Если она хочет перепилить меня пилой, пуст перепилит – у меня есть образец – Исайя. Если желает повергнуть меня в море, я припомню Иону. Если желает бросить меня в печь – есть три отрока, которые претерпели то же самое. Если желает отдать меня зверям – я припомню Даниила, брошенного львам в яме. Если желает побить меня камнями, пусть побивает – у меня есть первомученик Стефан. Если желает взять мою голову, пусть возьмет – у меня есть Иоанн Креститель. Если желает взять мое имущество, пусть возьмет его – «наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь» («(наг изыдох от чрева матери моея, наг и отыду») ( Иов. 1:21 ). Но апостол увещевает меня: «Бог не взирает на лице человека» («лица Бог человеча не приемлет») ( Гал.2:6 ), и в другом месте: «Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» («аще бо бых еще человеком угождал, Христов раб не бых убо был») ( Гал. 1:10 ). И Давид вооружает меня, говоря: «буду говорить об откровениях Твоих пред царями и не постыжусь» («глаголах о свидениих твоих пред цари, и не стыдяхся») ( Пс.118:46 ). Многое выставили против меня. Говоря 84 , будто я приобщил несколько человек после того, как они ели. Если я это сделал, то пусть изгладится мое имя из списка епископов и пусть не напишется в книге православной веры. Если я сделал что-нибудь такое, то пусть изгонит меня Христос из Своего царства. Впрочем, если уже они говорят это против меня и обвиняют меня за это, то пусть осудят и Павла, который после вечери крестил целый дом ( Деян. 16:33 ); пусть осудят и самого Господа, который после вечери преподал причащение апостолам. Говорят, что я преспал с женщиной. 85 Но обнажите тело мое, и вы увидите мертвенность моих членов. Все это они сделали из зависти. Может быть, брат Кириак, огорчает тебя то, что изгнавшие нас свободно ходят по площади в сопровождении множества телохранителей? Но ты опять вспомни о богатом и Лазаре, – как один из них страдал в настоящем веке и как другой наслаждался счастьем. Чем повредила тому его бедность? Не борцом ли и победителем отнесен он на лоно Авраамово? Напротив, что пользы принесло богатство тому, который облачался в порфиру и виссон? Где ликторы, где телохранители? Где златоуздные кони? Где прихлебники и царственная трапеза? Не отведен ли он в гроб, как связанный разбойник, вынося из мира обнаженную душу, и не взывает ли напрасно: «отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» ( Лук. 16:24 )? Зачем называешь ты отцом Авраама, жизни которого не подражал? Он всякого человека принимал в дом свой, а ты не позаботился и об этом бедняке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Еще пророк говорит: Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет ( Пс. 33:19 ) и: на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом ( Ис. 66:2 ). Еще скажу тебе: иной человек от природы не слезлив. Поэтому что нужно сделать желающему слёз? Если не можешь плакать очами видимыми, плачь умом, так чтобы и во сне, и бодрствуя ум твой пребывал в плаче, проливая слёзы пред Богом, так очистишься ты от грехов своих. Это советует и Псалмопевец, говоря: изливайте пред Ним сердце ваше ( Пс. 61:9 ). Знаю также, что некоторые верой и молитвой превратили: камень в источник вод ( Пс. 113:8 ). Непрестанным осмыслением слов Христа Бога нашего и напоминанием себе чудес Божиих источили из каменных очей слёзные потоки. Если же ты не можешь сподобиться такой благодати, как они, то увидев другого, плачущего во время молитвы, прославь за него Господа, говоря: благодарю Тебя, Господи, Боже мой, лишивший меня такого очистительного дара, и даровавший его брату моему. Умножь к нему милость Твою, Владыка, потому что славится ли один член, с ним радуются все члены ( 1Кор. 12:26 ). Если ты будешь так расположен к брату и с радостью станешь смотреть на него, то станешь соучастником его дарования. И у вас с ним будет общий венец, если делается ради Христа. 216. Траяну Не надо пренебрегать незначительными падениями, потому что и малый грех может довести человека до великих беззаконий и повредить ему. Поэтому остерегайся и незначительных страстей, чтобы мелкими грехами не пасть в бездну глубокого повреждения. 217. Пресвитеру Палладию Лукавые и греховные помыслы отлучают человека от Господа. Если призовёт человек Бога, то Он умертвит и истребит лукавые помыслы. Тогда сможет человек восстать со дна греховности и прибегнуть к Богу. В таком смысле и понимай сказанное: когда я пробуждаюсь, я все еще с Тобою. О, если бы Ты, Боже, поразил нечестивого ( Пс. 138:18–19 ). 218. Софронию Говоришь, что дьявол против твоей воли возбуждает в тебе неверие к Богу. Но ты не бойся неверия влагаемого в тебя. Напротив, откройся великому Врачу Христу, взывая к Нему: верую, Господи! помоги моему неверию ( Мк. 9:24 ), и получишь исцеление. 219. Кириаку

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

И отправился блаженный с этим письмом к адресату. Женщина, прочитав письмо, узнала Кириака по одежде, походке, взгляду, желтизне и сухости лица. Упав к ногам преподобного, она просила его благословения, но и преподобный упал на колени, испрашивая ее благословения. Женщина настаивала, и преподобный благословил ее словами: «Господь Бог да сподобит тебя видеть сынов сыновей твоих, и дети твои да обладают городами и народами, а имя их да станет знаменитым и страшным для всех врагов их». И благословение это потом исполнилось. А Комнина обратилась к нему с такими словами: «Скажи мне, раб Божий, слово спасительное». И отвечал преподобный: «Пока кто-то порабощен страстями, он не считается рабом Божиим, потому что и пророк говорит, что все «будут научены Господом» ( Ис. 54:13 ). Послушай, что сказал Даниил Навуходоносору: царь, «да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным» ( Дан. 4: 24 ), и Давид говорит: «расточил, роздал нищим; правда его пребывает во веки» ( Пс.111.9 ) и Соломон: «Благотворящий бедному дает взаймы Богу» ( Притч.19.17 ). И святитель Василий Великий учит: «Если ты не миловал, то и сам не будешь помилован, не открыл дверь дома, – будешь выслан из Царства, не дал хлеба, – не получишь вечную жизнь». Затем Комнина сказала ему: – Хочу открыть твоей святости мои помыслы, но боюсь, что не исполню твои слова и согрешу пред Богом. – Невозможно, чтобы испытывал страх тот, кто поистине боится Бога. Как пишет Соломон: «Кроме Него (Бога), никого другого не бойся». Если кто открывает свои помыслы мужам духовным, то это признак, что такой хочет исправить свою жизнь. Сокрытие помыслов означает, что человек подвержен страстям, ибо тот, кто общается с ворами, никогда их не выдаст, потому что любит страсть. Тот же, кто спрашивает, слушает, и когда выказывает преслушание, но при этом осуждает себя за это, такой смиряется и от смирения обретает немного милости. А тот, кто не спрашивает, не слушает и не оказывает преслушание, тот не смиряется и не обретает милости. Подобно тому, как больной отвращается от приносимой ему пищи, однако потом находится такая еда, которую он принимает с удовольствием, ест ее и поправляется, так и боязливая душа, хотя много раз и слушает, и оказывает преслушание, однако, по прошествии определенного времени, приходит в стыд. Таким образом, выслушав доброе слово, которое ей нравится, она поступает согласно ему, и спасается.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

(Из «Христианск. Утешений» свящ. Гр. Дьяченко) Верность своему призванию В житии великого и вселенского учителя св. Иоанна Златоустог о повествуется следующее. Когда императрица Евдоксия, озлобленная пастырскими обличениями св. Иоанна Златоустог о, искала погубить его, великий учитель в письме к Кириаку, своему священнику, следующими словами засвидетельствовал свою верность пастырскому служению, а также твердость веры и силу своей любви к Господу. «Если императрица повелит меня перепилить, пусть распилит, – то же было и с Исаиею. Если захочет бросить меня в море, пусть бросит, – я вспомню об Ионе. Если ввергнет в огненную печь, – я знаю трех отроков. Предаст диким зверям на растерзание, – был предан им и Даниил во рву львином. Захочет отсечь голову, – я буду иметь в том сообщником Иоанна. Побить камнями, – я найду ободрение в Стефане. Захочет отнять все блага и имущества, – пусть отнимает все: наг вышел из чрева матери своей, наг и отойду». Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. ( Рим. 7:35–37 ). Кара Божия Крестьянин Подольской губ., села Насековки, Иван Подорожняк, жил в работниках у еврея, был нечист на руку и много раз был хозяином заподозрен в воровстве. Наконец, Подорожняк украл топор; все улики были против него, но он никак не хотел сознаться в своей очевидной вине. Хозяин-еврей пожаловался уряднику, который стал производить дознание о краже крестьянина Подорожняка. Тут Подорожняк предложил подтвердить свою якобы невинность присягой. Положен был на стол св. крест и хлеб. Подорожняк стал на колени и сказал: «Господи! если я виноват в этой краже, то пусть помрет мое единственное дитя». Произнесши эту ужасную клятву, Подорожняк встал и смелым взором обвел всех присутствующих, как бы торжествуя, что всех перехитрил и провел. Но не обманул он, несчастный, Господа Бога! Не прошло и четверти часа, как вбежала в хату, где допрашивали Подорожняка, жена его и с горькими слезами объявила о скоропостижной смерти своего единственного дитяти, которое пред тем было совершенно здоровым. Все были поражены; Подорожнпк остолбенел от страха кары Божией и тотчас раскаялся в ложной своей клятве и сознался в воровстве

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Илларион же, будучи просвещен Богом, когда услышал это, наоборот, возгорелся еще большей решимостью. Он понял, что старец говорит так испытывая его произволение. – Неужели возьмет?! – ликовал молодой монах. Иллариону достаточно было одной фразы «…возможно, и будет Воля Божия…». Он более не стал дожидаться и вышел из келлии старца. Сердце его выпрыгивало из груди! Куда ему было идти?! Только в одно место – в келью к духовнику. Он пришел к духовнику о. Парфению и рассказал всю беседу: – Отец Дионисий из скита св. Димитрия сказал, что, возможно, и будет Воля Божия… Парфений же всей душей хотел помочь молодому монаху: – Послушай-ка, да ведь Дионисий – мой лучший друг! Поверь мне, это поистине боголюбивый человек. Как только я встречу его, я поговорю с ним о тебе. Раз ты уже почувствовал, что есть Воля Божия, и он хочет тебя принять, – я его упрошу… Да будет с вами Бог! – Да будет благословенно! Илларион взял также благословение двух отцов, с которыми жил. Сердце его скакало, он даже не мог стоять. Он уже не шел – он парил подобно орлу, раскинувшему крылья в воздушных потоках... Молодой монах ходил по горам Капсалы и пел: – «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное!» – «Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его!»   Подвиги отца Дионисия Было бы несправедливым не сделать в этом месте небольшое отступление и не рассказать немного о благословенном отце нашем Дионисии. Это имеет большое значение, чтобы вы понимали, насколько богоугодным было его житие. А может быть, для меня это даже важнее, чтобы воздать ему священный долг. Ведь когда я, недостойный, пришел на Святую Гору, он стал моим первым духовным отцом. Он происходил из Эпира, из деревни, называемой Сиатиста. На Святую Гору он пришел, уже будучи иеромонахом. Он поселился со своим духовным отцом в скиту. Когда же его духовник отошел ко Господу, он отправился на поклонение к святыням Святой Земли. Вернувшись же в скит, он построил себе небольшую каливу на достаточном удалении от Кириакона и затворился в ней...

http://isihazm.ru/1/?id=200

Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путём новым и живым,… будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший ( Евр.10:19,24 ). Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная. Это я написал вам об обольщающих вас ( 1Ин.2:25,26 ). Этими словами Священного Писания мы завершаем первую часть и напоминаем христианам, что все цитаты, приведённые здесь, обращены к наследникам Завета (от греч. διαθκη – «завещание»). Применительно к Библии «завет» означает союз Бога с людьми, соблюдающими Его заповеди. Ветхий Завет был заключён с Израилем, частью которого были святые апостолы. Но Господь расторг союз  с израильтянами, ибо вы, оставивши заповедь Божию, держитесь предания человеческого ( Мк.7:8 ). Новый Завет был заключён с Церковью, основанием которой явился сам Господь, а первые «камни» на этом основании были апостолы: ты – Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою , и врата ада не одолеют её ( Мф.16:18 ). Словами Церковь Мою Спаситель указал, что только та Церковь, которая будет вести своё начало от апостолов, будет Его. Та Церковь, которая на протяжении многих веков при помощи даров Святого Духа (ибо никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым – 1Кор.12:3 ), полученных апостолами в день Пятидесятницы и передаваемых через таинства крещения ( Деян.19:1-6 ) и рукоположения ( 2Тим.1:6 ), сохранит истинное учение Христа ( 2Тим.1:8-9 ). И если в Ветхом Завете стать участником Завета можно было, лишь войдя в конкретный народ через обрезание, то в Новом Завете – войдя в состав Церкви через крещение и принятие даров Святого Духа от тех, кому они переданы. Славянское слово «церковь» послужило для перевода греческих слов: 1) «кириакон», означающего дом Господень; 2) «экклесиа», которое по употреблению у греческих классических писателей (Фукидида, Протагора и Платона) означает правильно созванное (в противоположность самовольному и беспорядочному скопищу людей) собрание или общество лиц с определёнными правами (12).

http://azbyka.ru/bibliya-o-svyashhennyh-...

Монастырь Герасима Иорданского В Иорданской долине также находится монастырь преподобного Герасима Иорданского, основанный в V веке вокруг пещеры, где останавливалось Святое семейство, убегавшее в Египет. В нижнем храме-пещере сохранилась древняя фреска Иисуса Христа, Божией Матери и Иосифа Обручника. Среди учеников преподобного Герасима был Кириак Отшельник. Около 575 года эти места посетили византийские монахи Иоанн Мосх и Софроний Иерусалимский, записавшие истории многих монахов-пустынников, отшельников, мирян и объединившие затем их в колоритной книге «Луг духовный». Современный вид обитель приобрела благодаря реконструкции в 1882-1885 годах, инициатором которой выступил всё тот же архимандрит Антонин (Капустин). Верхний храм украшает иконостас, подаренный Русской духовной миссией в 1884 году. Колонны и стены расписаны фресками, изображающими монахов-отшельников, которые подвизались в Иудейской пустыне, либо основателей монашеской жизни: преподобных Антония Великого, Евфимия Великого, Илариона Великого, Харитона Исповедника, Зосимы Палестинского, Марии Египетской, Георгия Хозевита и др.      Река Иордан Вода в Иордане землистого цвета, по берегам — тростник. Омовение в ней для христиан подобно второму крещению — очищению от грехов тех, кто пришел с покаянием, к чему призывал на этих берегах две тысячи лет назад Иоанн Креститель. Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои (Мф. 3, 5-6). Здесь же крестился Господь Иисус Христос. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 16-17). В XIX веке у русских богомольцев был обычай: в рубахах, в которых они окунались в Иордан, завещали их хоронить. «Для успокоения приезжают в пустыню, приезжайте в Иерихон» Каждодневную суету в современном Иерихоне останавливает громкий призыв муллы. «Но он и христианину напоминает о молитве», — считает монахиня Анна и приглашает приехать еще раз на Иоаннопредтеченское подворье отдохнуть, потрудиться, пройти по горным тропам, вновь окунуться в воды Иордана. «Для успокоения приезжают в пустыню, — вспоминает она слова знакомой флорентийской паломницы и повторяет: — Приезжайте в Иерихон».

http://pravoslavie.ru/100328.html

Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его (Мф 10:34–36). Блаженный Иероним Стридонский толкует это противоречивое место в Евангелии следующим образом: “По вере в Христа весь мир разделился и восстал сам против себя: каждый дом имел и верующих, и неверных, и вследствие этого на землю послана добрая война, чтобы прекратить худой мир” 20 . “Благое отречение” восстанавливает порядок в любви: оставляя своих ближних и самого себя, мы через Бога, в Боге и Богом возвращаемся к ним. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф 10:37); если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк 14:26). «И в книге Песнь Песней, — пишет блаженный Иероним, — мы читаем: “Любовь ко Мне делайте правилом”. Это правило или порядок необходимо в каждом движении души. После Бога люби отца, люби мать, люби детей Итак, Он не запретил любить отца или мать, но многозначительно прибавил: “Кто любит отца или мать более, нежели Меня”» 21 . “Благое разделение” — первый подготовительный момент в Бого-человеческом создании нового творения — Церкви, как очищение, облачение в “брачные одежды”, приготовление масла для светильников, чтобы быть готовыми к новому браку — Церкви и Агнца; чтобы, когда “придёт жених”, готовые могли войти с Ним на брачный пир (см. Мф 25:10). Этот первоначальный момент становления — жизни Церкви — подготовка к Тайной Вечери, к встрече со Христом и во Христе, когда каждый, собирающийся “на брачный пир”, с решительностью апостола Петра отсекает всё соблазняющее, “всякое житейское попечение”, чтобы составить Его тело под Его Главою, чтобы Он мог “придти и вселиться в ны”, как в приготовленный для Него дом — Кириакон. Второй момент созидания Церкви — сама евхаристическая Встреча Бога и человека: когда “Христос посреди нас”, когда принесённая верными “бескровная жертва” всего, что было для них любимым в жизни, возвращается в Духе и Духом, как Божественное разделение в нераздельности Божественной любви, как нераздельно-неслиянное Царство Святой Троицы.

http://pravmir.ru/apostol-foma-antinomii...

Нет места скорби и сожалени 86 о том, кто, имея столько богатств, не сделал себя достойным капли воды. Он не подавал бедному даже крошек; потому теперь не получает и капли воды. В зиму он не сеял милости; пришло лето, – он и не пожал ее. По устроению Владыки наказание нечестивым и упокоение праведным поставлены друг против друга, так чтобы те и другие могли видеть друг друга и друг друга узнавать. Тогда каждый мученик узнает своего мучителя и каждый мучитель своего мученика, которого казнил. И это – не мое слово. Послушай, что говорит Премудрость: «Тогда праведник с великим дерзновением станет пред лицем тех, которые оскорбляли его и презирали подвиги его» («тогда станет во дерзновении мнозе праведник пред лицем оскорбивших его») ( Прем. 5:1 ). Как путешественник, совершающий путь в знойное время и сжигаемый жаждой, найдя чистый источник, или как человек, мучимый сильным голодом, сидя за столом, наполненным разнообразными яствами, но будучи не допускаем высшей силой ни прикоснуться к столу, ни отведать тех яств, чувствует скорбь и мучение тем сильнее, что сидит за столом, и не может отведать кушаний, сидит подле источника, и не может напиться воды, так и в день суда нечестивые видят святых радующимися, и не могут насладиться царской трапезы. Вот почему и Бог, желая наказать Адама, заставил его возделывать землю против рая, чтобы, ежедневно и ежечасно взирая на то вожделенное место, из которого вышел, он всегда имел скорбь в душе. Если здесь мы не находимся вместе друг с другом, зато там никто не воспрепятствует нам жить вместе, и мы увидим тогда изгнавших нас, как Лазарь видит богатого и как мученики -своих мучителей. Не отчаивайся же и помни, что говорит пророк: «Не бойтесь поношения от людей, и злословия их не страшитесь. Ибо, как одежду, съест их моль и, как волну, съест их червь» («не бойтеся укорения человеча, и похулению их не покаряйтеся. Якоже бо... шерсть молию, тако снедены будут, и яко одежда обветшают») ( Ис. 51:7–8 ). Помысл 87 о Владыке, как Он, держащий своей дланью мир, преследуем был с самых пелен и принужден был потерпеть изгнание в варварскую землю, подавая нам пример не падать духом во время искушений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Но потом он стал роптать на игумена, на трапезу и на устав обители. Игумен вразумлял его, – он еще более ожесточился. Наконец он пошел к гробнице преподобного и пал пред нею, испрашивая благословения выйти из обители, как слышит: кто-то вышел из гробницы, сзади при­гнул его к земле и не давал ему встать; вместе с тем почувствовал он расслабление во всем теле, потерял и зрение и язык. В таком положении нашла его братия у гроба преподобного. Отслужили молебен, и в то время, как после рассказывал он, вышел из гроба преподобного легкий пламень, не жгучий, а тонкий, охватил всего больного, и он встал здо­ровым. Инок Дионисий долго вел жизнь осмотрительную, по преданию преподобного. Потом напали на него хульные помыслы и довели его до бешенства. За него совершили молебствие у гроба преподобного, и к нему возвратился смысл. «Меня немилосердно мучили духи, – так рассказывал он сам тогда же, – но теперь пришел ко мне преподобный Герасим с Вологодским епископом Антонием (Дионисий был ученик епископа Антония) и с трудом прогнали от меня темных духов». Ныне мощи преподобного Герасима почивают в соборном храме обители его 693 . Празднование в честь Царевококшайской Иконы Жен-Мироносиц Стрельцы и жители Царевококшайска в 1648 году устроили в семи верстах от своего города монастырь по случаю явления на том месте, 1-го мая 1647 года, иконы Жен-мироносиц, которая и поныне славится чудотворениями. Святого преподобномученика Акакия нового, пострадавшего от турок в Константинополе, в 1816 году 694 . День второй. Страдание святых мучеников Еспера, Зои, Кириака и Феодула Христианское семейство: Еспер и Зоя и дети их Кириак и Феодул, родом из Фригии, были проданы в рабство одному богатому римляни­ну, именем Катулу, язычнику. В продолжение нескольких лет Еспер и Зоя усердно служили господам своим, помня и свято соблюдая слова апостола: Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в гла­зах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для людей, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы слу­жите Господу Христу! ( Кол. 3, 21–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010