Например, «Мученичество Вардана Багишеци», написанное известным поэтом и литературным деятелем XV века Аракелом Багишеци примерно в одно время с «Мученичеством Химар Ванеци», имеет пышное традиционное риторическое вступление, хотя и здесь герой – мученик простой крестьянин. Весьма ярким примером памятников первого рода может служить «Мученичество Химар Ванеци». Здесь нет ни традиционного похвального вступления, ни концовки с благодарениями Богу, ни видений и чудес, ни риторических отступлений, ни навязчивого назидания с многократными ссылками на Библию. Даже имя Химар (по-армянски – глупая, несмышленая, простушка) противоречит тому традиционному представлению об имени святого, которое было выработано агиографической схемой 1185 . Любопытно отметить, что автор сам чувствует нарушение этикета в самом имени героини и каждый раз, упоминая его, как бы извиняясь добавляет: «ибо таково было ее имя». В идеальных в этом смысле памятниках агиографии дается этимология имени святого, которое само уже должно было заключать в себе элементы святости, как бы говорящей о предопределенности и предузнанности святого. В «Житии Саака и Маштоца», например, можно прочесть: «В новое же время лишь нам были дарованы Богом письмена через святого Саака, имя которого значит «радость», и великого Месропа, что значит «серафимовидец». В другом памятнике дается этимология имени Григорий – «Неусыпный». Очень мало места уделено в повествовании самому факту мученичества, что также являлось нарушением традиционной схемы (сравни, например, с мученичествами Иезидбузида, Давида Двинеци, Амазаспа и Саака). «Мученичество Химар Ванеци» по своему характеру приближается к рассказу. Простая женщина Химар, уроженка города Вана, во время разгрома, учиненного ордами Тамерлана в Ване, потеряла мужа. Она лишилась кормильца и осталась одинокой. Как-то повстречался ей некий курд, который, видя ее бедственное положение, из сострадания предложил печь для его семьи хлеб. Химар согласилась и стала служанкой в доме курда. Спустя время умерла жена курда и он женился на Химар. Но родственники курда отнеслись к этому враждебно и требовали, чтоб он обратил ее в мусульманство, в противном случае в его доме нельзя будет «есть хлеб». И хотя курд не видел ничего зазорного в том, что жена его «исповедует свою веру», он не воспротивился их воле. Имамы, пытавшиеся обратить ее в мусульманство, видя непреклонность Химар, вынудили ее бросить «в молельню христиан три камня». С тех пор более двадцати лет Химар прожила в доме курда, но потом раскаялась в своем поступке и отправилась в город Маку, находившийся в руках христиан, «чтобы свободно исповедовать Христа». Затем, прослышав от каких-то мужей о том, что, «где возникла мысль об отречении, там должно произойти и утверждение веры», она возвратилась в Ван к курду. Имамы, увидев ее идущей в церковь , вновь стали требовать отречения от Христа. И когда она отказалась, побили ее камнями.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Одновременно с развитием прокатолич. движения ААЦ на территории Османской империи создавала арм. культурно-просветительные центры национальной ориентации. Наиболее известным из них стала школа мон-ря Иоанна Крестителя, основанная священнослужителем и ученым Варданом Багишеци. Большую известность в Османской империи приобрел мон-рь Армаши: выпускники его школы пользовались большим авторитетом в церковных кругах. Ко времени патриаршества в К-поле Закарии II в кон. XVIII в. важнейшей областью деятельности Церкви становится обучение арм. духовенства и подготовка необходимых кадров для управления епархиями и мон-рями. Эчмиадзинский Католикосат под властью Персии в XVIII в. не мог столь же активно участвовать в жизни ААЦ. Верховным католикосам на фоне возросшей роли арм. иерархов в Османской империи предстояло приложить усилия для упрочения своего авторитета. Католикос Симеон I (1763-1780) сумел упорядочить монастырское хозяйство Эчмиадзина, учредил архив, благоустроил школу, построил типографию и бумажную фабрику. Его преемник Лука Каринский (Гукас Карнеци) учредил постоянный Патриарший совет из 6 епископов для обеспечения управления Церковью. Развитие Эчмиадзина было связано и с новым поворотом политических событий. Симеон I первым среди Эчмиадзинских католикосов установил офиц. связи с Россией. К кон. XVIII в. арм. общины Сев. Причерноморья оказались в составе Российской империи в результате продвижения ее границ на Сев. Кавказе. Епархии, находившиеся на персид. территории, прежде всего Албанский Католикосат с центром в Гандзасаре (Арцах), развернули активную деятельность, направленную на присоединение Армении к России. Арм. духовенство Ереванского, Нахичеванского и Арцахского ханств стремилось избавиться от власти Персии и связывало спасение своего народа с поддержкой христ. России. Тифлисский еп. Нерсес Аштаракеци способствовал созданию арм. добровольческих отрядов, к-рые внесли немалый вклад в победы рус. войск в Закавказье. XIX в. Кон. XVIII - нач. XIX в. характеризуется общим обострением политической ситуации на Ближ. Востоке, а также усилением влияния России на религ. ситуацию в регионе. В нач. XIX в. внутриполитическая борьба в Османской империи сказалась на состоянии арм. К-польского Патриархата. В течение 3 лет (1799-1802) патриархи менялись 5 раз. На рубеже столетий разгорелась борьба и за Эчмиадзинский престол между 3 претендентами, каждый из к-рых не только представлял свою внутрицерковную партию, но и стремился упрочить политическое влияние одной из 3 держав, чьи интересы сталкивались в Закавказье. В 1800 г. католикосом был избран Иосиф (Аргутинский-Долгорукий) (Овсеп Аргутян-Еркайнабазук), но он не успел принять посвящение и умер по дороге в Эчмиадзин. Ставший католикосом его соперник Давид V был в 1804 г. изгнан и сменен Даниэлом I.

http://pravenc.ru/text/76124.html

На кончину Григора Хлатеци отозвались также Товма Мецопеци в своей «Истории Тамерлана» 642 и поэт Аракел Багишеци, написавший «Элегию на смерть Григора Хлатеци» 643 . Кто же такой ритор Тума? В литературе существует мнение относительно того, что ритор Тума и Товма Мецопеци одно и то же лицо и что «История Григора Хлатеци» написана Товмой Мецопеци, который одновременно повествует о его жизни и трагической кончине в своей «Истории Тамерлана». В частности, этого мнения придерживается Г. Овсепян, который в то же время находит различия в сведениях о Григоре Хлатеци в «Истории Тамерлана» и в «Истории Григора Хлатеци» 644 . В самом тексте жития имеется памятная запись ритора Тумы, в которой названы имена заказчиков этого сочинения и местность, где было написано оно. «Сие житие, – говорится в памятной записи, – написано в городе Багеше, в монастырях Гомац Сурб Аствацацин (Святой Богоматери) и Сурб Зоравар Георг (Святого Георга Победоносца)». Из памятной записи писца Карапета к рукописи «Шаракноца» («Сборника духовных песен»), написанной в Багеше (Битлис), явствует, что настоятелем монастыря Гомац Сурб Аствацацин был епископ Тума, который, по всей видимости, и является «ритором Тумой». Карапет пишет, что рукопись написана им «в усладу епископа Тумы, настоятеля св. обители Гомац, в Багеше, у врат св. Аствацацин и св. Георга, в правление султана Гасан-бека и в патриаршество Ованеса» 645 . В «Истории» имеются довольно подробные сведения о жизни, учебе и литературной деятельности Григора Хлатеци. Из других источников известно, что отца Григора звали Цер 646 , отсюда и его второе имя – Церенц. Григор Хлатеци сначала учился в монастыре Ципнаванк, где он «воспитывался и обучался священному делу у св. отшельника Вардана». Здесь он пробыл шесть лет и, рукоположенный в священники этим же Варданом, стал подобно «истинному вардапету просвещать всех жителей того края своей мудростью и ученостью». Однако через некоторое время он отправился для продолжения учебы к «великому вардапету Ованесу Воротнеци» и вместе с Григором Татеваци в течение восьми лет учился у него в Татевском университете.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

еп. Аствацатур построил 3-ярусную колокольню. В этом огромном монастырском комплексе было много жилых (кельи, комнаты для паломников и др.) и хозяйственных построек. Весь комплекс был окружен стеной, прямоугольной в плане. Мон-рь Сурб-Карапет был одним из крупных центров культуры и просвещения армян и сирийцев; здесь изучали и толковали Свящ. Писание, в скрипториях переписывали рукописи и создавали новые тексты. Хранилище рукописей находилось в ц. св. Георгия. Мон-рь был известнейшим духовным центром и среди армян средневековья назывался «столицей монастырей». Как место паломничества мон-рь привлекал большое число армян в дни праздников Вардавар (Преображения Господня) и Успения Пресв. Богородицы. Монастырь Сурб-Аркелоц. Общий вид. Фотография. 1923 г. (Б-ка Конгресса, Вашинг-тон) Монастырь Сурб-Аркелоц. Общий вид. Фотография. 1923 г. (Б-ка Конгресса, Вашинг-тон) Мон-рь неоднократно разрушали. В 1058 г. тюрки-сельджуки сожгли его, но в том же году монашеская жизнь была возрождена усилиями кн. Торника Мамиконяна. Во время нападения Тамерлана в кон. XIV в. жители окрестностей укрывались в защищенном стенами монастыре. В 1-й пол. XVI в. игум. Григор Мушский построил монастырскую школу; в 1560 г. игум. Мелкиседек перестроил ц. Сурб-Карапет. В 1661 г. Аристакес Паронтер ремонтировал ц. Сурб-Степанос и известный своей водой монастырский источник. В 1709 г. мон-рь был разрушен землетрясением, восстановлен усилиями еп. Ованнеса Багишеци и Григора Шхтаякира, собравших средства у богатых армян из К-поля. В 1750 г. мон-рь был вновь разрушен персид. войсками, в 1784 г. поврежден землетрясением, но в 1787-1788 гг. был основательно перестроен. В 1827 г. на мон-рь напали курдские разбойники, ограбили сокровищницу, похитили утварь, уничтожили рукописи и повредили строения; после этого мон-рь ок. 6 месяцев оставался заброшенным. В сер. XIX в. в мон-ре проводились восстановительные работы. В 1839 г. была построена 2-этажная резиденция для епископа М., в 1850 г.- семинария, в 1875-1876 гг.- новое здание семинарии.

http://pravenc.ru/text/2564506.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Решение о строительстве каменного храма в деревне Афонькиной было принято прихожанами в 1867 году. Получив благословение архиерея, начали сбор денег. В 1871 году церковь была заложена. Подряд на строительство выполнил Стефан Антонович Волков, крестьянин села Гогина Гороховского уезда Владимирской губернии. В 1879 году устроен иконостас (подряд был отдан ишимскому иконостасному мастеру С.П. Багишеву). 28 сентября 1880 года храм был освящен благочинным Ишимских окружных церквей о. Димитрием Кузнецовым . По Высочайше утвержденному 16 февраля 1885 года " Росписанию приходов и причтов... " в Афонькинском приходе было положено состоять священнику, диакону и псаломщику. Церковно-приходское попечительство было открыто в начале 1880-х годов. С 1885 года в селе действовала церковно-приходская школа (в 1900 году в ней обучалось 36 мальчиков и 4 девочки, при этом вне школы оставалось 665 детей; в начале 1910-х годов - около 60 учащихся). В начале XX века в состав прихода входили деревни: Синицына, Георгиевская, Викторова, Паленки, Вакарино, Пешнёва, Копотилова. В последней предполагалась постройка церкви с выделением с ней в самостоятельный приход деревни Пешнёвой и деревни Архиповки из Казанского прихода . В 1930-х годах храм был закрыт, в здании устроен сначала зерносклад, затем - пекарня. В 1960-х годах была разобрана колокольня. С 1980-х годов здание стояло разоренным. В 2004 году при помощи Г.Б. Вашакидзе были устроены кровля и купол. Архитектура Храм Рождества Христова в селе Афонькинском, дореволюционная фотография Церковь уникальна по архитектурному решению: четырехстолпный крестово-купольный храм венчался четырехгранной колокольней. В сдержанном наружном убранстве сочетались приемы классицизма и псевдорусского стиля. Интерьер церкви разделен крестовыми сводами, кресчатыми столбами и арками на крупные ячейки, штукатурные профили подчеркивали архитектурные линии. Вместимость храма - 700-800 человек. Храм был обнесен каменной оградой с железными решетками.

http://drevo-info.ru/articles/26300.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Деревянный храм был построен в 1823 году. В начале 1870-х годов в состав Арлагульского прихода входили деревни: Мало-Арлагульская, Высокова, Больше-Моховая, Мало-Моховая, Старо-Щетникова, Прилогина, Камышная , Песьяная . В 1872 году управляющий Тобольской епархией Преосвященнейший Ефрем (Рязанов) , епископ Березовский усмотрел, что храм изнутри весьма тесен, а снаружи ветхий, приход же между тем многочисленный. После этой ревизии прихожане на собственные средства и церковные суммы изъявили желание построить новую каменную церковь. Для постройки нового храма выбрали самое возвышенное и самое удобное место в селе. 25 января 1874 году была выдана храмозданная грамота. 18 августа 1875 года состоялась закладка каменной церкви благочинным Курганских окружных церквей священником Петром Буровым. Постройку храма поручили крестьянину Владимирской губернии Степану Волкову. Выбор подрядчика оказался неудачным. 2 июля 1881 года внутрь строящегося здания упал один из куполов . Командированный Тобольской Строительной Комиссией архитектор Макаров нашел, что причиной падения главы явилось непрочное производство работ, недоброкачественность материала и отступление от проекта. В последующие годы строительство шло очень медленно. В декабре 1899 года мещанином города Ишима Сергеем Багишевым устроен иконостас . 23 мая 1900 года новая церковь была освящена благочинным Курганских уездных церквей протоиереем Петром Буровым. В том же году старый деревянный Арлагульский храм перенесен в приходскую деревню Камышную . В 1904 году по приговору Арлагульского приходского сбора был учрежден Комитет для сбора пожертвований в пределах прихода в пользу больных и раненых воинов . В начале 1910-х годов приход церкви состоял из деревень Прилогиной, Камышной, Ново-Щетниковой, Старо-Щетниковой, Одинской, Больше-Моховой, Мало-Моховой, Мало-Арлагуль, Высоковой. При храме по штату положено было состоять двум священникам, диакону и двум псаломщикам.

http://drevo-info.ru/articles/27881.html

Афонькино. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты Решение о строительстве каменного храма в деревне Афонькино было принято прихожанами в 1867 году. Получив благословение архиерея, начали сбор денег. В 1871 церковь была заложена. В 1879 году устроен иконостас (подряд был отдан ишимскому иконостасному мастеру С.П.Багишеву). 28 сентября 1880 г. храм освящен Ильинским благочинным о. Димитрием Кузнецовым. Церковь уникальна по архитектурному решению: четырехстолпный крестово-купольный храм венчался четырехгранной колокольней. Первые настоятель – о. Иаков Карпов, впоследствии здесь же служил его сын о. Гавриил Карпов. Он был арестован в 1937 году. Церковь закрыли и устроили в ней сначала зерносклад, а потом – пекарню. В 1960-х разобрали колокольню. С 1980-х здание стоит разоренным. В 2004 г. при помощи Г.Б.Вашакидзе устроены кровля и купол. Источник: Тобольско-Тюменская епархия   Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=25257

Каср-ибн-Вардан. Дворец Каср-ибн-Вардан. Дворец Средних размеров храм (13×17 м) расположен на расстоянии ок. 6 м от юго-зап. угла дворца, он являлся частью дворцового ансамбля. В плане храм представляет собой «купольную базилику», где купол расположен не над восточной частью наоса, а посередине его, причем в «компактном» варианте, когда восточная и западная части наоса значительно сокращены. Боковые нефы - с хорами, в обоих ярусах отделены от центрального нефа тройными арками с парами колонн и соединяются с также 2-ярусным нартексом. В нижнем ярусе хоры перекрыты крестовыми сводами; с востока они завершаются квадратными в плане пастофориями (их функция неизв.). Вост. часть наоса - вима с приподнятым полом, куда ведут 3 ступени. Апсида приподнята еще на 2 ступени. Она, что типично для Ближ. Востока, вписана в квадрат периметра и прорезана 2 рядами окон, по 3 в каждом. В храм ведут 3 одинаковых входа: с севера, запада и юга, обычного для Сирии доминирования юж. входов нет. Наос храма небольшой, но высокий, ок. 20 м. Его высота подчеркнута 2 ярусами колонн по боковым сторонам. Купол диаметром 6,6 м опирается на подпружные арки, между к-рыми помещены не типичные для Сирии тромпы, а паруса. Своеобразие архитектуры храма заключается в том, что паруса непосредственно переходят в барабан, причем 8 окон прорезают как барабан, так и частично паруса. Пастофории также снабжены окнами. Они есть и на др. стенах. К зап. части сев. стены примыкает квадратная в плане башня с лестницей для подъема на хоры. Кладка аналогична кладке дворца. Цоколь сложен из рядов известняковых блоков местного происхождения; далее таким же образом, как и во дворце, чередуются пояса известняка и кирпича; своды и арки выложены из кирпича. Капители с изображением листьев выполнены из известняка; косяки дверей и стволы колонн вытесаны из базальта (привезены за 10 км); базы колонн изготовлены из мраморовидного известняка. Каср-ибн-Вардан. Храм. Вид с юга Каср-ибн-Вардан. Храм. Вид с юга Плохо сохранившиеся казармы расположены примерно в 90 м к югу от дворца. Как и дворец, они ориентированы по сторонам света, но со смещением оси к востоку из-за близости к обрыву холма. Сходна с дворцовой и планировка казарм: это такого же размера квадрат с квадратным же внутренним двором, главными воротами по центру сев. стены и похожим модулем помещений. Разница с дворцом заключается в худшей кладке, в расположении всех помещений по периметру в виде одной анфилады (так же как в сев. крыле дворца), в наличии прямоугольного здания (его назначение неизв.) в центре двора с входом через сев. фасад и опорами внутри (возможно, поддерживали купол). В общем и целом казармы напоминают по плану маленький римский castellum. По подсчетам И. Пеньи, комплекс мог вмещать ок. 1 тыс. солдат и ок. 300 лошадей.

http://pravenc.ru/text/1681235.html

«Хлеб для всех, у кого есть нужда». Владелец пекарни раздает его пенсионерам и многодетным 24 июля, 2020. Таисия Сидорова Хорошие новости от «Правмира» Фото: Freepik Вардан Адинян знает, что такое трудные времена. В Армении он был учителем, а в Екатеринбург приехал уже грузчиком. Сегодня он создал собственную пекарню, где печет хлеб по семейным рецептам и по выходным раздает его всем, кто нуждается в помощи — пенсионерам, многодетным, одиноким матерям. Вардан приехал на Урал в 90-е, после развала Советского Союза. Хотел погостить в России две недели, но остался. И живет здесь уже 28 лет, создал семью, растит детей. В Армении он был учителем, а в Екатеринбурге успел побыть грузчиком и мастером по ремонту помещений.  Сегодня у него есть пекарня. Недавно Вардан решил раздавать хлеб бесплатно всем, кто в нем нуждается. — Просто я узнал, что в Подмосковье мой земляк имеет пекарню и бесплатно кормит обделенных людей, — рассказал Вардан Адинян «Аргументам и фактам». — Решил последовать его примеру. В чем тут повод для разговора? Людям небольшая поддержка — и хорошо. Вардан Адинян и председатель совета старейшин микрорайона Синие камни Мария Константиновна Кичаева Он не считает, сколько человек получают каждые субботу и воскресенье хлеб. — Не знаю даже. Да и какая разница? Все, у кого есть нужда. В Уфе бармен спас двух тонущих иностранцев 21-летний Максим Попов мечтал работать спасателем. Но не смог устроиться в МЧС из-за проблем со здоровьем — у молодого человека порок сердца. Но недавно он спас двух людей, которые едва не утонули.  Максим Попов Максим работает барменом на пляже «Солнечный». 20 июля в 7 утра он уже был на работе, протирал стойку бара. В этот момент к нему подбежала официантка с криками: «Там человек тонет!» — Я даже думать не стал, перепрыгнул стойку, пока бежал, скидывал с себя одежду, выбросил телефон и прыгнул в воду, — рассказывает Максим. Оказалось, компания граждан Индии в этот день отмечала день рождения. Причем без спиртного. Максим увидел двух человек в реке — мужчину и девушку, которую удалось быстро спасти. Максим просто подтолкнул ее к берегу.

http://pravmir.ru/hleb-dlya-vseh-u-kogo-...

языков (греческого, латинского, французского, персидского, татарского и др.) стал основой зарождающейся литературы, носившей более светский характер в отличие от традиц. духовной письменности на древнеарм. языке. На среднеармянском были написаны важные исторические сочинения, лит. шедевры, экзегетические и литургические работы, памятники юридической лит-ры, естественнонаучные, философские, медицинские трактаты, притчи и проповеди, созданы различные сборники, учебники и др. Лит. деятельностью занимались: католикосы Григор II Вкаясер (Мартирофил (Мучениколюбец); ок. 1025-1105), Григор III Пахлавуни (ок. 1093-1166), Нерсес IV Шнорали (ок. 1102-1173), Григор IV Тха (ок. 1133-1193), а также Геворг Лореци (2-я пол. XI в.), Геворг Мегрик (1043/45 - ок. 1113/15), Киракос Дразаркци (ок. 1050-1127), Игнатиос Черногорец (1090-1160), Вардан Айказн (XI-XII вв.), Барсег Дразаркци (ок. 1100 - ок. 1163), Саргис Шнорали (ок. 1100 - ок. 1167), Григор Кесунци (1100?-1170?), Григор Марашеци (XII в.), еп. Нерсес Ламбронаци (1153-1198), Григор Скевраци (1170/75-1264/65), Вардан Айгекци (ок. 1170-1235), Аристакес Ритор (ок. 1170 - ок. 1240), Ованнес Гарнеци (ок. 1180 - ок. 1245), Вардан Великий (Аревелци; ок. 1198-1271), Мхитар Скевраци (ок. 1200 - ок. 1271), Смбат Спарапет (1206-1276), Ваграм Рабуни (ок. 1215 - ок. 1290), Ованнес Ерзнкаци Плуз (ок. 1230-1293), Григор VII Анаварзеци (ок. 1240-1307), Хетум Патмич (Историк; ок. 1240 - ок. 1310), Хетум Корикосци (ок. 1240 - ок. 1311, племянник кор. Хетума I), Геворг Скевраци (ок. 1246/47-1301), Ованнес Аркаехбайр (букв.- «брат короля» - Хетума I; XIII в.), Мовсес Ерзнкаци (1250 - ок. 1323, ученик Геворга Лореци), Костандин Ерзнкаци (ок. 1250 - ок. 1340), Вардан Малый Бардзрабердци (Киликеци; ок. 1260 - ок. 1326), Барсег Машкеворци (ок. 1280 - ок. 1345), Тиратур Вардапет Киликеци (ок. 1275 - ок. 1350), Нерсес Палианенц (кон. XIII в.- 1363), Киракос Ерзнкаци (1289-1355), Ованнес Тлкуранци (1320-1400) и др. Как и более ранние произведения, лит-ра К.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010