— Не гони пургу, Леха! — В голосе Флавиана я узнал знакомые интонации однокурсника Андрюхи, туриста-альпиниста-гитариста, борца- байдарочника и вообще «бойца по жизни». — Ты плохо меня слушал! Я сказал — прорвемся! Не бойся, здесь я не помру, не достоин. Мне надо подняться туда! — Он мотнул головой в сторону вершины. — И я верю, что Господь поможет мне сделать это. Ты тоже поверь и помоги мне, а не «грузи» старого друга… — Хорошо! — вздохнул я. — Дойдем до кириакона Святой Анны, приложимся к святыням, и, если тебе будет плохо, останемся в архондарике до завтра, пока ребята не вернутся! Согласен? — Ладно! — кивнул Флавиан и повернулся к «команде». — Идите, ребята, к кириакону, я чуть отдышусь и догоню вас там! Мы с Игорем переглянулись, я кивнул в сторону кириакона, он вскинул рюкзак на плечи и молча возглавил дальнейший подъем. Мы с Флавианом остались одни. Не зная, что еще сказать Флавиану, чтоб он не увлекался опасным героизмом, я просто сел рядом и тупо уставился взглядом в носки своих фирменных горных кроссовок. — Леша! — нарушил молчание Флавиан. — Папа Герасим благословил меня идти на вершину, сказал, что там есть нечто важное для меня. Значит, он знал, что я дойду! Без этого я бы и не рискнул, пожалуй, хотя подниматься хотел изначально. Он сказал, что Господь будет с нами и поможет, чтобы мы доверяли Ему и не боялись! Снова знакомые слова! Передо мною на мгновение вспыхнуло улыбающееся лицо «монаха» Феологоса. Что-то словно отвалилось от моего сердца, тяжелое и колючее. — О’кей, патер! — улыбнулся я старому другу. — Значит, в путь! Мы поднялись и застучали палками по бетонным ступенькам. Дорога до кириакона заняла около часа. Мы шли не торопясь, размеренно, ритмично, все-таки альпинистский опыт Флавиана давал ему ощутимые преимущества перед неопытными в восхождениях спутниками (это я о себе). Периодически он останавливался, опирался плечами на рукоятки своих палок, выставив их вперед, разгружая, таким образом, ноги от части своей массы. Затем снова двигался вперед. Кстати, когда мы догнали ребят во дворе скита, оказалось, что они ждут нас всего около десяти минут.

http://azbyka.ru/fiction/flavian-vosxozh...

– из Воскресенского монастыря подпрестольный крест 1863 года. Нельзя не сказать, что сохранению драгоценной для нас частицы не такой уж давней истории мы обязаны очень небольшой группе людей, которые в конце 1910-х – 1920-е годы занимались обследованием монастырей и спасали то, что было в их силах, от расхищения и порчи 614 . В заключение хочу выразить свою признательность Н. В. Гавриловой (Саратов) за сообщение об издании замечательного Ставрографического сборника и содействие в подготовке данного материала. А. Г. Авдеев Из истории древнерусской эпиграфики и ставрографии 1. Трактат преподобного Максима Грека «Сказание о венце Спасове...» и приписанный ему старообрядческий ставрографический трактат. В Западной Европе эпиграфика родилась из повального увлечения, коллекционирования и даже подделки античных надписей в эпоху Возрождения 615 . Важнейшую роль в зарождении научного интереса к надписям античности сыграли и копии с надписей, сделанные любознательными путешественниками. Особое место здесь занимает купец-самоучка Кириако де Пицциколле, вошедший в историю эпиграфики как Кириако Анконский (1391 – ок. 1455). Справедливо заслуживший звание «отца новейшей греческой эпиграфики», он удачно сочетал торговые операции с копированием древних надписей Италии, Греции, Фракии, Египта, Малой Азии, островов Средиземного моря. Копии, сделанные Кириако, отличались высокой степенью точности и не потеряли значения вплоть до наших дней 616 . У истоков русской эпиграфической науки стоит преп. Максим Грек , чья деятельность соединила ренессансную учёность и византийский интеллектуализм с древнерусской книжностью. Можно сказать, что написанное преп. Максимом Греком «Сказание о венце Спасово и о свитце, иже в руце его, и о Богородицыно имени» 617 стало первым сочинением на русском языке, специально посвящённым вопросам эпиграфики. В нём внимание афонского старца привлекла, если так можно выразиться, «эпиграфика малых форм». Его труд раскрывал смысл аббревиатур, которые помещались главным образом на нимбах Спасителя и Богоматери и по традиции, идущей от византийской иконописи, записывались греческими буквами, чей смысл в XVI веке уже не был понятен русским изографам. Таким образом, в труде преп. Максима Грека вопросы эпиграфики оказались тесно соединены с богословием и иконописью, а в перспективе – и со ставрографией, так как на авторитет преподобного в этих вопросах стали ссылаться старообрядцы, по-своему трактовавшие значение аббревиатур на крестах.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

— Как,— говорю,— тщетно? Отец Кириак, что ты это, батюшка, проповедуешь? — А что же,— отвечает,— владыко?— ведь это благочестивой тростью писано, что одно водное крещение невежде к приобретению жизни вечной не служит. Посмотрел я на него и говорю серьёзно: — Послушай, отец Кириак, ведь ты еретичествуешь. — Нет,— отвечает,— во мне нет ереси, я по тайноводству святого Кирилла Иерусалимского правоверно говорю: «Симон Волхв в купели тело омочи водою, но сердце не просвети духом а сниде, и изыде телом, а душою не спогребся, и не возста». Что окрестился, что выкупался, всё равно христианином не был. Жив Господь и жива душа твоя, владыко,— вспомни, разве не писано: будут и крещёные, которые услышат «не вем вас», и некрещёные, которые от дел совести оправдятся и внидут, яко хранившие правду и истину. Неужели же ты сие отметаешь? Ну, думаю, подождём об этом беседовать...» (5,467-468). Архиерей не находится с ответом, но вопросом пренебречь нельзя, поскольку он поставлен, поскольку, по сути, утверждается мысль о ненужности таинства— и развивается далее, когда отец Кириак продолжает свои рассуждения: «— Ну, вот мы с тобой крещены,— ну, это и хорошо; нам этим как билет дан на пир; мы и идём и знаем, что мы званы, потому что у нас билет есть. — Ну а теперь видим, что рядом с нами туда же бредёт человечек без билета. Мы думаем: «Вот дурачок! напрасно он идёт: не пустят его! Придёт, а его привратник вон выгонит». А придём и увидим: привратники-то его погонят, что билета нет, а Хозяин увидит, да, может быть, и пустить велит,— скажет: «Ничего, что билета нет,— Я его и так знаю: пожалуй, входи», да и введёт, да ещё, гляди, лучше иного, который с билетом пришёл, станет чествовать» (5,472). Можно ещё было бы и добавить: а с билетом могут и не пустить, ибо недостойным может оказаться человек данного ему билета. И что же: не правы ли те, кто утверждает, что для спасения важно одно доброе поведение, а таинство дело пустое, формальное. Как у Симона Волхва. Прежде всего: сравнение с Симоном неверно, ибо Волхв не имел благодати от апостолов:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

RPR. N 2822). В Англии И. утвердил на Кентерберийской кафедре свт. Дунстана , деятеля церковной реформы. Сохранились грамоты и др. документы, подтверждающие привилегии мон-рям и еп-ствам, однако их число невелико. Известно о работах, к-рые проводились при И. в Латеранской базилике. В 960 г. по приказу И. базилику отремонтировали, в ней была построена капелла, посвященная ап. Фоме (oratorium S. Thomae apostoli), впосл. долгое время служившая папской ризницей. Сохранились описания капеллы, а также копии 2 фрагментов настенной росписи. Оба фрагмента представляют собой изображения И.: на одном диаконы помогают папе облачиться в казулу, на другом И. под балдахином благословляет верующих. В средние века и в Новое время в историографии И. был известен как один из самых распутных пап. Такая репутация была основана гл. обр. на современном понтификату И. соч. «История Оттона» Лиутпранда Кремонского. Папу обвиняли в симонии, в неканонических действиях (И. якобы рукоположил диакона в конюшне), в небрежении к плохому состоянию церквей, в превращении Латеранского дворца в прибежище распутных женщин, в блуде, в т. ч. в церквах, в совращении замужних женщин, в кровосмесительных связях и т. п. Дурная слава И. нашла отражение и в др. современных ему источниках: в Liber Pontificalis, в «Продолжении Хроники Регинона Прюмского» (Continuatio Reginonis), в «Хронике» Бенедикта Сорактского, а также в более поздних хрониках. В позднесредневек. описании перенесения мощей св. Кириака в Бамберг сообщается, что И., став папой, отправил к Прециозе, аббатисе мон-ря св. Кириака в Риме, посла с неким предложением, к-рое вызвало гневный отказ аббатисы. И. затаил злобу на аббатство, и, когда Оттон I прибыл в 962 г. в Рим, папа изъял из мон-ря мощи св. Кириака и подарил их императору в числе проч. мощей (ActaSS. Aug. T. 2. P. 338-339). Большинство исследователей склонны относиться к подобным сведениям критически, они отмечают проимп. направленность ранних источников и зависимость от них более поздних. Ист.: LP.

http://pravenc.ru/text/469694.html

Все это мне передал Кириак, и передал так превосходно, что я, узнав дух языка, постиг и весь дух этого бедного народа; и что всего мне было самому над собою забавнее, что Кириак с меня самым незаметным образом всю мою напускную суровость сбил: между нами установились отношения самые приятные, легкие и такие шутливые, что я, держась сего шутливого тона, при конце своих уроков велел горшок каши сварить, положил на него серебряный рубль денег да черного сукна на рясу и понес все это, как выученик, к Кириаку в келью. Он жил под колокольнею в такой маленькой келье, что как я вошел туда, так двоим и повернуться негде, а своды прямо на темя давят; но все тут опрятно, и даже на полутемном окне с решеткою в разбитом варистом горшке астра цветет. Кириака я застал за делом — он низал что-то из рыбьей чешуи и нашивал на холстик. — Что ты это, — говорю, — стряпаешь? — Уборчики, владыко. — Какие уборчики? — А вот девчонкам маленьким дикарским уборчики: они на ярмарку приезжают, я им и дарю. — Это ты язычниц неверных радуешь? — И-и, владыко! полно-ка тебе все так: «неверные» да «неверные»; всех один господь создал; жалеть их, слепых, надо. — Просвещать, отец Кириак. — Просветить, — говорит, — хорошо это, владыко, просветить. Просвети, просвети, — и зашептал: «Да просветится свет твой пред человеки, когда увидят добрыя твоя дела». — А я вот, — говорю, — к тебе с поклоном пришел и за выучку горшок каши принес. — Ну что же, хорошо, — говорит, — садись же и сам при горшке посиди — гость будешь. Усадил он меня на обрубочек, сам сел на другой, а кашу мою на скамью поставил и говорит: — Ну, покушай у меня, владыко; твоим же добром да тебе же челом. Стали мы есть со стариком кашу и разговорились. Глава пятая Меня, по правде сказать, очень занимало, что такое отклонило Кириака от его успешной миссионерской деятельности и заставило так странно, по тогдашнему моему взгляду — почти преступно или во всяком случае соблазнительно относиться к этому делу. — О чем, — говорю, — станем беседовать? — к доброму привету хороша и беседа добрая. Скажи же мне: не знаешь ли ты, как нам научить вере вот этих инородцев, которых ты все под свою защиту берешь?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

264 Особенно важно из современных о чудесном явлении Креста на небеси Константину свидетельство исповедника Артемия пред отступником Юлианом, которому при допросе Артемий говорил: «Христос свыше призвал Константина, когда он вел войну против Максентия, показав ему в полдень знамение Креста, лучезарно сиявшее над солнцем и зевездовидными римскими буквами предсказавшее ему победу на войне. Быв сами там, мы видели его знамение и читали буквы, видело его и все войско: много свидетелей этому и в твоем войске, если только ты захочешь спросить их». Истор. Филосторгия, 45. Об Артемии упоминается в Чет.-Мин. под 14 числом сентября. Памаять Артемия октября 20. Явление Креста на небеси Константину нельзя объяснить и действием метеора, ибо может ли быть надпись действием метеора? 270 Там же, кн. IV, гл. 5–6. В память этой троекратной победы силою Животворящего Креета Константин Великий , по обретении Креста и по возвращении Елены нз Иерусалима, поставил на возвышенных местах в Константинополе три больших креста (Пролог 14 сеытября). Эти кресты, вероятно, похищены были крестоносцами во время 5-го крестового похода, при котором Константинополь был разграблен (Мишо. История крестовых походов, кн. XI, 1198–1204 гг.). 277 О жизни Константина Вел., кн. III, гл. 26. – Там же Феодорит. Церк. истор., кн. I, гл. 18. – Руфпн. Церк. истор., кн. I, гл. 7–8. Созомен. кн. II, гл. 1. Hieron. ер. ad. Paulinum XLIX. 283 Чет.-Мин. 14 сентября. – Из обращенных особенно известен Иуда, который был вынужден указать место, где должно искать Крест; по обретении его, увидев чудеса, уверовал во Хрпста и под именем Кириака был после патриархом Иерусалимским и пострадал за веру при Юлиане Отступппке. Память Кириака 28 октября (10 ноября). 287 Беседа XXVII, том VI, ε ; τ νι τα ». ον ν . ». ζωοτ . ο " зта υρ – i. Также в похвальном слове св. мучен. Виринее и Проскудии, 1. 293 Монаха Антиоха, бывшего в Лавре св. Саввы во время опустошения Иерусалима персами в 614 году, беседа CVII. Chronicon pashale Heraclii an.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

—250— нислава Повольни в число студентов одной из духовных академий, с назначением им стипендий из сумм Святейшего Синода. Приказали: Разрешить Совету Московской Духовной Академии принять греческого уроженца Георгия Кириакидиса и австро-венгерского подданного Бранислава Повольни в число студентов I курса; на содержание же Кириакидиса и Повольни в академии, со дня поступления, назначить стипендии, в установленном размере, первому – из остатков от поступивших в распоряжение духовного ведомства доходов с Бессарабских имений заграничных монастырей, а второму – из духовно-учебного капитала (Отд. I § 2); о чем, для зависящих распоряжений послать Вашему Преосвященству указ». б) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1898 г. Авг. 31. В Совет Московской Дух. Академий» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 27 августа за 4742: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод имели суждение по ходатайству бывшего Вселенского Патриарха Неофита о принятии окончившего курс в Халкинском богословском училище греческого уроженца Константина Фотопулоса в одну из духовных академий. Приказали: Во внимание к ходатайству бывшего Вселенского Патриарха Неофита, разрешить Совету Московской Духовной Академии принять окончившего курс в Халкинском богословском училище греческого уроженца Константина Фотопулоса в число студентов 1-го курса оной: на содержание же Фотопулоса в академии, со дня поступления, назначить стипендию, в установленном размере, из остатков от поступивших в распоряжение духовного ведомства доходов с Бессарабских имений заграничных монастырей; о чем, для зависящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству указ». в) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1898 г. Сент. 1. В Совет Московской Духовной Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 31 августа за 4785: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующей Синод слушали: предложение г. Товарища Синодального Обер-Прокурора, от 15 сего

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Прочитав послание Максимиана, Иларион стал угрожать святой неслыханными пытками. Кириакия отвечала, что легче согнуть железо, нежели сломить ее саму. Когда мученицу подвесили за волосы и стали жечь ее тело пылающими факелами – но она вновь осталась нечувствительной к боли, словно уже облаченная в неприступный покров, уготованный избранным. В ночь после пыток в тюрьме Кириакии явился Христос, исцелил раны и обещал освободить от всех испытаний Своей благодатью. Наутро тиран был страшно удивлен, увидев деву невредимой. Он приписал это чудо божествам и велел отвести христианку в языческое капище. Войдя туда, святая пала на колени и вознесла молитву к Спасителю. Тотчас стены содрогнулись, а идолы попадали на землю и рассыпались в прах, в храм ворвался вихрь и развеял прах по воздуху. Испуганные язычники обратились в бегство. Только Иларион продолжал посылать проклятья. Тогда небо разверзлось, блеснула огненная молния, опалила лицо правителя, после чего он упал и испустил дух. Новый судья, Аполлоний, узнав о событиях, столь взволновавших провинцию, велел привести к нему святую и приговорил ее к сожжению заживо. По его повелению раскалили большую сковороду и на нее бросили святую. Несколько часов мученица молилась, воздев руки к небу, и осталась невредимой, без единого ожога. После этого при чистом летнем небосклоне на небе появилась темная туча, и сильный ливень загасил жар огня. Аполлоний приказал бросить Кириакию на растерзание двум львам, но те, подойдя к святой, стали тихими, словно агнцы, и улеглись у ее ног. Многие язычники, ставшие свидетелями этих чудес, уверовали во Христа и были тут же казнены. На следующий день деву вновь привели на допрос к правителю, и опять его усилия остались тщетными. Поняв, что славную воительницу Христову не соблазнить лестью, не сломить пытками, Аполлоний приговорил ее к усечению мечом. Когда мученицу вывели за пределы города, она попросила палачей дать ей время на молитву. Упав на колени, она долго молилась Христу, Который дал ей силы свидетельствовать о Его имени перед властителями (ср.: Мф. 10: 18) и сохранил ее девство до дня небесного бракосочетания. Когда светоносные ангелы пришли забрать душу Кириакии, чтобы она предстала перед Небесным Женихом, тело ее тихо приклонилось к земле. Палачи, вознамерившись отсечь мученице голову, пришли в крайнее удивление, увидев, что она мертва. В это время с неба послышался голос: «Братия, идите и расскажите все о великих делах Божиих». Когда воины ушли сообщить правителю обо всем, что видели, христиане, спрятавшиеся из страха перед язычниками, забрали тело святой и погребли в достойном месте, прославляя Господа.

http://pravoslavie.ru/54921.html

…Наконец-то после долгого, долгого перерыва вернулась к этим запискам. И все то время, что было недосуг, боялась забыть зафиксировать здесь самое для меня важное и сокровенное место удивительного рассказа Н. Лескова «На краю света». С него и начинаю. Н. Лесков «На краю света»: Один из главных героев рассказа, отец Кириак, брошенный в пургу в степи своим проводником, умирает от обморожения и истощения. Архиерей, от лица которого ведется повествование, «опустясь на колени возле умирающего, стал его исповедовать; а в это время в полную людей юрту вскочила пестрая шаманка. Заколотила в свой бубен; ей пошли подражать на деревянном камертоне и еще на каком-то непонятном инструменте, типа того времени, когда племена и народы, по гласу трубы и всякого рода мусикии, повергались ниц перед истуканом деирского поля, — и началось дикое торжество. Это моление шло за нас и за наше избавление, когда им, может быть, лучше было бы молиться за свое от нас избавление, и я, архиерей, присутствовал при этом молении, а отец Кириак отдавал при нем свой дух Богу и не то молился, не то судился с ним, как Иеремия пророк, или договаривался, как истинный свинопас евангельский, не словами, а какими-то воздыханиями неизглаголанными. — Умилосердись, — шептал он. — Прими меня теперь как одного из наемников Твоих! Настал час… возврати мне мой прежний образ и наследие, не дай мне быть злым дьяволом во аде; потопи грехи мои в крови Иисуса, пошли меня к нему!.. хочу быть прахом у ног Его… Изреки: «Да будет так!»… Перевел дух и опять зовет: — О доброта… о простота… о любовь!.. о радость моя!.. Иисусе!.. Вот я бегу к Тебе, как Никодим, ночью; вари ко мне, открой дверь, дай мне слышать Бога, ходящего и глаголющего!.. Вот… риза Твоя уже в руках моих… сокруши стегно мое… но я не отпущу Тебя… доколе не благословишь со мной всех». [И в том числе — проводника, не просто бросившего о. Кириака, но и съевшего все бывшие при нем святые Дары: «Все съел, и губочку съел, и дароносицу унес, и меня бросил…» Но: «простим ему это, владыко, — пусть только Христос нас простит».]

http://azbyka.ru/parkhomenko/privetstvov...

Юдино коляно (Иудино коляно) – едно от дванадесетте колена на Израилския народ. При поделянето на Обетованата земя Юда (Иуда) населил най-обширната и най-важната й част – от Средиземно до Мъртво море и от Египетския проток до пределите на Ефрем. Иуда имал на територията си много градове ( Нав. 15 ), от които някои преминали към Симеоновото, Дановото и Вениаминовото коляно ( Нав. 19:1–9 ). Девет от градовете били отдадени на свещеници (21:9–19). Според преданието, на знамената на Юдиното коляно била изобразена лъвска опашка с надпис: «восстани, Господи, и расточатся враги Твои!» Юлиан Отстъпник (331–363) – римски император, царувал от 361 до 363 г., братов син на равноапостолния император Константин Велики (който обявил християнството за «позволена религия», възпитал синовете си в Христовата вяра и сам се кръстил преди смъртта си). Юлиян преследвал християните и се опитал да върне езичеството като господстваща религия в Римската империя. Затова е наречен от Дидим «злополучен», а в историята е останал с прозвището «отстъпник» (ποσττης). Юлиан изпратил на заточение св. Кирил Йерусалимски. По време на краткото му царуване мъченически е бил убит наскоро поставения на Йерусалимската катедра св. свмч. Кириак Йерусалимски. Юлиан е убит в несполучлива война с персите. Корифеите на «Просвещението» от XVIII век го възхвалявали като «първия свободен мислител» и «романтик на Цезаровия трон». Извън речника: Св. Кирил. Св. Кириак. Юродив, юродиви (на ц.сл. глупав, безумен) – категория светци (блажени), приел подвига «юродство заради Христа» и чрез изобразяване на външно, видимо безумие целял достигането на вътрешно смирение. Юродивите са ходили зиме боси и почти без дрехи, но са пророчествали, вършели са чудеса и смело са изобличавали неправедните управници. Извън речника: Категории светци. Юродство заради Христа – вид духовно подвижничество, изразяващо се в симулиране на безумие. Един от начините за преодоляване на щестлавието. Подвигът на юродивите се състои в последователно и непрекъснато отричане на светските грижи. Юродивите подражават на Христа, Който търпял насмешките и издевателствата на тълпата. Извън речника: Юродство.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010