Сергей Худиев: «Дехристианизация Запада — как и почему это происходит» 23.11.2021 21:36:54 Позднесоветские практики на Западе Последние десятилетия Запад (и наиболее резко это бросалось в глаза в США) переживал процесс тектонической культурной трансформации. Если в годы «холодной войны» Запад воспринимал себя как «христианскую цивилизацию», противостоящую «безбожному коммунизму», то за годы, прошедшие со времен падения СССР, его политические элиты все менее соотносили себя с его христианским наследием. Те из нас, кто еще застал это время, помнят, что коротковолновые западные радиостанции подчеркивали, что, в отличие от СССР, на Западе существует реальная свобода вероисповедания. Люди открыто выражают свою веру в Бога, возводят Храмы, проповедуют слово Божие хоть на стадионах, хоть по радио или в печатных изданиях — причем государство относится к этому со всяческим уважением. В СССР, как не упускали случая подчеркнуть западные радиостанции, («вражьи голоса», как их иронически тогда называли) дело обстояло совсем иначе. Формально конституция гарантировала свободу вероисповедания, и советский гражданин брежневских времен, если он посещал богослужения, не нарушал никаких законов. Однако интерес к религии означал, как минимум, так называемую «запоротую характеристику». «Характеристика» была документом, необходимым для поступления в ВУЗ или устройства на работу. В ней указывались черты характера человека — и его идеологическая благонадежность. Если в характеристике отмечалось, что человек — верующий, это означало фактическое поражение в правах. Он рассматривался как не заслуживающий доверия. Карьера для него была закрыта. Нынешняя ситуация на Западе (и особенно в США) напоминает положение дел в СССР времен застоя. Кровавых гонений с массовыми расстрелами и лагерями нет — но придерживаться традиционной христианской веры, особенно, библейских взглядов на этику в области пола, значит «запороть характеристику» и поставить свою карьеру под удар. Из наиболее известных случаев можно вспомнить бывшего генерального директора Mozilla Брендона Эйка. В 2008 году Эйк выделил из личных средств 1 тысячу долларов в поддержку кампании за внесение в калифорнийское законодательство поправки, известной как «Предложение 8». Эта поправка определяла брак как «союз между мужчиной и женщиной» Поправка была принята, однако в 2013 году её отменил Верховный суд США. В 2014 году об этом пожертвовании узнали ЛГБТ-активисты, под давлением которых Эйку пришлось уйти со своего поста.

http://radonezh.ru/2021/11/23/sergey-hud...

Разночтение этого стиха, а равно и первой половины следующего совершенно ничтожно. Стих 4. Теперешнему безнаказанному торжеству иудейской аристократии, ее произволу и роскоши противопоставляется будущее горе и разорение. Но почему оно называется притчею, это не вполне понятно; общий смысл, вероятно, тот же, что и в угрозах Второзакония: ты станешь притчею, т. е. примером того, как Бог наказывает непокорный народ; но, вероятно, некоторая соль кроется в самом выражении: «мы совершенно разорены». Может быть, Михей специально пророчествует о плаче Иеремии над разоренным Иерусалимом. Слово (шадад) означает совершенное уничтожение города; Наум употребляет параллельный образ о Ниневии: «всякий побежит от нее и скажет: «Ниневия разорена» ( Наум. 3:7 ). «Удел народа моего отдан другим», по-славянски: « часть людий моих измерися ужем». Собственно, буквально: «удел народа моего переменит» (т. е. Бог?), но эта конструкция неестественна. Последнее слово ( (ямир) LXX читали за (ями) – от глагола мада или мадад – измерять) и переводили «измерися ужем» (землемерная вервь). Это, пожалуй, вернее и означает несомненное завоевание врагами: земля как бы разделена Богом в достояние врагам; ср. чудесную надпись: «взвесил, исчислил, разделил» и соответствующее толкование Даниила, как и здесь, у Михея далее говорится, что поля разделены. «Как возвратится ко Мне», а славянское «и не бе возбраняяй его», что вернее, потому что понимать под первым лицом Бога, как хотят толкователи, нельзя, ибо Его всемогущество делает подобную фразу неуместной… «Как» – по евр. (эйк), и LXX читали (эйн) – нет, что на славянский всегда переводят: «не бе»; «ко мне» – (ли) греки читали (ло) – ему, его. Выражение: «и не бе возбраняяй, или помогаяй» – самое обычное для подтверждения предыдущей мысли. Далее: «иноплеменникам ( – ле-шобеб) разделены наши поля»; славянский же текст первое слово относит к предыдущему и понимает как неопределенное наклонение глагола (шуб), переводит «еже отвратитися» – «и не было препятствующего ему отвратиться, потеряться от Меня». В смысле «иноплеменник» это слово едва ли употребляется; причастие означает «отделенный», смысл вообще темный в обоих.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Другое дело, что проявляя интерес к религии, вы могли «запороть характеристику». «Характеристика» – стоит пояснить для тех, кто не застал того времени – это небольшой текст, помещавшийся на одном листе бумаги, который описывал ваш характер (у меня было написано «несколько замкнут, нелегко сходится с людьми»), ваши заслуги и провалы, а в частности, ваше отношение к религии. У меня было написано «к религии равнодушен», что на тот момент было совершенно верно. «Хорошая характеристика» была важна для поступления в вуз или на работу. «Плохая» – означала ни в каких законах не прописанное, но действенное поражение в правах: карьера была для вас закрыта. Если вы были известны, как верующий, это означало плохую, «запоротую» характеристику. Нынешние США (и в некоторой степени Западная Европа) напоминают не СССР 1937 года, как у нас иногда говорят (это было бы сильным преувеличением), а именно СССР времен «развитого социализма» – когда вас не расстреляют и, скорее всего, не посадят даже, но с «запоротой характеристикой» вы будете эффективно выдавлены из общественной жизни и вам придется искать работу попроще. Хранить Библию не возбраняется – но вот ее публичное цитирование может навлечь на вас неприятности. Например, генеральный прокурор Финляндии Райя Тойвиайнен открыла уголовное дело против бывшего министра внутренних дел Пяйви Рясянен за то, что та процитировала у себя в Facebook отрывок из Библии – Рим. 1:24-27, в котором порицается гомосексуализм. Прокурор сочла, что библейская цитата подпадает под закон, запрещающий «речи ненависти». Британский доктор Дэвид Дрю был уволен за то, что цитировал на работе Библию, в США Монифа Стерлинг была уволена из вооруженных сил за отказ удалить библейские цитаты со своего компьютера – и так далее. Приверженность библейским представлениям о браке, как о союзе мужчины и женщины, тоже может означать увольнение – даже гендиректор Mozilla Брендон Эйк был вынужден уйти со своего поста после того, как открылось, что он годы назад пожертвовал одну тысячу долларов на политическую кампанию в защиту традиционного брака.

http://radonezh.ru/2021/03/16/sergey-hud...

Совр. облик А. определяет позднеготическая застройка XIV в., сохранившая планировку романского города-крепости, среди построек - каменная крепостная стена, Авиньонский мост, кафедральный собор Нотр-Дам-де-Дом (XII в.). Папский дворец - крупнейшая сохранившаяся средневек. резиденция Зап. Европы - был заложен в 1335 г. папой Бенедиктом XII . Дворец состоит из 2 частей (общей площадью 15 тыс. кв. м). В основу планировки Старого дворца была положена схема монастырского комплекса с внутренним двором - атрием. Дворец соответствовал характерному для резиденций того времени типу замка-крепости и отвечал строгим вкусам цистерцианцев . Новый дворец был возведен при папе Клименте VI. В оформлении фасадов сооружение сохранило оборонительный характер, однако интерьеры его отличались роскошью убранства. Во дворце проходили избрание и коронация папы, совершалась папская литургия. В духе появившегося тогда тезиса «где папа, там и Рим» дворец был призван символизировать Рим: капелла, размещенная Бенедиктом XII в сев. крыле комплекса, имела патроциний св. Иоанна, заменяя Латеранскую базилику. Новый дворец соответствовал собору св. Петра, главный вход носил имена апостолов Петра и Павла, а вост. крыло, пристроенное Урбаном V уже в эпоху Схизмы, называлось «Roma». Во дворце размещались и высшие органы папской власти. Дворец воплощал новый стиль жизни и управления Церковью, воспринятый затем папами эпохи Возрождения . Зданию был причинен существенный ущерб в результате 2 осад в период Схизмы (1398-1399, 1410-1411), пожара (1413) и разрушений эпохи Французской революции . В XIX в. во дворце размещалась сначала тюрьма, затем казарма; в 1906 г. он перешел в собственность города, с тех пор там ведутся реставрационные работы. Живопись Для авиньонской живописи XIV в. характерно доминирование итал. школы, расцвет к-рой связан с пребыванием в А. в сер. XIV в. итал. живописца Симоне Мартини (фрески собора Нотр-Дам-де-Дом). С 40-х гг. XIV в. офиц. живописцем папы становится др. представитель итал. школы - Матео Джованетти, возглавивший работы по отделке дворца. Живопись А. сер. XIV в. заложила основы расцвета интернационального стиля во Франции рубежа XIV-XV вв. После возвращения папского двора в Рим и в период Схизмы художественная жизнь А. замирает. Однако в сер. XV в., благодаря политической и экономической стабильности, Прованс становится одним из центров художественной жизни. Применительно к этому периоду можно говорить об авиньонской школе живописи. Ее представители - Мастер Бартельми д " Эйк, Ангерран - открыли новую эпоху франц. Возрождения.

http://pravenc.ru/text/62768.html

Посему я отложил это исследование до другого времени и отправился осматривать водопровод, доставляющий струи из ближнего родника эн-Док, бывший сахарный завод и три пагорка с остаточками развалин на них. Эн-Докский водопровод у подошвы Сорокадневной горы есть не что иное, как открытый каменный желоб, облицованный штукатуркой. Вода по нему течет в какие-то огороды. Но он оброс густым камышом так густо, что я затруднялся идти подле него далеко и скоро воротился назад. Любопытство завлекло меня в обширное пустое здание, в котором некогда хозяева его мололи сахарный тростник и выделывали сахар. Вот план этих развалин, во двор которых ведут стрельчатые ворота арабской постройки. Оттуда я взошел на соседние пригорки, тесно соединенные один с другим и в целом составе своем стоящие отдельно от окружающей их местности нагорной и полевой, и сделал их очерк 77 . На северном конце одного из них уцелели слабые остатки стен, складенных из огромных камней. Не могу сказать, что и что тут было: укрепленный ли башнями акрополь Иерихона, или что-либо другое. Камни молчат. Земля не говорит. С Сорокадневной горы не слышался голос. Недалеко от этих пригорков высится искусственный пагорок, называемый Телл-ел-Эйк. На нем я видел малый кусок стены, полукруглое основание алтаря и щебень. А что и что тут было, сего не знаю и о сем не гадаю. Иерихон срыт до самых оснований его, заваленных землей, песком и всяким мусором. Кто отроет эти основания, тот и скажет надлежащее слово об усмотренных мною пагорках или холмиках. Гора, на которой Иисус Христос постился сорок дней и был искушаем диаволом, даром что очень высока (3500фут.) и приосеняла собой древнейший хананейский город Иерихон, не поименована в Священном Писании . Уже христиане в старые времена назвали ее по-гречески Сарандарион орос – Сорокадневная гора, по-латыни – Кварантана, Сорокадневная, по-арабски – Курунтуль, Сорокадневная. Это самое название дается ей и в наши дни. Что касается до находящихся в ней пещер, то они иссечены не монахами, а теми хананео-аммореями, которые за 2600 лет до Рождества Христова переселились с берегов Персидского залива, по причине тамошних землетрясений, сперва на Иорданскую долину, а потом и в Сирию 78 .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В отличие от Книги Чисел, текст 2-й главы Второзакония изобилует ссылками на Божьи действия. Обратите внимание на следующие фразы, уникальные для Второзакония: «Я предаю в руку твою Стона ... веди с ним войну» (ст. 24); «с сего дня Я начну распространять страх и ужас пред тобою на народы ...» (ст. 25); «потому что Господь, Бог твой, ожесточил дух его» (ст. 30); «И сказал мне Господь: вот, Я начинаю предавать тебе Сигона и землю его» (ст. 31); «И предал его Господь, Бог наш, в руки наши» (ст. 33); «все предал Господь, Бог наш, в руки наши» (ст. 36). Какой смысл можно увидеть в этих различиях? Ван Сетерс готов сказать, что Книга Чисел, «если уж на то пошло, секуляризует другие тексты» 190 Но есть ли какая-либо другая причина преуменьшения роли Моисея и деятельности Бога в Книге Чисел, причина, которая отдает должное более широкому контексту? История о Сигоне не очень удалена от случая у скалы, когда Бог сказал Моисею, что его действия неприемлемы. Ему нельзя будет войти в обетованную землю (20:12). Аарон уже получил отказ войти в обетованную землю (20:29), и он был мертв. Молчание относительно роли Моисея в Книге Чисел (21:21) и последующих стихах может быть отражением случая из 20:12; поэтому Моисей будет играть лишь минимальную роль во время завоевания земли 191 . Меня также смущает утверждение Ван Сетерса о том, что эти повествования «имеют весьма идеологический характер, который делает эти эпизоды исторически ненадежными» 192 . На каком возможном основании мы можем утверждать, что идеологический материал не является историческим, а неидеологический материал является историческим? Я не могу уловить логику такого утверждения. Прорицатель Валаам (22–24) Этот раздел Книги Чисел является одним из наиболее известных во всей книге. Репутация Израиля шла впереди него, приведя в ужас Валака – главу царства моавитян. Раньше в Книге Чисел Израиль боялся других народов (13:30). А теперь Израиль стал, метафорически, «Енаком» и «Нефилимом». Моавитяне были саранчой. Израиль в своем горе мечтал вернуться в Египет. Но куда могут пойти моавитяне? Где им найти безопасность? Военное сопротивление является рискованным выбором. Человек, исполненный страха, все преувеличивает. Для Валака Израиль так многочислен, что он «покрыл лице земли» (22:5).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Критика понимания сцены Откр 5 как коронационной церемонии и ее альтернативное понимание как сцены «Небесного Совета». В целом сопоставление передачи запечатанной книги Христу с церемонией поставления царя не лишено оснований. Тем не менее, как справедливо отмечает В. ван Унник, отсутствуют достаточные основания для утверждения их полной параллели 299 . В Откр 5 , кроме образа книги, нет других, не менее важных атрибутов воцарения (например, образа царского венца); не присутствует собственно акт помазания; эксплицитно не указывается само восшествие на престол после взятия книги 300 . В строгом смысле «сам непосредственный акт воцарения Христа в 5-й главе не описывается» 301 . Некоторые исследователи, отрицающие связь Откр 5 с коронационной церемонией, видят в ней отражение иного традиционного мотива. Х.-П. Мюллер, ван Унник, А. Ярбро-Коллинз, Р. Мортон и другие сопоставляют сцену Откр 5 с литературной схемой «небесного совета» – поиском достойного кандидата для свершения некоего поручения 302 . Эта схема отразилась и в Ветхом Завете, – например, в видении пророка Исаии Господь спрашивает: «Кого мне послать? И кто пойдет для нас?» – и Исаия отвечает: «Вот я, пошли меня» ( Ис 6: 1–10 ); также в 3Цар 22: 19–22 : «…и сказал Господь: кто склонил бы Ахава, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе; и выступил один дух, стал пред лицем Господа и сказал: я склоню его». В Откр 5 выявляются аналогии с этой схемой: сильный ангел возглашает: «Кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее?» – этими словами ставится задача и формулируется последующее поручение. Далее в соответствии со схемой следует общее недоумение ( Откр 5: 3–4 ). И только Агнец оказывается «достойным» совершить это. Важно отметить, что в Откр 5 о достойном вопрошает не Бог , но ангел, – возможно, этим подчеркивается всеведение Божие и Его недосягаемая возвышенность 303 . Кроме того, не Сам Христос говорит о своем достоинстве, но один из 24 старцев. Можно согласиться, что косвенно мотив «небесного совета» присутствует в сцене Откр 5 , однако вряд ли именно он является опр еделяющим.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

Людвиг ван Бетховен. Хлеб жизни (+Видео) ‘Господи, Ты глядишь мне в душу, Ты знаешь ее, Тебе известно, что в ней царят любовь к людям и стремление делать добро. Люди, если вы когда-нибудь прочтете эти строки, подумайте, как вы были несправедливы ко мне. Прощайте. При жизни я часто думал о вас и о том, чтобы сделать вас счастливыми; будьте счастливы!’ 17 декабря, 2012 ‘Господи, Ты глядишь мне в душу, Ты знаешь ее, Тебе известно, что в ней царят любовь к людям и стремление делать добро. Люди, если вы когда-нибудь прочтете эти строки, подумайте, как вы были несправедливы ко мне. Прощайте. При жизни я часто думал о вас и о том, чтобы сделать вас счастливыми; будьте счастливы!’ 17 декабря — первая известная дата из биографии Людвига ван Бетховена. В этот день он был крещен. Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «Библейский сюжет» телекомпании Неофит, посвященный великому композитору. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Евангелие от Иоанна Весной 1802 года Бетховен сбежал из Вены в пригородную деревушку на водах Хейлигенштадт. Официально – для лечения желудка, на самом деле – чтобы скрыться от всего мира и подумать, чем в 31 год может заняться композитор, обреченный на глухоту. В глубине души он наивно полагал, что умиротворенный сельской тишиной, недуг исчезнет так же внезапно, как и пришел. Полгода терпение боролось с горьким отчаяньем, но вместо целительных звуков леса он слышал лишь все нарастающий гул. В октябре, надеясь на скорую смерть, Людвиг пишет завещание. «О люди! Вы, считающие меня недоброжелательным упрямцем, человеконенавистником, как вы не правы! Почему я кажусь таким? Скрытая причина неведома вам. С детства сердцем и разумом я был обращен к добру. Я беспрестанно стремился творить великие дела, но вы только подумайте: вот уже шесть лет, как я поражен неизлечимой болезнью, и состояние мое становится все хуже из-за неразумных врачей. От рождения наделенный пылким, огненным темпераментом, склонный к развлечениям, я вынужден был рано обособиться и влачить жизнь в одиночестве.

http://pravmir.ru/xleb-zhizni-lyudvig-va...

Нимб в виде тернового венца — символ предстоящих страданий. 3 Цветок в форме креста. 4 Древние оливковые деревья в Гефсиманском саду. По преданию, Христос любил здесь бывать со своими учениками. Сад сохранился до сих пор, некоторым оливам в нем более тысячи лет. 5 Ночной Иерусалим. «Предательство Иуды» Антониса ван Дейка, нидерландского мacmepa XVII beka Предательство Иуды и момент ареста Христа запечатлен на полотне Антониса ван Дейка «Поцелуй Иуды», выставленном в музее Прадо в Мадриде. 1 Христос, чей взор обращен к ученику, предающему Его в руки первосвященников. 2 Иуда Искариот со словами «Радуйся, равви!» целует Спасителя. Это знак для пришедших арестовать Его воинов, которые не знали, как Он выглядит. Христос, которому это известно, отвечает ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого? (Лк 22:48). 3 Слуга первосвященников, накидывающий на Христа веревку, чтобы связать его. 4 Храмовая стража, пришедшая арестовать Христа. Эти воины обычно следили за порядком в Иерусалимском храме, подчиняясь только приказам первосвященников. 5 Во время ареста ученики попытались защищать Учителя. Апостол Петр выхватил небольшой меч, который всегда носил с собой, и, говоря: Господи! не ударить ли нам мечом? (Лк 22:49), отсек ухо слуге первосвященников по имени Малх. 6 Слуга Малх. Увидев, что наделал Петр, Христос сказал ему: Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть? (Мф 26:52–54). Спаситель совершил последнее чудо в своей земной жизни, исцелив несчастного раба. А затем Он обратился к пришедшим арестовать Его: Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня (Мф 26:55). После этих слов, как свидетельствуют евангелисты, ученики бежали от Него. 7 Слуга, пытающийся вывернуть Ему руки, чтобы их удобнее было связывать.

http://foma.ru/velikiy-chetverg-na-karti...

А иерей Иусик, сняв груз со спины осла, внес домой. И жена иерея, открыв [мешок], взяла муки и замесила тесто. Когда хлеб испекся, она сказала иерею: – Пойди позови мальчика, скажи, пусть идет поест. Ибо они думали, что он с деревенскими мальчишками играет или, намучившись, спит [в тени] какой-нибудь стены или на крыше дома. Тэр Иусик пошел поискал его по всей деревне и не нашел. И мать, по присущей матерям жалостливости, забеспокоилась – не случилось ли что с парнем. С наступлением вечера родители стали еще больше тревожиться, ибо до этого думали, что, где бы он ни был, вечером вернется домой. [Они] провели всю ночь в тревоге, не сомкнув глаз. Особенно горько плакала мать, по привычке матерей тревожась за сына, – может, голоден он или хочет пить, может, случилось с ним что, где он да что с ним. Так, тревожась, в волнении провели всю ночь без сна отец и мать. Утром рано они [снова] стали расспрашивать [о нем] повсюду. Отец отправился в Востан, а мать – в Ван. Поиски их были тщетны. Они вернулись к себе домой и в безутешном горе, в слезах проводили дни и ночи. Прошло десять дней. И вот им повстречался один из слуг. Увидев их в слезах и с печальными лицами, он спросил о причине и, узнав, сказал: – Я видел Степаноса в такой-то день в селении Ани 500 . Он сказал [мне]: «Отец послал меня по делу в Беркри». Услышав об этом], они обрадовались и благословили того мужа и его путь. Тэр Иусик отправился в Беркри, пошел в монастырь Аргелан 501 и нашел отрока. Заплакав от радости, он сказал: – Сынок, что ты сделал с нами? Твоя мать и я исстрадались и выплакали все глаза, искали тебя в Ване и Востане, в деревне и городе. И продолжал: – Твоя мать испекла хлеб, и я искал тебя по всей деревне и не нашел. Степанос] спросил: – Из чего испекла моя мать хлеб? Иерей отвечал: – Из муки, которую ты привез с мельницы. Степанос два-три раза переспросил: – Разве то была мука? И отец отвечал: – Сынок, ты повез пшеницу на мельницу и привез муку. Что же это было, если не мука? И тогда Степанос сознался и сказал отцу:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010