Преосвященный Нил начал с улучшения постановки учебного дела в местной духовной семинарии, потом вызвал многих образованных священников из центральных епархий и наиболее способных из них поставил начальниками вновь организованных миссионерских станов. Одновременно он энергично взялся за дело храмостроительства. За 15 лет им было сооружено более 70 церквей, в том числе в тундре Якутии и в северо-западной части Камчатки. Высокую оценку заслуживает и его деятельность в деле обращения старообрядцев. В основных очагах старообрядчества он создавал православные приходы. Среди языческих народностей края больше всего внимания он уделил бурят-монголам. Он сам занялся изучением ламаизма, образа жизни и языка бурят и побуждал к тому своих наиболее способных сотрудников. Кроме того, он принимал непосредственное участие в подготовке священнослужителей из среды самих бурят. На Китайской границе, близ Кяхты, трудами архиепископа Нила возник Чикайский скит, а в южном предгорье Саянского хребта (в центре бурятских поселений) в 1851 году была создана и приступила к миссионерской работе Нило-Столобенская пустынь. Изучив местные диалекты, преосвященный Нил вместе с несколькими сотрудниками приступил к переводам священных и богослужебных книг. Несмотря на огромные трудности предпринятого дела, к 1854 году были выпущены в свет переводы на монгольский язык Евангелия (частично), Служебника, Часослова, чинопоследований литургии, вечерни, утрени, крещения, обручения, венчания, водоосвящения и молитв ко святому причащению. Переводческую и редакторскую деятельность архиепископ Нил продолжал и после перевода его на Ярославскую кафедру. Уже после отъезда из Иркутска преосвященный Нил закончил большой труд «О буддизме». Трудолюбивый владыка и в Ярославле главное внимание сосредоточил на подвиге миссионерства. Здесь он много потрудился над возвращением в лоно Православной Церкви раскольников-старообрядцев. Санкт-Петербургский университет высоко ценил научные заслуги архиепископа Нила, избрав его своим почетным членом. Этому университету он завещал свою редкую по объему и ценности минералогическую коллекцию.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В мероприятии приняли участие начальник Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления Президента РФ по внутренней политике Е.В. Еремин, главный советник Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления Президента РФ по внутренней политике А.В. Третьяков, директор Департамента развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Министерства просвещения РФ А.В. Милехин, директор ФБГУ «Росаккредагентство» Л.С. Измайлова, председатель Совета Российского фонда фундаментальных исследований академик В.Я. Панченко, секретарь Совета НОТА, ректор Национального исследовательского ядерного университета «Московский инженерно-физический институт» академик М.Н. Стриханов, ректор Московского архитектурного института (государственной академии), президент Российской академии архитектуры и строительных наук, вице-президент Российской академии художеств академик Д.О. Швидковский, ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Я.И. Кузьминов, первый проректор по учебной и методической работе Санкт-Петербургского государственного университета М.Ю. Лаврикова, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , председатель Федерального учебно-методического объединения по теологии протоиерей Владимир Воробьев , ректор Саранской духовной семинарии митрополит Саранский и Мордовский Зиновий , ректор Сретенской духовной семинарии архиепископ Верейский Амвросий , ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Питирим , ректор Российского исламского института Р.М. Мухаметшин, ректор Московского государственного лингвистического университета И.А. Краева, ректор Ивановской пожарно-спасательной академии И.А. Малый, ректор Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена С.И. Богданов, ректор Кубанского государственного университета М.Б. Астапов, президент Российского государственного гуманитарного университета, член президиума Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования РФ Е.И. Пивовар, ректор Гуманитарного института (г. Москва) М.А. Быкова, ректор Бурятского государственного университета Н.И. Мошкин, и.о. ректора Дагестанского гуманитарного института М.З. Гаджидадаев, ректор Института дружбы народов Кавказа Т.С. Ледович, проректор РГГУ, председатель экспертного совета по истории Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки РФ В.П. Шкаренков, президент Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина Л.Е. Шапошников, проректор ОЦАД, председатель экспертного совета по теологии Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки РФ Д.В. Шмонин , исполнительный директор НОТА Г.И. Теплых, заместитель председателя экспертного совета по теологии ВАК при Минобрнауки РФ, заведующий кафедрой РГГУ Л.Ф. Кацис, заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Валентин Васечко, другие представители вузов, являющихся членами НОТА.

http://patriarchia.ru/db/text/5607298.ht...

Прочитавши примечания Аскоченского 254 , я тогда же подумал и другим высказал, что за них его потянут в суд. Предчувствие мое оправдалось; я прочитал уже в «Домашней Беседе» заявление его о примирении. Но предчувствую, что и тут еще не конец. В. И–ч 255 действительно поступил неосторожно, хотя бы и по суду обнаружилось пройдошество Малькова. Бурачек мне перестал писать и я теперь не знаю ничего ни... (пропуск). Летом он писал мне, что против него восстали некоторые члены совета, чтобы выжить его из совета, но, дескать, недостояли против него(?)... Теперь вероятно оппозиции против него усилятся, когда protege его Мальков, которого он величал святым мужем... (опять пропуск)... Удастся ли вам поездка в Петербург? Будете ли из Петербурга ждать разрешения на выезд, или поедете с разрешения своего Владыки? Также, как влияет на это Петербургский митрополит? Бурачек обер-прокурора считает покровителем Совета, только св. синод не по нем. Из монгольской библиотеки готов вам выслать все возможное, переводы прежних алтайских миссионеров за Байкалом и преосвященного Нила 256 . Но о последних я должен сказать: увы! никуда не годны. Казем-Бека 257 не понимают татары, потому что Алтайск улаи(?), а преосвященного Нила не могут понять буряты, потому что сделал перевод неумело. Переводы сделаны на древний книжный язык, который понимают только ученые буряты, и при том со множеством ошибок не только против чтения, но и против грамматики бурятского языка. А между тем преосвященный Нил жалуется на нас святейшему синоду, что не вводим его монгольского богослужения. Он удивляет нас своим самолюбием. Так он чрез Доржеева ходатайствовал пред святейшим синодом, чтобы ему, Доржееву, предоставлено было управление Иркутскою и Забайкальскою миссиею, так что преосвященный Парфений и я как бы совсем устранялись от этого дела. Святейший синод, разумеется, на это не согласился, но на введение перевода в богослужение настаивает. Но я держусь такого правила, что если новокрещенные понимают по-русски, то не навязывать им монгольского. Пусть скорее обрусеют: это лучше утвердит их в вере, а дети их не будут знать ничего бурятского, ни веры, ни языка. А если оставить их бурятами, то для каждого нового поколения нужны будут новые миссионерские действия. Примерь – казанские крещеные татары. И здесь есть язычники – потомки некогда ревностных христиан-бурят, только не обрусевших. Вводить монгольское богослужение для бурят, понимающих по-русски, значит искусственно поддерживать в них привязанность к всему бурятскому со всеми предрассудками и суевериями. По-бурятски у нас стал служить только Доржеев и это служит только курьезом для русских и обрусевших инородцев – богохульным, а для настоящих бурят непонятным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Сейчас активно обсуждается возможность выделения в многолетнюю аренду большой территории земли в Сибири китайским предприятиям для занятия сельхоздеятельностью. Как бы Вы это оценили, с точки зрения взаимопроникновения культур, развития православия в китайском мире? – Я считаю, любые контакты между православными и неправославными, вне зависимости от их национальности и гражданства, способствуют тому, чтобы неправославные люди имеют возможность больше узнавать о православии. Если, скажем, русские православные будут общаться с неправославными китайцами – это теоретически больше возможностей для китайцев узнать о православии, и это позитивно могу оценивать. Я согласен с позицией владыки Савватия (Антонова), митрополита Улан-Удэнского и Бурятского, который достаточно позитивно оценил это решение. К сожалению, очень часто можно слышать какие-то не очень адекватные высказывания об этих программах, которые связаны, наверное, с тем, что люди не знают историю и не очень внимательно читают существующие материалы. Договоров никаких нет, подписан только протокол о намерениях, ни к чему не обязывающий, с одной из сельскохозяйственных компаний. Если мы будем говорить о возможных негативных последствиях, с моей точки зрения, единственное возможное негативное последствие сдачи в аренду сельскохозяйственных земель – это их истощение. Но если правильно организован контроль за эксплуатацией этих земель, за качеством производимой продукции, за использованием удобрений, за режимом пользования, если он эффективно осуществляется, то это только хорошо и позитивно. – Отец Дионисий, вы, долгие годы живя в Китае, наверняка знакомы с менталитетом китайцев, с их психологией. На ваш взгляд, китайцы, попадая в Россию, воспримут то культурное окружение, ту религию, которая их окружает, либо останутся абсолютно невосприимчивы? – Китайцы очень открыты к христианству, сейчас особенно, потому что Китай находится в своеобразном периоде транзита. На самом деле меняется тип сознания, Китай всё больше открыт к миру и чувствует внутри себя нехватку каких-то идей, поскольку прошел через «культурную революцию», поскольку были сломлены собственные культурные основы. Китай сейчас их ищет. И в обществе немало социальных проблем.

http://pravmir.ru/pravoslavie-v-kitae-pr...

Протоиерей Олег Матвеев В результате этого обращения для первоначальной организации жизни православной общины и проведения подготовительной работы по регистрации прихода 1 апреля 1996 года на территорию Монголии выехала делегация мирян и священнослужителей, в состав которой вошли благочинный Бурятского округа Читинской и Забайкальской епархии протоиерей Игорь Арзуманов, настоятель Успенского храма г. Кяхта священник Олег Матвеев и историки О.В. Бычков (кандидат исторических наук, ученый секретарь Бурятского благочиния) и А.Д. Жалсараев (кандидат исторических наук, референт Бурятского благочиния). Именно отец Олег Матвеев будет окормлять монгольскую паству до официальной регистрации ставропигиального прихода (в штате ОВЦС МП) и назначения сюда на должность постоянного настоятеля отца Анатолия Фесечко (25 декабря 1997 г.), совершив в Улан-Батор за примерно 1,5 года 9 поездок . Символично, что первая организационная встреча бурятского духовенства и ученых с православными Монголии состоялась 3 апреля 1996 года, т.е. за день до знаменитой даты, в которую совершалась первая Божественная литургия в консульском храме Урги. Отмечая задачи воссоздаваемого прихода, протоиерей Игорь Арзуманов в рапорте на имя председателя ОВЦС МП митрополита Кирилла указывал, что необходимо «сохранение православной веры среди русской эмиграции» и «организация миссионерской деятельности самих российских граждан среди автохтонного населения» . Первые молебны и крещения отец Олег Матвеев совершал на частных квартирах, в гостиницах, поскольку у зарождающегося православного прихода не было ни помещения, ни отведенного земельного участка. Эти насущные вопросы были решены исключительно благодаря тесному взаимодействию ОВЦС, Читинской и Забайкальской епархии, Посольства России в Монголии, Торгового представительства России в Монголии, монгольского руководства и неравнодушных верующих страны. 27 ноября 1996 года в результате стараний церковных иерархов, светских властей России и Монголии Министерство юстиции Монголии зарегистрировало православный приход, который был принят в юрисдикцию Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Через некоторое время 16 марта 1997 года в Улан-Баторе священниками Игорем Арзумановым и Олегом Матвеевым была отслужена первая, спустя многие годы, Божественная литургия, а 22 декабря 1997 года ОВЦС утверждает Устав Свято-Троицкого прихода г. Улан-Батор .

http://pravoslavie.ru/159479.html

Митрополит Улан-Удэнский и Бурятский Савватий: засуха и пожары — последствия влияния человека на природу 26 августа, 2015. Митрополит Улан-Удэнский и Бурятский Савватий Огонь в лесах Бурятии бушует на площади в 138 тыс га 26 августа. ПРАВМИР. Лесные пожары бушуют в Бурятии. Сейчас там горит 138,5 тыс га леса. Еще 14 возгораний на общей площади около 6,4 тыс га локализованы. О ситуации в Бурятской митрополии Правмиру рассказал митрополит Улан-Удэнский и Бурятский Савватий. — В целом, по ощущениям жителей республики, обстановка довольно напряженная. Ряд районов в дыму от пожаров. В Улан-Удэ уже несколько недель из-за дыма от пожаров солнце едва видно. Особенно тяжко приходится жителям Прибайкальского, Кабанского и Баргузинского районов: там задымление ощущается особенно сильно. Очень тяжко приходится насельницам Батуринского женского монастыря. У многих появились слабость, головокружение и тошнота. Поэтому, чтобы хоть как-то нейтрализовать влияние на организм угарного газа, я благословил ослабление Успенского поста и в качестве лекарства — употребление молока. Перед стихией человек со всей его техникой бессилен. В очередной раз я утверждаюсь в мысли, что силен человек лишь в разрушении. В первую очередь, в разрушении себя самого и природы — Божием творении. Созидать гораздо труднее. Созидание с точки зрения сиюминутной выгоды не приносит совершенно никакой пользы. Именно поэтому Архиерейский Собор под председательством Святейшего Патриарха Кирилла принял документ «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии». Сегодня всем уже понятно: проблемы экологии это не простое сотрясание воздуха. Проблемы проистекают от греховного воздействия человека на природу. Ради получения сиюминутной выгоды человек зачастую прибегает к разрушению целостности окружающей его природы. По моему пониманию, нынешняя засуха и, тем более, пожары — это последствие непосредственного влияния человека на окружающую природу. Поэтому, уже в который раз за это лето я призвал народ Божий вверенной мне епархии к молитве и бережному отношению к окружающему миру, как к творению Божию.

http://pravmir.ru/mitropolit-ulan-udensk...

В Улан-Удэнской епархии открываются курсы базовой подготовки в области богословия для монашествующих 4 октября 2023 г. 11:34 27-30 сентября 2023 года по благословению председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви игумена Петра (Еремеева) выездная экспертная группа посетила Улан-Удэнскую епархию с целью определения готовности к открытию курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих Бурятской митрополии . В состав выездной экспертной группы вошли: председатель — игумен Адриан (Пашин), ученый секретарь Совета Московской духовной академии , доцент кафедры богословия, кандидат физико-математических наук, кандидат богословия; секретарь — монахиня Анувия (Виноградова), секретарь Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, казначея Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы, кандидат исторических наук; монахиня Феонилла (Харченко), помощница секретаря Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, насельница Иоанно-Предтеченского ставропигиального монастыря. Выездную комиссию встречал и сопровождал по монастырям Улан-Удэнской епархии председатель епархиального отдела по религиозному образованию и катехизации, руководитель курсов для монашествующих, благочинный Улан-Удэнского округа, настоятель храма Вознесения Господня г. Улан-Удэ иерей Роман Хлыбов. 28 сентября на базовой площадке курсов — в Свято-Троицком Селенгинском мужском монастыре в селе Троицком Прибайкальского района Республики Бурятии состоялось общее собрание, посвященное открытию курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих Бурятской митрополии. В состав Бурятской митрополии входят Северобайкальская  и  Улан-Удэнская  епархии. В Северобайкальской епархии монастырей нет, в Улан-Удэнской епархии находятся три монастыря. Всего в программе обучения на базовой площадке Свято-Троицкого Селенгинского мужского монастыря примут участие две мужские обители и один женский монастырь Улан-Удэнской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/6064754.ht...

И. о. была образована 26 сент. 1937 г., в нее вошел ряд районов Восточно-Сибирской обл., внутри И. о. был создан Усть-Ордынский Бурят-Монгольский национальный окр. (с 1958 Усть-Ордынский Бурятский автономный окр.). 3 сент. 1990 г. Бурятский автономный окр. принял Декларацию об экономическом самоопределении. 11 окт. 2005 г. между И. о. и Бурятским автономным окр. был подписан договор об объединении территорий; 1 янв. 2008 г. Усть-Ордынский Бурятский автономный окр. вновь стал частью И. о. Религия Религ. жизнь на территории И. о. формировалась под воздействием мн. религий: языческих верований, христианства, буддизма, ислама, иудаизма и др.- как результат многовекового совместного проживания представителей монголоязычных, тунгусо-маньчжурских, слав., тюрк., финно-угорских и др. народов. В наст. время в И. о. насчитывается более 400 религ. объединений, из к-рых 284 зарегистрированы в управлении Мин-ва юстиции РФ по И. о., ок. 130 групп действует без регистрации (в 1990 действовало 35 зарегистрированных общин). Религ. объединения региона относятся к 22 конфессиям и деноминациям. Подавляющее большинство общин входит в Иркутскую и Ангарскую епархию РПЦ (232 прихода и иркутский в честь иконы Божией Матери «Знамение» жен. мон-рь ). Православие исповедует 75% верующего населения. Православие Острожная башня со Спасской часовней (1667) с Илимского острога (Иркутский архитектурно-этнографический музей «Тальцы») Острожная башня со Спасской часовней (1667) с Илимского острога (Иркутский архитектурно-этнографический музей «Тальцы») начало распространяться в регионе с приходом сюда рус. служилых людей в нач. 30-х гг. XVII в. В 40-х гг. XVII в. была построена церковь в Братском остроге (ныне г. Братск). Духовными и хозяйственными центрами края являлись правосл. обители. Во 2-й пол. XVII в. были основаны муж. мон-ри: Усть-Киренский во имя Св. Троицы (1663), Спасский Братский (1671), иркутский в честь Вознесения Господня (1672). С 1689 г. существует Знаменский жен. мон-рь в Иркутске. В начальный период освоения Прибайкальского края строились в основном часовни, в XVIII в. начали сооружаться не только деревянные, но и первые каменные церкви. В 1-й пол. XVIII в. число правосл. жителей в Прибайкалье значительно возросло за счет постоянного притока переселенцев из Европ. России и вслед. миссионерской деятельности Церкви среди коренного населения. В 1706 г. было учреждено Иркутское и Нерчинское вик-ство Тобольской и Сибирской митрополии, в 1727 г. преобразованное в самостоятельную епархию. В 1725 г. при Вознесенском мон-ре была создана первая в Вост. Сибири школа, в 1780 г. в Иркутске открылась ДС. Миссионерство было одним из главных направлений деятельности Иркутских архипастырей.

http://pravenc.ru/text/674057.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 5 историй о любви к человеку 4 мин., 14.09.2016 Обед - важнее Фото WanderingtheWorld (www.ChrisFord.com) Митрополит Вениамин (Федченков) рассказывал, как его друг, священник, начал строить храм у себя на приходе. Дела ладились, стройка шла. Но вот беда — стал запаздывать батюшка к обеду. Матушка недовольна: то пища остыла, то переварилась и пережарилась. Да и время напрасно пропадает, и другие дела по дому есть… И огорченная хозяйка вместо прежней любви начинает уже сердиться на мужа. Узнав, что митрополит едет в Оптину , батюшка описал все свое затруднение и попросил его зайти непременно к старцу Анатолию спросить совета: как ему быть, кого предпочесть — храм или жену? Друг исполнил его просьбу, рассказал все старцу. Тот, выслушав, стал сокрушенно качать головой. — Ах, какая беда, беда-то какая! — потом не колеблясь, заботливо начал говорить, чтобы батюшка в этом послушался матушки: — Иначе плохо будет, плохо! Конечно, — сказал отец Анатолий, — и храм строить — великое дело; но и мир семейный хранить — тоже святое Божие повеление. Муж должен, по апостолу Павлу, любить жену, как самого себя; и сравнил апостол жену с Церковью. Вот как высок брак! Нужно сочетать и храм, и семейный мир. Иначе Богу неугодно будет и строение храма. Пусть приходит вовремя к обеду. Всему есть свое время. А потом, немного подумав, добавил: — А тут добро-то добро: строить храм-то. Но к нему тайно примешивается и тщеславие: ему хочется поскорее кончить… людям понравиться… Так и отпишите… Владыка так и отписал. И дело поправилось.   Обновка для бурятских мальчишек Фото Funky Shapes Святитель Иннокентий Иркутский стал первым православным епископом Восточной Сибири. И хотя происходил он из дворянского рода, но очень любил делать все своими руками. Часами мог возиться в огороде, а когда жил в монастыре — помогал тянуть сети рыбакам. Но одним из самых главных своих дел владыка считал просвещение местного народа. Для бурятских детей он организовал школу, где дети учились грамоте и Закону Божьему. Но с наступлением зимы несколько ребят вдруг перестали посещать занятия. Оказалось, что детям просто нечего обуть: зимней обуви у них не было, а дорога до школы даже от ближайших деревень была неблизкая. Узнав об этом, епископ Иннокентий отправился в купеческую лавку, продал свои рыболовные сети, которые сам же сплел, и одну написанную им икону. На вырученные деньги он купил несколько метров кожи и толстого стёганого войлока на тридцать пар гутул — войлочных сапог. Семь ночей он шил толстой иглой, похожей на крючок, обувь для бедных бурятских мальчишек. Через неделю обновка была готова. Епископ Иннокентий раздал счастливым детям новенькие гутулы, и они снова стали ходить в школу.

http://foma.ru/5-istoriy-o-lyubvi-k-chel...

Свет небесный, осиявший Вифлеемских пастырей в благодатную ночь рождения Спасителя мира, да сияет выну в Вашей душе и преисполняет Вас радостию и веселием ангельским, во славу Виновника всех надежд и истинных радостей спасаемых человеков. Только дня два прошло, как я возвратился из последнего в этом году путешествия, которое простиралось на северо-запад от Иркутска по московскому тракту, в оба конца до 1400 верст. Туда было мною предположено ехать во второй половине лета; но непредвиденное путешествие в Кяхту воспрепятствовало исполнить предположение. В некоторые дни морозы, восходившие свыше 30 градусов, довольно затрудняли путешествие. Впрочем, при Божией помощи, кроме одного дня во все дни совершал я литургию по сельским церквам, которые везде теплые, а в иных селах совершал всенощное. Вся свита бывшая со мною – певчие и диаконы – состояла из десяти человек. Особенною целию моего путешествия было знакомство с одним новоизбранным Тайшею – ламайцем, заступившим место своего отца, который был крещенный и много обещал благого влияния к обращению своего ведомства бурятов в христианство . Новый Тайша принял меня и свиту радушно. В доме его совершено всенощное. На другой день в соседней церкви, при которой погребено тело его родителя, после литургии, которую совершал я, совершена панихида по умершем Тайше в присутствии его сына язычника. Это ему было очень приятно. А в доме священника местного он разделял трапезу со мною. Приятно было видеть, что цель моего посещения бурятского Тайши достигалась в надежде. Тайша не только не показывает враждебного расположения ко святоту делу, но, по-видимому, и сам понимает вполне святость православной веры и пользу обращения к ней бурятов, сознавая, впрочем, что этого вдруг нельзя сделать. Если та надежда оправдается, которая возбуждена словами и некоторыми распоряжениями этого Тайши, то, кажется, весною мне опять надобно будет ехать в эту часть бурятского населения, – если Богу то будет угодно. Каждое путешествие мое дает мне встречать случаи неприятные и тяжелые, показывающие недостаточность нашего попечения о благом влиянии на инородцев. В помянутой стране бурятского населения до 10 тысяч бурят обоего пола, и около них не нашел я ни одного священника, который бы заботился или имел возможность с удобством заботиться о просвещении их; но, напротив, двоих встретил таких, которых бы надлежало немедленно устранить от своих мест, как вредно действующих на бурят своим обращением с ними. Хотя вполне благонадежных не имею в виду, но по крайней мере устраню неблагонадежных, а новым дам наставление при назначении на места – поступать не по примеру предместников.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010