепленных тремя обвязками. Пол в притворе - одинарный, предположительно был из тесин, уложенных перпендикулярно входу. Потолки в главном помещении, алтаре и притворе - двойные: " черный " - из плах тесом вниз, соединенных " в четверть " и уложенных перпендикулярно входу по круглым балкам; " чистый " - подшивной, из профилированной доски " в разбежку " , размещенной перпендикулярно входу. Окна во всех помещениях - трехкосящатые с сопряжением косяков между собой " в четверть " , а с профилированным подоконником - " прямо " . Входные двери - трехкосящатые с сопряжением косяков между собой - " в четверть " , а с бревном порога - " прямо " . Крыши: над главным помещением - вальмовая, четырехскатная, стропильная, усложненная по четырем сторонам декоративными трапециевидными фронтончиками и в прошлом увенчанная луковичной главой на круглом барабане; над алтарем - вальмовая, пятискатная, стропильная, в прошлом,- предположительно, увенчанная главой или крестом; на притворе сенях - двухскатная, стропильная. Кровля на церкви - гвоздевая, из двух слоев дороженного теса.

http://sobory.ru/article/?object=16737

исследования рукоп. традиции новозаветных текстов. СПб., 2010. С. 41-59) впосл. хранился в Софийском соборе. Наиболее вероятно, что Остромирово Евангелие изначально было переписано (в Киеве или в Новгороде) для вклада в кафедральный храм. По житийному сообщению, во 2-й пол. 20-х - 50-х гг. XIV в. Новгородский свт. Моисей собрал много писцов для переписки книг (НовгорЛет. С. 137). Так, пергаменное Евангелие (РНБ. Соф. 2) было переписано по его заказу ( Столярова Л. В. Свод записей. 2000. С. 229) для новгородского Софийского собора. На Владычном дворе трудились писцы, создававшие как акты, так и рукописные книги («владычные писцы», «владычные паробки», «владычные робята» - см.: Там же. С. 285. 274 (1356 г.); С. 290. 279 (1362/63 г.); С. 292. 281 (1365 г.); С. 319. 285 (1369 г.)). Однако собственно владычными людьми круг писцов, работавших для кафедры, не ограничивался ни в то время, ни ранее - по мере надобности к переписке привлекались и иноки городских и пригородных монастырей, а также представители белого духовенства. Так, крупными книжными центрами Новгородской епархии были городской Лазарев (в кон. XI-XII в.) и пригородные Лисицкий и Варлаамиев Хутынский мон-ри, причем последние имели особые связи с владычной кафедрой (см.: Бобров. 2001. С. 23-28, 41-51, 53-54). При Софийском соборе до конца новгородской независимости были созданы такие рукописи, как пергаменная Синодальная (Климентовская) кормчая кон. XIII в. (ГИМ. Син. 132), ставшая офиц. сборником церковных правил архиепископской кафедры (рукопись была вывезена в Москву в 1480, возвращена после возобновления Новгородской архиерейской кафедры в 1526); сборник сочинений, посвященных святым князьям Владимиру, Борису и Глебу (не сохр. в оригинале), переписанный в 1414 г. Матфеем Кусовым ( Смирнова Э. С. Искусство книги в средневек. Руси: Лицевые рукописи Новгорода Великого. XV в. М., 2011. С. 249-255); сборник XV в. РНБ. Соф. 1285, копия с оригинала домонг. времени (антиграф XII - нач. XIII в.), включающий ряд богословских, апокрифических, канонических, церковно-учительных памятников, бытовавших в Др.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

При владычной кафедре была возобновлена летописная деятельность: ок. 1539 г. составлен новый летописный свод, отразившийся в Новгородской летописи по списку П. П. Дубровского (ПСРЛ. Т. 43). Свт. Макарий продолжил труд свт. Геннадия по вычислению пасхалии, вместе со свящ. Агафоником им был составлен Великий миротворный круг (пасхалия в нем вычислялась на 532 года вперед). После поставления свт. Макария в 1542 г. на Московскую митрополичью кафедру архиепископом Новгородским и Псковским стал Феодосий , постриженик Иосифова Волоколамского мон-ря и с 1531 г. игумен Варлаамиева Хутынского мон-ря, в 1539 г., после сведения с Московской митрополичьей кафедры Даниила , рассматривавшийся в качестве одного из кандидатов на ее замещение. Архиеп. Феодосий по многим направлениям продолжил деятельность свт. Макария. Как и последний, он способствовал собиранию софийской книжной казны, при этом особое внимание уделял певческим и нотным книгам и сам переписал ряд книг. Сохранились послания и грамоты, вышедшие из владычной канцелярии Феодосия, как делового, так и учительного характера (см.: Буланин Д. М. Феодосий//СККДР. 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 457-460; Буланин Д. М. Послания архиеп. Феодосия//Вел. Новгород: История и культура IX-XVII вв.: Энцикл. слов. СПб., 2009. С. 397). И свт. Макарий, и архиеп. Феодосий много внимания уделяли борьбе с языческими пережитками в народной среде, прежде всего это касалось финно-угорского населения Водской пятины (послания свт. Макария на имя малолетнего вел. кн. Иоанна IV Васильевича и в Водскую пятину 1534 г. с описанием сохранявшихся языческих верований и жречества на Новгородской земле, грамоты архиеп. Феодосия в Корелу и в Водскую пятину от 1543 и 1548 гг. того же содержания), оба архиерея организовывали миссии к язычникам во главе со священниками Илией и Никифором. Несмотря на то что архиеп. Феодосий активно поддерживал политику молодого царя Иоанна IV Васильевича (отправлял послания, одобряющие борьбу с Казанским ханством, участвовал в заседаниях церковных Соборов, 1549 г. и Стоглавого Собора 1551 г.), в мае 1551 г. он был сведен царем с Новгородской кафедры и вернулся в Волоколамский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

– «Во славу Единосущной Животворящей и неразделимой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, по благословению Преосвященного Корнилия, Митрополита Великого Новгорода и Великих Лук, тщанием же и трудами святой обители Настоятеля Архимандрита Евфимия устроена сия паперть от сотворения мира зрнд (7154) от Р. X. (1646) года»; – «Подписажеся иконным воображением в лето от сотворения мира (7236), от Рождества по плоти Бога слова аки (1728) при Архимандрите Вениамине на поклонение Православным Христианам всякого чина и возраста во славу Богу. Аминь». 2) к северо-западу от этой соборной церкви в двух саженях – другая, тёплая соборная ЦЕРКОВЬ во имя Пр. Варлаама Хутынского, с трапезой на погребах. Церковь эта сооружена в 1552 году, а в 1797 году возобновлена; окна разделаны и расположены в симметрию, стены расписаны и между церковью и трапезой вынуты арки, через что сия соединена с оною; кровля сделана железная и выкрашена ярью. При этой церкви к северо-западу находится нынешняя братская ТРАПЕЗА со службами; 3) над южными воротами – КОЛОКОЛЬНЯ, не совсем оконченная, начата строением при Архимандрите Лаврентии; на ней колоколов 17; самый большой 484 пуда и 30 фунтов, вылит при Епископе Досифее в Москве, на заводе 1-й гильдии купца Николая Афанасьевича Самгина; 4) от соборной Преображенской церкви к западу – КОРПУС двухэтажный. В нём в южной половине – Настоятельские и Казначейские КЕЛЬИ со службами внизу; 5) между Настоятельскими и Казначейскими кельями – домовая Преосвященных Викариев ЦЕРКОВЬ во имя св. Феоктиста, Архиепископа Новгородского; 6) в северной половине этого корпуса – Наместнические и братские КЕЛЬИ. Южная часть корпуса сего возобновлена при Епископе Афанасии Волховском, а северная – при Досифее; 7) на южной стороне монастыря от соборной Преображенской церкви – братские двухэтажные КЕЛЬИ и при них погреба и кладовые; 8) от Варлаамиевой церкви к северу – корпус двухэтажный стоит после пожара пустой; 9) Близ корпуса сего – БОЛЬНИЦА, возобновлённая при Епископе Евгении, и при ней – ЦЕРКОВЬ во имя Всех Святых, после пожара обновлена и освящена Преосв. Феофилом, Епископом Старорусским;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010