В Московской духовной академии воссоздана церковь святых великомучениц Варвары, Анастасии и мученицы Акилины 19 декабря 2017 г. 18:24 17 декабря 2017 года, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, день памяти великомученицы Варвары и мученицы Иулиании Илиопольской, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений  совершил Божественную литургию в храме святых великомучениц Варвары, Анастасии и мученицы Акилины в Новом семинарском корпусе МДА. Перед Литургией архиепископ Евгений совершил водосвятный молебен с чином малого освящения храма. Его Высокопреосвященству сослужили преподаватели и студенты академии в священном сане. За Литургией архиерей совершил диаконскую хиротонию студента 1-го курса магистратуры Дмитрия Дейкина и хиротесию во чтеца студентов 3-го курса Георгия Воробьева, Герасима Захарова, Петра Абеленцева и Кирилла Шеманаева. По запричастном стихе преподаватель МДА игумен Герасим (Дьячков) огласил «Историческую записку об устройстве и воссоздании церкви свв. вмцц. Варвары, Анастасии и св. мц. Акилины». По окончании Литургии художник проекта «Увидеть икону» Олег Зон передал в дар церкви икону св. вмц. Варвары, выполненную в технике высокого рельефа. Икона предназначена для людей с ограниченными возможностями — слепых, слабовидящих и слепоглухих. В 1853 году в Донском больничном корпусе Троице-Сергиевой лавры на средства графини В.А. Татищевой (урожденной Буткевич; 1776-1853) была устроена больничная церковь в честь свв. вмцц. Варвары и Анастасии, и корпус стал называться Варваринским. В.А. Татищева была дочерью генерал-лейтенанта А.Д. Буткевича (1759-1832), супругой генерал-лейтенанта от инфантерии, а затем военного министра А.И. Татищева (1763-1833). Варвара Александровна была членом Санкт-Петербургского дамского попечительного о тюрьмах комитета. 25 июля 1825 года была награждена малым крестом ордена святой Екатерины. Она приняла постриг в монашество с именем Анастасия, скончалась в 1853 году.

http://patriarchia.ru/db/text/5085494.ht...

Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси Сегодня Церковь вспоминает имя святой мученицы Варвары. Многие женщины носят это имя. Совсем недавно мы вспоминали имя другой мученицы – Екатерины… У этих мучениц много общего – они были современницами и погибли по воле одного и того же императора Максимина, который в начале IV века, уже на излете страшных гонений на христиан, обрушил на них свой гнев. В истории святой великомученицы Варвары есть нечто, что особенно потрясает сознание. Варвара была удивительно красивой девушкой, и отец ее, некий Диоскор, человек богатый и знатный, хотел воспитать свою дочь так, чтобы она была примером для других, чтобы она отличалась особым образованием, умела себя правильно вести, чтобы она была человеком выдающимся… Все больше и больше Варвара стала задумываться о том, кто же тот Творец вселенной, и сердце ее стало располагаться к принятию иного учения. А когда ей удалось выйти из затвора, в котором проходило ее обучение, вступить в общение со многими людьми, то она познакомилась с христианами, которые научили ее тому, что Бог Великий, Триединый создал этот прекрасный мир. Девушка всем сердцем восприняла это учение и приняла тайно Крещение от священника, который прибыл в ее город под видом купца. Очень скоро отец узнал, что его дочь стала христианкой. То, что произошло далее, не поддается никакому воображению. Отец воспылал страшной злобой к своей дочери. Первым его желанием было умертвить дочь собственными руками… Но ничто не могло сломить духа и силы веры Варвары. Более того, те, кто видел ее, начинали открыто исповедовать веру. Среди них была молодая девушка по имени Иулиания, которая, увидев духовный и физический подвиг Варвары, исповедовала свою веру и была подвергнута истязаниям вместе с той, которая силой своего духа открыла ей глаза души и сердца для познания Бога. В завершение всех этих мучений Варвара и Иулиания были умерщвлены. Но Господь покарал и отца Варвары, Диоскора, и злого правителя града того – вскоре они были убиты молнией.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Он построил для единственной дочери башню, где отроковица росла в заточении, скрытая от глаз посторонних. Когда пришло время выдать Варвару замуж, Диоскор столкнулся с твердым отказом дочери вступать в брак. Отец решил выпустить затворницу, чтобы она пообщалась с замужними женщинами и изменила свое намерение, однако, по-видимому, святая встретилась на воле с христианами, восприняла новую веру и решила принять крещение. Узнав об этом, отец велел схватить Варвару и отправить на суд правителя Маркиана. Христианку подвергали пыткам, чтобы она отреклась от Христа, но каждый раз раны святой чудесным образом заживали. Свидетельницей страданий Варвары стала женщина по имени Иулиания. Она открыто обличала мучителей, хотя и не была знакома со святой. Маркиан велел пытать ее вместе с Варварой. Увидев твердость духа Варвары и разделившей с ней страдания Иулиании, правитель отдал приказ обезглавить обеих. Вот почему память Варвары и Иулиании празднуется в один день, а Волоцкая княгиня могла считать своими небесными покровительницами обеих мучениц. Согласно второй версии женскую обитель назвали Варваринской в память о московском великом князе Василии III, который тяжело заболел в Волоколамске и скончался в день памяти великомученицы 4 декабря 1533 года. Василий III, к слову, был племянником Бориса Васильевича и княгини Иулиании. В церковной политике Василий III поддерживал партию иосифлян и особо чтил Иосифо-Волоцкую обитель. В Москве он построил два прекрасных храма: Архангельский собор в Кремле и церковь Вознесения в Коломенском. Обстоятельства кончины Василия III подробно описаны у С. М. Соловьева в «Истории России с древнейших времен». После ухода крымских татар из Московских пределов в сентябре 1533 года великий князь Василий Иванович вместе с семьей отправился в Троице-Сергиев монастырь, а оттуда – в Волок Ламский, чтобы «потешиться любимою своею забавою, охотою». По дороге в селе Озерецком на сгибе левой ноги у великого князя появилась багровое пятно размером с булавочную головку.

http://sobory.ru/article/?object=03213

Церковь св. великомученицы Варвары Московская церковь св. великомученицы Варвары находится близ Кремля на одноименной улице Китай-города, Варварке. Храм построил в 1514 году сам итальянский архитектор Алевиз Фрязин, построивший кремлевский Архангельский собор. В церкви хранился чудотворный образ св. Варвары Великомученицы, прославившийся во времена Ивана Грозного. В советское время с 1933 года улица носила имя Степана Разина - именно этой дорогой в июне 1671 года его везли на казнь к Васильевскому спуску. А еще раньше, в 1380 году по этой дороге возвращался в Кремль Дмитрий Донской с битвы на Куликовом поле. В честь славной победы над Мамаем повелел князь основать здесь церковь Всех Святых на Кулишках, отчего эта улица до постройки в самом начале XVI века Варварской церкви называлась еще Всехсвятской. Варвара, святая мученица III - IV веков нашей эры, была дочерью знатного и богатого Диоскора из финикийского города Илиополя. Во время гонений на христианство она приняла святое крещение и была за это посажена под стражу собственным отцом. Затем Диоскор и вовсе выдал дочь правителю города Мартиану. Св. Варвару заточили в темницу и жестоко пытали, но сам Спаситель явился ей ночью и уврачевал раны. Раз Варвару вывели на улицу, и из собравшейся толпы одна христианка по имени Иулиания во весь голос стала обличать мучителей. Ее схватили и обезглавили вместе с Варварой в 306 году. Как и Параскева Пятница, св. Варвара почиталась в Москве как покровительница торговли, поэтому ее церковь возвели в самом сердце московского торгового посада. Еще с глубокой древности здесь, около кремлевской восточной стены, селились ремесленники и купцы и прямо у Кремля кипела оживленная торговля. На главной площади города разместился тогда самый крупный в первопрестольной торг, и от него эта площадь поначалу так и называлась Торговой. Только в XIX веке, сменив еще несколько названий (Троицкая, Пожарная), она стала официально именоваться Красной. Церковь св. великомученицы Варвары на Варварке Фото из книги Н.А. Найденова " Москва. Соборы, монастыри и церкви " . 1882-83гг. А уже в 1534-1538 г.г., через 20 лет после возведения здесь первой Варварской церкви, повелением матери Ивана Грозного, великой княгини Елены Глинской весь московский торговый посад обнесли каменной крепостной стеной Китай-города, также по проекту итальянского мастера Петрока Малого, построившего в Кремле Успенскую звонницу.

http://pravoslavie.ru/75.html

Дойдя до назначенного места, агница Христова Варвара склонила под меч свою голову и была усечена руками немилосердного своего отца и исполнилось сказанное в Писании: «предаст на смерть отец дитя» ( Мф. 10:21 ; Мк. 13:12 ). Святую же Иулианию обезглавил воин. Так совершили они свой подвиг 8023 . Святые души их радостно отошли к своему Жениху-Христу, встреченные ангелами и с любовью принятые Самим Владыкою. Диоскора и правителя Мартиана внезапно постигла казнь Божия. Тотчас по совершении казни тот и другой были убиты грозою, и тела их молния сожгла в пепел. В том городе жил один благочестивый человек, по имени Галентиан. Взяв честные мощи святых мучениц, он принес их в город, похоронил с подобающею честью и устроил над ними церковь , в которой много было исцелений от мощей святых мучениц, молитвами и благодатью Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога. Ему же слава во веки. Аминь. О честных мощах великомученицы Варвары Впоследствии честные мощи святой великомученицы Варвары были перенесены из Греции в Россию, в Киев, когда, после просвещения русской земли святым крещением, русские князья находились в особенно близких и дружественных отношениях с греческими царями и брали себе в супруги их сестер и дочерей 8024 . Во время таких близких и дружественных отношений между греческими и русскими правителями Киев и получил из Греции бесценный дар – целебные мощи святой великомученицы Варвары, как об этом повествует сказание, написанное в 1670 г. игуменом Киевского Михайловского Златоверхого монастыря 8025 , иеромонахом Феодосием Сафоновичем 8026 , мужем достойным доверия. Первою супругою великого князя Киевского Святополка Изяславича 8027 , нареченного во святом крещении Михаилом, была греческая царевна Варвара, дочь Византийского императора Алексия Комнина 8028 . Перед своим отъездом из Царьграда в Россию, царевна Варвара упросила своего отца даровать ей мощи святой великомученицы Варвары, которые и привезла с собою в Киев. Муж ее, великий князь Михаил, выстроив в 1108 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Свято-Покровский храм (Волоколамск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Покровский храм – бывший собор упразднённого в 1764 году Варваринского монастыря. – Построен в 1695 году по повелению материи мператора российского Петра Первого – царицы Наталии Кирилловны Нарышкиной. Содержание История [ править править код ] Покровская церковь — бывший собор девичьего Варваринского монастыря. До построения собора все здания в монастыре были деревянными. По описанию 1626 г., в обители имелась «церковь Успения древяна, клецки и церковь великомученицы Варвары — древяна, ветхая». Ныне существующая каменная церковь построена в честь Покрова Пресвятой Богородицы в 1695 г. по повелению царицы Наталии Кирилловны Нарышкиной, матери Петра I. В соборе находились две древние иконы: великомученицы Варвары конца XV — начала XVI вв. и Успения Божией Матери XVI в. (ныне хранятся в Сергиево-Посадском историко-художественном музее-заповеднике). Почитание великомученицы Варвары в Волоколамске связано с Иулианией Волоцкой, женой князя Бориса Васильевича. Память святой мученицы Иулиании праздновалась в один день с памятью великомученицы Варвары. Часто обе святые изображались на одной иконе. В 1764 г. после упразднения монастыря собор стал приходским храмом. В 1806 г. с южной стороны к нему пристроили Успенский придел. В храме имеются еще два придела: во имя святой великомученицы Варвары и святого мученика Уара. В 1870 г. была увеличена трапезная, а в 1878 г. по проекту архитектора С.В.Дмитриева надстроена колокольня. Покровская церковь в советское время не закрывалась. Священник Владимир Покровский в 1932—1935 гг. находился в ссылке в Казахстане (после возвращения служил в Покровской церкви). В ссылке был убит диакон Владимир Осташевский. Староста церкви Кузьма Николаевич Матвеев был расстрелян. Современное состояние [ править править код ] При церкви действуют: Воскресная школа, библиотека православной литературы, аудиотека, видеотека. Большой выбор утвари, книг, аудио и видео продукции. Работает постоянно действующая выставка религиозной литературы. Описание [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Покровск...

Очень скоро отец узнал, что его дочь стала христианкой. То, что произошло далее, не поддается никакому воображению. Отец воспылал страшной злобой к своей дочери. Первым его желанием было умертвить дочь собственными руками. Она едва спаслась бегством, спрятавшись в одной из пещер на склоне горы, но местные жители выдали отцу место, где она скрывалась. Тогда отец отдает дочь местному правителю, который получил приказ от императора мучить, пытать и казнить христиан. На глазах отца его любимая дочь, с его согласия и по его инициативе, стала подвергаться страшным мучениям. Ее тело рвали металлическими когтями, резали на куски, избивали воловьими жилами, растирали истерзанные места шерстью. Варвара проходила через невыносимые страдания. Наконец, для того чтобы сломить ее не только физически, но и морально, правитель приказал, чтобы Варвару провели по всему городу обнаженной. Но ничто не могло сломить духа и силы веры Варвары. Более того, те, кто видел ее, начинали открыто исповедовать веру. Среди них была молодая девушка по имени Иулиания, которая, увидев духовный и физический подвиг Варвары, исповедовала свою веру и была подвергнута истязаниям вместе с той, которая силой своего духа открыла ей глаза души и сердца для познания Бога. В завершение всех этих мучений Варвара и Иулиания были умерщвлены. Но Господь покарал и отца Варвары Диоскора, и злого правителя града того — вскоре они были убиты молнией. Когда читаешь эти древние тексты, описывающие духовный подвиг святых мучеников и мучениц, то невольно задаешься вопросом о том, откуда они черпали эту силу. Как могла юная девушка вынести то, что было бы не под силу самым физически сильным и мужественным людям? И понимаешь, что никакая физическая сила, никакая человеческая воля не способны дать такое терпение человеку — то была воля Божия, то была сила Божия, которая поддерживала и одухотворяла Варвару и весь сонм мучеников. Сказанное весьма поучительно для современных людей, многие из которых непременно хотят быть сильными. Это хорошее желание, но нужно помнить, что подлинная сила есть сила человеческого духа. Без Бога эта сила от человека сокрыта — тогда он может опираться лишь на свои возможности и на свои силы, которые несоизмеримы с силой Божией. Той силы, которой обладали святые мученики, своими усилиями достичь невозможно. И каждый, кто сегодня хочет быть сильным, хочет побеждать, хочет достигать многого в своей жизни, должен помнить, что все эти человеческие победы возможны, когда силен наш дух, оплодотворяемый силой Божией.

http://patriarchia.ru/db/text/1344098.ht...

Все они были упразднены при Екатерине II и обращены в обычные приходские храмы. Историю одного из этих монастырей, называвшегося Варваринским, связывают с именами Волоцкой княгини Иулиании и великого князя московского Василия III – отца царя Ивана Грозного. После закрытия Варваринской обители ее соборный храм был освящен как Покровский. В советские годы церковь не подвергалась разорению и оставалась действующей. Первые документальные упоминания Варваринского монастыря относятся к двадцатым годам XVII столетия. В писцовых книгах 1626 года обитель описывалась следующим образом: «На Волоке, на посаде, Варварской девичь монастырь, а в нем церковь Успение Пречистые Богородицы древяна клетцки, да церковь Христовы мученицы Варвары древяна ж ветха, завалилась; а в монастыре в келье игуменья Варсанофия Егубова, да восмь келей, а в них осмнадцать стариц…» В переписных книгах 1715 года впервые упоминалась каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы, которая в перестроенном виде сохранилась до сегодняшнего дня. Она была возведена в 1695 году на средства Натальи Кирилловны Нарышкиной. После секуляризации церковных земель в 1764 году Варваринский монастырь был упразднен, а Успенская каменная церковь стала обычной приходской. При этом храм сменил свое название: главный престол был заново освящен, после чего Успенская церковь стала Покровской. В храме со временем были устроены приделы во имя великомученицы Варвары, Успения Пресвятой Богородицы и мученика Уара Египетского. Существуют две версии происхождения наименования женского монастыря в Волоколамске в честь великомученицы Варвары. Согласно первой, это было косвенное посвящение скончавшейся в 1503 году княгине Иулиании – супруге волоцкого удельного князя Бориса Васильевича. Святая Иулиания была небесной покровительницей княгини, а день памяти этой святой совершается 4 декабря (17 декабря н.ст.) в один день с памятью св. Варвары, поскольку, как известно из жития последней, обе мученицы пострадали и были казнены в одно время. Варвара родилась в семье богатого язычника Диоскора.

http://sobory.ru/article/?object=03213

Дойдя до назначенного места, агница Христова Варвара склонила под меч свою голову и была усечена руками немилосердного своего отца и исполнилось сказанное в Писании: «предаст на смерть отец дитя» (Мф. 10:21; Мк. 13:12). Святую же Иулианию обезглавил воин. Так совершили они свой подвиг [ 10 ]. Святые души их радостно отошли к своему Жениху-Христу, встреченные ангелами и с любовью принятые Самим Владыкою. Диоскора и правителя Мартиана внезапно постигла казнь Божия. Тотчас по совершении казни тот и другой были убиты грозою, и тела их молния сожгла в пепел. В том городе жил один благочестивый человек, по имени Галентиан. Взяв честные мощи святых мучениц, он принес их в город, похоронил с подобающею честью и устроил над ними церковь, в которой много было исцелений от мощей святых мучениц, молитвами и благодатью Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога. Ему же слава во веки. Аминь.   О честных мощах великомученицы Варвары Впоследствии честные мощи святой великомученицы Варвары были перенесены из Греции в Россию, в Киев, когда, после просвещения русской земли святым крещением, русские князья находились в особенно близких и дружественных отношениях с греческими царями и брали себе в супруги их сестер и дочерей [ 11 ]. Во время таких близких и дружественных отношений между греческими и русскими правителями. Киев и получил из Греции бесценный дар — целебные мощи святой великомученицы Варвары, как об этом повествует сказание, написанное в 1670 г. игуменом Киевского Михайловского Златоверхого монастыря [ 12 ], иеромонахом Феодосием Сафоновичем [ 13 ], мужем достойным доверия. Первою супругою великого князя Киевского Святополка Изяславича [ 14 ], нареченного во святом крещении Михаилом, была греческая царевна Варвара, дочь Византийского императора Алексия Комнена [ 15 ]. Перед своим отъездом из Царьграда в Россию, царевна Варвара упросила своего отца даровать ей мощи святой великомученицы Варвары, которые и привезла с собою в Киев. Муж ее, великий князь Михаил, выстроив в 1108 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Во второй половине XVII в. значение религиозно-духовного центра в этой части города перешла к другому, находившемуся в непосредственной близости от Покровской обители, монастырю во имя святой великомученицы Варвары. В Писцовых книгах XVII в. под 1626 г. значится " на Волоке, на посаде, Варваринский девичь монастырь, а в нем церковь Успения Пречистыя Богородицы древяна клетцки (т.е. деревянная, построенная клетью - по типу обычной крестьянской избы), да церковь Христовы мученицы Варвары древяна же ветха, завалилась: а в монастыре в келье игумена Варсонофия Егубова, да восемь келий, а в них осмнадцать стариц, да келья пуста; да у церкви во дворе поп Кузьма Яковлев... " По-видимому, упоминаемая Варваринская церковь, по названию которой именовался и Варваринский монастырь, была наиболее древним монастырским сооружением и, наряду с главным храмом Покровского монастыря, относилась к временам Ивана Грозного. Монастырь окружала деревянная ограда с башнями. Около монастыря сложилось поселение слобода. Почитание святой великомученицы Варвары в Волоколамске связано с Иулианией, женой Волоцкого князя Бориса Васильевича. Память святой Иулиании праздновалась в один день с памятью великомученицы Варвары, часто обе святые изображались на одной иконе. Возможно, икона принадлежала волоцким князьям и была вложена в монастырь для вновь построенной церкви. К сожалению, история не оставила почти никаких свидетельств о жизни монастыря в период XVI-XVII вв. Сведения по истории его строительства также чрезвычайно скудны. Значительные строительные работы развернулись в Варваринском монастыре на рубеже XVII-XVIII вв. В этот период игумениями обители были Пелагия (1685 г.), Анфиса (Гагарина)(1691-1698) и Гегения (1703 г). Именно на время их управления и приходится возведение в монастыре нового каменного храма, поставленного вместо разобранной " за ветхостью " древней деревянной Успенской церкви. Этот храм поначалу был назван также Успенским и лишь впоследствии был переименован в Покровский. Оживление строительства в монастыре в конце XVII в.

http://sobory.ru/article/?object=03213

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010