Цетиньский монастырь HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Олег Кузеванов Цетиньский монастырь Цетиньский монастырь расположен в центре старой столицы Черногории г. Цетинье, у подножия горы Орлиный Крест. От самого своего основания, вот уже более 500 лет, монастырь является резиденцией черногорских митрополитов. Без всякого преувеличения его можно назвать сердцем православной Черногории, её символом и колыбелью её знаменитого свободолюбивого духа. Цетиньский монастырь / Цетиньский монастырь расположен в центре старой столицы Черногории г. Цетинье, у подножия горы Орлиный Крест. От самого своего основания, вот уже более 500 лет, монастырь является резиденцией черногорских митрополитов. Без всякого преувеличения его можно назвать сердцем православной Черногории, её символом и колыбелью её знаменитого свободолюбивого духа. Основал монастырь господарь Иван Черноевич - Иван-бег - правивший Зетой, как в старину называлась Черногория, в 1465-1490 гг. В 1479 г. турецкий султан Мехмет II захватил Зету, а Иван был вынужден скрываться в Италии. Здесь он посетил Лоретский монастырь Божией Матери в Анконе, где дал обет построить церковь, посвященную Богородице, в случае своего возвращения на родину. В 1481 г., когда Мехмет II умер, Иван Черноевич возвращается в Зету и вновь обретает власть над этими краями. Оставив свою резиденцию на Жабляке на Скадарском озере, Иван-бег в 1484г. строит себе дворец и «задужбину» - Цетиньский монастырь - в неприступном для турок ловченском подгорье. По согласию с тогдашним зетским митрополитом Виссарионом, викарным епископом Вавилой и всей братией Иван устанавливает общежительный устав монастыря. Сюда, из монастыря Враньина переносится резиденция Зетской епархии, основанной Свт. Саввой I в 1219 г. В своей грамоте Иван Черногевич щедро наделил свою «задужбину» землями, лесными угодьями и всем необходимым. Обитель находилась на холме Чипур. По свидетельству современников это был «малый, но прекрасный» монастырь. В середине его стояла церковь Рождества Пресвятой Богородицы, окружённая с трёх сторон колоннадой. Предположительно храм строили мастера из Приморья. По краям участка стояли монастырские постройки: малая церковь Св. Ап. Петра, кельи, митрополичьи покои и хозяйственный постройки. В наружных стенах этих зданий были бойницы, а весь монастырь был опоясан рвом и оградой из кольев.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

3.В слове о святом Афанасии затворнике Симон, рассказав об исцелении Вавилы от мощей св. Афанасия, продолжает: «аще ли кому не верно мнить написанное се да почтет житие святого Антония отца нашего, начальника русским мнихом, и да верует (Берсен.). Тоже читается и в Кассиановских редакциях, ср. Кассиан 1-я: «аще ли кому неверно мнится се написанное, да почтет житие святого отца нашего Антония...» (изд. Яковлева, 99), при чем в Кассиановской 2-й вм. Антония находим Антония и Феодосия: «да почтет житие святых отец наших, Антония и Феодосия, начальника русским мнихом; очевидно, что вставка имени Феодосия позднейшая. Из этого места Симонова сказания нельзя заключать, чтобы чудо над Вавилой было заимствовано Симоном из Жития Антония (ср. статью Е. Н. Щепкина в Archiv f. Sl. Ph. XIX, Zur Nestorfrage). Возможность необычайного чуда, исцеления расслабленного человека от прикосновения к телу св. подвижника, подтверждается ссылкой на Житие Антония, где рассказывалось об аналогичном случае исцеления больного от кости, вынутой из мощей Моисея Угрина (ср. ниже). 4. Рассказав в Слове о создании церкви о чуде, бывшем при основании каменной церкви Печерской, при чем на место, выбранное для закладки фундамента, сошел небесный огонь, Симон замечает: «в житии святого антония сего пространнее обрящеши, в феодосиеве же житии всем явлена суть, как столп огнен явися от земля и до небеси, овогда же облак, иногда же аки дуга от верха оноя церкви на сие место, многажды же и иконе приходити, ангелом тоу носящим, на хотящее быти место» (Кассиан. и Арсен.). Действительно, в Житии Феодосия мы читаем то, что здесь указано; ясно, что нет основания сомневаться в том, что и ссылка на Житие Антония оправдалась бы, если бы оно дошло до нас. Из слов Симона видно, что в этом житии еще пространнее, чем в его Слове О создании церкви, рассказывалось о чудесных обстоятельствах, сопровождавших основание церкви Успения Божией Матери, при чем Симон дал нам извлечение или пересказ того, что нашел в Житии Антония.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Елевферий Византианин, муч. при Максимиане. 4 авг. Елевферий и Леонид мучч. 8 авг. Елезвой блаж., царь Ефиопский 6 века. 24 окт. Елена муч., с Аверкием. 26 мая. Елена царица, сконч. около 326 г., с сыном своим, царем Константином Великим. 21 мая. Еликонида Селунская, муч. Коринфская при Гордиане и Филиппе (238–244). 28 мая. Елима, пресв. Вавилонский, муч. Кордувский ок. 251 г., с Полихронием еписк. 30 июля. Елисавета праведная, мать Иоанна Предтечи, с Захарией. 5 сент. Елисавефа муч.. с Александром еписк. 22 окт. Елисавефа преп. чудотворица. 24 апр. Елиссей пророк. 14 июня. Елладий муч. с Феофилом диаконом. 8 янв. Елладий, муч. Аназарвский при Диоклетиане, с Феодулией и др. 5 февр. Елладий священномуч. 28 мая. Елладий, преп. Египетский. В субб. с. Еллий, преп. Египетский. 14 июля. Елпидифор, муч. Персидский ок. 345 г., с Акиндином и др. 2 ноября. Елпидифор, Дий, Вифоний и Галик, мучч. 3 апр. Елпидий, еп. Херсонский, муч. в начале 4 в. 7 марта. Елпидий, Маркелл, и Евстохий, мучч. при Иулиане. 15 ноября. Емилиан, еписк. Тревийский и др. мучч. при Диоклетиане. 18 авг. Емилиан муч. Доростольский при Иулиане. 18 июля. Емилиан еписк. Кизический, исповедник при Льне Армянине. 8 авг. Емилиан преп., испов. 8 янв. Емилиан преп., РимлянИн.7 марта. Еннафа, Валентина и Павла девы, мученицы Палестинские, при Максимиане. 10 февр. Енос праотец. В нед. праотец. Енох праотец. В нед. праотец. Епафрас, ап. из 70. 4 янв. Епафродит, ап. из 70, с Сосфеном и др. 8 дек. Епекет, ап. из 70. с Силой и др. 30 июля. Епиктет пресв., и Астион монах, мучч. Алмиридские, около времен Диоклетиана. 7 июля. Епимах, муч. Пелусийский ок. 250 года. 31 окт. Епистима, муч. Едесская при Декии от Урса, с Галактионом. 5 ноября. Епифаний, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Иероном и др. 7 ноября. Епифанй, архиеписк. Кипрский, ум. ок. 403. 12 мая. Епихария, муч. Римская при Диоклетиане от Кесария. 27 сент. Еполлоний отрок, муч. Антиохийский при Нумериане, с Вавилой еписк. 4 сент. Еразм, еп. Формийский, муч. ок. 303 года. 4 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Поэтому, статья оставлена не правленой и в уставе 1682 г. помещена за службой субботней. Чин на трапезе над коливом и за приливок сопровождается замечанием: «вместо сего чина поется ныне лития». Глава 31 о молебне: «сей чин молебна положен в часословах, а о потребах различных в требниках». Статья осталась не правленой и в уставе 1682 г. Исключена. Устав по месяцеслову подвергся, также сильному исправлению, что касается состава памятей и выбора дневных тропарей и кондаков. Какими пособиями руководился при обработке этой части устава справщик, видно из следующего замечания, записанного им на нижнем крае первого листа: «по указу святейшего патриарха со архиереями велено последовать во всем греческим уставом и минеом, и словенским правленым часословом, и трефолой львовским и словенским уставом харатейным, и филаретову во именах, и тропарях и кондаках непременно». Но, как видно из заметок на полях, главным образом соображались с греческими минеями и уставом. Так, против кондака индикту «в вышних живый Христе царю» замечено на поле: «сего кондака в греческих переводах нет». Против кондака Феоктисту (3 сент.): «в греческих и харатейных минеях сего кондака нет». Сентября 4 зачеркнута память «иже с ним (Вавилой) трех младенцев и другого священномученика Вавилы в Никомидии бывшего учителя и сущих под ним младенец св. мученик Ермиона и Евтиха по плоти братий свят. апостолу Филиппу». На поле: «в греч. пророку (т. е. Моисею) подоб. яко добля в бури бесплот». Тропарь пророку: «на высоту добродетелей», также зачеркнут с отметкой: «в греч. пророка твоего». На поле в греческом нет. 5-го зачеркнуто: убиение благоверного князя Глеба, 7-го – память Иоанна Новгородского. Но далее, ему положена служба с следующим замечанием: «совершается бдение идеже лежат мощи его и идеже храм его; в прочих храмах новгородских предел пети полиелей. Определися сице соборне». В статье, как править службу в день рождества Богородицы, если оно случится в неделю, зачеркнуто замечание о чтении воскресного евангелия после великого славословия. Эта замечательная подробность древне-церковной службы, исчезнувшая из теперешнего нашего устава, представляется в уставе 1641 г. таким образом: после славословия, поющим Св. Боже, глаголет поп: премудрость, мы же входное, тропарь воскресен… та же прокимен

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Во время наступивших затем гонений святые мученики благодатью Божией претерпевали тяжкие страдания, а язычники, взирая на них, могли прославить христианского Бога (мученик Георгий Победоносец: †303; пам. 23 апр.) 671 . Во время страданий мученика Димитрия Солунского († ок. 306; пам. 26 окт.) к нему в темницу пришел юноша Нестор и испросил у него благословение на поединок с силачём Лием, погубившим многих христиан. Затем перед началом поединка он воскликнул: «Боже Димитрия, помоги мне!». Когда он поразил силача, все воскликнули: «Велик Бог Димитрия!» 672 . Мученик Феодор Стратилат (†319; пам. 8 февр.) поразил в окрестностях города Евхаиты большого змея. Увидев это, жители города восприяли это как чудо и восклицали: «Велик Бог Феодоров!» 673 . Так, видя действие Божественной благодати, они приходили к христианской вере. После эпохи гонений церковный небосвод украсился подвигами святителей, монашествующих, подвижников. В это время жил святитель Николай, Мирликийский Чудотворец († ок. 345; пам. 6 дек.), по имени своему именуемый победителем народов. Он почитаем за свои чудеса не только у православных, не только у христиан, но и у иноверных. Из его жития известно, как он помог в возвращении золота еврею, которое взял у него корыстолюбивый христианин 674 ; он освобождает из неправедного заключения сарацына 675 . Подражая взрослым в своих играх, дети могут «совершать» Богослужения. В истории известен удивительный случай. Александрийский архиепископ Александр (312–326) однажды наблюдал из своего жилища, как дети во время своих детских игр, совершали крещение. «Епископом» у них был будущий святитель Афанасий Александрийский (†373; пам. 2 мая). Архиепископ Александр «признал совершенное Афанасием крещение языческих детей истинным и довершил его миропомазанием» 676 . Таким образом, через детей Божественным промыслом совершилось христианское Таинство, вхождение в Церковь . Современный историк отмечает в связи с обращением в IX веке болгар к Византии о принятии ими христианства: «В византийской литературе известны случаи, когда люди, не имевшие отношения к христианским Таинствам, прикасались к ним – и свершалось чудо. Теоретически, целование язычниками-болгарами креста могло привести их, помимо воли, к чудесному обращению, как это случилось с агиографическим Вавилой... или детьми, понарошку игравшими в Литургию» 677 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Черногория (монастыри) Материал из Азбука паломники Монастырь Острог [ править править код ] Монастырь Острог основан в XVII веке, является главной духовной святыней Черногории. В монастыре хранятся мощи его основателя — святого Василия Острожского, чудотворца, скончавшегося 29 апреля (12 мая) 1671 года. Монастырь был построен в 1665 году под началом архиепископа Герцеговинского Василия Иоанновича на месте древних пещер в скале Острошка Греда на высоте почти 900 м над уровнем моря, где до этого уже обитали монахи-отшельники. После смерти архиепископа в 1671 году он был провозглашен святым, а его мощи, оставленные в монастыре, стали главной реликвией этого места. Деятельность святого Василия Острожского заслужила уважение многих верующих еще при его жизни, а мощи святого уже после его кончины стали творить настоящие чудеса — излечивать тяжелых больных, приводить в порядок рассудок и мысли многих людей. Адрес: Манастир Острог, 81400, Проезд: от Никшича или Даниловграда около 15 км; около 30 км от Подгорицы; в 8 км от дороги, соединяющей города Подгорица и Никшич; добраться можно на автобусе или автомобиле Телефон: +382 68 330 336 (основной номер), +382 68 080 133 (гостиница), +382 68 800 899 , (крестильня) Электронная почта: office@mostrog.me Подробнее... Цетинский монастырь [ править править код ] Цетинский монастырь — главный символ всей православной Черногории, монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в исторической столице Черногории, городе Цетине, у подножия горы Орлиный Крест. От самого своего основания, вот уже более 500 лет, монастырь является резиденцией черногорских митрополитов. Основал монастырь господарь Иван Черноевич — Иван-бег — правивший Зетой, как в старину называлась Черногория, в 1465-1490 годах. В 1479 году турецкий султан Мехмет II захватил Зету, а Иван был вынужден скрываться в Италии. Здесь он посетил Лоретский монастырь Божией Матери в Анконе, где дал обет построить церковь, посвященную Богородице, в случае своего возвращения на родину. В 1481 году, когда Мехмет II умер, Иван Черноевич возвращается в Зету и вновь обретает власть над этими краями. Оставив свою резиденцию на Жабляке на Скадарском озере, Иван-бег в 1484 году строит себе дворец и «задужбину» — Цетиньский монастырь — в неприступном для турок ловченском подгорье. По согласию с тогдашним зетским митрополитом Виссарионом, викарным епископом Вавилой и всей братией Иван устанавливает общежительный устав монастыря. Сюда, из монастыря Враньина переносится резиденция Зетской епархии, основанной Свт. Саввой I в 1219 году. В своей грамоте Иван Черногевич щедро наделил свою «задужбину» землями, лесными угодьями и всем необходимым..

http://azbyka.ru/palomnik/Черногория_(мо...

Чин на трапезе над коливом и за приливок сопровождается замечанием: «вместо сего чина поется ныне лития». Глава 31 о молебне: «сий чии молебна положен в часословах, а о потребах различных в требниках». Статья осталась неправленной, и в уставе 1682 г. исключена. Устав по месяцеслову подвергся сильному исправлению, относительно состава памятей и выбора тропарей и кондаков. Какими пособиями руководились при обработке этой части устава справщики, видно из следующего замечания, записанного на нижнем краю первого листа: «по указу святейшего патриарха со архиереи велено последовати во всем греческим уставом и минеом и словенским правленым часословом и трефолою львовскому и словенским уставом харатейным и филаретову во именах и тропарях и кондаках непременно». Но, как видно из заметок на полях, главным образом соображались с минеями и уставом греческими. Так, против кондака индикту «в вышних живый Христе царю» замечено на поле: «сего кондака в греческих переводех несть». Против кондака преп. Феоктисту (3 сент.): «в греческих и харатейных минеях сего кондака несть». Сентября 4 зачёркнута память «иже с ним (Вавилой) триех младенцев и другого священномученика Вавилы в Никомидии бывшего учителя и сущих под ним младенцев св. мученик Ермиона и Евтиха по плоти братий свят апостолу Филиппу». На поле: «в греч. пророку (т.е. Моисею), подоб. яко добля» и «в бури безплот.» Тропарь пророку: «на высоту добродетелей» также зачёркнут с отметкой: «в греч. пророка твоего». На поле: «в греческом несть». 5-го зачёркнуто убиение благоверного князя Глеба, 7-го – память Иоанна Новгородского. Но далее ему положена служба со следующим замечанием: «совершается бдение идеже лежат мощи его и идеже храм его; в прочих храмех новгородских предел пети полиелей. Определися сице соборне». В статье, как править службу в праздник рождества Богородицы, если он случится в неделю, зачёркнуто замечание о чтении воскресного евангелия после великого славословия. Эта замечательная подробность древне-церковной службы, исчезнувшая из теперешнего нашего устава, представляется в уставе 1641 года таким образом: «после славословия, поющим «св. Боже», глаголет поп «премудрость», мы же входное, тропарь воскресен... таже прокимен воскресен гласу и евангелие воскресно». В правленом экземпляре всё это зачёркнуто. Итак, с устава 1682 г. был отменён обычай читать на праздничной утрене, если она приходилась в воскресенье, два евангелия: праздничное и воскресное. В новом греческом типике этот обычай удержан (о входе и чтении евангелия после великого славословия см. о песненном последовании).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Цетинский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Цетинский монастырь (серб. Манастир) — главный символ всей православной Черногории, монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в исторической столице Черногории, городе Цетине. Содержание История [ править править код ] Цетиньский монастырь расположен в центре старой столицы Черногории г. Цетинье, у подножия горы Орлиный Крест. От самого своего основания, вот уже более 500 лет, монастырь является резиденцией черногорских митрополитов. Без всякого преувеличения его можно назвать сердцем православной Черногории, её символом и колыбелью её знаменитого свободолюбивого духа. Основал монастырь господарь Иван Черноевич — Иван-бег — правивший Зетой, как в старину называлась Черногория, в 1465-1490 годах. В 1479 году турецкий султан Мехмет II захватил Зету, а Иван был вынужден скрываться в Италии. Здесь он посетил Лоретский монастырь Божией Матери в Анконе, где дал обет построить церковь, посвященную Богородице, в случае своего возвращения на родину. В 1481 году, когда Мехмет II умер, Иван Черноевич возвращается в Зету и вновь обретает власть над этими краями. Оставив свою резиденцию на Жабляке на Скадарском озере, Иван-бег в 1484 году строит себе дворец и «задужбину» — Цетиньский монастырь — в неприступном для турок ловченском подгорье. По согласию с тогдашним зетским митрополитом Виссарионом, викарным епископом Вавилой и всей братией Иван устанавливает общежительный устав монастыря. Сюда, из монастыря Враньина переносится резиденция Зетской епархии, основанной Свт. Саввой I в 1219 году. В своей грамоте Иван Черногевич щедро наделил свою «задужбину» землями, лесными угодьями и всем необходимым. Обитель находилась на холме Чипур. По свидетельству современников это был «малый, но прекрасный» монастырь. В середине его стояла церковь Рождества Пресвятой Богородицы, окружённая с трёх сторон колоннадой. Предположительно храм строили мастера из Приморья. По краям участка стояли монастырские постройки: малая церковь св. ап. Петра, кельи, митрополичьи покои и хозяйственный постройки. В наружных стенах этих зданий были бойницы, а весь монастырь был опоясан рвом и оградой из кольев.

http://azbyka.ru/palomnik/Цетинский_мужс...

Подражая взрослым в своих играх, дети могут «совершать» богослужения. В истории известен удивительный случай. Александрийский архиепископ Александр (312–326) однажды наблюдал из своего жилища, как дети во время своих детских игр совершали крещение. «Епископом» у них был будущий святитель Афанасий Александрийский († 373; память 2 мая). Архиепископ Александр «признал совершенное Афанасием крещение языческих детей истинным и довершил его миропомазанием». 160 Таким образом, через детей Божественным Промыслом совершилось христианское таинство, вхождение в Церковь . Современный историк отмечает в связи с обращением в IX веке болгар к Византии о принятии ими христианства: «В византийской литературе известны случаи, когда люди, не имевшие отношения к христианским таинствам, прикасались к ним – и свершалось чудо. Теоретически, целование язычниками-болгарами креста могло привести их, помимо воли, к чудесному обращению, как это случилось с агиографическим Вавилой... или детьми, понарошку игравшими в Литургию». 161 История Русской Церкви также знает много примеров действия благодати Божией не только по отношению к православным. Погребение скончавшегося святителя Петра († 1326; память 21 декабря) 162 было совершено в недостроенном Успенском соборе в Кремле по прибытии князя. «Несену же святому к гробу, они же мнеша, яко мертвеца несуще, но открыся некоему иноверцю о Святемь, и виде Святого седяща на одре своем, с обе страны страны одра своего благославляюща люди, носяща одр, и благовернаго князя Иоанна, и весь народ его, и вся кристияне». 163 Московский князь Иоанн Калита († 1340) отправил затем во Владимир описание чудес, происходивших у гроба святого. Получив данное писание, ростовский епископ Прохор стал читать его с амвона. «В тот час и он иноверець нача поведати, и еже виде святого благословляюща с одра своего». 164 Названным иноверцем мог быть мусульманин из Золотой Орды, которая приняла магометанство в 1313 году с восшествием на престол хана Узбека. Впрочем, на житийной иконе святителя Петра, написанной в начале XVII века мастером Истомой Савиным, он назван армянином. 165

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   Всегда интеллектуально честный и менее, чем Григорий Богослов, склонный к употреблению неоплатонической терминологии, св. Иоанн Златоуст все же полностью разделяет общее признание провиденциальности Pax romana . Но он также перечисляет те нравственные качества, которые необходимы для «истинного» царства. Он, кроме того, определенно провозглашает превосходство священства. «Служение, господствующее в Церкви, — пишет он, — …превышает гражданскую службу, как небо превышает землю».    Соборы также формально признавали право императора на их созыв и утверждение. «Мы поэтому просим твою милость, — пишут отцы Второго Вселенского собора (381) Феодосию I, — чтобы письмами твоего благочестия были утверждены постановления настоящего собора. Так же, как ты сделал честь Церкви своим письмом о созыве, так же придай свою власть нашим постановлениям».    Часто говорится, что «цезарепапизм» — характерная черта одного только Востока и что Западу было больше присуще чувство независимости Церкви от Империи. В действительности же западные соборы, обращаясь к императорам, прибегали к совершенно тому же языку, что и восточный собор 381г.. Св. Амвросий Медиоланский восхваляет провиденциальные преимущества Pax romana также, как Евсевий Кесарийский. «Когда (апостолы) разошлись по земле, — говорит он, — власть Римской империи последовала за Церковью, тогда как несогласные умы и враждебные народы оставались на месте. Живя под властью всемирной империи, все люди учились исповедовать словами веры власть единого всемогущего Бога». Конечно, Амвросий знаменит также тем, что противостоял императорской власти. Когда Валентиниан II хотел разрешить готам-арианам служить в одной из базилик Милана, Амвросий, протестуя против этого, ссылается на Евангелие от Луки (20, 25): «Воздадите убо яже кесарева кесареви, а яже Божия Богови», и оспаривает право императора распоряжаться храмом. «Дворцы принадлежат императору, храмы-священнику Церкви, общественные здания находятся в твоем ведении, священные здания не находятся». Знаменитый случай в 390г., когда Амвросий вежливым и дипломатичным письмом отказал Феодосию I в причащении, потребовав от него публичного покаяния за убийство 7000 человек восставшего населения Фессалоник, есть исторический факт. Однако повествование об этом эпизоде как о публичном столкновении между епископом и императором-назидательная легенда, которая, и это знаменательно, впервые появляется в сочинениях восточных историков Сократа и Феодорита в V веке. Такою же легендой является столкновение между императором Филиппом Арабом и антиохийским епископом Вавилой, о котором сообщает Златоуст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3284...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010