Ушаков А.Н. Угличский Богоявленский женский монастырь в городе Угличе, Ярославской губернии. Углич, 2003, с. 18-19 На исходе XVII века в монастыре начинается каменное строительство – в 1689-1700 гг. при игуменье Елене угличскими мастерами была построена церковь Богоявления Господня с приделом Смоленской Божией Матери. В ее нижнем этаже размещалась церковь в честь Апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного. В 1775 г. в находящейся рядом палатке был устроен придел Иоанна Милостивого и Димитрия Ростовского. Но «в 1840 году, вследствие разных неудобств и темноты, все эти храмы упразднены и вместо них устроена больница». В октябре 1853 г., после освящения нового Богоявленского собора, старая Богоявленская церковь была упразднена. В следующем 1854 г. ее главный престол был освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери, а северный придел – в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. Этот предел упразднен, используется, как ризничная. Смоленская церковь является типичным пятиглавым трапезным храмом, поднятым на подклет, своими формами она близка церкви Одигитрии Воскресенского монастыря и Введенской церкви Николо-Улейминского монастыря. Первоначально у храма были крыльцо на два схода и шатровая колокольня. Прежнее крыльцо в XIX веке было заменено другим в классическом стиле, пристроенным с северной стороны. Над его куполом имелось завершение в виде тонкого шпиля, увенчанного крестом. С южной стороны на месте крыльца была построена небольшая палатка. (При реставрации церкви в 1970-1975 гг. ее разобрали и на месте проема выложили две арки, повторяющие формы западной галереи). Колокольня была шатровой, поставленной на небольшую палатку, от которой сохранилась нижняя часть. Ее разобрали из-за ветхости и «за ненадобностью» после постройки новой колокольни у Федоровской церкви. В рядной записи, заключенной монастырем на строительство церкви в 1689 г. содержатся некоторые сведения об утраченной колокольне. Колокольня своим обликом могла напоминать сохранившиеся у церкви Рождества Иоанна Предтечи «на Волге» и у Введенской церкви Николо-Улейминского монастыря. В нашем распоряжении нет каких-либо изображений колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=02889

В 1464 году ростовский архиепископ Иоасаф, посетивший это место, благословил основать здесь монастырь. Первоначально постройки его были деревянными, каменное же строительство началось здесь во второй половине XVI века. В монастыре построили каменный Никольский собор и Введенскую церковь с трапезной. В начале XVII столетия за деревянными стенами монастыря оборонялись две тысячи крестьян и монахов. Последние защитники затворились в соборе, но его подкопали, и храм рухнул, похоронив под обломками сотни людей. Возродился монастырь во второй половине XVII века. Несмотря на некоторые разрушения XX века, это единственный полностью сохранившийся монастырский ансамбль на угличской земле. Ансамбль монастыря представляет собой традиционную композицию монастырских комплексов XVI-XVII веков. Прямоугольная в плане территория монастыря ограждена невысокой каменной стеной с восемью разными по форме башнями – круглыми, четырёх- и восьмигранными. В центре расположены Никольский собор (1677 г.), трапезная с Введенской церковью (1695 г.), многоярусная колокольня. В монастырь ведут двое ворот – западные, главные(Святые) и восточные (Водяные). Восточные обращены к реке Улейме. В 1713 году была построена Троицкая надвратная церковь с «вислым каменьем» в воротах и завершена каменная ограда с башнями, имитирующая крепостные стены XVI-XVII веков. К началу XX века Николо-Улейминский монастырь стал одним из наиболее заметных духовных, и культурных центров Угличского края. Он пользовался большой любовью не только в окрестных селах и деревнях, но и среди угличан за чудотворную икону Николая Мирликийского Чудотворца, за торжественную службу, за образцовое ведение хозяйства, за волнующий чудесный звон колоколов, слышимых в городе. Но в 1930 году решением вновь созданного колхозного собрания монастырь был закрыт. Началось новое разорение монастыря, теперь уже жителями села и деревень. Планомерные реставрационные и научно-исследовательские работы во второй половине XX века помогли восстановить и сохранить облик древних сооружений.

http://sobory.ru/article/?object=00487

Улейма. Николо-Улейминский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Надвратная Троицкая церковь 1713 г. В 1713 - 1717 годах была построена надвратная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. В начале XVIII века достроены каменные крепостные стены с башнями. Форма каменной ограды является подражанием крепостным стенам монастырей XVI-XVII вв. Храмы монастыря неоднократно перестраивались в XVIII—XIX веках. Никольский собор реконструировался в 1750, 1852 и 1887 годах. В 1862 году собор был расписан; живопись поновлена петербургским архитектором Ф. Е. Егоровым в 1897 году. Введенская церковь реконструировалась в 1793 и 1863 годах. В 1870 году она была расписана на средства крестьян Козловых из Улейминской слободы. В 1838 году на средства петербургского купца Ф. Я. Ермолаева в церкви пристроена деревянная паперть. Храм был расписан в 1863 году и реконструирован в 1891 году. Источник: l-garden.ru Троицкая церковь каменная, теплая, прочная, о трех престолах: Святой Троицы, пророка Божия Илии и св. равноапост. Мариамны, св. апост. Филиппа и Василия Блаженного, московского чудотворца. В Троицкой церкви придел св. прор. Илии и равноапост. Мариамны устроен на средства крестьянки дер. Глухова Мариамны Андреевны Кукушкиной, а правый во имя св. Василия Блаженного и апост. Филиппа крестьянином Улейминской волости дер. Горушек Филиппом Дмитриевичем Бобровым и Улейминской слободы Пелагеей Ермильевной Басариной. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. Комментарии и обсуждение Где-то на рубеже XIX-XX вв. маленькая надвратная Троицкая церковь была со всех сторон обстроена так, что снаружи виден лишь верх её четверика. При этом наибольшая по объёму пристройка выдвинута на запад, за пределы монастырской ограды. В итоге объём церкви превысил объём Никольского собора монастыря, а проезд под ней превратился в нескончаемый тоннель. Вероятно, в связи с этим Святыми воротами под этой церковью перестали пользоваться, и в монастырь с тех пор устроен " с заднего крыльца " - через Водяные ворота в восточной стене монастырской ограды. 30 августа 2023. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=05714

С. 232). Сложностью замысла отличалась местная икона, в 1702 г. находившаяся в соборе Николо-Улейминского монастыря: на ней в молении Нерукотворному образу Спасителя были изображены святые Угличские царевич Димитрий и кн. Роман, Паисий, Кассиан и Игнатий и М. (та же икона упом. в описи 1764 г., в которой говорится о молении святых «перед Спасителевым образом», см.: Там же. С. 220, 346). Этот памятник можно сопоставить с образом неизв. происхождения из собрания УИХМ, на котором, по мнению А. Н. Горстки, кроме перечисленных Угличских святых можно увидеть прп. Варлаама Улейминского ( Горстка А. Н. Иконы Углича XIV-XX вв. М., 2008. Кат. 57. Табл. 94-95). Однако изображения прп. Варлаама неизвестны даже в Улейминском мон-ре, а внешность преподобного, изображенного в правом верхнем углу иконы, позволяет считать его М. (именующая надпись не сохр.). Вероятно, М. (с более длинной, чем обычно, бородой) представлен на многорядной иконе сер.- 2-й пол. XVII в. с образами восточно-христианских и рус. святых, к-рая, судя по занимающим важное место в ее программе изображениям Угличских чудотворцев, могла быть создана в Угличе (частное собрание; Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. Тарноградский; авт. ст.: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. Кат. 40). Источники содержат сведения о древних престолах и иконах М., находившихся далеко за пределами средневек. Кашинского у. и смежных земель. По-видимому, они были устроены заказчиками, связанными с этим регионом и с Калязинским мон-рем или почитавшими святого по иным причинам. В подмосковном с. Измайлове, принадлежавшем боярину И. Н. Романову, в 1623 г. стояла деревянная Покровская ц. с приделами во имя благоверных Михаила и Феодора Черниговских и М. ( Холмогоров В., Холмогоров Г. 1887. Вып. 5. С. 34-35). В посл. трети XVII в. придела во имя М. при измайловских храмах уже не существовало, а храмовая икона М., как и образ Черниговских чудотворцев, к 1687 г. находилась в ц. св. Иоанна Предтечи приселка Ивановское (Опись дворца и хозяйственных заведений 8 марта 1687 г.// Топычканов А.

http://pravenc.ru/text/2561316.html

—66— провождающе до обители Николо-Улейминского монастыря (десять верст), а иные до самые Москвы» 1300 . Торжественное шествие направилось через Ростов и Переяславль Залесский. Слава о новоявленном святом быстро распространилась, и потому во все время следования гроба его народ во множестве встречал и провожал его с неумолкаемым колокольным звоном при церквах, стоящих на дороге. Несли раку люди знатнейшие, воины, граждане и земледельцы. В городах в Ростове и Переяславле мощи царевича встречали и провожали торжественными крестными ходами, так что в действительности это шествие было одним продолжительнейшим и торжественнейшим крестным ходом, какой когда-либо бывал на Руси: на протяжении более двух сот шестидесяти верст раздавались священные гимны во славу Божию и честь св. страстотерпца. По прибытии в Троице-Сергиеву Лавру он встречен был торжественно архимандритом и братией и некоторое время стоял в Троицком соборе. Один из современников и очевидцев так описывает это событие: «Егда же приближающимся честным его мощам ко пречестней Лавре Пресвятыя и Живоначальныя Троицы и Серия Чудотворца и тоя честныя обители архимандрит и священницы, и диаконы облачася во священные одежды, с кадилы, и прочия вся братия со свещами сретаху его пречистыя и многоцелебныя мощи вне ограды с радостными слезами и подобное надгробное псалмопение лицы ему воспеваху. И обита во обители в соборной церкви Пресвятыя и Живоначальныя Троицы некую годину и паки поиде ко царствующему граду Москве» 1301 . Святители и бояре сопровождали священные останки до самой Москвы. 1606 года 3 июня царь Василий Иоаннович и мать страстотерпца великая княгиня Государыня Мария Феодоровна со святителями, духовенством и боярами «со кресты» при бесчисленном множестве народа, встретили святые мощи за пределами столицы. Приблизившись к ним, царь «совлек царскую червленную багряницу с пречистых мощей и, целовав святого любезно» 1302 , сам взял на руки гроб и понес. —67— Этим усердием и смирением он как бы старался очистить себя перед страстотерпцем, о смерти которого некогда свидетельствовал ложно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В описи угличского Покровского мон-ря 1702 г. упоминаются неск. изображений П.: в местном ряду иконостаса Покровского собора находился образ Божией Матери «с Превечным Младенцем, явления преп. игумена Паисия чуд. во облацех», в пядничном («штилистовом») ряду - 2 единоличных образа («на красках» и в басменном окладе), двусторонняя икона в алтаре за престолом: образ Божией Матери «Одигитрия», на обороте - прп. Сергий (Радонежский?), свт. Николай Чудотворец, прп. Макарий Калязинский и П., предстоящие Св. Троице. В ризнице хранился покров с образом П., шитый «золотом и серебром и розными шелками». Согласно описи, в приделе сщмч. Антипы Пергамского на гробнице П. помещался иконописный образ мч. Иерона с богатым прикладом, «возглавие у образа чуд. Паисия ветхо». В приделе прп. Сергия Радонежского ц. Богоявления в трапезной числились ветхий образ П. и его изображение «в молении» (Углич: Мат-лы для истории города XVII и XVIII ст. М., 1887. С. 168-170, 172, 174, 175). В описи 1763 г. в Покровской ц. уже значится образ П. «с чудесами» и в алтаре покров П., шитый «сребром и золотом и шелком по зеленой камке», хоругвь с иконой Покрова Пресв. Богородицы с молящимися Ростовскими и Угличскими чудотворцами, на гробнице преподобного - «обр[аз] преп. Паисия, венец сребряной чеканной вызолочен», перед ней - образ Божией Матери с Младенцем и прп. Паисия «со ангелом» в басменном окладе (вероятно, иллюстрация явления Богородицы преподобному) и др. (Там же. С. 308-312, 315). Иконы святого имелись также в приписных к обители церквах, в частности в ц. Входа Господня в Иерусалим, в др. мон-рях Углича - напр., в местном ряду иконостаса ц. свт. Николая Чудотворца Улейминского мон-ря (образ Угличских святых: св. царевича Димитрия, блгв. кн. Романа, П., преподобных Кассиана Учемского, Игнатия Прилуцкого и Макария Калязинского, предстоящих Спасу Нерукотворному). В ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи Алексиевского мон-ря справа от царских врат стоял образ Господа Вседержителя с припадающими Угличскими чудотворцами (в т. ч. П.), четверо Угличских святых были изображены также на одной из хоругвей; в ц. свт. Алексия Московского той же обители - над сев. диаконской дверью, причем на самой двери был помещен образ П. (опись 1763 г. - Там же. С. 177, 220, 270, 271, 345). Судя по этим сведениям, к XVIII в. иконография П. была достаточно разработана и включала большинство распространенных изводов.

http://pravenc.ru/text/2578653.html

России), а также в соборы и храмы удела Д. И. (размеры вкладов в духовной не указаны, их должен был определить вел. князь). Укорененность Д. И. в жизни удела выразилась в преобладании в завещании местных мон-рей как по их числу (в завещании дан самый подробный в 1-й пол. XVI в. перечень угличских обителей), так и по размерам вкладов: угличский в честь Воскресения Господня муж. мон-рь получил 2 смежных сельца в вол. Кадке, угличскому Алексиевскому мон-рю досталось крупное дворцовое с. Некоуз в Рожаловском стане, а Улейминскому во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-рю - обширное с. Нефёдово в Городском стане с добавлением черносошных деревень. Во все др. угличские мон-ри также были вложены села и деревни. Кроме того, земельные вклады по завещанию Д. И. получили: в Зубцовском у.- московский Чудов в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мон-рь (с. Дубки) и Иосифов Волоколамский мон-рь (с. Фаустова Гора), в Угличском у.- Кириллов Белозерский монастырь (с. Кобаново), близ Углича - переславль-залесский во имя вмч. Никиты мон-рь (сельцо Микитино). По завещанию князя во мн. храмы и мон-ри его удела поступили денежные вклады: во все храмы Углича и уезда, в церкви в Зубцове, Опоках, Хлепене, в храмы той половины Ржевы, к-рой правил Д. И. Кроме того, денежные вклады предназначались 3 крупнейшим жен. мон-рям и 3 муж. обителям в Москве, Варлаамиеву Хутынскому в честь Преображения Господня мон-рю под Новгородом, соборам в Звенигороде и Дмитрове, нек-рым подмосковным, центральным и сев. обителям (уникально упоминание Никольского мон-ря в дворцовом с. Братошине под Москвой). Обращает внимание отсутствие в завещании вкладов в московские кремлевские соборы, в нек-рые известные московские мон-ри, а также в церкви и мон-ри юж. части удела Д. И. Завещанием Д. И. постарался защитить интересы служивших ему бояр и детей боярских (прежде всего людей его двора), а также несвободных дворовых (князь отпустил на свободу «людей приказных, и полных, и кабальных»). Д. И. просит Василия III отдать угличским боярам и детям боярским поручные записи, фиксировавшие их служебные обязательства, вернуть им «безденежно» купленные у них Д.

http://pravenc.ru/text/178609.html

Летом не менее 5 священников Н. в. выступили против еп. Феофила, однако состоявшееся 8 окт. того же года собрание представителей приходов Торжка выразило доверие архиерею и постановило «признавать только тех священников, которые посвящены старыми архиереями, а не архиереями «Живой Церкви»». С 1923 по 1925 г. еп. Феофил находился в ссылке, однако кафедра не замещалась (по некоторым данным, в 1924 епископом Новоторжским был назначен викарий Донской и Новочеркасской епархии Аксайский еп. сщмч. Захария (Лобов); возможно, не смог выехать к месту служения из-за нахождения в заключении). В 1927 г. еп. Феофил был переведен на Кубанскую кафедру. 26 июля 1927 г. Новоторжским епископом назначен викарий Саратовской епархии Балашовский еп. Андрей (Комаров; впосл. архиепископ). 29 янв. 1928 г. еп. Андрей определен епископом Петровским, викарием Саратовской епархии. Новоторжским епископом в кон. февр. 1928 г. стал досрочно освобожденный из заключения 27 янв. того же года еп. Захария (Лобов), 4 апр. возведенный в сан архиепископа. 24 апр. архиеп. Захария был переведен на Бежецкое викариатство Тверской епархии. 1 марта 1929 г. епископом Новоторжским назначен викарий Тверской епархии Старорусский еп. Феодор (Яцковский (Яковцевский)). (По нек-рым сведениям, 14 июня того же года на Н. в. был назначен викарий Владимирской епархии Суздальский еп. Григорий (Козырев), к-рый в кон. того же года возглавил Бежецкое вик-ство.) 3 апр. 1930 г. еп. Феодор был переведен на Олонецкую и Петрозаводскую кафедру. 4 мая 1931 г. во епископа Новоторжского хиротонисан иером. Павел (Чистяков), настоятель Улейминского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря . 30 дек. того же года еп. Павел был переведен на Сызранское викариатство Самарской епархии. 22 нояб. 1933 г. епископом Новоторжским был назначен досрочно освобожденный из заключения еп. Агапит (Борзаковский). В 1934 г. он возведен в сан архиепископа и оставлен главой Н. в. 27 авг. 1936 г. еп. Агапит арестован. 20 окт. того же года по обвинению в «участии в контрреволюционной группе церковников» был приговорен к 5 годам ссылки в Казахстан.

http://pravenc.ru/text/2577889.html

По современным статистическим данным самих старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию, в 1920-е годы число епископов доходило до 25, а «старообрядцев было несколько миллионов». Если в 1986 году Старообрядческая Церковь Белокриницкого согласия имела 3 епископа, 126 приходов, 54 священника и 8 диаконов, то в 1996 году – 5 епископов, более 250 общин (на 1992 г. приходилось 154), 60 священнослужителей (в их числе 4 диакона) и 3 монастыря (два из них женские Куничский (Молдавия) и Белокриницкий (Украина); один мужской – Николо-Улейминский (близ г. Углича Ярославской обл.). За последние годы учреждена новая епархия (Новосибирская и всея Сибири), восстановлена епархия Ярославская и Костромская. Общее количество старообрядцев Белокриницкого согласия, по их статистике на 1996 г. в России и так называемых странах ближнего Зарубежья – 4,6 млн. человек. 1039 Автокефальная Румынская старообрядческая Церковь Белокриницкого согласия, объединяющая около 80 общин (5 епархий), возглавляется ныне митрополитом Браило-Тульчинским Тихоном. В юрисдикции Румынской Старообрядческой Церкви находятся также 3 старообрядческих общины в США, 4 – в Австралии, 1 – в Канаде и 1 – на Аляске. Первосвятительскую кафедру Старообрядческой Церкви Белокриницкого согласия с 1915 г. возглавляли следующие иерархи. Архиепископ Мелетий (1915–1934), местоблюститель первосвятительского престола епископ Кавказский Викентий (1934–1938), архиепископ Иринарх (Парфёнов) (1941–1952), архиепископ Флавиан (Слесарев) (1952–1960), архиепископ Иосиф (Моржаков) (1961–1970), архиепископ Никодим (Латышев) (1971–1986), местоблюститель епископ Анастасий (Кононов) (1986), архиепископ Алимпий (Гусев) (с 1986 г.). На освященном Соборе 1988 года в Москве была учреждена старообрядческая митрополия. Митрополитом Московским и всея Руси был избран архиепископ Алимпий, который и ныне возглавляет Русскую Православную Старообрядческую Церковь , приемлющих Белокриницкую иерархию. Шесть епархий расположены на территории России и стран ближнего зарубежья: Московская, Киевско-Винницкая, Донская и Кавказская, Клинцовская и Новозыбковская, Кишиневская, Новосибирская и всея Сибири. Основная масса верующих проживает в юго-западной части СНГ: в Молдавии, в Черновицкой, Винницкой и Одесской областях Украины. Значительная часть старообрядцев белокриницкого согласия проживает в Москве и Московской области в Нижегородской, Волгоградской, Ростовской, Брянской, Костромской, Новосибирской, Томской областях, Ставропольском крае.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССИАН РЯБОВСКИЙ (ок. 1441, с. Рожалово Кесовской вол. Бежецкого Верха - 12.02.1509), прп. (пам. 12 февр., 11 июня, 21 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), основатель Троицкой Рябовской пуст. (совр. дер. Рябово Калязинского р-на Тверской обл.). В «Повести о граде Угличе» и в «Угличском летописце», составленных во 2-й пол. XVIII в., сохранились фрагменты жития В. Р. Святой упоминается также в житии прп. Паисия Угличского (по мнению В. О. Ключевского , пространная редакция жития составлена после разорения Углича поляками в 1611 г., дошла в позднем сборнике 1776 г.: БАН. Арх. комис. 223/372; краткая редакция жития сохр. в Милютинских Четьих Минеях (см. Милютин Иоанн )). Согласно «Угличскому летописцу», В. Р. принадлежал к дворянскому роду Шеховских. В 1473 г., в возрасте 32 лет, он пришел в угличский в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь , через нек-рое время был пострижен прп. Паисием в монашество. В 1482 г. В. Р. участвовал в обретении иконы Покрова Пресв. Богородицы на берегу Волги. Ок. 1492 г. он, получив благословение прп. Паисия, покинул Покровскую обитель и отправился на поиски места, удобного для основания нового мон-ря. По дороге В. Р. посетил Улейминский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь . Пробыв там нек-рое время, он отправился в Рябовский лес. Святой поселился на земле своих «сродников», в 30 верстах от Углича, «близ Московской новой дороги». Первым храмом новой обители стала ц. в честь Пресв. Троицы. Преподобный не порывал связи с Покровским мон-рем. В 1504 г. он участвовал в погребении прп. Паисия. Незадолго до кончины В. Р. заболел, созвал братию и благословил нового игумена - иером. Мартиниана. Преподобный был погребен в Троицкой ц. Через 3 года у его гроба стали совершаться чудеса, в частности получил исцеление расслабленный Валериан. В связи с многочисленными чудотворениями по молитвам к святому монахи установили над местом его погребения «гробницу со крестом, над землею верху на локоть вышины», здесь совершались панихиды по преподобному. В 1548 г. при строительстве каменного Троицкого храма вместо древнего деревянного были обретены мощи В. Р. В Смутное время обитель была разорена поляками, в 1619 г. восстановлена по указу царя Михаила Феодоровича и Патриарха всея Руси Филарета . В 1764 г. мон-рь упразднили, Троицкий храм стал приходским. Храм не сохранился, место погребения В. Р. утеряно.

http://pravenc.ru/text/149899.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010