Житийные циклы И. П. условно можно разделить на 4 типа. Первый посвящен событиям детства И. П. и включает сцены «Благовестие Захарии», «Встреча Марии и Елисаветы» (П. П. Рубенс, 1611-1614, триптих кафедрального собора в Антверпене), «Рождество св. Иоанна Предтечи», неотъемлемой частью иконографии к-рой являлось изображение св. Елисаветы на ложе. Эта композиция, восходящая к античным образцам, постепенно расширялась за счет введения дополнительных персонажей и бытовых подробностей (Джотто, между 1304 и 1310, капелла дельи Скровеньи в Падуе; «Рождение Иоанна Крестителя», Я. Тинторетто, 50-е гг. XVI в., ГЭ). «Рождество св. Иоанна Предтечи» нередко включало дополнительный эпизод - «Наречение имени Иоанна Захарией» (миниатюра из т. н. Великолепного (Турино-Миланского) часослова Богоматери, Я. ван Эйк, ок. 1422-1423, Городской музей старинного искусства, Турин). Менее распространенными композициями были «Обрезание св. Иоанна Предтечи» - сцена, возникшая как парафраз сюжета восточнохрист. искусства «Сретение Господне» (рельеф капители, XII в., Музей истории Лиона); «Избиение младенцев и бегство св. Елисаветы в Египет» - апокрифический сюжет, игнорирующий тот факт, что св. Елисавета и ее сын в этот период были далеко от Вифлеема; «Встреча Иисуса и Иоанна при возвращении из Египта»; «Удаление в пустыню после прощания с престарелыми родителями». Второй цикл, проповеднический, включал композиции «Проповедь св. Иоанна Крестителя», «Крещение народа», «Крещение Христа». Первая иллюстрирует момент явления И. П. перед толпой: люди поражены его словами и обликом пустынника. В сцене «Крещение народа» И. П. показан стоящим на берегу, один или неск. крещаемых находятся в водах Иордана; нередко изображены фигуры, стоящие на противоположном берегу, а также эпизодические подробности: раздевающиеся люди, ныряющие в реку отроки. Иконографическая схема этого сюжета во многом повторяется в композиции «Крещение Господне», где центральной фигурой является Иисус Христос, И. П. изливает на Его голову воду из чаши; нередко изображаются ангелы и свидетели (или крещаемые) («Крещение Христа», Пьеро делла Франческа, 1448-1450, Национальная галерея, Лондон; крестильная купель, Ренье де Юи, между 1107 и 1118, ц.

http://pravenc.ru/text/471450.html

В «Физиологе» Петра Студита сказано: «Когда львица рождает львенка, рождает его мертвым и стережет три дня, до тех пор, пока не придет его отец, дунет в лицо ему, и тот оживет». Оживление на третий день напоминает нам о трехдневной смерти и воскресении Христа. По толкованию Петра, лев-отец – это Бог-Отец, «…львица – это Пресвятая Богородица, а лев – Христос, умер плотью во гробе на три дня и три ночи, и не воздремал Божеством, сошел в преисподнюю часть земли, и сокрушил вереи вечные, и воскрес на третий день и стал царствовать над всеми святыми» (Дамаскин Студит «Физиолог» по рукописи XVII в. (ОР РНБ ОСРК Q.V.1). В Ветхом Завете лев был символом мессии: «Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лёг, как лев и как львица: кто поднимет его?» (Быт. 49:9) И в христианской традиции лев – символ Христа: «вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей её» (Откр. 5:5). Илл. Ветхий денми. Миниатюра. Апокалипсис, 1297. Библиотека университета Кембриджа «Бог Отец» часто изображался в эпоху прп. Андрея Рублева и на Святой горе Афон, и на средневековом Западе (Джотто, Ван Эйк и др.). Изображается «Бог-Отец», как правило, в образе седовласого старца. На его коленях или на груди (если фигура поясная) «Бог-Сын» — младенец Христос. В руках младенца или над его головой «Дух Святой» в виде белого голубя в круглом ореоле. Около подножия «престолы» в виде красных кругов с глазами и крыльями – один из девяти ангельских чинов. Изображаются всегда около подножия Бога-Отца или Христа в виде огненных колес с глазами и крыльями. Наиболее полно классификация ангелов изложена Дионисием Ареопагитом в его трактате «Небесная Иерархия». Возможна связь изображений с росписью Феофана Грека в Троицком приделе церкви Спаса Преображения: столпники по сторонам «Троицы». В русской живописи композиция известна с XII в. (икона Благовещения Антоньева монастыря в Новгороде, Новгородский художественный музей). С XVI в. у «Бога-Отца» пишется восьмиконечный нимб и надпись «Саваоф», вместо древней «Отец» или «Ветхий Днеми» (Покровский Н. Сийский иконописный подлинник, вып. 1, Спб., ОЛДП, 1895, стр. 106, 107; Кондаков Н.П. Русская икона, т. III. Текст, ч. 1, Прага, 1931, стр. 106, 107; т. IV. Текст, ч. 2, Прага, 1933, стр. 278, 279). Отечество с избранными святыми. Новгород. Конец XIV в. 113 х 88. Государственная Третьяковская галерея. Инв. 22211.

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/03/...

С кон. XIV - нач. XV в. для храмов К. местными живописцами был создан ряд алтарей, их работа отмечена высочайшим мастерством, сложившимся под влиянием произведений из Франции, Фландрии, Бургундии. Позднеготические образы, написанные на золотых фонах, натуралистичны, художественная манера обозначается по названиям лучших произведений. Женские образы наделялись лиричностью, напр., как у Мастера св. Вероники,- алтарный образ «Св. Вероника с платом» (ок. 1420; Ст. Пинакотека, Мюнхен), а также эмоциональностью, трагизмом. В творчестве этих мастеров был популярен иконографический тип Пресв. Девы Марии «Hortus conclusus»: Богородица держит в руках цветущие растения, как в центральной части триптиха «Мадонна с цветком сладкого горошка», написанного Мастером св. Вероники для ц. св. Северина в К. (ок. 1420), или в окружении ангелов пребывает в цветущем райском саду, как на небольшой картине «Мадонна в райском саду» неизвестного мастера, созданной для ц. св. Лаврентия в К. (оба в Музее Вальраф-Рихарц, Кёльн). Традиционные готические приемы - золотой фон, нимбы с тиснеными надписями, изящные пропорции, тонкий рисунок - сочетаются с нежной цветовой гаммой, мягкостью и плавностью письма, натурализмом в изображении предметов и растений. Одним из лучших мастеров К. в период «пламенеющей» готики (сер. XV в.) стал Штефан Лохнер, писавший малые образы и большие алтари. Для церкви городской ратуши предназначался алтарь Покровителей города (ок. 1442, с 1810 благодаря усилиям каноника Ф. Ф. Вальрафа, собирателя, ученого, ректора ун-та, перенесен в собор, находится на вост. стене сев. нефа, в часовне Пресв. Девы Марии). Сюжеты и персонажи связаны с сакральной топографией К.: в центре - «Поклонение волхвов», на левой створке св. Урсула и св. Этерий, сын английского короля, чьи мощи также почитались в городе, на правой - воины Фиванского легиона во главе со св. Гереоном. На золотом фоне фигуры святых написаны пластично и достоверно, в роскошных одеждах с шитьем и мехами. Подобно фламандским мастерам братьям ван Эйк, Лохнер был увлечен воспроизведением предметов, отражающих свет или отражений: золотых корон, украшений св.

http://pravenc.ru/text/1684297.html

Ист.: BHL, N 156-167; BHG, N 45-46; Ambrosius. De virg. I 2, 7; De offic. I 16, 203; Damasi Epigr. 43f n. 43; Prudentius. Peristephanon 14//PL. 60. Col. 580-590; ActaSS. Jan. T. 2. P. 350-363; Ruinart. Acta. T. 2. 1803. P. 32-91; ЖСв. Январь. С. 245-254. Лит.: Franchi de " Cavalieri P. S. Agnese nella tradizione e nella leggenda. R., 1899; Dufourcq A. Étude sur les gesta martyrum romains. P., 19002. T. 1. P. 23, 26, 28-29, 214-217; P., 19072. T. 2. P. 53-60; ПБЭ. Т. 1. Стб. 280-286; Allard P. Agnès (Saint)//DACL. T. 1. Col. 905-918; Leclercq H. Agnès (Cimietière de Sainte-Agnès)//Ibid. Col. 918-965; Yubaru F. S. Agnès. P., 1907; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 33; Krautheimer R. Corpus Basilicarum Christianarum. R., 1937. T. 1. P. 14-39; Deichmann F. W. Frühchristliche Kirchen in Rom. Basel, 1948; Janin. Églises et monastèries. P. 9. А. И. Макаров Мц. Агния. Мозаика ц. Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура в Риме. 625-638 гг. Изображения А., одни из самых ранних в иконографии святых мучениц, имеются уже на донцах стеклянных чаш IV-V вв. (музеи Ватикана, Болоньи), найденных преимущественно в Риме (нек-рые - из катакомб Сант-Аньезе): А. представлена в позе оранты , в богатых одеждах патрицианки, с волосами, убранными в прическу (иногда с покрытой головой), и с серьгами в ушах. В средневек. искусстве А. изображалась, как правило, с покрытой головой или в драгоценном венце, являющемся символом награды за мученический подвиг и указывающем на знатное происхождение святой. Атрибутами А. являются: агнец (впервые на мозаике сев. стены центр. нефа в базилике Сан-Аполлинаре-Нуово в Равенне, 556 или 569 гг.; на флавеллуме из Турнюса, нач. IX в. (музей Барджелло, Флоренция); в Соборе святых в «Маэста» Дуччо ди Буонинсеньи , 1311 г. (собор в Сиене); среди святых жен в центр. части «Гентского алтаря» братьев Ван Эйк , 1-я четв. XV в. (ц. св. Бавона в Генте)); пальмовая ветвь (витраж кон. XIII в., ц. св. Дионисия в Эслингене); лилия и виноградная лоза (утраченная фреска в оратории Сан-Сильвестро в ц. Сан-Мартино-аи-Монти в Риме, XIII в.); меч или кинжал - орудие мученичества. Сохранились многочисленные изображения А. в рим. церквах: мозаика в апсиде Сант-Аньезе-фуори-ле-мура , 625-638 гг.,- с предстоящими, в рост; фреска в ц. Санта-Мария-Антиква, 817-824 гг.; фреска в оратории Сан-Сильвестро, ок. 844 г.,- с жемчужным венцом в руках, вместе с др. святыми женами предстоит Богоматери; мозаика в базилике Санта-Прасседе, нач. IX в.; фреска в Санта-Мария-Антиква, X в.,- погрудное изображение в медальоне; мозаика в капелле св. Лаврентия в Латеране, 1215-1227 гг. Циклы изображений со сценами жизни, чудес и мучений А. сохранились в ц. Санта-Мария-ди-Донна-Реджина в Неаполе, сер. XIV в.; в ц. Сан-Теодоро в Павии, нач. XVI в., а также были широко распространены в искусстве Зап. Европы XV-XIX вв. (картины Г. Давида, Тинторетто, Х. Риберы, Доменикино, Мурильо).

http://pravenc.ru/text/63334.html

В верхней части слева к престолу шествуют праведники новозаветного времени: епископы, священники, монахи, миряне. Они держат в руках пальмовые ветви как знак окончательного торжества, они возносят победные гимны. С правой стороны – святые жены, мученицы. Среди них легко можно узнать св. Варвару с башней, св. Агнию с овечкой, св. Екатерину с пальмовой ветвью, св. Елизавету Венгерскую с корзинкой фруктов, а также особо почитаемую во Фландрии св. Урсулу. На четырех боковых створках изображены сильные мира сего: слева праведные судьи и воины Христовы, справа – на фоне девственных пейзажей отшельники, бежавшие от мира, и паломники. Впереди идет св. Христофор, рядом с ним пилигрим, совершающий паломничество по тропе св. Иакова в Компостелу… Все эти персонажи, легендарные и исторические, богатые и нищие, с Запада и Востока, образуют единый сонм торжествующих победу Агнца. Главная вертикаль Единство богословской программы внутренней части алтаря обеспечивает вертикальная ось. Над Христом, изображенным в виде закланной жертвы, возвышается образ Христа-первосвященника и Бога. Полы Его мантии окаймляет вышивка со словами из Откровения Иоанна Богослова: «Царь царствующих и Господь господствующих». Знаки царской власти – знак его пасхальной победы. Это тот же самый Христос. Его кровь, истекающая в чашу, изливается в мир как вода жизни, утоляющая всякую жажду. Струя воды, вытекающая из фонтана, изображена на уровне глаз молящихся, вовлекая каждого во внутреннее пространство этой мистерии. Капли воды у основания фонтана превратились в драгоценные камни, как застывшие капли крови. По одной вертикали ван Эйк расположил голубя, агнца и восьмиугольный фонтан, графически выражая мистическое богословие Иоанна Богослова. Это символы трех «свидетелей»: Духа, крови и воды (1 Ин 5:5–12). Нижний ряд запрестольного образа являет Церковь земную, верхняя часть – торжество Церкви небесной. Небо и земля соединены вечным союзом, хотя земля остается землей, а небо – небом. Но Бог пребывает и на небе, и на земле. Человек остается на земле, но одновременно и со Христом на небе.

http://blog.predanie.ru/article/tajna-mi...

Рене на левой створке триптиха «Неопалимая Купина» работы Н. Фромана (1475-1476, собор Сен-Совёр, Экс-ан-Прованс). Патрональный характер изображений М. М. сохранил значение и в Новое время (витраж с изображением явления Христа М. М. в церкви XII в., посвященной святой в Домоне, деп. Валь-д " Уаз, был поновлен по заказу М. Наше в 1887 в мастерской Ш. Шампиньёля). М. М. изображали совместно с др. святыми: с женами-мироносицами как напоминание об их общем пути к месту погребения Спасителя в утро Воскресения (напр., на мозаике в апсиде Санти-Козма-э-Дамиано в Риме, 1-я пол. XIII в.); со св. Иоанном Предтечей как последовательницу его отшельнического подвига (гробница св. Елизаветы Марбургской в Елизаветинской ц. Марбург-ан-дер-Лан, ок. 1300). На фресках ц. Санта-Мария-ин-Валле в Чивидале-дель-Фриули (кон. XII - нач. XIV в.) М. М. изображена как оранта вместе со святыми Софией, Верой, Надеждой и Любовию. Среди святых, к-рые могли сопутствовать изображению М. М. как св. отшельницы,- св. Иероним или св. Мария Египетская (Гентский алтарь работы братьев ван Эйк, 1432, собор св. Бавона в Генте). М. М. и св. Мария Египетская символизировали милость Божию к кающимся грешникам (на гарлемских листах с гравюры Д. Баутса из цикла «Искусство умирать/Ars moriendi», ок. 1500-1510, Британский музей). В произведениях Рубенса М. М. представлена с различными персонажами, как правило, с морализаторскими задачами - прав. разбойника Дисмаса, блудного сына, прор. Давида, ап. Петра и др. М. М. могут изображать не только с сосудом, но и с др. атрибутами: с пальмовой ветвью; с короной, четками или розовым венком; с книгой, реже со свитком; с терновым венцом Христа (указание на роль М. М. как свидетельницы Распятия, частый атрибут испан. ретабло XV-XVI вв., основанный на мистическом Житии Христа аббатисы Исабель де Вильены); с Распятием, иногда только с крестом; с черепом как символом тщеты бытия (vanitas) (часто на полотнах Рубенса); при свете свечи (на неск. полотнах Ж. де Ла Тура, напр. на картине ок.

http://pravenc.ru/text/2562144.html

В Риме открылась выставка «Сила и благодать: великие покровители Европы» Москва, 8 октября 2009 г. 6 октября в историческом дворце «Palazzo Venezia» открылась художественная выставка «Сила и благодать: великие покровители Европы», организаторами которой являются посольство Италии при Святом Престоле и Папская комиссия культурного достояния Церкви, сообщает Седмица.Ru . На выставке представлены около ста художественных полотен величайших мастеров (Ван Эйк, Ван Дейк, Мемлинг, Мантенья, Тициан, Веронезе, Кавараджио, Мурильо, Эль Греко, Дель Сарто и др.) из крупнейших музеев Европы. На представленных работах изображены лики 70 святых - небесных покровителей разных европейских народов, на протяжении веков вдохновлявших художников на создание живописных полотен религиозного содержания. Для широкой публики эта выставка будет открыта 8 октября. 8 октября 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/32205.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Благовещение» Яна ван Эйка мин., 05.04.2013 Нидерландский живописец Ян ван Эйк поместил сцену Благовещения на створки Гентского алтаря (1432) в соборе святого Бавона. Ее можно увидеть, если створки алтаря закрыты: на внешней стороне левой створки изображен Архангел Гавриил с цветком белой лилии, на правой створке — Дева Мария с раскрытой книгой. Над Марией голубь, символизирующий святой Дух. И Дева Мария, и Гавриил напоминают земных людей — настолько живо, «реалистично» пишет их художник. Что отнюдь не снижает религиозную составляющую работы. Между Архангелом и Марией изображено окно с видом на городскую улицу. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/blagoveshhenie-yana-van-e...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @20032@ Подпись к иллюстрации: Гризайль. Ян ван Эйк. «Иоанн Креститель». Внешняя створка «Гентского алтаря». 1430–32 или 1423–32. Собор Святого Бавона (Гент) Размер файла: 87.61 Кб Кто разместил: Андрей Михайлин Дата размещения 05.07.2021 20:53:04 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/20032.html

Рим, 27 апреля. В то время как Европа беспрецедентными средствами борется с вирусом, половиной жертв которых стали люди преклонного возраста из домов престарелых, в Нидерландах узаконена эвтаназия в отношении пациентов с деменцией, даже если они не в состоянии подтвердить свое желание покончить с собой, сообщает Vatican News . Архиепископ Утрехта кардинал Виллем Якобус Эйк выступил против решения Верховного суда Нидерландов, который 21 апреля узаконил эвтаназию по отношению к пациентам с выраженной формой деменции даже в тех случаях, когда они не в состоянии подтвердить высказанное ранее желание покончить с собственной жизнью. Суд вынес такое решение по делу врача, которая обвинялась в совершении эвтаназии в отношении пациента с болезнью Альцгеймера, не будучи уверенной в его согласии. Суд постановил, что врач может принять такое решение на основании согласия, высказанного ранее, если пациент больше не в состоянии его подтвердить. Кардинал Эйк утверждает, что решение суда не вносит ясности, но, наоборот, усугубляет правовую неопределенность, оставляя за врачом интерпретацию воли пациента. Эта неопределенность, подчеркивает кардинал Эйк, приведет только к увеличению случаев эвтаназии и самоубийств при врачебном содействии. В 2019 году число таких случаев увеличилось на 13 процентов по сравнению с предыдущим годом. Нидерланды – одно из первых государств в мире, узаконивших эвтаназию. Это произошло в 2002 году. Запросить об эвтаназии может даже 12-летний ребенок при согласии родителей. Эвтаназия возможна при наличии ряда условий: пациент должен испытывать невыносимое и нескончаемое страдание без перспективы улучшения, с применением эвтаназии должны быть согласны по меньшей мере два врача.   Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010