Управлял до 1572 года. Но когда и где скончался, неизвестно. Ист. Карамз. ч. 9, прим. 268. Ист. Росс. Иерарх. ч. 2, стр. 94. 43 . Иона (с 1574 г.) Откуда возведен на кафедру и когда скончался остается неизвестным. Погребен же при Ростовском соборе по правую сторону алтаря. – Ист. Росс. Иерарх. ч. 1, стр. 121. 44 . Давид (с 1578 г.) Правив около 3-х лет, сделался жертвою современных смут. 45 . Евфимий (с 1583 г.) Епископствовал года три. Но когда именно скончался и где погребен, остается неизвестным. 46 . Иов (с 1586 г.) Хиротонисан 16 Апреля 1581 г. в Епископа Коломенского. Через пять лет переведен в Ростов Архиепископом, а 1587 г. наименован Митрополитом Всероссийским. Наконец, 26 Января 1589 г., первый возведен был на Патриарший престол. Пастырская жизнь его, протекшая среди борьбы с напастями, представляет нам силу веры и благочестия, твердость духа и смирения, коим увенчал он доблести свои. 47 . Варлаам (с 1587 г.) Хиротонисан в Архиепископа из настоятелей Кириллова монастыря. В 1589 возведен в сан Митрополита. Управлял паствою лет около пяти. МИТРОПОЛИТЫ 48 . Иона 2-й (с 1602 г.) Время правления его не определяется с точностию. В последние годы жительствовал в Владимирском Рождественском монастыре. Погребен же в Ростовском соборе. 49 . Кирилл 4-й (с 1605 г.) Из архимандритов Владимирского Рождественского монастыря. Общественными смутами, при первом самозванце, удален был с кафедры. Но в Июне 1612 г. паки занял оную. Погребен в Ростовском соборе. 50 . Филарет Никитич Романов (с 1606 г.) Знаменитый родоначальник Державного Дома Романовых. На кафедру Ростовскую поступил из иноков Холмогорского Антониева Сийского монастыря. При самозванце втором был взят он и поруган Поляками в самом соборе. Потом, находясь в числе избранных послов к Сигизмунду, задержан был на целые годы в Варшаве. По возвращении же в Москву 24 июня 1619 года возведен на Патриарший престол. Почил 1 Октября 1633 г. и погребен в Успенском соборе. 51 . Варлаам (с 1620 г.) Из архимандритов Угличского Николо-улейминского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Ростовские свв. - житие Собор Ростово-Ярославских святых установлен решением патриарха Московского и всея Руси Алексия I и Священного синода Русской православной церкви 10 марта 1964 года. Празднование 23 мая (5 июня) совпадает с днём памяти святителя Леонтия, епископа Ростовского, апостола Ростово-Суздальской земли. Святители и чудотворцы Авраамий, Исайя, Леонтий, Игнатий Ростовские и Сергий Радонежский. Икона конца XV — начала XVI века. Агафангел (Преображенский) — митрополит Ярославский Арсений (Мацеевич) — митрополит Ростовский Антоний — епископ Ростовский Вассиан (Рыло) — архиепископ Ростовский Вассиан II — архиепископ Ростовский Василий (Преображенский) — епископ Кинешемский Григорий Премудрый — архиепископ Ростовский Димитрий (Туптало) — митрополит Ростовский Дионисий Грек — архиепископ Ростовский Ефрем — архиепископ Ростовский Иаков — епископ Ростовский Игнатий (Брянчанинов) — епископ Кавказский и Черноморский Игнатий I — епископ Ростовский Иоанн I — епископ Ростовский Иов — патриарх Московский Исаия — епископ Ростовский Кирилл II — епископ Ростовский Леонтий Ростовский — епископ Ростовский Лука — епископ Ростовский Прохор (в схиме Трифон) — епископ Ростовский Стефан Пермский — первый епископ Великопермский Тихон (Белавин) — патриарх Всероссийский Трифон — епископ Ростовский Феодор I — епископ Ростовский Феодор III — архиепископ Ростовский и Суздальский Филарет (Амфитеатров) (в схиме Феодосий) — митрополит Киевский Филарет (Дроздов) — митрополит Московский Преподобные и богоносные отцы Угличские святые: Паисий Угличский, царевич Димитрий, князь Роман, Кассиан Учемский. Икона конца XIX века. Авраамий Ростовский — архимандрит Авраамий — игумен ярославский Адриан Угличский — иеромонах Антоний (Путилов) (Антоний Оптинский) Афанасий Высоцкий Младший (Афанасий Высоцкий II) — игумен Боголеп Угличский — иеромонах Варлаам Улейминский (Варлаам Угличский) Вассиан Рябовский (Угличский)

http://pravicon.com/info-3289

В отличие от других монастырей наших мест история основания Улейминского хорошо известна и нынешний год является юбилейным для обители. В Угличском летописце повествуется об иноке Варлааме из Ростова, в середине XV столетия совершавшем длительное паломничество по святым местам. Наряду с Палестиной и греческими землями им был посещён итальянский город Бари, где совершено поклонение мощам святителя Николая Чудотворца. Там же приобретена икона святого. Варлаам был в паломничестве три года, – начиная с 1457-го. Наконец, в 1460 году он вернулся в русские земли. На обратном пути в Ростов 9 мая – в день перенесения мощей Николая Чудотворца (22 мая по новому стилю) – проходил через Углич. Продолжив путь после праздничной службы, остановился отдохнуть в пустынном месте. Там инок Варлаам, в силу духовного откровения, решил поселиться и разместить принесённую из Италии икону. Были построены келья и часовня, а в следующем году – деревянный храм. Так было положено начало новому монастырю по имя Святителя Николая Чудотворца, основанному при поддержке князя Андрея Васильевича Большого, по благословению ростовского архиерея. Дальнейшая судьба обители оказалась успешной – во второй половине XV века формируется монашеская братия, возглавляемая игуменом. По духовной грамоте (завещанию) угличского князя Димитрия Ивановича Жилки (1505-1521) «к Николе на Оулеиму» были положены земельные пожалования. Монастырь становится столь значительным, что в нём ведётся каменное строительство: в 1559-1563 годах возводится Введенская церковь с трапезной, а в 1577-1589 годах Никольский собор – высокий, со сводами, с погребами, с дверями железными. Шестнадцатое столетие было благополучным периодом для Николо-Улейминского монастыря, но в начале XVII его затронули поглотившие страну трагические события Смутного времени. Как сообщается в Угличском летописце «Потом же, грех ради наших, бысть попущением Божиим, нашествие на Российскую землю злобожных поляков в лето 7117 (1609) году. Тогда бо многия грады Российския теми зловерными литовскими воины попленены и раззорены быша». При разорении окрестных монастырей враги подступили и к Николо-Улейминскому. Игумен Варсонофий с 27 выбранными из братии иноками пытался вразумить захватчиков, но был жестоко убит. Тогда братия и укрывшиеся в монастыре крестьяне заперлись в Никольском соборе. Враги, не сумев выломать двери, подкопали (или взорвали) храм, под обломками которого погибло множество людей.

http://sobory.ru/article/?object=00487

44. Евфимий , в исх. 1583–85, в дек. отставлен. 45. Иов 9 янв. 1586 перев. из Коломны, а 11 дек. возведён на митрополию всея Русии. IV. Митрополиты Ростовские и Ярославские 46. Варлаам хирот. в янв. 1587, из игум. Кирилло-Белоезерского хитря; с мая 1589 митр-т; † 25 мар. 1603. 47. Иона в 1603 перев. из Вологды; в 1604 отошёл в Владимиро-Рождественский мнтрь и там †. Погребён в Ростовском соборе. 48. Кирилл Завидов 18 мар. 1605 хирот. из архим. Троице-Сергиевских, а в апр. 1606 удалился туда-же. 49. Филарет Романов хирот. в мае 1606, из иноков Сийского монастыря; 17 авг. 1610 отправился с послами в Польшу и там задержан; 22 июня 1619 (по возвращении) посвящён в сан патриарха Всероссийского. Кирилл Завидов (паки) управлял епархией в 1611–16; † Погребён в Ростовском соборе. 50. Варлаам (будто бы из Улейминских настоятелей) хирот. 1619; † 9 июля 1652. Погребён в Ростовском соборе. 51. Иона Сисоевич хирот. 22 авг. 1652 из архим. Ростовского Богоявленского монастыря; † 20 дек. 1690. Погребён в Ростовском соборе. 52. Иоасаф Лазаревич хирот. 5 июля 1691 из архим. Чудовских; † 10 нояб. 1701. Погребён в Ростовском соборе. 53. Димитрий Туптало 4 янв. 1702 перев. из Тобольска; † 28 окт. 1709. Погребён в Ростовском Яковлевом мнтре. Святой с 1 апр. 1757. V. Епископы и архиепископы Ростовские и Ярославские 54. Досифей Глебов , еписк., хирот. 17 июня 1711 из архим. Новоспасских; 19 февр. 1718 арестован, казнён в мар. 1718. (Назван расстригой в начале 1720). 55. Георгий Дашков хирот. 13 июля 1718 из архим. Троицкой Сергиевой Лавры; в 1726 пожалован в архиепископа; 28 дек. 1730 лишён сана и сослан в Спасо-Каменный мнтрь; с февр. 1731 в схиме Гедеон; в мае 1734 перев. в Селенгинский Троицкий; † 17 апр. 1739. 56. Иоаким 13 апр. 1731 перев. из Суздаля, а 16 июня пожалован в архиепископа; † 25 дек. 1741. Погребён в Ростовском соборе. 57. Арсений Мацеевич 13 мая 1742 перев. из Сибири, митрополит; 14 апр. 1763 лишён сана и сослан; † около 1779 в Ревеле, и там погребён. 58. Афанасий Вольховский , еписк., перев. из Твери 26 мая 1763; † 15 февр. 1776. Погребён в Ростовском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. По пути из Ростова в Углич расположено село Дуброво – одно из древнейших селений нашего края. Оно отстоит несколько в стороне от Ростовской дороги, но издали видна возвышающаяся над лесом внушительная и, к сожалению, безглавая колокольня. Она явственно свидетельствует о наличии там значительного храма. Село известно с XV века. Тогда бытовала другая форма названия – Дубровское, которое, вероятно, произошло от редких для нашей местности зарослей дубов. Ранняя история села напрямую связана с событиями основания Николо-Улейминского монастыря. В середине XV столетия инок Варлаам из Ростова совершил паломничество в итальянский город Бари, чтобы поклониться великой христианской святыне – мощам святителя Николая Чудотворца. Во время паломничества он приобрел икону святого. Возвращаясь на родину в 1460 году, в праздник перенесения мощей 9 (22) мая старец пришел в Углич. Спустя несколько дней Варлаам покинул город. Желая отдохнуть, он остановился в пустынном месте и поставил образ на сосну, а затем никак не мог снять. Далее, по словам Угличского летописца, «прослышав звон к церковной службе в потребное время, изыде ис пустыни, и видев ту реку текущу, нарицаемую Оулейму, и близ селение, именуемое Дубровское, от него же и звон изхождаше. И пришед в село оное, поведая вся бывшая яже о образе». После рассказа о случившемся священник и прихожане направились к иконе, но также не могли снять ее с сосны. Вскоре на месте чуда и явления святого был основан Николо-Улейминский монастырь. В Писцовых книгах Угличского уезда 1629-1631 годов село Дуброво «на речке на Воржехоти» с прилегавшими церковной деревней Коптево, пустошью Ермаково, починками Выдубок, Борисовым и Микитиным значится в вотчине монастыря. В селе находилась церковь Святой мученицы Парасковеи, нарицаемой Пятницы. Храм был деревянный клетского типа. Он, равно иконы, книги и ризы обозначен как строение монастырское, т.е., вероятно, после событий Смутного времени возводился на средства Николо-Улейминской обители.

http://sobory.ru/article/?object=11182

Афанасий Сяндемский, основатель Сяндемской Успенской пустыни, которая находится в Олонецком уезде Олонецкой губернии, скончавшийся около 1550-го года. Над могилою Афанасия в церкви пустыни стоит рака с ого образом и кроме того есть в церкви другой его образ. См. книжку: Сяндемская-Успенская пустынь, историческо-статистические заметки. Москва, 1860. Афанасий Череповецкий. См. Феодосий и Афанасий. Боголеп отрок, Черноярский чудотворец, скончавшийся в 1632-м году (Преосв. Димитрия Месяцеслов, 29-го Июля, 1-го изд. вып. IV, стр. 3761 и погребенный в соборной церкви города Черпоярска Астраханской губернии. Варлаам, ученик св. митр. Алексия, основатель Владычнего Серпуховского (Московской губернии) монастыря, скончавшийся 5-го Мая 1377-го года (Преосв. ДимитрияМесяцеслов 5 Мая, 1-го изд. вып. III, стр. 228). Варлаам Керетский, подвизавшийся в царствование Ивана Васильевича Грозного (1533–1584), покоящийся в селе Керети, которое находится в Кемском уезде Архангельской губернии, на западном берегу Белого моря. Варлаам, архиепископ Тобольский, см ниже сл. Разумовский граф.Варлаам Улейминский, основавший в 1460-м году Николаевский Улейминский монастырь, который находится в 10-ти верстах от юрода Углича Ярославской губернии, скончавшийся неизвестно в каком году. О житии Варлаама см. у Ключевского, стр. 318 fin.; о монастыре в Ист. Иер., VI. 466. Варсонофий и Савва Тверские, игумены упраздненного Сретенского Саввина монастыря, который находился в Тверском уезде Тверской губернии, скончавшиеся – первый около 1416-го года, второй – около 1467-го года (Филарета Русские святые 2 Марта). Василиск Сибирский, см. ниже сл. Разумовский граф. Василисса Нижегородская. См. Феодора. Василий Мангазейский, скончавшийся в 1602-м году, останки которого находятся теперь в Троицком Туруханском монастыре Енисейской губернии, – см. ниже в приложениях. Василий Мирожский, игумен Псковского Мирожского монастыря, убитый Ливонцами при нашествии на город Псков 4-го Марта 1299-го года. (Собр. лет. IV, 182 fin., История княжества Псковского, III, 75).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Храмов в ней пять, из которых древнейший соборный заложен в честь свв. Бориса и Глеба. В нем почивают мощи прп. Иринарха затворника, скончавшегося в 1613г. Память его местно чтится 13 января. Кроме того, тут же похоронены основатели монастыря – прп. отцы Феодор и Павел. В храме обращают внимание вериги, цепи и кресты, в которых подвизался прп. Иринарх. Здесь же подвизался и юродивый Алексей Степанович, которого память народ и доселе чтит, и совершает панихиды на его могиле. При обители есть школа и иконописная мастерская. Управляет архимандрит. Белогостицкий Георгиевский монастырь в Ростовском уезде. Монастырь находится на левом берегу р. Вексы, в 8 верстах от Ростова и от станции Московско-Ярославско-Архангельской жел. дороги того же имени. Основана обитель в XV веке архиепископом Ростовским Григорием. В настоящее время храмов в монастыре четыре, все они каменные: 1) Благовещенский и 2) во имя архистратига Михаила, – оба холодные и устроены митрополитом Ростовским Ионой на средства князя Михаила Темкина в 1657 и 1658 годах; 8) в честь Казанской иконы В. М. и 4) во имя прп. Ефрема Сирина – оба теплые. В Благовещенском храме находится древняя чудотворная икона Казанской Божией Матери, с которой 8 июля бывает крестный ход вокруг обители. При монастыре есть церковно-приходская школа. Управление – игуменское. Николо-Улейминский монастырь в Угличском уезде. Николо-Улейминский монастырь расположен в 10 верстах от гор. Углича, по дороге в Ростов, у слияния рек Улейми и Воржехоти. Летом в Углич можно попасть по Волге, а оттуда – на лошадях в обитель. В XV веке сюда пришел некий инок с иконой Св. Николая и поселился здесь, выстроив келью и часовенку. По предположению, этот инок был ученик прп. Паисия Варлаам. К нему скоро собралась братия, и они выстроили церковь . Так возникла Николо-Улейминская обитель. В настоящее время храмов в ней три: Никольский, Введенский и Троицкий. В последнем хранится чудотворный образ Св. Николая с частицей свв. мощей этого угодника, принесенный Петром I из города Бари.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Получив святительское благословение на свое благое предприятие, благоверный князь приступил к делу создания обители. Пустынное место около образа Святителя было расчищено и из росшего на нем леса примерно в 1469 году была построена первая деревянная церковь имени святителя, при реке Улейме, у проездной Ростовской дороги, а потом при этой церкви скоро устроилась и обитель. Щедротами многих боголюбивых и богатых граждан города Углича были созданы и другие церкви, поставлены иноческие кельи, устроена ограда и собралось немалое иноческое стадо. Князь же, со своей стороны, по создании обители, одарил ее многими вотчинами с землями и разными угодьями, снабдил ее церкви книгами и прочей церковною утварью и украсил святыми иконами. Тогда же и чудотворный образ святителя был украшен серебром и золотом, драгоценными камнями и жемчугом и поставлен в соборной церкви близ царских врат, где верующие уже и поклонялись ему. Первым строителем этой вновь возникшей обители Ростовский архиепископ поставил Варлаама, другие же иеромонахи были присланы в нее из других мест. С началом церковных служб еще больше умножились чудеса от образа святителя. Более всего происходили они во время литургии. Вместе с тем, благословение Божие явно почило и на всем имуществе обители. Нивы ее цвели и давали богатый урожай, скот был здоров и размножался; всеми прочими благами земными она также изобиловала, и число братии ее возрастало. А князь и народ не переставали часто посещать обитель для поклонения и совершения молебствия святителю пред его образом и также делали щедрые приношения ей и ревновали о ее благо устроении. Такова первоначальная история обители. Основатель ее, старец Варлаам, еще в 1506 году присутствовал в Угличе при погребении преподобного Паисия Угличского. Итак, уже он мог видеть процветание обители и исполнение на ней Угодником своего обещания, данного ему при образе. Еще более, однако, цветущий период в истории обители начинается после его смерти, чрез столетие после основания. В 1563 году, при князе Угличском Георгии Васильевиче, была выстроена в ней теплая каменная церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы, а в 1589 году, при царевиче Дмитрии, такая же и соборная во имя святителя Христова Николая, высокая, каменная со сводами, с погребами, с дверями железными, великолепно украшенная, в которую был перенесен тогда и образ. Кругом вся обитель ограждена была деревянной стеной, а по грамотам государей Василия Иоанновича (1505– 1533) и Иоанна Васильевича (1533–1584) она владела несколькими селами и деревнями. К началу XVII века Николо-Улейминский монастырь находился в таком цветущем состоянии, что летописец называет его «дивным и прекрасным». Такова была милость Чудотворца к своей обители.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Росс. Вивлиоф.», 1773 г., II, 163 (игум. м-ря Викентий 17 февр. 1672 г. скутывал и облачал в одежды тело скончав. патриар. Иоасафа); 1774 г,, VI, 80 (игум. Герасим был на коронации ц. Феод. Алекс. в 1676 г.); 1775 г., VIII, 172 (в 1521 г. м-рь был сожжен и разграблен Магмет Гиреем); 1789 г., IX, 255 (родословн. кн. Одоевских; кн. Яков Ннкитич был в походе с Государем в 1671 г. в Николь. м-ре, что на Угреше); XI, 253 (игум. Иосиф в 1691 г. назначен архим. в Спасо-Преобр. Ярослав. м-рь), 420 (о приходе в 1606 г. вора на Угрешу); 1791 г., XVIII, 99 (игум. Феофан Чарнуцкий назначен наместником Тр.– Серг. лавры, а с 1753 г. еписк. Нижегор.); “Продолж. древн. Вивлиоф.», 1789 г., V, 106 (м-рь упоминается в духовной кн. Дм. Ив. Углицкого, около 1509 г.); “Переписн. книги Москвы», 1738–42 г., I, 69 (опись монаст. подворья в приходе ц. Николая чуд., что в Блинниках); “Русск. истор. Библиот.», I, 210 (памятн. смутн. времени; сказано, что царь Вас. Шуйский во время осады Москвы не был при войске, а находился при жене в Никольском м-ре, на горах, за 2 мили от лагеря); II, 510, 150 (грам. 1631 г. патр. Филарета архим. Нижегор. Печер. м-ря Рафаилу о посылке в м-рь под начал быв. келаря Никол. Угреш. м-ря Анфиногена и допросы его). 1008. Николаевский – Улейминский – Угличский, мужской, заштатный (с 1764 г.), Ярославской губ., Угличского у., в 10 вер. к юго-вост. от Углича по дороге в Ростов, при слиянии ррч. Улеймы и Воржехоти. Основан в XV ст. каким-то иноком-странником, поселившимся на Улейме с иконою св. Николая. Не был ли этот странник ученик преп. Паисия, Варлаам, который основал в 1460 г. на Улейме свой м-рь? Возобновлен преосвященным Варлаамом после разорения его поляками в 1610 г. В церкви св. Николая находится чудотв. образ сего святителя и с частью его мощей, принесенных из Барграда Петром I. “Ист. Росс. Иер.», VI, 466; Ратшин, 554; “Опис. монаст.», 1817 г., 77; “Памятн. Веры», 90; Журавлев, “Путев. по Яросл. губ.», 340; Крылов, “Ист. стат. обозр. Яросл. епар.», 75; Бакмейстер, “Топограф.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Паисий Угличский, прп. Описания иконы Паисий Угличский, прп. - житие Преподобный Паисий Угличский (память 6 июня – день погребения, 8 января – день рождения и 23 мая – в Соборе Ярославских святых по старому стилю) Игумен Покровского монастыря близ Углича; был племянником преподобного Макария Калязинского (U 1483 г.). По смерти родителей 11-летним отроком св. Паисий пришел в обитель своего дяди, который и облек его в иноческие одежды. Под руководством преподобного Макария юный инок проводил жизнь в подвигах послушания, поста и молитвы, занимаясь переписыванием душеспасительных книг. В 1476 г. по желанию князя Андрея Васильевича преподобный Паисий основал в трех верстах от Углича общежительный Покровский монастырь, в котором и был избран игуменом. Подвизаясь в Покровской обители, преподобный Паисий достиг глубокой старости и скончался в 1504 г. Мощи его, прославленные чудесами, почивают под спудом в Покровской обители. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Углич. XIX.] Угличские святые (свв. Димитрий и Роман, прпп. Паисий и Кассиан Угличские). Старообрядческая мастерская. Икона. Углич. Конец XIX в. 32 х 28. Частное собрание. Файл 9172.jpg:   Размер: 985x1200, 1.18 MPix, 332 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (141) , (0) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 9173.jpg:   Размер: 545x1163, 0.63 MPix, 100 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (119) , (1) . Описание: [Россия. XVIII.] Угличские святые (Свв. Царевич Димитрий и князь Роман Угличский, Паисий Угличский и Игнатий Прилуцкий и Угличский, Кассиан Учемский и Варлаам Улейминский). Икона. Россия. Начало XVIII в. Угличский музей.

http://pravicon.com/icon-2651

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010