АФАНАСИЙ (Сахаров Сергей Григорьевич; 1887-1962), еп. Ковровский, священноисп. (пам. 15 окт., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) ВАРЛААМ СЕРПУХОВСКОЙ (1-я треть XIV в.- 1377 или 1392), строитель серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в Соборе Московских святых) ВАРФОЛОМЕЙ († 1442), келарь и строитель Симонова Старого в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря в Москве, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ Иванович Грязнов (1816-1869), св. прав. (пам. 16 февр., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (кон. 1468 или кон. 1462? -.1557?), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ СОКОЛОВСКИЙ (XVI - XVII вв.), прп. (пам. в 1-е воскресенье после 29 июня и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВЛАДИМИР БЕЛОПЕСОЦКИЙ (Василий; ок. 1450 - ок. 1522), прп. (пам. 15 июля и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕДЕОН († кон. мая 1377 или 1392), прп. (пам. 5 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых) ГЕРАСИМ († 1-я четв. XVI в.) Волоколамский, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕРОНТИЙ († 1489), митр. Московский и всея Руси, свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/128869.html

В Екатерининском монастыре г. Видное состоялась конференция «Древние монашеские традиции в условиях современности» 16 декабря 2016 г. 12:31 15 декабря 2016 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в Екатерининском монастыре г. Видное состоялась конференция «Древние монашеские традиции в условиях современности». Это уже вторая конференция, проходившая в рамках XIV Московских областных Рождественских образовательных чтений с участием игуменов и игумений подмосковных обителей. Первая под названием «Монастыри Московской епархии в минувшем столетии: расцвет, разорение, возрождение» проходила 15 ноября в Высоцком монастыре г. Серпухова. Благочинный монастырей Московской епархии епископ Серпуховской Роман , открывая встречу в Екатерининском монастыре, напомнил ее участникам слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о том, что возрождение русского монашества зависит от игуменов и игумений нынешних обителей. Игумен Николо-Берлюковской пустыни с. Авдотьино Евмений (Лагутин) подготовил доклад на тему «Древние монашеские традиции в современных условиях», в котором после исторического экскурса во времена развития древнего монашества и описания двух подходов к монашеской жизни в России XV-XVI веков — преподобного Иосифа Волоцкого и преподобного Нила Сорского — перешел к рассказу о Николо-Берлюковской пустыни, где сто лет назад подвизалось 54 насельника (сегодня в монастыре только четыре насельника). Многое уже сделано братией для восстановления обители и еще больше предстоит сделать, но главное, по словам игумена, это не потяреть за внешней деятельностью тот духовный настрой, с которым человек приходит в монастырь. Игумен Богоявленского Старо-Голутвина мужского монастыря г. Коломны Варлаам (Горбунов) в своем выступлении осветил тему «Старо-Голутвин мужской монастырь и его духовные устроители — от преподобного Сергия до преподобномученика Никона», рассказав о молитвенном духе и смирении настоятелей, возглавлявших эту древнюю обитель в разное время, вплоть до ее закрытия богоборцами.

http://patriarchia.ru/db/text/4713997.ht...

освящен. В 1858 г. повелено соорудить величественный храм во имя св. кн. Владимира, на месте бывшего греческого храма, в котором было совершено крещение князя, а также инвалидный дом, для чего открыта по Империи подписка. В том же 1858 г. установлен в память войны крестный ход из адмиралтейского Николаевского собора в Севастополе в сей храм 15 июля. В 1861 г. киновия возведена на степень 1-воклассного м-ря. В основание и освящение обители Государем Императором пожалована часть мощей св. кн. Владимира. Ф. В. Ливанов, “Херсонес (древний Корсунь) в Крыму с открытым в нем ныне 1-класс. м-рем Св. Владимира. Истор. опис., составл. для путешественников”, Москва, 1874 г. (с указан. на истор. источн.); Кёне, “Дополн. к исследов. об ист. и древн. Херсонеса Таврич. в Зап. Спб. Археол.-Нумизм. Общ.”, 1850 г., II, 263; “Херсон. губ. в.”, 1853 г., 20 (основан. скитов в окрестн. Севаст.); 1858 г., 29 (подписка на сооруж. храма); 1859 г., 44 (пожертвов. Имп. дома); “Таврич. губ. в.”, 1853 г., 25 (основ. скитов); 1859 г., 46 (часть мощей св. кн. Владимира); 1861 г., 39 (Посещ. м-ря Госуд. Александром II и закладка храма св. Владимира); “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1850 г., 11 (основание м-ря); 1861 г., 17 (возвед. в 1 класс); “Сенат. вед.”, 1861 г., 40; “Прибавл. к Церковн. вед.”, 1888 г., 13, 363 (храм св. Равноап. кн. Владимира в Херсонесе); “Известия Археол. Общ.”, 1872 г., VII, 224 (сообщение архим. Евгения). 115. Владычин – Введенский , женский, 3-го кл., Московской г., Серпуховского у., в 1 вер. к зап. от Серпухова, за р. Нарою, на гористом месте. Первоначально был мужским и основан в 1360–1362 гг. св. владыкою Алексеем митрополитом по чудесному велению Владычицы Богородицы. В 1724 г. м-рь приписан к Москов. Заиконоспасскому, но в 1727 г. получил самостоятельное управление. В 1764 г. по штатам положен в 3-мъ классе и в 1806 г. обращен в женский, так как м-рь пришел в упадок и подлежал упразднению, женского же м-ря в городе не было. В церковной паперти собора Введения Богородицы погребен первый игумен монастыря Варлаам, бывший келейником у св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Придя в монастырь, страждущий рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда кому-то пришла мысль: не та ли это икона, которая висит в проходе из соборного храма в ризницу? На ней было изображение Чаши. Каково же было удивление всех, когда на обратной стороне иконы действительно увидели надпись: «Неупиваемая Чаша»! Знаменательно было и то, что на иконе у раки преподобного Варлаама Серпуховского крестьянин сразу же узнал того благолепного старца, который являлся ему во сне. Новообретенный образ был перенесен в храм, перед ним отслужили молебен. Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Он не только получил исцеление больных ног, но, самое главное, перестал испытывать тягу к вину. Скоро эта благая весть вышла за стены обители, и к новоявленному образу стало стекаться множество богомольцев из города Серпухова, его окрестностей, а также из более дальних мест. Одержимые страстью пьянства, а также их родные и близкие стремились вознести свои молитвы к Богоматери об исцелении от недуга, и многие приходили впоследствии для того, чтобы возблагодарить Владычицу за оказанную им милость. В центре Серпухова, при храме во имя благоверного князя Александра Невского, было создано Александро­Невское братство трезвости. Каждое воскресенье при большом скоплении народа перед списком с чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в храме совершались молебны с чтением акафиста, обычно завершавшиеся религиозно-нравственными беседами. В послереволюционные годы монастыри и храмы в Серпухове, как и по всей России, стали закрывать. После закрытия Владычного монастыря чудотворная икона была перенесена в другой городской храм - Свято-Никольский кафедральный собор. В 1929 году богослужения в соборе были прекращены, а все его святыни сожжены на берегу реки Нары. В 1996 году в Серпуховском женском монастыре, на месте явления первообраза в XIX веке, был освящен новый список чудотворной иконы - он был написан по найденной фотографии 1913 года.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

Доселе хранятся в монастыре 17 книг, писанных его рукою. По примеру этих великих подвижников и их монастырей, занимались списыванием книг в то же время и другие иноки в других монастырях, как видно из приписок к рукописным книгам и из житий святых подвижников северо-восточных монастырей. В самой обители Препод. Сергия его любовь к книжным занятиям унаследовал, после его блаженного преставления, ученик и преемник его по степени игуменства, препод. Никон. Он имел, кажется, достаточно средств к тому, чтобы поддерживать в себе любовь к книжной мудрости, потому что великим своим учителем сперва был отдан «в научение духовное» к известному ревнителю «добросписаний» – игумену Серпуховского монастыря Афанасию. Приняв на себя Троицкое игуменство после смерти Преподобного Сергия, преподобный Никон ревностно заботился уже об обогащении обители книгами. И теперь в лаврской монастырской ризнице можно видеть – Евангелие препод. Никона, на пергамене, «малой меры», с надписью на нем «Евангелие четвертное, на харатье, Никона чудотворца. А не отдати его никому». Служебник, писанный, может быть, для препод. Сергия рукою препод. Никона в 1381 году, на пергамене в 12-ю долю; и в библиотеке Лавры доселе хранятся Никоновские «Октоих и Триодь постная – харатейные». В 1418 году «замышлением игумена Никона, а рукою раба Божия Иосифа списаны бысть книга святой Троице в Сергиев монастырь, рекомая по Еллинех Диоптра, по нас же Зерцало» 8 . В то же время и в среде учеников преподобного Никона, подвизавшихся одновременно с ним в Троицкой обители, были иноки, отличавшиеся любомудрием. Так, в 1411 году «помощью Святыя Троицы списася ей же наименование Лествица, на имя священноиноку Матфею, рукою грубого и худого, странного последнего во иноцех, смиренного многымы грехы Варлаама» 9 . На имя того же священноинока Матфея в 1414 году, в обители царской Святыя Живоначальныя Троицы в устроении игумена Сергия при настоятельстве препод. игумена Никона рукою другого многогрешного инока Антония, списана была другая книга «Поучения Аввы Дорофея » и другие статьи аскетического содержания 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

У рамках читань проблеми стандарту православного компонента 31 2013 р. 16:05 26 января 2013 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя прошла секция XXI Международных Рождественских чтений «Актуальные проблемы реализации стандарта православного компонента общего образования». Мероприятие провели  епископ Нарвский и Причудский Лазарь  и заведующий сектором православного образования  Отдела религиозного образования и катехизации  Русской Православной Церкви священник Алексий Алексеев. Кураторами секции были представители Синодального отдела религиозного образования — специалист по среднему образованию сектора православного образованияМ.Ю. Кравцова и координатор по научно-методической работе С.М. Шестакова. Священник Алексий Алексеев рассмотрел вопросы внедрения и реализации Стандарта православного компонента, деятельности образовательных учреждений в условиях принятия нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Распоряжения Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. 2620-р, обозначил проблемные зоны работы школ в новых условиях, вопросы кадровой политики и системы повышения квалификации, акцентировал внимание участников на необходимости переподготовки администрации школ по специальности «Менеджер в образовании», на недопустимости подмены предмета «Основы православной веры» предметом «Основы православной культуры», обозначил перспективные направления работы. Руководитель Миссионерского отдела Городецкой епархии Нижегородской митрополии священник Алексий Червяков представил опыт системной работы в области методической и организационной поддержки школ в условиях принятия Стандарта. Также был представлен конкретный опыт школ и гимназий: Городецкой православной гимназии, Православной классической гимназии во имя прп. Варлаама Серпуховского, Православной гимназии Калининграда, Православной гимназии св. равноап. Кирилла и Мефодия г. Белгорода, Челябинской православной гимназии. Директора и заместители руководителей этих учебных заведений М.А. Федоровская, Л.А Эрлих, Л.Н. Опанасенко, Е.В. Виноградова, И.С. Фатеева представили возможности административного ресурса реализации Стандарта и организационные модели управления, материально-технические условия реализации, содержательную конкретику и возможности вариативности с учетом задач той или иной школы в рамках единого Стандарта, учебно-методическое обеспечение, различные образцы учебного плана и разные варианты включения вероучительных дисциплин в учебный план школы, модели концепции духовно-нравственного воспитания.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2767769...

У свято Собору Церкви митрополит Крутицький Коломенський звершив в Гуслицькому Спасо-Преображенському 7 лютого 2017 р. 15:45 5 февраля 2017 года, в Неделю о мытаре и фарисее, праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию в Преображенском соборе Гуслицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Серпуховской Роман , настоятель Гуслицкого монастыря игумен Серафим (Голованов), настоятель Богоявленского Старо-Голутвина монастыря игумен Варлаам (Горбунов), настоятель Николо-Берлюковской пустыни игумен Евмений (Лагутин), благочинный Ликино-Дулевского церковного округа Московской областной епархии священник Антоний Рыжаков, благочинный Чеховского церковного округа священник Константин Александров, духовенство Гуслицкого монастыря. В храме присутствовали заместитель полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Н.П. Овсиенко, первый заместитель главы Орехово-Зуевского района Московской области И.В. Пылев, начальник управления культуры, спорта и молодежи администрации Орехово-Зуевского района Т.В. Москвина, заместитель главы г. Куровское Московской области О.А. Покрыщенко, глава сельского поселения Дороховское Московской области Л.К. Колупаева, директор благотворительного фонда по восстановлению Гуслицкого монастыря Н. Ю. Широкова. Богослужебные песнопения исполнил хор духовенства Московской областной епархии под управлением священника Сергия Голева. За богослужением была возглашена заупокойная ектения о «усопших рабах Божиих, в годы гонения на Церковь Христову за православную веру и правду в прошедшем столетии страшные страдания и истязания претерпевших». Митрополит Ювеналий рукоположил в сан иерея насельника Старо-Голутвина монастыря иеродиакона Прокопия (Комолова). После заамвонной молитвы владыка Ювеналий совершил освящение нового креста для колокольни монастыря. По окончании богослужения было совершено славление новомученикам и исповедникам Церкви Русской, после чего игумен Серафим (Голованов) обратился к митрополиту Ювеналию с приветственным словом и преподнес Его Высокопреосвященству образ священномученика Владимира, митрополита Киевского, который неоднократно совершал богослужения в Гуслицкой обители. Затем митрополит Ювеналий обратился к собравшимся с архипастырским словом. Владыка поздравил епископа Романа и игумена Евмения с памятными датами и вручил им епархиальные награды. Московская областная епархия /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4800686...

Обстановка в православной гимназии в Серпухове хорошая, отметили в синодальном Отделе религиозного образования и катехизации 15.12.2021 14:04:34 МОСКВА Причина, по которой бывший ученик устроил ЧП в православной гимназии в Серпухове, вряд ли связана с одноклассниками молодого человека и самим учебным заведением, в нем хорошая атмосфера и практически индивидуальный подход к учащимся, заявил РИА " Новости " ответственный секретарь Экспертного совета синодального Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Вячеслав Матвеев. 13 декабря на территории Введенского Владычнего женского монастыря в центре подмосковного Серпухова, где расположена православная классическая гимназия во имя преподобного Варлаама Серпуховского, произошел взрыв. Как сообщал СК, 18-летний бывший ученик православной гимназии " попытался совершить самоубийство общеопасным для окружающих способом " у образовательного учреждения. В результате взрыва пострадали семь детей, все они госпитализированы. " Я сомневаюсь, что был буллинг со стороны одноклассников или преподавателей. Проблема, на мой взгляд, не в гимназии " , - сказал В. Матвеев РИА " Новости " , отвечая на вопрос о звучащих в интернете предположениях с обвинениями учебного заведения в травле и конфликтах. По словам эксперта, серпуховская православная гимназия прошла аттестацию в Русской Православной Церкви в 2017 году. " Лично у меня остались только положительные эмоции от гимназии - совершенно нормальные дети, живые, жизнерадостные. Обстановка в гимназии хорошая, душевная атмосфера: тебя услышат, поддержат, не пройдут мимо - это основополагающие принципы любой православной гимназии. Все образовательные требования выполнялись на достаточно высоком уровне. Занятия в классах, где максимум 10-15 человек практически индивидуальные, это совершенно другой подход, другой уровень погружения со стороны преподавателей " , - отметил В. Матвеев. Он рассказал также, что родители перевели сына в гимназию из муниципальной школы, где над ним якобы издевались, вероятно, они при этом рассчитывали на теплое и душевное отношение к ребенку. По его словам, при приеме ученика в гимназию проводится собеседование с родителями.

http://radonezh.ru/2021/12/15/obstanovka...

Московская область (святыни) Материал из Азбука паломники Перейти к навигации Перейти к поиску Московская область СЕРГИЕВ ПОСАД. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: преп. Сергий, Никон, Михей, Дионисий и Антоний Радонежские, Максим Грек, свт. Серапион Новгородский, Иоасаф и Иннокентий Московские, Макарий Алтайский , Исаия Ростовский (глава), муч. Архидиакон Стефан (десница); «Сергиевская-Смоленская» и «Черниговская» иконы Божией Матери, икона свт. Николая. Гефсиманский (Черниговский) скит: преп. Варнава Гефсиманский . ХОТЬКОВО. Покровский Хотьков женский монастырь: преп. Кирилл и Мария Радонежские (родители преп. Сергия). МУЗЕЙ-УСАДЬБА «МУРАНОВО» (Сергиево-Посадский район, близ Радонежа). Храм Спаса Нерукотворного образа: «Корсунская» икона Божией Матери. ДМИТРОВ. Борисоглебский монастырь: «Феодоровская» икона Божией Матери. П. ДЕДЕНЕВО, Дмитровского района. Спасо-Влахернский женский монастырь: преп. исп. Параскева Дмитровская (ХХ в.), «Влахернская» икона Божией Матери, икона Спасителя в терновом венце («Беленький Спас»). ЗВЕНИГОРОД. Саввино-Сторожевский монастырь: преп. Савва Сторожевский (XIV в.). СЕРПУХОВ. Никольский собор: икона Божией Матери «Помощница в родах». Богородицкий Высоцкий монастырь: преп. Афанасий Высоцкий, Младший (XIV в.), икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Введенский Владычный женский монастырь: преп. Варлаам Серпуховской (XIV в.), икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», иконы св. царевича Димитрия Угличского и муч. Иоанна Воина. Серпуховский историко-краеведческий музей: икона «Введение Богородицы во храм». С. РАЙ-СЕМЕНОВСКОЕ, Серпуховского района. Храм Спаса Нерукотворного образа: икона Божией Матери «Взыскание погибших». П. НОВЫЙ БЫТ, Чеховского района. Давидово-Вознесенская пустынь: преп. Давид Серпуховской (XVI в.). Д. САТИНО-РУССКОЕ, Подольского района. Вознесенский храм на кладбище: муч. Евгений Родионов (ХХ в.) (могила около храма), «Ахтырская» икона Божией Матери. ИСТРА. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: мц. Татиана (часть мощей). П. КНЯЖЬЕ ОЗЕРО, Истринского района. Александро-Невский храм: оригинал «Торопецкой-Корсунской» иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/palomnik/Московская_обл...

Во Владычнем монастыре он поведал о своих дивных сновидениях послушнице Захарии (впоследствии монахиня Елизавета), церковнице при храме великомученика Георгия, и настойчиво просил, чтобы отслужен был молебен Матери Божией перед ее иконой «Неупиваемая Чаша». Последним он вводил всех в большое затруднение, потому что в монастыре никто не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда явилась мысль: уж не та ли это икона, которая висит в проходе из Георгиевского храма на колокольню или в ризницу. На этом святом образе есть изображение чаши. И каково же было удивление всех, когда на обратной стороне этой иконы действительно усмотрели надпись «Неупиваемая Чаша». Знаменательно было и то, что когда нашего путника подвели к раке преподобного строителя Варлаама, то в его святом лике отставной солдат сразу же признал того благолепного старца, который явился ему во сне и повелел идти в Серпухов во Владычний монастырь к образу Матери Божией «Неупиваемая Чаша». Весть о чудном явлении быстро распространилась по городу Серпухову, а затем по ближним и дальним весям Серпуховского уезда и далеко за его пределами. Стали приходить и приезжать одержимые пьянственной страстью, чтобы помолиться Матери Божией пред ее новоявленною иконою. Некоторые же являлись снова, чтобы благодарить Царицу Небесную за ее великие милости, за исцеления. Как на одно из таких исцелений от пьянственной страсти после моления Матери Божией перед ее иконой «Неупиваемая Чаша» можно указать на совершенное избавление от запоя одного московского купца, Стефана Федоровича Федорова, который в благодарном чувстве соорудил прекрасный иконостас для иконы, возложил на нее сребропозлащенную ризу, взамен фольговой, и для своего дома имел точную копию с чудотворной иконы Матери Божией. Вопрос для обсуждения. Что изображено на иконе? Святая икона «Неупиваемая Чаша» прекрасного старинного письма. Лик Матери Божией совершенно как живой. Что изображает эта икона? По-видимому, это точное изображение «Знамения Божией Матери». Только Богомладенец написан стоящим в чаше. Чаша с благословляющим Богомладенцем — это Чаша Святого Причащения. Чаша эта воистину есть неупиваемая или неиспиваемая, потому что Агнец её есть «всегда ядомый и никогда неиждиваемый». А Матерь Божия с воздетыми вверх пречистыми руками, как могучий первосвященник, очевидно, ходатайствует, чтобы жертва сия Святая Чаша была принята в Принебесный Жертвенник за грешный род человеческий. И так же нет другого наиболее верного средства приобрести нам любовь и благоволение Матери Божией, как тоже через Причащение Святых Христовый Таин.

http://azbyka.ru/zdorovie/uroki-trezvost...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010