Коллектив авторов Скачать epub pdf Священномученик Арсений Ростовский (Мацеевич) – †28 февраля 1772 Прославлен в 2000 г. 145 . Память празднуется 28 февраля/12 марта Священномученик Арсений (Мацеевич) происходил из бедной польской шляхты и был сыном униатского священника Иоанна Мацеевича, служившего в Спасской церкви во Владимире Волынском. Родился он в 1696 (или 97) году (согласно автобиографии 1738 года, в которой указано, что ему 42-й год). Во святом крещении был наречен Александром. Образование получил в академиях: Владимирской, Варенжской, Львовской и Киевской. Прибыв в Киев в 1715 г., Александр оставил униатство. Пробывши в Киевской академии не более одного года, он в 1716 году принимает постриг с именем Арсения в Новгород-Северском Спасском монастыре, где в сане иеродиакона получает должность проповедника и учителя латинского языка. Митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич) Здесь он проводит два года, которые стали лучшим временем его жизни (дважды, в 1745 и 1763 гг., он просил Святейший Синод поселить его на покое именно в этом монастыре). Но в 1718 году он вновь поступил в Киевскую академию “для слушания философии и богословия” и здесь в 1723 году принял сан иеромонаха. Окончив курс в 1726 году, иеромонах Арсений два года жил “в послушании” при архиепископе Варлааме (Вонатовиче) и был проповедником, а затемпоселилсяв Киево-Печерской Лавре. Краткое время он пробыл в Черниговском Троицком Ильинском монастыре. К этому времени иеромонах Арсений был известен как образованный проповедник; тогда же, очевидно, сформировались его взгляды на светскую власть и на независимость от нее власти церковной. В октябре 1729 года отец Арсений по вызову Тобольского митрополита Антония (Стаховского) едет в Сибирь для проповедывания слова Божия. В Москве он был представлен членам Святейшего Синода, от которого и получил благословение на проповедь. В Тобольске иеромонах Арсений прожил более двух лет, проповедуя и обучая ставленников; был духовником при архиерейском доме. В Сибири царили жестокие нравы; светская власть посягала на церковное имущество, не оказывала духовным лицам и самому архиерею должного уважения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1676-1681 годах в монастыре жил под строгим надзором патриарх Никон. К началу XVIII века Кирилло-Белозерский монастырь стал одним из богатейших монастырей на Руси. При нем образовалась даже целая слобода, из которой вырос впоследствии город Кириллов. Синодальный период По инициативе тогдашнего настоятеля Кирилло-Белозерского монастыря архимандрита Иринарха в 1715 году царь Пётр издал указ о возобновлении Валаамского монастыря. С 1716 по 1720 год Валаамская обитель была приписана к Кирилло-Белозерскому монастырю и возрождалась на его средства, трудами и заботами его братии. Продолжается практика заточения в монастырь высоких особ - так, в 1730-1740 годах здесь пребывал лишенный сана оболганный архиепископ Варлаам (Вонатович), около 1735 года - Феофилакт (Лопатинский). Закат " Северной Лавры " начался со второй половины XVIII века, после мероприятий правительства Екатерины II по секуляризации монастырских владений в 1764 году. Монастырь в одночасье стал беден, и его многочисленные здания, для поддержания которых не хватало средств, начали приходить в упадок. 1350 наиболее ценных рукописей, хранившихся в библиотеке монастыря, в начале XX века были переданы в библиотеку Санкт-Петербургской духовной академии. Закрытие в советское время В апреле 1918 года в Кирилловском уезде началась национализация церковного имущества, и в первую очередь, земельных угодий храмов и монастырей. Попытка священноархимандрита епископа Варсонофия уберечь монастырь от разграбления и резкие высказывания по поводу декрета об отделении Церкви от государства привели к его мученической смерти в том же году. После его расстрела монастырь продолжал жизнь еще пять лет, его немногочисленные насельники жили под страхом репрессий. Кирилло-Белозерский монастырь был закрыт в 1924 году, а его последний настоятель архимандрит Анастасий был также расстрелян коммунистами. В советское время монастырь стал историко-архитектурным музеем-заповедником, благодаря чему сохранился архитектурный ансамбль и многие художественные ценности.

http://azbyka.ru/palomnik/Кириллов

317 В бытность в Москве Маркевич часто видался с Феофаном, езжал к нему в подмосковное село Владыкино, в 10 верстах от Москвы, и записывал в своей памятной книжке все, что говорено было в их интимной беседе. Феофан рассуждал с ним о разных предметах ученых и сельскохозяйственных, учил его делать простые барометры, садить малину, ежевику и другие ягоды, варить доброе пиво. Беседы их длились до полночи. 318 Феофан ссужал его книгами, привезенными из Москвы. Маркевич начал учиться по-французски, накупил себе книг и, живя в Москве, вывернул несколько мест из библии на славянский диалект против еврейского текста 319 . Серьезные занятия его шли вперемежку с разгулом веселой казацкой жизни. В дневнике его едва не каждый день встречается заметка: «сей день праздновали компанию и подпияхом до ночи. Банкет был у нас и куликали довольно». Феофан рекомендовал его гетману Апостолу, который скоро переменил свое надменное обращение с ним на ласковое. Маркевичи пробыли в Москве до конца мая 1729 г. 320 Обстоятельства дела, подавшего повод к этой переписке Феофана с разными лицами, были следующие. По смерти Сильвестра (сконч. 18-го февраля 1728 года), граждане города Могилева и члены могилевского братства отправили прошение к киевскому митрополиту Варлааму Вонатовичу о принятии их в его покровительство и о назначении к ним наместника для управления епархией до определения нового архиерея; вместе с тем они жаловались на нестроения или продерзости архидиакона Каллиста Заленского, бывшего при Сильвестре администратором белорусской епархии. 321 Между тем наместник Могилевского Николаевского монастыря, иеромонах Иоасаф Ледвиевич, послал на высочайшее имя прошение о неподчинении белорусской епархии Невскому митрополиту и об утверждении наместником этой епархии архидиакона Каллиста. Государственная коллегия передала прошение Ледвиевича в св. Синод, который и назначил Каллиста администратором белорусской епархии. Только что состоялось это назначение, как киевский митрополит прислал в Синод доношение могилевского магистрата и братства с жалобами на Каллиста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Одновременно с преподаванием И. занимал адм. должности в Киево-Могилянской коллегии. С 1715 г. он был префектом, с янв. 1721 г. – вице-ректором, вероятно, с сер. 1722 г. – ректором и настоятелем киевского Братского в честь Богоявления монастыря . В окт. 1721 г. митр. Белградско-Карловацкий Моисей (Петрович) отправил Петру I просьбу прислать для нужд Сербской Церкви церковные облачения, утварь, книги, а также направить 2 учителей слав. и лат. языков. По поручению Киевского архиеп. Варлаама (Вонатовича) И. отбирал из студентов киевских школ кандидатов в преподаватели для командирования в Сербию. В донесении от 19 дек. 1722 г. он признавался: несмотря на то что в киевском коллегиуме «многие студенты обретаются, наибарзей з Короны Польской, люди вольные», добровольно уезжать в др. страну «не похотят» как из-за неопределенности материального содержания, так и «наипаче для обычнаго недостатку своего студентскаго в такой далекий путь не дерзают запущатися, времени зимнему належащему». Если же «насилием» их посылать, писал И., то «коллегиум умалятися будет и студенты в научение приходити не станут». В итоге в 1724 г. в Белград был направлен синодальный переводчик Максим Суворов (ОДДС. Т. 2. Ч. 1. 526). В марте 1727 г. И. оставил должность ректора и стал игуменом киевского Пустынно-Николаевского мон-ря, в 1732 г. возведен в сан архимандрита. В 20-30-х гг. XVIII в. заседал в присутствии Киевской духовной консистории. В 1730 г. вместе с Киевским архиеп. Варлаамом (Вонатовичем) и членами консистории И. был предан суду за неслужение торжественных молебнов по случаю восшествия на престол имп. Анны Иоанновны, но, получив выговор, был отпущен. В 1731 г. был членом комиссии по проведению следствия по поводу жалоб гетмана Д. П. Апостола и служителей Черниговской епархии на архиеп. Иродиона (Жураковского) и его подчиненных. 16 мая 1734 г. И. был назначен членом Белгородской следственной комиссии «для надлежащего исправления дел в ней», контролировал, в частности, расходование средств, оставшихся после кончины в 1731 г. Рязанского еп. Гавриила (Бужинского) (ОДДС. Т. 11. 188; Т. 14. 208).

http://pravenc.ru/text/578501.html

Кондак , глас 8: Многоразличныя подвиги жития твоего кто исповесть?/многообразныя милости Божия тобою явленныя кто исчислит?/Дерзновение же твое у Пречистыя Богородицы и Всещедраго Бога добре ведуще,/во умилении сердечнем зовем ти:/не лиши и нас твоея помощи и заступления,/святителю Христов и чудотворче Иоасафе. Святитель Иоасаф, епископ Белгородский , родился 8 сентября 1705 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, в г. Прилуки Полтавской губернии в семье Андрея Дмитриевича и Марии Даниловны Горленко. В Крещении назван Иоакимом. Однажды его отец увидел на небе Пресвятую Божию Матерь, а у ног Ее склоненного в молитве Иоакима и услышал голос: «Довлеет Ми молитва твоя». В то же мгновение Ангел накрыл ребенка мантией епископа. Отец был потрясен, но забыл увиденное и вспомнил о нем только после кончины сына. В 1712 году семилетнего Иоакима отдали в Киевскую Духовную Академию. Посещения Киево-Печерской Лавры пробудили в мальчике желание стать иноком. Семь лет будущий святитель испытывал себя и, утвердившись, попросил у родителей благословения на постриг. Отец строго отказал и, чтобы наблюдать за сыном, приставил к нему слугу. В 1725 году тайно от родителей Иоаким принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре. Отец и мать смирились и послали ему свое благословение. 21 ноября 1727 года, после окончания Духовной Академии, инок Иларион принял постриг в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре. А через год он был хиротонисан архиепископом Киевским Варлаамом (Вонатовичем) в сан иеродиакона и оставлен преподавателем в Киевской Духовной Академии. После смерти Преосвященного Варлаама Киевской кафедрой управлял архиепископ Рафаил (Заборовский). Необычайные способности молодого подвижника привлекли его внимание, и он поручил ему должность экзаменатора при Киевской архиепископии. В ноябре 1734 года иеродиакон Иоасаф был посвящен в сан иеромонаха и переведен из Братского монастыря в Киево-Софийский архиерейский дом. В том же году его назначили членом Киевской духовной консистории. Деятельность святого Иоасафа в консистории явилась для него хорошей школой: он узнал нужды священнослужителей, деловые качества сочетал с подвигом молитвы и поста и быстро восходил по лествице духовного совершенствования. Об этом свидетельствует его творение «Брань седми честных добродетелей с седми грехами смертными», а также слова, с которыми он обратился к своей сестре перед кончиной (у святителя было слабое здоровье): «Сестрица, суровые подвиги в начале не дают мне веку дожить!»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Упразднение института инквизиторов при Синоде, осуществлявшего контроль над епархиальной жизнью. Иркутская епархия выделяется из Тобольской митрополии. Отправление новой русской духовной миссии в Китай. Публикация Тверским архиепископом Феофилактом (Лопатинским) “Камня Веры” Стефана (Яворского). В Успенскую пустынь (основана в 1705 г.) на Камчатке отправляется миссия игумена Иоанна. Обращено около 5000 камчадалов. 1728–1732 Кампания, развязанная европейскими протестантами по инициативе Феофана (Прокоповича) против “Камня Веры” и его публикатора архиепископа Феофилакта (Лопатинского). Начало архиерейских процессов под началом Феофана (Прокоповича). Процесс над архиепископом Воронежским Львом (Юрловым) по обвинению в политическом бунте. Синод приговаривает Льва к лишению священного и монашеского чина и ссылает его в Беломорский Крестный монастырь. Ростовский епископ Георгий лишается Синодом священного сана и ссылается в Спасо-Каменный монастырь. Суд над архиепископом Киевским Варлаамом (Вонатовичем), лишение его священного сана и ссылка в Кириллов Белозерский монастырь. Указ Анны Иоанновны об увеличении числа персон духовного звания в Синоде с четырех до двенадцати (к 1740 году, однако, в Синоде уже было всего три лица). Перенесение мощей первого русского митрополита святителя Михаила, из Киевской Антониевой пещеры в Великую Лаврскую Церковь. Преобразование архиерейских школ в семинарии. Епископ Коломенский Игнатий (Смола) лишается Синодом священного сана и ссылается в Свияжский Богородицкий монастырь. Суд над уличенным в сношениях с ним архиепископом Казанским Сильвестром. Учреждение комиссии новокрещенских дел для казанской и нижегородской губерний, в результате деятельности которой было обращено много язычников, в основном чувашей . Подчинение Синода Сенату. Синод попадает в зависимость от лютеранина Остермана. Учреждение миссионерства для обращения раскольников. Польский сейм издает указ о запрещении “диссидентов” (православных и лютеран) от всех общественных должностей.

http://azbyka.ru/shemy/istoria_russkoi_t...

Над могилой блаженного Иоанна вместо прежней деревянной Власиевской церкви была построена каменная церковь в честь Толгской иконы Божией Матери с приделом св. мч. Власия. Память блаженного Иоанна Власатого, Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца, празднуется в день его кончины — 3/16 сентября и вторично — 12/25 ноября в память св. патриарха Александрийского Иоанна Милостивого, имя которого он носил. Сентябрь 4 Иоасаф, епископ Белгородский, святитель Святитель Иоасаф родился в Прилуках, бывшей Полтавской губернии, 8 сентября 1705 г., на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. При крещении назван Иоакимом. Он происходил из древнего благочестивого малороссийского рода Горленковых. В 1712 г. семилетнего Иоакима отец отдал в Киевскую Духовную Академию. В стенах академии он ощутил влечение к монашеской жизни. В течение семи лет испытывал себя будущий святитель, наконец, открылся родителям. Долго мать с отцом упрашивали сына–первенца не принимать монашеский постриг. Но в 1725 г. он тайно от них принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре, а 21 ноября 1727 года был пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киево–Братском монастыре. Это событие совпало с завершением обучения в духовной академии. Через год инок Иоасаф был хиротонисан архиепископом Варлаамом (Вонатовичем) в сан иеродиакона. Его оставили преподавателем в Киевской Духовной Академии. После смерти преосвященного Варлаама Киевской кафедрой стал управлять архиепископ Рафаил (Заборовский). Архиепископ Рафаил обратил внимание на выдающиеся способности молодого подвижника и привлек его для более широкого служения Церкви. Ему было поручено ответственное послушание в должности экзаменатора при Киевской архиепископии. В ноябре 1734 года архиепископ Рафаил посвятил иеродиакона Иоасафа в сан иеромонаха и перевел из училищного Братского монастыря в Киево–Софийский архиерейский дом. Одновременно он был назначен членом Киевской Духовной Консистории. Исполняя должность экзаменатора, он преложил много усилий к исправлению нравственных недостатков приходского духовенства. Консисторская должность святителя была прекрасной школой для его организаторских способностей. В это время он хорошо изучил нужды священнослужителей, достоинства и недостатки епархии. Здесь ясно определилась всесторонность деловых качеств Иоасафа, сочетающаяся с большими внутренними подвигами. Он быстро восходил во лествице духовного совершенства, о чем свидетельствует сохранившееся его произведение «Брань седми честных добродетелей с седми грехами смертными».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Репрессии обрушились и на архиереев. В 1730–1736 гг. прокатилась волна судебных архиерейских процессов, к которым был причастен и Феофан Прокопович . Первым в 1730 г. был осужден воронежский архиепископ Лев (Юрлов), обвиненный в том, что при получении известия о воцарении Анны Иоанновны не отслужил торжественного молебна. По той же причине осужден киевский архиепископ Варлаам (Вонатович) и был сослан простым монахом в Кириллов Белозерский монастырь. Затем пострадали противники петровских церковных реформ и недружелюбно относившиеся к Феофану Прокоповичу : архиепископ Феофилакт (Лопатинский) и архимандрит Гедеон (Вишневский). Всего в 1730–1736 гг. пострадали 6 архиереев. Репрессии против высших духовных лиц продолжались и после смерти Феофана Прокоповича в 1736 г., даже с еще большей суровостью. Известны имена не менее 10-ти архиереев, пострадавших в 1736–1740 гг. 215 «Ни до, ни после Анны русское правительство не обращалось с духовенством с таким недоверием и с такой бессмысленной жестокостью». Архимандрит Дмитрий Сеченов говорил впоследствии (в 1742 г.), что духовенство «так устрашили, что уже и самые пастыри, самые проповедники слова Божия молчали и уст не смели о благочестии отверзти» 216 . Произведены были и перемены в высшем управлении, преследовавшие цель еще большего ее подчинения светской власти. Вместо упраздненного Верховного тайного совета учрежден Кабинет министров, в подчинение ему был поставлен Синод, в котором всеми делами заправлял Феофан Прокопович . Историк Русской церкви А.В. Карташев отмечает: «Синод был терроризирован через него, и в потоке дел, приобретавших характер политического розыска, часто забегал вперед и рекомендовал суровые меры раньше органов государственных. Дух диктатуры кабинет-министров поставил управление церковью в зависимость не только от учреждений государственных, но и прямо от лиц диктаторов, именовавшихся тогда временщиками» 217 . Правление Анны Иоанновны особенно тяжелым было для монастырей и монашества. 25 октября 1730 г. последовал ее указ о строгом соблюдении запрета монастырям под каким бы то ни было видом (покупки, дарения, завещания) приобретать земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еп. Аарон участвовал в погребении митр. Иова в февр. 1716 г., затем в течение 5 лет осуществлял управление Новгородской епархией. При этом права Корельского и Ладожского епископа были ограниченны: он мог давать ставленые грамоты только клирикам, поставляемым в непосредственно подведомые ему города: Кексгольм, Нов. Ладога и их уезды, а остальным духовным лицам - указы об их определении и посвящении; то же происходило и при построении новых церквей. «Благословением преосвященного Аарона, епископа Корельского и Ладожского» в 1719 г. были освящены первые деревянные храмы в возобновленных Спасо-Преображенском Валаамском и Коневском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рях. 2 февр. 1719 г. еп. Аарон возвел в сан архимандрита иером. Варлаама (Вонатовича) , назначенного настоятелем тихвинского Большого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . В Новгороде заботами еп. Аарона продолжали развиваться школы и благотворительные заведения, основанные митр. Иовом. Еп. Аарон неоднократно бывал в С.-Петербурге. 28 июля 1716 г. он отпевал скончавшегося там Иринарха, игум. Ниловой Столобенской в честь Богоявления пуст. , в 1718 г. участвовал в суде над царевичем Алексеем Петровичем , в 1720 г. присутствовал при утверждении «Духовного регламента» . Много внимания епископ уделял строительству в столице Новгородского подворья (каменные палаты «о дву аппартаментах» были заложены на 19-й линии Васильевского о-ва в 1719). Подворье получило название «Семибратское» - его сооружали при участии Новгородского архиерейского дома вместе с 7 главными мон-рями Новгорода и его окрестностей. 25 авг.- 1 сент. 1719 г. еп. Аарон находился в Нов. Ладоге, оттуда направился в Зеленецкий во имя Св. Троицы муж. мон-рь , затем в Тихвинский мон-рь, вернулся в Новгород 2 окт. В янв. 1721 г. на Новгородскую кафедру был поставлен Феодосий (Яновский) , к-рый стал управлять епархией из С.-Петербурга. В 1723 г. архиеп. Феодосий прислал еп. Аарону руководящую «инструкцию», но тот подал прошение о почислении на покой.

http://pravenc.ru/text/1684117.html

... требование о том, что избирается он [Киевский митрополит] клиром и народом. Авторы утверждают, что это требование, полностью соответствующее канонам, никогда Москвой не выполнялось. Это утверждение не соответствует действительности. После кончины митрополита Гедеона (6 апреля 1690 года), на кафедру митрополита Киевского 1 июня 1690 года на соборе в Киеве был избран Варлаам (Ясинский), поставленный в Москве 31 августа Патриархом Адрианом. После смерти митрополита Варлаама (22 августа 1707 года) 19 октября 1707 года на соборе в Киеве был избран Иоасаф (Кроковский), поставленный в Москве 15 августа 1708 года сонмом архиереев во главе с местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Рязанским Стефаном (Яворским). Митрополит Иоасаф (Кроковский) возглавлял Киевскую митрополию до 1718 года. После его смерти Киевская кафедра вдовствовала до 1722 года. В 1721 году был издан манифест о создании Духовной коллегии и о полном изменении в том числе правил избрания и назначения архиереев. В том же году по поручению царя архимандрит Гавриил (Бужинский) отредактировал новый чин избрания и поставления архиереев (рукопись РГИА. Ф. 796. Оп. 1. 663) . Тогда же царь Петр Ι направил в Константинополь письмо с просьбой о признании и благословении изменений в церковном устроении. В 1723 году пришел ответ от Патриархов Константинопольского Иеремии III и Антиохийского Афанасия III, составленный от имени всех восточных Патриархов. Восточные патриархи признали как учреждение Синода, так и новые синодальные порядки. По новым правилам на все кафедры Синод должен был выдвигать двух кандидатов, с последующим утверждением одного из них императором. В 1722 году Киевский митрополит был избран уже по новым правилам (правда, царю представили не две, а четыре кандидатуры). Петр Ι выбрал Варлаама (Вонатовича). В течение Синодального периода все архиереи назначались императорскими указами. Последним Киевским митрополитом синодальной эпохи был священномученик Владимир (Богоявленский), переведенный в Киев из Санкт-Петербурга (т. е. со столичной кафедры) императором Николаем ΙΙ 23 ноября 1915 года — он был убит революционно настроенными матросами в ночь с 25 на 26 января 1918 года. Киевская кафедра стала вдовствующей.

http://pravoslavie.ru/116317.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010