Поражение арианства в пределах вост. части Римской империи было предопределено гибелью в битве при Адрианополе, 9 авг. 378 г., покровителя арианства, вост. имп. Валента. Православные на Востоке получили возможность восстанавливать свои позиции на основании закона от 378 г. зап. имп. Грациана о религ. свободе, к-рая давалась всем, кроме манихеев (см. ст. Манихейство), фотиниан и евномиан (см. ст. Евномий). В янв. 379 г. на переговорах имп. Грациана с военачальником Феодосием (впосл. имп. св. Феодосий I Великий), во время к-рых Феодосий был назначен вост. императором, несомненно речь шла и о церковных делах, о возможности нового Вселенского Собора. Глубокие раздоры православных 2 частей империи сделали невозможным их общий Собор. Но политика обоих императоров теперь была уже прямо направлена к торжеству Православия. Новый эдикт имп. Грациана от 3 авг. 379 г. дозволял исповедовать только Никейскую веру и запрещал все ереси. Имп. св. Феодосий 28 февр. 380 г. предписал следовать «той религии, которая была дана римлянам божественным Петром апостолом... и которой последуют понтифик Дамас и Петр, Александрийский епископ, муж апостольской святости, то есть чтобы мы веровали согласно апостольскому и евангельскому учению во единое Божество Отца и Сына и Духа Святого в равном величестве и во Святой Троице (sub pia Trinitate)» (CTh. 16. 1. 2). Арианские епископы Лукий Александрийский, Димофил К-польский и др. были изгнаны. Правосл. еп. Петр II Александрийский смог вернуться в Александрию. В К-поле правосл. община уже пригласила свт. Григория Богослова, но вся его паства могла поместиться в зале частного дома, где свт. Григорий устроил церковь. После торжественного входа в К-поль имп. св. Феодосия (24 нояб. 380) все храмы столицы были отданы православным; свт. Григорий описывает, как сам император в сопровождении множества воинов, при негодовании ариан, вводил его в собор Св. апостолов (Greg. Nazianz. De vita sua//PG. 37. Col. 1119-1121). Единство православных в К-поле было омрачено тем, что еп. Петр Александрийский пытался заместить на столичной кафедре свт. Григория Богослова своим ставленником, Максимом Киником. В Антиохию смог вернуться свт. Мелетий, еп. Антиохийский. Однако правосл. община сир. столицы была расколота. Если большая часть поддерживала свт. Мелетия, к-рого в свое время поддерживал свт. Василий Великий, истинный вождь православных в вост. части империи, за противника свт. Мелетия, еп. Антиохийского Павлина III, были Дамас I, папа Римский, и еп. Петр Александрийский. После смерти свт. Василия авторитетнейшим правосл. иерархом на Востоке стал свт. Мелетий Антиохийский, осенью 379 г. созвавший Собор 153 епископов. Этот Антиохийский Собор догматически предварил II Вселенский Собор, утвердив учение каппадокийцев о Св. Троице (божество Духа Св., Бог - «единая Природа в трех Ипостасях»). Имп. св. Феодосий, управлявший вост. частью империи, назначил открытие Собора вост. епископов в К-поле на май 381 г.

http://sedmitza.ru/text/758838.html

Предисловие переводчика Трактат «Об Иосифе» (De Ioseph) относится к нравственноэкзегетическим произведениям свт. Амвросия Медиоланского : в нем святитель, продолжая толкование книги Бытия 1 , рассказы­вает историю праведного Иосифа. Этот текст, составленный из проповедей для оглашённых 2 , хронологически можно поместить между трактатами «Об Иакове и блаженной жизни» (De Iacob et uita beata) и «О патриархах» (De patriarchis). Датировка произведения производится на основании фрагмента 6. 30–35. Святитель говорит здесь о двухлетнем сроке со дня освобож­дения виночерпия и соотносит его со своей собственной борьбой про­тив ариан, к партии которых принадлежал евнух Каллигон, сириец, постельничий императора Валентиниана II (375–392) 3 . В письме сест­ре Марцеллине (epist. 20 4 ,386 г.) свт. Амвросий говорит, что Каллигон грозится расправиться с ним. Однако известно, что сам Каллигон был казнен через два года после этого по приказанию самого императора. Следовательно, трактат «Об Иосифе» должен быть написан не ранее осени 388 г. В пользу этой датировки свидетельствует и упоминание о голоде, случившемся из-за нехватки зерна (7. 38) 5 . История Иосифа всегда привлекала к себе внимание цер­ковных авторов своей драматичностью и обилием материала для нравственных наставлений 6 . Свт. Амвросий, следуя книге Бытия, кратко описывает события жизни Иосифа, однако глав­ное для него – обратить внимание слушателей на добродетели патриарха и показать, как история ветхозаветного праведника Иосифа наиболее ясно и последовательно прообразует новоза­ветные времена и события, а сам Иосиф – Христа. В трактате две центральные темы: Иосиф является образом целомудрия, «зеркалом чистоты» (Ioseph 1. 1), он также прообраз Христа. В произведении можно проследить влияние александрий­ской школы – особенно Филона Александрийского и Оригена – на некоторые экзегетические приемы свт. Амвросия 7 . Эта тенденция находит выражение и в трехуровневом прочтении библейского текста: буквальный, моральный (нравственный) и мистический 8 . Термин moralis используется Амвросием для обозначения нравственного смысла и сопоставляется с термином mysticus 9 . Как отмечает французский патролог Ж. Дание­лу 10 , типология Иосиф – Христос не была свойственна алексан­дрийской школе, Ориген лишь упоминает об этом (hom. in Ex. 1.4 ), в то же время такая типология встречается уже у Мелитона Сардийского (hom, pasch.) и у западных авторов: Иринея Лион­ского (adu. haer.) и Тертуллиана (adu. Marc.), об этом пишет св. Ипполит Римский в своем сочинении «De benedictionibus Isaaci et Iacobi».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Скачать epub pdf Введение „Комментарии на Евангелие от Иоанна“ – самый ранний дошедший до нас 1 экзегетический труд александрийского дидаскала, справедливо названный Анри Крузелем 2 „шедевром Оригена “ 3 . После Оригена подробные комментарии на четвертое Евангелие писали лишь свт. Иоанн Златоуст , свт. Кирилл Александрийский и бл. Августин 4 . Поводом к написанию комментариев послужило составление толкований к Евангелию гностиком Гераклеоном – последователем Валентина (в целом ряде мест Ориген подробно цитирует толкования Гераклеона и затем опровергает их 5 ). Ориген начал писать „Комментарии“ в Александрии либо после 318 года приблизительно в 33-летнем возрасте, либо – что вероятнее – между 225 и 229 годами, когда ему было около 40 лет 6 . За период пребывания в Александрии он успел написать первые четыре книги „Комментариев“, пятая была составлена во время путешествия в Палестину в 230–231 годах. До отбытия из Александрии в 231 г. Ориген успел начать шестую книгу. Деятельность же Гераклеона приходилась приблизительно на 170-е годы. Таким образом, первый христианский комментарий на Евангелие от Иоанна (и одновременно ответ на его инославную интерпретацию) был дан в Церкви лишь спустя полвека после смерти заметного представителя гностического учения. Здесь можно вспомнить о другом сочинении Оригена „Против Цельса“, написанном уже в последние годы жизни богослова и посвященном апологии христианства в ответ на критику Цельса тремя четвертями века ранее, в конце 170-х годов. Ориген – как и св. Ипполит Римский – выступил продолжателем ранних апологетов и св. Иринея Лионского и одновременно интерпретатором Священного Писания , защищая учение и от язычников, и от еретиков. Согласно 33-му письму бл. Иеронима 7 , „Комментарии“ состояли из 32 книг 8 , из которых в общем счете сохранилось только 9. Первая книга (39 глав, 292 параграфа) служит введением к толкованию, в ней разбирается первая половина первого стиха Евангелия („В начале было Слово“). Вторая книга охватывает Ин. 1 ,1b-7. Следующие книги дают уже не столь объемные, но все равно достаточно обширные комментарии (книга VI Ин. 1, 19–29; Х : Uh. 2, 12–25; XIII Uh. 4, 13–54; XIX : Ин. 8, 19–25; ХХ : Uh. 8, 37–53; XXVIII Uh. 11, 39–57; XXXII Ин. 13, 2–33 ). Даже по дошедшим до нас частям можно судить о монументальности труда. Толкования Оригена на первые 13 глав заняли 32 книги. Поскольку всего в Евангелии от Иоанна 21 глава, можно представить, сколь объемными были бы все комментарии, если бы Оригену удалось завершить их: при сохранении имеющейся пропорции произведение составило бы 52 книги, т. е. 29 томов в серии Sources Chrétiennes! Такой масштаб намного превосходит толкования всех последующих комментаторов этого Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/komment...

Скачать epub pdf Книга 5 Глава 1 О благочестии царя Грациана 179 . Дела и судьба Валента определенно показали, как долго Господь Бог терпит неистовствующих против Него и как наказывает тех, которые не пользуются по-надлежащему Его долготерпением. Человеколюбивый Бог управляет своим милосердием и правосудием, как бы весами и браздами: когда видит Он, что кто-нибудь беззакониями превышает меру человеколюбия тогда правосудным наказанием препятствует стремительности зла. По смерти Валента верховную власть над всею Римскою империей получил Грациан – родной его племянник, сын Валентиниана. Европою владел он уже давно, с самой смерти своего отца, так как еще при жизни его был соправителем, а теперь, когда Валент умер бездетным, получил в свою власть и Азию, и остальную часть Ливии. Глава 2 О возвращении епископа. Восшедши на престол, Грациан тотчас еще яснее обнаружил все, какое было в нем благочестие, и начатки своего царствования принес Царю всяческих. Он издал указ, которым повелевалось вызвать изгнанных пастырей, возвратить их к своим паствам и соглашающимся иметь общение с Дамасом отдать святые храмы. А Дамас был епископ римский, украшавшийся достохвальною жизнью и старавшийся все говорить и делать согласно с апостольским учением: он принял попечение о церкви после Либерия. Вместе с указом царь послал и знаменитого тогда военачальника Сапора, чтобы проповедников Ариева богохульства, как диких зверей, он изгонял из святых храмов и передавал их пастырям доблестным и паствам благочестивым. Это повеление Грациана во всех других областях было принимаемо беспрекословно, но в главном городе востока, Антиохии, по сему случаю произошел следующий раздор. Глава 3 О споре Павлина и о нововведении Аполлинария лаодикийского; также о любомудрии о богочестимости Мелетия. Защитники апостольских догматов, как сказали мы прежде, разделились на две партии: одни, тотчас после козни, направленной против великого Евстафия, возгнушавшись арианским бесстыдством и собираясь сами по себе, имели своим предстоятелем Павлина, и другие, вслед за рукоположением Евзоя, отделились от нечестивых сил прежним своим епископом Мелетием и, потерпев вышеупомянутые бедствия, управлялись мудрым учением Мелетиевым.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Содержание От издательства От автора Введение Глава первая – вступительная. Главнейшие философско-этические и религиозные течения в век Рождества Христова Стоицизм Эпикурейство Скептицизм Эклектизм Эклектические религиозно-философские течения Религиозный синкретизм Глава вторая. Происхождение гностицизма и развитие его До-христианский и вне-христианский гносис: Гностицизм II-ro века Восточные или Сирийские гностики Офитские секты Саторнил Василид Кердон и Маркион История маркионитства Вардесан Западные или Александрийские гностики Карпократ II. Валентин и валентианство. Валентинианство. Сущность гностицизма Глава третья. Борьба свв. о.о. и писателей церкви II в. с гностицизмом и победа над ним Состояние христианской церкви к половине II в. Деятельность ересеологов II в. Св. Ириней Св. Ипполит Римский Тертуллиан Климент Александрийский Addenda et corrigenda     «Nullius enim potest haeresim struere, nisi qui ardentis ingenii est, et habet dona naturae; quae a Deo artifice sunt creata. Talis fuit Valentinus, talis Marcion, quos doctissimos legimus. Tales Vardesanes, cujns etiam philosophi admirantur ingenium“. Hieronimus. Commenmariorum in Osee lib. 11, c. 10, vers. 1. Migne. Patrologie cursus completus. ser. lat. t. XXV. Hieronymi opera omnia Tomus sextus c. 902. «Πλεστων ov κκλησιαστιχν νδρν κατ’ κενο καιρο τς ληθεας περαγωνιζομνων λογικτερν τε τς ποστολικς κα κκλησιαστικς δξης περμαχοντων, δη τινς κα δι συγγραμμτων τος μετπειτα προφλακτικς, ατν δ τοτον τν δηλωθεισν αρσεων παρεχον φδους“. Evsebius. Hist. eccles. IV, 7. 5. (Die griechichen christlichen Schriftsteller. Leipzig. 1903. Werke. Zweiter Band, erster Teil. p. 310. От издательства Habent fata sua libella (У книг своя судьба) Это латинское изречение вполне применимо к настоящему капитальному труду – докторской диссертации – о гностицизме Михаила Эммануиловича Поснова (1873–1931), профессора Киевской Духовной Академии. Он был издан в 1917 г. в Киеве, но вследствие известных исторических событий почти весь тираж этой книги был, вероятно, уничтожен, так как в России, по нашим сведениям, сохранилось лишь несколько экземпляров, а в зарубежных книгохранилищах вряд ли возможно ее найти.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Указатель Указатель личных имен, ересей и соборов (римскими цифрами обозначены номера книг, арабскими номера глав) Абунданций, военач. – VII.7 Авгарий – II.40 Авда, еп. – VII.8 Авзоний, консул – V.2 Авимелех, библ. – III.8 Авксанон – II.32 Авксанон, пресвитер – I.13 Авксентий, еп. миланский – II.37; IV.30 Авлавий (Аблавий), ритор – VII.12 Авраам, библ. – III.8, 12; V.18 Авраамий, еп. уримский – III.25 Аврелиан, консул – VI.6 Агапий, еп. эфесский – V.23 Агапит, еп. – VII.3 Агафон, еп. – II.28 Агелий, еп. константинопольский (новацианин) – II.38; IV.9, 28; V.10, 12, 21 Адам, библ. – III.7 Адамантий, врач – VII. 13 Адамантий, еп. – I.35 Адельфий, еп. – II.28 Адолий, еп. македонский – IV.12 Адонис, миф. – III.23 Адриан – III.23 Акакий, еп. верийский (Сирия) – VI.18, 23 Акакий, еп. амидийский – VII.21 Акакий, еп. кесарийский – II.4, 38–40, 42 Акакий, еп. селевкийский – IV.1, 4 Акакий, еп. – III.25 Акесий, еп. – I.10, 13 Акиндиан, консул – II.5 Аламундар, вождь сарацинов – VII. 18 Аларих, вождь готов – VII.10 Александр, диакон – I.25 Александр, еп. александрийский – I.5–9, 13, 15 Александр, еп. антиохийский – VII.9 Александр, еп. еленопольский – VII.36 Александр, еп. каппадокийский – VII.36 Александр, еп. константипольский – I.37, 38; II.6 Александр Македонский – I.13; III.3, 21, 23; IV.12; VII.13 Александр пафлагонец – II.38 Алипий, еп. александрийский – I.27 Алкивиад – VII. 25 Амахий, наместник в г. Миры – III.15 Амвросий, еп. македонский – IV.12, 30 Амвросий, еп. миланский – V.11 Аммон, монах, египет. пустынник – IV.23; VII.14 Аммоний, египет. монах – IV.23 Аммоний, брат Диоскура, пустынник – VI.7 Аммоний, граматик – V.16 Аммоний, еп. – II.28 Аммоний, еп. лаодикийский – VI. 18 Аммоний, поэт – VI.6 Амфилохий, еп. – V.8 Амфион, еп. никейский – I.13 Анагамфон, еп. – II.28 Анастасий, еп. римский – VII.9 Анастасий, пресвитер антиохийский – VII.32 Анастасия, дочь имп. Валента – IV.9 Анатолий, еп. верийский – III.25 Ангелон, военачальник – IV.5 Андрагафий, военачальник – V.11, 14

http://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholast...

профессор В.С.Серебреников Святой Ипполит Римский – вероятно грек по происхождению, но родился в Риме, был одним из учеников св. Иринея; еще при папе Зефирине (199–217) сделался пресвитером Римским и в этом сане приобрел себе почетную известность своей ученой деятельностью. Он одинаково хорошо знал и светскую, и духовную науку, был толкователем Священного Писания , защитником христианства против иудейства и язычества, обличителем современных еретиков и ревностным блюстителем церковной дисциплины. Защищая против монархиан различие Отца и Сына во Святой Троице чрез внесения некоторого субординационизма, Ипполит столкнулся с другим видным членом римского клира – Каллистом, который обвинял Ипполита в двубожии. В свою очередь Ипполит подозревал Каллиста в склонности к учению Савеллия Феодота. Сталкивался Ипполит с Каллистом и в вопросе о церковной дисциплине. Ипполит обвиняет Каллиста, этого, по его словам, «обманщика, святотатственного плута и бесстыдного преступника», в чрезмерной снисходительности объясняемой его личной небезупречностью. По словам Ипполита, Каллист оказывал сильное влияние и на Зефирина, которого Ипполит аттестует как слабого, недалекого и продажного человека. Между тем при избрании преемника Зефирина верх одержала партия Каллиста, который, став папой, не замедлил осудить как савеллианство, так и двубожие, и еще более смягчить требования церковной дисциплины. Тогда Ипполит совершенно прекратил общение с Каллистом, принял от своих сторонников, по-видимому большей частью христиан-греков, избрание и посвящение во епископа Римского и явился таким образом антипапой. Раскол этот прекратился в 235 г., когда Ипполит вместе со вторым преемником Каллиста Понтианом изгнан был «на чумный остров Сардинию» в рудники. Здесь он и умер. Некоторые (напр. Иванцов-Платонов) думают, что Ипполит вернулся из Сардинии, отправился на восток, познакомился здесь с расколом новатиан, вернулся в Рим с посланием Дионисия Великого и окончил жизнь мученической смертью при Валентиниане или при Клавдие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimski...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Правда о святом Валентине, которую стоит узнать фанатам праздника 5 мин., 13.02.2024 В редакцию пришел вопрос читателя: «Почему православные игнорируют святого Валентина и не празднуют день его памяти? Они что — против любви?» На самом деле святого Валентина православные не игнорируют, но, напротив, молитвенно и с благоговением чтут его память. И даже не один, а несколько раз в году. Штука в том, что укорененный в массовом сознании образ святого Валентина не имеет ничего общего с исторической реальностью. Согласно распространенному представлению, Валентин жил во второй половине III века в Риме, был военным врачом и священником. Он не подчинился изданному императором Клавдием указу, который запрещал воинам вступать в брак, тайно венчал влюбленные пары и за это был казнен. Позже в память о его благородном служении возник праздник. Легенда, безусловно, красивая. Но что же было в действительности? Во время правления императоров Клавдия II (268–270) и Аврелиана (270–275) в Римской империи пострадали и приняли смерть за Христа целых два Валентина. Один из них был священником в Риме, его обезглавили в 269 году, другой — епископом в г. Интерамне, он принял смерть четырьмя годами позже. Был еще третий мученик Валентин, но сведений о нем практически нет. Известно лишь, что он пострадал примерно в это же время в Карфагене. Никто из них не имел отношения к военной службе и не венчал по ночам влюбленных. Да и при всем желании они не могли этого делать, поскольку никакого специального чина венчания тогда не существовало. Христиане заключали брак по гражданским законам Римской империи. Что же касается церковной стороны, молодые люди просто объявляли о своем намерении перед лицом членов общины, получали благословение епископа и скрепляли свое намерение совместным участием в Евхаристии. Наконец, вступать в брак легионерам в течение всего времени военной службы запретил еще император Октавиан Август в I веке. Позже, в 197 году, римский правитель Септимий Север этот запрет отменил. Последующие императоры периодически восстанавливали указ Августа, однако достоверных свидетельств о возобновлении запрета на брак именно при Клавдии у нас нет.

http://foma.ru/pravda-o-svjatom-valentin...

С. А. Федченков Часть вторая. Литературная деятельность св. Иринея 1. Свидетельства древности о литературной деятельности св. Иринея Исторические сведения о литературной деятельности св. Иринея восходят к глубокой древности. Еще современники св. отца, жившие во второй половине II и первой половине III столетия, знают его сочинения и пользуются ими в своих трудах. Так, уже Климент Александрийский , по свидетельству Евсевия, «упоминает (в сочинении » О Пасхе») о Мелитоне, Иринее и некоторых других и приводит места из их творений» ( ν κα τς διηγσεις τθειται). 1330 Об антигностическом произведении Иринея говорит, как общеизвестном, автор так называемого Малого лабиринта (вероятно, Ипполит): «Кто не знает книг Иринея, Мелитона и прочих, в которых Христос именуется Богом и человеком?» 1331 Ипполит Римский , по словам Фотия, 1332 использовал данные Contra haereses в своей «Синтагме». Точно также в «Философуменах» у него приводится в выдержках значительная часть I книги этого труда. 1333 Зависит от Иринея Ипполит и во многих местах трактата «Об антихристе», повторяя мысли св. отца. 1334 Тертуллиан в числе источников своего сочинения «Против валентиниан» называет между прочими творения Иринея: «Пусть не говорят повсюду, что мы сами выдумали для себя предметы. Ибо они уже изображены и объявлены в превосходнейших сочинениях многими мужами, которые были не только нашими предшественниками, но и современниками, как-то: Иустином Философом и Мучеником, Мильтиадом, церковным софистом, Иринеем, тщательнейшим исследователем всех учений, и нашим Проклом, украшением девственной старости и христианского красноречия». 1335 И в действительности антигностический труд епископа Лионского лежит в основе изложения Тертуллианом учения валентиниан. 1336 Автор эпилога Martyrium " a Polycarpi (по Московской рукописи) говорит, что от Иринея осталось много превосходных и право-славнейших сочинений, в которых св. отец упоминает о своем учителе Поликарпе, опровергает все ереси и излагает церковное учение в том виде, как воспринял от епископа Смирнского. Рассказывается в творениях Иринея, по словам эпилога, между прочим, также и про чудесное извещение Иринея (посредством трубного звука) о смерти Поликарпа. 1337

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Боян» объединяет людей В студии-салоне Анатолия Полетаева презентовали книгу о нём 13.03.2023 406 Время на чтение 11 минут Источник: Мир тесен В книге «Служить России – честь великая!» писатель, кандидат философских наук Валентин Свининников рассказывает о том, как виртуоз-исполнитель сложнейших сочинений на баяне, народный артист СССР Анатолий Полетаев стал выдающимся аранжировщиком русской музыкальной классики, дирижёром, композитором, профессором, создателем Государственного академического русского концертного оркестра «Боян», который полвека служил делу просвещения, сохранения и развития музыкальной культуры в Отечестве. « К жизни и творчеству Анатолия Ивановича Полетаева, - пишет Свининников, - с полным основанием можно отнести слова Лермонтова: «Я грудью шёл вперёд, я жертвовал собой…» Полетаев, бесспорно, выковал в себе личность такого масштаба, войдя в историю не только русской – славянской музыки, но и в историю народа, переживающего время величайших испытаний на переломе веков. Человек философского склада ума и тончайший выразитель глубинных чувств своего народа Полетаев стал своеобразным центром притяжения людей, любящих русскую культуру. И не просто мыслителем, остро переживающим страдания народа в борьбе с попытками извратить его душу, но несгибаемым борцом. Сколько палок в колёса ему вставляли, как последовательно уничтожали – и уничтожили-таки его детище, ненавидя даже само название – «Боян», а он работает над партитурами новых произведений, выступает с острейшими интервью, находит новые возможности продолжить жизнь «Бояна» в серии бесед в Доме учёных и в своей домашней студии». Эта студия-салон появилась у Полетаева недавно: оборудовали из двух комнат, чтобы было где хранить память об оркестре «Боян», лауреате Международного конкурса в Берлине и премии Ленинского комсомола. « Особую ауру в этом зале создают скульптуры Вячеслава Клыкова, - рассказывает хозяин, - скульптор подарил мне их на 25-летии оркестра, которое отмечали в Колонном зале Дома Союзов. Вы видите великих композиторов, теперь таких нет и, уверен, не будет, никто не напишет такой музыки, какую писали Чайковский, Рахманинов, Глинка, Римский-Корсаков, Мусоргский, Свиридов».

http://ruskline.ru/opp/2023/03/13/boyan_...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010