Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУРЖСКАЯ ПРАГМАТИЧЕСКАЯ САНКЦИЯ [франц. Pragmatique Sanction de Bourges; полное название «Прагматическая санкция Карла VII о власти Вселенских Соборов, о праве издавать бенефиции, о выборах, об апелляциях, об отправлении Божественной службы»], акт франц. кор. Карла VII, принятый 7 июля 1438 г. на ассамблее франц. духовенства и знати в г. Бурж , согласно к-рому были признаны и текстуально воспроизведены решения Констанцского и Базельского Соборов о приоритете церковных Соборов над властью папы Римского и учрежден статус автономии Церкви во Франции от папского престола. Католич. Церковь во Франции официально получила название и статус «галликанской». Действие Б. П. с. распространялось на территорию королевского домена, в состав к-рого не входили земли Бретани, Дофине, Прованса, Бургундии и оккупированной англичанами Нормандии (эти земли оставались под управлением Римской курии). Подписание Б. П. с. стало результатом активного участия франц. духовенства в Соборном движении , конфликта франц. кор. Филиппа IV Красивого с папой Римским Бонифацием VIII , смерть к-рого позволила франц. королю отделиться от Рима, признав власть созданного и поддержанного им церковного престола в Авиньоне (см. статьи Авиньонское пленение пап , Схизма в католической Церкви ). Попытки оформить право монарха на вмешательство в дела духовенства неоднократно предпринимались в кон. XIV - нач. XV в. (указы 1385, 1389, 1406, 1407, 1418 гг.), причем в нач. XV в., в условиях Столетней войны (1337-1453), вопрос о статусе франц. Церкви затрагивал национальные интересы. В 1438 г. вопрос об изменении статуса католич. Церкви во Франции был решен в обход папы Римского Евгения IV , позднее это решение было одобрено зависевшим от франц. короля авиньонским антипапой Феликсом V . Согласно Б. П. с., автономия галликанской Церкви слагалась из прав духовенства на выборы прелатов (за папой, лишенным возможности назначать церковных иерархов во Франции, было сохранено право утверждать решения франц. духовенства), на раздачу бенефициев и на согласование аннатов (денежные суммы могли выплачиваться папе Римскому только с согласия духовенства, что фактически означало освобождение от аннатов). Б. П. с. лишала папу права вознаграждать прелатов по особому распоряжению. В судебной сфере галликанская Церковь была подчинена Парижскому парламенту, высшему судебному учреждению во Франции, он брал на себя полномочия посредника между франц. духовенством и папским престолом, определял допустимость обращения в Римскую курию, сохранившую функции апелляционного суда. Гарантом церковной автономии выступал монарх, к-рый мог рекомендовать (а фактически навязывать) своих кандидатов на церковные кафедры и созывать Соборы франц. духовенства. В целом учреждение статуса автономии галликанской Церкви от Рима под покровительством франц. монархии является итогом политики, направленной на расширение прерогатив королевской власти.

http://pravenc.ru/text/153659.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Римско-католическая Церковь. Соборы. Синоды. Документы. Энциклики AD GENTES DIVINITUS декрет II Ватиканского Собора о миссионерской деятельности Церкви, утвержден 7 дек. 1965 г. папой Павлом VI БУРЖСКАЯ ПРАГМАТИЧЕСКАЯ САНКЦИЯ акт франц. кор. Карла VII, принятый 7 июля 1438 г. на ассамблее франц. духовенства и знати в г. Бурж GAUDIUM ET SPES [лат.- Радость и надежда], пастырская конституция о католич. Церкви в совр. мире, принятая Ватиканским II Собором GRAVISSIMUM EDUCATIONIS декларация о христианком воспитании, принятая на 4-й сессии Ватиканского II Собора, утвержденная папой Римским Павлом VI 28 окт. 1965 г. DEI VERBUM догматическая конституция о Божественном Откровении, принята Ватиканским II Собором Римско-католической Церкви «DIGNITATIS HUMANAE» декларация Ватиканского II Собора о религ. свободе, т. е. о праве личности и объединений на общественную и гражданскую свободу в вопросах религии «EVANGELIUM VITAE» [лат.- Евангелие жизни], 11-я энциклика папы Римского Иоанна Павла II от 25 марта 1995 г. о ценности и нерушимости человеческой жизни «INTER MIRIFICA» декрет о средствах социальной (массовой) коммуникации, принятый на 2-й сессии Ватиканского II Собора «КЛАРЕНДОНСКИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ» [Кларендонские конституции], законодательный сборник, регулирующий отношения между королевской властью и католич. Церковью в Англии; издан в янв. 1164 г. КЛЕРМОНСКИЙ СОБОР (1095), собор католич. Церкви, созванный папой Римским Урбаном II (1088-1099) в г. Клермон (ныне Клермон-Ферран, Франция) ЛАТЕРАНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ общее наименование документов, подписанных 11 февр. 1929 г. в Латеранском дворце в Риме от имени папы Римского Пия XI ЛАТЕРАНСКИЙ I СОБОР (18-27 марта или нач. апр. 1123), Собор Римско-католической Церкви, в католич. традиции признаётся IX вселенским Собором; созван папой Римским Каллистом II ЛАТЕРАНСКИЙ II СОБОР (2-8 или 12 апр. 1139), Собор Римско-католической Церкви, в католич. традиции признаётся X вселенским Собором; созван папой Римским Иннокентием II

http://pravenc.ru/rubrics/130125.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Римско-католической Церкви по периодам AD GENTES DIVINITUS декрет II Ватиканского Собора о миссионерской деятельности Церкви, утвержден 7 дек. 1965 г. папой Павлом VI АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата АЛЬБИГОЙЦЫ еретич. движение в Лангедоке XII-XIII вв., термин часто используется как синоним катаров и вальденсов БУРЖСКАЯ ПРАГМАТИЧЕСКАЯ САНКЦИЯ акт франц. кор. Карла VII, принятый 7 июля 1438 г. на ассамблее франц. духовенства и знати в г. Бурж ВАЛЬДЕНСЫ приверженцы еретического течения в католич. Церкви, возникшего в Зап. Европе в контексте идей и движений за религ. обновление в XII-XIII вв. ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ название, к-рое получили события в Париже в ночь с 23 на 24 авг. (т. е. перед днем памяти ап. Варфоломея) 1572 г., «избиение» гугенотов ВИКТОР II (ок. 1020 - 28.07.1057; мирское имя Гебхард, гр. Долленштайн-Хиршбергский), папа Римский (с 13 апр. 1055) ВИКТОР III (ок. 1027 - 16.09.1087; мирское имя Дауферий, в монашестве Дезидерий), папа Римский (с 24 мая 1086) ВИЛЬГЕЛЬМ ИЗ ШАМПО (1068/70 - 1121/2), еп. Шалонский, схоластический богослов, основатель сен-викторской богословской школы ВОРМССКИЙ КОНКОРДАТ договор, заключенный 23 сент. 1122 г. в г. Вормс (Германия) между герм. имп. Генрихом V и герм. князьями, с одной стороны, и легатами папы Римского Каллиста II - с другой DEVOTIO MODERNA мистико-религ. и религиозно-просветительское движение, зародившееся в кон. XIV в. в Нидерландах и получившее распространение в Сев. Европе ДЕНАРИЙ СВЯТОГО ПЕТРА [грош св. Петра], ежегодная подать, к-рую в XIII-XVI вв. выплачивали Папскому престолу нек-рые страны Зап. Европы «EVANGELIUM VITAE» [лат.- Евангелие жизни], 11-я энциклика папы Римского Иоанна Павла II от 25 марта 1995 г. о ценности и нерушимости человеческой жизни ЕКАТЕРИНА СИЕНСКАЯ (1347 - 1380), католич. визионерка и мистик, учитель Римско-католической Церкви, св. католич. Церкви (пам. 30 апр.; в Сиене - 29 апр.) ИОАННА ПАПЕССА вымышленный персонаж, женщина, якобы занимавшая Папский престол в сер. IX в. (по другим версиям, в X или в XI в.) КАНОНИССЫ женщины, удалившиеся от мирской жизни и жившие в общине, но не приносившие традиционных монашеских обетов

http://pravenc.ru/rubrics/122122.html

327-328 328-329 330-331 331-334 334-335 335-336 «BOOK OF DURHAM» [англ.- Книга из Дарема], 3 раннесредневек. рукописи, хранящиеся в кафедральном соборе г. Дарема (Великобритания) 336-337 337-338 338-340 340-358 358-361 БУЛЕВ католик, врач вел. кн. московского Василия III Иоанновича, переводчик, адепт астрологии, участник богословской полемики 361-363 БУЛЛА в узком значении - свинцовая печать на грамоте духовного или светского владыки; также сам документ, к к-рому привешивалась такая печать 363-365 БУЛЛИНГЕР Генрих (1504-1575), швейцар. теолог, преемник У. Цвингли в руководстве церковной общиной Цюриха 365-366 366-368 368-369 370-371 369-370 371-372 372-376 БУРЖСКАЯ ПРАГМАТИЧЕСКАЯ САНКЦИЯ акт франц. кор. Карла VII, принятый 7 июля 1438 г. на ассамблее франц. духовенства и знати в г. Бурж 376-377 377-378 378-379 379-380 380-381 381-383 383-384 382-383 384-385 385-388 388-390 БУСЛАЕВСКАЯ ПСАЛТИРЬ рукопись посл. четв. XV в., выдающийся памятник древнерус. каллиграфии, книжного и изобразительного искусства 390-391 391-392 392-393 393-396 396-397 397-398 398-401 401-404 406-407 407-408 408-409 409-410 410-411 411-412 412-428 428-450 БЫЧКОВ Виктор Васильевич (род. 1942), специалист в области правосл. эстетики и совр. художественной культуры 450-451 451-454 БЫШКОВСКИЙ Степан Иванович (1720-е - после 1784), рус. муз. деятель, один из основателей нотопечатания в России 454-455 БЭКОН Роджер (1214 или ок. 1220 - после 1290), англ. философ, богослов, ученый, монах-францисканец 455-458 458-460 460-461 461-462 462-463 464-466 466-467 467-469 469-470 470-471 ВАВИЛОНИЯ термин, к-рым в исторической науке, следуя античной традиции, называют территорию Юж. Месопотамии в долине рек Тигра и Евфрата на юге совр. Ирака, и гос-во, возникшее здесь в нач. II тыс. до Р. Х. 471-479 479-481 ВАВИЛОНСКИЕ ОТРОКИ традиц. наименование друзей прор. Даниила, к-рые были спасены Богом от сожжения в печи в период вавилонского плена при царе Навуходоносоре 481-486 486-487 ВАВРИК Василий Романович (1889-1970), писатель, поэт, публицист, историк, правосл. общественный деятель

http://pravenc.ru/vol/vi.html

С 2-й пол. XII в. папы Римские постепенно установили свой контроль над кафедрой Б. В 1141 г. папа Иннокентий II без ведома кор. Людовика VII назначает архиепископом Б. Петра де Ла Шатра, что стало причиной конфликта между новым епископом и королем, к-рый отказался признать папского ставленника и назначил вместо него Кадурка, аббата мон-ря св. Сульпиция в Б. При архиеп. Генрихе де Сюлли (1183-1200) была начата реконструкция кафедрального собора св. Стефана в готическом стиле (закончен ок. 1320; в 1992 собор св. Стефана в Б. был включен в список памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО). Архиеп. Вильгельм Донжонский, а также его преемники Герард (Жиро) де Кро и Симон де Сюлли принимали участие в походах на юг Франции против альбигойцев . Конец попыткам архиепископов Б. установить свой примат в Аквитании положила булла папы Климента V (бывш. архиеп. Бордо) от 27 нояб. 1305 г., согласно к-рой архиепископ Бордо полностью уравнивался в правах с архиепископом Б., обладая правом первенства в Зап. Аквитании, в то время как архиепископ Б. сохранял его в Вост. Аквитании. Т. о., юрисдикция архиеп-ства Б. ограничивалась теми рамками, к-рые оно имело в рим. и меровингскую эпохи, совпадая с пров. Аквитания I. В его состав вошло 7 еп-ств: Ле-Пюи, Манд, Клермон, Альби, Кагор, Лимож и Родез. В 1318 г. папа Римский Иоанн XXII создал в пределах архиеп-ства Б. 4 новых еп-ства: Сен-Флур, Тюль, Кастр и Вабр. В период схизмы в католической Церкви архиепископы Б. поддержали авиньонских антипап Климента VIII и Бенедикта XIII . Интерьер собора св. Стефана Интерьер собора св. Стефана При кор. Карле VII Б. стал местом проведения крупных церковно-политических собраний. В 1432 г. здесь состоялся Собор духовенства Франции, имевший целью реформирование католич. Церкви. Епископы Франции высказались в поддержку действий Базельского Собора и признали низложение папы Евгения IV . В 1438 г. на церковно-политической ассамблее была провозглашена Буржская Прагматическая санкция , ограничивавшая власть папы над франц.

http://pravenc.ru/text/153657.html

На Констанцском Соборе (1414-1418), покончившем со схизмой в католической Церкви , было принято решение о регулярном, не реже чем раз в 10 лет, созыве вселенских Соборов католич. Церкви, но это постановление не выполнялось. Избранный в 1503 г. папа Римский Юлий II дал обещание в течение 2 лет созвать вселенский Собор, а также не вступать в военные действия, не получив согласия 2/3 коллегии кардиналов. Однако на практике правление Юлия II было ознаменовано непрерывными войнами за церковные владения на севере Апеннинского п-ова; в ходе военного противостояния состав политических коалиций периодически менялся. В Италии противниками папы являлись герц-ство Феррарское и Венецианская республика, к-рая захватила некоторые земли, формально находившиеся под патронатом папы Римского, и ущемляла права Папского престола при раздаче бенефициев и в судебной практике. Непосредственно предшествовавшие созыву Л. С. войны начались с создания в 1508 г. Камбрейской лиги, объединившей папу Римского Юлия II, франц. кор. Людовика XII, испан. кор. Фердинанда V (II) и имп. Максимилиана I . Деятельность лиги была направлена против расширения венецианских владений на континенте (террафермы). Поражение Венецианской республики при Аньяделло в мае 1509 г. привело к утрате ею значительной части террафермы и к усилению влияния Франции на Апеннинском п-ове, что определило резкий антифранц. поворот в политике папы. Католич. Церковь во Франции со времен «Авиньонского пленения пап» пользовалась значительной автономией. В 1438 г. на ассамблее франц. духовенства в Бурже кор. Карлом VII была принята Буржская Прагматическая санкция , одобрившая нек-рые решения Базельского Собора, прежде всего приоритет церковных Соборов над властью папы Римского, и утвердившая независимость галликанской Церкви (см. Галликанизм ), в частности фактическое право французского короля назначать епископов в своих владениях. Папский престол не признавал законности Буржской Прагматической санкции; кроме того, папа Юлий II вынашивал планы избавить Италию от нашествий «варваров»-французов: ведя успешные военные действия, франц. короли претендовали на Неаполитанское королевство и герц-ство Миланское. Поэтому в 1510 г. в составе лиги произошли изменения: папа вступил в союз с Венецией, а Франция стала главным противником. В ответ кор. Людовик XII созвал в сент. 1510 г. в Туре Собор франц. духовенства, к-рый поддержал монарха в противостоянии папе Римскому и призвал к проведению вселенского Собора. В окт. 5 кардиналов покинули Рим и присоединились к участникам Турского Собора.

http://pravenc.ru/text/2463167.html

1-м правовым оформлением Г. считается решение Собора франц. епископов и кор. Карла VI от 27 июля 1398 г. отказаться от подчинения антипапе Бенедикту XIII . Этот Собор провозгласил финансовую независимость франц. Церкви от папской курии. В результате принятия неск. решений о приостановке подчинения франц. Церкви папе Римскому (в 1398-1403, 1407-1409) произошел возврат к практике выборов епископов и раздачи бенефициев через ординарных коллекторов. На ассамблеях франц. духовенства, созванных королем (1396, 1398 и 1406), были провозглашены «союз короля и его духовенства», восстановление системы выборов и раздачи бенефициев, лишь утверждаемых папой, возврат к древним свободам Церкви Франции. Впервые франц. прелатами была высказана идея контроля Парижского парламента над папским законодательством, касающимся Франции, что в дальнейшем превратило Верховный суд страны в «хранителя галликанских свобод». Ордонанс от 18 февр. 1407 г. о «восстановлении древних свобод Церкви Франции» стал 1-м опытом организации управления Церковью в соответствии с принципами Г. Он отразил соглашение короля и духовенства о необходимости контроля и ограничения посягательства Рима на древние свободы Церкви во Франции. Теперь парламент мог судить дела и конфликты, связанные с выборами епископов и аббатов. Последовавшие Констанцский Собор , положивший конец схизме в католич. Церкви, и Базельский Собор , подтвердивший принципы концилиаризма, способствовали укреплению идей Г. После роспуска Базельского Собора, решения к-рого были отвергнуты папой Евгением IV , кор. Карл VII пренебрег волей папы и созвал в Бурже Собор франц. духовенства, к-рый принял Буржскую прагматическую санкцию (1438), закрепившую решения Базельского Собора и ставшую доктринальной основой Г. Надзор за осуществлением положений Прагматической санкции был возложен на Парижский парламент, что послужило основанием для формирования парламентского Г., отличавшегося большим радикализмом. В 1450 г. был созван Собор духовенства в Шартре для проверки законности статей Прагматической санкции; с этой целью и была создана ложная «Прагматическая санкция Людовика Святого», датированная 1269 г., в к-рую вошли мн. постановления, действительно принятые в XIII в. 27 нояб. 1461 г. Людовик XI приостановил действие Прагматической санкции 1438 г., что вызвало протест парламента, составившего в нояб. 1465 г. текст возражения (ремонстрации), где защищался принцип свободы выборов и освобождения от аннатов . Этот текст (89 статей) явился наиболее полным выражением парламентского Г. и использовался его защитниками в эпоху Реформации и религиозных войн во Франции . До кон. XVI в. парламент в петициях королю настаивал на своем праве утверждать публикацию папских посланий и въезд папских легатов во Францию. Вмешательство парламента в церковные дела вызывало недовольство епископов, в т. ч. и сторонников Г.

http://pravenc.ru/text/161574.html

В янв. 1515 г. на франц. престол взошел новый король, Франциск I. Решив отвоевать прежние франц. владения в Италии, он в сент. 1515 г. разгромил швейцарцев в битве при Мариньяно. Папе пришлось договариваться с Франциском I на невыгодных для себя условиях, в частности пойти на компромисс касательно тех церковных владений, которые он намеревался передать своим родственникам: Л. отказался от Пармы и Пьяченцы, вернул герцогу Феррары Альфонсо д " Эсте города Модена и Реджо-нель-Эмилия; взамен Франциск I пообещал не препятствовать захвату папой герц-ства Урбино (оно было передано племяннику Л.- Лоренцо II ди Пьеро Медичи). Король согласился также урегулировать вопрос о Буржской Прагматической санкции , лежавшей в основе претензий Церкви во Франции на независимость от Папского престола. Во время личной встречи в Болонье в дек. 1515 г. Л. и Франциск I пришли к соглашению: Прагматическая санкция была отменена, но франц. монарх получил право предлагать кандидатов на вакантные церковные должности в своих владениях; назначенные кандидаты получали от него «светскую» инвеституру и приносили ему присягу. Это соглашение было закреплено Болонским конкордатом (18 авг. 1516), к-рый упразднил автономию галликанской Церкви. По-новому распределились политические силы в Европе перед выборами императора в 1519 г. Наиболее вероятным кандидатом был внук покойного имп. Максимилиана I, кор. Карл I Габсбург (см. Карл V ), унаследовавший от своего 2-го деда, кор. Фердинанда V (II) Арагонского, фактически все испан. земли. Избрание Карла I императором привело бы к объединению под его властью огромных территорий: Испании, Бургундии, Нидерландов, герм. и южноитал. земель, что означало угрозу для папских владений как с севера, так и с юга. Поэтому Л. поддерживал (или скорее делал вид, что поддерживает) притязания на имп. престол франц. кор. Франциска I. Такими соображениями отчасти объясняется первоначальная вялая реакция папы на проповедническую деятельность Мартина Лютера , покровитель к-рого Фридрих III Мудрый, курфюрст Саксонии, мог стать претендентом на имп. корону и пользовался нек-рой поддержкой др. имп. выборщиков (Фридрих Мудрый отказался от участия в выборах). Л. пытался заручиться поддержкой Франции в своих планах по расширению владений семейства Медичи: племянник папы Лоренцо II ди Пьеро Медичи с согласия франц. короля стал герцогом Урбино, однако незадолго до имп. выборов он скончался. 28 июня 1519 г. испан. кор. Карл I Габсбург был избран императором; папе ничего не оставалось, как перейти к открытому сотрудничеству с ним. Уже к моменту выборов понтифик опубликовал буллу, отменившую запрет совмещать имп. титул с короной Неаполитанского королевства; при этом запрет на прямое управление вассальными территориями Свящ. Римской империи в Сев. и Центр. Италии сохранился.

http://pravenc.ru/text/2463269.html

В это время определили свое отношение к конфликту и влиятельнейшие католические страны: Франция и Германия, причем они стали в общем на сторону базельцев (Буржское собрание и «прагматическая санкция» 7. VII. 1438 и примирительный «нейтралитет» Германии, Майнский рейхстаг 26. III. 1439 с принятием реформационных базельских декретов, наконец, хлопоты всех зап. стран об устройстве нового общего собора). Во всяком случае о признании Флорент. собора не было и речи, и папа оставался изолированным вместе с завлеченными им греками. При этом глубоком расколе западной церкви смешно и фальшиво звучали речи об унии. В 32 засед. 16 мая 1439 г., как бы в предупреждение соответствующих определений Флорентийского собора, было еще раз определено, что veritates fidei catholicae суть: 1) вселенский собор выше папы; 2) папа не может ни перенести, ни отменить, ни распустить вселенского собора, 3) отрицающий это есть еретик (Hefele, VII, 778–9), а в 34 заседании 25 июня 1439 г. папа был объявлен низложенным по суду. Таким обр., в то время как во Флоренции подписывалась уния с греками, базельским собором, представлявшем, во всяком случае, значительную часть зап. церкви, во-первых, вовсе отвергались полномочия папы и его собора, и, во-вторых, догматически отвергалось, как ересь, учение о первенстве папы, провозглашенное на Флорентийском соборе. И это то, даже в свое время оспариваемое, Флорентийское определение было воскрешено в наши дни Ватиканским собором и вошло в качестве основания в его определение. 60 Оно составлено в очень неточных, образных и не чуждых двусмысленности выражениях 61 , и было навязано грекам уже в конце долгого собора, без достаточного обсуждения. Характерно, что Иоанн Рагузский в ответе Виссариону признавал власть папы над епископами как своими викариями, ибо ап. Петр якобы поставлял по местам патриархов, митрополитов и епископов, причем ссылался в доказательство на подложное псевдоисидорово место из Анаклета, а закончил ссылкой опять-таки на подложный текст 6 канона I Ник.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

отстранил папу, a 25 июня 1439 г., на тридцать четвертом заседании, объявил его «устраненным, низложенным, лишенным прав и низвергнутым» как возмутителя спокойствия Церкви, симониста и клятвопреступника, неисправимого, отошедшего от веры, раскольника и упорствующего еретика (Eugenium fuisse et esse notorium et manifestum contumacem, violatorem assiduum atque contemptorem sacrorum canonum synodalium, pacis et unitatis Ecclesiae Dei perturbatorem notorium (...) simoniacum, perjurum, incorrigibilem, schismaticum, a fide devium, pertinacem haereticum, dilapidatorem jurium et bonorum ecclesiae, inutilem et damnosum ad administrationem romani pontificii). До этого, на тридцать третьем заседании, собравшиеся снова торжественно объявили о высшей власти соборов, отвергли право папы откладывать или переносить Вселенский собор, а тех, кто утверждает обратное, объявили еретиками. 2. XVII Вселенский собор Католической церкви (Базель-Феррара- Флоренция-Рим): конец концилиаристского движения Тем временем 8 января 1438 г. открылся собор в Ферраре, с каждым днем становившийся многолюднее. Он начался с осуждения Базельского собора и приступил к изучению возможности объединения Западной и Восточных церквей, прежде всего – догматических препятствий к этому объединению (главным образом, вопросы о Filioque, о чистилище, о верховенстве папы Римского во Вселенской церкви, о Евхаристии). Французский король Карл VII встал на сторону папы, хотя летом 1438 г. на Поместном соборе в Бурже, по сути, были приняты реформы, предложенные Базельским собором: буржская Прагматическая санкция подтверждала высшую власть соборов и их созыв раз в десять лет, упраздняла аннаты и право первых плодов, устанавливала назначение на крупные бенефиции посредством выборов и ограничивала количество кардиналов двадцатью четырьмя. Эти постановления стали основой галликанских свобод. Немецкие князья и церковные деятели либо были нейтральны, либо поддерживали Базельский собор, и только новый римский король Фридрих III встал на сторону Евгения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002