Так как единство Церкви основывается на общении между собою епископов, за которыми следует верный им народ, то правилами соборов установлено, чтобы новый епископ не был поставляем без согласия всех епископов области и одобрения ее первосвятителя. (I всел[енского] соб[ора], прав[ила] 4 и 6; VII всел[енского] соб[ора], прав[ило] 3; Антиохийск[ого] соб[ора], прав[ило] 19). Поэтому каноническим поставление епископа становится не в том только случае, когда хиротонию совершают два или три имеющих апостольское преемство епископа, но тогда, когда посвящающие епископы совершают таинство как уполномоченные предстоятеля церкви и собора епископов. Епископы Антонин и Леонид самовольно и обманом поставившие себя на место предстоятеля Российской Церкви, прежде всего озаботились созданием своей собственной иерархии, совершенно отделенной и от Патриарха, и от всего русского епископата, и для этого приступили к посвящениям без благословения главы нашей Церкви и вопреки воле прочих епископов. Об этом сами они заявили открыто в своем официальном издании, журнале «Живая Церковь», в котором писали: «Главное внимание было обращено на сохранение правильной епископской хиротонии. Высшее Церковное Управление имело только двух епископов, Антонина и Леонида, на прочих надежды не было . Они могли явно бойкотировать новое Управление. Нужно было обеспечить себе епископский родник» стр. 10) . После посвящения в епископа прот[оиерея] И. Альбинского , тот же орган возвестил своим сторонникам: «Главным событием церковной жизни за последний период времени является рукоположение первого в собственном смысле своего архиерея» (там же, стр. 1) , это посвящение не прерывало апостольского преемства, но оно исключало каноническое преемство власти, потому что было совершено без благословения Патриарха и согласия епископов Русской Церкви, из таких, противных правилам Церкви, посвящений скоро возникла целая незаконная иерархия, не состоящая в общении с иерархией законной. Овладев верховной властью в церкви, епископ Антонин и его единомышленники от всех епископов и священников старого посвящения потребовали повиновения и признания своей власти.

http://bogoslov.ru/article/6172721

пр. 6. Павлов в Курсе, стр. 247 fin.: «Древние канонические правила требуют от всякого епископа, чтобы он без предварительного совещания с своим пресвитерием, т. е. коллегией пресвитеров, не поставлял клириков». (Архиерей, домовый его секретарь и его келейник). Некоторые судебные дела о лицах дух. звания под ежа непосродственному суду архиерея, – § 155 fin. (жалобы не допускаются). – Запрещение священнослужения по собственному суду архиерея, § 159. – В случае несогласия с мнением Консистории архиерей полагает собственное решение, которое и приводится в исполнению, §§ 380), 324 (328, мнение большинства не обязательно). 72 Для надзора над духовенством епархиальные периодевты (экзархи, когда епархии будут небольшие, – не будут нужны). Моей Истории Русской церкви т. И, 1,2 изд. стр. 378 прим. Наказ периодевту (экзарху) у Ралли и П., V, 583 fin. 73 Ср. моей Истории Русской церкви т. I, 1 пол., 1-го изд. стр. 318 sub fin., 2-го изд. стр. 371. 74 Имущество, которое принадлежало епископу или которое приобретено им до поставления в епископы, составляет его собственность и он при смерти распоряжается им по своему усмотрению; а имущество, которое он приобрел после посвящения, принадлежит церкви, которой и остается после его смерти: Апостольск. пр. 40 и толков. на него Зонарыи Вальсамона. У Властаря буквы Е гл. 23 (У Австрийских Сербов епархиальные фонды). Карфагенского собора пр. 41. У нас в России «указом 20 Февраля 1766 года дозволено монашествующим властям делать завещания в пользу частных лиц, но не в пользу монашествующих, как разъяснено в мнении Госуд. Совета 1858 года. Любопытную о сем переписку см. в «Собрании мнений и отзывов митр. Филарета» т. IV. Курс гражданского права К. П. Победоносцева , СПВ. 1806 г., часть вторая, § 38, стр. 304 нач. У Доброклонского в Руководстве по истории Русской церкви, в выпуске 4-м стр. 140. 75 «Церковное богатство – нищих богатство», – Апостол. прр. 38 и 41, Антиохийск. соб. пр. 25. Феофнла Алекс. пр. 11. См. моей Истории Русской церкви т. И, пол. 1, 1-го изд. стр. 454, 2-го изд. стр. 551. В Пидалионе Ερμηvεια к 59 Апостол. прпв., стр. 75. В Кодексе Феодосиевом, – Lib. XVI, Tim. 11, lex 6, закон Константина Вел. 326-го года, в котором (fin.): pauperes ecclesiarum divitiis sustentari oportet. Регламент запрещает отдавать имения умерших архиереев их родственникам, – часть 3, о монахах, § 61. Весьма желательно, чтобы это древнее до большей или меньшей степени снова стало действительностью (в каждой епархии центральное церковное попечительство о бедных, в котором быть и мирянам и которое должно стараться о сооружении епархиальной больницы и епархиальной богадельни).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Так, толкует дальше физиолог, и мы покинули Творца своего, и Он покинул нас и предоставил смерти. Потом, однако, сжалился над нами подобно матери, и пролил кровь свою за нас (Корнеев. Физиолог. – Изд. Императорск. Общества Любителей древн. письменности. 1890 г., стр. 185–192, вып. III, стр. 343–344:377). Паралелль, проводимая в физиологах между пеликаном, кормящим своею кровью своих птенцов, и Спасителем, пролившим кровь Свою для сиасения грешного рода человеческого, и послужила основанием к введению подобных сюжетов в круг иконописных, ювелирных, резьбы по дереву и других искусств. 129 Автор здесь имеет в виду колокол, называемый «Балык», который и доселе находится на лаврской колокольне и весит 200 пуд. 138 Этот случай Павел Алеппский поясняет так: «у них от патриарха, государя и простого человека слова эти – «мужик» – большая брань, они означают: «ты, братец, глупый!» (вып. IV, стр. 126). 149 «Все боятся его (Никона), говорит архидиакон Павел, и, бывало, постоянно просят нашего владыку, чтобы он похвалил их пред патриархом, когда с ним свидится» (вып. II, стр. 122). 150 Н. Рождественский. «Макарий, патр. Антиохийск., в России в 1654–1656 г.г.». Документы Посольского приказа, 52, стр. 33. 162 Если в церкви присутствует архиерей, то священник и дьякон, после того как войдут в алтарь, облачаются и, выйдя, сделают несколько земных поклонов пред иконами Господа и Владычицы, по всегдашнему обыкновению, подходят к нему под благословение (вып. II, стр. 162). 164 «Свете тихий» до Стоглавого собора у нас обычно читали во время всенощного бдения, что можно видеть из вопроса царя к отцам Собора. «Коея ради вины в нашем царстве на Москве и во всех московских пределах в соборных церквех и в приходных кроме монастырей по воскресеньским вечерням, и по праздничным и великим святым... святыя славы не поют... речью говорят» (Стогл. 33 вопр., стр. 71–72) 171 У архидиакона Павла такой счет часов: с наступлением ночи и до утра, и с утра до наступления ночи. 176 Прот. Никольский К. «Пособие к изучению Устава Богослужения Прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1653 г., спустя около семи месяцев по вступлении на кафедру, он уже издал «память», предписывая креститься троеперстно и при чтении молитвы Ефрема Сирина класть земных поклонов только четыре, а не больше (как делали в то время). В последующее время, чтобы придать своим начинаниям больший вес и значение, он обыкновенно прибегал к соборам из русских иерархов и к восточным патриархам. В первый раз по поводу книжного исправления был созван собор в 1654 г., затем новые созывались в марте 1655 г., апреле 1656 и два в мае того же года; на них он привлекал и восточных иерархов, случайно бывших тогда в Москве (Михаила митр. сербского, антиохийск. патр. Макария, сербского патр. Гавриила, митр. никейского Григория и молдавского Гедеона). Эти соборы признали необходимость справлять богослужебные книги по греческим подлинникам и древним славянским спискам, одобряли вновь исправленные книги, утверждали троеперстие и анафематствовали его врагов, не покоряющихся соборному решению, установили принимать католиков в православную Церковь без перекрещивания и ввели многие частные изменения в богослужебную практику. Восточные патриархи или письменно, или словесно – на соборе, в частной беседе и публично в соборной церкви – поддерживали Никона в его деле. Нужные для книжной справы книги были собраны из русских монастырей и в большом количестве получены с Востока. Новоисправленные книги после просмотра и соборного одобрения печатались и рассылались по церквам, монастырям и лавкам. Враги церковных исправлений подвергались заточению (Неронов, Логгин, Аввакум и др.), лишению священного сана (епископ коломенский Павел) и анафематствованию. Стремление Никона сообразоваться с греческой практикой в устроении богослужебного чина простиралось иногда даже на незначительные частности, напр. введение греческого клобука и камилавки, раздаяние антидора за каждой литургией и т. п. 222 Исправляя богослужебный чин, Никон побуждал духовенство совершать церковные службы благочинно и по уставу; запрещал мирянам носить в храм свои иконы, чтобы пред ними только молиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

По регламенту, утвержденному для себя самим собором на его первом деловом заседании, утром 2 мая, по всем вносимым предложениям предоставляется слово двум докладчикам – одному за и другому против (§ 5). Этого порядка держались по всем вопросам, исключая суда над Патриархом. В этом же случае ограничились лишь тремя речами против обвиняемого, после которых немедленно вопрос о его виновности был поставлен на голосование, несмотря на то, что председателю собора было подано более 100 записок с требованием слова! Осуждение Святейшего Патриарха не было результатом правильного судебного исследования его дела, а было предрешено ранее всякого суда, и лучшим доказательством этого служит анкета, предложенная всем членам собора для заполнения пред началом его занятий и служившая условием допущения их на собор. Заполняя эту анкету, каждый должен был написать, как он относится к лишению Патриарха сана. Таким образом, у членов собора, будущих судей Патриарха, потребовали определенного ответа на вопрос об его виновности ранее самого судебного исследования. Правилами Церкви (28 Апостольск[им], 4 и 12 Антиохийск[ого] Собора) установлено, что епископ, лишенный на соборе сана, обязан подчиниться его приговору и не приступать к священнослужению, пока его дело не будет пересмотрено большим собором, т. е., не собором, состоящим из большого количества епископов, а собором более широкой церковной области. Епископ, осужденный собором митрополии, может требовать пересмотра своего дела на соборе областном, в котором принимают участие епископы нескольких митрополий. Согласно этим правилам, Святейший Патриарх Тихон, в случае осуждения его православным собором Российской Церкви, мог бы обратиться с просьбою о пересмотре своего дела к собору вселенскому или, по крайней мере, к собору своей местной церкви, но с участием восточных патриархов и предстоятелей других православных церквей. Но правила эти не применены в настоящем деле Патриарха Тихона, потому что они имеют в виду православные, а не еретические или раскольнические [соборы].

http://bogoslov.ru/article/6172721

5. Навечерие Богоявления. (Сочельник). Царские часы с чтением Евангелия среди церкви. Литургия Василия Вел. начинается вечернею; совершается великое водоосвящение при храме в память о древнем обычае крещения в этот день оглашенных. М. Феопемпта и Феоны волхва, пр. Синклитикии п. Аполлинарии, прр. Михея, преп. Григория критскаго, Фостирия и Мины. 6.      Богоявление (Крещение Господа нашего И. Христа). 7.      Собор пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 8. Пр. Георгия хозевита, Емилиана исповедн., п. Домники, м. Картерия, Иулиана, Кельсия, Антония, Анастасия, Феофила диакона, Елладия; муч. Василиссы, Мариониллы, п. Илиипустыника, Григория печерск., св. Исидора и 72 (1472 г.), п. Паисия угличскаго. 9.      Свят. Филиппа, митр. московск. (1569 г.); м. Полиевкта, п. Евстратия, прор. Самея, св. Петра, еп. севастийского. 10.       Св. Григория, еп. нисского и Фсозвы диаконисы; п. Павла комелского, Дометиана, Маркиана, Макария писемского. Св. Григорий Нисский († после 394 г.), родной брат св. Василия Вел., присутствовал на 2-х всел. соб. и ему приписывают дополнение Никейского символа веры относительно учения о Св. Духе. Подобно своему брату, он отличался пламенной ревностью о правой вере. Пр. Маркиан († после 471 г.) отличался любовью к храмозданию. Так, он устроил великолепный храм во имя св. муч. Анастасии, и когда один из друзей его выразил удивление, почему он тратит большие суммы на этот храм, то святой ответил ему: «если бы ты выдавал свою дочь за знатного вельможу, то неужели не наградил бы ее богатым приданым? А я строю церковь невесте Христовой, пролившей за небесного Жениха свою кровь, как же мне жалеть богатство на украшения ее?» 11.       Пр. Феодосия великого (529), Михаила клопск. (1453 г.), Феодосия антиохийск. Икон Б. М. Египетской и Елецкой. 12. Муч. Татианы (226 г.), п. Евпраксии, м. Петра, Мертия; св. Саввы, арх. серб., п. Мартиниана белосзерск. Икон Б. М. Акафистной и Млекопитательницы. Св. Савва, первый архиеп. Сербский († 1236 г.), был великий поборник православия. Он «многи книги преписа законныя о исправлении вере», напр. Кормчую, которая потом была прислана болгарским деспотом Святославом киевскому митр. Кириллу II и легла в основу нашей Кормчей; иногда сам объезжал страну, исправляя недостатки, обличая заблуждения и утверждая народ в вере и благочестии. Церковное венчание он считал необходимым условием законного брака и потому посылал отыскивать тех, которые жили с женами без церковного благословения, и венчал их (жит. св. Саввы Серб. в библ. Каз. д. акад. 1381). Будучи великим поборником православия, св. Савва признавал, однако, латинское поливательное крещение истинным, почему и принимал латинян в православную церковь не через крещение, а через миропомазание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

81. Как произносится Молитва Господня в Российской Православной Церкви? Подобно тому, как принято произносить ветхозаветныя заповеди, как Церковь поет Блаженства, как читается Никео-Цареградский Символ Веры , – Молитва Господня, являясь пространной заповедью, тоже вкоренилась в молитвенное употребление церковно-славянским текстом: «Отче наш, иже еси на небесех! да святится имя Твое, да приидет царствие Твое: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго» ( Mф. VI, 9–13 ; Лk. XI, 2–4 ). В текст от Матвея включено словословие: 82. В чем исключительное значение молитвы «Отче наш»? «Какая молитва может быть более действительна у Отца Небеснаго, как не та, которая изречена устами Единородного Сына Божия?» (Архиеп. Ник., толк, на Ев. от Матфея). При глубоком разсмотрении молитва «Отче наш» отражает главнейшее из Христова благовестия, напоминает о Царстве, о нашем богосыновстве, взывает к миру, предостерегает от страстей, пробуждает смертную память, веру, надежду, любовь. Молитва эта близка и доступна всякому разумению, сближая высшее богомудрие с белизною простоты скромной верующей души. Воистину это есть «сокращение всего Евангелия» 55 . По отзыву Св. Златоуста «эти слова заключают в себе не только наставления в молитве, но и научение совершенной жизни . Изследуем же», говорит святитель, «со всем тщанием смысл их, и будем хранить их твердо, как закон Божий». 83. Возможно ли привести богодухновенныя толкования мужей Церкви, познавших святое значение молитвы Господней? Церковь хранит творения святых, давших драгоценныя толкования этой особой молитвы. Приводимый ниже краткия выдержки и мысли заимствованы из трудов: 1) Св. муч. Киприана (Фасция) Карфагенскаго, усеченного мечем в 258 г.; 2) Святит. Григория Нисскаго , 395 г., оставившого 5 бесед о молитве Господней: 3) Св. Кирилла Иерусал. 386 г., писавшого о мол. Господней в 5-м тайноводств. поучении; 4) Св. Иоанна Злат., 407 г., из его Антиохийск. бес. на Ев. от Матвея; 5) Св. Иоанна Кассиана 435 г., из 9-го собеседов.; 6) бл. Августина, еп. Ипонского 430 г., тракт, о Нагор. Проп.; 7) св. Максима Испов., 662 г., толков, на мол. «Отче наш», пис. для Фалассия; 8) Толковника Егангельск. бл. Феофилакта, толков, на Ев. Матфея; 9) Пр. Симеона Нов. Богосл., 1032 г., О трех видах молитвы; 10) Св. Тихона Ворон., 1783 г. твор. т. III.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

28-е). Таким образом, епископ Рима равен с епископом Константинопольской Церкви и с епископами прочих Церквей. И ни в одном правиле Вселенских Соборов, ни в «Правилах Свв. Апостолов» и принятых Вселенскими Соборами «Правилах Свв. отцов и учителей Церкви» нет никаких указаний на то, что Римский папа есть единый глава всей Церкви, непогрешимый судия епископов других независимых и автокефальных Церквей, преемник Апостола Петра и наместник Христа на земле. Напротив, в апостольских правилах читаем: Епископом всякого народа подобает знати первого в них, и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его рассуждения: творите же каждому только то, что касается до его епархии, и до мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего не творит без рассуждения всех. Ибо тако будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец и Сын и Святый Дух (Правило 34; сравн. 1-й Вселенский Собор прав. 6—7; 2-й Вселенск. Собор пр. 2—3; 3-й Вс. Соб. пр. 8; 4-й Вс. Соб. 6, 36 и 39 и Антиохийск. Собор пр. 9). В другом (35-м) правиле Св. Апостолов говорится: Епископ да не дерзает вне пределов своея епархии творити рукоположения в градех и селах, ему не подчиненных. Аще же обличен будет, яко сотвори сие без согласия имеющих в подчинении грады оные или села, да будет извержен и он, и поставленный от него. Итак, все епископы по власти в своих епархиях равны и независимы друг от друга. Если епископы каждого отдельного народа должны иметь первого в них, и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его рассуждения, то и первый в них епископ ничего не творит без рассуждения всех. Если он именуется «главою», то не по власти, а по чести, как первый между равными. Высшая власть в Церкви принадлежит рассуждению всех, то есть Собору епископов. И история свидетельствует, что каждая в отдельности автокефальная Церковь на Востоке и Западе была совершенно независима и самостоятельна по времена семи Вселенских Соборов. Как епископы автокефальных Церквей Востока, так и епископы Африки, Испании, Галлии, Германии, Британии управляли своими Церквами чрез свои поместные Соборы и римские епископы не имели права вмешиваться в дела этих автокефальных церквей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Муч. Памфил (IV в.) сличал тексты (т. е. чтения) Нового Завета, исправлял места, испорченные переписчиками, сам переписывал рукописи и раздавал желающим. 17. Вм. Феодора тирона, обр. мощ. м. Мины калликелада; мц. Мариамны; п. Феодосия и Романа болгарских. Спустя 50 лет после кончины св. великомуч. Федора († ок. 306 г.), римский император Отступник, желая осквернить христианский пост в первую седмицу св. четыредесятницы, приказал епарху Константинопольскому тайно в следующие дни кропить кровью идольских жертв съестные припасы, продаваемые на рынках. Св. Феодор явился ночью к Константинопольскому архиеп. Евдоксию и велел ему объявит всем христианам, чтобы они не покупали на рынках въездных припасов, а питались коливом, т. е. вареною пшеницею с медом. Отсюда видно, что если бы пост имел маловажное значение и даже был излишним, как неправильно учат сектанты, то святую неприкосновенность его не охраняли бы так небожители, и св. великомуч. Федор Тирон не оставил бы обителей Отца небесного для того только, чтобы указать земным братьям на средство избежать нарушения поста. Пр. Феодосий († 1362 г.) особенно прославился, как ревностный защитник православия против ересей-богомилов и жидовствующих. 18. П. Льва папы римск., Агапета, еп. синадск., Флавгана исповедн., патриарха Константиноп., п. Космы яхромского. 19. Ап. Архиппа и Филимона, м. Исихия; мц. Асклипиодоты, св. Апфии; п. Досифея, Равулы; исп: Евгения, Макария антиох. м.: Максима, Феодота. 20. Пр. Льва, еп. катанского; свм. Садока, еп. персидского и с ним 128 мучеников; п. Агафона, папы римск., пм. Корнилия, игумена псково-печерского. 21. П. Тимофея, Евстефия, архиеп. антиохийск. Георгия, еп. амастридского. 22. Обр. мощей мучеников, иже во Евгении; п: Петра, Афанасия испов.; Фалассия, Лимния, Варадата; м. Маврикия и с ним: Фотина, Феодора, Филиппа. 23. Свм. Поликарпа, еп. смирнск.; п: Иоанна, Антиоха, Антонина, Моисея, 3евина, Полихрония, Моисея, Дамиана сирийских Александра, Поликарпа брянского, св. Горгонии. Св. Горгония († ок. 372 г.), по словам брата ее Григория Богослова , с супружеством совместила добродетели девства и тем показала, что ни девство, ни супружество не соединяет и не разделяет нас всецело с Богом или с миром. Послужив Богу и природе в немногом и сколько того требовал закон плоти, она всецело посвятила себя Богу. Самый плод тела, т. е. детей и внуков своих, она соделала плодом духа, ибо всех их очистила и приобрела Богу. Этот пример св. Горгонии обличает суемудрие раскольников, известных под именем странников, которые утверждают, что для спасения души необходимо оставить попечение о жене, о чадах и удалиться в пустыню, а также и сектантов-хлыстов, которые отвергают брак, ненавидят детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

227 42-е пр. Тр. соб. сравн 96-е: «власы на главе, ко вреду зрящих, искусственными плетениями располагающих и убирающих… отечески врачуем приличною епитимией руководствуя их, аки детей и проч … да очищением жития, елико можно, ко Богу приближаются, и внутреннего паче, нежели внешнего человека украшают добродетелями и благими и непорочными нравами». 229 «Ист. р. церкви» – кн. I. стр. 477; ср. кн. II. 576–577 с примеч., а также «Истор. Росс.» Соловьева т. 20 стр. 459. прим. 259. 232 Bingh. ibid. 418. Tomass. ib. 768; впрочем, совершенно черный цвет блаженный Иероним предписывает монахам, а белому духовенству рекомендует держаться средины между цветами – белым и черным; «черный цвет – монашеский, совершенно белый – признак изнеженности». Tomass. 761. 239 Права и обязанности древнихмитрополитов и патриархов – Bingh. t. I. стр 204–260. Tomass. t. III. гл. III. IX. X. 240 Впрочем, собор Халкидонский 28-м правилом нарушил это соответствие церковных диоцезов гражданским тем, что подчинил три диоцеза (Понт., Аз. и Фрак.) патриарху Константинопольскому, а император Феодосий Младший разделил диоцез восточный (Антиох.) на два (антиохийск. и иерусалимск). 241 Имя патриарха употребляет в первый раз собор Халкидонский; но власть и права его – гораздо раннего происхождения; по крайней мере это нужно сказать об епископах александрийском и антиохийском (Никейск. пр. 6-е; сравн. II всел. соб. прав. 2-е и Халкид. 9-е) 242 Разнообразные мнения о начале митрополитанского устройства см. Bingh. кн. 2. 204–207; верно только, что ко времени IV века оно вполне сложилось и введено повсюду (Ник. 6 и 4), точно так, как самое название мптрополит стало с этого времени общепринятым вместо прежних названий – первый епископ (34 ап. прав.), экзарх епархии (Сард. собор. прав. 6-е и проч). 243 Что старейшинство между епископами большею частью определялось политическим значением городов – это факт общеизвестный (Ант. 9); оно служило даже поводом для интриг и честолюбивых махинаций (Халк. соб. пр. 12; редко старейшинством лет, как было в Африке, или церковным значением городов; – гл. город – кафедра апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/k...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010