641 Мецопский и Харабастский (или Сухарский) монастыри находились в Каджберунике (к северу от Ванского озера), входившем в Васпураканскую область. Ныне в пределах Турции. 644 См.: Г. Овсепян. Жизнь Товмы Мецопеци по новым биографическим материалам. Вагаршапат, 1914, с. 29 (на арм. яз.). 652 Текст мученичества издан Я. Манандяном и Р. Ачаряном без заглавия, с указанием в сносках, в каких рукописях как они озаглавлены. Мы восстановили название мученичества согласно рукописям (см.: Новые армянские мученики, примеч., с. 273). 653 Тиратур – один из видных деятелей Гладзорского университета в 1309–1349 гг., после смерти Есаи Ничеци у него завершил свое образование Ованес Воротнеци. 655 Саргис – «великий вардапет» Астапатской (Кармир-ванк) монастырской школы (близ Нахичевана), ученик Есаи Ничеци. Впоследствии обосновался в Сухарском (Харабастском) монастыре, который при нем (1389–1402) стал прославленным очагом культуры и науки. Его учениками были Товма Мецопеци и Григор Хлатеци. 656 Вардан Вардапет – преемник Саргиса в Сухарском монастыре и учитель Товмы Мецопеци. Умер в 1406 г. 657 В Матенадаране хранится ряд рукописей, переписанных Григором Хлатеци 5328, 8366, 8775 и др.). Это жития панегирики, кондакари, сочинения Григора Татеваци, различные толкования и т. д. 660 Акоп Крымеци (ум. в 1426 г.) – известный средневековый ученый, календаровед. Автор многих речей, посланий. Ученик Георга Ерзнкаци в Капосской монастырской школе. В 1416 г. был приглашен Товмой Мецопеци в Мецопскую высшую школу, где прочел курс лекций по теории календаря. 666 Г. Овсепян приблизительным временем рождения Товмы Мецопеци считает промежуток от 1376 до 1379 гг. (См.: Жизнь Товмы Мецопеци, с. 2). Дата 1378 как год рождения Товмы Мецопеци установлена Л. Хачикяном (см.: Памятные записи армянских рукописей XV в., т. I, с. 567). 678 «Грамматика» – имеется в виду «Искусство грамматики» Дионисия Фракийского, греческого ученого II в. до н. э. 680 Порфирий (232/233–304) – греческий философ-идеалист, один из видных представителей неоплатонизма, ученик Плотина. Известен как популяризатор и комментатор произведений Платона и преимущественно логических сочинений Аристотеля. Особой популярностью в средние века пользовалось его сочинение «Введение в Категории Аристотеля», которое имеет в виду Киракос.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

[Аревелци, Гандзакеци, Бардзрабердци; арм. (?)] (ок. 1198, Гандзак (совр. Гянджа, Азербайджан) - 1271, Хор-Вирап), арм. историк, богослов, педагог, церковный и общественный деятель. Образование получил в мон-ре Нор-Гетик у Мхитара Гоша , затем в мон-ре Хоранашат в Тавуше изучал грамматику и богословие у Ванакана Вардапета , к-рый воспитал целую плеяду деятелей арм. культуры XIII в. Имел ученую степень вардапета , а с 1235 г.- звание «рабунапет» (верховный наставник). Знал греч., евр., сир., лат. и персид. языки. Основал школу в мон-ре св. Андрея в Кайенаберде, где преподавал в 1235-1239 и 1252-1255 гг. В 1239 г. совершил паломничество в Иерусалим. На обратном пути посетил Сис, столицу Киликийской Армении , где встретился с царем Хетумом I, и резиденцию арм. католикосов в Ромкле, где нашел радушный прием у католикоса Костандина I. В 1243 г. присутствовал на II Соборе в Сисе, был направлен в Вост. Армению для подписания соборных решений арм. князьями и духовенством (1245). После успешного выполнения возложенного на него католикосом поручения В. В. привез подписанные документы обратно в Киликию. Мнение В. В. оказало решающее значение при принятии постановления III Сисского Собора (1251/52), созванного после получения грамоты папы Римского Иннокентия IV , в к-рой тот просил сообщить об отношении армян к вопросу о Filioque. Поскольку участники Собора не смогли прийти к единому мнению, католикос обратился к наиболее авторитетным ученым Вардану Вардапету и В. В., к-рые нашли толкование об исхождении Св. Духа «и от Сына» верным. По возвращении в 1252 г. в Вост. Армению В. В. участвовал в созыве Ахпатского и Дзагаванского Соборов, открыл школы в Сагмосаванке, Хоракерте, Ариче и при др. мон-рях. В 1255 г. основал школу в Хор-Вирапе и разработал для нее учебную программу, включавшую изучение античной философии, логики, риторики и грамматики. Его учениками были мн. видные представители средневек. арм. науки и культуры. В 1264 г. он был вызван к ильхану Хулагу, к-рый, как об этом сообщает В. В. в своей «Всеобщей истории», принял его с почетом и расспрашивал о «разных премудростях». Остаток жизни В. В. провел в различных мон-рях Вост. Армении (Кайенадзор, Хор-Вирап, Ахпат, Алджоцванк), занимаясь преподаванием и писанием трудов.

http://pravenc.ru/text/154119.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРДАН МАЛЫЙ [Бардзрабердци, Киликеци] (ок. 1260 - ок. 1326, Киликия), арм. богослов, автор неск. проповедей, толкований и церковных песнопений (шараканов). Его часто путают с Варданом Великим , поэтому иногда называют В. М. (упом. под 1286, в то время как Вардан Великий скончался в 1271). Биографические данные о нем сохранились благодаря колофонам, написанным самим же В. М., где он именует себя Киликеци. Учился в мон-ре Грнер у Ованнеса Палтина (брата киликийского царя Хетума, известного в арм. источниках как Ованнес Царебрат [Арк " аехбайр]), основавшего этот мон-рь неподалеку от крепости Бардзраберд (Высокая крепость). Мон-рь Грнер славился своей школой искусства письма. После смерти Ованнеса (1289) В. М. переехал в Гладзор. Вторым своим учителем он называет вардапета Есаи Нчеци, заведовавшего Гладзорским ун-том (1298-1311). В рукописи N 749 (Матенадаран им. Маштоца) сохранилось письмо В. М. к Есаи Нчеци, написанное в стихотворной форме, с акростихом (из первых букв каждого четверостишия складывается имя Вардан) и 2 его сочинения: «Стихотворение-колофон к произведению Григория Нисского «Девять блаженств»» и стихотворное толкование комментария Григория Нисского на «Отче наш». К числу его трудов принадлежат толкования Свящ. Писания, «Четверостишия», произведение о 15 заблуждениях «латинов» (т. е. католиков.- М. Ш.), созданное по просьбе царя Хетума II (1288-1307) и посвященное ему. В.М. приписывается и комментарий к «Грамматике» Дионисия Фракийского. Соч. (на арм. яз.): Энкомий к Григорию Просветителю//Соперк. Венеция, 1853. 5. С. 37-52; Стихотворение-колофон к произведению Григория Нисского «Девять блаженств»//Андес Амсореа. 1946. Т. 60. С. 95-98; Четверостишия//Там же. С. 109-111; Гимн на Воскресение Христово//Чраках. 1859. С. 114. Лит. (на арм. яз.): Алишан Г. Сисван. Венеция, 1885. С. 147; Ташян Я. Каталог армянских рукописей матенадарана Мхитаристов в Вене. Вена, 1895. С. 1155; Налян Я. Книга называемая «Сокровищницей». К-поль, 1785. С. 284-290; Акинян Н. Вардан Вардапет Бардзрбердци//Андес Амсореа. 1946. Т. 60. С. 95-111; Погарян Н. Армянские авторы. Иерусалим, 1971. С. 351, 353, 361. М.-Э. С. Ширинян Рубрики: Ключевые слова: АЛЛЕГОРИЯ иносказание, изображение отвлеченного понятия через конкретно представляемый образ Священного Писания

http://pravenc.ru/text/154123.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Ашот I Великий. Барельеф. 1-я четв. IX в. Мон-рь Опиза [Груз. I ] (Багратиони; † 826 или 829), св. блгв. царь (пам. 29 янв.) Грузинской Православной Церкви, эрисмтавар Картли (кон. VIII в.- ок. 809), куропалат Тао-Кларджети (возможно, с 809) и основатель династии Багратиони в Тао-Кларджети. О происхождении А. В. существует 2 версии. Первая опирается на свидетельство арм. историка X в. Вардана Великого, по к-рому А. В.- внук Васака и сын кн. Адарнасе из рода Багратидов арм. ветви ( Вардан Великий. Всеобщая история/Пер. Н. Эмин. М., 1861. С. 106). По второй, А. В.- прямой потомок картлийского эрисмтавара Гуарама Куропалата (2-я пол. VI в.) из рода груз. Багратидов ( Сумбат Давитисдзе. КЦ. Т. 1. С. 376). В кон. VIII - нач. IX в. А. В. находился на службе у арабов, получил от них Картлийское эрисмтаварство ( Вардан Великий. С. 106) и распространил свою власть на центральные районы Грузии, стремясь освободить их население от араб. зависимости. Местом пребывания А. В. были Бардави (Партав, совр. Азербайджан), Тбилиси и области вокруг них. Однако он был вынужден бежать в Кларджети, на родину груз. Багратидов, находившуюся под властью Византии. А. В. намеревался с помощью Византии сформировать здесь мощный форпост в борьбе против арабов. Его резиденцией был Артануджи, где он обновил городскую крепость, возведенную еще блгв. царем Вахтангом Горгасали , отстроил город, дворец, придворный храм во имя святых апостолов Петра и Павла. Постепенно власть А. В. распространилась на всю Юго-Зап. Грузию: часть земель он занял с помощью своего отряда, часть скупил - в результате в состав Кларджетского куропалатства вошли провинции Шавшети, Кларджети, Нигали, Аджара, Тао, Самцхе, Джавахети, Артаани, Спети. В нач. IX в., воспользовавшись ослаблением Арабского халифата, А. В. захватил часть Шида-Картли и стал владельцем земель «от Кларджети до Ксани» (Матиане Картлиса. С. 29). Сумбат Давитисдзе неправильно считает, что граница его земель доходила до Бардави.

http://pravenc.ru/text/77252.html

Григор Нарекаци и заказчик Симеон. Миниатюра из " Книги скорбных песнопений " Григора Нарекаци. Мастер Церун. 1391 г. Васпуракан (Матен. 1874. Л. 1 об.) Католикос Закария (854-876), при к-ром произошло значительное сближение с православными (халкидонитами), был автором мн. неопубликованных произведений экзегетического характера. Хамам (Х в.) считается автором толкований на Книгу Иова, на Притчи Соломоновы и на Книги пророков. Католикос Анания Мокаци (946-965) написал многочисленные послания на различные церковные темы. Еп. Хосров Андзеваци Великий (ок. 900-965) составил литургические изъяснения (Комментарий на Божественную литургию и Истолкование Служебника), пользовавшиеся в последующие века большим авторитетом. Вершиной церковной поэзии считается творчество его сына Григора Нарекаци (945-1010), автора знаменитой «Книги рыданий» (или «Книги скорбных песнопений»), к-рый подвизался также в экзегетическом жанре (Толкования на Песнь Песней и Книгу Иова). Заслуживает упоминания и его учитель Анания Нарекаци , написавший для католикоса Хачика I (973-992) трактат «Корень веры» в защиту традиц. монофизитства, а также автор сочинений против секты тондракитов . Еп. Атом Андзеваци в Х в. создал переработку «Айсмвурка» (Синаксаря). Григор Магистр Пахлавуни был автором многочисленных стихотворений и писем, комментария к «Грамматике» Дионисия Фракийского, а также переводов диалогов Платона. Писателем был и его сын, католикос-пустынник Григор Вкаясер (Мучениколюбец) († 1105), собравший множество мартирологов и писавший на догматические темы. Вардан Анеци (X-XI вв.) был автором поэтического толкования на видение прор. Иезекииля. Значительное наследие в области экзегетического, догматического, литургического и апологетического жанров оставил известный католикос Нерсес IV Шнорали (1166-1173), происходивший из армян, проживших в Сирии (Чёрная гора). Он значительно обогатил арм. стихосложение, сочинив классическую поэму «Слово о вере», переложение евангельской истории, элегическую песнь «Иисус Сын Единородный», посвященную как библейским событиям, так и житиям праведных мужей, а также знаменитую «Элегию на взятие Эдессы». В своем «Соборном послании» Нерсес обличает обмирщение монашества. Католикос Григор IV Тла (Отрок) был автором неск. посланий и «Плача на взятие Иерусалима». Ученик Шнорали Нерсес Ламбронаци (1153-1198), живший в киликийской Ромкле, резиденции католикосов, был автором различных экзегетических и богословских произведений. Ему принадлежат вероучительная речь, произнесенная на Соборе в Тарсе в 1197 г., а также панегирики на праздники Вознесения и Сошествия Св. Духа, жития, поэтические произведения (шараканы), многочисленные переводы. Вардапет Мхитар Гош († 1213) - ученый, автор фундаментального канонического собрания (Судебника) и сборника притч. Поэтику притч совместил с искусством проповеди знаменитый Вардан Айгекци. Поэтическое творчество армян в период татар. владычества отражает «Плач соборной церкви Валаршапата» Степаноса Орбеляна.

http://pravenc.ru/text/76104.html

665 Так мы примиряем с другими источниками Скилицу, который растягивает бунт на полных два дня, а удаление Калафата в Студийский монастырь относит к утру среды, относя к этому же дню, 21 апреля, его ослепление и ссылку. В «Советах и рассказах византийского боярина»//Ж, М. Н, Пр., 1881, август. С. 347, указан и час ослепления – 3-й дня, т. е. 9 часов утра. 666 Атталиот (17) говорит, что посажены были на мулов тотчас по выходе из монастыря, потом стащены с мулов и ослеплены. Но это – неточность, исправляемая Пселлом и Скилицей. 667 Psell., IV, 91–95, 97, 100–103 (Zonar., IV, 152–154; Manass., 264; Georg., 877, 919; Ephr., 134 h Psell., V, 130 ;Attal., 13–17; Cedr.,II, 537–540 (Glyc., 589–592; loel, 62–63); Codin., 156; Arisdag., 53–54; Matth. d " Ed., 72–73; Вардан, 123; Mkhithar d’Airiv., 91; Lup. Prot., 58; Anon. Bar., 325–326; Guil. Apul., 251; Rom. Sal.. 168; Dandolo, 245. Время царствования у некоторых греческих писателей обозначается круглым счетом: 4 месяца (Глика, Манасси, Продолжатель Георгия), 5 месяцев (Атталиот). У иностранных писателей неверно: 5 месяцев (Анон, Барийский), 6 месяцев (Аристакес), даже более года (Ромуальд Салернский). Вардан Великий и Мехитар Айриванкский дополняют рассказ об ослеплении легендарной подробностью, что на месте ослепления Калафата найден камень с надписью «Здесь помрачится царь», Константин Мономах, по вступлении на престол, перевел Калафата из монастыря Элегмона на остров Хиос, а Кон-стантина-новеллисима на Самос, См.: Cedr., II, 543. 668 Так вполне правдоподобно излагает дело Пселл (IV, 101–102). У Скилицы (Cedr., II, 539–540) оно представлено в лицах. Роль партии Феодоры перенесена на саму Феодору и говорится, что когда она прибыла во дворец и поставлен был вопрос, как поступить с Калафатом, Зоя отказалась его казнить, но Феодора приказала эпарху Кампанару ослепить. Неверность такого представления видна уже из того, что а) ослепление Калафата совершилось до прибытия Феодоры во дворец, а не после, б) эпарху Кампанару поручение ослепить Калафата не было даваемо, оно возложено на каких-то палачей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

С.Б. Дашков Приложения Императоры Византии 306–1453 (список) Приводится по изданию: Дашков С.Б. Императоры Византии. М.: Издательский дом «Красная площадь», «АПС-книги», 1996. Императоры Византийской Империи до завоевания ее крестоносцами Константин I Великий (306–337) Лициний (308–324) Констант I (337–350) Констанций II (337–361) Юлиан II Отступник (361–363) Иовиан (363–364) Прокопий (узурпатор, правил ок.365) Валент II(364–378) Феодосий I Великий (379–395) Аркадий (395–408) Феодосий II Младший (408–450) Маркиан (450–457) Лев I Макелла Фракианин (457–474) Лев II (474) Зинон (474–491,475–476 – вне Константинополя) Василиск (475–476) Анастасий I Дикор (491–518) Юстин I (518–527) Юстиниан I Великий (527–565) Феодора I (527–548) Юстин II (565–578) Тиверий II (574–582) Маврикий (582–602) Фока (602–610) Ираклий I (610–641) Константин III (641) Ираклеон (Ираклий II) (641) Констант II (641–668) Константин IV Погонат (668–685) Юстиниан II Ринотмет (685–695 и 705–711) Леонтий (695–698) Тиверий III (Апсимар) (698–705) Фнлиппик (Вардан) (711–713) Анастасий II (Артемий) (713–716) Феодосий III (715–717) Лев III Исавр или Сириец (717–741) Константин V Копроним или Каваллин (741–775, 742–743 – вне Константинопля) Артавасд (742–743) Лев IV Хазар (775–780) Ирина (780–790 и 797–802) Константин VI Слепой (790–797) Никифор I Геник (802–811) Ставракий (811) Михаил I Рангаве (811–813) Лев V Армянин (813–820) Михаил II Травл (820–829) Феофил (829–842) Феодора (II) (842–856) Михаил III Пьяница (856–867) Василий I Македонянин (867–886) Лев VI Философ (886–912) Александр (912–913) Зоя I Карвонопсина (914–919) Роман I Лакапин (919–944 16 дек.) Константин VII Порфирогенет (самостоят. с 27 янв. 945 – †959 ноябрь) Роман II (959– †963 марта 15) Феофано (963) Никифор II Фока (963–969) Иоанн I Цимисхий (969–976) Василий II Булгароктон (976–1025) Константин VIII (1025 –1028) Роман III Аргир (1028 –1034) Михаил IV Пафлагон (1034–1041) Михаил V Калафат (1041 –1042) Зоя II Порфирогенита (1042) Константин IX Мономах (1042–1055)

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

И.А. Карабинов называет Великий канон «покаянной автобиографией» преподобного Андрея 387 . Однако к такой характеристике нужно относиться весьма осторожно. Не следует нечестиво и слишком буквально думать, что святой Андрей в тексте канона перечисляет собственные грехи; «покаянной автобиографией» Великий канон может быть назван лишь в том смысле, что преподобный Андрей при его составлении опирался на свой богатый пастырский опыт и знание человеческой души. Впрочем, частичная справедливость в таком наименовании остаётся, ибо одним из мотивов к составлению канона, как полагают, мог стать эпизод из биографии святого. Византийский император Филиппик Вардан (711–713) был убеждённым монофелитом и в 712 году заставил некоторых епископов, в том числе и преподобного Андрея, подписать осуждение VI Вселенского Собора. Вскоре нечестивый император был свергнут, Православие восстановлено, но преподобный Андрей не мог не переживать по поводу своего малодушия и своё раскаяние выразил в тексте Великого канона 388 . Таким образом, принимая мнения о том, что святой Андрей составил свой канон в преклонном возрасте и что события 712 года могли стать дополнительным стимулом к написанию Великого канона, можно для самого произведения предложить расширенную датировку: 720–730-е годы. Каков был первоначальный объём канона, составленного преподобным Андреем? С одной стороны, в том, что покаянные тропари являются авторскими, никто не сомневается. С другой стороны, однозначно можно сказать, что тропари в честь преподобной Марии и преподобного Андрея к канону в его оригинальном виде не имеют отношения. Однако в вопросе о происхождении ирмосов, Троичных и Богородичных исследователи расходятся. Архиепископ Филарет (Гумилевский) полагает, что ирмосы не принадлежат святому Андрею, а их позже добавил к канону преподобный Иоанн Дамаскин 389 . И.А. Карабинов считает, что ирмосы составлены самим преподобным Андреем, но в отношении его канонов в целом говорит: «Троичны и большая часть Богородичнов в канонах св. Андрея едва ли принадлежит ему, ибо встречаются такие рукописи, где Троичнов нет, а Богородичны поставлены другие. Быть может, и Троичны, и часть Богородичнов принадлежат перу св. Феодора Студита » 390 . Наконец, наш современник диакон В. Василик говорит: «Великий канон – изначально целостное произведение, поздними являются только тропари, посвящённые самому Андрею Критскому и Марии Египетской , всё остальное принадлежит святому Андрею» 391 . Последняя точка зрения является наиболее вероятной.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Разделы портала «Азбука веры» Аудио и видео Толкования: Переводы: Тесты:   Великий канон — выдающееся литургическое произведение умилительного, покаянного характера, читаемое в Церкви за богослужением в определённые дни Великого поста. Основополагающая роль в написании текста канона принадлежит святому Андрею Критскому . Почему Великий канон носит имя святого Андрея Критского ? Первоначальный текст Великого канона, составленный критским святым, впоследствии был восполнен другими христианскими авторами. Несмотря на то, что это произведение и само по себе отличалось большим художественным достоинством, имело высокое богословское и духовно-нравственное значение, последующие церковные писатели нашли, чем обогатить и украсить его, доведя до уровня высочайшего литургического образца. Считается, что оригинальный вариант был написан Андреем Критским под влиянием личных переживаний и поисков, глубокого покаянного сокрушения. Великий канон — одно из последних произведений преподобного Андрея, написан им уже в старости. Это подтверждается характерными деталями в тексте самого канона: «Повержена мя, Спасе, пред враты Твоими, поне на старость не отрини мене во ад тща» (1я песнь, 13й тропарь; нумерация тропарей дается по полной версии канона в четверг 5й седмицы поста), «От юности, Христе, заповеди Твоя преступих… унынием преидох житие» (1я песнь, 20й тропарь), «Исчезоша дние мои, яко соние востающаго: темже яко Езекия слезю на ложи моем, приложитися мне летом живота» (7я песнь, 20й тропарь). Утверждают, что канон был написан им для себя. Одним из мотивов к составлению канона, как полагают, мог стать эпизод из биографии святого. Византийский император Филиппик Вардан (711–713) был убежденным монофелитом и в 712 году заставил некоторых епископов, в том числе и преподобного Андрея, подписать осуждение VI Вселенского Собора. Вскоре нечестивый император был свергнут, православие восстановлено, но преподобный Андрей не мог не переживать по поводу своего малодушия и свое раскаяние выразил в тексте Великого канона.

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-kan...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАНАКАН ВАРДАПЕТ [арм. ; Ованнес Тавушеци] (1181-1251), арм. историк, богослов, основатель хоранашатской школы, церковный и политический деятель. Род. в провинции Тавуш, обл. Утик. Образование получил в мон-ре Нор-Гетик у Мхитара Гоша , учителя к-рого тоже звали Ованнес вардапет Тавушеци. Чтобы различать этих одноименных авторов, младшего Ованнеса Тавушеци принято называть В. В. Вернувшись по окончании обучения на родину, В. В. построил мон-рь Хоранашат в Тавуше, в к-ром основал б-ку (матенадаран) и школу. Будучи настоятелем этого мон-ря он воспитал мн. учеников, ставших выдающимися деятелями арм. культуры XIII в. ( Вардан Великий , Григор Акнерци, Тэр Исраэл, Киракос Гандзакеци , Маркос, Состенос и др.). В 1236 г. его деятельность была прервана вторжением монголо-татар. В. В. с учениками попал в плен и был освобожден через неск. месяцев благодаря выкупу, собранному жителями крепости Гаг. В том же году В. В. выкупил «плененное» в 1233 г. монголо-татарами рукописное Евангелие из его мон-ря (содержащее колофон с информацией о нем). Мнение ученого вардапета часто было решающим при обсуждении конфессиональных и др. важных вопросов. В. В. завещал похоронить себя на кладбище бедняков с вост. стороны мон-ря Хоранашат. Научное наследие В. В. обширно и разнообразно: толкования на ВЗ и НЗ (самым объемным из этих комментариев является «Толкование на книгу Иова»), проповеди, энкомии, утерянный исторический труд, который, согласно его ученикам Вардану и Киракосу (для к-рых он, очевидно, служил источником), представлял собой историю Армении с древнейших времен до 1-й пол. XIII в. Важнейшим дошедшим до нас его произведением признана книга вопросов и ответов (эротематический сборник). В этой своеобразной энциклопедии истории арм. культуры до XIII в. вопросы и ответы представлены в сжатом, законспектированном виде, доступном и понятном образованному читателю того времени, но не всегда поддающемся расшифровке в наст. время (не опубл.).

http://pravenc.ru/text/154041.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010