Как бы то ни было, Галл и Юлиан разделили между собой, кому какие должно начать и совершить здания, и каждый из них с возможной ревностью старался возвести свою половину. Но Бог видимо здесь показал, сколь Ему неугодна жертва, приносимая не от чистого сердца. В то время как художники Галла счастливо продолжали свою работу, невидимая сила противоборствовала строителям Юлиановым. Сначала они не могли найти твёрдой почвы под основание; потом от времени до времени показывалось землетрясение, которое вырывало камни даже из земли и ниспровергало в одно мгновение то, что с великим трудом было укрепляемо. Иногда гром ударял в мраморные столпы и разрушал их на части. Иногда вихрь срывал крыши, под которыми хранилась известь, и развевал её по воздуху. Не видно ли из этого, что Господь ещё тогда изобличал будущее злочестие Юлиана и видимыми знаками предупреждал его от отпадения и гибели? Священномученик Вавила 367 Этот пастырь Антиохийской Церкви, живший в третьем веке по P. X., был для духовного стада совершенным примером всех добродетелей, наставлял детей своих словом, житием, любовью, верой и кротостью. Столь святой и славный человек не мог при гонителях христианства избегнуть страдальчества. Однажды цезарь Нумериан, будучи в Антиохии, приносил торжественную жертву идолам, а святой архиерей между тем совершал бескровную жертву в храме Христа Спасителя. Возвращаясь домой по окончанию всех обрядов, Нумериан услышал пение христиан и захотел войти в их церковь , отчасти из любопытства, а более для того, чтобы разогнать молящихся; но святой Вавила воспротивился и, употребив власть архипастыря, удержал Нумериана на пороге храма. Император мог бы с помощью стражи исполнить свою волю, но, видя множество православных, убоялся кровопролития и, скрыв досаду, оставил на тот раз святого человека в покое. На другой день, по повелению императора, христианская церковь была сожжена, и святой Вавила в оковах представлен был к нему для ответа. «Подлый раб! – воскликнул раздражённый Нумериан. – Какое безумие понудило тебя оскорбить твоего государя?» – «Я не оскорблял государя, – отвечал Вавила, – ибо знаю, что преступление против величества предержащей власти превыше всякого неистовства; я только не допустил идолопоклонника, обрызганного кровью богомерзких жертв, оскорбить святыню Господню». Нумериан, вне себя от гнева, велел водить праведника по всей Антиохии, а народу – над ним ругаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

Вавила сказал, засмеявшись: «Воистину ты достоин насмешки, говоря это; ибо я готов все претерпеть ради Христа, ради которого все презрел, дабы приобрести Христа; ибо души праведных в руке Божией и не коснется их мучение. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас уничтожением; но они  пребывают в мире; ибо Бог испытал их и нашел их достойными Его» (Прем. Сол. III. 1–4). Нумериан сказал: «Болтун, в чем мы достойны насмешки?» Вавила сказал: «Если услышат остальные боги твои, что ты поклялся одним Асклипием, то разгневаются на тебя, наибольше Игия; ибо я воистину стыжусь вашего неразумия, что вы не понимаете вашей пользы, но поклоняетесь тем, кому не поклонялись даже дети». Нумериан сказал: «Если услышит Христос твой и вознегодует, что ты поклялся Богом, что ты сделаешь?» Вавила сказал: Ты недостоин услышать ведение христиан, но ради стоящей толпы говорю, дабы из-за твоего неверия и они не были лишены ведения. Когда христиане называют Христа, они исповедуют и Отца, исповедуют и Сына и Духа; ибо Отец не разделен от Сына и Духа, ниже Сын от Отца и Духа; и нет сравнения Бога с демонами, которым ты поклоняешься, как написано: «Какое общение свету с тьмою»? 9.  Дети оставались висящими столько часов с Вавилою, подтверждая его слова. Мученик же сказал: «Вот я и дети, которых дал мне Бог» (Исаии VIII, 18). Нумериан же повелел мучить его, закованного в цепи, так что от тяжести оков блаженный был изранен, стоявшие же, бывшие ему знакомыми, сострадали ему и говорили: «Согласись принести жертву и избавь себя от мук». Вавила сказал: «Я не столько сожалею этого неразумного председящего, сколько вас, послушавшихся его и погубивших жизнь свою; итак, ему я не повинуюсь, а вас послушаюсь? Мне эти муки — жизнь. Ибо облегчает меня Господь, ради которого я  и подвизаюсь, и увенчиваюсь, и совершенствуюсь; поэтому я не чувствую, если ты даже подвигнешь против меня больше мук». Он повелел еще мучить его, а висящие дети воскликнули: «Тиран и нечестивейший, за что ты так жестоко и безвинно мучишь нашего господина и доброго пастыря? За то, что он чтит Владыку всех? Но за то он достоин чести, а не мук.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=935...

Священномученик Вавила был епископом в Великой Антиохии, во времена гонения от Декия. Декий, устроив праздник в честь идолов и принесши в жертву бывшего у него заложником персидского царевича, захотел войти в христианский храм, чтобы осквернить его. В это время св. Вавила отправлял службу в храме. Он не пустил сюда царя. Царь побоялся настаивать, потому что в храме было много христиан. На другой день он приказал сжечь храм и представить к себе св. Вавилу. «Знаешь ли, какое зло сделал и какой казни заслуживаешь ты, оскорбив царскую личность?» – сказал царь Вавиле. Вавила отвечал: «Царскую личность я не оскорбил, а только удержал того, кто хотел осквернить святыню Божию! Мне сам Царь Небесный повелел оберегать от волков данное мне стадо». – «Ты получишь прощенье, если поклонишься богам нашим», – продолжал царь. «Я готов принять казнь, но от Бога не отступлю. Я желал бы и тебя вывести из мрака и избавить геенны, которую ты сам себе готовишь и к которой призываешь других». Услышав о взятии на суд Вавилы, пришли в судилище трое братьев, учеников его: Урван, Прилидиан и Епполоний, отроки. «Чьи эти дети?» – спросил царь. «Мои по духу», – отвечал Вавила. «Есть ли у вас мать?» – спросил царь отроков. «Есть, – отвечали они, – но мы любим Вавилу больше матери, потому что он заботится о спасении наших душ». Отыскали мать Христодулу. Та сказала, что отроки – ее дети, но она отдала их Вавиле, чтобы он привел их в Царство Небесное. Царь приказал бить мать, детей же начал ласкать, а потом бить за непослушание, наконец, вместе с Вавилой, привязав к дереву, жечь огнем. «Что пользы, что ты отдаешь себя и детей на смерть? – сказал царь Вавиле. – Ты позаботился бы, чтобы они не погибли в цвете юности». Святой мученик отвечал: «Тебе, царь, следовало бы заботиться о пользе своего государства и бороться с врагами своего народа, а ты гонишь и мучишь нас, ни в чем неповинных». Царь разгневался и приказал отсечь головы всем четверым мученикам. Это было в 251 г. В IV веке, по повелению Юлиана отступника, мощи свв. мучеников были удалены из Дафны, где покоились. Во время отшествия мощей молния пала на храм идола Аполлона и обратила его в пепел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Памятн. древн. христ. Церкв. т. 1, ч. 2, стр. 201. Спб. 1829 г.). В постановлениях апостольских св. апостол Фома повелевает епископам посвящать иподиаконов с возложением рук и молитвою (Постан. апостол. кн. 8, гл. 21: твор. муж. апостол. врем. т. 1, стр. 413. Амстердам, 1724 г.); но св. Василий великий говорит, что иподиаконы посвящались без возложения рук (св. Васил. велик. прав. 51: книг. правил, стр. 309. Спб. 1843 г.). Без возложения рук посвящались они и на Западе (IV карфаген. собор. прав. 5), где к священным чинам не причисляли их до тринадцатого века (Серединск. богослужен. западн. церкви, ст. 3, стр. 19. Спб. 1849 г.). 2) Об аколуфах знаем, что в греческой Церкви их не было в течение четырех почти веков, и ни один из писателей греческих не причисляет их к степеням иерархии (Ветрин. Памятн. древн. христ. Церкви т. 1, ч 2, стр. 205. Спб. 1829 г.); а из посвящения их по древнему чиноположению римскому видно, что оно совершалось без возложения рук (IV карфаген. собор. прав. 6). 3) Делом заклинателей было изгонять бесов: что во времена апостольские и в близкие к ним совершалось, по дару Духа Святого, каждым христианином (св. Иустин. мученик. Аполог. 2: христ. чтен. 1840 г. ч. 3, стр. 13–14. Тертуллиан. Аполог. гл. 23: твор. ч. 1, стр. 56. Спб. 1847 г. Св. Киприан. Письм. к Донату: твор. стр. 3. Венеция, 1728 г. Ориген . Прот. Цельса кн. 1 и 7: творен. т. 1, стр. 324–325. 596. Париж, 1733 г.); о заклинателях же, как чине церковном, упоминается уже в третьем (Корнил. Письм. к Фабию: Евсев. Церк. истор. кн. 6, гл. 43, стр. 389. Спб. 1848 г.), а потом в четвертом веке (собор. антиохийск. прав. 10: книг. правил, стр. 144. Спб. 1848 г.). С возложением ли рук или без него посвящались заклинатели, не известно; но заклинать бесов никто не мог ни в церквах, ни в домах без поставления в сию должность от хорепископа или епископа (собор. антиохийск. прав. 10 и собор. лаодик. прав. 26; книг. правил. стр. 155. Спб. 1843 г.). 4) О чтецах, как церковном чине, в первый раз упоминает Тертуллиан , потом св.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

8.      Пер. мощей св. вм. Феодора стратилата; п. Ефрема, патр. антиохийск.; пр. Зосимы финикийского; Феодора еп. сузд.; благ. кн. Василия и Константина яросл.; ик. Б. М. Ярославской. 9. Св. Кирилла архиеп. алекс.; мц.: Феклы, Марфы, Марии; пр. Кирилла игум. белоезерского; пр. Александра, игум. куштск. Св. Кирилл Алекс. в одном своем слове пишет: «иже Церкви Божии и причастия себе святых Христовых тайн удаляюще, врази Божии бывают и бесом друзи» (Б. Собор, л. 118). 10. Св. свм. Тимофея, еп. прусск.; м. Александра, мц. Антонины девы; п. Феофана антиохийск.; св. Вассиана, еп. лавдийск., п. Варлаама хутынск. В город Ровенку, где жил угодник Божий Вассиан, пришло от царя повеление казнить одного чиновника, по имени Вижмния, невинно оклеветанного: его тотчас взяли, заключили в оковы и привели на место казни. Не сознавая за собой никакой вины, Вижмний вспомнил угодника Божия Вассиана и, преклонив главу под секиру палача, молился: «Угодниче Божий! Благодатию, данною тебе от Бога, будь мне ныне помощником». И что же? Едва только палач поднял секиру, она вырвалась из рук и упала на землю. Утвердивши в руках смертоносное оружие, исполнитель казни опять хотел ударить, но секира вторично выпала из его рук, и в третий раз случилось то же. Градоначальник, подозревая в этом намеренную измену своему долгу со стороны палача, призвал другого для совершения казни. Но и у этого секира тоже троекратно вырывалась из рук. Народ, бывший свидетелем столь необычайного происшествия, познал в этом невидимое Божественное покровительство осужденному и требовал его освобождения. Когда донесено было царю о случившемся и царь приказал произвести строгое следствие о виновности Вижмния, то оказалось, что он был жертвой клеветы. Царь велел его освободить и возвратить ему все чины и достоинства. Вижмиий всенародно прославил угодника Божия Вассиана, которого молитвами был избавлен от напрасной смерти. Относительно Феофит Антиох. († 369 г.) раскольники утверждают, что он никогда не причащался, но – несправедливо. Если в житии его не говорится о причащении, то потому, что писатель не считал нужным и говорить об этом, как о вещи общеизвестной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Собора 4-го, Василия Вел. 1-го, Антиохийск. Собора 19-го, Сардикийского Собора 3-го и 15-го и Двукратного Собора 16-го. За созыв самовольно Собора они осуждаются правилами: Антиохийск. Собора 20-м. За самовольное введение брачного епископата осуждаются пр. VI Вселенск. Собора 12-м и 48-м. За беззаконное введение второбрачия клириков (священников, диаконов и иподиаконов), хотя и «прикровенно», осуждаются правилами: 1Тим. 3:2 , Тит. 1:5–6 , Апост. пр. 17-м и 26-м, VI Вселенск. Собора 26-м и Василия Великого 12-м. За принятие и «развитие» своего учения в области догматики осуждаются правилами VI Вселенск. Собора, VII Вселенск. Собора предаются анафеме. Здесь уместно привести слова «Окружного послания Восточных Патриархов» от 6 мая 1848 года, где пишут Первосвятители: «У нас ни патриархи, ни соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас само тело Церкви, т. е. самый народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласною с верою отцов своих» 566 . К моменту возвращения Патриарха к управлению Церковью обновленцы захватили почти все епархии тем способом, о каком мы упоминали в предыдущей главе. В епархиях почти не оставалось православных архиереев: ВЦУ всех непокорных «уволило на покой», и они проживали на «частном» положении. Поэтому святейшему Патриарху предстояло, в первую очередь, послать епископов на места для возглавления епархий. Летом 1923 года в Петроград был назначен епископ Мануил, хиротонисанный из иеромонахов с титулом епископа Лужского, викария Петроградского. Осенью в Астрахань был назначен Высокопреосвященный Фаддей 567 . Епископом Ташкентским тогда же был назначен Преосвященный Лука, в миру известный профессор, доктор медицинских наук Войно-Ясенецкий. Его епископская хиротония была совершена тайно, ранним утром, в Ташкентской кладбищенской часовне двумя проживавшими в Ташкенте епископами, в том числе Преосвященным Андреем, епископом Уфимским. Назначением епископа Мануила на Лужскую викарную кафедру, с правом управления всей Петроградской епархией, Патриарх зачёркивал каноническое лицо обновленческого епископа Петроградского и Лужского Артемия, считая кафедру г.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Я же верю Отцу Господа нашего, что как ты побежден нами, так будешь побежден и неприятелями; обещания же твои давай подобным тебе, повинующимся тебе, и держись твоего намерения; ибо ты не столько можешь даровать, сколько постарался отнять у нас». 12.  Итак, царь, разгневавшись, отдал ему и трем отрокам приговор, чтобы были отрублены их головы. Вавила же, взявши приговор с тремя отроками, обязал клятвою стоявших, говоря: «(Заклинаю) вас Богом созерцателем всех, положите меня с цепями на ногах моих и на шее моей в свидетельство тирана сего, имеющего вечно казниться и пребывать в огне нескончаемом, вечно наказующем ослушавшихся Христа Сына Божия и прилепившихся к демонам  нечистым, то есть идолам, изготовленным людьми, которые сами больше богов своих; ибо сами они жили, а создания их — никогда; ибо начало гордости измышление идолов, а изобретение их — погибель жизни; ибо они не были изначала и не будут вовек». И выходя из города, святой Вавила пел так: «Ты спас нас от печалящих нас и ненавидящих нас посрамил (Псал. XLIII. 8); посему Тебя Бога восхвалим все дни и во веки веков». И подпевали ему отроки, а вместе и говорили: «Помолись за нас, отче, что не оставили тебя; ибо ты умудрил нас познать Христа, сотворившего все, или лучше быть познанными Им». И святой мученик Вавила попросил вышедшего обезглавить их перед ним порубить святых отроков и затем уже его самого и, держа их справа и слева, сказал: «Вот я и дети, которых дал мне Бог». Отроки же сказали Вавиле: «Господин отец наш и учитель, с тобою мы скончаемся; ибо изначала мы были воспитаны тобою и конец будем иметь с тобою с исповеданием, которое ты исповедал пред лицом царей, начальников и властей». И когда они скончались, мученик, увидев веру отроков и свободоречие от Бога, а не от людей, возрадовался столь великой твердости их и совершенству и сказал: «Благословен еси, Боже истинных христиан, усовершенствовавший сих отроков чрез меня, раба Твоего, больше же чрез святое имя Твое; ибо воистину из уст младенцев и ссущих Ты совершил хвалу» (Псал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=935...

Преподобный Македоний был сирийским пустынником. 25 лет он скитался по разным странам, наконец поселился в глубоком рве, под открытым небом и пребывал в постоянной молитве. Посетители устроили для него небольшую хижину. Здесь подвижник провел 25 лет, удостоился дара чудотворения и, достигши 70 лет, скончался. Жил св. Македоний в V веке. Мученики: Вавила и два ученика его: Тимофей и Агапий, пострадали в III веке, на острове Сицилия. Св. Вавила с юных лет оставил родительский дом и поселился в одной горе для подвигов к спасению души. К нему присоединились Тимофей и Агапий. Язычники, открыв местопребывание святых, хотели было предать их своему начальнику, но они удалились на остров Сицилию. Здесь св. Вавила привел ко Христу многих язычников. Узнав об этом, князь подверг как самого Вавилу, так и учеников его истязаниям и затем приказал заколоть их. 24-го празднуется перенесение мощей св. Анастасия Персянина. (Читать под 22 числом). Мученик Иоанн Казанский пострадал в XVI веке. Он был взят в плен казанскими татарами и сделан слугой царского родственника Алей-Шнура. Господин хотел принудить его к отречению от Христа и, увидев отказ, велел обезглавить. Татары изранили тело его, нанесли сильную рану на шее и в таком виде оставили его. При наступлении ночи, мученик пришел в чувство, оградил себя крестным знамением и дошел до русского посольства, поддерживая голову. Здесь причастился св. таин и наутро скончался; весь дом наполнился в это время необыкновенным благоуханием. 25-е число Св. Григорий Богослов был архиепископом в Константинополе. Назван Богословом за свои сочинения о Боге-Слове, Спасителе мира, и о Св. Духе. Жил святитель Григорий в IV веке. Родился он по молитвам благочестивой матери Нонны. Молясь, Нонна обещала посвятить сына Богу и, когда родился Григорий, все свои силы употребила на то, чтобы воспитать его в вере и благочестии, и начала это с самых ранних лет, когда младенец еще едва только стал понимать беседу матери. Когда Григорий возрос, то любимым занятием его сделались чтение слова Божия и молитва .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

— Не должно нам, христианам, — отвечал Вавила, — никого из людей ни укорять, никому ни досаждать. Не досаждаем мы и тебе: ибо не должно бесчестить создание Божие, сотворенное по образу Божию и по подобию. Однако, если кто восстает на Бога и наносит оскорбление Его святыне, тот не только не достоин почтения, но вполне справедливо его возненавидеть, как врага Господня, по слову Давида: «мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя? Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне» (Пс.138:21-22). — Оставь свое многоглаголание, — сказал ему царь, — и послушай нас: если ты хочешь избавиться от казни за свое преступление и получить прощение, то принеси жертву нашим богам и поклонись им. — За порученное мне стадо, — отвечал святитель, — я готов перенести всякое страдание и даже умереть. И немного помолчав, сказал: — Я не могу отречься от Бога моего и служить ложным богам, о беззакониях коих стыдно и подумать. — Снова говорю тебе, — сказал царь, — оставь свое многоглаголание и принеси жертву богам. Если же не исполнишь сего, то моя власть так же зло погубит тебя, как зол ты сам. Вавила отвечал: — У меня было желание избавить тебя от мрака, тебя окружающего, чтобы ты мог избежать нескончаемых мучений, а ты и себе приготовляешь еще большие муки, и других к ним призываешь. Истинно говорю тебе: не можешь ты избежать рук Бога Живого. Тогда мучитель притворился кротким и стал спокойно спрашивать святого Вавилу: — Можешь ли ты, — сказал он, — объяснить нам, что такое Бог? Вавила отвечал: — Существа Божия постигнуть невозможно, хотя бы ты употребил для сего всё старание; ибо Бог есть вечно сущий Царь и Творец всего, неизреченный, непостижимый, не подлежащий испытанию умом человеческим, начало и сила всего. Он сотворил ангелов и архангелов и все другие бесплотные существа; после них — Он создал человека и даровал ему бесчисленные блага, поставил его царем на земле, по подобию того, как Он Сам царствует на небесах, и поместил его в раю. Для того же, чтобы человек понял свое высокое назначение и имел признак того, насколько он выше животных, Бог привел их к нему и повелел дать имена им. Бог создал человеку помощницу и удостоил его наслаждаться беседою с Собою. Неблагодарный человек презрел своего Создателя и с пренебрежением отнесся к Его заповедям, а врага своего не сделавшего ему никогда никакого добра и только польстившего ему, послушал. Поверив льстивым его речам, он праведным судом Божиим был изгнан из рая. Но незлобивый и благий Бог, хотя и отогнал человека от Себя, однако непрестанно ему благодетельствует, явно показывая, что, несмотря на наши бесчисленные прегрешения, не хочет Он нашей погибели, но всячески устрояет наше спасение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Ахия (брат, друг Господень, евр.), пророк, 12 ноября. Афанасий (бессмертный, греч.), еписк. Тарса кид., муч., 22 авг. Афанасий комментарисий, муч. килик., 4 янв. Афанасий муч., 23 апр. Афанасий чтец, муч. кипрский, 20 июня. Афанасий , муч. мелитинский, 7 ноября. Афанасий , из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Афанасий ведикий, архиеп. александрийский, 2 мая и 18 янв. Афанасий , преп. павлопетрийский, исповедник, 22 февр. Афанасий , преп. мидикийский, 26 окт. Афанасий , преп. афонский, 5 июля. Афанасий , патриарх цареградский, 24 окт. Афанасий , пр. печерский, 2 дек. Афанасия девица, муч. коринфская, 6 ноября. Афанасия , муч. адександрийская, 31 янв. Афанасия , преподобная египетская, игумения. 12 апр. Афанасия , преподобная египетская, с Андроником , 9 окт. Афиноген (от Афины-Минервы происходящий, греч.), еписк. Пидахфои, и десять учеников его, 16 июля. Афинодор (царь Афины т. е. Миневры, греч.) монах, муч. сирийский, 7 дек. Борис-Роман , князь русский, 24 июля и 2 мая. Вавила (смешение, сирск. в евр.), муч. сицидийский, 24 янв. Вавила . еписк. антиохийский, 4 сент. Вавила , муч. никомидийский, и с ним 84 детища, 4 сент. Вадим архимандрит, муч. персидский, 9 апр. Вакх (бог винодедия,греч.), муч. с Сергием, 7 окт. Вакх , муч. фракийский, 6 мая. Валентина (см. Валентян) дева, мученица палестинская, 10 февр. Валентин (сильный, или из города Валенции, дат.), пресв., муч. римский, 6 июля. Валентин , муч. из Доростола, 24 апр. Валентин , муч. интерамиский, и три ученика его, мучч. италийские, 30 июля. Валент (сильный, дат.) диакон, муч. падестинский, 16 февр. Валент , или Уад , из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Валериан (из города Варии иди Валерии в Италии, или Валериев, дат.), муч. римский, 1 июня. Валериан , муч. римский, с Кикилиею и др. 22 ноября. Валериан, Кандид и др. мучч. трапезунтские, 21 янв. Валериан , муч. с Идиею и др., 13 сент. Валерий (бодрый, крепкий дат. balere), муч. мелитинский, 7 ноября. Валерий , из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Ваптос (погруженный, греч.) воин, 10 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010