Цетинье. Петра Цетиньского, монастырь. Новый Монастырь, монастырь Острог Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 1600 - 1700. Адрес: Напротив Музея Царя Николы Координаты: 42.3875, 18.921389 Изменить описание Церковь Рождества Пресвятой Богородицы Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Цетиньский монастырь с момента основания является резиденцией черногорских митрополитов. Основал монастырь господарь Иван Черноевич - Иван-бег в 1484 г., как свою «задужбину», в неприступном для турок ловченском подгорье. По согласию с тогдашним зетским митрополитом Виссарионом, викарным епископом Вавилой и всей братией Иван устанавливает общежительный устав монастыря. Сюда, из монастыря Враньина переносится резиденция Зетской епархии, основанной Свт. Саввой I в 1219 г. В своей грамоте Иван Черногевич щедро наделил свою «задужбину» землями, лесными угодьями и всем необходимым. Обитель находилась на холме Чипур. По свидетельству современников это был «малый, но прекрасный» монастырь. В середине его стояла церковь Рождества Пресвятой Богородицы, окружённая с трёх сторон колоннадой. Предположительно храм строили мастера из Приморья. По краям участка стояли монастырские постройки: малая церковь Св. Ап. Петра, кельи, митрополичьи покои и хозяйственный постройки. В наружных стенах этих зданий были бойницы, а весь монастырь был опоясан рвом и оградой из кольев. Иван-бегов монастырь был разрушен 28 сентября 1692 г. в ходе Морейской войны (1684-1699 гг.) С 1688 г. в Цетиньском монастыре находился венецианский гарнизон. При отступлении из Цетинье венецианцы заминировали монастырь и взорвали его, когда туда вступили турки. Разъяренный паша приказал снести уцелевшие после взрыва церковь и монашеские келии. В 1701-1704 гг. митрополит Даниил возродил Цетиньский монастырь на новом месте, на склоне горы Орлиный Крест. При строительстве нового монастыря использовались строительные материалы из разрушенного. В алтарную стену новой церкви был вделан каменный рельеф с двуглавым орлом - гербом Ивана Черноевича, над входом установлена старая плита с текстом об основании обители, а колонны аркады 2-го этажа украсили старые резные капители.

http://sobory.ru/article/?object=07374

Александр, муч. Остийский при Диоклетиане, с Сосанной и др. 11 авг. Александр, еп. Команский, муч. при Диоклетиане. 12 авг. Александр, муч. Солунский при Максимиане. 9 ноября. Александр Римлянин, муч. Дризиперский во Фракии при Максимиане. 13 мая. Александр, муч. Пидийский в Макед. при Максимиане. 13 марта. Александр воин и Антонина девица, мучч. ок. 313 года. 10 июня. Александр, из числа 40 мучч. Севастийских. ок. 320 года. 9 марта. Александр, из числа 45 мучч. Никопольских, ок. 320 года. 10 июля. Александр воин, муч. Египетский при Иулиане, с Патермуфием. 9 июля. Александр, патриарх Цареградский, ум. 340. 30 авг. Александр св. (4 века), с мучч. Епиктетом и Астионом. 7 июля. Александр еп., Ираклий воин и четыре жены: Анна, Елисафета, Феодотия и Гликерия, мучч. 22 окт. Александр преп., первоначальник обители Неусыпающих. Ум. ок. 430. 23 февр. и 3 июля. Александр Невский, Великий кн. Ум. 1263. 23 ноября. Перенесение мощей его в С. Петербург 1724. 30 авг. Александр преп , игумен Куштский, ум. 1439. 9 июня. Александр преп. Свирский, ум. 1533. 30 авг. Алексий преп., человек Божий, ум. 411. 17 марта. Алексий, муч. Цареградский при Льве Исавр., с Иулианом и др. 9 авг. Алексий, митрополит Киевский, ум. 1378. 12 февр. и 5 окт. Алипий, столпник Адрианопольский (в Пафлагониии), прест. при Ираклии. 26 ноября. Алипий иконописец, преп. Печерский, ум. ок. 1114. 17 авг. Алла мученица, из 26 мучч. Готфских. 4 века. 20 марта. Алоний, преп. Египетский 5 чека. В субб. с. Алфей ап. (вне 70). 20 мая. Алфей, муч. Кесарийский в Палест. ок. 303 г., с Закхеем. 18 ноября. Алфей, муч. Антиохийский в Писидии при Диоклетиане, с Александром и др. 28 сент. Алфий, Филаделф, Киприан и др., мучч. Италийские при Ликинии. 10 мая. Амвросий, еп. Медиоланский, ум. 397. 7 дек. Аммонафа, пустынник Египетский. В субб. с. Аммоний, муч. Антиохийский при Максимиане, из 81 детей, пострад. с еп. Вавилой. 4 сент. Аммоний преп., ученик Памвы, сконч. в конце 4 или в начале 5 века. В субб. с. Аммон, или Аммона, преп. в Верхнем Египте, 5 века. Субб. с.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

М. род. в Перге Памфилийской (близ совр. Антальи, Турция) в благочестивой семье и была выдана замуж за состоятельного и знатного человека по имени Дометиан. После рождения дочери, которую назвали Феодотией, М. стала вести подвижнический образ жизни: не заботилась о своем внешнем виде, не мылась и избегала близости с мужем. Когда супруги переехали в К-поль, любимым занятием М. стало посещение церквей. Там она познакомилась с блаженной девицей Евгенией, которая посвятила жизнь служению Господу. М. была готова каждый день проводить в храме на молитве с утра до ночи. Однако супруг считал ее долгие отсутствия подозрительными и в конце концов перестал выпускать жену из дома. М. горячо молила Бога устроить ее жизнь так, чтобы она могла беспрепятственно благоугождать Ему. Однажды М. упросила мужа разрешить ей пойти в храм св. Апостолов. При этой церкви жила благочестивая девица Сусанна, которой М. вверила свою дочь Феодотию, а сама, назвавшись евнухом Вавилой, поступила в муж. мон-рь прп. Вассиана, т. к. ей было видение, что от преследований мужа ее спасут некие иноки. Поскольку мон-рь прп. Вассиана возник в 50-х гг. V в., М. пришла туда не ранее 455 г. ( Mango. 1996. P. 16). Она со смирением исполняла все послушания и, чтобы не быть узнанной, хранила молчание и удалялась ото всех. Постом и бдениями М. изнуряла свою плоть и всегда пребывала в молитве. Братия удивлялась ее добродетельному житию. М. пробыла в мон-ре 3 года, а затем по Божию Промыслу одновременно прп. Вассиану (пам. 10 окт.) и Акакию, игум. Авраамиева монастыря, было открыто в видении, что она женщина. Когда прп. Вассиан обличил М., она поведала свою историю, и он, видя ее горячее желание служить Богу, взял на себя попечение о ней. Он отослал М. к Сусанне (к тому времени умерла дочь М. Феодотия), а затем отправил в жен. мон-рь в Эмесу, т. к. Дометиан вел непрестанные поиски супруги. Эмесские монахини оказали М. теплый прием. Она превосходила всех инокинь смирением и монашескими подвигами, ее жизнь стала примером трудного пути, ведущего в Царство Божие. Спустя некоторое время скончалась игумения мон-ря, и М. была избрана на ее место.

http://pravenc.ru/text/2562592.html

Последним настоятелем церкви был протоиерей Виктор Соловьев. В 1930-е гг. храм закрыли. Здесь располагался склад, контора, а с 1936 г. — краеведческий музей. Структура летнего храма полностью искажена. Убранство и реликвии утрачены. Зарегистрирована православная община, но пока в храме по-прежнему находится музей. Источник: http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=323 Архангельский престол в Коломне имеет древнее происхождение – примерно, с середины XIV века. К XVI веку сложился комплекс из двух храмов: Чуда Архангела Михаила в Хонех и Собора Архистратига Михаила. К тому времени в стене деревянной крепости Коломны между Маринкиной и Грановитой башнями уже были проездные ворота, получившие именование Михайловских, а слободку, раскинувшуюся у подножия кремля напротив них, стали называть Михайловской (реже Архангельской). После Смутного времени храм пришел в запустение. В 1700 году «иждивением приходских людей» была построена каменная церковь Михаила Архангела с приделом Трех Святителей. Ныне существующий каменный храм Михаила Архангела приобрел современный вид после перестройки частей предыдущего каменного храма. В 1806 году на средства коломенских купцов Романа, Авксентия и Якова Колесниковых была перестроена и увеличена трапезная, в которой устроены приделы в честь Казанской иконы Божией Матери и Трех Святителей. В 1828–1833 годах те же купцы Колесниковы, вместе с братьями Вавилой и Василием Константиновыми, капитально перестроили церковь. В холодной части храма был освящен главный престол в честь Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, в трапезной – престолы в честь Казанской иконы Божией Матери и Трех Святителей, а также мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Самой старой частью церкви оставалась колокольня (в советское время разрушена до первого яруса). Храм, построенный по проекту знаменитого московского архитектора, академика Ф.М. Шестакова, являл собой великолепный образец столичного ампира: вытянутый с запада на восток, он украшен четырехколонными портиками с юга и севера. Главный храм венчает нарядная ротонда с фигурной главкой. Особенно хорош вид храма со стороны реки Коломенки, на въезде в центральную часть города.

http://sobory.ru/article/?object=01132

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ХРИСТОФОР ЛИКИЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мч. Христофор Ликийский, икона Христофор Ликийский (+ ок. 250 ), мученик (в греческих месяцесловах великомученик ) Память 9 мая Пострадал около 250 года, при императоре Декии . О жизни и чудесах его существует много различных сказаний, память его чтится и в Восточной, и в Западной Церквах, особенно в Испании . О происхождении его говорится по-разному. По одним источникам, он происходит из хананеев , по другим - из киноцефалов . Святой Христофор был человеком высокого роста и необычайной силы, лицо же его было зверообразно. По преданию, он первоначально имел красивую наружность, но, желая избегнуть соблазнов для себя и окружающих, просил Господа дать ему безобразное лицо, что и исполнилось. До своего крещения он носил имя Репрев (негодный), что было связано с его обезображенной внешностью. Еще до крещения Репрев исповедовал веру во Христа и обличал тех, кто преследовал христиан. За это он однажды был избит неким Вакхом и принял побои со смирением. Вскоре после этого были присланы 200 воинов , чтобы привести его, известного силача, к императору Декию . Репрев подчинился без сопротивления. В пути произошли чудеса: сухая трость в руке святого расцвела, по молитве его умножились хлебы, которых недоставало у путников, подобно умножению хлебов Спасителем в пустыне. Воины, сопровождавшие Репрева, были поражены чудесами, уверовали во Христа и вместе с Репревом были крещены антиохийским епископом Вавилой . Репрев получил имя Христофор, что означает " Христоносец " . Мч. Христофор. Греческая икона Развивая этимологию имени, Legenda Aurea (XIII в.) рассказывает, как великан Христофор собирался переплыть реку. На берегу он встретил Ребёнка, Который попросил перенести его на ту сторону. Чем дальше шёл Христофор, тем тяжелее становился Ребёнок. Наконец Он стал тяжелее всей вселенной. Тогда Христофор понял, что Ребёнок - это Иисус Христос, сотворивший мир... Именно эта версия широко распространилась на Западе, где святого Христофора изображают великаном с Младенцем на руках. Такая иконография проникла и на православный Восток .

http://drevo-info.ru/articles/1718.html

Вопрос: Почему святого Христофора изображают с песьей головой? Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Мученик Христофор очень почитается как на востоке, так и на западе, особенно в Испании. В Европе к его молитвенной помощи прибегают во время эпидемий. Архиепископ Сергий (Спасский) пишет, что у греков существует поверье: «увидевший икону  Христофора, в тот день не умрет внезапно или от какого-либо приключения; поэтому издревле икону его ставят при входах в церкви, чтобы видели ее входящие» (Полный месяцеслов Востока, т. III, 9 мая). Св. мученик был крещён епископом Антиохийским священномучеником Вавилой, который дал ему имя Христофор (греч. Christos – Христос, phoros – несущий). До этого он имел имя Репрев. Он пострадал в правление римского императора Декия (249 – 251) в 250 году. Его подвергали страшным и изощренным пыткам, но Господь чудесно спасал его. После многих истязаний он был умерщвлен мечом. День памяти – 9/22 мая. Появление икон, на которых он изображен с песьей головой, связано с легендарными представлениями о народе, из которого он происходил. Одни полагали, что св. Христофор по происхождению был хананеем. Другие вели его родство от канинеев (лат. canis – собака) или кинокефалов (собакоголовых). В славянском Прологе отвергается версия о собакоголовом виде Репрева. Это не помешало некоторым иконописцам изобразить святого с песьей головой. Проникло это и в русскую иконографию. В областном музее «Ростовский кремль» находится большой образ святого Христофора первой половины 17 в. Икона поступила туда в 1893 году из церкви Успения села Богородского Ярославской  губернии. Мученик изображен в рост в воинском одеянии. В правой руке держит крест, а левая рука опирается на меч в ножнах. Песья голова приподнята. Справа и слева от нимба поясняющий текст: «Бе лета 248 во царство Декея до крещения бе имя ему Репрев родом от песеих глав от землях человекоядцев имея главу песию саном воин во многих муках в ризу медену разжену обличену последи ж мечем скончася за Христа». Есть мнение, согласно которому, св. Христофор был необыкновенно красив. Он просил Бога избавить его от этого бремени. В результате у него появилась песья голова. Рассказ этот не имеет никакого правдоподобия. Против изображения святого с песьей головой выступал святитель Димитрий Ростовский (1651 – 1709). Святитель-исповедник Арсений (Мациевич; 1697 – 1772), будучи митрополитом Ростовским, запрещал в храмах иметь иконы святого Христофора с песьей головой. Он приказал все иконы св. Христофора переписать с человеческой головой. Св. мученик Христофор помогает избавиться от бесовского плена. Преп. Феодор Сикеот (+ 613 г.) бесноватых больных посылал на исцеление в женский монастырь, в котором был храм в честь св. мученика Христофора. Однажды преп. Феодор повел в этот монастырь бесноватого отрока. По пути явился св. Христофор и изгнал беса из одержимого. 29 августа 2005 г. Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/6699.html

Знаем, что потомкам нашим покажется это невероятным по чрезмерности и неуместности: ведь и частный человек из людей, ведущих низкую и постыдную жизнь, не захотел бы так бесчинствовать публично. Но тем, которые еще живут, мне ничего не нужно говорить; они присутствовали и видели эти события, они же и слушают теперь этот рассказ. Я потому и описываю это пред живыми свидетелями, чтобы кто не подумал, что я лгу с великой смелостью, рассказывая о древнем перед невидавшими того. Из видевших это еще находятся в живых и старики и юноши; их всех я прошу, если что-нибудь прибавлено мной, подойти и обличить меня. Но не в прибавках они могут обличить меня, а только в пропусках, потому что невозможно представить словом всю чрезмерность его безобразия. Тем же, которые после этого не будут верить, я сказал бы, что ваш демон, которого вы называете Афродитой, не стыдится иметь таких служителей; нисколько поэтому не удивительно, что и этот несчастный, однажды предав себя на посмеяние демонам, не скрывал того, чем хвалятся почитаемые им боги. А что сказать о вызывании мертвых и убиении детей? Эти жертвы, которые дерзали приносить прежде пришествия Христова, а после Его явления прекратились, (язычники) опять возымели дерзость приносить, впрочем не явно, так как, хотя он был и царь и все делал своей властью, но чрезмерная преступность этих действий превышала и величие его власти; дерзали однако и на это.    15. Этот царь, постоянно ходивший в Дафну с множеством даров и множеством жертв и проливавший потоки крови от убиения животных, сильно налегал на демона, требуя предсказания и прося высказать, что у него на уме. Но тот мудрец. который. как говорят, знает число песка и объемы моря, понимает немого и слышит не говорящего, уклонился сказать прямо и открыто (на том основании), что он не мог говорить, так как уста его заграждены святым Вавилой и исходящей от соседей силой; боясь сделаться смешным у своих почитателей, но желая прикрыть свое поражение, он высказал такой предлог молчания, который более самого молчания сделал его смешным.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

О. Н. Заец Гимнография Память В. отмечается в ряде литургических памятников: Типиконе Великой ц. IX-X вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 3), первопечатном московском Типиконе (1610. Л. 247) и др., но без богослужебных указаний. По рукописям известны каноны В. 4-го гласа, с акростихом «Σ, Νικομηδε μκαρ, μν, Βαβλα. Ιβ» (Тебя, Никомидии блаженного, воспеваю, Вавила. Иов), ирмос: «Τρισττας κραταιος» (    ), нач.: «Σοφα το Πατρς, νυπστατε Λγε» (Мудрость Отца, воипостасный Слове); 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа с акростихом «Μαρ υρικ χορε μελιηδα μνον εδω. Αμν» (Мученическому лику сладкую песнь пою. Аминь), ирмос: «Αρματηλτην Θαρα βθισε» (      ), нач.: «Μαρτυρικν νευφημεν βουλμενος χορεαν, Δσποτα» (Желая восхвалять мученический лик, Владыка) (Ταμεον. Σ. 34). Иконография Изображения В. встречаются редко, кроме того, их идентификация затруднена, поскольку святой имеет общий день памяти, сходные черты жития, в частности мученической кончины (усекновение мечом), со сщмч. Вавилой , еп. Антиохийским. Основным моментом в различении образов святых мог бы являться их чин святости, в соответствии с к-рым В. должен изображаться в хитоне и гиматии, а еп. Вавила Антиохийский - в святительском облачении, однако контаминация житий святых не позволяет это сделать с достаточной определенностью. Для рус. иконописных подлинников характерно описание В. как священномученика. В толковой части (Последование церковнаго пения и собрания вселетнаго) иконописного подлинника сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) под 4 сент. В. соответствует следующее описание: «сед, брада покороче Власьевы (сщмч. Власий, еп. Севастийский.- Э. Ш.), риза празелень»; как и еп. Вавила Антиохийский («священномученик другой Вавила»), он назван священномучеником. Изложение, представленное в толковой части, не соответствует лицевым святцам этого подлинника, где помещены изображения не 2, а 3 святых. 2 (крайние) фигуры показаны в святительском облачении (фелонь, омофор, с Евангелием в руках; в толковом описании В. омофор не указан) и определялись как образы еп. Вавилы Антиохийского (имеет отдельное описание, представлен с 3 отроками) и В. (см. Kaster), а средняя фигура, облаченная в хитон и гиматий, не названа. Можно предположить, что в прориси на этом листе даны известные составителю святые с именем Вавила, а именно, под надписью «    » показаны изображения сщмч. Вавилы Сицилийского, память к-рого приходится на 24 янв. (этим числом отмечено празднование еп. Вавилы Антиохийского в Римских мартирологах),- фигура святителя справа и В.- фигура в центре. При подобном варианте идентификации изображений облачение В. соответствует чину его святости; облик святого на прориси уподоблен образу свт. Николая Мирликийского: «сед, брада невелика, курчевата, взлиз плешив, на плеши мало кудрецов».

http://pravenc.ru/text/288132.html

в ц. свт. Афанасия Великого «ту Музаки» (1383/84), в ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря в Скопье (1376-1381) и предположительно в ц. ап. Андрея на Треске близ Скопье (1388-1389), в ц. св. Илии в с. Долгаец близ Прилепа (1454-1455), в ц. свт. Николая Чудотворца в с. Буриловци (кон. XV в.). Нередко К. О. изображают в ряду святителей в жертвеннике (напр., в ц. Пресв. Богородицы в с. Матка близ Скопье (1496-1497) - на сев. стене, во 2-й зоне; в диаконнике - св. Кирилл Философ) или в диаконнике (напр., в ц. Пресв. Богородицы в мон-ре Матейче (1350-1360), рядом со св. Вавилой, еп. Антиохийским, и св. Климентом Анкирским). Образ К. О. в ц. свт. Николая в с. Псача близ Крива-Паланки (между 1365 и 1371) расположен над входом в диаконник; святой изображен фронтально, в архиерейском облачении; в росписи также представлены особо почитаемые на Балканах святые Иоаким Осоговский (Сарандапорский) и Ахиллий Ларисский, Савва Сербский и Симеон Неманя (Там же. С. 223). В алтаре К. О. представлен также в церкви в с. Пласница близ Кичева (1484). На изображения святого, появившиеся в XIV в., оказал влияние образ К. О. в росписи ц. Пресв. Богородицы Перивлепты в Охриде (1294-1295) работы Михаила Астрапы и Евтихия . Художники изобразили святителя на сев. стене наоса (рядом с иконостасом) в паре с составителем канона в его честь - свт. Константином Кавасилой. Напротив, на юж. стене,- ап. Петр, который попирает фигуру, олицетворяющую ад, а на плечах держит храм - образ Церкви Христовой, подчеркивавший автокефальный статус Охридской архиепископии после заключения в 1274 г. Лионской унии ( Джурич. 2000. С. 56; 2001/2002. С. 147-161; Грозданов. 2007. С. 39-59). Ряд изображений К. О. появился после обретения его мощей. В этот период был перестроен и, очевидно, расписан возведенный К. О. храм во имя вмч. Пантелеимона в Охриде. В процессе археологических раскопок обнаружены фрагменты композиции посвятительного характера. На фреске предположительно изображены эпирский владетель Феодор Комнин Дука и его рано умерший сын Димитрий, над которым помещен поясной образ благословляющего К.

http://pravenc.ru/text/1841413.html

Преподобный Кассиан Угличский, или Учемский (+1504) Память его празднуется 2 окт. в день преставления, 21 мая в день тезоименитства с равноапостольным царем Константином (+337) и 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых Прп. Кассиан, в миру князь Константин Мангупский,  был родственником последнего греческого императора Константина Палеолога и приехал в Россию с его племянницей Софией Фоминичной, невестой вел. князя Иоанна III Васильевича. Знатным грекам ее свиты раздавали высокие придворные места и звания, но богомольный и смиренный князь Константин принял лишь скромную должность ближнего боярина при архиепископе Ростовском Иоасафе (в миру князь Оболенский).  В 1489 г. владыка Иоасаф удалился на покой в  Ферапонтов монастырь.  Князь Константин сопровождал его, хотя об иночестве он в то время еще не думал. Но в первую же ночь ему явился во сне прп. Мартиниан (+ 1483, память его 12 янв.) и, угрожая своим посохом, потребовал, чтобы он постригся. Потрясенный видением, князь Константин покорился. Ему нарекли имя Кассиан. Тяжелые монастырские работы не устрашали смиренного духом бывшего князя, а в безмолвии, молитве и строгом послушании он скоро превзошел всю братию.  Сохранились два письма к нему его друга прп. Нила Сорского (память его 7 мая). В 1492 г. прп. Кассиан подвизался уже отшельником на берегу  реки Учмы,  вблизи города Углича. А когда его друг и покровитель — князь Андрей Васильевич угличский был по повелению брата своего, вел. князя Иоанна III, заключен с сыновьями своими в темницу, где через два года (1494) умер, прп. Кассиан посещал узников и всячески помогал им. Ему же поручил его друг прп. Паисий Угличский (память его 6 июня) перед кончиной братию своей обители.  Прп. Кассиан особенно наставлял своих учеников в милосердии к бедным, молитве об усопших и послушании.  Скончался он 2 октября 1504 г. Святая икона его была написана священником Симеоном по дважды слышанному им повелению; он заболел, но исцелился, когда записал это явление.  В XVII в. игумены Учемского монастыря Филарет и Ермоген были исцелены прп. Кассианом. После покаяния у его гробницы был исцелен разбойник Захария Рондак, ограбивший монастырь. То же случилось и с нечестным монастырским поваром Вавилой. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010