114 Glubb, 1966, с. 144, тар XVII. Глабб исходил из того, что в тоже время другая византийская армия стояла на Йармуке, а палестинская группа обходила мусульманскую армию с тыла. Но он не знал, что сведения арабских авторов о выходе византийцев на рубеж Йармука в 13 г. х. – анахронизм. М. В. Кривов также верит в сражение при Йармуке в 634 г [Кривов, 1986, с. 94]. 115 Азди 1, с. 72; Азди 2, с. 84. Правда, здесь говорится об угрозе Шурах-билу со стороны Вардана, правителя Химса, который намеревался отрезать Шурахбила, однако впоследствии оказывается, что именно Вардан командует армией, пришедшей к Аджнадайну (ср. выше, примеч. 60). 116 Л. Каэтани считает, что эта численность мусульманских войск тоже преувеличена, поскольку, по его мнению, общая численность мусульман после смерти Мухаммада не превышала 100 000 человек (Caetani, 1910, с. 41). С этим трудно согласиться, ибо формально вся Аравия в 634 г. была мусульманской. 117 Феоф., т. 1, с. 337, т. 2, с. 2b1; впрочем, сведения Феофана могут относиться к следующему году, так как о сражении в Палестине или южнее Джабии он не упоминает. 118 А. Нот считает, что почти обязательные при каждом описании больших сражений сведения о командовании отдельными частями армий являются данью принятому шаблону и не имеют ничего общего с действительностью [Noth, 1973, с 101 – 104]. Для нас в данном случае не так важна достоверность командования того или иного лица, сколько степень достоверности существования подобной системы построения мусульманского войска в первые месяцы завоеваний. 119 По сведениям Ибн Исхака [Халифа, с. 87], мусульманской армией при Аджнадайне командовал Амр б. ал-Ас. Судя по ссылкам у Ибн Асакира, часть подобных сведений восходит к сыну Амра б. ал-Аса, Абдаллаху [И. Асак., т. 1, с. 482 – 483]. 121 Куфи, т. 1, с. 147; Азди 1, с. 79; Азди 2, с. 92. О 3000 убитых византийцев сообщается и у Псевдо-Вакиди [Пс. – Вак. 1, т. I с. 113; Пс. – Вак. 2, т. 1, с. 41]. Это, несомненно, остатки подлинных сведений ал-Вакиди, зато далее фантазия поздних переработчиков разыгрывается вовсю и число убитых врагов достигает 50000 [Пс. – Вак. 1, т. 1, с. 127 – 128; Пс. – Вак. 2, т. 1, с. 45].

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Боты – народ в Центральной Европе 239 Британния – Британский остров 104 Британны (британцы) – жители Британнии 104, 256 Бритолаги – народ в Северо-Западном Причерноморье 189 Бубегены – народ в Восточной Европе 272 Будины (видины) – народ в Северном Причерноморье 41, 58, 59, 60, 63, 64, 229, 244 Буйная река – река в Причерноморье 27 Бук (Букес) см. Бик Булгары – народ в Восточной Европе 271 Бургионы – народ в Европейской Сарматии 186 Бурка – река в Северо-Восточном Причерноморье 193, 195 Буры – народ в Центральной Европе 256 Вавилон – город на Евфрате 33 Вагосола – обозначение одной из рек Северного Причерноморья (Южный Буг?) 269 Валы – народ в Азиатской Сарматии 195 Вандалы (вендилы) – германский народ на севере Европы 246, 256 Ваннианское царство – государство, располагавшееся в районе совр. Словакии 241 Вардан – река на восточном побережье Азовского моря, возможно, рукав Кубани 192, 195 Варисты – народ в Центральной Европе 256 Васинабронки – народ в Восточной Европе 272 Вельты – народ в Европейской Сарматии 186 Вендилы см. вандалы Венедские горы – горы в Европейской Сарматии 185 Венедский залив – восточная оконечность Балтийского моря 182, 186 Венеды (венеты) – народ Европейской Сарматии неясного происхождения, позже отождествленный со славянами 186, 246, 249, 271, 272, 273 Вибантаварий – город в Северо-Западном Причерноморье 188 Вибионы – народ в Европейской Сарматии 187 Видиварии – народ, живший у устья Вислы 271 Византий – греч. город на Мраморном море (совр. г. Стамбул) 103, 105, 209, 223 Визургис – река, впадающая в Балтийское море (совр. р. Везер) 246 Виктуалы – народ в Центральной Европе 256 Вистула (Вистла, Вискла, Вискул) – совр. река Висла в Польше 182, 184, 186, 209, 236, 241, 246, 270, 271, 280 Вифиния – страна на северо-востоке Малой Азии 20, 161, 196, 197, 258 Гавань исиаков – поселение в районе совр. г. Одесса 148 Гавань Символов см. Символов гавань Гадитанский пролив (Гады, Гадиры) – совр. Гибралтарский пролив 36, 245 Газы см. хазары Галатия – область в Малой Азии 198

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Известно, что Хомейни писал письмо Горбачёву, где предупреждал его о том, что тот совершил большую ошибку, прилепившись к Западу, " к этому шайтану " . И призывал объединиться странам на основе традиционных ценностей. Понятно, что Горбачёв — это не та персона, к которой стоило обращаться с такими призывами. Конечно, сил одного Ирана для противостояния Западу недостаточно, но его опыт важно учитывать. В ответ на жёсткие санкции Тегеран выстроил чёткую систему, названную " экономикой сопротивления " , включающую элементы национализации, что очень совпадает, хотя при другой идеологии, с советским опытом. В поддержку традиционных духовно-нравственных ценностей в Иране на всех уровнях создаются соответствующие советы. Появился Совет стражей Конституции, Корпус стражей исламской революции. В каждой структуре есть старейшины, духовные авторитеты, которые смотрят, соответствуют ли, например, написанные учебники истории системе ценностей государства, или контролируют с этой точки зрения кадровые назначения в академическом институте, и так далее. В этом отношении иранский опыт показывает, что иное, незападное, не только возможно, но и целесообразно. " ЗАВТРА " . Поскольку существует концепт " коллективный Запад " , не пора ли вводить и понятие " коллективный Восток " ? На данный момент в него могли бы войти пять государств: Россия, Китай, Иран, Северная Корея и Белоруссия. Вардан БАГДАСАРЯН. На самом деле понятие " Запад " — не очень давнее, неслучайно Данилевский написал книгу " Россия и Европа " , а не " Россия и Запад " . Когда-то мы определяли его как " латинский мир " . Само понятие " Запад " возникло, скорее всего, только в начале ХХ века. И авторство принадлежит Германии: во время Первой мировой войны Западом для них были Англия и Франция. И они себя не мыслили как Запад. То, что, кажется, существовало всегда, на самом деле продукт не очень давний. Но это не означает, что Запад, вне зависимости от названия, не являлся единой цивилизацией, единой общностью. Хотя вопрос, как идентифицировать его, нуждается в обсуждении и уточнении, например, входит ли туда Япония? Нужно ли вообще сегодня такое географическое разделение, уместно ли вводить понятие " Восток " как не- " Запад " ? А может, мы цивилизация Севера? В этом отношении поляризация Запад — Восток, мне кажется, тоже имеет свои изъяны. Логичнее то, что мы называем Западом, представлять как некую патологию. Потому что все цивилизации когда-то жили и самовоспроизводились на основе традиционных ценностей, а потом на почве одной из цивилизаций началось некое отклонение. Фактически это было отрицание самой европейской цивилизации, когда-то основывающейся на христианских ценностях. И там стал складываться феномен антицивилизации. Он сначала поглотил Запад, а теперь поглощает остальной мир. Может быть, сейчас уместнее говорить уже не " коллективный Запад " , а антицивилизация. Тем более, если мы принимаем цивилизационный концепт.

http://ruskline.ru/opp/2023/11/24/antici...

Морской стратиг Карависиан был, очевидно, на о. Самосе (Treadgold W. Op. cit. – P. 315–316). Впрочем, следует учесть, что стратиотами называли и воинов регулярных армейских подразделений (ср. со стратиотами Феоны из «Житий св. епископов Херсонских», § 14). 388 Следовательно, военные силы хазар, приглашенные херсонитами, значительно превосходили ромейский отряд фракисийцев, не решивший оказать им сопротивление, причем хазары находились совсем рядом с городом. Х.-Ф. Байер совершенно безосновательно полагает, что Феофан пишет в данном месте о выдаче «...бывших хазарских начальников города хазарским союзникам для отправки к кагану» (Байер Х.-Ф. История крымских готов... – С. 46). Эти «начальники» – архонты были не только хазарскими, но и византийскими. 389 Рукописи дают варианты этого слова – dogen, dougen, dochen. Очевидно, речь идет о dogia – тюркской тризне по умершему, основной форме культа мертвых, который у христиан был запрещен Церковью (Moravcsik Gy. Byzantinoturcica. – Berlin, 1958. – Bd.2. – S. 119; Арнаутова Ю. E. Колдуны и святые. Антропология болезни в средние века. – СПб., 2004. – С. 241,243). О языческих погребальных обрядах хазар подр. см.: Флёров В. С. Погребальные обряды на севере Хазарского каганата. – Волгоград, 1993. 391 Вардан получил тронное имя Филиппин (711–713). Согласно предположению Г. Сэмнера, Филиппик был провозглашен василевсом в сентябре 711 г. (Sumner G. V. Philippicus, Anastasius II and Theodosios III//Greek, Roman and Byzantine Studies. – 1976. – Vol. 17. – 3. – P. 289), однако из контекста «Хронографии» и «Бревиария» выходит, что это событие не могло произойти раньше начала октября. Д. Данлоп видит в свержении Юстиниана II и провозглашении императором Вардана свидетельство господства хазар в Крыму (Dunlop D. Op. cit. – P. 176), что следует считать преувеличением: по свидетельствам Феофана и Никифора, византийских царей свергают и провозглашают ромеи–херсониты, жители, архонты других крымских крепостей и областей, присланные Юстинианом II воины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предтечи, который и довел историю до 640 года ). Фавст Византиец продолжал историю Агафангела до 390 года. Затем следует Моисей Хоренский (род. ок. 370 г., ум. 489 г.). Он с юных лет находился в близких отношениях с католикосом армян Сахаком Великим и Маштоцем Месропом, изобретателем армянской азбуки, и представляет из себя величину первой степени из той плеяды ученых, которые писали новоизобретенными буквами (начало послебуквенного периода). Его история в трех книгах начинается с Хайка, мифического родоначальника армян («армяне» по–армянски: «Hajk» ), и доходит до 441 года (f Сахака и Месропа). [История издавалась вместе с другими произведениями Моисея, главнейшими из которых являются его география и риторика, в Венеции в 1843 г. и 1865 г., и весьма часто отдельно, например, в Тифлисе 1881; русский перевод Н. Эмина, Москва 1858 и 1893] ). После него следует назвать ученика Сахака и Месропа — Егише (т. е. Елисея) f 480; это был секретарь при князе Вардане, описавший историю борьбы (449–451) армян за веру с персами против религии Зороастра и войны армян против последних, кончившейся для армян несчастно (битва при Арарате, в которой Вардан f в июне 451 г.). [Издавалась в общем собрания сочинений в Венеции 1839 и 1859 и часто отдельно, в последний раз в Москве 1892; русский перевод в Тифлисе 1853]. Ученик Сахака и Месропа Кориун написал жизнь Месропа [Венеция 1894]. Лазарь фарпский написал историю с 388—485 гг., своего рода продолжение истории Моисея Хоренского, которая Лазарю не была, однако, известна [Венеция 1793, 1807, 1873]. Можно указать затем из позднейшего времени на труд епископа Себеоса (т. е. Евсевия) VII в. — «Историю Ираклия» [Константинополь 1851, Спб. 1879 изд. Патканова; его же русский перевод Спб. 1862]. [От VIII в. известна история нашествий арабов на Армению и их войн с Византией от 661 до 788 г., «История халифов» вар–дапета Гевонда, т. е. Леонтия (Париж 1857, Спб. 1887 изд. Езова; перевод Патканова, Спб. 1862). Может быть, к этому же времени, если не к X в., относится и Моисей каганкатуйский, написавший «Историю агван», или албанцев (Париж 1860, Москва 1860 изд.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Декан факультета истории, политологии и права Московского государственного областного университета, доктор исторических наук Вардан Эрнестович Багдасарян предложил собравшимся яркое выступление. Он с тревогой и болью говорил об опасности бюрократической подмены традиционных ценностей. В качестве примера он привёл вызвавший скандал внедрение гольфа и чирлидинга как традиционных видов спорта для занятия в школах. Даже не сам этот факт, а именно обоснование введения «развитием традиционных ценностей и патриотизма», что является очевидным издевательством над традиционными ценностями России. К сожалению, как отметил учёный, заметны попытки подмены в академической сфере. По его словам, это результат того, что старые кадры остались в системе образования – они предлагают свои интерпретации, что грозит катастрофой, если не исправить ситуацию. Проблема серьёзная, потому что нам предстоит в потребительском обществе воспитывать духовно-нравственные ценности, которые предполагают преодоления личного комфорта, что будет сделать крайне затруднительно, посетовал Багдасарян. Заместитель губернатора Херсонской области по работе с эвакуированными жителями Татьяна Александровна Кузьмич рассказала о том опыте подмены традиционных ценностей, которые она пережила в составе Украины, когда под влиянием западных ценностей вымывались русские ценности из мировоззрения граждан Украины, когда откровенно запрещали сотрудничество с российскими образовательными учреждениями. В этих условиях, по её признанию, приходилось выживать. Кандидат филологических наук, эксперт демографического прогнозирования из Ташкента Сергей Сергеевич Галиев в своём выступлении отметил, что курс «Семьеведенье» должен преследовать две цели: семья и многодетность. Это может привести к изменению репродуктивного образа в сознании молодёжи. Он также обратил внимание на один существенный момент: в прозвучавших выступлениях шла речь, что Российская академия наук многие проекты «заворачивала» с рецензией, де, нет научности, новизны. Проблема в том, по мнению эксперта, что это вопросы идеологии, а не науки, поэтому нужно просто исключить необходимость подачи в РАН заявок на рецензии этих концепций. По его словам, иначе это не приведёт ни к чему хорошему.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/25/sp...

Предтечи, который и довел историю до 640 года .     Фавст Византиец продолжал историю Агафангела до 390 года.    Затем следует Моисей Хоренский (род. ок. 370 г., ум. 489 г.). Он с юных лет находился в близких отношениях с католикосом армян Сахаком Великим и Маштоцем Месропом, изобретателем армянской азбуки, и представляет из себя величину первой степени из той плеяды ученых, которые писали новоизобретенными буквами (начало послебуквенного периода). Его история в трех книгах начинается с Хайка, мифического родоначальника армян («армяне» по-армянски: «Hajk» ), и доходит до 441 года (f Сахака и Месропа). (История издавалась вместе с другими произведениями Моисея, главнейшими из которых являются его география и риторика, в Венеции в 1843 г. и 1865 г., и весьма часто отдельно, например, в Тифлисе 1881; русский перевод Н. Эмина, Москва 1858 и 1893).    После него следует назвать ученика Сахака и Месропа — Егише (т. е. Елисея) f 480; это был секретарь при князе Вардане, описавший историю борьбы (449—451) армян за веру с персами против религии Зороастра и войны армян против последних, кончившейся для армян несчастно (битва при Арарате, в которой Вардан f в июне 451 г.). [Издавалась в общем собрания сочинений в Венеции 1839 и 1859 и часто отдельно, в последний раз в Москве 1892; русский перевод в Тифлисе 1853].    Ученик Сахака и Месропа Кориун написал жизнь Месропа [Венеция 1894]. Лазарь фарпский написал историю с 388—485 гг., своего рода продолжение истории Моисея Хоренского, которая Лазарю не была, однако, известна [Венеция 1793, 1807, 1873].    Можно указать затем из позднейшего времени на труд епископа Себеоса (т. е. Евсевия) VII в. — «Историю Ираклия» [Константинополь 1851, Спб. 1879 изд. Патканова; его же русский перевод Спб. 1862].    [От VIII в. известна история нашествий арабов на Армению и их войн с Византией от 661 до 788 г., «История халифов» вар-дапета Гевонда, т. е. Леонтия (Париж 1857, Спб. 1887 изд. Езова; перевод Патканова, Спб. 1862). Может быть, к этому же времени, если не к X в., относится и Моисей каганкатуйский, написавший «Историю агван», или албанцев (Париж 1860, Москва 1860 изд.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

Работу Урхаеци продолжил, как принято считать 382 , хронограф 12 в. Григор Ерец (т.е. священник; иных сведений о нем нет), иначе – Григор Кецунци (из г. Кесуна в Киликии), который писал о событиях, имевших место между 1137 и 1162 гг. 383 Тогда же Самвел Анеци (Самуил Анийский), о личности коего ничего не известно, довел свою летопись до 1180 г. 384 Его «История» не имеет никаких литературно–художественных достоинств, но содержит ценные данные по истории Армении, армянского Киликийского государства и соседних стран в 12 в. Самвел Анеци привел чрезвычайно краткие хронологические сведения из истории многих народов; исключение в некоторых случаях делалось лишь для истории Армении, о которой автор счел необходимым привести несколько более пространные (хотя и фрагментарные) сведения (например, выдержки из «Истории» Саркавага Вардапета). Труд Самвела Анеци продолжил до 1336 г. неизвестный хронист (в некоторых сохранившихся рукописях добавления доходят даже до 1657 и 1665 гг.) 385 . Дошла до нас часть «Истории» Мхитара Анеци, протоиерея собора в г. Ани, который жил в конце 12 – начале 13 в. Свой труд он написал по просьбе настоятеля Аричского монастыря Григора. Известно, что эта «История», частично повторявшая «Историю» Самвела Анеци, состояла из трех частей, но до нас дошли только начало и первые 17 глав первой части 386 . В 13 в. в захаридской Армении историографией занимался ученик Мхитара Гоша вардапет Ванакан, основатель монастыря Хоранашат. Он написал не дошедшую до нас «Современную историю», повествующую о событиях 1236–1265 гг. (включая информацию о соборах в Лори и Ани в 1204 и 1205 гг.) 387 , о которой сохранились упоминания у Киракоса Гандзакеци и Вардана 388 . Ученик Ванакана вардапет Киракос (также Кюракос и Кириакос) Гандзакеци (ок. 1200–1271) 389 , коего Вардан Аревелци называл «главой наставников», составил «Историю Армении» с 300 до 1265 г. 390 Первая часть «Истории» Киракоса заимствована из более ранних письменных источников: «Мучительными трудами собрал я из написанного прежде». Здесь автор кратко, но последовательно излагает историю Армении, начиная со св. Григория, указывает преемственность католикосов и обращает главное внимание на церковных лиц и события, отводя второстепенную роль политике. Здесь содержатся сведения, которые приводит только Гандзакеци. Доведя свое повествование до Нерсеса Шнорали, он цитирует его пространное послание – «Изложение исповедания веры Армянской церкви». Чем ближе по времени к автору описываемые им события, тем информативнее становится материал, а в конце своего труда он пишет о современных ему событиях и лицах. Вторую часть Киракос начинает с княжения Левона и его воцарения (1197 г.) и доводит до 1265 г., специально сообщая, что сам «все слышал и видел» 391 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На лит-ру К. А. повлияло и тесное сотрудничество с Вел. Арменией. В эпоху К. А. мн. авторы из Армении уезжали в Киликию (Геворг Лореци, Геворг Мегрик) на учебу (Мхитар Гош, Степанос Орбелян и др.), некоторые - по приглашению киликийских властей. Были авторы и в Армении, к-рые описывали события, происходящие в К. А. или связанные с ней. Напр., вардапет, богослов и экзегет Ованнес Козерн Таронаци (ок. 970 - ок. 1050) кроме научных работ («История Багратидов», «Комментарий календаря» и др.) известен еще и предсказанием, к-рое записано в «Видении», о том, что в 1037 г. тюрки захватят Эдессу и произойдет невероятное землетрясение и затмение и что Армения в течение 60 лет будет находиться под игом тюрок, а через 50 лет с Запада придут франки и освободят Иерусалим и всех христиан. Совр. наука считает, что текст предсказания является более поздней интерполяцией в произведении Ованнеса Козерна. Впосл. «Видение» было включено в «Хронографию» Маттеоса Урхаеци . Уникальные сведения об истории не только Армении, но и К. А., равно как и соседних гос-в кон. XII в., приведены и в «Хронике» Самуэла Анеци. Эпоха К. А. отличается бурным расцветом художественной лит-ры. В арм. поэзии зарождается любовная лирика - стихотворения Костандина Ерзнкаци восхваляют жизнь, любовь, человека, природу, содержат описания пробуждения весны. Достижением эпохи К. А. было формирование и развитие басен, многочисленных сборников наставительных рассказов, притч. Основоположником этих жанров был Мхитар Гош, получивший свое 2-е образование в Киликии. Его продолжателем был Вардан Айгекци. С XIII в. одной из вершин средневек. арм. поэзии стали айрены - четверостишия, а иногда пятистишия со сквозной рифмой, принадлежавшие большей частью анонимным авторам. Темой айренов, как правило, были любовь и разлука, но среди них есть и лирико-философские произведения, к-рые называют айренами раздумий. Довольно большой цикл айренов посвящен скитаниям, родной земле, тяжелой доле странника. Исключительна роль и сборников «Манрусмунк» и «Хазгирк», содержащих историю арм. музыки и муз. нотации.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

– О, эмир, давай я и ты будем говорить по закону. Согласно вашему закону, если два или три человека свидетельствуют одно и то же, то этим признается ложное или истинное, – сказал Вардан. – Верно, – ответил эмир. – А о том, что Христос [истинный] Бог, двенадцать народов свидетельствуют. И в вашем писании сказано: «Иса рух Аллах», что значит [Иисус] Божий Дух». Я его признаю Богом. – А почему не поминаешь нашего пророка? – спросил эмир. – Отец твой был эмиром, – сказал Вардан, – и умер; ты также эмир, но жив. Эти люди должны быть покорны тебе или твоему отцу? – Мне, – ответил эмир. – Почему же я должен оставить живого Христа, Бога моего, и покориться мертвому? Многое другое говорил святой Вардан. Эмир и его приближенные дивились его смелым речам. Ибо это не он говорил, а устами его глаголил Дух Божий, по свидетельству Евангелия, проповеданного Христом. Тогда разгневанный эмир сказал: – Ведите его к нашему судье. Как скажет, так и поступайте с ним. И повели его к судье. – Почему ты перед эмиром обратился в нашу веру, а потом раскаялся? – спросил судья. – Я не отступал от своей веры, – ответил Вардан, – я родился христианином, пребываю со своим Богом Христом и хочу умереть христианином. – Знай, если не обратишься в нашу веру, прикажу предать тебя смерти, – сказал судья. – Ты убьешь мое тело, но душа моя оживет, – ответил Вардан. И судья, рассвирепев, приказал убить его. И они повели его за город. Святой Вардан радостно шел впереди них, как человек, устремляющийся к царским почестям. И воистину это было почестью, оказанной ему небесным царем Христом. Ибо хоть он и был измучен и тело его истерзано, однако душой возвысился и шел на свадьбу неоскверненным. Приглашающим же на свадьбу был Первомученик Стефан – первый страстотерпец. Между тем вокруг него собрались иноземцы, точно хищные звери, жаждавшие его крови. И сказал Вардан: – Я верил и верю в несотворенного Отца и единородного Сына, вочеловечившегося Бога, и в [святой] Дух истинный, в Единосущную Троицу, исповедываемую святым Григором Лусаворичем нашим. Я христианин и презираю вашу веру и вашего лживого и воображаемого пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010