Отец решился дать дочери свободу выходить куда ей угодно, думая, что она, увидя замужних женщин, пожелает вступить в брак, а сам отправился в далекий путь по делам. Этим временем св. Варвара познакомилась с девицами – христианками и крестилась. Решившись посвятить себя Богу, начала строго поститься и много молиться. В строившейся, по приказанию отца, бане велела устроить три окна в честь Св. Троицы и изобразила крест на мраморе. Отец, увидев все это, разгневался на дочь. А она стала убеждать и его самого принять христианскую веру. Диоскор бил Варвару и, представив к правителю области Мартину, сказал: «Если она не обратится к нашим богам, то она мне не дочь, и я ей не отец. Суди ее, как изменницу отечественной веры». Правитель жестоко избил Варвару и заключил в темницу. Здесь явился ей Господь и исцелил ее. Правитель, призвав Варвару, сказал: «Видишь ли, как наши боги заботятся о теб? – они исцелили тебя». «Не ваши боги исцелили меня, а Господь Иисус Христос, Которому вы не кланяетесь и за Которого я готова пролить свою кровь», отвечала Варвара. Правитель велел снова мучить ее. Из зрителей мучений св. Варвары одна благочестивая женщина Иулиания не могла удержаться от слез и стала обличать правителя в жестокости и неверии. Тогда предали мучению и ее вместе с Варварою и наконец, их обеих осудили на смерть. Св. Варвара, идя на смерть, молилась Богу о том, чтобы Он избавлял от внезапной смерти тех, которые будут вспоминать ее и ее страдания, и был ей голос с неба, обещавший исполнить прошение ее. Сам отец отсек голову Варваре, а Иулианию умертвил воин. Некто благочестивый муж похоронил мощи святых мучениц и построил над ними церковь . Впоследствии мощи св. Варвары были перенесены в Царьград, а потом, в XI веке, в Киев. При мощах нет главы. Мощи почивают в Киево-Софийском соборе. Часть мощей – палец – хранится в Москве, в церкви имени св. мученицы, на Варварке. Есть на Афоне части мощей св. Варвары. Части мощей св. Иулиании хранятся в Почаевской обители. Тропарь, глас 8-й.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/p...

Святая же девица Варвара, прикрываясь стыдом, как единственною своею одеждою, обратилась к возлюбленному Жениху своему Христу Господу, взывая к Нему: «Ты, одевающий небо облаками и землю мглою, как пеленами повивающий, Ты Сам, о Царь, покрой мою наготу и сотвори невидимыми члены мои для глаз нечестивых, чтобы не до конца посмеялись люди над рабою Твоею». И тогда Христос Господь, Который со всеми Своими Ангелами взирал с высоты Своей на подвиг Своей мученицы, ускорил Свою помощь ей и послал к ней светлого Ангела, чтобы покрыл он световидной одеждой наготу её. И не могли уже тогда видеть её нечестивые зрители, и была возвращена мученица мучителю. После неё и святую Иулианию водили нагою по городу – в позор людям и ангелам. Наконец, мучитель, видя, что ничто не может ни отлучить от любви ко Христу этих мучениц, ни склонить их к поклонению идолам, осудил их обеих на усечение мечем. Родитель же святой Варвары, каменносердечный Диоскор, дошёл до такого бесовского ожесточения, что не только что не страдал сердцем, видя жестокие страдания своей дочери, но не устыдился и сам быть ее палачом. Захватив ее одною рукою, а в другой держа обнажённый меч, он повёл свою дочь на место казни, назначенное на одной горе за городом. Другой воин повёл туда же и святую Иулианию. И когда они шли, то святая Варвара молилась Богу, говоря: «Безначальный Боже, распространивший небо, как покров над землею, и землю на водах основавший, озаряющий солнечным сиянием и добрых, и злых, и дождь проливающий на праведных и неправедных, Ты и теперь услыши меня, молящуюся Тебе рабу Твою, услыши, о Царь! И даруй благодать Твою всякому человеку, который будет вспоминать меня и мои страдания. Да не приблизиться к нему внезапная болезнь и да не похитит его нечаянная смерть: Ты ведь знаешь, Господи, что мы – плоть и кровь, и создание пречистых рук Твоих». И вот, в то время, когда молилась святая, послышался голос с небес, призывающий её и Иулианию в небесную обитель и обещающий ей исполнить просимое… И шли на смерть обе мученицы – Варвара и Иулиания с радостью великою, желая скорее разрешиться от тела и вознестись ко Господу. Дойдя же до назначенного места, агница Христова Варвара преклонила под меч свою голову и была усечена руками немилосердного отца, так что и в этом случае сбылось по Писанию: «отец предаст на смерть дитя своё».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Иоанна и Марии Устюжских (†после 1262) Иулиании Новгородския (XIV) Василия и Ирины Кашинских (†ок. 1420) Сергия и Варвары Свирских (†после 1474) Феклы Переяславския (кон. XV) Гликерии девы, Новгородския (†ок. 1522) Иакова Боровичскаго (†до 1540) Артемия, отрока Веркольскаго (†1545), и сестры его Параскевы Пириминския (XVI) Варсонофии Московския (1 пол. XVI) Пелагии Ржевския (сер. XVI) Иакова и Иоанна, отроков Менюжских (†ок. 1566 † 1569) Саввы иерея, Мошокскаго, Владимирскаго (†1592) Гавриила и Анастасии, Василевских, Владимирских (XVI †XVII) Василия мученика, Мангазейскаго, Сибирскаго († 1602) Иулиании милостивыя (†1604), Георгия (XVII) и инокини Феодосии (XVII) Лазаревских, Муромских Симеона Верхотурскаго, Сибирскаго (†1642) Иоанна младенца мученика, Углечскаго (†1663) Боголепа отрока-схимонаха, Черноярскаго († 1667) Карпа Медушевскаго Ковровскаго (XVII) Прокопия Устьянскаго (XVII) Григория иерея, Димитрия, Артемия и Евфросинии, Шуйских, Владимирских Иулиании Сольвычегодския Параскевы Кеврольския, Архангельския (кон. XVII † нач. XVIII) Иоанна исповедника, Русскаго (†1730) Петра отрока, Томскаго, Сибирскаго (†1820) Феодора Томскаго, Сибирскаго (†1864) Стефана Омскаго, Сибирскаго (†1876) и всех прочих отец, братий, жен, матерей и сестер Российских, Христа ради во благочестии и праведности подвизавшихся святителя Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго (†1867) святителя Игнатия, епископа Кавказскаго и Черноморскаго (†1867) святителя Феофана, Затворника Вышенскаго († 1894) святителя Макария, митрополита Алтайскаго святителя Иннокентия Пензенского святаго праведного Иоанна пресвитера, Кронштадтскаго (†1908) святыя блаженныя Ксении Петербургския (XIX) святаго праведнаго Алексия пресвитера, Московскаго (Мечева) преподобного Алексия, старца Зосимовой пустыни преподобного Серафима Вырицкаго 34 преподобномучеников Валаамских священномученика Арсения Ростовскаго святого праведного Алексия Бортсурманскаго преподобномученика Парфения, игумена Кизилташского монастыря. преподобнаго Силуана Афонскаго (†1938)

http://pravoslavie.ru/2368.html

Чистота сердца Варвары обнаружилась и в том, как она стала относиться ко всему происходящему в ее жизни после принятия святого крещения. Это проявилось в известной нам истории со строительством роскошной бани ее отцом, в которой по его проекту должно было быть два окна: одно — в честь солнца, а другое — в честь луны. Но Варвара настолько воспринимала все в своей жизни не как случайное, а как возможность служить прославлению Бога, что попросила строителей прорубить в этом доме три окна — в честь Пресвятой Троицы. Баня, где человек получает телесную чистоту, стала для нее «баней пакибытия», напоминанием о хранении не только чистоты телесной, а чистоты духовного целомудрия. Но самое поразительное в этом подвиге целомудрия и мученичества святой невесты Христовой Варвары проявилось в тот момент, когда она вместе с последовавшей за ней Иулианией девой была подвергнута всеобщему глумлению. На поругание растленной толпе их обнаженными водили по городу, и Господь по молитвам святой Варвары покрыл их тела светозарными лучами. Это было то самое явление чистоты и целомудрия, о котором мы читаем в Священном Писании: об Адаме, который был наг и не стыдился, и об Иосифе Целомудренном, который имел первозданную чистоту, потому что был облачен в свет целомудрия — в Божественную красоту. И еще одна немаловажная страшная подробность. Святая великомученица Варвара приняла смерть от руки своего отца, обезумевшего в слепой ревности язычника — так было и у нас во время последних гоненй в некоторых семьях, когда восставал брат на брата и отец на собственное чадо. Но Церковь хранит свидетельство мучеников о том, что Кровь Христова всегда дороже своей крови. Прославляя сегодняшних святых, постараемся увидеть, какое непосредственное отношение их подвиг имеет к нашим дням. Мы переживаем страшное время, когда во всем ощущается, что конец «близ, при дверех». Не обманываемся ли мы так, как обманывались православные христиане пятьсот лет назад? Что-то очень серьезно изменилось за это время в мире, по крайней мере, все мы на пятьсот лет приблизились к последнему исходу. Но что бы ни происходило, мы, подобно святителю Геннадию, преподобному Иоанну Дамаскину и великомученице Варваре, не должны утратить доверия Господу. Надо не ужасаться этих дней, а радоваться и стремиться, чтобы наше восприятие кончины мира было таким, о котором говорит святая Церковь: «Ей, гряди, Господи Иисусе!»

http://moral.ru/radost/

Архив Пн В день памяти великомученицы Варвары Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Тарасия (Владимирова) во епископа Балашовского 17 декабря 2011 г. 13:15 17 декабря 2011 года, в день памяти святой великомученицы Варвары и мученицы Иулиании, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. За Литургией Предстоятель Русской Церкви возглавил хиротонию архимандрита Тарасия (Владимирова) во епископа Балашовского и Ртищевского. Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ; митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Саратовский и Вольский Лонгин ; архиепископ Самарский и Сызранский Сергий ; архиепископ Егорьевский Марк , руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям ; епископ Дмитровский Александр ; епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; архимандрит Пахомий (Брусков) , избранный и нареченный во епископа Покровского и Николаевского; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; игумен Савва (Тутунов) , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; игумен Исидор (Тупикин) , ответственный секретарь Управления делами Московской Патриархии; духовенство Саратовской митрополии и г. Москвы. На богослужении присутствовали: председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда ; префект Центрального административного округа г. Москвы С.Л. Байдаков; а также министр-председатель Комитета общественных связей и межнациональной политики Саратовской области С.К. Авезниязов; депутат Государственной Думы ФС РФ от Саратовской области И.В. Архипов; глава Балашовского муниципального района Саратовской области Е.Ю. Щербакова; глава администрации Балашовского муниципального района Саратовской области С.В. Гнусарев; делегация духовенства и мирян Саратовской области.

http://patriarchia.ru/db/text/1837290.ht...

В своей истории он говорит об этом так: «До сего дня существует сей источник, исцеляющий всякие болезни у христолюбивых людей, если бы кто захотел сравнить его со струями Иордана или источником Силоамским, или с Вифездою, тот не погрешил бы против истины, ибо и в этом источнике одинаково много чудес совершает сила Христова». Финикияне главным образом обоготворяли светила небесные. Главными божествами своими они признавали Ваала, или Молоха, в лице которого обоготворяли солнце, и Астарту, в лице которой обоготворяли луну. Разумеются Три Ипостаси или Лица Единого, в Троице славимого Бога. Память первомученицы Феклы празднуется 24 сентября. Выражения, заимствованные из Св. Писания: ср. Пс. 146:9; Иов 38:10. Выражения Св. Писания: ср. Пс. 103:2; 135:6; Мф.5:45. Блаженная кончина св. великомученицы Варвары и Иулиании последовала в 306 г. скрыть способы оплаты Комментарии рБЛюбовь 17 декабря 2022, 11:48 С Рождественским постом! С Праздником! Молитвами Вел.Муч.Варвары и всех Святых да укрепит Господь в Вере Надежде Любви, дарував мудрость житейскую, избавив от козней врага, даст время на покояние.... мне и чадам. Спаси Господи! Ирина 21 мая 2022, 19:37 Святая Варварушка! Моли Бога о нас! Моли Бога о мире в Украине и возвращении домой!Пусть наши дома останутся целыми и невредимыми, а мы здоровыми и счастливыми! Пусть наша жизнь станет лучше, чем прежде! Наталия 6 февраля 2022, 21:54 Святая великомученица Варвара! Моли Бога о моей внученьке Варваре! Даруй ей Счастье и здоровья в жизни! А нам, грешным рабам Божьим-Наталие, Ангелине,Алексею,Георгию,-прощения,и милости Божьей! Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! София 17 декабря 2020, 15:31 Великомученицы Варвара и Иулиания молите Господа о нас грешных ,умоляю вас укрепить нашу веру , Веру моих детей и спаси нас Господи!!! Анна 17 декабря 2020, 13:07 Святая великомученица Варвара! Моли Господа Бога о нас грешных:Димитрии,моем сыне, родившемся 17.12. Защити его от бед и несчастий, помоги стать на путь истинный, о моем б.муже Владимире и обо мне , б.

http://pravoslavie.ru/50452.html

Евсевий Кесарийский рассказывет о самых изобретатель­ных способах мучительства, которым подвергали христиан: «Одних, как в Аравии, зарубили секирами; другим, как в Каппадокии, ло­мали ноги; иногда подвешивали головой вниз и разводили под ними слабый огонь: люди задыхались в дыму, поднимавшемся от горячих сучьев, как случилось в Месопотамии; а иногда, как в Александрии, им отрезали носы, уши, руки и уродовали другие члены и части тела. Вспоминать ли антиохийских мучеников, ко­торых поджаривали на раскаленных решетках с расчетом не сра­зу их умертвить, а подольше мучить; другие предпочитали поло­жить в огонь правую руку, чем прикоснуться к мерзкой жертве» (Евсевий, цит. изд., с. 302–303). Понтийским мученикам «заго­няли под ногти на руках острые тростинки и прокалывали на­сквозь пальцы; расплавив свинец, поливали этим кипящим ме­таллом спину» (Евсевий, цит. изд., с. 305). Одна мать христианка, чтобы уберечь своих дочерей Дом­нину, Веронику и Просдокию от растления, по рассказу Евсевия, который, правда, не называет их имена, известные однако из Церковного Предания, «изобразила дочерям все те ужасы, какие готовят им люди; самой страшной и непереносимой была угро­за непотребным домом... и предложила единственный выход – бегство к Господу. Дочери утвердились в этой мысли, пристойно окутались плащами, на полпути попросили у стражи разрешения отойти немного в сторону и бросились в реку, протекавшую ря­дом» (Евсевий, цит. изд., с. 303). В Илиополе Финикийском были обезглавлены святые муче­ницы Варвара и Иулиания. В житии святой Варвары говорится о том, что она была крещена тайком от своего отца Диоскора, ко­гда тот уезжал из города. Перед своим отъездом он распорядил­ся выстроить баню с двумя окнами в честь чтимых им божеств солнца и луны, но Варвара упросила строителей сделать три окна в честь Святой Троицы и у входа в баню начертала крест. Фана­тичный язычник, Диоскор, узнав по возвращении в Илиополь, что его дочь христианка, попытался принудить ее отречься от Хри­ста, угрожал ей смертью и наконец выдал ее городским властям, и те подвергли ее истязаниям. Изо дня в день на городской пло­щади палачи бичевали ее воловьими жилами. Увидев происходя­щее, христианка Иулиания стала обличать палачей, была схва­чена и подвергнута таким же зверским истязаниям, что и святая Варвара. Казнь обеих мучениц собственоручно совершил отец святой Варвары Диоскор.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Акафист Муромским Чудотворцам уже в Синоде. Вероятно, мне поручено будет пересмотреть его и, конечно, я не замедлю дать о нем надлежащий отзыв. Неутомимый А. Ф. Ковалевский более и более упражняется в составлении акафистных песнопений в честь разных святых. В первых числах января он прислал мне составленный им, по собственному произволению, акафист местночтимой в г. Торжке Благов. Княгине Иулиании. Поводом к сему послужило напечатанное в Тверск. Епарх. Ведомостях сказание об этой княгине. Поистине, неистощимый песнописец“!... Из Витебска писал от 6-го ч. протоиерей В. Волков: „Пишу сидя у гроба: жена моя умерла. Помолитесь об упокоении души рабы Божией Варвары. Обращаюсь к Вам, как к родному отцу, который сочувствует моим радостям и скорбям и разделяет со мною то и другое. Пришлите слово утешения... Плачу и сильно скорблю... Сердце за последнее время так наболело, что боюсь, чтобы не заболеть и не слечь“. 15-го ч. писал я в село Высочиновку Харьковской губ. А.В. Ковалевскому: „Получив ваше последнее письмо от 4-го минувшего января и при нем список с составленного Вами акафиста Благоверн. Княгини Иулиании, я немедленно сделал —190— 1884 г. следующие распоряжения: во-первых, велел написать Настоятелю Новоторжского Собора, чтобы он выслал Вам икону Благов. Княгини и донес мне, признает ли он благопотребным и возможным напечатать на соборный счет акафист Благов. Иулиании; во-вторых, присланный Вами мне список акафиста я отдал Цензору, архим. Тихону, чтобы он заблаговременно просмотрел его. Протоиерей отвечал мне, что он не замедлит послать Вам икону, и, вероятно, уже выслал, с объяснением причины замедления в исполнении вашего требования. Что касается акафиста, то он будет просить ходатайства она печатании его; однакож до сих пор его просьбы у меня нет в руках. Написанный Вами акафист св. Алексию, человеку Божию, мною был читан и одобрен к напечатанию. В предстоящий праздник св. Алексия, 17-го числа, без сомнения, он будет уже воспеваться в Московской Алексеевской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Святой Павел и святая Иулиания 149 , родные брат и сестра, жили в финикийском городе Птоломаиде и, будучи ревностными христианами, хотя не скрывали от граждан своего исповедания, но, благодетельствуя верным и неверным, долго скрывались от бдительных очей христоненавистного правительства. Наконец, предуготовил им все ужасы страданий такой поступок, который ныне почитается знамением истинной любви народа к благодетельному монарху. Император Аврелиан, обозрев Ассирию, прибыл в Птоломаиду; весь народ вышел ему навстречу, возглашая «многая лета»; там же находился и святой Павел. Веруя учению Иисусову, что «несть власть, аще не от Бога», он перекрестился, умоляя Господа, чтобы прибытие царя было всем во благо. Это-то Аврелиан приметил и тут же приказал взять святого Павла, как христианина, под стражу. Какое ослепление обладало тогда умом даже мудрых государей! Поклонники солнца, варвары, не знавшие никакого богопочитания, и даже иудеи могли свободно соблюдать свои обряды; одни христиане за всё были мучимы и убиваемы! На следующий день Аврелиан потребовал к себе святого Павла и прежде всего грозно спросил: как смел он, встречая государя, оградиться христианским знамением? «Почитая в особе твоей власть и силу Царя царей, Господа моего Иисуса Христа, – отвечал святой юноша, – я не знал, чем более засвидетельствовать радость мою согражданам, всяких благ от тебя, о, государь, ожидающим». – «А разве не обнародованы против галилеян мои указы?» – с гневом воскликнул Аврелиан. «Я читаю все повеления вашего величества, – отвечал Павел, – но исполняю только те, которые не делают насилия моей совести в делах веры; в противном случае я готов вытерпеть все мучения, но Христа не оставлю». Тогда раздражённый Аврелиан повелел приступить исполнителям казни; святой юноша был повешен на древе; ударам не было числа. Но вдруг поражает тирана зрелище другого рода; весь народ удивляется, недоумевает... Посреди мучителей является юная девица, обнимает окровавленного Павла, лобызает раны его (то была Иулиания, сестра его). «Ах! За что так люто терзаешь брата моего? – обратившись к Аврелиану, воскликнула она, – оскорбил ли он, хоть раз в жизни, величество царя? Обидел ли своих сограждан? Моё сердце ручается за его поступки; весь народ ручается за его добродетели. Государь! Пощади невинного». Какое бы сердце не тронулось молением невинности! Но Аврелиан был твёрже камня. Мы видим язычников чувствительных, по крайней мере, наружно человеколюбивых, но когда дело касалось христиан, они были глухи, как аспиды. Так для идолопоклонников противна была небесная истина! Так противна истина и для нас, когда раболепствуем пороку!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

218 Мощи св. Варвары в IV или в VI в. были перенесены в Константинополь, где в честь ее был построен великолепный храм (который пользовался правом убежища, и в нем находили спасение обличенные в преступлениях и подлежавшие каре закона). Ныне мощи св. Варвары открыто почивают в Киеве, в Златоверхо-Михайловском монастыре (см. Киев. еп.), куда они были перенесены в 1108 г. греческой царевной Варварой, дочерью Алексея Комнина, бывшею в супружестве за вел. кн. Святополком-Михаилом. 219 «Всеблаженная» Иулиания, «на судищи страшнем», «зрящи мученицу славную Варвару ранами страждущу, муками же различными тело все ссецаемо», но с твердостью переносящую все истязания, обличила игемона в жестокости и нечестии, за что и была после мучений обезглавлена. Бесчеловечных мучителей Диоскора и Мартиана вскоре «постиже внезапная казнь Божья»: они были сожжены молнией. 220 Пр. отца нашего Дамаскина. Сын знатного сановника, служившего при дворе Дамасского халифа (см. 398 стр.) Абд-Альмалика, он получил высокое христианское образование и сделан был правителем г. Дамаска. Он всегда ценил истину выше жизни и в ревности по истине полагал надежду спасения. При имп. Льве Исавре, св. Иоанн, «ревностью разжигаемь», явился мужественным защитником иконопочитания, и его полные пламенной веры, несокрушимой убедительности и живого красноречия письма в защиту иконопочитания сильно действовали на его современников. Император, желая погубить св. Иоанна, послал халифу подложное письмо, уличавшее св. Иоанна в измене своему повелителю. Не подозревая тайных козней еретика-императора, халиф поверил его письму и приказал отрубить св. Иоанну правую руку; но она, по молитве св. Иоанна, чудесно срослась с своим суставом (см. ниже, об иконах Богоматери). Убедившись после этого чуда в невинности св. Иоанна, халиф полюбил его более прежнего; но св. Иоанн упросил халифа отпустить его, сложил с себя светское звание и вступил иноком в обитель пр. Саввы Освященного (см. 5 дек.). Здесь никто не желал быть духовным наставником знаменитого ученого богослова, а когда, наконец, нашелся желающий, то, для искуса в послушании, он, между прочим, запретил пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010