Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАВИЛА (III-IV вв.), мч. Никомидийский; пострадал при имп. Максимиане вместе с 84 отроками (пам. 4 сент.). Старец В. во время гонений на христиан скрывался от преследователей и тайно наставлял детей в христ. вере, о чем было донесено императору. По его приказу В. с учениками были арестованы. За отказ отречься от Христа В. был избит так, что все его кости были переломаны, затем ему повесили на шею груз и, заковав ноги, бросили в темницу. Император обратился к ученикам В., малолетним детям, с призывом отречься от Христа, пообещав за это тем, кто был постарше, почести и награды. Аммоний и Донат твердо исповедали христ. веру, за что были подвергнуты побоям, др. дети также отказались приносить жертвы идолам. Заключив их в темницу, император приказал повесить В. и бить железными прутьями, но, видя его стойкость, понял, что пытки не принудят В. и его учеников к отречению от Христа, и приговорил их к усечению мечом. В. был казнен первым, а затем и все 84 отрока. Кроме греч. редакций жития В. (BHG, N 2053-2054) сохранилась также одна арм. (BHO, N 129). Для предположения, что В.- одно и то же лицо со сщмч. Вавилой , еп. Антиохийским, имеющим тот же день памяти, достаточных оснований нет. Согласно житию, мощи В. и его учеников христиане положили в 3 ковчега и переправили из Никомидии в К-поль, где они, вероятно, хранились в мон-ре Хора ; единственная церковь, посвященная В., находилась в квартале Саллюстя, по др. источникам,- в К-польском предместье Евдом, недалеко от имп. резиденции. В кн. «О церемониях византийского двора» имп. Константина VII Багрянородного эта церковь названа «церковью младенцев» (τν Νηπων). После разрушения ее болгарами (IX в.?) все находившиеся там мощи были перенесены в Студийский мон-рь . Ист.: BHG, N 2053-2054; BHO, N 129; Const. Porphyr. De ceremoniis//CSHB. 1829. Vol. 1. P. 496. Лит.: Delehaye H. Les deux saints Babylas//AnBoll. 1900. T. 19. P. 5-8; Janin. Églises et monastères. P. 55-56; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 67-68; ЖСв. Сент. С. 112-113; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 356-357.

http://pravenc.ru/text/288132.html

В ряде визант. календарей В. ошибочно смешивается с Вавилой, мч. Никомидийским , память к-рого отмечается в тот же день ( Минологий Василия II (PG. 117. Col. 27-30); Типикон Великой ц . IX-X вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 3; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 14)). В. был похоронен вместе со своими учениками. Согласно его завещанию, в гроб были положены его цепи. В 351 г. кесарь Галл, соправитель имп. Констанция II, построил небольшой храм в предместье Антиохии Дафне и перенес туда мощи В. и отроков (это первый известный случай офиц. торжественного перенесения мощей). В 362 г. остановившийся в Антиохии во время похода на персов имп. Юлиан Отступник хотел получить предсказание в знаменитом храме Аполлона, находившемся в Дафне. Но с тех пор как там была выстроена церковь, в к-рую были перенесены мощи святых, оракул умолк. Тогда Юлиан повелел христианам удалить от языческого святилища каменный ковчег с мощами и вернуть его на кладбище около города ( Феодорит. Церк. ист. III 10). Как только ковчег был перенесен в Антиохию, произошло чудо: храм Аполлона вместе с идолами был сожжен сошедшим с неба огнем. Император обвинил в поджоге христиан и начал жестокие гонения. Антиохийский еп. Мелетий (360-381) перенес мощи в построенную им на правом берегу р. Оронт крестообразную ц. св. Вавилы (окончательно завершенную еп. Флавием в 387), в к-рой Иоанн Златоуст произнес похвальное слово священномученику (PG. 50. Col. 527-534). Ц. св. Вавилы была открыта в 40-х гг. ХХ в. археологом Ж. Лассю. В V в. часть мощей святого находилась в Милане ( Downey. P. 525). Впосл. мощи В. были перенесены из Антиохии в К-поль и помещены в Студийском мон-ре (SynCP. Col. 11-12). В лат. описании К-поля XII в. («Аноним Меркати») говорится, что там также находились мощи отроков, а в Хождении Антония Новгородца (1200) упоминается только честная глава В. (Описание святынь К-поля в латинской рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 454; Книга Паломник. С. 22). Крестоносцы перенесли мощи В. в Кремону (Сев. Италия), где они находятся в наст. время.

http://pravenc.ru/text/153791.html

В К-поле при имп. Василии I Македонянине (867-886) в честь святого была освящена часовня в Большом имп. дворце - главной резиденции визант. императоров с IV по XII в. Такое почитание К. может косвенно свидетельствовать о том, что его изображение достаточно рано вошло в программу храмовых росписей, заняв место в ряду святителей в алтаре. Отсутствие титулатуры при имени святого не позволяет точно идентифицировать образ К., который наиболее часто смешивают с изображением сщмч. Климента Римского. В ц. свт. Николая Орфаноса в Фессалонике (ок. 1320-1325) в разных частях алтаря изображены 2 святых с именем «Климент» - один идентифицируется как К., другой считается сщмч. Климентом Римским ( 1998. С. 349). В ц. Пресв. Богородицы в монастыре Матейче (1350-1360) фронтальный поясной образ К. с Евангелием помещен на сев. стене диаконника, рядом со св. Вавилой, еп. Антиохийским, и сщмч. Климентом Римским. В ц. Спаса Преображения на Ильине ул. в Вел. Новгороде (1378) фигуру святителя в полиставрии на восточной стене диаконника с остатками надписи «Климент» Г. И. Вздорнов атрибутировал как образ К. ( Вздорнов. 1976. С. 107-108). В ц. свт. Афанасия Великого «ту Музаки» в Кастории (1383/84) образ К.- седого старца с небольшими залысинами на лбу, с клиновидной длинной бородой - находится в алтарной зоне на юж. стене, в сцене литургисующих святителей (атрибуция предложена в кн.: Χατζηδκης Μ. Ψηφιδοτ τοιχογραφες. Αθνα, 1992. Σ. 108; вариант - равноап. Климент Охридский). Он изображен в 3/4-м повороте влево следующим за свт. Кириллом Александрийским, перед свт. Ахиллием Ларисским, облачен, как и др. епископы, в крещатую фелонь, но в руках держит не свиток, а Евангелие. В ц. св. Таксиархов у Митрополии в Кастории (1359/60), в росписи вимы, на сев. наосе, так же близко от изображения свт. Ахиллия представлена полуфигура в святительских одеждах с именем Климент (возможно, равноап. Климент Охридский). На фреске в старой ц. вмч. Георгия в Кремиковском мон-ре (1493), под конхой апсиды, в ряду 6 поясных изображений образ К. (в полиставрии, с закрытым Евангелием в руке) помещен рядом со свт. Спиридоном Тримифунтским, свт. Ахиллием Ларисским и болг. патриархом Германом ( Вълева. 2005. С. 41-42). Также в полиставрии К. изображен в паре со сщмч. Анфимом Никомидийским мастером Дзордзисом Фукасом в росписи кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне (1547). В росписи ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320) фигура К. помещена в простенке барабана сев.-вост. купола, святой изображен держащим обеими руками закрытый кодекс, левая рука покровенная.

http://pravenc.ru/text/1841335.html

Дионисий, из 7 Ефесских отроков. 4 авг. и 22 окт. Дионисий, муч. Лампсакский при Декии, с Петром и др. 18 мая. Дионисий, муч. Коринфский при Декии, с Кодратом и др. 10 марта. Дионисий, муч. Коринфский при Декии, закланный после Кодрата и друж. 10 марта. Дионисий священномуч., еписк. Александрийский, ум. 265. 5 окт. Дионисий отрок, муч. Византийский при Аврелиане, с Дукиллианом и др. 3 июня. Дионисий, муч. при Диоклетиане, с Емилианом, еписк. Тревийским и др. 18 авг. Дионисий, и с ним др. Дионисий, мучч. Палестинские, постр. от Урбана 305 г., с Агапием и др. 15 марта. Дионисий, муч. Фракийский ок. 362, с Варваром и др. 6 мая. Дионисий, архиеп. Суздальский, ум. 1385. 26 июля. Дионисий преп., игумен Глушицкий, ум. 1437. 1 июня. Дион, муч. Кампанийский, с Лукией дев. и др. 6 июля. Диоскорид, муч. Мирликийский при Декии, с Фемистоклием. 21 дек. Диоскор муч., постр. в Перге Памфил. (во 2 в.), с Феодором. 21 апр. Дометиан, из 40 мучч. Севастийских, ок. 320 года. 9 марта. Дометиан, еписк. Мелитины Армянской, ум. 601. 10 янв. Дометиан, преп., ученик Саввы освященного, 6 века. В субб. с. Дометий Персянин, диакон, муч. с двумя учениками при Иулиане. 7 авг. Дометий преп. 8 марта. Домна, муч. Никомидийская, ок 302 г., с двумя тмами мучч. 28 дек. Домника, муч. Аназарвская при Диоклетиане (303 г.) от Лисия. 12 окт. Домника, преп. Цареградская, прест. в конце 5 века. 8 янв. Домникия преп. 28 февр. Домнина, муч. Римская, с св. Фотиной. 20 марта. Домнина и две дочери ее, Виринея и Проскудия, мучч. из Иераполя (в начале 4 века). 4 окт. Домнина дева, Сирийская подвижница 5 в. 1 марта. Домнин Солунянин, муч. прп Максимиане. 1 окт. Домн, из 40 мучч. Севастийских ок. 320 года. 9 марта. Донат, муч. Антиохийский при Максимиане, из 84 детей, с Вавилой еписк. 4 сент. Донат, еписк. Еврии Епирской, ум. 387. 30 апр. Доримедонт, муч. Синадский при Прове (ок. 280), с Трофимом и Савватием. 19 сент. Дорофей препосит, итал., муч. Никомидийский ок. 302, с двумя тмами мучч. 28 дек. Дорофей, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Иероном. 7 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Тимофей, муч. Сицилийский, в конце 3 века, с муч. Вавилой. 24 янв. Тимофей, Агапий и Фекла, мучч. Палестинские (304–306). 19 авг. Тимофей диакон, муч. Мавританский, с Полиевктом. 19 дек. Тимофей, еписк. Прусский, муч. при Иулиане. 10 июня. Тимофей преп., подвизавшийся в Символах, в конце 8 и начале 9 века. 21 февр. Тит, из 70 апп. 25 авг. Тит преп., чудотворец. 2 апр. Тит, преп. Печерский 12 в. 27 февр. Тифой преп., ученик Пахомия Вел. В субб. сырную. Тихик, из 70 апп., с Сосфеном и др. 8 дек. Тихон чудотворец, еписк. Амафунтский 5 в. 10 июня. Тихон, преп. Луховский, ум. 1492. 10 июня. Транквиллин пресвитер, муч. Римский при Диоклетиане, с Севастианом и др. 18 дек. Тривимий, муч. Пергский при Декии, с Нестором, 1 марта. Трифена, мученица кизическая. 31 янв. Трифиллий, еписк. Левкусии Кипрской 4 в. 13 июня. Трифон, муч. Никейский при Декии (ок. 251). 1 февр. Трифон, патриарх Цареградский, ум. 933. 19 апр. Троадий юноша, муч. Неокесарийский (Понт.) при Декии. 2 марта. Трофим, из 70 апп. 15 апр. Трофим, муч Антиохийский, Савватий и Доримедонт Сипадские, при Прове (ок. 280). 19 сент. Трофим и Феофил, и с ними 13 мучч., при Диоклетиане. 23 июля. Трофим и Фал пресвитеры, мучч. Лаодикийские, в Карии, при Диоклетиане (ок. 300). 16 марта. Трофим и Евкарпий, муч. Никомидийские ок. 300 года. 18 марта. Турвон, муч. 2 века, с Спевсиппом и др. 16 янв. У Уал, или Валент, муч. Севастийский. 9 марта. Уар, или Вар, и с ним 7 учителей христианских, мучч. Египетские при Максимиане. 19 окт. Уирко, или Вирко, мученица, из 26 мучч. Готфских 4 в. 26 марта. Урван, из 70 апп., со Стахием и др, 31 окт. Урван отрок, муч. Антиохийский при Нумериане, с Вавилой. 4 сент. Урван, муч. при Максимиане, с Евстохием и др. 23 июня. Урван, Феодор, Медимн и прочие до 70, мучч. Цареградские при Валенте. 5 сент. Урпасиан, муч. Никомидийский при Максимиане Геркулии, ок. 295 г. 9 марта. Усфазан евнух, муч. Персидский 341 г., с Симеоном еписк. и др. 17 апр. Ф Фавий, папа Римский, муч. при Декии в 250 году. 5 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Эти пессимисты видели перед собой не воскресение Христово и искупление Им грехов мира, а картину страстей Господних, мук Его учеников, преследования Его последователей, аскетизм египетских и сирийских монахов, опасности искушения и погибели души. Затворничество св. Антония Великого, подвиги столпников, в особенности св. Симеона (356—459), который почти сорок лет провел на своем столпу-площадке и на весь пост оставался без пищи, примеры русских столпников, вроде св. Никиты Переяславльского из северного Залесского Переяславля, убитого в 1186 году, и Саввы Вишерского, тоже северного, новгородского святого, умершего в 1460 году, затворников Киево-Печерских, веригоносцев Волоколамских и Соловецких, видимо, постоянно стояли перед их “глазами духовными” как образец мученичества во славу и в подражание Христу. В их мышлении, несомненно, была и струя дуализма, по всей вероятности, подспудно проникшего на Русь из балканского богомильства. Так же, как балканские богомилы и южнофранцузские катары-альбигойцы, так и “лесные старцы” не только следовали павликианскому учению, что “подлинная церковь есть церковь гонимых мучеников”, но так же, как и эти религиозные дуалисты, еще до Никона стали “пренебрегать священством”, отказывались ходить в храм на литургию и почитали, что нет спасения в этом погрязшем в грехах мире, завоеванном злом. Из учения о крайней строгости поста они спасения вечного ради позже перешли к запощеванию себя до смерти. А дальше, и опять-таки до злосчастных соборов 1666—1667 годов, видимо, уже в начале 1660-х годов эти “лесные старцы” во главе с таинственным Вавилой стали звать своих учеников на костры всеочищающего огня, на огнеопальное причастие. Происхождение ужасных русских гарей все еще остается неясным во мраке северных лесов. Путь от строжайшего поста Капитона к самоуморению полным постом-голодом ясен, но переход от самоуморения к гарям до сих пор еще трудно объясним. Может быть, случайная фраза, пророненная “лесным старцем” Вавилой, бывшим питомцем “парижской академии”, Сорбонны, все же дает некий ключ к разгадке происхождения гарей.

http://sedmitza.ru/lib/text/439589/

Эти пессимисты видели перед собой не воскресение Христово и искупление Им грехов мира, а картину страстей Господних, мук Его учеников, преследования Его последователей, аскетизм египетских и сирийских монахов, опасности искушения и погибели души. Затворничество св. Антония Великого , подвиги столпников, в особенности, св. Симеона (356–459), который почти сорок лет провел на своем столпе-площадке и на весь пост оставался без пищи, примеры русских столпников, вроде св. Никиты Переяславльского из северного Залесского Переяславля, убитого в 1186 году, и Саввы Вишерского, тоже северного новгородского святого, умершего в 1460 году, затворников Киево-Печерских, веригоносцев Волоколамских и Соловецких, видимо, постоянно стояли перед их " глазами духовными» как образец мученичества во славу и в подражание Христу. В их мышлении, несомненно, была и струя дуализма, по всей вероятности, подспудно проникшего на Русь из балканского богомильства. Также, как балканские богомилы и южнофранцузские катары-альбигойцы, так и " лесные старцы» не только следовали павликианскому учению, что " подлинная церковь есть церковь гонимых мучеников», но, так же, как и эти религиозные дуалисты, еще до Никона стали " пренебрегать священством», отказывались ходить в храм на литургию и почитали, что нет спасения в этом погрязшем в грехах мире, завоеванном злом. Из учения о крайней строгости поста они, спасения вечного ради, позже перешли к запощеванию себя до смерти. А дальше, и опять-таки до злосчастных соборов 1666–1667 годов, видимо, уже в начале 1660-х годов эти " лесные старцы» во главе с таинственным Вавилой стали звать своих учеников на костры всеочищающего огня, на огнеопальное причастие. Происхождение ужасных русских гарей все еще остается неясным во мраке северных лесов. Путь от строжайшего поста Капитона к самоуморению полным постом-голодом ясен, но переход от самоуморения к гарям до сих пор еще трудно объясним. Может быть, случайная фраза, пророненная " лесным старцем» Вавилой, бывшим питомцем " парижской академии», Сорбонны, все же дает некий ключ к разгадке происхождения гарей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Всегда интеллектуально честный и менее, чем Григорий Богослов , склонный к употреблению неоплатонической терминологии, св. Иоанн Златоуст все же полностью разделяет общее признание провиденциальности Pax romana 96 . Но он также перечисляет те нравственные качества, которые необходимы для «истинного» царства 97 . Он, кроме того, определенно провозглашает превосходство священства. «Служение, господствующее в Церкви, – пишет он, – …превышает гражданскую службу, как небо превышает землю» 98 . Соборы также формально признавали право императора на их созыв и утверждение. «Мы поэтому просим твою милость, – пишут отцы Второго Вселенского собора (381) Феодосию I, – чтобы письмами твоего благочестия были утверждены постановления настоящего собора. Так же, как ты сделал честь Церкви своим письмом о созыве, так же придай свою власть нашим постановлениям» 99 . Часто говорится, что «цезарепапизм» – характерная черта одного только Востока и что Западу было больше присуще чувство независимости Церкви от Империи. В действительности же западные соборы, обращаясь к императорам, прибегали к совершенно тому же языку, что и восточный собор 381г. 100 . Св. Амвросий Медиоланский восхваляет провиденциальные преимущества Pax romana также, как Евсевий Кесарийский . «Когда (апостолы) разошлись по земле, – говорит он, – власть Римской империи последовала за Церковью, тогда как несогласные умы и враждебные народы оставались на месте. Живя под властью всемирной империи, все люди учились исповедовать словами веры власть единого всемогущего Бога» 101 . Конечно, Амвросий знаменит также тем, что противостоял императорской власти. Когда Валентиниан II хотел разрешить готам-арианам служить в одной из базилик Милана, Амвросий, протестуя против этого, ссылается на Евангелие от Луки (20, 25): «Воздадите убо яже кесарева кесареви, а яже Божия Богови», и оспаривает право императора распоряжаться храмом. «Дворцы принадлежат императору, храмы-священнику Церкви, общественные здания находятся в твоем ведении, священные здания не находятся» 102 . Знаменитый случай в 390г., когда Амвросий вежливым и дипломатичным письмом отказал Феодосию I в причащении, потребовав от него публичного покаяния за убийство 7000 человек восставшего населения Фессалоник, есть исторический факт. Однако повествование об этом эпизоде как о публичном столкновении между епископом и императором-назидательная легенда, которая, и это знаменательно, впервые появляется в сочинениях восточных историков Сократа и Феодорита в V веке. Такою же легендой является столкновение между императором Филиппом Арабом и антиохийским епископом Вавилой, о котором сообщает Златоуст 103 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

305 August. De Civ. Dei 19, 3:2, 4. (Цитата из потерянного сочинения Порфирия). De Consisu Evang 1, 7, 9, 34. 307 θ οσεβσττη χα ευλαβς (Euseb. 6:21). «Mulier saneta sed avara, et auri atque argenti cupida». Lamprid. Vit. Alex. 15. 309 «Quod tibi fieri non vis, – alteri ne feceris» (Lamprid. 51)· В этой отрицательной форме правило это встречается не только в Талмуде, но и у Исократа. Христианское правило, однако же, положительное – различие весьма важное. 310 Lamprid. 42. Таково было происхождение церкви св. Марии в Трастевере, которая, однако же, получила теперешнее название только впоследствии. 313 Lactant. Div. Instit. 5:11. Гизелер относит свод Ульциана к царствованию Каракаллы (1, 1:258). 318 Рассказ о том, что Филипп был исключен из пасхального празднования Вавилой, епископом Антиохийским, пока он не совершил покаяния в своих грехах (Chron. Pashal. 253 г.), большей частью отвергается новейшими писателями. Евсевий упоминает о нем только как о ходячем предании и не поименовывает даже епископа (6:34). Между тем св. Иоанн Златоуст (Hom. 2, De 8, Bab. 2 p. 545) поименовывает епископа, но не императора, которым по свидетельству других был Нумериан (Acta. S. S. Jan. 24. pp.. 185, 187:190). 323 Hieron. Vita Panti 1, 4 (Patrol. 23). Однако же, сомнительно был ли Павел первым, кто ввел среди христиан, обычай уединенной и созерцательной жизни. 327 Euseb. 6:2. Из имени Оригена , то есть сына Ора или Гора, делалось заключение, что Леонид был обращен в христианство только после рождения своего сына. Но многочисленные примеры доказывают, что ранние христиане не запрещали имен происходивших от имени языческих божеств. 347 Can. Apastol. 21. Против подобных поступков, впоследствии было направлено первое правило Никейского собора. 348 В своем толковании на евангелие ап. Матфея (15:1–5) Ориген считает буквальное истолкование, на основании которого он поступил, примером ошибок, в которые можно впадать, следуя букве Писания в некоторых местах. Сн. Contr. Cels. 7:48. 355 Так свидетельствует и Евсевий, 6:37.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1880 году церковь обнесена чугунной оградой из решеток и столбов, двух ворот и калитки. 11 июня 1899 года церковь пострадала от пожара. В 1922 году властями изъята серебряная утварь церкви. В 1930 году церковь была закрыта, чуть позже, в 1930-х годах, уничтожены четыре ложные главки, завершения основной главы и колокольни, чугунная ограда и часовня разобраны. Здание использовалось как складское помещение, где хранилась бумага; подвалы – как склад горпродторга. Здание пережило пожар, рухнул свод трапезной, в результате аварии снесено северное крыльцо. В 1993 году Архангельский храм был передан Русской Православной Церкви. В настоящее время идет его восстановление. Храм Михаила Архангела в Коломне Архангельский престол в Коломне имеет древнее происхождение – примерно, с середины XIV века. К XVI веку сложился комплекс из двух храмов: Чуда Архангела Михаила в Хонех и Собора Архистратига Михаила. К тому времени в стене деревянной крепости Коломны между Маринкиной и Грановитой башнями уже были проездные ворота, получившие именование Михайловских, а слободку, раскинувшуюся у подножия кремля напротив них, стали называть Михайловской (реже Архангельской). После Смутного времени храм пришел в запустение. В 1700 году «иждивением приходских людей» была построена каменная церковь Михаила Архангела с приделом Трех Святителей. Ныне существующий каменный храм Михаила Архангела приобрел современный вид после перестройки частей предыдущего каменного храма. В 1806 году на средства коломенских купцов Романа, Авксентия и Якова Колесниковых была перестроена и увеличена трапезная, в которой устроены приделы в честь Казанской иконы Божией Матери и Трех Святителей. В 1828–1833 годах те же купцы Колесниковы, вместе с братьями Вавилой и Василием Константиновыми, капитально перестроили церковь. В холодной части храма был освящен главный престол в честь Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, в трапезной – престолы в честь Казанской иконы Божией Матери и Трех Святителей, а также мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Самой старой частью церкви оставалась колокольня (в советское время разрушена до первого яруса).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

  001     002    003    004    005    006