от дедов; значит, начало молоканства и в Тамбовской губернии восходит к самым первым годам XVIII века, когда последователи Тверитинова разносили его по разным губерниям. В эту пору, можно думать, мелкие учителя, называемые обычно «ересеначальниками», усердно вербовали «духовных христиан» по разным губерниям. Опасаться какого-либо противодействия со стороны духовной власти, или бояться наказания, им было нечего по самому духу того времени. Достаточно вспомнить в какое неловкое положение ставил Православную Церковь пред напором религиозных идей запада уже Петр Великий. Лефорт, друг Императора, выносил на своих плечах всех немцев, живших тогда в России и их пропаганду. В царствование Анны Иоанновны, Бирон, Миних и Остерман до того ревностно содействовали распространению в России протестантства, что не позволяли даже поднимать против него голос пастырям русской церкви... На это горько жаловались православные проповедники Амвросий Юшкевич, Димитрий Сеченов, Кирилл Флоринский, но жаловались не прежде, как в царствование Елизаветы Петровны, так как тайная канцелярия до того времени налагала на их язык печать молчания... Тогда, по свидетельству Сеченова, было великое гонение на защитников Православия, на весь духовный чин. Архиереев, священников, монахов мучили, казнили и расстригали; постоянные почты развозили и водой и сухим путем монахов, священников и благочестивых людей в дальние сибирские города: в Охотск, Камчатку, Оренбург. Прилив лютеранского учения в Россию с XVIII столетия был так велик, что, соединясь с бывшим дотоле в России своемыслием, оно распространилось по всем слоям общества. Исповедников религиозного рационализма уже не смели называть «еретикам», как звали до того времени, а еще менее судить на соборах. Не трудно понять, что в это благоприятное время сотни пропагандистов разнесли новое учение по многим губерниям России и дали прочное основание молоканству. Местным епископам было не до борьбы с разливавшимся рационализмом, так как в эту пору самого Киевского митрополита Варлаама Вонатовича за то только, что он издал без разрешения цензуры, не нравившееся правительству, сочинение «Камень веры», призвали в тайную канцелярию, лишили сана и отправили в Белозерский монастырь; а Феофилакта Лопатинского ни за что, ни про что строго допрашивали в той же канцелярии по первым трем государственным пунктам, три месяца тайно держали под стражей, поднимали три раза на дыбу, столько же раз наказывали батогами без рубахи и, наконец, объявив лишенным сана и монашества, заперли в Петропавловскую крепость.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

   О первой поре своего монашеского подвижничества святитель писал во время предсмертной болезни своей сестре: «Сестрица, излишняя ревность в начале не даётмне ныне веку дожить». В 1727 году инок Иларион был пострижен в мантию и получил новое имя – Иоасаф. Киевский архиепископ Варлаам (Вонатович) рукоположилего в иеродиакона, а его преемник Рафаил (Заборовский) назначил святого Иоасафа экзаменатором при архиерейском доме. В 1734 году он был рукоположен в сан иеромонаха и через три года поставлен настоятелем Свято — Преображенского Межигорского монастыря.    Впоследствии святой Иоасаф был назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры. Три года стоял он во главе братии этой древней обители. За время своегонастоятельства он много трудов положил на восстановление монастырских строений, разрушенных от большого пожара.    В 1748 году в Петропавловском соборе Петербурга состоялась хиротония святителя Иоасафа во епископа Белгородского. Вверенная его окормлению епархия былаобширна: в её состав входили современные Курская и Харьковская епархии, в ней числилось 1060 церквей. Значительная часть духовенства была малограмотна. Иновопоставленный архиерей без устали трудился над тем, чтобы поднять уровень образования клириков.    Объезжая епархию, Иоасаф экзаменовал священников: невежественных посылал доучиваться в Белгород, а вовсе безнадёжных отрешал от служения. Святитель строгонаблюдал за тем, чтобы запасные Святые дары хранились с надлежащим благоговением. Однажды он остановился в доме священника, который был в отъезде.Оставшись один, святитель почувствовал необычный ужас. Он не мог уснуть. Рассматривая вещи, находившиеся в комнате, он нашел на полке бумагу, в которойбыли завернуты Святые Дары. Их присутствие в недолжном месте и смущало чуткую душу святого. Бережно положив Дары на стол, святой Иоасаф до утрени молилсяперед ними. Когда хозяин вернулся домой, святитель немедленно лишил его священного сана.    С подчиненным ему духовенством святитель Иоасаф был и требователен, и милостив. Он умел защитить клириков от произвола сильных мирских начальников. Был онщедрым благотворителем. Все доходы кафедры раздавал бедным. Нищие всегда имели к нему свободный доступ. Перед праздниками он через келейника посылалнуждавшимся деньги и платье. Келейник, сложив все у окна или на пороге, должен был постучать в стену, чтобы обратить внимание хозяина, и побыстрее уйти,оставаясь неузнанным. Когда келейник болел, святитель сам в одежде простолюдина ходил по городским улицам, разнося тайную милостыню.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Он так мало любил папизм, что писал о Папе-антихристе. Он писал ответы протестантам в защиту православия, даже обратил к православию английского пастора Малярда 128 . Но он не был столько простосердечен, чтобы забывать личные оскорбления, не был и столько велик духом, чтобы не унижаться пред сильными времени, для видов честолюбия. Феофан хорошо помнил, что Стефан и Феофилакт не допускали его до посвящения в Епископа, если не отречется от мнений, указанных в его сочинениях. Личное объяснение его с Стефаном окончилось тогда тем, что Стефан, дороживший миром Христовым, просил прощения братского у Феофана и признал себя неосторожным: но для Феофана этого было мало 129 . К тому же Феофилакт писал сочинение: Иго Господне благо, а это для Феофана казалось не добрым отзывом о сочинении его: О иге неудобоносимом. И Феофан, при сильном уме не умевший побеждать в себе страстей, стал действовать против Стефана и Феофилакта. Он объявил Рибейрово защищение Стефану опасным для Империи, подав отзыв в Кабинет. Отыскали повод и к тому, чтобы Киевского Митрополита Варлаама Вонатовича, великолепно издавшего Камень в Киеве, предать суду Тайной канцелярии и отправить в Белозерский монастырь лишенным сана 130 . По настоянию Бирона Камень веры был запрещен, и все экземпляры его были отобраны 131 . Феофилакт, уклоняясь от злобы людской, удалился (в 1731 г.) из Синода в свою тверскую епархию. Но и здесь не оставили его в покой. Ответ Феофилакта был взят в Тайную Канцелярию. Правда, глава о казнях еретикам в Камне веры была не совсем согласна с евангельским духом: но все же это не значило, что надобно было взять Камень веры в Тайную Канцелярию. А между тем и самого Феофилакта потребовали (в 1732 г.) в ту же Канцелярию, строго допрашивали по первым трем пунктам государственным; три месяца держали со всеми служителями под строгим надзором и тайно возвратили в Тверь. Вероятно, дело о нем хотели, но не могли, связать с делами аббата Жюбе, тайного агента Сорбонны; Жюбе выслали тогда (1732 г.) из России 132 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН Иларион (Рогалевский), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский. Фотография с портрета 2-й пол. XVIII - нач. XIX в. (РГИА) Иларион (Рогалевский), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский. Фотография с портрета 2-й пол. XVIII - нач. XIX в. (РГИА) (Рогалевский; Минск - 1738 (1742), Тверь), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский. Окончил Киево-Могилянскую академию, принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре. По просьбе фельдмаршала Б. П. Шереметева в 1707 г. был назначен военным иеромонахом, служил в армейских частях и одновременно исполнял обязанности духовника графа. С дипломатической миссией, к-рую возглавлял А. П. Волынский, был направлен в Персию. После возвращения по указу от 7 апр. 1719 г. И. был направлен в Александро-Невскую лавру с предписанием под страхом «штрафа с истязанием» никуда не отлучаться из обители. В это время он числился иеромонахом минского во имя апостолов Петра и Павла мон-ря. С 1719 г. был обер-иеромонахом военного флота, служил на корабле «Александр», принимал участие в Персидском походе. С 23 июня 1722 г. И. возглавлял Мгарский в честь Преображения Господня мон-рь , но большую часть времени проводил в С.-Петербурге и Москве. Из-за конфликта с Черниговским архиеп. Иродионом (Жураковским) 24 окт. 1728 г. был перемещен в Донской иконы Божией Матери московский мон-рь в сане архимандрита. По свидетельству И., в это время в Донской обители было «собрано монашествующего чина из малороссийских городов не малое число». Считается, что карьере И. содействовал архиеп. Новгородский Феофан (Прокопович) . 26 марта 1732 г. И. был хиротонисан во епископа Казанского и Свияжского и в том же году возведен в сан архиепископа. 13 июня того же года имп. Анна Иоанновна пожаловала И. серебряное блюдо, к-рое он передал в кафедральный Благовещенский собор (ныне хранится в Национальном музее Республики Татарстан). 20 сент. прибыл в Казань. Добился отмены решения Святейшего Синода об отстранении от должностей священников казанских церквей, к-рые по делу митр. Сильвестра (Холмского) обвинялись в непоминовении Синода на литургии. Архиепископ объяснил, что иначе городские храмы останутся «без службы и пения». За время управления епархией основное внимание И. уделял миссионерской деятельности и преобразованию Казанской ДС. Дружеские отношения с Киевским архиеп. Варлаамом (Вонатовичем) помогли И. уже в 1732 - нач. 1733 г. пригласить из Киева в Казань питомцев Киевских духовных школ: архим. Нежинского монастыря Германа (Барутовича), иером. Епифания (Адамацкого), В. Г. Пуцек-Григоровича (впосл. митрополит Вениамин (Пуцек-Григорович) ), С. Гловацкого (впосл. митрополит Сильвестр (Гловацкий)). При И. был заложен новый каменный семинарский корпус в самом центре Казани. Землю для постройки передала архиерейскому дому вдова строителя казанского Петропавловского собора Ивана Михляева. Часть средств на сооружение здания выделил архиепископ.

http://pravenc.ru/text/389201.html

По учреждении Синода с таким же предложением к Русской церкви обратились епископы церкви Англиканской, потерпевшие еще раньше неудачу на востоке; узнав об этом, восточные патриархи, слышавшие о господстве в России протестантских симпатий, поспешили прислать в Св. Синод (в 1723 г.) грамоты с приложением изложения веры в 18 пунктах патр. Досифея и с увещанием непоколебимо пребывать в православии. Попытка Англиканской церкви кончилась так же неудачно, как и попытка Сорбонны, хотя Стефана, на которого можно было бы свалить эту неудачу, не было уже в живых, а Феофан был во всей своей силе. При преемниках Петра направление Яворского восторжествовало, что, как известно, стоило больших тревог и неприятностей Феофану. Самым сильным и опасным для него противником по учености оставался теперь Феофилакт Лопатинский, великий почитатель Стефана, называвший последнего батюшкой. После неудачного доноса на Феофана в 1718 г. он замолчал и не высказывался против несочувствующего ему богослова, по крайней мере открыто, до 1728 г.; в этом году, пользуясь переменой обстоятельств, он снова выступил открытым сторонником Стефана и противником Феофана, издав «Камень веры». Вскоре тем же способом против Феофановского направления высказался и Киев с своей академией; там тоже вышло издание «Камня веры» с благословения архиепископа Варлаама Вонатовича. Полемика из-за Камня веры и Феофилакт Лопатинский Камень веры для противников Феофана был чем-то вроде знамени, около которого и сосредоточилась борьба богословских направлений. На него же обратили внимание и заграничные богословы, рассчитывавшие на привлечение России к своим вероисповеданиям. Воспользовавшись ослаблением значения Феофана при Петре II, католичество немедленно открыло в России пропаганду из Польши. Парижская Сорбонна со своей стороны прислала в Россию ловкого агента, аббата Жюбе, чтобы завязать с русским духовенством сношения о соединении церквей. К тому же делу пристал живший в России при испанском посольстве доминиканец Рибейра, имевший много знакомств между противниками Феофана.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

6 дек. 1730 г. В. был принят «на неисходное жительство» в Кириллов Белозерский мон-рь. 8 июня 1733 г. через своего племянника Стефана Вонатовича просил о назначении ему жалованья и о разрешении жить в его келье племяннику. 20 июня того же года Синод удовлетворил обе просьбы, назначив содержание В. «против 3 монахов». В апр. 1737 г. Синод разрешил выдавать В. по 20 р. в год из сумм, полученных от продажи отобранного у него имущества. По указу, изданному в окт. 1740 г., В. был восстановлен в сане; после смерти имп. Анны, 18 нояб. 1740 г., состоялся доклад Синода об отпущении В. вины и поселении его в Москве «для отправления архиерейской службы». 22 дек. 1740 г. доклад был утвержден императрицей, и 9 февр. 1741 г. в присутствии Синода на В. была возложена панагия. В марте 1741 г. С.-Петербургское духовное правление возвратило ему часть конфискованных денег и вещей. В. от жизни в Москве отказался. 12 авг. 1741 г. его местом пребывания был назначен тихвинский Успенский мон-рь, где он провел последние годы жизни и 8 янв. 1751 г . принял схиму. Ист.: ОДДС. Т. 1. 1868. 356, 402, 754; Т. 2. Ч. 1. 1879. 46, 69, 215, 597, 738; Ч. 2. 1878. 807, 817, 942, 1281; Т. 3. 1878. 69, 166, 167, 170, 193, 605; Т. 4. 1880. 6, 162, 446, 476, 510, 515; Т. 5. 1897. 55, 200, 230, 277; Т. 6. 1883. 4, 63, 98, 168, 191, 211, 236; Т. 7. 1885. 5, 73, 104, 171, 193; Т. 8. 1891. 298, 316, 388, 618, 627; Т. 9. 1913. 15, 17, 53, 134, 328, 335, 436, 573; Т. 10. 1901. 60, 76, 273; Т. 11. 1903. 6, 49, 54, 101, 286, 467; Т. 14. 1910. 184, 350; Т. 21. 1913. 47, 118, 352; Т. 22. 1914. 123, 857; Описание архива Александро-Невской лавры за время царствования имп. Петра Великого. СПб., 1911. Т. 2. Стб. 792, 794-795. Лит.: Бантыш-Каменский Д. Варлаам Ванатович//Словарь достопамятных людей рус. земли. М., 1836. Т. 1. С. 242-244; Крыжановский Е. Феофан Прокопович и Варлаам Ванатович//ТКДА. 1861. Март. С. 267-315; Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868; Савлучинский П. Рус. духовная лит-ра 1-й пол. XVIII в. и её отношение к современности (1700-1762 гг.)//ТКДА. 1878. Май. С. 308; Иконников В. С. Арсений (Мацеевич)//РС. 1879. Апр. С. 748; Май. С. 4-5; Лесков Н. С. Великопостный указ Петра Великого//ИВ. 1882. Апр. С. 233; Бередников И. Ист.-стат. описание первоклассного Тихвинского Богородицкого Большого муж. мон-ря. Новгород, 1905. С. 149-203; Рыбаловский А. Варлаам Вонатович, архиеп. Киевский, Галицкий и Малыя России//ТКДА. 1908. 5. С. 93-128; 7. С. 436-456; 8. С. 551-578; 9. С. 69-87; 10. С. 207-272; 11. С. 312-343; Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра (1713-1913). СПб., 1913. С. 184-185.

http://pravenc.ru/text/154179.html

Место погребения князей Воротынских (вход в ц. св. кн. Владимира). Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1909 г. (Б-ка Конгресса США) Место погребения князей Воротынских (вход в ц. св. кн. Владимира). Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1909 г. (Б-ка Конгресса США) В 1480 г. в К. Б. м. скончался сосланный вел. кн. Иоанном III опальный Федор Басёнок. В 1499 г. в обители был насильно пострижен («в железах») кн. Василий Иванович Патрикеев (инок Вассиан ). Духовным наставником инока Вассиана в К. Б. м. был прп. Нил Сорский. Вероятно, после 1502 г. в К. Б. м. проживал бывший митр. Московский и всея Руси Зосима (Брадатый) . В 1535 г. скончался сосланный в монастырь полководец Иван Михайлович Воротынский. В 1561 г. в К. Б. м. был в ссылке еп. Крутицкий Матфей (Летопись событий. 1997). В 1553 г. в мон-ре окончил свои дни опальный кн. Владимир Иванович Воротынский. В 1562 г. сюда вместе с семьей был выслан его брат Михаил Иванович Воротынский. В 1588 г. кн. Иван Петрович Шуйский, сосланный в обитель и насильно постриженный в монахи, скончался «нужною смертию» (ПСРЛ. М., 1978. Т. 34. С. 196). В К. Б. м. был вынужден принять постриг и кн. Иван Федорович Мстиславский. В 1606 г., при Лжедмитрии I , вел. кн. Симеон Бекбулатович был пострижен с именем Стефан. Кн. Иван Андреевич Хворостинин пребывал в ссылке в К. Б. м. с 1622 по 1624 г. В 1648 г. неск. месяцев скрывался от врагов в стенах обители боярин Борис Иванович Морозов. С 1676 по 1681 г. в К. Б. м. под строгим надзором пребывал низложенный патриарх Никон. В 1682 г. здесь был заточен и в 1691 г. скончался Кирилл Полуэктович Нарышкин, постриженный в монашество с именем Киприан. В 1708 г. в К. Б. м. был сослан «на смирение» Нижегородский митр. Исаия , к-рый «получал пищу против 4 братий, но не имел права без ведома настоятеля ни писать, ни получать писем: настоятель обязан был те и другие отбирать и присылать в Москву» ( Чистович И. А. Георгий Дашков: Мат-лы для истории 1-й пол. XVIII ст.//ПО. 1863. 1. С. 69). В переписи по Белозерскому у. за 1710 г. указывалось, что в обитель выдается «государева денежного жалованья... Исаию митрополиту по 20 рублев» в год. В 1720 г. он скончался и был погребен в обители. В 1730 г. в К. Б. м. был сослан «на неисходное жительство» архиеп. Киевский Варлаам (Вонатович ; в 1741 восстановлен в архиепископском сане). С 1777 г. в стенах К. Б. м., в Казанской башне, действовала городская тюрьма. В 1876 г. тюрьма была переведена в город, в башне устроили военную тюрьму, в 1877-1878 гг. в ней содержали пленных горцев. Позднее это помещение переоборудовали под жен. гостиницу (до 1897). 1917-2014 гг.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Наконец практика новых судебных учреждений очень скоро доказала неудовлетворительность сословных границ, в которые отлилось ведомство духовного суда, а решения кассационного департамента успели уже значительно изменить некоторые статьи консисторского Устава или ослабив их силу, или дав им более тесные границы. В настоящее время подсудность духовенства находится накануне важных реформ. 517 Собр. постановл. I. стр. 173. П. С. 3. VI, 3854. п. 8. Монаст. прик. стр. 228. О сложении оклада в патриаршей области П. С. 3. VII, 4548. 580 Собр. постав. I. стр. 243–244. Отослан в ю.-коллегию дьячок за то, что видел ночью свет в церкви и разгласил об этом, и священник за то, что не донес на него 592 Жит. святых, Филар. ноябрь, стр. 457. См. также ирк. епарх. ведом. 1863 г. 42: управл. свят. Иннокентия. 605 Издана в статье Шишкина о Волынском в Отеч. зап. 1860 г. кн. 2, также в Чт. общ. ист. 1862, кн. IV; Матер. для биограф. Волынского, и 1868 г. кн. III: Дело Сальникеева. 619 Труд к. акад. 1861, т. I: Варл. Вонатович, стр. 307. Также Чтен. 1868 г. кн. III Дело Сальник. стр. 6, примеч. В архиве Седьмиозерной пустыни мы видели несколько распоряжений того времени о наказании иеромонахов плетьми за непоминовение св. Синода. 625 О политических доносах и делах в Сибири см. Чтен. 1867 г. кн. II: Материалы для ист. Сибири. 286. 287. Ирк. епарх. ведом. 1865 30 и друг. 657 Расск. из р. ист. XVIII в. Солов. Русск. Вестн. 1861 г. октябрь. Наказы двор. депутатам изданы в IV т. Сборн. ист. общ. 678 Такой взгляд проводился тогда даже в ученой литературе. См. наприм Болтина примеч. на истор. Леклерка т. II, 254–258. 683 Воззвания эти см. в Сборн. П. Любарского, изд. Собеседн. 153, в Казан. губ. вед. 1844 г. 37 и в Словаре Б.-Каменского. 684 Так как это распоряжение еще неизвестно в печати, то считаем не лишним привести его здесь в полном виде (из церковных бумаг с. Именева цивильского уезда), хотя оно и не прямо относится к нашему предмету. «Указ е. и. в-ва из казанской д. Консистории в NN дух. правление.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Преподобный отец наш Варлаам родился в Новгороде от благочестивых и благоверных родителей. Он был воспитан в страхе Божием и был обучен грамоте. Святой отрок часто и охотно читал божественные книги и особенно Боговдохновенные псалмы царя и пророка Давида. Преподобный отец наш Варлаам родился в Новгороде от благочестивых и благоверных родителей. Он был воспитан в страхе Божием и был обучен грамоте. Святой отрок часто и охотно читал божественные книги и особенно Боговдохновенные псалмы царя и пророка Давида. С раннего возраста он избегал детских игр, отказывался от всяких мирских удовольствий и был избранным сосудом Святого Духа. Часто он размышлял так: «Воистину, жизнь наша кратка и непостоянна. В ней всё изменяется, всё вертится колесом. Она подобна сонному видению». Святой отрёкся от мира и от всего, что в мире, и удалился в пустынное место. За ним последовали Прокопий Малышевич, постригшийся потом под именем Порфирия, его брат Феодор, и другие жители Новгорода, желавшие подвизаться в тишине и безмолвии. Святый Варлаам принял иноческое пострижение от некоторого священноинока. Он устроил себе небольшую клеть, где непрестанно день и ночь возносил молитвы Господу. Святой ревностно подвизался в посте и трудах, сам рубил дрова, пилил лес, пахал землю, исполняя слова Священного Писания: «Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:10). Каждую ночь он бодрствовал и молитвой отгонял бесов. Нечистые духи то сами пытались смутить святого мужа, то побуждали кого-либо из людей досаждать блаженному. Святый терпеливо переносил все напасти, хранимый и подкрепляемый десницей Божией. Слава о его подвигах стала распространяться повсюду. Многие начали стекаться к нему: князья, бояре, богатые и бедные. Преподобный Варлаам неустанно поучал всех приходивших к нему: — Чада, блюдитесь от всякой неправды, не завидуйте, не клевещите. Воздерживайтесь от гнева, не отдавайте денег в рост. Берегитесь судить неправо. Не клянитесь лживо, давши клятву, исполняйте ее. Не предавайтесь телесным страстям.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-varlaam-xu...

ВАРЛААМИТ: Покажи мне, каким это образом у вас различные божественности являются одной? ПРАВОСЛАВНЫЙ: Еще прежде доказательства единства, оставив [пока] в стороне другие нелепости, в каковые впасть угрожает опасность вам, [не только] богословствующим не по святым отцам, но и противоречащим тем, кто богословствует согласно с ними, обличу одну нелепость, лишенную какого бы то ни было преувеличения. ВАРЛААМИТ: Какую же такую? ПРАВОСЛАВНЫЙ: Не всякая ли причина как причина превосходит обусловленное [ею], и то, что в этом отношении не превосходит [другое], не может быть и его причиной? ВАРЛААМИТ: Так. Ведь и «Отец больше Сына по причинности», будучи во всем остальном равночестен с Ним, как говорит и Григорий, прозванный по богословию 44 . ПРАВОСЛАВНЫЙ: Не только Григорий, милый мой, но и Василий Великий говорит, что «по порядку Сын – второй по Отце, потому что Он – от Отца, и [второй] по достоинству, потому что [Отец] – начало и причина тем самым, что Он Отец Ему, и потому что через Него доступ и приведение к Отцу; а по природе – не второй, потому что божественность в Том и в Другом одна» 45 . Итак, поскольку то, что не превосходит, не является и причиной, а называется отцами не только невидимой, неименуемой и непричаствуемой, но также и именуемой, причаствуемой и видимой божественностью Божией, то, обвиняя нас в том, что мы называем, и притом согласно отцам, другую, то есть, сущность Божию, превосходящей – как причина и подательница – подаваемую от нее неизреченную благодать и именуемую зрительную силу, вы не возводите к этой Причине боготворящий дар. Стало быть, вы говорите о двух причинах и двух божественностях, взаимно разделенных друг с другом, и таким образом вводите два начала и поистине впадаете в злочестивейшее двубожие. ВАРЛААМИТ: И кто же из отцов сказал, что нетварная сущность выше нетварной благодати? Ибо ты привел их слова, что [божественностей] две, а что есть высшая и низшая – отнюдь. ПРАВОСЛАВНЫЙ: Подобает разумно внимать тому, что говорится, если хочешь уловить содержащуюся в словах истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010