Когда Диоскор вернулся и выразил недовольство нарушением плана постройки, дочь рассказала ему о познанном ею Триедином Боге, о спасительной силе Сына Божия и о тщетности поклонения идолам. Диоскор пришел в ярость, обнажил меч и хотел поразить ее. Девушка побежала от отца, и он бросился за ней в погоню. Путь им преградила гора, которая расступилась и скрыла святую в расселине. С другой стороны расселины был выход наверх. Святой Варваре удалось скрыться в пещере на противоположном склоне горы. После долгих и безуспешных поисков дочери Диоскор увидел на горе двух пастухов. Один из них указал ему пещеру, где скрывалась святая. Диоскор жестоко избил дочь, а затем заключил ее под стражу и долго морил голодом. Наконец он предал ее правителю города Мартиану. Святую Варвару жестоко пытали: ее бичевали воловьими жилами, а раны растирали власяницей. Ночью в темнице святой деве, горячо молившейся своему Небесному Жениху, явился Сам Спаситель и уврачевал ее раны. Тогда святую подвергли новым, еще более жестоким пыткам. Среди толпы, стоявшей близ места истязаний мученицы, находилась жительница Илиополя, христианка Иулиания. Сердце ее преисполнилось сочувствием к добровольному мученичеству красивой и знатной девушки. Иулиания также пожелала пострадать за Христа. Она начала громко обвинять мучителей. Ее схватили. Святых мучениц очень долго пытали: терзали крючьями тело, отрезали сосцы, обнаженными водили по городу с издевательствами и побоями. По молитвам святой Варвары Господь послал Ангела, который светозарной одеждой прикрыл наготу святых мучениц. Твердые исповедницы веры Христовой святые Варвара и Иулиания были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор. Возмездие Божие не замедлило постичь обоих мучителей, Мартиана и Диоскора: они были сожжены молнией. В VI в. мощи святой великомученицы были перенесены в Константинополь. В XII в. дочь византийского императора Алексея Комнина (1081–1118), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, перевезла их в Киев. В Киевском Владимирском соборе они покоятся и теперь.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Превзятое око низложил еси, Божий воине, безплотнаго лестца,/брався с плотию мужески,/Христа же величая присно. Гнезд избежал еси змия, врага злоначальника,/в морския, блаженне, глубины ввержен, мудре./Тем тя песньми величаем. Яко добре страданьми подвизался еси по Владыце,/яко красно венчался еси десницею Владыки,/темже тя достойно ублажаем. Богородичен: Моисей в купине Тя виде, Чистая, в горе,/приемлющу нестерпимый Божества огнь неопально./Темже Тя вси величаем. Светилен Якоже солнце светоносно,/чудесными зарями наставляеши всю тварь, преславне страстотерпче./Темже, твою совершающе память, просим от бед вся избавите. Богородичен: Твое достояние, Слове, утверди во бранех,/отечеству победы на варвары подая Богородицы мольбами,/Юже дарова христианом Заступницу. НА ЛИТУРГИИ Прокимен, глас 4: Святым, иже суть на земли Его: Стих: Предзрех Господа предо мною выну: Апостол ко Ефесеем, зачало 233. Аллилуия, глас 4: Воззваша праведнии: Стих: Многи скорби праведным: Евангелие от Луки, зачало 104. Причастен: В память вечную будет праведник: Святой мученик Иулиан Тарсийский Святой мученик Иулиан Тарсийский пострадал за веру во Христа в правление римского императора Диоклитиана (284–305). Он родился в киликийском городе Аназарве (Киликия – юго-восточная провинция Римской империи в Малой Азии) в семье сенатора-язычника. Мать святого была христианкой. После смерти мужа она переселилась в город Таре. Там праведная вдова крестила отрока Иулиана, обучила его светским наукам, наставила в истинах христианской веры и научила правилам благочестия. Когда святому Иулиану было 18 лет, началось гонение на христиан. Юноша был схвачен и приведен на суд к правителю области Маркиану. Ни жестокие истязания, ни угрозы, ни обещания даров и почестей не склонили благочестивого юношу к принесению языческих жертв и отречению от Христа. Язычники в течение года водили святого страдальца по городам Киликии, везде принуждая принести жертвы идолам и подвергая его истязаниям. В городе Эгее язычники пытались насильно накормить мученика жертвенным мясом, а затем заключили его в темницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

После этого пожара Успенский монастырь скоро, хотя и не богато, обстроился. Восстановление монастыря ограничивалось сначала поправкою обгоревшей церкви и постройкою необходимейших деревянных зданий. Через 25 лет, в 1727 году, как видно из описей, монастырь совершенно обстроился. В 1764 г. при составлении монастырских штатов, большая часть земель Успенского монастыря отобрана в казну. Монастырь включен в число штатных 3-го класса и на содержание его назначено штатное жалованье в год: игуменье – 40 руб., казначея – 15 руб., пятнадцати монахиням по 10 р., церковному причту, па канцелярские потребности, просфоры, дрова, починку церкви и монастыря 170 рублей 60 кон. – Всего в год 375 рублей 60 кон. Игумения Евфимия в 1764 году извещала консисторию, что в Староладожском Успенском монастыре находится: 1) каменная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделами: Благовещения Пресвятыя Богородицы и св. великомученицы Варвары, 2) келлии и ограда деревянные, 3) довольствие, – как мы, игумения с сестрами, так и священники с причетниками получали из имевшейся при монастыре пашенной земли в разных местах 265 четвертей с осьминою, а положенной по штату денежной суммы монашествующия и священники с причетниками не получали». Та же игумения в 1768 году доносила «что 1) церковь Успения, с двумя своими приделами, состоит в твердости; только обитые деревянной чешуею главы, как на соборной церкви, так и на придельной великомученицы Варвары ветхи, 2) колокольня деревянная, построенная в 1762 г. особым зданием, вместо обветшавшей деревянной же – тверда, 3) келлий в монастыре двенадцать – деревянных, из них три новые, да в твердости состоявших две, а прочие состоят в ветхости и 4) ограда в монастыре деревянная ветха». § IV Настоятельницами Успенского монастыря со времени возобновления монастыря были: с 1617 года старица Акилина игумения Марфа. игумения Анисия. 1650 – 1675 г. старицы: Мариамна, Капитолина, Иулита, Иулиания и Зинаида. игумения Параскева. строительница Феодора. старица Акилина и Казначея Фекла.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мартиан долго старался уговорить святую Варвару поклониться идолам. Он обещал ей всякие земные блага, а затем, видя ее непреклонность, отдал на истязания: святую Варвару били воловьими жилами до тех пор, пока земля вокруг не обагрилась кровью. После избиения раны натерли власяницей. Едва живую Варвару бросили в темницу. В полночь темницу осиял несказанный Свет, и Сам Господь Иисус Христос явился к страждущей великомученице, исцелил ее раны, ниспослал ее душе радость, утешил надеждою блаженства в Небесном Царстве. На следующий день великомученица Варвара вновь предстала перед судилищем Мартиана. Видя ее исцеленной от ран, правитель не вразумился и вновь предложил ей принести жертву идолам, убеждая, что это они исцелили ее. Но святая Варвара прославила Господа Иисуса Христа – истинного целителя душ и телес. Ее подвергли еще большим мукам. В толпе стояла христианка Иулиания († ок. 306) , которая с возмущением стала обличать жестокость Мартиана и объявила перед всеми, что она тоже христианка. Ее схватили и начали истязать так же, как и великомученицу Варвару. Мучениц подвесили и стали бить воловьими жилами и скрести железными скребками. Затем великомученице Варваре отрезали сосцы и обнаженную повели по городу. Но Ангел Господень прикрыл великомученицу: ее наготу не увидели смотревшие на это истязание. Правитель приговорил обеих мучениц к усечению мечом. Над святой великомученицей Варварой казнь совершил ее отец. Это произошло около 306 года. Мартиан и Диоскор сразу после казни получили возмездие от Бога: они погибли от удара молнии. В предсмертной молитве святая великомученица Варвара просила Господа, чтобы Он избавлял всех, прибегающих к ее помощи; от нечаянных бед, от внезапной смерти без покаяния и изливал бы на них Свою благодать. В ответ она услышала голос с Неба, обещавший исполнить просимое. Тела святых мучениц похоронил Галентиан; впоследствии он же устроил над их могилой церковь . В VI в. мощи святой великомученицы Варвары были перенесены в Константинополь. По промыслу Божию, дочь византийского императора Алексия I Комнина (1081–1118), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Святополком Изяславовичем (во святом Крещении Михаилом), привезла с собой в Киев в 1108 году мощи святой великомученицы Варвары, где они и ныне почивают во Владимирском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   С этой поры желание Варвары было устремлено к тому, где бы и как принять истинное учение о Боге и Его святой воле. Отец ее отправился на время в другую страну. Получив в отсутствие его большую свободу, Варвара имела случай встретиться с некоторыми из жен-христианок, вступила с ними в беседу, и от них узнала то, чего жаждала душа ее. С неизреченною радостию приняла она святое крещение. Но вот отец ее возвратился и узнал, что дочь, его, так тщательно им укрываемая, приняла христианство. Страшен был гнев его; он подверг ее жестоким истязаниям, потом на несколько дней запер в темную комнату; но видя, что угрозы и наказания его остаются бесполезными, еще более ожесточился и решился наконец отвести ее к начальнику той страны, по имени Мартиану.    Мартиан сначала хотел подействовать на нее ласковым обращением, стал хвалить красоту ее и увещевал ее не уклоняться от древних отеческих обычаев, не раздражать отца непокорством. На это святая Варвара отвечала исповеданием и прославлением имени Христа, Который был ей дороже всех благ и радостей мирских. Убедившись, что увещания бесполезны, Мартиан велел бить ее воловьими жилами. Долго мучили ее, но ничем не могли поколебать ее твердой веры. Томили ее в темнице, и это оказалось напрасным. Тогда она присуждена была к смертной казни, и сам Диоскор отсек ей голову (около 304 г.).    Твердость святой Варвары в исповедании веры так подействовала на одну христианку по имени Иулиания, что она решилась разделить с нею скорби, и заключение, и истязания на суде, и мученическую смерть (память их 4 декабря).    При такой твердости в перенесении страданий, какую показывали святые мученики и мученицы, гонения со стороны язычников не только не уничтожили Церкви, напротив, еще способствовали ее распространению. На место пострадавших являлись новые исповедники Христовы. Случались обращения в самой претории, как скоро являлись туда святые исповедники. «Кровь мучеников есть семя христиан», – сказал один из церковных учителей. Гонения способствовали распространению христианства тем еще, что рассеивавшиеся по причине их христиане, куда ни приходили, всюду насаждали семена веры.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3435...

А святую Иулианию казнил мечом другой воин, так что и она до конца совершила подвиг свой. И в ликовании вознеслись их святые души к жениху своему Христу, и на встречу Ангелам и самому Владыке, с любовью принявшему их. Диоскора же и правителя Мартиана поразила внезапная Божия кара. Разразившаяся в это время молния убила одного из них в то время, как он спускался с горы, а другого – сидящего в доме своём и сожгла их так, что и праха их не нашлось… В том городе жил один благочестивый человек, именем Галентиан, который, взяв останки святых мучениц, перенёс их в город, предал их погребению с подобающей честью и построил над ними церковь , в которой и стали происходить многие чудные исцеления от мощей святых мучениц по молитвам их, благодатью же Отца, и Сына, и Святого духа, Единого в Троице Бога, Ему же слава во веки веков. Аминь. Святые Варвара и Иулиания пострадали около 306 г. В IV же или в VI веке (с точностью неизвестно) мощи св. великомученицы Варвары были перенесены в Константинополь, где во имя её был построен величественный храм императором Львом Мудрым (886–912 гг.). В 1108 г. св. мощи великомученицы были перенесены из Царьграда в Киев греческой царевной Варварой, дочерью Алексея Комнина, вышедшей замуж за великого князя киевского Святополка II (Михаила) Изяславича, правнука св. князя Владимира, и положены были в Злато-Верхо-Михайловском монастыре, основанном Святополком. Издревле во всей России распространено было почитание св. великомученицы Варвары и много было посвящено храмов имени ее, от которых получали свои названия и прилегающие к ним местности. «Разуму твоему, мудрая дево, дивящеся, глаголем, – воспевает Церковь св. великомученице Варваре, – радуйся, паче старец идолослужительных разумнейшая! Радуйся, паче мудрецов мира мудрейшая! Радуйся, яко тебе безвестная и тайная премудрости Своея Бог явил есть. Радуйся, всех звездочётцев умом Христовым превзошедшая. Радуйся, явственнее паче онех небесный круг прозревшая. Радуйся, яко в твари, аки в зерцале, Самого Творца усмотрела еси. Радуйся, яко в созданных светилах несозданный свет узрела еси!»

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Саввы. Ему было 103 года от рождения в 557 г., когда Иерусалимский монах Кирилл описывал житие его: он был »весьма стар, но светл лицом, быстр душою, исполнен Божия благодати». Чет. Минея из Жития, написанного Кириллом монахом. (Act SS. 13 maii III. 779 et in Арр. 13. Or. Chr. I. col. 430). Мес. В. 9 дек. Март. Р. 13 мая. В Прологе вторично 30 марта. Преп. Саввы Звенигородского. Ученик преп. Сергия Радонежского, основатель Стороженской обители (ок. 1377). Преставился в 1407 г. Пролог. 4 Св. великомученицы Варвары. Из Илиополя Финикийского, дочь Диоскора. После истязаний от Мартиана, обезглавлена своим отцом, в царствование Максимиана. С нею пострадала св. муч. Иулиания. Чет. Минея из Метафраста и Дамаскина и Четьи. (Acta Metaphrast apud Surium h.d. Damasceni in ejus Opp. II. p. 895. Ассеман Kal. un. eccl. V. 403 относит мученичество св. Варвары ко временам Максимина, преемника Александра Севера (235–237). Morcelli Kalend. CPlit. I. р. 239). Мес. В. Март. Р. Имеет службу. Преп. отца нашего Иоанна Дамаскина . Инок обители св. Саввы, защитник иконопочитания, песнописец и Богослов. Родился ок. 676, скончался ок. 780 года. В Чет. Минея Житие, писанное Иоанном, патриархом Иерусалимским, сокращенно. (Act SS. 6 maii. Fabr. IX. 682). Мес. Вас. 29 ноября. Март. Р. 6 мая. Имеет службу. Преп. Иоанна, епископа Поливотского, чудотворца. Обличитель Льва Исаврянина в нечестии, чудотворец по смерти. Пролог. (Or. Chr. I. col. 843). Мес. В. 13 февр. Март. Р. 5 дек. Преставление святителя Гурия, первого архиепископа Казанского. См. 1 окт., где воспоминается обретение мощей его. 5 Преп. Саввы Освященного. Из Каппадокии. Ученик пр. Евфимия Великого (20 Января) и Феоктиста (3 Сентября), основатель обители близ Иерусалима, известной под его именем. Преставился 94 лет в 582 году. Чет. Минея от Кирилла Скифопольского и Метафраста. (Monum. eccl. graecae ed а Cotelerio t. 3. р. 220. Хр. Чт. 1823. XII. 93). Мес. В. Март. Р. В службе канон Феофана. Св. муч. Анастасия. Самоохотно отдал себя на муки за Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

В 1-й четв. XIX в. в композиции «Собора Киево-Печерских святых» появились изменения. Так, обособление в центральной группе фигур равноап. кн. Владимира и святых Бориса и Глеба и вытеснение в группы преподобных фигур вмц. Варвары (слева) и прав. кнж. Иулиании Ольшанской (справа) привели к смещению рядов и изменению традиционного состава «пятериц» святых. Так, на офорте 1-й четв. XIX в. (ЦМиАР, см.: Алёхина и др. 2006. Ил. на с. 63) «М.» назван святой, замыкающий 4-й ряд (все преподобные представлены с покрытыми куколем, клобуком или скуфьей головами). Такой устойчивый элемент в иконографии святого, как непокрытая голова, является важной характеристикой для идентификации расположенного крайним в 5-м ряду образа М. не только в случае утраты подписи (напр., в среднике 3-створчатого складня, XVIII-XIX вв., ЦМиАР; см.: Алёхина и др. 2006. Ил. на с. 53), но и при неверном указании имени преподобного, сделанном, напр., при поновлении иконы. Так, на иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР; см.: Алёхина и др. 2006. Ил. на с. 33) с изменениями в композиции центральной группы М., как и все святые в ряду его «пятерицы», атрибутирован ошибочно и назван прп. Евфимием (подпись с именем М. у святого, представленного крайним в 4-м ряду). Без подписи образ М. узнаётся на эмалевой иконе «Собора Киево-Печерских святых» 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР; см.: Алёхина и др. 2006. Ил. на с. 48). Известны переработанные по составу святых композиции «Собора Киево-Печерских святых», в к-рых образ М. представлен с куколем на голове, но сохраняет свое традиц. место (напр., на раскрашенной литографии, отпечатанной в мастерской А. А. Абрамова (1883, ГРМ, см.: Русские мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. СПб., 1997. С. 169)); реже встречаются композиции, где святой изображен близко к преподобным в своей «пятерице», но в др. ряду и не крайним (2-й в 7-м ряду, в куколе - на хромолитографии московской мастерской И. Д. Сытина (1903, ц. вмц. Варвары в Казани)). Неизвестно, на чем был основан содержащий множественные ошибки замысел переработки композиции «Собора Киево-Печерских святых» на московской иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. В результате изменений преподобные, традиционно разделенные на 2 группы по принципу местонахождения мощей в Дальних и Ближних пещерах, оказались расположенными в произвольном порядке; образ святого в куколе с надписью: «Mapдapiй» показан в левой группе, крайним в 6-м ряду из 7 фигур (рядом с ним - преподобные Руф, Кассиан и Павел).

http://pravenc.ru/text/2561970.html

До начала Божественной литургии епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил совершил таинство миропомазания над приехавшей в лагерь 8-летней протестанткой Мишель, которая, по словам ее мамы, Изолины Кобель, хореографа из Цюриха, давно мечтала стать православной, так как с детства знает об этой религии от своей русской бабушки. И Мишель, получившая православное имя Михаила, и ее мама буквально светились от счастья и не заметили, что служба длилась 6 часов – с 8.00 до 14.00. Среди причастников были и крестившийся недавно маленький Ричард Кунца из Вильнюса (в Православии Григорий), и его мама Лилиана Зайцева (в Православии Иулиания), работающая в лагере руководителем кружка по изобразительному искусству. По окончании  Божественной литургии, крестного хода вокруг лагеря и праздничного обеда ребята показали епископу Михаилу концерт. Русские песни, танцы в русских национальных костюмах, стихи на русском языке исполнили не только россияне, но и русскоговорящие дети, приехавшие из разных городов Швейцарии. В подарок от владыки Михаила каждый ребенок и взрослый получил CD-дuck о Национальной организации Витязей и иконку святых преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары. Родное наречие владыке Михаилу, родившемуся в Париже в 1943 г. в семье русского эмигранта, помогли сохранить семья, Церковь и православные лагеря Витязей, в которых он отдыхал в детстве. Будущий архиерей и сам руководил подобными лагерями во Франции, Австрии и России, на Дону, где родился его отец. Епископ Михаил сопровождал мощи святых преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Федоровны и ее верной сподвижницы инокини Варвары во время беспрецедентного крестного хода, который длился семь месяцев (с 25 июля 2004 г. по 28 февраля 2005 г.). Владыка посетил тогда почти все епархии Русской Православной Церкви (от западных рубежей России до побережья Тихого океана). Побывал он также в Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Киргизии, Азербайджане, странах Балтии, и везде видел радушный прием, возрождающиеся храмы и монастыри, возвращающийся в лоно Церкви народ. 13 декабря 2008 года епископ Михаил был награжден Международной премией Андрея Первозванного «За Веру и Верность!»

http://pravmir.ru/torzhestvo-pravoslaviy...

елена 7 октября 2015, 00:00 Великомученица и великая страдалица наша Варвара, помоги и укрепи в нашей стране Украине православную веру от раскола.выйти от заблуждения и стать на путь истинный. Моли Бога о нас грешных Елена 6 октября 2015, 16:06 Великомученица Варвара моли Христа Бога о мне. Буди за нас грешных ходатаица. Елена Тонких 22 сентября 2015, 22:28 Какая сила веры, решительность и терпение! Осознала, что обязательно надо просить Варварушку, если пошлёт Господь мне испытание в вере, так же, как она и Иулиания исповедовать Господа нашего Иисуса Христа! Святая Великомученица Варвара, прости мне все прегрешения против веры моей и малодушие. Помолись за мою душу грешную, укрепи мою веру в Господа Бога и еще прошу, помолись за раб Божиих Евгению, Елену, Ольгу, Иулию, Нину, Алексия и Александра, упроси Господа дать им веру, а остальное все пусть будет так, как Богу угодно!!!! Luciana 16 августа 2015, 01:24 Пресвятая Великомученица Варвара,моли Бога о мне грешной и помоги в моей ситуации,помоги и умоли Господа нашего Иисуса Христа за мою душу грешную и очистит меня Господь от заболеваний,от злых людей видимых и невидимых.Да поможет мне Господь в моей нынешной тяжёлой ситуации.Во имя Отца и Сына и Святаго Духа Аминь. Валентина 12 июля 2015, 11:34 Святая великомученица Варвара,спасибо за великий пример веры и самопожертвования,моли Господа о спасении душ наших грешных,умоли Всевышнего помочь трудоустроиться рабу Божьему Илли,во имя Отца Сына и Святаго Духа. Арина 22 июня 2015, 21:38 Святая Великомученница Варвара, помоги мне, пожалуйста, забеременеть девочкой и назвать ее в Твою честь, моли Бога о нас. ( раба Божия Ирина) ЕЛЕНА 7 мая 2015, 17:43 Святая Великомученица Варвара.моли Боженьку о мне грешной и немощной Елене,моем муже, страдающем винопитием и моих престорелых родителях.Будь нашей заступницей и молитвенницей . Катерина 6 мая 2015, 00:25 Святая Великомученица Варвара! Моли Господа нашего об исцелении моей матери, болящей рабы Божьей Ларисы! Прошу тебя от всего сердца!!!Аминь! Маргарита 19 марта 2015, 16:12 Святая Великомученица Варвара, Святая Великомученица Иулиания!К своему стыду сегодня впервые узнала о вас.Спасибо тебе Св.Варвара за твое послание,за заботу о нас грешных.Молите Господа за нас грешных,помогите выдержать испытания Господне.Маргарита.

http://pravoslavie.ru/50452.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010