Внешне преподобный был здоровым и бодрым, и братии не верилось, что он так близок к смерти. Но когда вечером пришли к святому Ферапонту в келлию, то увидели, что он уже скончался. В мантии и куколе лежал он на своей постели. Лицо было покрыто, а у изголовья стояло кадило с горящими угольями и благоухающим фимиамом. Это произошло 12 декабря 1597 года. Исполняя волю почившаго старца, преподобный Адриан дал ему лжицу богоявленской воды. Преподобный сам открыл уста и испил воду, при этом лицо его просияло. В тот же день инок Протасий, у которого с детства болели глаза, получил исцеление у гроба святого. Погребен преподобный Ферапонт в приделе во имя Святителя Николая, которого он особенно призывал в молитве и часто читал его житие. Много чудес совершил угодник Божий и после блаженной кончины, Не раз спасал он родную обитель от нашествия польско-литовских полчищ, от нападения разбойников, от притеснения бояр. Однажды по реке Костроме шел караван стругов 75 . Напротив обители преподобного Ферапонта был большой порог, затруднявший плавание. Купцы сошли с кораблей и направились в монастырь, где отслужили молебен преподобному Ферапонту, испрашивая помощи в путешествии. Но один из них – Вавила, не захотел идти в обитель и остался на берегу. «Много таких старцев, – говорил он, – неужели все они святые?» Когда начали спуск кораблей через порог, то первые шесть стругов, принадлежавшие благоговейным купцам, прошли благополучно. При этом несколько человек видели, как ветхий старец, одетый в мантию, куколь и лапти, садился на корму каждого корабля и управлял им в особо опасных местах. Но когда спускали корабль Вавилы, то старец не сел в него, и какой-то дивный юноша перерубил веревки. Корабль тотчас же стремительно понесся к порогу, его било о камни, кренило на бок и было видно, что он вот-вот потонет. Вавила в отчаянии бросился на землю: «Горе мне, окаянному, – кричал он, – все потерял – и свое и чужое!» Стоявшие рядом попутчики объяснили Вавиле, что это с ним случилось за дерзость и хулу на преподобного Ферапонта.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Четвертый день. Поуч. 2-е. Св. священномученик Вавила. (С порочным не дружись). I. Из жизни св. священномученика Вавилы известно, что трое учеников его: Прилидиан, Урван и Епполоний возлюбили своего св. наставника больше своих родителей и вместе с ним пострадали за Христа, наследовав, благодаря руководительству св. Вавилы, жизнь вечную в царстве небесном. Их пример учит и всех юношей искать дружбы не с порочными, а с людьми благочестивыми. Дружба с порочным рано или поздно может подвергнуть и душу и тело наше величайшей опасности. В этом убеждает нас и слово Божие и жизнь человеческая. II. а) Слово Божие говорит, что потомки Сифа, сына Адамова, жили добродетельно и богоугодно во все время, пока был жив Адам, за что священное писание и называет их сынами Божиими; они не смешивались с беззаконными потомками Каина, которых слово Божие называет сынами человеческими. Но по смерти праотца Адама благочестие сынов Божиих стало ослабевать; по смерти Сифа они и совсем развратились, а причиною сего развращения было то, что они сблизились с нечестивыми потомками Каиновыми, ибо тесное знакомство и дружба с людьми порочными кого не развратит? Хорошо сказано в псалмах: с преподобным преподобен будеши, и со строптивым развратишися ( Пс. 17, 26–27 ). А Иисус, сын Сирахов, душевредную дружбу с людьми порочными уподоблает смоле; он говорит: касаяйся смоле очернится, и приобщаяйся гордому точен ему будет (13,1). Так же точно следует рассуждать не об одной гордости, но и о всяком другом грехе, и особенно о нечистоте плотского греха: всякий кто заводит дружбу с порочным человеком, от него же научится и пороку его, и очернит себя, как очерняется человек, прикасающийся смоле. И справедливо уподобляется порочная жизнь людей развратных смоле: как смола черна и прилипчива, как она легко пристает ко всякой вещи, а когда загорится, то издает смрадный дым, и пламень ее бывает трудно погасить: так и гнусные дела беззаконных мрачны, отвратительны и черны, как эфиопы. И говорит таковым Сам Бог в книге пророка Амоса: не якоже ли сынове эфиопстии, вы есте Мне, сынове израилевы (9; 7)? Когда, говорит, вы развратились, не стали ли в очах Моих такими же темнообразными, как эфиопляне? Всякий грешник есть черный эфиоп, он ненавидит света и не приходит к свету, да не обличатся дела его, яко лукава суть ( Иоан. 3, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Так как попытка Юлиана восстановить иерусалимский храм относится к 362 году, то из приведенного указания следует, что слово написано в 382 году. Но, имея в виду, что Златоуст не всегда со всею точностью обозначает время событий, можно считать указанное обозначение времени лишь приблизительным и принять, что слово написано Златоустом около 382 года 198 . Что касается вопроса: было ли «слово в память Священномученика Вавилы» произнесено в церкви при собрании народа, или нет, то на него можно скорее дать отрицательный ответ. Кто поверит, чтобы столь длинное слово было произнесено зараз. Притом, оно не имеет заключительного славословия в честь Пресвятой Троицы, которым обыкновенно оканчиваются церковные поучения Златоуста. Наконец, выражения этого слова: «я потому и описываю это пред живыми еще свидетелями» 199 , по-видимому, едва ли могли быть произнесены в народном собрании. Правда, во многих местах, этого слова Златоуст обращается к «некоторым» или «присутствующим». Но, по всей вероятности, это обращение есть обычный оборот ораторской речи, так как и все вообще слово изобилует цветами обычного красноречия, или произошло от того, что автор намеревался прочитать свое слово друзьям 200 . Некогда в Антиохии был епископ Св. Вавила. Горя ревностью по благочестию и любовью к ближним, он, однажды неустрашимо воспретил вход в церковь одному из императоров римских, умертвившему взятого им самим в заложники царского сына. Озлобленный Император повелел заключить в темницу, и потом умертвить неустрашимого епископа. Вавила только просил, чтобы вместе с телом положены были в гроб и цепи, которыми он был связан в темнице. Эти цепи, действительно, были найдены при останках, когда Галл, управлявший Антиохией при Констанции, повелел открыть гроб, перенести св. мощи мученика в Дафну, антиохийское предместье, и положить в нарочно устроенном для этой цели храме. Цель Галла состояла в том, чтобы воспрепятствовать безнравственным потехам в Дафне, любимом гульбище антиохийцев. Действительно, пресловутое предместье мало-помалу стало преобразовываться из места увеселений в место благочестивого поклонения.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Cvetkov/o...

228 Фабиан был епископом Рима в 236–250 гг. Известно, что он разделил римскую христианскую общину на семь округов, во главе которых поставил диаконов. Фабиан стал одной из первых жертв гонения Деция. 229 Александр, будучи глубоким стариком, был арестован, препровожден в Кесарию Палестинскую и посажен в тюрьму, где и умер в 251 г. Вавила был епископом Антиохии в 238–250 гг. По преданию, он запретил императору Децию, который уже начал гонения, войти в христианский храм, где шло богослужение. На следующий день Вавила был арестован и вскоре казнен вместе с тремя своими учениками – Урбаном, Прилидианом и Епполонием. 230 Требониан Галл (206–253 гг.) был сенатором в Перузии, а в 245 г. стал консулом, в 250–251 гг. – наместник в Мезии. После смерти Деция Галл был провозглашен императором (в июне 251 г.). Он вел войну с готами и персами на Востоке. В борьбе с претендентом на престол он потерпел поражение и был убит. Волузиан был его соправителем в 252–253 гг. В Мезии поднял восстание Эмилий Эмилиан. Галл и Волузиан выступили против него, но в Интерамне (город в Умбрии) оба были убиты. 231 Аммоний Сак (175–242 гг.) был знаменитым философом, основателем школы неоплатонизма и учителем Плотина. Он родился в христианской семье, но увлекся философией и вернулся в язычество. Под его именем сохранилась «Гармония Евангелий, или Диатессерон», в котором автор делил Евангелия на разделы, известные под названием Аммониевых секций. 232 Порфирий Тирский (232/233–после 301 г.). Его настоящее имя Мелх, в возрасте 30 лет он оказался в Риме, где и стал учеником Плотина. Порфирий был противником христианства (об этом свидетельствует известное под его именем произведение «Против христиан», которое в 448 г. христиане сожгли). Однако некоторые авторы, к которым относится и Иероним, считали, что Порфирий одно время был христианином, а историк Сократ пишет, что Порфирий перестал быть христианином, когда обозлился из-за несправедливых обвинений в его адрес со стороны некоторых христиан в Кесарии. Порфирий был автором 77 сочинений. Скорее всего, Аммония он упоминал в «Жизнеописании Плотина», который был учителем Плотина, либо в сочинении «Против христиан».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Особенно уважались исповедники, пребывшие твердыми после многих истязаний; различие мук и число допросов умножали их достоинство между верными: иные претерпевали только узы, другие, изможденные едва не до смерти, подвергались иногда по нескольку раз пыткам; потому и предоставлялись им особенные преимущества. Они имели право писать соборные послания к различным Церквам, как некогда Апостолы, и ходатайствовать пред епископами о прощении кающихся или о сокращении их епитимий, и голос их был первый на соборах, если носили степени церковные; не только верные, но и еретики наипаче страшились их обличения, ибо истина, запечатленная собственной кровью, есть страшное свидетельство. Таким образом малодушие, обнаружившееся вначале, обратилось в неодолимое мужество, когда обличили себя и отпали все недостойные; произошло даже несогласие в некоторых Церквах, судя по тому, с какой точки: строгости или снисхождения, смотрели на уклонение от мученичества. Один из первых пострадал Св. Папа Фавиан, и полтора года после него сиротствовала Церковь Римская, от заточения или рассеяния могущих избрать ему преемника; оставшийся клир управлял своей Церковью и сносился с прочими. Декий простер гонение на всех первопрестольных епископов Христианского мира. Святый Вавила Ацтиохийский и Александр Иерусалимский, уже за сорок лет пред тем бывший исповедником при Севере, ввержены были в темницу, один в своем городе, другой в Кесарии преставились в узах. Шествуя на место мучения, с тремя отроками, им просвещенными, Св. Вавила просил окружающих зарыть тело его в оковах, чтобы в день суда не лишиться такого украшения, и, взглянув на отроков, возгласил: «Се аз и дети, их же дал ми есть Бог». Престарелому Оригену предстояло также за год до кончины претерпеть томления жестокой пытки, чтобы присоединить деяния к славным писаниям. Странный случай спас св. Дионисия Александрийского из рук мучителей. Четыре дня спокойно ожидал он их прихода и не был найден ищущими; наконец, по внушению Божию, оставил дом свой и тогда впал в руки сотника и стражи, которые привели его на ночь в малый городок Египта.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Случаи эти следующие: отлучение императора Феодосия I Амвросием Медиоланским ; отлучение Ливийского военачальника св. Афанасием Александрийским ; отлучение правителя египетского Пентаполя, по имени Андроника Синезием епископом Птолемаидским, и еще один случай, который будет указан ниже. Первый из этих случаев должен быть отнесен – к форме отлучения неполного, т. е. простого „лишения общения»: Амвросий предложил Феодосию не участвовать в богослужении, и Феодосий пробыл лишенным общения восемь месяцев 100 . Отлучение в других двух случаях было полным отлучением. – Что послужило причиной всех этих отлучений? По мнению отлучавших, этой причиной служили деяния противные христианской нравственности. Так Феодосий отлучен был за то, что, по его приказанию, как передавала это дело народная молва, убеждение в справедливости которой разделял и отлучивший, в Фессалонике „семь тысяч человек было умерщвлено без всякого суда и без улики в сделанном преступлении " 101 . Ливийский военачальник отлучен был за то, что „нагло и неистово посягал на чужие брачные ложа» 102 , а упомянутый Андроник за то, по словам отлучавшего, что поносил Христа делом и словом 103 . Св. Иоанн Златоуст рассказывает еще аналогический случай отлучения – именно отлучение епископом Вавилою, впоследствии мучеником, какого-то царя, имени которого Златоуст не называет, но думают, что этот царь был Филипп-Аравитянин 104 . Как Златоуст рассказывает, за убийство юноши-заложника в войне с другим народом, епископ Вавила отлучил царя от церкви „с такою твердостью и с таким бесстрашием, с каким пастух отделил бы больную овцу от стада» 105 . Процесс отлучения по рассказу Златоуста сходен с таковым же, что мы знаем из рассказа об отлучении Феодосия, т. е. Вавила, встретив царя, идущего к богослужению, остановил его при дверях храма и запретил ему вход в храм. Златоуст при этом рассказе хвалит „вместе с мужеством и благородство» отлучавшего: он, по Златоусту, „как воодушевлявшийся мыслью пожертвовать своею жизнью мог бы осыпать царя оскорблениями, но он ничего лишнего ни сделал, ни сказал».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Kipari...

Сентябрь [В случае, когда дни памяти или имена мучеников не удалось привести в соответствие с современным месяцесловом, сохранены данные оригинала.] 1. Святые братья родные Евод, Ермоген и сестра их Каллиста были усечены мечом. Изображение: Св. Евод и Ермоген лежат на земле, обезглавленные, один юный, другой старец; близ них св. Каллиста стоит на коленах подле палача, держащего меч. 2. Святой мученик Мамант – скончался, когда у него исторгли чрево. Изображение: На горе стоит дом и в нем св. Мамант, юный, без бороды, лежит навзничь; воин вонзает трезубец в живот его. 3. Святой священномученик Анфим усечен был мечом. Изображение: За воротами укрепленного города св. Анфим, молодой, с бородою едва показавшеюся, в архиерейском облачении, обезглавленный стоит на коленях; за ним один палач держит окровавленный меч, а спереди другой палач держит отсеченную голову. 4. Святой Вавила и с ним три младенца были усечены мечом. Изображение: Св. Вавила, в архиерейском облачении, старец с широкою бородою, лежит обезглавленный; подле него три младенца на коленах преклоняют головы свои под меч палача. 5. Пророк Захария, отец Предтечи, умерщвлен был между храмом и алтарем. Изображение: В храме под сению водружена трапеза; пред нею св. Захария, старец с длинною бородою, в священнической еврейской одежде, стоит, подняв к небу глаза и руки; а воин, держа его за волосы, что на темени головы, мечом пронзает его шею. 6. Святые Евдоксий, Зинон, Ромил и Макарий были усечены мечом. Изображение: Евдоксий и Зинон, юные, с бородами едва показавшимися, стоят на коленах, простерши руки к небу, а отсеченные головы их лежат пред ними на земле; подле них палач влагает меч свой в ножны; вблизи св. Ромил старец, обезглавленный другим палачом; а св. Макарий, юный, стоит на коленах; палач мечом усекает его в выю. 7. Святой Созонт убит был кольями. Изображение: Святой лежит на земле; два воина бьют его толстыми деревянными кольями. 8. Святые Руф и Руфим усечены были мечом. Изображение: Один из них с остроконечною бородою, а другой с проседью, лежат обезглавленные; подле них стоит палач с мечом. 9.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

По своим апокалиптическим взглядам очень близок к дьякону Феодору был и единственный русский юродивый писатель Афанасий, более известный под своим монашеским именем Авраамия. Этот восторженный, легко умилявшийся и плакавший, ходивший зимой и летом босой и в одной рубашке ученик Аввакума был неплохо образован, недурно владел и, оставаясь в Москве дольше, чем большинство других учителей старообрядчества, сыграл значительную роль в распространении “старой веры” в столице. Но нарастание апокалиптической экзальтации и эсхатологических предчувствий, конечно, ярче всего сказывалось среди последователей “лесных старцев”, перекочевавших в начале 1650-х годов во главе со своим вождем Капитоном из костромских пределов в вязниковские леса около Владимира, на юг от Волги. После начала правки книг они могли уже с еще большей убедительностью говорить о наступлении последних дней, пришествии Антихриста и предательстве иерархов. В середине 1660-х годов в вязниковских лесах вокруг озера Кшаро образовалась целая колония “лесных старцев”, странников, монахов и монахинь и вообще всякого люда, проникнутого предчувствием прихода Антихриста. Число их исчислялось в сотнях, а может быть, и тысячах. Они не ходили в церковь, не причащались, скрывались от светских и церковных властей. Сам Капитон к этому времени, видимо, уже умер, но движение возглавляли его “достойные преемники”, бывший студент в “парижьстей академии” Вавила, “дивный” Леонид, муромец Василий Волосатый, старицы Капитолина и Евпраксея и другие славные “железноносцы”. Все это странное общество проживало в лесных норах, келейках и избах. Помимо вязниковских лесов эти фанатики — отщепенцы от церкви проникают в вологодские и костромские леса, нижегородские, суздальские и муромские Их духовная напряженность доходит до крайних пределов и дает возможность развиться ужасному обряду духовного спасения самоубийством. Если их учитель Капитон проповедовал укрощение плоти самым жестоким постом, который по средам, пятницам и даже субботам выражался в полном отказе от пищи, то теперь Вавила, Леонид, Василий Волосатый и другие уже проповедовали постоянный пост с полным воздержанием от еды, то есть самоубийство голодом.

http://sedmitza.ru/lib/text/439538/

Тогда он сказал им: — Если вам я скажу, то вы не поверите и не послушаете меня. Братия же поклялись ему, что они соблюдут всё, что он скажет им. Тогда воскресший сказал им: — Имейте послушание во всем к игумену, кайтесь каждый час и молитесь Господу Иисусу Христу, и Его Пречистой Матери, и преподобным отцам Антонию и Феодосию, дабы здесь, в этой обители, кончить жизнь свою и удостоиться быть погребенными со святыми отцами в пещере: ибо эти три добродетели выше всех других. И, если кто исполнит все сие, как подобает по чину, блажен будет, только бы не возгордился. О прочем не спрашивайте меня, но умоляю: простите меня. Сказав это, он пошел в пещеру и, затворив за собою двери, пробыл там безвыходно двенадцать лет. Никогда после того он уже не видал солнца, беспрестанно день и ночь плакал; вкушал лишь немного хлеба и воды, и то только через день, и во всё это время не сказал никому ни одного слова. Когда же приблизилось время кончины Афанасия, он призвал братию и сказал им всё то, что говорил прежде о послушании и покаянии, и почил с миром о Господе, и положен был с честью в той пещере, где подвизался [ 1 ]. По своем преставлении, преподобный Афанасий посредством чудотворения известил братию о своем блаженном состоянии. Один из иноков, по имени Вавила, страдавший много лет болезнью ног, принесен был к мощам блаженного сего Афанасия и, прикоснувшись к телу его, тотчас же исцелел, и с того времени до самой своей смерти никогда не страдал никакою болезнью. О сем явлении своего преподобного исцелителя, Вавила так поведал братии, среди которых был и Симон святой, списатель жития сего [ 2 ]: — Когда я лежал и кричал от боли, внезапно вошел блаженный сей Афанасий и сказал мне: приди ко мне, и я исцелю тебя. Я хотел было его спросить, каким образом и когда пришел он сюда? Но он вдруг стал невидим. Поверовав явившемуся мне, я попросил, чтобы меня принесли к нему, и вот ныне получил исцеление. С этого времени уразумели все, что преподобный затворник Афанасий угодил Господу и удостоился блаженства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Когда же он ждал смерти, призвал к себе братию и сказал ей то же, что в первый раз, о послушании и покаянии, и что блажен тот, кто сподобляется быть положенным в пещере. Сказав это, он почил в Господе с миром и был положен с честью там же, в пещере, где подвизался. По успении своем, он чудотворением возвестил о своем блаженстве. Один из братии, именем Вавила, много лет больной ногами, принесен был к мощам этого блаженного и, обняв тело его, тотчас исцелился и с того часа до смерти своей никогда не болел ни ногами, ничем другим. Вавила поведал братии (в числе которой был и св. Симон, составитель этого жития) о таком явлении своего исцелителя. «Когда, сказал он, я лежал и кричал от болезни, внезапно вошел ко мне блаженный Афанасий и сказал мне: “Приди ко мне, и я исцелю тебя». Я хотел спросить его, как и когда пришел он сюда; он вдруг стал невидим. И я, поверив явившемуся мне, постарался, чтобы меня принесли к нему, и так исцелился. И отсюда поняли все, что блажен и угодил Господу этот преподобный затворник Афанасий. Его святыми молитвами да сподобимся и мы, воскреснув от смерти греховной, пожить богоугодно в покаянии и затем получить вечную жизнь во Христе Иисусе, Живодавце нашем, Которому слава с Источником жизни, Богом Отцом и Животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Житие преподобного отца нашего Николы Святоши, князя Черниговского (14 октября) Он был поваром Печерским три года, вратарем три года; исцеляя и пророчествуя, спас Петра врача, с ним и сам вместо того, чтобы умереть, остался жить и потом тридцать лет подвизался, не выходя из монастыря «Проходит образ мира сего. Владычество переходит от народа к народу. Господь низвергает престолы властителей и сажает крепких на место их» ( 1Кор.7:31 ; Сир.10:8,10:17 ). Об этой непрочности земного и преходящего величия помыслили блаженный и благоверный князь Никола Святоша, сын Давида Святославича, князя Черниговского, внук Святослава Ярославовича, князя Киевского и Черниговского, основавшего святую, Богом созданную, Печерскую церковь . И понял он, что только на небе не переходит образ Ипостаси Божией, Его присносущное Слово, и там только Царство всех веков и величие во всяком роде и роде, уготованное Царем царей и Господом господствующих, для любящих Его. И потому, оставив славу и богатство, честь и власть своего земного преходящего княжения, ради небесного вечного царствия (как тот древний индийский царевич Иоасаф) и пришедши в Печерский монастырь, облекся в святой иноческий образ, противоположный всякому образу этого мира, переходящего как тень и небытие, и, насколько возможно, соответствующий неизменному образу Ипостаси Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010