Если бы даже Иларий стократно был прав против Авксентия, все-таки Валентиниан поддерживал этого лицемера, и он еще в продолжение десяти лет имел возможность опустошать стадо Христово, хотя и принужден был умереннее выражать свое арианство из опасения не угодить императору. Депутаты от епископов азийских, не найдя императора, вручили привезенные ими письма Либерию, епископу Римскому и прочим епископам западным. 858 Либерий не доверял им и отказался принять епископов, изменивших вероисповеданию Никейскому; но они отвечали, что в том раскаиваются, – сознали истину, что выражение подобносущный, которое поддерживали в самом деле, считали равносильным выражению единосущный, и что они отрекаются ереси аномеев, то есть настоящих ариан. Либерий потребовал от них письменного о том заявления, они его составили, вручив ему подлинный акт, в котором заключался Символ Никейский, без выпуска выражения единосущный. Они утверждали в этом писании, что они депутаты от епископов собора Лампсакского и других к епископу Римскому и к прочим епископам Италии и Запада, чтобы войти с ними в общение на основании истины, провозглашенной в Никеи. 859 Либерий, по получении этого акта, допустил их к общению и вручил им послание к епископам, от которых они были присланы. Послание это написано было не только от его имени, но от имени епископов Италии и прочих епископов западных. Есть основание предполагать, что он созывал собор в Риме, чтобы войти в сношение с восточными. В послании этом он выражает радость, что они просто и ясно присоединяются к вере Никейской, уведомляя их, что депутаты из Римини, давшие себя обольстить, с того времени, раскаявшись в своей слабости, также присоединились к древней вере Никейской. Депутаты, получив это послание, направились в Сицилию. Епископы страны той соединились в соборе для принятия их и по выслушании их исповедания выдали им общительную граммату. Из Сицилии депутаты возвратились к пославшим их. Либерий умер вскоре после приема депутатов восточных. Его заместил Дамас. Это был человек весьма известный в высшем обществе римском, и два пресвитера, жившие тогда в Риме, принадлежавшие к партии Люцифера Каглиарского, писали о нем: «Матроны так любили его, что он казался их уховерткой». 860 Он был уже диаконом Либерия, когда епископ этот был осужден в ссылку. Показав вид, будто разделяет участь своего епископа, он дорогой оставил его и возвратился в Рим, куда влекло его честолюбие. Это утверждают те же пресвитеры; 861 они сообщают также рассказ о возведении Дамаса на престол римский, который по историческому беспристрастию необходимо сообщить.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Император Феодосий вместе со своими соправителями Грацианом и Валентинианом II в эдикте от 27 февраля 380 года, направленном жителям Константинополя, предписывал в законном порядке всем народам империи придерживаться христианского кафолического (вселенского) вероисповедания, ортодоксальной веры: «Мы повелеваем, чтобы все народы, которые находятся под нашим милостивым управлением, жили в той религии, которую, по преданию, апостол Святой Петр передал народу Рима и которая с тех пор и до наших дней живет несломленная. Это то вероисповедание, которое папа Дамас и епископ Александрии Петр, муж апостольской святости, считают правильным, - читаем в эдикте. - Следовательно, каждый должен верить в соответствии с апостольским вероисповеданием и евангельским учением в единую божественную суть одного ранга Отца, Сына и Святого Духа, в Святую Троицу. Повелеваем, что те, кто следует этому вероисповеданию, могут носить имя «кафолического христианина», остальные же... пусть носят позорное имя, соответствующее своему еретическому вероучению, их общины не могут называться экклезиями (церквами); пока мы предаем их Божьей каре, но впоследствии... мы сами позаботимся об их наказании». Эдикт представлял собой уже типичный пример религиозной нетерпимости. Христианство стало не только установленной законом государственной религией, но таковой считалось только кафолическое христианство, проповедовавшее никейский символ веры. Постановление заслуживает внимания еще и потому, что в нем прослеживается стремление, возведенное в ранг императорского закона, вывести происхождение епископа Рима, наставнической власти папы Дамасия от Святого Петра, подтвердить апостолический характер должности епископов. Но из этого также следует, что не только римский, но и александрийский епископ является хранителем апостольской и евангельской веры. Этот эдикт уже однозначно квалифицирует вероисповедания, отклонившиеся от никейского символа веры, как ереси и, как таковым, не гарантирует им привилегий, положенных христианству.

http://sedmitza.ru/lib/text/441575/

Когда в результате Миланского эдикта императора Константина 313 года христианство , после трех веков гонений, стало дозволенной религией и христиане вышли из катакомб, новое учение с невероятной быстротой стало распространяться по территории Римской империи, постепенно вытесняя все другие культы и становясь господствующей религией. В 325 году Никейский собор сформулировал общеобязательные основы христианского учения; церковь стала называться апостольской, католической (вселенской) и православной (единственно правильной). Пора было, в особенности в связи с появлением разного рода толкований догматов, заняться упорядочением церкви как организации. Сложилась четкая градация церковных должностей во главе с архиепископами и епископами, ведавшими целыми церковными провинциями. Епископы Рима, Александрии, Константинополя, Иерусалима и Антиохии приняли титулы патриархов; двое из них – римский и александрийский – сверх того стали называться «папами»; позднее этот титул удержался лишь за римским первосвященником. Институт папства как главный центр управления западной христианской церковью складывался и развивался по мере разложения и распада Римской империи, причем укреплению его содействовали сами императоры. Подлинным основателем папства считается Лев I Великий (440–461), вынудивший императора Валентиниана III издать эдикт, провозгласивший «первенство апостольского престола» и право его судить епископов, что сразу же поставило римского первосвященника над прочими церковными функционерами. Падение Западной Римской империи (476) заставило пап искать помощи и поддержки у восточноримских императоров, но Константинополь был далеко и помощь его оказалась эфемерной. И вот папа Григорий I, также прозванный «Великим» (590–604), делает следующий важный шаг, чреватый большими успехами в будущем: он меняет ориентиры и с Востока переносит свой взор на Запад, первым разглядев растущее и набиравшее силу Франкское государство. Результат не заставил себя ждать. Когда один из преемников Григория, Стефан III, обратился за помощью против теснивших его лангобардов к Пипину, ставшему с его благословения первым королем франков из династии Каролингов, Пипин не замедлил эту помощь оказать: дважды разбив лангобардов, он передал захваченные у них земли Стефану, чем было положено начало светскому государству пап (756).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/lyut...

Не вполне ясно, было ли данное исповедание принято Собором формально. Свт. Афанасий Великий впосл. это прямо отрицал ( Athanas. Alex. Ad Antioch. 5). Сохранилось письмо О. и еп. Протогена папе Римскому Юлию I, в к-ром они объясняли составление данного исповедания необходимостью борьбы с новыми аргументами сторонников арианства, что представлялось им актуальным в контексте церковной катехизации (The Correspondence of Pope Julius I/Ed. G. L. Thompson. Wash., 2015. P. 94-97; ср.: Sozom. Hist. eccl. III 12). По-видимому, зап. участники Сардикийского Собора заседали не на общем собрании, а разбившись на комиссии, чем могут объясняться расхождения в трактовке статуса рассмотренных документов ( Parvis. 2006. P. 235-239). Собор также принял ряд канонов, большинство из к-рых было предложено О. и затрагивало гл. обр. вопросы, связанные с епископским служением. Особое значение имеют 3 канона (2 из них предложены О.), которые касаются особого статуса Римской Церкви. Согласно этим канонам, папа Римский наделялся правом рассмотрения апелляций епископов, низложенных провинциальным Собором. В случае необходимости он мог инициировать пересмотр дела епископами соседней (по отношению к кафедре обвиняемого) провинции и, если этого желает обвиняемый, прислать туда своих пресвитеров-легатов. Апелляционные прерогативы Папского престола мотивировались почтением к ап. Петру ( Hess. 2002. P. 91-255). Местом ссылки О. был назначен иллирийский г. Сирмий (ныне Сремска-Митровица, Сербия), где он, вероятно, оказался под надзором местного еп. Герминия. В 357 г. вместе с др. испан. еп. Потамием Олисипонским (Лиссабонским) О. подписал т. н. 2-ю сирмийскую формулу ( Hilar. Pict. De Synod. 3), отвергавшую допустимость использования в богословском обиходе термина «substantia», отождествляемого с греч. «οσα», а также таких понятий, как «единосущный» (homousion) и «подобосущный» (homoeusion), и исповедовавшую Бога Сына подчиненным Богу Отцу. Формула была провозглашена в присутствии противников свт. Афанасия Великого - иллирийских епископов Валента Мурсийского, Урсакия Сингидунского и Герминия Сирмийского (Ibid.

http://pravenc.ru/text/2581605.html

Позиции «леринской партии» были особенно прочны в Юж. Галлии, но влияние Илария распространялось и на сев. часть региона. Его интересы отстаивал св. Луп, чьи последователи занимали епископские кафедры в Треверах (ныне Трир), Веродуне (ныне Верден) и Каталауне (ныне Шалон-ан-Шампань) (MGH. Scr. Mer. T. 7. P. 301-302). Святые Иларий, Луп и, вероятно, Евхерий поддерживали дружественные отношения со св. Германом , еп. Автиссиодурским (Осерским) ( Const. Lugd. Vit. Germ. 12, 23; см.: Mathisen. 1989. P. 80, 86). Скорее всего при его поддержке в 443 или 444 г. Иларий низложил Хелидония, еп. Везонциона (ныне Безансон) и митрополита Секванской Галлии ( Honor. Massil. Vita Hilar. 21). Тогда же он совершил пресвитерское рукоположение св. Романа , основателя мон-ря Кондат (ныне Сен-Клод), и, согласно Житию Юрских отцов, похвалил его аскетические подвиги (см.: Mathisen. 1989. P. 147-153). Иларий неоднократно смещал неугодных ему епископов (напр., Арментария Эбредунского (Амбрёнского)), назначая вместо них своих ставленников, однако Хелидоний воспротивился его действиям и апеллировал к Папскому престолу. Так же поступил еп. Проект, возмущенный самоуправством Илария: когда Проект был тяжело болен, Иларий рукоположил на его кафедру своего ставленника, не дождавшись кончины законного епископа. Подобные действия Илария способствовали возникновению оппозиции, по-видимому, во главе с митрополитами Акв Секстиевых (ныне Экс-ан-Прованс) и Нарбоны, а также епископом Массилии, которые не желали уступать Арелатскому епископу свои полномочия (Ibid. P. 117-122). Свт. Лев I Великий , папа Римский, к которому обратились противники Илария, обвинил его во властолюбии, нарушении канонов и непослушании Папскому престолу ( Jaff é . RPR. N 407). Понтифик лишил Илария прав митрополита и запретил ему созывать Соборы; это решение было подтверждено эдиктом имп. Валентиниана III на имя полководца Аэция (Novell. Theod. P. 101-103; см.: Mathisen. 1989. P. 141-172; Wessel S. Leo the Great and the Spiritual Rebuilding of a Universal Rome. Leiden; Boston, 2008. P. 53-96).

http://pravenc.ru/text/2463581.html

Славнейшие сановники сказали: «зачем зовешь ты почтеннейших епископов»? Почтеннейший Стефан сказал: «затем, чтобы они заявили обо всем, что было, так как он ворвался в святую церковь с мечами, с гладиаторами и с какими-то факелами, и сел на престол. За это он и был изгнан святыми отцами: святейшим царствующего (города) Рима Львом, блаженнейшим святой памяти Флавианом царствующего Константинополя, а также – александрийским и антиохийским; ими он был изгнан, по императорскому 264 суду, а мое смирение поставлено. (Об этом) знали все, (с этим) согласны были и святой памяти император Феодосий и весь собор. Для этого святой памяти император Феодосий присылал старшего придворного сановника Евстафия, чтобы он дознал (что было) между ним 265 , клиром и бедными, которые потерпели от него несправедливости. Блаженной (памяти) Евстафий прибыл в Ефес и провел (здесь) три месяца, производя дознание. Что дознал, он объявил: (Вассиан) и определение, которое сделал блаженной (памяти) Евстафий, принял и признания изложил; это известно и клиру и церкви. Здесь есть епископы; пусть они войдут (и объявят), если я говорю иначе. Пусть ваша знатность прикажет им придти. Неужели вместе с ними был он рукоположен туда? Он ворвался туда за четыре года до сего дня. И римский (епископ) низложил его, и александрийский осудил его. Пусть ваша знатность посмотрит послание, написанное блаженнейшим папою Львом». Славнейшие сановники сказали: «ты признаешь, что почтеннейший Вассиан четыре года обладал святейшею церковью города Ефеса, как епископ»? Почтеннейший Стефан сказал: «как тиран, а не как епископ. Ибо каким образом мог властвовать тот, кто не был рукоположен, но вошел с мечами и сел сам собою? Пусть ваша знатность прикажет войти епископам». Славнейшие сановники сказали: «пусть почтеннейший Вассиан покажет, собором ли почтеннейших епископов и по обычному ли закону хиротонии поставлен он епископом ефесской митрополии» 266 . Почтеннейший Вассиан сказал: «я никогда не был (епископом) евазским, и не отправлялся (туда), но насильственно был назван епископом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Т. 2. С. 231-238), в к-ром изложил правосл. учение о воплощении Сына Божия. В авг. 449 г. на II Эфесском Соборе, получившем за насильственные действия на нем со стороны Диоскора Александрийского и его сторонников печальное наименование разбойничьего Собора, в нарушение церковных правил был низложен свт. Флавиан К-польский, а также Домн, еп. Антиохийский. Епископы Евсевий Дорилейский, Феодорит Кирский и Ива Эдесский были осуждены заочно. Император подтвердил справедливость приговора, однако с этим не согласились не только осужденные, к-рые апеллировали в Рим к свт. Льву, но и мн. епископы - участники Собора, подвергшиеся насилию. 13 нояб. 449 г. Римский Собор объявил постановления этого Собора лишенными силы. Однако, несмотря на настойчивые просьбы свт. Льва о созыве нового Вселенского Собора в Италии, поддержанные зап. имп. Валентинианом III, пересмотр решений «разбойничьего» Собора стал возможным только после скоропостижной смерти Феодосия II (28 июля 450). Уже 22 нояб. 450 г. как знак перемены в церковной политике Восточно-Римской империи в К-поле в ц. св. Апостолов - месте упокоения К-польских патриархов - состоялось перезахоронение тела умершего свт. Флавиана. Имп. Маркиан и его супруга св. блгв. Пульхерия соглашались на новый Собор, но не на западе, а на востоке империи. Понимая, что в последнем случае тяжело оказывать влияние на ход Собора, папа св. Лев фактически отказался от идеи его проведения, предлагая ограничиться простым подписанием его Томоса к свт. Флавиану, к-рый был к тому времени уже принят мн. епископами Востока, в т. ч. и Анатолием К-польским, некогда бывшим апокрисиарием Диоскора Александрийского в столице империи и сменившим свт. Флавиана на его кафедре. В июне 451 г. свт. Лев еще просил об отсрочке созыва Собора из-за угрозы вторжения в Италию варваров-гуннов, но уже в мае 451 г. был обнародован закон о созыве Вселенского Собора. Ход Собора Указ императоров Маркиана и Валентиниана III (сакра от 23 мая 451; ACO. T. 2. Vol. 1 (1). P. 27-28; ДВС. Т.

http://sedmitza.ru/text/758848.html

«Хотя каждый пастырь председательствует над своим собственным стадом с особой ответственностью, - провозглашает св. Лев в одной из своих проповедей, - у нас есть обязанность, которую мы разделяем со всеми ними: на самом деле функция каждого из них - это часть нашей работы; и когда люди обращаются к седалищу блаженного апостола Петра со всех концов всего мира и ищут от нашей полноты его любви ко всей Церкви, врученной ему нашим Господом, тем больше наша обязанность по отношению к каждому из них и тем тяжелее мы ощущаем груз, лежащий на наших плечах». Действительно, если Тело Христово не выражено во всей полноте в сакраментальной, исполненной Св. Духа реальности местной евхаристической общины, но идентифицируется, как считал св. Лев, с эмпирической организацией всемирной Церкви, то она должна возглавляться единым главой, наделенным монархической властью. Следовательно, подлинный престол Петров находится только в Риме. Такое монархическое видение вселенской Церкви - настолько же монархическое, насколько монархична была Римская империя, - подвигнуло многих исследователей считать папу Льва предтечей теории папской непогрешимости и всемирной юрисдикции в той форме, в которой они были сформулированы на Первом Ватиканском соборе (1870). Но необходимо понимать, что в V в. нигде, ни на Востоке, ни на Западе, римский епископ не обладал такой властью, которая логически вытекала из убеждений папы Льва, поэтому мы можем говорить лишь о глубоком внутреннем мистическом убеждении папы, совершенно не сообразующемся с современной ему реальной действительностью. А между тем папа Лев был вполне реалистичным политиком и очень хорошим администратором; он и сам понимал разницу между теорией и практикой: где мог, продвигал свои убеждения, где не мог - довольствовался необходимым. Но впоследствии, по мере того как авторитет и власть римской кафедры будут на Западе возрастать, это внутреннее убеждение папы Льва все более будет применяться на практике. 3. В Риме Лев активно боролся с манихеями и добился от императора Валентиниана издания декрета, который формально объявлял манихеев вне закона. Это было первое в истории сотрудничество Церкви и государства в осуществлении религиозного гонения. Нужно сказать, что роль Империи, по мнению папы Льва, и заключалась в такого рода поддержке Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/434760/

Бебий Проб, уроженец Бетики, получивший, вероятно, от Бебия Массы права гражданства. Был замешан в процессе Цецилия Классика, помощником которого был. III, 9, § 12 и сл. Биттий Приск, ближе не известен. VI, 12, § 2. Биттий Прокул, отчим жены Плиния, товарищ Публиция Церта по префектуре эрария, в тот же год ставший консулом. IX, 13, § 13. Блез. см. Веллей. Брокх, см. Армений Брокх. Бруттиан, см. Лустрик. Валент, см. Фабий Валент. Юлий Валент. Валериан, см. Юлий Валериан Валерий Аксер (Апр? Аспер?) отпущенники Валерия Валерий Астрей Валерий Дионисий, отпущенник Павлина. X, 104. Валерий Вар, был должен другу Плиния Атилию Кресценту; умер, не заплатив долга и оставив наследником Максима. VI, 8, § 4. Валерий Лициниан, сенатор, бывший претор, считался одним из красноречивейших адвокатов. Опасаясь, что Домициан казнит его, как соучастника в мнимом преступлении, добровольно удалился в изгнание. IV, 11. Валерий Марциал (42–102 гг. н. э.), римский поэт; оставил четырнадцать книг эпиграмм. III, 21. Валерий Павлин, консул при Траяне (год не известен), друг Плиния. II, 2; IV, 16; V, 19; IX, 3, § 37. Валерий Фест, см. Пизон Луций Кальпурний. Варен Руф, проконсул Вифинии; вифинцы, обвиняя Юлия Басса, пригласили его помочь им в этом деле. Вскоре, однако (вероятно, ок. 105 г.), они обвинили и его в вымогательстве; Варена защищал Плиний, и вифинцы отказались от обвинения. V, 20; VI, 5, § 1; 13; 29, § 11; VII, 6; 10. Варизидий Непот, сын сестры Кальвизия Руфа. IV, 4. Варрон Марк Теренций, римский ученый I в. до н. э. V, 3, § 5. Вар, см. Валерий Вар. Вейентон, см. Фабриций Вейентон. Велий Павел, проконсул Вифинии при Домициане. X, 58, § 3; 60. Велий Цереал, друг Плиния. IV, 21. Вероятно, ему же адресовано письмо II, 19. Веллей Блез, консуляр, очень богатый человек, умер при Домициане. Наследства от него добивался Регул. II, 20, § 7. Венатор, друг и почитатель Плиния, ближе не известен. IX, 20. Вестриций Спуринна, род. ок. 24 г., был трижды консулом; за свои успехи в Германии был почтен статуей. I, 5, § 8 и гл.; II, 7; III, 1; 10; IV, 27, § 5; V, 17.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

В это время мимо проходил священник. Взяв из рук малыша клочок бумаги, он прочитал, что там было написано. После этого он пошел с мальчиком в их квартиру и, удостоверившись в нищете несчастного семейства, оставил денег. В следующее воскресенье батюшка сказал в церкви проповедь о милосердии. Указывая на стоявшего рядом ребенка, он рассказал слушателям про письмо и потом пошел по церкви с блюдом. В пользу бедного семейства было собрано 1500 рублей! Научи меня, Боже, любить Научи меня, Боже, любить Всем умом Тебя, всем помышленьем, Чтоб и душу Тебе посвятить, И всю жизнь с каждым сердца биеньем. Научи Ты меня соблюдать Лишь Твою милосердную волю, Научи никогда не роптать На свою многотрудную долю. Всех, которых пришел искупить Ты Своею Пречистою Кровью, Бескорыстной, глубокой любовью Научи меня, Боже, любить! По любви к Богу Римский император Валент был жестоким врагом православных христиан. Однажды он приказал закрыть все православные храмы. Но верные дети Церкви стали собираться за городом, где и совершали общую молитву. Узнав об этом, Валент повелел предать смерти всех ослушников. Начальник города Модест уведомил православных христиан об опасности, советуя им не устраивать никаких собраний. В следующий воскресный день, к крайнему удивлению Модеста, собрание православных было так многочисленно, как никогда еще не бывало. Модест получил приказ немедленно отправиться туда с войском, чтобы предать смерти мужественных исповедников православной веры. Проходя по городу, он увидел бедную женщину, которая, держа на руках малолетнего сына, с поспешностью выбежала из дома, оставив незапертыми двери, и торопливо бежала сквозь ряды воинов. Модест приказал остановить ее. – Куда ты бежишь так поспешно? – спросил он. – Бегу туда, – отвечала женщина, – где собрались православные. – Разве ты не знаешь, что я послан предать смерти всех, кого застигну там? – Знаю, – сказала женщина, – для того-то я и спешу, чтобы не упустить случая потерпеть мученичество. – Зачем же ты несешь с собой малолетнего сына?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010