1-м правовым оформлением Г. считается решение Собора франц. епископов и кор. Карла VI от 27 июля 1398 г. отказаться от подчинения антипапе Бенедикту XIII . Этот Собор провозгласил финансовую независимость франц. Церкви от папской курии. В результате принятия неск. решений о приостановке подчинения франц. Церкви папе Римскому (в 1398-1403, 1407-1409) произошел возврат к практике выборов епископов и раздачи бенефициев через ординарных коллекторов. На ассамблеях франц. духовенства, созванных королем (1396, 1398 и 1406), были провозглашены «союз короля и его духовенства», восстановление системы выборов и раздачи бенефициев, лишь утверждаемых папой, возврат к древним свободам Церкви Франции. Впервые франц. прелатами была высказана идея контроля Парижского парламента над папским законодательством, касающимся Франции, что в дальнейшем превратило Верховный суд страны в «хранителя галликанских свобод». Ордонанс от 18 февр. 1407 г. о «восстановлении древних свобод Церкви Франции» стал 1-м опытом организации управления Церковью в соответствии с принципами Г. Он отразил соглашение короля и духовенства о необходимости контроля и ограничения посягательства Рима на древние свободы Церкви во Франции. Теперь парламент мог судить дела и конфликты, связанные с выборами епископов и аббатов. Последовавшие Констанцский Собор , положивший конец схизме в католич. Церкви, и Базельский Собор , подтвердивший принципы концилиаризма, способствовали укреплению идей Г. После роспуска Базельского Собора, решения к-рого были отвергнуты папой Евгением IV , кор. Карл VII пренебрег волей папы и созвал в Бурже Собор франц. духовенства, к-рый принял Буржскую прагматическую санкцию (1438), закрепившую решения Базельского Собора и ставшую доктринальной основой Г. Надзор за осуществлением положений Прагматической санкции был возложен на Парижский парламент, что послужило основанием для формирования парламентского Г., отличавшегося большим радикализмом. В 1450 г. был созван Собор духовенства в Шартре для проверки законности статей Прагматической санкции; с этой целью и была создана ложная «Прагматическая санкция Людовика Святого», датированная 1269 г., в к-рую вошли мн. постановления, действительно принятые в XIII в. 27 нояб. 1461 г. Людовик XI приостановил действие Прагматической санкции 1438 г., что вызвало протест парламента, составившего в нояб. 1465 г. текст возражения (ремонстрации), где защищался принцип свободы выборов и освобождения от аннатов . Этот текст (89 статей) явился наиболее полным выражением парламентского Г. и использовался его защитниками в эпоху Реформации и религиозных войн во Франции . До кон. XVI в. парламент в петициях королю настаивал на своем праве утверждать публикацию папских посланий и въезд папских легатов во Францию. Вмешательство парламента в церковные дела вызывало недовольство епископов, в т. ч. и сторонников Г.

http://pravenc.ru/text/161574.html

В янв. 1515 г. на франц. престол взошел новый король, Франциск I. Решив отвоевать прежние франц. владения в Италии, он в сент. 1515 г. разгромил швейцарцев в битве при Мариньяно. Папе пришлось договариваться с Франциском I на невыгодных для себя условиях, в частности пойти на компромисс касательно тех церковных владений, которые он намеревался передать своим родственникам: Л. отказался от Пармы и Пьяченцы, вернул герцогу Феррары Альфонсо д " Эсте города Модена и Реджо-нель-Эмилия; взамен Франциск I пообещал не препятствовать захвату папой герц-ства Урбино (оно было передано племяннику Л.- Лоренцо II ди Пьеро Медичи). Король согласился также урегулировать вопрос о Буржской Прагматической санкции , лежавшей в основе претензий Церкви во Франции на независимость от Папского престола. Во время личной встречи в Болонье в дек. 1515 г. Л. и Франциск I пришли к соглашению: Прагматическая санкция была отменена, но франц. монарх получил право предлагать кандидатов на вакантные церковные должности в своих владениях; назначенные кандидаты получали от него «светскую» инвеституру и приносили ему присягу. Это соглашение было закреплено Болонским конкордатом (18 авг. 1516), к-рый упразднил автономию галликанской Церкви. По-новому распределились политические силы в Европе перед выборами императора в 1519 г. Наиболее вероятным кандидатом был внук покойного имп. Максимилиана I, кор. Карл I Габсбург (см. Карл V ), унаследовавший от своего 2-го деда, кор. Фердинанда V (II) Арагонского, фактически все испан. земли. Избрание Карла I императором привело бы к объединению под его властью огромных территорий: Испании, Бургундии, Нидерландов, герм. и южноитал. земель, что означало угрозу для папских владений как с севера, так и с юга. Поэтому Л. поддерживал (или скорее делал вид, что поддерживает) притязания на имп. престол франц. кор. Франциска I. Такими соображениями отчасти объясняется первоначальная вялая реакция папы на проповедническую деятельность Мартина Лютера , покровитель к-рого Фридрих III Мудрый, курфюрст Саксонии, мог стать претендентом на имп. корону и пользовался нек-рой поддержкой др. имп. выборщиков (Фридрих Мудрый отказался от участия в выборах). Л. пытался заручиться поддержкой Франции в своих планах по расширению владений семейства Медичи: племянник папы Лоренцо II ди Пьеро Медичи с согласия франц. короля стал герцогом Урбино, однако незадолго до имп. выборов он скончался. 28 июня 1519 г. испан. кор. Карл I Габсбург был избран императором; папе ничего не оставалось, как перейти к открытому сотрудничеству с ним. Уже к моменту выборов понтифик опубликовал буллу, отменившую запрет совмещать имп. титул с короной Неаполитанского королевства; при этом запрет на прямое управление вассальными территориями Свящ. Римской империи в Сев. и Центр. Италии сохранился.

http://pravenc.ru/text/2463269.html

Учреждения в период XI–XIII вв. Королевская власть при Капетингах. Её полномочия. Почему она перестала быть избирательной? – Система уделов. – Curia regis, её состав и компетенция при первых Капетингах. Её постепенное изменение: происхождение парламентов центрального и провинциальных, magnum consilium, счётная палата, гене- —45— ральные штаты. – Управление провинциальное: превоты, бальи enquesteurs – visiteurs. – Финансовые и военные системы королей XI–XIII вв. Период столетней войны. Главная причина столетней войны и её главные результаты. – Представители династии Валуа. – Классы общества во время столетней войны. – Генеральные штаты в этом периоде. Штаты 1355, 1357, 1439 и 1484 гг. – Усиление королевской власти в период столетней войны. – Отношения к Риму. Буржская прагматическая санкция. Перемены в учреждениях. Налоговая и военная системы. Период возрождения (первая половина XVI в.). Экономическое возрождение Европы в начале XVI в. Увеличение производства, прилив металлов. Брожение умов. – Политика королей первой половины XVI в. Походы в Италию, придворная жизнь. Мирная борьба королей с аристократией. Вторая половина XVI в. – эпоха религиозных войн. Причина этих войн: королевская власть, феодальное дворянство, буржуазия и народ накануне реформации. Кальвинизм во Франции. Борьба лиги католической с гугенотами. Смута в умах: сочинения Готмана, Ланге и др. – Вступление на престол Бурбонов в лице Генриха IV. Умиротворение страны: борьба с губернаторами, городами; Нантский эдикт. Смерть Генриха IV. Анархия в малолетство Людовика XIII. Ришелье. Его политика в отношении к гугенотам, дворянству, парламенту. Теории верховной власти. Реформы в центральном управлении: министры, государственный совет. – Интенданты. – Фронда – парламентская, дворянская и народная. Превращения экономические и сословные, подготовившие переворот конца XVIII века. Положение крестьян в 14 и 15 вв. Обстоятельства столетней войны и чёрная смерть половины XIV в., как ускорители разложения феодализма в сфере отношений экономических.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУРЖСКАЯ ПРАГМАТИЧЕСКАЯ САНКЦИЯ [франц. Pragmatique Sanction de Bourges; полное название «Прагматическая санкция Карла VII о власти Вселенских Соборов, о праве издавать бенефиции, о выборах, об апелляциях, об отправлении Божественной службы»], акт франц. кор. Карла VII, принятый 7 июля 1438 г. на ассамблее франц. духовенства и знати в г. Бурж , согласно к-рому были признаны и текстуально воспроизведены решения Констанцского и Базельского Соборов о приоритете церковных Соборов над властью папы Римского и учрежден статус автономии Церкви во Франции от папского престола. Католич. Церковь во Франции официально получила название и статус «галликанской». Действие Б. П. с. распространялось на территорию королевского домена, в состав к-рого не входили земли Бретани, Дофине, Прованса, Бургундии и оккупированной англичанами Нормандии (эти земли оставались под управлением Римской курии). Подписание Б. П. с. стало результатом активного участия франц. духовенства в Соборном движении , конфликта франц. кор. Филиппа IV Красивого с папой Римским Бонифацием VIII , смерть к-рого позволила франц. королю отделиться от Рима, признав власть созданного и поддержанного им церковного престола в Авиньоне (см. статьи Авиньонское пленение пап , Схизма в католической Церкви ). Попытки оформить право монарха на вмешательство в дела духовенства неоднократно предпринимались в кон. XIV - нач. XV в. (указы 1385, 1389, 1406, 1407, 1418 гг.), причем в нач. XV в., в условиях Столетней войны (1337-1453), вопрос о статусе франц. Церкви затрагивал национальные интересы. В 1438 г. вопрос об изменении статуса католич. Церкви во Франции был решен в обход папы Римского Евгения IV , позднее это решение было одобрено зависевшим от франц. короля авиньонским антипапой Феликсом V . Согласно Б. П. с., автономия галликанской Церкви слагалась из прав духовенства на выборы прелатов (за папой, лишенным возможности назначать церковных иерархов во Франции, было сохранено право утверждать решения франц. духовенства), на раздачу бенефициев и на согласование аннатов (денежные суммы могли выплачиваться папе Римскому только с согласия духовенства, что фактически означало освобождение от аннатов). Б. П. с. лишала папу права вознаграждать прелатов по особому распоряжению. В судебной сфере галликанская Церковь была подчинена Парижскому парламенту, высшему судебному учреждению во Франции, он брал на себя полномочия посредника между франц. духовенством и папским престолом, определял допустимость обращения в Римскую курию, сохранившую функции апелляционного суда. Гарантом церковной автономии выступал монарх, к-рый мог рекомендовать (а фактически навязывать) своих кандидатов на церковные кафедры и созывать Соборы франц. духовенства. В целом учреждение статуса автономии галликанской Церкви от Рима под покровительством франц. монархии является итогом политики, направленной на расширение прерогатив королевской власти.

http://pravenc.ru/text/153659.html

На Констанцском Соборе (1414-1418), покончившем со схизмой в католической Церкви , было принято решение о регулярном, не реже чем раз в 10 лет, созыве вселенских Соборов католич. Церкви, но это постановление не выполнялось. Избранный в 1503 г. папа Римский Юлий II дал обещание в течение 2 лет созвать вселенский Собор, а также не вступать в военные действия, не получив согласия 2/3 коллегии кардиналов. Однако на практике правление Юлия II было ознаменовано непрерывными войнами за церковные владения на севере Апеннинского п-ова; в ходе военного противостояния состав политических коалиций периодически менялся. В Италии противниками папы являлись герц-ство Феррарское и Венецианская республика, к-рая захватила некоторые земли, формально находившиеся под патронатом папы Римского, и ущемляла права Папского престола при раздаче бенефициев и в судебной практике. Непосредственно предшествовавшие созыву Л. С. войны начались с создания в 1508 г. Камбрейской лиги, объединившей папу Римского Юлия II, франц. кор. Людовика XII, испан. кор. Фердинанда V (II) и имп. Максимилиана I . Деятельность лиги была направлена против расширения венецианских владений на континенте (террафермы). Поражение Венецианской республики при Аньяделло в мае 1509 г. привело к утрате ею значительной части террафермы и к усилению влияния Франции на Апеннинском п-ове, что определило резкий антифранц. поворот в политике папы. Католич. Церковь во Франции со времен «Авиньонского пленения пап» пользовалась значительной автономией. В 1438 г. на ассамблее франц. духовенства в Бурже кор. Карлом VII была принята Буржская Прагматическая санкция , одобрившая нек-рые решения Базельского Собора, прежде всего приоритет церковных Соборов над властью папы Римского, и утвердившая независимость галликанской Церкви (см. Галликанизм ), в частности фактическое право французского короля назначать епископов в своих владениях. Папский престол не признавал законности Буржской Прагматической санкции; кроме того, папа Юлий II вынашивал планы избавить Италию от нашествий «варваров»-французов: ведя успешные военные действия, франц. короли претендовали на Неаполитанское королевство и герц-ство Миланское. Поэтому в 1510 г. в составе лиги произошли изменения: папа вступил в союз с Венецией, а Франция стала главным противником. В ответ кор. Людовик XII созвал в сент. 1510 г. в Туре Собор франц. духовенства, к-рый поддержал монарха в противостоянии папе Римскому и призвал к проведению вселенского Собора. В окт. 5 кардиналов покинули Рим и присоединились к участникам Турского Собора.

http://pravenc.ru/text/2463167.html

С 2-й пол. XII в. папы Римские постепенно установили свой контроль над кафедрой Б. В 1141 г. папа Иннокентий II без ведома кор. Людовика VII назначает архиепископом Б. Петра де Ла Шатра, что стало причиной конфликта между новым епископом и королем, к-рый отказался признать папского ставленника и назначил вместо него Кадурка, аббата мон-ря св. Сульпиция в Б. При архиеп. Генрихе де Сюлли (1183-1200) была начата реконструкция кафедрального собора св. Стефана в готическом стиле (закончен ок. 1320; в 1992 собор св. Стефана в Б. был включен в список памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО). Архиеп. Вильгельм Донжонский, а также его преемники Герард (Жиро) де Кро и Симон де Сюлли принимали участие в походах на юг Франции против альбигойцев . Конец попыткам архиепископов Б. установить свой примат в Аквитании положила булла папы Климента V (бывш. архиеп. Бордо) от 27 нояб. 1305 г., согласно к-рой архиепископ Бордо полностью уравнивался в правах с архиепископом Б., обладая правом первенства в Зап. Аквитании, в то время как архиепископ Б. сохранял его в Вост. Аквитании. Т. о., юрисдикция архиеп-ства Б. ограничивалась теми рамками, к-рые оно имело в рим. и меровингскую эпохи, совпадая с пров. Аквитания I. В его состав вошло 7 еп-ств: Ле-Пюи, Манд, Клермон, Альби, Кагор, Лимож и Родез. В 1318 г. папа Римский Иоанн XXII создал в пределах архиеп-ства Б. 4 новых еп-ства: Сен-Флур, Тюль, Кастр и Вабр. В период схизмы в католической Церкви архиепископы Б. поддержали авиньонских антипап Климента VIII и Бенедикта XIII . Интерьер собора св. Стефана Интерьер собора св. Стефана При кор. Карле VII Б. стал местом проведения крупных церковно-политических собраний. В 1432 г. здесь состоялся Собор духовенства Франции, имевший целью реформирование католич. Церкви. Епископы Франции высказались в поддержку действий Базельского Собора и признали низложение папы Евгения IV . В 1438 г. на церковно-политической ассамблее была провозглашена Буржская Прагматическая санкция , ограничивавшая власть папы над франц.

http://pravenc.ru/text/153657.html

В это время определили свое отношение к конфликту и влиятельнейшие католические страны: Франция и Германия, причем они стали в общем на сторону базельцев (Буржское собрание и «прагматическая санкция» 7. VII. 1438 и примирительный «нейтралитет» Германии, Майнский рейхстаг 26. III. 1439 с принятием реформационных базельских декретов, наконец, хлопоты всех зап. стран об устройстве нового общего собора). Во всяком случае о признании Флорент. собора не было и речи, и папа оставался изолированным вместе с завлеченными им греками. При этом глубоком расколе западной церкви смешно и фальшиво звучали речи об унии. В 32 засед. 16 мая 1439 г., как бы в предупреждение соответствующих определений Флорентийского собора, было еще раз определено, что veritates fidei catholicae суть: 1) вселенский собор выше папы; 2) папа не может ни перенести, ни отменить, ни распустить вселенского собора, 3) отрицающий это есть еретик (Hefele, VII, 778–9), а в 34 заседании 25 июня 1439 г. папа был объявлен низложенным по суду. Таким обр., в то время как во Флоренции подписывалась уния с греками, базельским собором, представлявшем, во всяком случае, значительную часть зап. церкви, во-первых, вовсе отвергались полномочия папы и его собора, и, во-вторых, догматически отвергалось, как ересь, учение о первенстве папы, провозглашенное на Флорентийском соборе. И это то, даже в свое время оспариваемое, Флорентийское определение было воскрешено в наши дни Ватиканским собором и вошло в качестве основания в его определение. 60 Оно составлено в очень неточных, образных и не чуждых двусмысленности выражениях 61 , и было навязано грекам уже в конце долгого собора, без достаточного обсуждения. Характерно, что Иоанн Рагузский в ответе Виссариону признавал власть папы над епископами как своими викариями, ибо ап. Петр якобы поставлял по местам патриархов, митрополитов и епископов, причем ссылался в доказательство на подложное псевдоисидорово место из Анаклета, а закончил ссылкой опять-таки на подложный текст 6 канона I Ник.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

ред.), и тем дело и кончилось. Однако в данном случае, после того как греки вели переговоры со всей Западной Церковью в лице ее двух центров, иерархического и соборного, так насиловать вопрос было невозможно. И сразу же стало ясно, что Вселенский Собор с греками не удался, ибо базельская сторона немедленно открыла военные действия, и в то время, когда во Флоренции у греков вырывалось признание папского главенства, в другой части Католической же церкви в качестве догмата веры установлялось его отвержение. И только безнадежность положения греков вместе с их действительным равнодушием к этому вопросу по существу помешала им явиться в качестве суперарбитров в великом церковном расколе Западной Церкви и утвердить там начала Православия, а тем предотвратить и гибель Византии, и неизбежную Реформацию... В то время, когда собрался Флорентийский Собор, новый конфликт между папой и Собором достиг полной зрелости. На буллу папы о перенесении Собора из Базеля в Феррару базельцы ответили судом над папой и запрещением его in temporalibus et spiritualibus (в светских и духовных делах (лат.) – Прим. ред.). В ответ на объявление папы об открытии Вселенского Собора в Ферраре базельцы на 32 заседании 24 марта 1438 года вынесли торжественное осуждение Феррарского Собора как схизматического собрания, причем de fide отрицалось за папой право перенесения Собора. В это время определили свое отношение к конфликту и влиятельнейшие католические страны, Франция и Германия, причем они стали в общем на сторону базельцев (Буржское собрание и «прагматическая санкция» 7.07.1438 года и примирительный «нейтралитет» Германии, Майнский рейхстаг 26.03.1439 года с принятием реформационных Базельских декретов, наконец, хлопоты всех западных стран об устройстве нового общего Собора). Во всяком случае, о признании Флорентийского Собора не было и речи, и папа оставался изолированным вместе с завлеченными им греками. При этом глубоком расколе Западной Церкви смешно и фальшиво звучали речи об унии. На 32 заседании 16 мая 1439 года как бы в предупреждение соответствующих определений Флорентийского Собора было еще раз определено, что veritates fidei catholicae (истины католической веры (лат.) – Прим.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

На этой же сессии было зачитано сообщение о союзе папы с англ. кор. Генрихом VIII . На 3-й сессии (3 дек.) Маттеус Ланг фон Велленбург, еп. Гурка, от имени императора объявил об осуждении всех постановлений Турского и Пизанского Соборов. Папа наложил интердикт на Французское королевство (за исключением сохранявшего автономию герц-ства Бретань) и, в частности, предписал перенести важнейшую финансовую ярмарку из Лиона, куда переместились участники Пизанского Собора, в Женеву. На 4-й сессии (10 дек.) обсуждались меры, направленные против Буржской Прагматической санкции: Собору было зачитано адресованное папе Римскому Пию II письмо франц. кор. Людовика XI от 27 нояб. 1461 г. об отмене санкции. Л. С. призвал всех сторонников Прагматической санкции явиться для отчета в течение 60 дней. Пятая сессия Л. С. (16 февр. 1513) проходила во время тяжелой болезни папы Римского Юлия II, к-рый, однако, отправил Собору письмо о необходимости создать комиссии для подготовки преобразований в Церкви и для отмены Прагматической санкции. Вероятно, в предчувствии близкой кончины папа предложил Л. С. повторно принять направленную против симонии буллу «Cum tam divino», уже обнародованную в янв. 1505 г. Декретом «Si summus rerum opifex» папские выборы, если они сопровождались подкупом, объявлялись недействительными, а виновные должны были подвергнуться отлучению от Церкви. На 6-й сессии (27 апр. 1513) председательствовал уже новый папа Лев Х. На этом заседании епископ Модруша (совр. Хорватия) произнес речь о необходимости противостоять туркам. Была утверждена булла о предоставлении охранной грамоты всем, кто направляются на Л. С. (франц. прелаты в оправдание неявки ссылались на то, что некоторые местные правители не пропускали их в Рим). К началу 7-й сессии (17 июня 1513) 2 из участвовавших в работе Пизанского Собора кардинала - Бернардино Лопес де Карвахаль-и-Санде и Федерико ди Сансеверино - объявили об отречении от схизмы. В облачении простых священников они публично покаялись и изъявили покорность принять любое решение; им было возвращено кардинальское достоинство, но не прежние титулы.

http://pravenc.ru/text/2463167.html

Положение епископской кафедры осложнялось тем, что бóльшую часть приходов контролировали мон-ри и капитулы, к-рые нередко отказывались признавать юрисдикцию епископа на основании папских и королевских привилегий. Так, в нач. XVI в. из 726 приходов 480 (более 60%) принадлежали мон-рям, 100 - епископу, 95 - капитулам каноников, 51 - светским сеньорам. Т. о., под непосредственным контролем епископа было всего 14% приходов. Крупнейшими церковными сеньорами были соборный капитул, аббатство Ла-Шез-Дьё и клюнийские мон-ри (Моза, Сувиньи и др.); в диоцезе было 16 крупных мон-рей и не менее 80 приоратов. В жизни еп-ства стали принимать активное участие представители крупной знати - Жан, герц. Берри (1360-1416), члены семейств Бурбон и Ла Тур, к-рые унаследовали владения графов Оверни. На средства Бурбонов были основаны мон-ри целестинцев в Виши (кон. XIV в.) и кларисс в Эгперсе (1421). В XIV в. обострилось противостояние епископа и соборного капитула. В 1363 г. по просьбе еп. Жана де Мелло (1357-1375) папа Римский Урбан V ограничил судебные привилегии капитула и подчинил его юрисдикции епископа. Еп. Анри де ла Тур д " Овернь (1376-1415) отказался вернуть каноникам утраченные ими права и попытался вывести городские рынки из «пятивратных стен», что привело к вооруженному столкновению: в 1394 г. стражники епископа взяли штурмом принадлежавшую каноникам крепостную башню в К. В 1396 г. каноники отказались участвовать в богослужениях, которые совершал епископ, и устроили беспорядки в соборе. Конфликт разрешился после принятия Буржской прагматической санкции (1438), по которой право избирать епископа было возвращено соборным капитулам (в XIV в. епископы К. назначались папой Римским). Папа Евгений IV вернул соборному капитулу привилегии, утраченные в 1363 г., и поместил его под защиту Папского престола (1443). Вскоре на епископскую кафедру был избран прево соборного капитула Жак де Комборн (1445-1474). В 1447 г. епископ заключил договор с канониками, определил границы полномочий епископа и капитула и дал присягу соблюдать права каноников.

http://pravenc.ru/text/1841313.html

  001     002    003    004    005    006