После смерти великого Ованеса Воротнеци и разрушения Верхней страны 654 жестоким тираном Тимуром он вернулся в свой родной край, Каджберунийскую область, в прославленную Божью обитель, монастырь Аствацацин, прозванный Сухараванк, и поступил к великому вардапету Саргису 655 . И здесь учился с великим старанием. Его товарищем по учебе был отшельник монастыря Хогиац-ванк великий вардапет Вардан 656 , впоследствии ставший преемником вардапетской кафедры блаженного Саргиса. Пробыв у него десять лет и им же рукоположенный в вардапеты, он стал просвещать всех мудростью и знанием, письмом и чтением, хвалебными гимнами [гандзами] и духовными песнями, и [когда он проповедовал в церкви], она казалась неземной и уподоблялась небесной обители. Получив от своего учителя право обучать и набирать учеников, он отправился в Бзнунийский край и поселился в городе Арцке в св. монастыре Степаноса Первомученика, в обители Ципна, на прежнем своем месте. Вокруг него собралось множество священнослужителей и любознательных монахов. Он утешал их неизреченной и неисповедимой отрадой, знанием Св. писания, мудростью Ветхого и Нового заветов, увещевал всех [придерживаться] истинной веры и добродетели. Безрассудных учил уму-разуму, невежественных призывал разуметь Господа, освобождал пленных, одевал нагих, больных душой и телом успокаивал, скорбящих утешал, неимущих кормил, в непрестанном бодрствовании денно-нощно трудился, собственноручным переписыванием книг 657 зарабатывал деньги и раздавал их нищим. Для всех был он желанным – для Бога, ангелов и людей, верующих и неверующих. Чужеземцы, видевшие все это, завидовали нам, армянам, имевшим такого пастыря. Он был назван вторым Вкайасером [Мартирофилом] этого последнего времени, ибо собрал множество сочинений наших и чужих [авторов], древние и подвергшиеся порче [рукописи]; утерянные и никому не известные истории всех святых он из тьмы вывел на свет и составил книгу «Пролог». Собрав уже имевшиеся гимны древних вардапетов, преданные забвению и лежавшие без пользы, он искусно отредактировал и составил Кондакарь в стихах и с мелодией, на радость и в усладу отрокам церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Так, благодаря проложному житию Нерсеса Мшеци сохранилась дата его смерти – 1284 г., которая, в свою очередь, выявляет продолжительность деятельности Нерсеса Мшеци в Гладзорском университете и начало деятельности его преемника Есаи Ничеци. Скупые строки проложного жития, упоминающие лишь об учебе Нерсеса Мшеци в монастыре св. Лазаря и затем обучении у Вардана Аревелци, дополняются более обстоятельными и конкретными сведениями памятных записей, проливающими свет на годы и обстоятельства его учебы у Вардана Аревелци и раскрывающими полную тревог, волнений и беспокойств деятельность образовательных научных центров Армении XIII в. Вардан Аревелци в течение нескольких лет много раз вынужден был со своими учениками перебираться с места на место. В памятной записи Вардана от 1267 г., написанной к Толкованию книги Даниила, он просит наряду с князьями Садуном, Смбатом, Курдом, Прошем помянуть «и брата нашего вардапета Нерсеса, ибо и он трудился над рукописью». После смерти Вардана Нерсес вновь возвращается в Муш, в монастырь св. Лазаря, и занимается педагогической деятельностью; там он остается до 1279 г. В 1283 г., видимо, по приглашению князей Прошянов, он перебирается в Гладзорский монастырь (Ахберц-ванк), основывает школу, которая под его руководством вскоре становится одним из важных очагов науки и просвещения. Житие Нерсеса Мшеци В сей день 733 года нашего летосчисления в Гладзорском монастыре почил во Христе великий и знаменитый наш вардапет Нерсес. Он был [родом] из Тарона 507 , города Муша 508 , воспитывался и учился в прославленном монастыре [св.] Лазаря, сиречь святых Апостолов 509 . Он поистине превосходно изучил греческую письменность, свободно владел языком ромеев и знал [историю] их иерейства. Потом, встретив великого и божественного вардапета Вардана 510 , стал его учеником. После же переселения его из этого мира занял его кафедру и, обучая Священному писанию, просвещал наукам и армянский народ. Достигнув спокойной старости, он почил во Христе в Гладзорском монастыре и стал заступником армянского народа перед Христом. Житие Георга Скевраци

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

876 См.: И. А. Абуладзе. Грузино-армянские литературные связи в IX-X вв. Исследования и тексты. Тбилиси, 1944, с. 114–123. 878 См.: Г. Алишан. Памятники страны Армянской, т. II, гл. 24, с. 276 (на арм. яз.); Я. Я. Марр. Указ. статья, с. 23–24. 880 Ниже приводим фрагменты из истор. трудов, содержащие сведения о Иезидбузиде. Арсен Сапарели: «Как только епископ Нершапух известил Нерсеса [Нерсеха] католикоса... повелели созвать второй великий собор в том же Двине во второй год [патриаршества] и на втором году правления Хосрова [Хусаро], в тот год, когда был замучен св. Издбузит [Азид-бузит]» (Л. Меликсет- Бек. Грузинские источники об Армении и армянах. Ереван, 1934, с. 40). Степанос Таронеци: «На 14-ом году [царствования] императора Юстиниана и на 24-ом году [правления] Хосрова, сына персидского царя Кавада, ввели армянское летосчисление. В год, когда св. Иезидбузид почил во Христе. Армяне в этот год и в это время отказались от общения с греками». (Степанос Таронеци. Всемирная история, с. 83). Самвел Анеци: «Юстиниан и Хосров заключили мир, и процветало согласие во всей церкви. Св. Иезидбузид, он же Махож, мученически отошел ко Христу. [С ним] также Саак, Самвел и Иызытмухаст из того же народа». (Самвел Анеци. Хроника, с. 75). Вардан Аревелци: «Владыке Христофору наследует владыка Хевонд – 2 года; владыка Нерсес – 9 лет. В его время царь парсийский Хосров совершил набег на Армению с целью взять Варда: на поле Хазамахском произошло великое сражение, на котором было истреблено парсийское войско при содействии молитвы св. патриарха Нерсеса. В это же время св. Издбузит, что означает «Богом спасенный», умер мученическою смертью в Девине от руки марзпана Вахана; ибо после Варда марзпаны назначались из Парсов. Св. патриарх Нерсес предал земле тело св. мученика, близ патриаршего дворца, построив над ним церковь из тесаного камня» (Всеобщая история Вардана Великого. Пер. Н. Эмина, с. 73). Мхитар Айриванеци: «552 г. – Основание церкви святой Софии Юстинианом, мученичество Иезидбузида». (История Армении. М., 1860, с. 48).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Феодор Дука Ангел Комнин – деспот Эпира (1215–1230) 304–306, 312 Феодор из Мисфии – византийский военачальник 225, 226, 231 Феодор Лалакон – византийский воин 207 Феодор Продром – византийский писатель 255 Феодор Стратилат – святой великомученик 210, 211, 213, 232 Феодор Студит – византийский богослов, исповедник иконопочитания, преподобный 107 Феодора – жена императора Феофила 184 Феодора – жена Юстиниана II 119, 120 Феодора – сестра императрицы Зои 235 Феодора Комнина – жена Генриха Австрийского 269 Феодосий I Великий – византийский император (379–395) 21, 31, 32, 42, 58–61 Феодосий II – византийский император (408–450) 42 Феодосий – сын Атаульфа 62 Феодосий Месоникт – византийский воин 202 Феотим – епископ Скифии 39 Феофан – византийский полководец, патрикий 179–181 Феофан Готский – епископ, участник I Вселенского Собора 17 Феофан Исповедник – византийский хронист, исповедник иконопочитания (ок. 760–818) 107, 108, 155, 176, 182, 216 Феофил – византийский император (829–842) 144, 184, 218 Феофил – епископ александрийский 39 Феофил, епископ евхаитский – см. Филофей Феофил – митрополит готский, участник I Вселенского Собора 32 Феофил – приближенный Юстиниана II 119 Феофилакт – кувикулярий 120 Феофилакт Симокатта – византийский историк (ок. 580-х гг. – после 641 г.) 97, 98, 112 Фивадий – участник свадебной церемонии Атаульфа 62 Филемут – предводитель герулов 69 Филипп – римский император (244–249) 18 Филиппик (Вардан) – византийский император (711–713) 121, 122 Филоксен – посланник 53 Филон – еврейский философ-платоник 15 Филосторгий – церковный историк, арианин (ок. 368–440) 21, 22, 24 Филофей (Феофил) – епископ евхантский, дипломат 192 Фока – византийский император (602–610) 95 Фома – один из двенадцати апостолов 16 Фома – евнух, приближенный императора Мануила I 272, 273 Фома Славянин – мятежник 176 Фотий – патриарх константинопольский (858–867, 877–886) 21, 26, 46, 58, 60,129, 131, 132, 177, 178, 182 Фраат, сын Фраата – парфянин, заложник 65 Фравиф – византийский полководец 33–35

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Согласно составленному для основателя Македонской династии имп. Василия I родословию, он считался потомком арм. царского рода Аршакидов (Аршакуни) и, согласно арм. преданиям, пожелал получить корону из рук князя князей (ишханац ишхан), а впосл. царя Армении Ашота Багратуни ( Вардан Великий. Всеобщая история. М., 1861. С. 116), чьему роду со II в. до Р. Х. принадлежала должность венцевозлагателей (т‘агадир) арм. царей. Ашот Багратуни добился удаления из страны арабов, положив конец 200-летнему араб. владычеству в Армении. После того как арм. нахарары и католикос провозгласили Ашота царем, он получил инсигнии власти от халифа (885/6); имп. Василий I также прислал ему корону и объявил его своим «любимым сыном». Патриарх К-польский Фотий, автор легенды о царском происхождении Василия, также имевший арм. корни, состоял в переписке с арм. католикосом Закарией и Ашотом Багратуни (ППС. 1892. Т. 2. Вып. 1; см.: Юзбашян. С. 261-267; Ширинян М. Э. «История» Мовсеса Хоренаци и «генеалогия» Патриарха Фотия//Аштанак. 1995. 1. С. 85-96 (на арм. яз.)). Именно в эту эпоху в Византии получило распространение житие свт. Григория Просветителя , произошло перенесение в К-поль мощей арм. святых - Григория Просветителя в Св. Софию и преподобномучениц Гаиании и Рипсимии в ц. Св. Троицы. Однако арм. Багратиды не признавали себя вассалами империи, а включение их как «духовных сыновей» в визант. «семью народов» имело значение скорее для самой Византии ( Арутюнова-Фиданян. С. 9). Крест царя Ашота Ерката (924 - 929) и ставротека XVIII в. (Музей собора Эчмиадзина) Крест царя Ашота Ерката (924 - 929) и ставротека XVIII в. (Музей собора Эчмиадзина) В IX-XI вв. Армения переживала период расцвета, именуемый в историографии «эпохой Багратидов». Визант. имп. Лев VI Мудрый и арм. царь Смбат I ок. 891 г. заключили союз и торговый договор, открывающий для Византии новые рынки на Востоке. В царствование имп. Константина VII Багрянородного Византия пыталась установить политический союз с правителями Армении, Грузии и Кавказской Албании.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Останки священномученика были брошены на съедение псам. Хан Омуртаг (814-831), к-рый продолжил преследования христиан, не желавших отрекаться от своей веры, приказал бить епископов Георгия Девельтского и Петра (кафедра к-рого не указана) жезлами, а затем обезглавить. Никейскому еп. Льву распороли чрево (эта епископская кафедра Никеи, или Никицы, находилась во Фракии, подчинялась Адрианополю - Dujcev, Follieri. 1963. P. 97). Военачальники Лев и Иоанн, а также Гавриил и Сионий были усечены мечом, пресв. Пард побит камнями, а некий Георгий скончался в результате избиений. В заголовке сказания в Синаксаре К-польской ц. указан также Марин, но в тексте он не упоминается. В числе мучеников были и родственники буд. византийского имп. Василия I Македонянина ( Theoph. Contin. V 4), а также 14 казненных болгарами христиан (пам. визант. 29 февр.), отказавшихся есть мясо в Великий пост, о к-рых известно из 93-й гл. «Малого катехизиса» прп. Феодора Студита ( Sancti... Theodori Studitae prapositi Parva Catechesis/Ed. E. Auvray. P., 1891. P. 220-223). Мученичество Мануила, Георгия, Петра Адрианопольских. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 345) Мученичество Мануила, Георгия, Петра Адрианопольских. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 345) Минея служебная Vat. gr. 2008 1101/02 г. под 23 янв. содержит службу мученикам, пострадавшим в Болгарии, к-рую составил прп. Иосиф Песнописец . В ней названо намного больше имен, чем в синаксарном сказании: Петр, Лев, Ипатий, Констант, Феофил, Михаил, Лев, Артавазд, Полихроний, Иоанн, Феодор, Хотомир, Симеон, Самуил, Ипатий, Асфир, Феодор, Константин, Куперг, Вардан, Лев, Георгий, Давид, Гавриил, Петр, Павел, Пард, Иоанн, Христофор, Мария (жена Петра), Григора, Илия, Аравей, Мартин, Стратигий, Любомир, Скривиан ( Dujcev, Follieri. 1963. P. 75-85). Сообщение синаксарного сказания о том, что в Адрианополе проживали люди из разных концов империи (SynCP. Col. 414), подтверждает наличие среди имен 377 мучеников славянских, протоболгарских и армянских.

http://pravenc.ru/text/2561912.html

Победа Салах-ад-Дина над крестоносцами и отвоевание Иерусалима (1187) совпали с наивысшим расцветом средневек. Грузии в правление царицы св. Тамары (1184-1213). Грузия выдвинулась на лидирующие позиции в ближневост. политике, а св. Тамара, подобно визант. императорам, позиционировала себя как покровительница вост. христианства и, в частности, грузинских мон-рей Палестины. После прибытия ко двору Салах-ад-Дина посольства царицы Тамары (ок. 1190) между Грузией и Айюбидами были установлены дружественные отношения: аль-Испаани, придворному султана Салах-ад-Дина, была передана «Клятвенная книга» св. Тамары ( Абу Бакр Ибн Ал-зак Кунави. 1975. С. 226), составленная в 1190 г. Документ позволяет установить, что грузины получили льготы либо сразу в 1190 г., либо до конца правления Салах-ад-Дина (1193). Св. Тамара предложила султану 200 тыс. динаров в качестве выкупа за «Святой Крест», но он отказал ей, так же как и англ. и визант. послам ( Цагарели. 1888. С. 49; Джапаридзе. 1995. С. 135; Мамиствалишвили. 2002. С. 20-21), тем не менее св. Тамара смогла вернуть грузинам К. м. и др. груз. обители в Иерусалиме ( Перадзе. 1995. С. 32; Мамиствалишвили. 2002. С. 22). Груз. монахи получили все исторические привилегии и пользовались ими до нач. XVII в. Груз. мон-рям была возвращена собственность, утраченная после захвата Палестины Салах-ад-Дином. Паломники из Грузии получили возможность посещать Св. землю, не выплачивая податей, и въезжать в город с поднятыми знаменами. В 1192 г. Салах-ад-Дин передал во владение груз. клирикам участок в храме Гроба Господня. В это время произошло обновление внутреннего убранства кафоликона К. м. Новые фрески были написаны исходя из первоначальной программы росписи церкви. Стиль росписи считается настолько близким к иконографии афонских монастырей, что было выдвинуто предположение об обучении иконописцев К. м. на Афоне. Сведения арм. историков Киракоса Гандзакеци и Вардана Великого (Аревелци) подтверждают, что в нач. XIII в. положение грузин в Палестине улучшилось. После подписания соглашения между св. Тамарой и Хлатским государством грузины находились в привилегированном положении ( Вардан Великий. 1861. С. 181-182; Киракос Гандзакеци. 1946. С. 155-157).

http://pravenc.ru/text/2459035.html

Странствование по святым местам Востока с 1723 по 1747 г. СПб., 1800. Ч. 1; Tischendorf K., von. Reise in den Orient. Lpz., 1846. 2 Bde; Grotefend C. L. Die Edeiherren von Boldensele oder Boldensel//Zeitschrift des Hist. Verein fur Niedersachsen. Jg. 1852. Hannover, 1855. S. 209-287; Иона (Гедеванишвили), митр. Странствование. Тифлис, 1852 (на груз. яз.); Tobler T. Topographie von Jerusalem und seinem Umgebungen. B., 1854. Bd. 2; Вардан Великий. Всеобщая история Вардана Великого/Пер. с арм. яз.: Н. Эмин. М., 1861; Frescobaldi L. Viaggi in Terra Santa. Firenze, 1862; Даниил, игум. Путешествие игум. Даниила по Святой земле в нач. XII в. (1113-1115)/Ред.: А. С. Норов. СПб., 1864 (на рус., франц., древнерус., лат. яз.); он же. Житье и хождение Данила, Русьскыя земли игумена, 1106-1108 гг. СПб., 1883. (ППС; Т. 1. Вып. 3(1)); Досифей II Нотара, патр. Послания Иерусалимского патр. Досифея в Грузию/Ред.: П. Иоселиани, пер. с греч. яз.: еп. Порфирий (Успенский). Тифлис, 1866; Серапион, инок. Путник, или Путешествие во Св. землю Матронинскаго мон-ря инока Серапиона//Паломники-писатели Петровского и послепетровского времени, или Путники во град Иерусалим/Сост.: архим. Леонид (Кавелин). М., 1874. С. 78-128; Quaresmius F. Historica Theologica et moralis terrae sanctae elucidatio. Venetiis, 1880. Vol. 1; Савва I (Неманич), архиеп. Путешествие св. Саввы, архиеп. Сербского, 1225-1237 гг. СПб., 1884. (ППС; Т. 2. Вып. 5(2)); Зевульф. Путешествие Зевульфа в Святую землю. СПб., 1885. (ППС; Т. 3. Вып. 3(9). Прил.); Цагарели А. Сведения о памятниках груз. письменности. СПб., 1886. Т. 1; он же. Памятники груз. старины в Святой Земле и на Синае. СПб., 1888. (ППС; Т. 4. Вып. 1(10)); Позняков В. Хождение купца Василия Познякова по св. местам Востока. СПб., 1887. (ППС; Т. 6. Вып. 3(18)); Зосима, иером. Хожение инока Зосимы, 1419-1422. СПб., 1889. (ППС; Т. 8. Вып. 3(24)); Иоанн Фока. Сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о св. местах Палестины, конца XII в.

http://pravenc.ru/text/2459035.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Гомилетика АЛЕКСАНДР (Кременецкий Александр Стефанович (1842 или 1843 - 1918 ), архим., духовный писатель, проповедник АЛЛЕГОРИЯ иносказание, изображение отвлеченного понятия через конкретно представляемый образ Священного Писания ВАРДАН МАЛЫЙ (ок. 1260 - ок. 1326), арм. богослов, автор неск. проповедей, толкований и церковных песнопений (шараканов) ВИНОГРАДОВ Василий Петрович (1885 - 1968), протопресв. Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ), богослов ВЛАДИМИР (Тихоницкий Вячеслав Михайлович; 1873 - 1959), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов в юрисдикции К-польского Патриархата ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730), свт. (пам. 12 мая) ГОМИЛЕТИКА наука о церковной проповеди, в систематическом порядке излагающая учение о данном виде пастырского служения ГРИГОРИЙ Цамблак (ок. 1364-1365 - зима 1419/20), митр. Киевский Западнорусской митрополии, дипломат, болг., серб., молдав. и рус. писатель (проповедник, агиограф, гимнограф), представитель тырновской книжной школы ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста) ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.) ЗЛАТОУСТ древнерус. учительный сборник устойчивого состава, в к-рый входят дидактические и гомилетические сочинения, расположенные в соответствии с годовым кругом богослужения ИЛИЯ (Миньятис) [устар. Миниатис, Минятий] (1669 - 1714), еп. Керницкий и Калавритский (с 1710), известный греч. проповедник ИОАНН ЗЕДАЗНИЙСКИЙ [Иоане, Иоване; Зедазенский, Зедазнели, Зедазаднели] (VI в.), прп. (пам. 7 мая), основоположник монашества в Вост. Грузии, учитель и предводитель 12 сирийских отцов, основатель мон-ря Зедазени ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ИОАННИКИЙ (Иоанн; 1930-2007), архим., проповедник, духовный писатель и поэт, издатель (Румынская Православная Церковь)

http://pravenc.ru/rubrics/122802.html

Г. Степанян//Кавказ и Византия. Ер., 1988. Вып. 6. С. 268-275; Les homélies du catolicos Hovhan Mandakuni/Trad. l " archev. Y. Tabakian. Antélias, 2000. Ист.: Лазар Парпеци. История Армении. Послание Вахану Мамиконяну/Пер. с древнеарм. и коммент.: Б. Улубабян. Ер., 1982. С. 297-487 (на арм. яз.); Вардан Великий. Всеобщая история/Пер.: Н. О. Эмин. М., 1861. С. 70; Киракос Гандзакеци. История Армении/Пер.: Л. А. Ханларян. М., 1976. С. 57; Самуэл Анеци. Извлечения из книг историков. Вагаршапат, 1893. С. 72 (на арм. яз.); Иованнес Драсханакертци. История Армении/Пер.: М. О. Дарбинян-Меликян. Ер., 1986. С. 76. Лит.: Саргисян Б. Критическое исслед. об Иоанне Мандакуни и его сочинениях. Венеция, 1895 (на арм. яз.); Бюзандаци Н. Три понимания Иоанна Мандакуни//Лума. Тифлис, 1901. Т. 2. С. 369-380 (на арм. яз.); Тер-Мкртчян К., еп. Иоанн Мандакуни и Иоанн Майрагомеци//Шогакат. Вагаршапат, 1913. Т. 1. С. 84-113 (на арм. яз.); Дурян Е. Новая рукопись речей Мандакуни//Сион. 1927. Т. 1. 10. С. 308-309; 11. С. 343-346; 12. С. 372-373; 1928. Т. 2. 1. С. 19-21; 3. С. 84-86; 4/5. С. 133-135; 6. С. 179-180; 7. С. 211-213; 8/9. С. 246-248; 10/11. С. 312-313; 12. С. 370-371; 1929. Т. 3. 1. С. 27-28; 2/3. С. 65-67; 4. С. 119-121 (на арм. яз.); он же. Исправленные строки в рукописях//Там же. 1928. Т. 2. 12. С. 371-373 (на арм. яз.); Торосян О. Сравнение речей Иоанна Мандакуни «О деньгах и ростовщичестве» и Василия Кесарийского «Против ростовщиков»//Базмавеп. Венеция, 1927. 84. С. 65-73 (на арм. яз.); Акинян Н., Тер-Погосян П. Католикос Ованнес I (Мандакуни, 480-502 гг.): Лит. исслед.//HAms. 1971. Bd. 85. N 4/6. S. 137-162; N 7/9. S. 289-322; N 10/12. S. 385-398 (на арм. яз.); Акопян Г. Шараканы, приписываемые Иоанну Мандакуни//Эчмиадзин. 1971. 4. С. 31-36 (на арм. яз.); он же. Жанр шараканов в арм. средневек. лит-ре: V-XV вв. Ер., 1980. С. 91-101 (на арм. яз.); Айрапетян С. История арм. древней и средневек. лит-ры. Ер., 1994. С. 258-259 (на арм. яз.); Кеосеян А. Очерки богословия арм. средневек.

http://pravenc.ru/text/2578123.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010