Багратиды 479 Баклер Дж. 16, 48, 440, 453, 490, 491, 495, 496, 503, 512, 513, 530, 546, 552, 554, 560, 569, 590, 594, 597, 598, 611, 616, 620 Бакуриани, см. Григорий Бакуриани Балдуин, граф эдесский 606 Балдуин I, король иерусалимский 288, 289, 308, 311, 376–379, 381, 560, 567, 575, 578, 581, 607, 608 Балдуин II Великий 564 Балдуин Гентский 570 Баркинон 81 Барсам 523 Бартольф из Нанжи 595 Беатриче 44 Безобразов П. 503, 506, 520, 586 Бек Г. 513, 610 Бернард 584 Бернольд 530, 531, 558 Бертран Тулузский 377–380, 607–609 Бешевлиев В. 533 Блэндаль С. 496 Бобчева 471 Богомил 623 Бодин, см. Константин Бодин Маниак Боняк 541 Борил 10, 69, 88, 91, 96, 114, 116, 449, 462, 464 Боритил, см. Роберт Лорителло Борсук 192, 194, 195, 523, 526 Боэмунд II, князь антиохийский 586 Боэмунд Тарентский, Саниск 13, 20, 21, 27, 28, 30, 41, 85, 86, 139, 143, 150, 160–166, 168–171, 181, 189, 277, 279, 283, 284, 288–292, 294, 298–302, 307, 309, 311, 312, 314, 315, 317–321, 326–328; 330, 335–341, 343–345, 347–365, 372, 373, 375, 461, 486, 491, 492, 497, 502, 503, 506–509, 517–519, 522, 527, 536, 560, 564, 566, 568, 570, 571, 573–577, 580, 581, 583–587, 591– 596, 599–607 Браунинг Р. 13, 18, 35 Брейе Л. 9 Бриен 168, 169, 171, 176, 177, 181, 188, 507, 509 Броссе 464 Будило 267, 555 Бузан 190, 196, 197, 522, 526, 527 Бульдаги Пулхас 192, 199, 523 Бурхард 135, 136, 487, 488, 502 Бьюри Дж. 440, 443, 446, 460 Бьяндрате, см. Альберт Бьяндрате Бьяндрате, см. Гвидо Бьяндрате Бьяндраты 310, 581 Бэлиг Ч. 45 Бэнеску Н. 530, 550 Бэрк-Ярук 192, 199, 523, 525–527, 573, 574, 576 Ваас А. 535 Вакхин 334 Вальтер Голяк 560 Варда 312, 313 Варда Вурц, Вурц 407, 408, 486 Варда Ксир, Ксир 331, 590 Варда Склир 294, 295, 463, 470, 570 Варда Фока 470 Вардал 308 Вардан 470 Василаки, мятежник 9, 39, 69–74, 449–452, 462, 590 Василий, богомил 24, 25, 32, 41, 419–425, 593, 619, 621–624 Василий, евнух 343 Василий, новелиссим 372 Василий, эпарх Константинополя 327 Василий I, император 588 Василий II, император 5–7, 171, 470, 487, 510, 538, 570, 612, 626

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Богословие БРАУН Роберт (ок. 1550 - 1633), англ. протестант. теолог, проповедник, один из основателей конгрегационализма БРЕК Иоанн (род. 1939), прот. Православной Церкви в Америке, специалист по НЗ и нравственному богословию ВАНАКАН ВАРДАПЕТ (1181-1251), арм. историк, богослов, основатель хоранашатской школы, церковный и политический деятель ВАРДАН МАЛЫЙ (ок. 1260 - ок. 1326), арм. богослов, автор неск. проповедей, толкований и церковных песнопений (шараканов) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня)

http://pravenc.ru/rubrics/122390_5.html

Каср-ибн-Вардан. Дворец Каср-ибн-Вардан. Дворец Средних размеров храм (13×17 м) расположен на расстоянии ок. 6 м от юго-зап. угла дворца, он являлся частью дворцового ансамбля. В плане храм представляет собой «купольную базилику», где купол расположен не над восточной частью наоса, а посередине его, причем в «компактном» варианте, когда восточная и западная части наоса значительно сокращены. Боковые нефы - с хорами, в обоих ярусах отделены от центрального нефа тройными арками с парами колонн и соединяются с также 2-ярусным нартексом. В нижнем ярусе хоры перекрыты крестовыми сводами; с востока они завершаются квадратными в плане пастофориями (их функция неизв.). Вост. часть наоса - вима с приподнятым полом, куда ведут 3 ступени. Апсида приподнята еще на 2 ступени. Она, что типично для Ближ. Востока, вписана в квадрат периметра и прорезана 2 рядами окон, по 3 в каждом. В храм ведут 3 одинаковых входа: с севера, запада и юга, обычного для Сирии доминирования юж. входов нет. Наос храма небольшой, но высокий, ок. 20 м. Его высота подчеркнута 2 ярусами колонн по боковым сторонам. Купол диаметром 6,6 м опирается на подпружные арки, между к-рыми помещены не типичные для Сирии тромпы, а паруса. Своеобразие архитектуры храма заключается в том, что паруса непосредственно переходят в барабан, причем 8 окон прорезают как барабан, так и частично паруса. Пастофории также снабжены окнами. Они есть и на др. стенах. К зап. части сев. стены примыкает квадратная в плане башня с лестницей для подъема на хоры. Кладка аналогична кладке дворца. Цоколь сложен из рядов известняковых блоков местного происхождения; далее таким же образом, как и во дворце, чередуются пояса известняка и кирпича; своды и арки выложены из кирпича. Капители с изображением листьев выполнены из известняка; косяки дверей и стволы колонн вытесаны из базальта (привезены за 10 км); базы колонн изготовлены из мраморовидного известняка. Каср-ибн-Вардан. Храм. Вид с юга Каср-ибн-Вардан. Храм. Вид с юга Плохо сохранившиеся казармы расположены примерно в 90 м к югу от дворца. Как и дворец, они ориентированы по сторонам света, но со смещением оси к востоку из-за близости к обрыву холма. Сходна с дворцовой и планировка казарм: это такого же размера квадрат с квадратным же внутренним двором, главными воротами по центру сев. стены и похожим модулем помещений. Разница с дворцом заключается в худшей кладке, в расположении всех помещений по периметру в виде одной анфилады (так же как в сев. крыле дворца), в наличии прямоугольного здания (его назначение неизв.) в центре двора с входом через сев. фасад и опорами внутри (возможно, поддерживали купол). В общем и целом казармы напоминают по плану маленький римский castellum. По подсчетам И. Пеньи, комплекс мог вмещать ок. 1 тыс. солдат и ок. 300 лошадей.

http://pravenc.ru/text/1681235.html

«Хлеб для всех, у кого есть нужда». Владелец пекарни раздает его пенсионерам и многодетным 24 июля, 2020. Таисия Сидорова Хорошие новости от «Правмира» Фото: Freepik Вардан Адинян знает, что такое трудные времена. В Армении он был учителем, а в Екатеринбург приехал уже грузчиком. Сегодня он создал собственную пекарню, где печет хлеб по семейным рецептам и по выходным раздает его всем, кто нуждается в помощи — пенсионерам, многодетным, одиноким матерям. Вардан приехал на Урал в 90-е, после развала Советского Союза. Хотел погостить в России две недели, но остался. И живет здесь уже 28 лет, создал семью, растит детей. В Армении он был учителем, а в Екатеринбурге успел побыть грузчиком и мастером по ремонту помещений.  Сегодня у него есть пекарня. Недавно Вардан решил раздавать хлеб бесплатно всем, кто в нем нуждается. — Просто я узнал, что в Подмосковье мой земляк имеет пекарню и бесплатно кормит обделенных людей, — рассказал Вардан Адинян «Аргументам и фактам». — Решил последовать его примеру. В чем тут повод для разговора? Людям небольшая поддержка — и хорошо. Вардан Адинян и председатель совета старейшин микрорайона Синие камни Мария Константиновна Кичаева Он не считает, сколько человек получают каждые субботу и воскресенье хлеб. — Не знаю даже. Да и какая разница? Все, у кого есть нужда. В Уфе бармен спас двух тонущих иностранцев 21-летний Максим Попов мечтал работать спасателем. Но не смог устроиться в МЧС из-за проблем со здоровьем — у молодого человека порок сердца. Но недавно он спас двух людей, которые едва не утонули.  Максим Попов Максим работает барменом на пляже «Солнечный». 20 июля в 7 утра он уже был на работе, протирал стойку бара. В этот момент к нему подбежала официантка с криками: «Там человек тонет!» — Я даже думать не стал, перепрыгнул стойку, пока бежал, скидывал с себя одежду, выбросил телефон и прыгнул в воду, — рассказывает Максим. Оказалось, компания граждан Индии в этот день отмечала день рождения. Причем без спиртного. Максим увидел двух человек в реке — мужчину и девушку, которую удалось быстро спасти. Максим просто подтолкнул ее к берегу.

http://pravmir.ru/hleb-dlya-vseh-u-kogo-...

Другим известным учеником Ванакана был автор «Всемирной истории от начала мира до 1267 г.» Вардан Аревелци (т.е. Восточный; между 1200 и 1210 – между 1269 и 1271), которого называли также «Великим» 392 , чтобы отличить от других вардапетов – его тезоименитых современников. Именно поэтому возник вопрос об авторстве нескольких сочинений, приписываемых сочинителям по имени Вардан. Исторический труд Вардана Аревелци 393 приписывается еще одному Вардану – Бардзербердци (из киликийского Бардзерберда). Литературное наследие Вардана Великого весьма многообразно. Им были написаны толкования, панегирики, духовные песни, многочисленные небольшие произведения («Толкование грамматики», «Послание царю Хетуму» и др.), он много и охотно переводил 394 . Сохранились другие сочинения, приписываемые Вардану Великому, однако его авторство и по сей день ставится под сомнение; среди них – «География нового переводчика и второго просветителя Вардана», которую исследователи относят к более позднему времени 395 . Главным трудом Вардана Великого считается «История», в литературном отношении заслуживающая значительно большего снисхождения, чем «История» Киракоса Гандзакеци. В ней Вардан, используя труды своих армянских предшественников и многочисленные другие источники, пытается показать свою разностороннюю ученость и претендует на написание не просто истории Армении, а «всеобщей истории». Во «Введении» он пишет о «безначальном» и «едином и единственном Сущем», о Его творениях – небе, земле и ангелах, природе, основывая свое мировоззрение не только на Св. Писании, но и на том, что «говорят мудрецы», а также «по Аристотелю» или «как говорят сведущие». Для современников Вардана это была завершенная научно-религиозная концепция истории, начиная от Адама и расселения рода людского согласно Библии. Значительное место в этом повествовании занимает история Армении начиная с Айка и Бела, рассматриваемая им в контексте истории других народов: древних – евреев и персов, а затем – византийцев, арабов, турок, грузин и татар. Чем ближе к 11 в., тем больше сведений приводит Вардан, превращая свое повествование в хронику. Сочинение Вардана ценно данными, отсутствующими в других источниках. Однако наряду с этим в труде Вардана, в особенности в разделах, посвященных древней истории, имеются описания явно вымышленных событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вардан не простил себе отречения и желал мученической смертью изгладить свой грех Йездигерд, обрадовавшись отречению князей, организовал во дворце праздничные торжества, после чего отослал щедро одаренных князей в их страны со специальным приказом: за год в Армении, Грузии и Агванке христианство должно быть искоренено, храмы и монастыри должны быть закрыты, а христиане должны принять религию Зороастра. Вместе с князьями Йездигерд направил на Кавказ 700 магов-жрецов. Пока князья еще были в пути, собрание епископов, узнав о происшедшем, направило послание народу и монахам, где архиереи увещевали людей оставаться верными Христу. Собрание призывало: «Рука брата да поднимется на ближнего своего, нарушившего заповедь Божию. Отец да не жалеет сына своего, а сын да не страшится чести отца своего. Жена да борется с супругом своим, а слуга да воспротивится господину своему. Закон Божий да господствует во всем, а вероотступники да приимут свое осуждение согласно Закону Божию!» Князья, доехав домой, оказались в трудном положении: с одной стороны, если бы они раскрыли истину о своем отречении и выгнали бы персидских жрецов, это означало бы, что они официально восстали против царя. А для восстания необходимо было иметь не только мужество, но и готовность принять историческую ответственность. С другой стороны, народ и даже семьи князей чуждались их как вероотступников. К тому же маги торопили князей со строительством зороастрийских капищ и искоренением Христовой веры. Спарапет Вардан Мамиконян, посоветовавшись со своей семьей, предпочел покинуть страну и переехать на запад, во владения ромеев, для искупления своего греха приняв крест странничества. Семья уже была на полпути, когда посланцы правителя Армении Васака Сюнийского застали Вардана, слезно прося вернуться и возглавить восстание против персов. Спарапет уступил их мольбам. Епископы, исследовав вопрос отречения князей, с радостью обнаружили, что Вардан Мамиконян в душе оставался верен Христу. Все вместе усиленно помолившись, иерархи вновь приняли Вардана и многих покаявшихся князей в спасительное лоно Матери Церкви. После этого духовенство, князья и народ поклялись на святом Евангелии и призвали Господа Сил помочь им в их священной брани за веру и за Отчизну. Знамя восстания уже было поднято!

http://pravoslavie.ru/113188.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАСР-ИБН-ВАРДАН монументальный комплекс визант. военно-адм. построек в Сирии. Находится в 62 км к северо-востоку от г. Хамы, над зап. склоном террасированного холма. Визант. название неизвестно. Комплекс состоит из дворца, храма и казарм. Очевидно, являлся резиденцией военного командира пров. Сирия Вторая. Согласно надписям, был построен в конце правления имп. Юстиниана I, в 561-564 гг. На капителях храма имеются монограммы имени Георгий, который был, вероятно, строителем и 1-м командиром гарнизона. Причиной постройки К.-и.-В. и соседних крепостей (Халабия, Русафа, Маскана) явилась необходимость укрепления границы провинции, в т. ч. после опустошительного рейда сасанидского царя Хосрова I на Антиохию в 540 г. Комплекс реставрирован Управлением древностей (под рук. К. Шехаде). Каср-ибн-Вардан. 561–564 гг. План комплекса: 1. Храм. 2. Дворец. 3. Казармы Каср-ибн-Вардан. 561–564 гг. План комплекса: 1. Храм. 2. Дворец. 3. Казармы Дворец расположен в сев. части комплекса и представляет собой здание квадратной формы (50×50 м) с помещениями вокруг центрального квадратного двора. В наиболее узком северном крыле, состоящем из анфилады помещений, находились главные ворота и конюшни. Вост. и зап. крылья шире и включают 2 ряда помещений, разделенных крестообразными в плане опорами: в зап. крыле предположительно располагались жилые помещения командира и службы, в восточном - баня. Лучше всего сохранилась главная часть дворца - 2-этажное юж. крыло сложного плана: по его оси находится зал с апсидой на юге и, вероятно, на севере, к к-рому с запада и востока примыкают 2 зала с одной апсидой и 4 боковыми помещениями у каждого; за ними располагалось еще по одному овальному залу с боковым помещением. Юж. крыло, очевидно, предназначалось для приемов, в т. ч. глав местных араб. племен. Вариации тетраконхиального (или триконхиального) зала характерны для рим. парадной архитектуры. Дворец сложен из чередующихся близких по высоте поясов известняковых блоков (по 3 ряда в поясе) и светлого кирпича (по 11 рядов в поясе). По типу строения напоминает епископский дворец в Бостре и в дальнейшем повлиял на планировку омейядских дворцов (напр., в Мшатте).

http://pravenc.ru/text/1681235.html

Закрыть Антицивилизация Зловещие теория и практика глобального капитализма Андрей Фефелов   Вардан Багдасарян   17:24 24.11.2023 285 Время на чтение 19 минут Источник: газета ЗАВТРА " ЗАВТРА " . Вардан Эрнестович, новый единый учебник истории для средней школы бурно обсуждают и либералы, и патриоты. Насколько этот учебник концептуально отличается от предыдущих? Что в нём, по-вашему, не так? Вардан БАГДАСАРЯН. Есть два способа подачи истории: первый — как собрание фактов, второй — как изложение идей, концепций. Когда в своё время выходил " Краткий курс истории ВКП(б) " , Сталин говорил, что примеры в нём необходимы, но лишь как иллюстрация идеи, а не как самодостаточный материал. В новом учебнике мы видим скорее фактологический подход, концептуальности не хватает. Напомню, что советский учебник выстраивался в логике формационного подхода, что играло важную роль. Если есть матрица, на которую нанизываются факты, то человек до конца своих дней помнит основные вехи прошлого. Сегодня же обучающихся натаскивают на запоминание фактического материала, в итоге даже те, кто показал высокие результаты ЕГЭ, через 2–3 месяца ничего из пройденного не помнят, потому что механическая память имеет краткосрочную активацию. В 1990-е годы у нас появились учебники, условно говоря, генерации. Они были выстроены на представлении о том, что главный порок всего советского, а может быть, и российского — это подавляющая общество и человека тоталитарность. Такие учебники работали на уничтожение государственности, национального сознания. Сегодня введено понятие " деструктивная идеология " . Так вот, те учебники были деструктивными. " ЗАВТРА " . Однако они тоже были концептуальными. Вардан БАГДАСАРЯН. Да, хотя это касалось не всех учебников. Они были разные, но тренд был в эту сторону. В 2013 году Путин в одном из выступлений призывал создать единый учебник истории. И примерно через год академические институции представили то, что они назвали историко-культурным стандартом. И отрапортовали: Владимир Владимирович, задача выполнена. Хотя речь здесь шла не о едином учебнике, а о стандарте, который уже в феврале 2014 года, практически через месяц после презентации, совершенно устарел, поскольку ключевой идеей там была идея толерантности.

http://ruskline.ru/opp/2023/11/24/antici...

 6. Герман Константинополски Той бил ръкоположен за епископ Кизически не от монотелитите, както погрешно твърдят определени кръгове, а от Кир, патриарх Константинополски, през 705 г. Желаейки да отмени решенията на Шестия Вселенски Събор и да върне осъдения от него монотелитизъм, император Филипик Вардан отстранява през 711 г. патриарх Кир заради неговото православие и едновременно свиква през 712 г. монотелитски събор. Нещото, който само външно може да свързва св. Герман с ереста на монотелитството, няма никакво отношение към неговата хиротония, а е свързано с участието му в качеството на митрополит Кизически, както, собствено, и на Андрей Критски, в събора от 712 г. В своя труд за «ересите и съборите», желаейки да изобличи натиска и шантажа, който е приложил към тях императорът, за да изтръгне подписите им, патриарх Герман отбелязва: «Въпреки че и след това някои приложиха всевъзможни усилия, за да опровергаят Шестия Събор: и томоси издаваха, и събираха със сила подписи срещу него, а всички бяха насочвани към това от ръката на царя – Филипик или по-точно Вардан (наричаха този злоименен мъж с две имена): тъкмо той бе онзи цар, който се надигна срещу Събора» . След ослепяването и умъртвяването на Вардан новият император възстановил авторитета на решенията на Шестия Вселенски Събор, а през 715 г. Герман Кизически бил избран за патриарх Константинополски.  7. Йоан Йерусалимски Става дума за същия онзи Йоан, който в йерусалимските патриаршески списъци фигурира като Йоан III (516-523). В деянията на Седмия Вселенски Събор има обширен разказ за неговия случай и особените му обстоятелства, взет «от житието на преподобния наш отец Сава» . Йерусалимският патриарх Илия поради предаността си към Халкидонския Събор не приемал в общение Антиохийския патриарх Север. Тогава Север, използвайки за своя изгода политическата власт, отстранил Илия и «на третия ден от септември месец, в началото на единадесетия индиктион» ръкоположил «Маркиановия син Йоан… за епископ та Йерусалимския престол да бъде заеман от негов съмишленик.

http://mospat.ru/bg/articles/87403/

Филиппик (Вардан) Предречение царства. Торжество монофелитства. Внешние бедствия империи. Низложение Военная революция смела старую династию и возвела на трон императоров нового человека, который в предшествующей своей деятельности ничем себя не проявил и не имел никаких заслуг перед государством. Почти десять лет он был в опале и не имел даже возможности осуществлять свои права на участие в служении государству, какие ему давала его принадлежность по происхождению к придворной знати. Его отец носил имя Никифора. Весьма вероятно, что он стоял во главе той армии, которая была отправлена в Малую Азию для борьбы с мятежным стратигом армениаков Шапуром, когда полномочия верховной власти исправляло регентство от имени трех малолетних августов, сыновей Константа. Диакон Агафон, переживший правление его сына, называет Никифира пергаменцем по роду, т. е. указывает на наследственную оседлость в Пергаме. 797 Мы не вправе отвергать это свидетельство, но имя Вардан, которое носил его сын, с полной определенностью указывает на армянское происхождение его рода. Вероятно, это был знатный род, давно выселившийся на запад и оказавшийся в составе служилой знати византийского двора. Феофан характеризует его, как человека образованного, владевшего словом, умевшего рассуждать, но лишенного энергии, любившего роскошь и удовольствия, которым он отдавался со страстью, переходя границы дозволенного. 798 Бездеятельный и не способный осуществлять тяжкие обязанности самодержавного государя в это столь трудное время, когда Юстиниан своими казнями расстроил и без того слабые военные силы империи, Филиппик брал от своего высокого положения то, что мог, и бессмысленно расточил огромные денежные средства, которые были скоплены в государственной казне его предшественниками и особенно Юстинианом. Об этой заслуге Юстиниана упоминает и его современник, диакон Агафон, переживший оба периода его царствования, вовсе не склонный хвалить его. 799 Оказавшись, благодаря роковому сцеплению обстоятельств, на троне императоров, Вардан проявил инициативу в одном смелом начинании, которое считал заветом судьбы.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010