Благовещение. Филиппо Липпи. Церковь Сан Лоренцо, Флоренция. 1445 г. На некоторых картинах Мария изображается не на троне, не за пряжей, а склонившейся в созерцательной молитве. В руках она держит раскрытую книгу Писаний, иногда читает Псалтирь, иногда – пророков. Слово становится плотью, пророчество становится реальностью ее жизни. Хуберт и Ян Ван Эйк. Гентский алтарь Такой, в частности, изображена Мария на внешних створках знаменитого Гентского алтаря Ван Эйка. Алтарь открывался в пасхальные дни, являя тайны Небесного Иерусалима, а когда он был закрыт, молящиеся созерцали Благовещение. Подобным образом в православной традиции Благовещение неизменно изображается на царских вратах как знак того, что через Марию человечеству открыты врата рая и небесные тайны. В шедевре Ван Эйка мысль о том, что божественное домостроительство невозможно без свободного участия человека, выражена в изображении обнаженных Адама и Евы рядом с ослепительным великолепием роскошных тканей, драгоценных камней, красоты пейзажа. Речь идет о возобновлении завета, а завет может быть заключен только при свободном и равноправном участии обеих сторон. На картине Ван Эйка мы видим на небесном троне Бога Царя с предстоящими Девой Марией и Иоанном Крестителем, в окружении сонма ангелов. В нижней части алтаря – поклонение Агнцу Божьему, закланному, но живому. На фоне сонмов ангелов и святых Адам и Ева выглядят настолько обнаженными, что мастера, писавшие копии, старались сделать их фигуры менее яркими. Обнаженность прародителей служит знаком того, что Сын Божий облачится в смертную плоть, и в этом осуществится непостижимое соединение небесного и земного, вечного и бренного. Если на древних мозаиках Мария величественно восседает на царском троне, то в Средние века и в эпоху Возрождения всё чаще ее изображают коленопреклоненной. Ангел тоже иногда опускается на колени, настолько тайна Благовещения превосходит всякое человеческое разумение. Невозможное соединение неба и земли, тварного и нетварного становится возможным, что неизменно вызывает страх и трепет.

http://blog.predanie.ru/article/iskusstv...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГРИЗАЙЛЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Гризайль. Ян ван Эйк. «Иоанн Креститель». Внешняя створка «Гентского алтаря». 1430–32 или 1423–32. Собор Святого Бавона (Гент) Гризайль (франц. grisaille, от gris – серый) - разновидность монохромной живописи, имитирующая скульптурный рельеф и архитектурные детали. Техника гризайля зародилась в античности (скиаграфия - " живопись теней " , с кон. V в. до н. э.), развивалась в искусстве Нового времени – от Возрождения до неоклассицизма XX века. Гризайль широко применялся в архитектуре для декоративных росписей, панно и плафонов – росписи парадного зала библиотеки петербургской Академии художеств, выполненные Е. Е. Лансере (1915), а также в станковой живописи – «Барельеф Бушардона " Осень " с фонтана на улице Гренель в Париже» Ж. Б. С. Шардена (1770, ГМИИ, Москва). Иногда термин " гризайль " употребляется для обозначения монохромной живописи в целом. В отличие от собственно гризайля, в монохромной живописи выполнялись также подмалёвки, эскизы и картоны, иногда законченные произведения: фигуры Адама, Евы и др. на внешних створках «Гентского алтаря» Я. ван Эйка (ок. 1430–32 или 1423–32, собор Св. Бавона, Гент); портрет Ф. А. Васильева работы И. Н. Крамского (1871, ГТГ); " Чёрный крест " К. С. Малевича (кон. 1920-х гг., ГРМ); " Герника " П. Пикассо (1937, Касон дель Буэн Ретиро, Мадрид). Монохромная живопись используется также в учебных целях, как упражнение на передачу светотени, предполагающее выполнение задач рисунка в технике живописи. Использованные материалы Редакция текста от: 06.07.2021 07:24:25 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13680534.h...

Благовещение Устюжское. Русский Север. Каргополь (?). Конец XVI в. В XVII веке с Запада на Русь приходит традиция  изображения коленопреклоненной Божией Матери перед аналоем, читающей книгу пророка Исайи (с пророчеством о рождении Спасителя от Девы), и архангела Гавриила с лилией в руке. Такие изображения встречаются на иконах из иконостаса Верхнепохвальского придела Успенского собора Московского Кремля. В подобных сюжетах можно заметить то влияние западного христианства, которое подчас, не искажая сильно принятую традицию, вносило в нее новые художественные особенности. «Благовещение» Филиппо Липпи Все работы на тему Благовещения Филиппо Липпи объединяет поэтичность, мягкость красок. Лицо Девы Марии — всегда прекрасно, спокойно и одухотворено, вне зависимости от Ее позы, которая может быть или покорной, или слегка испуганной, когда Мария чуть наклоняется к Посланнику, словно пытаясь остановить его. Читать далее Боттичелли — рыцарь Богоматери Он оживил миф, показав «Рождение Венеры» из пены морской. Он расписал Сикстинскую капеллу, был приближен к дому Медичи, дружил с Леонардо да Винчи. Он создал десятки портретов флорентийской элиты. Но еще больше написал икон, в которых воспел Пресвятую Богородицу. Читать далее «Благовещение» Донателло Донателло запечатлел видение им сцены Благовещения в рельефе для церкви Санта Кроче, Флоренция (около 1428–33 годов). Читать далее «Благовещение» Яна ван Эйка Нидерландский живописец Ян ван Эйк поместил сцену Благовещенияна створки Гентского алтаря (1432) в соборе святого Бавона. Читать далее «Благовещение» Карло Кривелли Святой Эмид показывает Архангелу макет города, который находится под его покровительством. Архангел и слушает святого, и передает Деве, перед окном которой он находится, Благую Весть. Читать далее «Благовещение» Лоренцо Лотто Самой значительной работой венецианского живописца Лоренцо Лото считается алтарный образ «Благовещение» в церкви Санта Мария сопра Мерканти в Реканати (ок. 1527-29). Читать далее Благовещение и фрески Джотто

http://foma.ru/blagoveshhenie-v-hristian...

16:00 – 18:00 – Мастер-классы известных художников (Большой зал) Ведущий: Самолыго Игорь Юрьевич (художник-живописец, иконописец, преподаватель, заместитель заведующего кафедрой монументального искусства Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, член-корреспондент Российской академии художеств). Программа: мастер познакомит с красками, лаками, эмульсиями Ван Эйк, которые сам разработал для иконописцев, монументалистов стенописная, живописцем на основе натуральных составляющих. 19:00 – 20:30 – Концерт Хора Московского Сретенского монастыря (Большой зал). (за 30 минут до начала концерта транслируется проморолик с анонсом выступления хора). 30 октября, понедельник 12:00 – 20:00 – Ежедневные экскурсии для посетителей (9 экскурсий) 18:00 – 20:00 – Просветительская лекция (Малый зал) Лектор: Протоиерей Николай Чернышёв (доцент кафедры иконописи факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета). Тема: «Творчество архимандрита Зинона как пример практического освоения полноты православных иконописных традиций» 31 октября, вторник 12:00 – 18:00 – Круглый стол по актуальным вопросам церковного искусства (Малый зал) Модератор: Дмитрий Андреевич Остроумов (руководитель мастерской «Прохрам», архитектор, бакалавр богословия, магистрант МинДА, член Белорусского союза архитекторов; член Союза московских архитекторов, Белорусского союза архитекторов, «Гильдии храмоздателей» (Москва), Совета по храмовой архитектуре при Союзе архитекторов России, братства в честь святого архистратига Михаила. Тема: «Интерьер и экстерьер православного храма (вопросы стилистического, художественного и символического синтеза архитектуры и благоукрашения православного храмосозидания)». 12:00 – 18:30 – Ежедневные экскурсии для посетителей (9 экскурсий) 19:00 – 20:30 – Концерт Хора Академии хорового искусства им. В. С. Попова (Большой зал). (за 30 минут до начала концерта транслируется проморолик с анонсом выступления хора). 1 ноября, среда 12:00 – 20:00 – Ежедневные экскурсии для посетителей (9 экскурсий)

http://pravoslavie.ru/156565.html

Город Компостела с захоронением покровителя страны и одного из двенадцати апостолов стал особой святыней Испании, а также католического мира. Для установления традиции большое значение имел, как гласит легенда, сон императора Карла Великого: ему приснился Млечный путь, который простирался к святому месту через Францию и Испанию, а Господь призывал Карла расчистить «звёздную» дорогу от мавров. Император повёл войска через Пиренеи и освободил Кастилию и Леон, Галисию, Наварру и Ла-Риоху. Первым известным паломником был епископ Годескальк (Готшальк) из Ле Пюи. Он совершил путешествие из Франции в Компостелу зимой 950—951 годов. В XII веке папа Каликст II даровал паломникам право на получение индульгенции, что поставило Компостелу на одну ступень с Иерусалимом и Римом. Считают, что основные маршруты сформировались примерно в XI веке; в 1160-е годы для защиты паломников от весьма частых тогда разбойных нападений кастильская корона учредила военно-рыцарский орден Святого Иакова. В Средневековье количество паломников, перемещавшихся по дорогам, ведущим в Компостелу, было колоссальным. Но со временем эпидемия чёрной чумы, резко сократившая население Европы, а затем Реформация и политическая нестабильность XVI века привели к спаду популярности паломничества. В XIX веке произошло «открытие» пути Святого Иакова учеными и искусствоведами, которые с изумлением обнаружили вдали от основных культурных центров и столиц, в небольших городках, выдающиеся памятники средневекового искусства, выпавшие из внимания публики в предшествующие несколько веков. В 1980-е годы количество паломников можно было пересчитать по пальцам, но с той поры отмечают возрастающий интерес, и количество путешественников со всех континентов растёт. Святое путешествие в Сантьяго совершили в разное время английский король Эдуард I, король Иерусалима Жан де Бриенн, Франциск Ассизский, Ян ван Эйк, папа Иоанн Павел II, известный бразильский писатель Пауло Коэльо и многие другие. С 1999 года по «Дороге Иакова» паломничают православные верующие из России и с Украины. Географическая характеристика [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Путь_Апостола_...

Это суббота, в которую живет человечество, люди не знают, не верят, в то, что воскреснет Христос, что Он придет, что будет новая жизнь. Невозможно в это поверить, в этом фильме нет ничего такого, что дает шанс в это поверить. Ида потеряла в этом фильме и себя, и Бога. Конечно, она и приобрела много – свою судьбу, своих родителей, узнала этот страшный мир. Она приобрела опыт жизни в ужасном мире без Бога. И она не согласилась с этим миром, она не захотела жить просто так, просто ради обычного «потом». Этот ужасный ницшеанский вопль «Бог умер» явлен в этом фильме. Первые кадры фильма – погребается Христос, а значит, ожидается Его воскресение. Но воскресение не показано, нет даже намека. Ида идет в монастырь, но видна только ее дорога. Кадр из фильма «Ида» Ксения Лученко: Я не совсем согласна с отцом Алексием. Сама Ида и есть намек на то, что после Субботы будет Воскресение. Мы видим, какой она вышла из монастыря, с каким достоинством она ведет себя каждую секунду фильма, видим эту ее тишину, правдивость. Возможно, она стала такой благодаря монастырю, у нее ведь больше ничего не было в жизни. Если Ида и потеряла себя в каком-то смысле, то явно не до конца, потому что она каждый раз сама принимает решения, опираясь на что-то очень глубокое в себе, в ней есть внутреннее достоинство, стержень, – тот самый образ Божий, который явлен в человеке, а значит, Бог не умер. Протоиерей Алексий Уминский: Фильм еще очень хорош тем, что он очень сконцентрирован и в то же время очень короткий. Это свойство великой музыки, которая в нём звучит. Любовь Агафонова: И там постоянно присутствуют цитаты картин Возрождения. Например, в начале, когда девочки стоят вокруг Христа – Ван Эйк. Этими цитатами фильм и полезен, и прекрасен, и именно поэтому он короткий, потому что мы сразу узнаём образы. Кадр из фильма «Ида» Протоиерей Алексий Уминский: Красота фильма неслучайна. Это Божий мир, поэтому он красив, но Бога в нем нет, это богооставленный мир, в этом мире Бог почил от Своих дел. И мир превращается в катастрофу – он прекрасен, но жить в нем невозможно, все, что присутствует в этом мире – властвующая смерть.

http://pravmir.ru/ida-film-o-velikoy-sub...

В центральном ряду – Благовещение. Безмолвная беседа происходит во внутренних покоях Божией Матери, где всё дышит уютом и теплом. Архангел Гавриил в образе прекрасного юноши обращается со словами приветствия: «Радуйся, благодатная». Дева Мария привстает от удивления, над Ее головой – голубь как знак снисхождения Святого Духа. Нимб голубя состоит из трех лучей, указывая на тайну Пресвятой Троицы. Из ее уст исходит надпись: «Се раба Господня…», но латинский текст бегущей строки читается зеркально, поскольку слова обращены к ангелу. Они находятся на расстоянии друг от друга, между ними – два панно. На одном из них сквозь распахнутое окно можно различить узнаваемые городские пейзажи Фландрии, там течет повседневная городская жизнь, прогуливаются прохожие, кто-то беседует, кто-то выглядывает из окон своего дома, кто-то торгуется, в небе летают птицы. Справа от него – панно с изображением предметов для умывания, рядом с чашей висит нетронутое полотенце. Здесь краски, линии, предметы образуют причудливый узор образов, символов и значений. Например, полотенце, которого не касалась рука человека, наводит на мысль о приснодевстве Марии. В вазе из слоновой кости исследователи видят намек на башню из Песни Песней. Мария держит в руках книгу, в котором можно различить каждую букву. Говорят, что это трактат с выразительным заглавием «О всемогуществе Бога». В своеобразном углублении окна можно увидеть сосуд с водой, сквозь него проходит луч света. Так лучи Божественной благодати сквозь утробу Девы Марии проникают в этот мир. Композиция выглядит несколько необычно. До недавней реставрации она выглядела почти монохромной. Впечатление, будто краскам не хватает насыщенности, будто перед нами гризайль. Приглушенный колорит выражает ощущение смутного предчувствия, это лишь первые лучи ослепительной тайны. В нижнем ряду – два святых Иоанна. Слева – св. Иоанн Креститель. В правой руке он держит маленького ягненка, левая рука выражает характерный указующий жест. Рядом с ним св. Иоанн Богослов, покровитель города и кафедрального собора. Он благословляет чашу с вином, из которой выползают ядовитые змеи. Ван Эйк виртуозно владеет техникой тромплей, создает эффект оптического обмана. Он желает продемонстрировать практически безграничные возможности масляной живописи, которая способна обыграть даже скульптуру. Он с изумительной точностью воспроизводит фактуру камня. В сумраке собора зритель мог легко принять их за реальные скульптуры.

http://blog.predanie.ru/article/tajna-mi...

II. Заметки . Особенного внимания заслуживают исследования проф. Покровского по следующим вопросам: 1 . Отношение иконографии к апокрифам и к древнейшим преданиям, которыми мастера могли пользоваться независимо от апокрифов. 2 . Двоякое Благовещение – на воде и за работой – оправдывается свидетельством св. отцов и церковной службой. 3 . Автор разъясняет противную эстетическому вкусу непристойность в изображении чреватыми Елизаветы и Марии при их целовании. При этом – указание на целомудренность в картинах Рафаэля и Альбертинелли, и, наконец, историческая картина Хирландайо. 4 . Автор оспаривает мнение де-Росси о контроле церкви для древнехристианских мастеров. Воспитанные в идеях церкви, они не нуждались в принудительных предписаниях (стр. 51). 5 . Эпоха саркофагов предшествует расцвету византийской иконографии. 6 . Указывается влияние светского искусства (египетский обелиск и миниатюра Виргилия) на композицию поклонения волхвов, святую, таким образом, с действительных церемониалов Востока (стр. 118). Солунская арка Константина Великого с изображением восточных народов, сходных с волхвами в мозаиках Марии Маджиоре. 7 . Для упадка иконографии на западе, следовало бы указать на картину Беато-Анжелико, где Иосиф играет роль царедворца, который ласково принимает царей, заискивающих его расположения (стр. 136). 8 . Пропущена капелла во флорентийском дворце Риккарди, в которой все стены исписаны приездом царей с огромной свитой, их поклонением Богородице и Христу и возвращением назад. Самое торжественное и вполне живописное из всех известных мне представлений этого сюжета (стр. 136). 9 . Низвергающиеся идолы Египта объясняются у автора словами акафиста: «Радуйся ниспадению бесов» (стр. 139). 10 . В дополнение к акафисту Пресвятой Богородицы автор приводит слова из акафиста Иисусу Христу: «идоли бо, не терпяще Твоея крепости, падоша» (стр. 141). 11 . Анахроническое несоответствие: «Бордоне и Ван-Эйк» (стр. 145). 12 . В западном искусстве особенно замечательна картина избиения младенцев Гвидо-Рени в Болонской пинакотеке – в самом трогательном драматизме отчаяния и скорби.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

КУЛЬТУРА (раздел). – С.70-87.   Табличка с Креста Господня: святыня или подделка? Историк и богослов Тимофей Китнис о всех «за» и «против» . Подготовила Дарья Баринова . Ил.: Распятие. Джотто ди Бондоне. 1310; Табличка с Креста Господня; Императрица Елена наблюдает за раскопками. Ян ван Эйк. Миниатюра из «Прекраснейшего Часослова Нотр-Дам». XVI в. Фото Airman Magazine//Фома. - – ноябрь 2015. – С.70-75. – (раздел « Культура »). Вопросы мастерам о церковном искусстве:   Что такое нимб и каким он бывает? Отвечает Дмитрий Трофимов , руководитель творческих мастерских «Царьград»//Фома. - – ноябрь 2015. – С.76. – (раздел « Культура », рубрика « Вопросы мастерам о церковном искусстве »). Что означает название иконы Богородицы «Одигитрия»? Отвечает Александр Лавданский , иконописец, основатель мастерской церковного искусства «Киноварь»//Фома. - – ноябрь 2015. – С.76. – (раздел « Культура », рубрика « Вопросы мастерам о церковном искусстве »). Реклама : С.77. Дмитрий Володихин . « Священный огонь». Что Россия предложила Европе на Венском конгрессе Ил.: Венский конгресс 1814-1815 гг. Гравюра Ж. Годфруа по оригиналу Жана-Батиста Изабе; Александр I. С.С. Щукин. Начало 1880-х; Заключительный акт Венского конгресса, подписанный уполномоченными России, Австрии, Великобритании, Испании, Португалии, Пруссии, Франции и Швеции 28 мая (9 июня) 1815 г. Фото: интернет-проект «Маяк Парнаса»; Николай I. Франц Крюгер. 1852; Атака русских улан во время венгерской компании. А. Виллевальде. 1848-1849//Фома. - – ноябрь 2015. – С.78-81. – (раздел « Культура »). К 200-летию события Дмитрий Володихин . « Ночь особенно темна перед рассветом …». Тонущий континент Русского Севера в новом фильме Софьи Горленко. Кадр из фильма предоставлен кинокомпанией Sirin Cinema//Фома. - – ноябрь 2015. – С.82-83. – (раздел « Культура »). Строфы: Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир». Дмитрий Кедрин (1907-1945). То, чего душа ждала. Подборка стихотворений 1941-1945 гг. (Уголёк/«Минуют дни незаметно…»/; «Хочешь знать, что такое Россия…»; Глухота/«Война бетховенским пером …»/; «Видно, вправду скоро сбудется…»; «Я не знаю, что на свете проще?..», «Ты говоришь, что наш огонь погас …»; «Все мне мерещится поле с гречихою…»/). Автор вступ. заметки Павел Крючков , заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Рисунки Ксении Наумовой//Фома. - – ноябрь 2015. – С.84-85. – (раздел « Культура », рубрика « Строфы »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-151...

На единоличных изображениях Е., в композициях рядом с Богоматерью на троне среди избранных святых («алтарь свт. Николая», Конрад фон Зёст, ок. 1400, капелла свт. Николая, Зост), в сценах «Святое собеседование» (картина Х. Мемлинга «Богоматерь с Младенцем и святыми Варварой и Екатериной», нач. 80-х гг. XV в., Метрополитен-музей, Нью-Йорк; картина Тициана «Мадонна с Младенцем, вмц. Екатериной и Иоанном Крестителем», ок. 1530, Национальная галерея, Лондон), «Святое семейство» (часто эта иконография совмещена с сюжетом «Мистическое обручение св. Екатерины»: Дж. Ч. Прокаччини, кон. XVI в., Пинакотека Брера, Милан), «Оплакивание» (Б. Кампи, 70-е гг. XVI в., Пинакотека Брера, Милан) варианты изображения атрибутов многообразны: пальмовая ветвь (Дуччо, алтарный образ «Маэста», ок. 1308-1311, музей кафедрального собора, Сиена; П. Лоренцетти, образ в составе полиптиха, 1332 г., Национальная пинакотека, Сиена; икона, 1387, каталонский мастер Мартин де Вилланова, мон-рь вмц. Екатерины на Синае; икона для иконостаса Дж. Скьявоне, ок. 1456-1461, Национальная галерея, Лондон), пальмовая ветвь и колесо (картина фра Анжелико, 1-я пол. XV в., Национальная галерея Умбрии, Перуджа), пальмовая ветвь и книга (рельеф портала Мариенкирхе в Ашаффенбурге, кон. XII в.; картина П. Перуджино «Мадонна с Младенцем в окружении ангелов, святые Роза и Екатерина», ок. 1490, Лувр, Париж), пальмовая ветвь, книга и колесо (полиптих «Мадонна с Младенцем, Христос и святые», Франческо д " Антонио де Анкона, 2-я пол. XIV в., ГМИИ), колесо и книга (образ работы Аллегретто Нуци (?) «Святые Екатерина и Варфоломей», ок. 1350, Национальная галерея, Лондон), колесо и меч (фреска, ок. 1330, ц. Мариенкирхе в Ройтлингене, Германия), пальмовая ветвь, меч и колесо, книга (Ян ван Эйк, алтарь 1437, Картинная галерея, Дрезден), книга и меч (картина Пинтуриккио «Вмц. Екатерина с донатором», ок. 1480-1500, Национальная галерея, Лондон), книга (фреска сер. XIII в., собор в Понтиньи, Франция), меч (картина Рафаэля, 1507-1509, Национальная галерея, Лондон; витраж ок. 1524, собор Фрайбурга, Германия), корона в руке (фреска XV в., собор в Атри, Италия), усеченная палачом голова святой в ее руках (фреска А. Лоренцетти, между 1335 и 1338, ц. Сант-Агостино, Сиена).

http://pravenc.ru/text/189599.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010