а) «освящение», то есть совершение помазания, и б) совершение миропомазания над представителем «священного рода», то есть над чистокровным законным наследником с. 328]. В вв. в странах Западной Европы широко распространилась идея создания самостоятельных национальных церквей и их независимости от папской власти. Конфликтовал с римским престолом император Священной Римской империи Людовик IV (13141347). В Англии королем Эдуардом III и парламентом в 1343, 1351 и 1353 гг. издавались постановления, которые ограничивали церковные поборы. Конфликт между французским королем Филиппом IV и папой Бонифацием VIII завершился поражением папства и «Авиньонским пленением» (13071377). Идеологом антицерковной оппозиции в Чехии выступал Ян Гус (1369/711415), разделявший взгляды на светскую и духовную власть оксфордского профессора, богослова Джона Уиклифа (13201384). Требование создания национальной церкви выдвигали участники гуситского движения (14191471). Значительной автономии от римского папы в XV в. добилась французская церковь . В 1438 г. король Карл VII утвердил принятую собором французского духовенства «Буржскую прагматическую санкцию», в которой были сформулированы основы свободы галликанской церкви. В санкции провозглашались так называемые «галликанские вольности», ставшие предметом споров между апостольской столицей и Парижем, а именно: решения соборов поместной церкви считались выше папских, а духовенство изымалось из-под юрисдикции Рима и подчинялось светскому суду. Постановлялось, что прелаты церкви должны были избираться на местах без вмешательства папы. Кроме того, папа не имел права освобождать подданных от присяги верности королю и в целом вмешиваться в дела государства. Также ограничивались выплаты в пользу папской курии. В 1516 г. король Франциск I и папа Лев Х подписали Болонский конкордат, в котором в несколько смягченной форме, но были подтверждены положения «Прагматической санкции». Недовольство папоцезаризмом возникло и внутри самого сословия духовенства и выразилось в так называемом соборном движении XV в.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zapa...

местного ординария. На последней, 12-й сессии (16 марта 1517) присутствовали папа Лев X и 110 католич. прелатов, в т. ч. 18 кардиналов. За неск. дней до этой сессии, 13 марта, в верхней капелле папского дворца заседала конгрегация, принявшая решения о завершении Собора и о повестке дня последней сессии. Перед этим возник спор между Пьетро Уррьесом, еп. Сиракузским, являвшимся представителем испанского короля на Л. С., и Аквилейским патриархом Марино Гримани о том, кто из них должен занимать более почетное место. Присутствовавшие на конгрегации кардиналы приняли решение, что участники будут рассаживаться в произвольном порядке, по мере того как они заполнят капеллу. На 12-й сессии были подтверждены принятые еще папами Гонорием III (1216-1227) и Бонифацием VIII (1294-1303) постановления о запрете подвергать разграблению дворцы кардиналов во время выборов папы: таков был обычай рим. толпы, нападавшей, несмотря на наличие вооруженной охраны, на жилище кандидата в понтифики при первых слухах, в т. ч. и ложных, о том, что этот кардинал избран на Папский престол. В конституции «Constituti iuxta verbum prophetae», которую зачитал патриарх Марино Гримани, папа подвел итоги Л. С. Среди результатов Собора были названы установление мира между христианскими государями, преодоление раскола в Римской курии и в Церкви, преобразования в курии и упразднение Буржской Прагматической санкции. Этой же конституцией объявлялся сбор налогов для крестового похода против турок. Затем большинством голосов было принято решение о завершении Л. С., несмотря на то что некоторые его участники полагали, что соборные заседания следует продолжить. Итоги Л. С. длился 5 лет. Через неск. месяцев после его завершения выступление Мартина Лютера положило начало Реформации. Расколы и смуты в католич. Церкви бывали и раньше, проводились и преобразования, но на этот раз ожидавшие католич. мир потрясения были как никогда тяжелыми. На Л. С. удалось утвердить первенство папы Римского в Церкви и преодолеть угрозы со стороны концилиаризма (позднее они уже не возникали). Примирение с франц. королем и урегулирование отношений с католич. Церковью во Франции были достигнуты путем существенных уступок, реформы же внутри церковной орг-ции оказались непоследовательными и не привели к существенным результатам. Кроме того, на Л. С. отсутствовали большинство неитальянских епископов, так что его статус как вселенского подвергался сомнению. Обновлением католич. Церкви занимался уже Тридентский Собор (1545-1563) во время успешного развития Реформации и распространения протестантизма в странах Сев. Европы.

http://pravenc.ru/text/2463167.html

25. А в Галлии, в Марсельской провинции, распространилась болезнь, о которой я часто упоминал. Области Анжера, Нанта и Ле-Мана постиг страшный голод. Ведь это было началом болезней 1782 , о которых сказал Господь в Евангелии: «И будут глады и моры и землетрясения по местам 1783 ; и восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса на небе, чтобы прельстить избранных» 1784 . Совершенно похожее произошло и ныне. Так, одного человека из Буржской области, как он сам впоследствии рассказывал, когда он пришел в лес, чтобы срубить деревья, нужные ему для какого-то дела, облепил рой мух, отчего в течение двух лет он был безумен; из этого можно уразуметь, что порча эта исходила от диавола. После этого тот человек прошел соседние города и дошел до Арльской провинции, и там, облачившись в шкуру, молился, как святой. И, искушая его, враг рода человеческого наделил его даром прорицания. После того, все глубже погрязая в великом грехе, он переменил место. Покинув упомянутую провинцию, он пришел в город Жаволь, называя себя великим и не боясь объявить себя даже Христом 1785 . С ним была некая женщина, которую он выдавал за сестру и велел называть ее Марией. К нему стекалось множество народа, привозя с собой недужных, которым он возвращал здоровье своим прикосновением. Все те, кто к нему приходил, приносили ему золото, серебро и одежду. Он же, дабы легче совратить их, отдавал все это бедным. Распростершись на земле, он ревностно молился вместе с той женщиной, а поднявшись, понуждал стоявших вокруг него вновь поклоняться ему. Ибо он предсказывал будущее и предвещал одним болезни, другим несчастья, немногим грядущее спасение. Однако все это он совершал диавольскими ухищрениями и, не ведаю каким, волшебством. Совратил же он великое множество народа, и не только людей довольно простых, но даже служителей церкви. Последовало же за ним более трех тысяч. Между тем он начал раздевать и грабить некоторых из тех, кто встречался ему на пути; однако награбленное он раздавал неимущим. Он угрожал смертью епископам и горожанам 1786 за то, что они отказывались поклоняться ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Левнаст, архидиакон буржский, из-за бельма лишился зрения. Хотя он ходил по многим врачам, он никак не мог восстановить зрение. И тогда он пришел к базилике блаженного Мартина. Там он, постоянно постясь и моля вернуть ему зрение, пробыл два или три месяца. Когда же наступил праздник, глаза его прояснились, и он начал видеть. Однако, вернувшись домой, он позвал одного иудея, который поставил ему на лопатки пиявки для того, чтобы лучше видели глаза. Но как только ему спустили кровь, он опять ослеп. Когда это случилось, он снова вернулся к святому храму. И там он вновь оставался долгое время, но зрение так и не восстановилось. Я полагаю, что это ему не было даровано из-за его грехов. Как говорит Господь: «Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» 687 ; и еще: «...вот, ты выздоровел, не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» 688 . В самом деле, он оставался бы здоровым, если бы, помимо божественной силы, не воспользовался помощью иудея. Ведь апостол об этом напоминает и объясняет в таких словах: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Что общего между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместимость храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь» 689 . Посему пример этот да научит каждого христианина, чтобы он, если сподобился небесного исцеления, не прибегал бы к земному врачеванию. 7. Но следует упомянуть и о том, кто и какие мужи были призваны в этом году ко Господу. Я считаю великими и угодными Богу таких людей, которых он призвал с нашей земли к себе в рай. Именно так ушел из мира благословенный пресвитер Сенох, который жил в Type. Родом же был он тейфал 690 . Став клириком в Турской области, он удалился в келью, которую сам построил в древних стенах. Собрав монахов, он восстановил давно разрушенную часовню. Он же сотворил множество чудес над болящими, о чем мы написали в книге его жития 691 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Вскоре после Собора Н. послал в Западнофранкское королевство легата Арсения, еп. Орте, к-рый должен был способствовать восстановлению Ротада на епископской кафедре. Арсений доставил кор. Карлу Лысому, архиеп. Гинкмару и др. адресатам послания Н. об оправдании Ротада. В июле 865 г. папский легат встретился с Карлом Лысым, к-рый признал Ротада законным епископом Суасона. Архиеп. Гинкмар, недовольный исходом дела, записал в анналах, что Ротад был низложен в соответствии с канонами, тогда как Н. действовал «не по правилам, злоупотребив своей властью» (non regulariter, sed potentialiter - Annales Bertiniani. 1883. P. 76). 3. После решения дела Ротада противостояние Н. и Гинкмара Реймсского было связано с вопросом о восстановлении в правах клириков, рукоположенных архиеп. Эббоном и отстраненных от служения по указанию Гинкмара. Решение Суасонского Собора 853 г. о непризнании таинств, совершённых Эббоном, было одобрено папой Бенедиктом III (в 855 - Ep. 59a), а затем, по просьбе Гинкмара, и Н. (28 апр. 863 - Ep. 59). Вероятно, от Ротада Суасонского, противника решений Собора, понтифик лучше узнал обстоятельства дела и решил пересмотреть приговор. В посланиях кор. Карлу Лысому, Гинкмару Реймсскому и архиепископам Тура и Вьенны Н. потребовал заново расследовать дело Вульфада и др. клириков, рукоположенных Эббоном; в случае апелляции обвиняемых к Папскому престолу дело должно было рассматриваться в Риме (3 апр. 866 - Ep. 73-76). Понтифика поддержал Карл Лысый, заинтересованный в оправдательном приговоре: король благоволил своему придворному клирику Вульфаду и назначил его на Буржскую архиепископскую кафедру после кончины архиеп. Родульфа. Впосл. король попросил Н. дать согласие на епископское рукоположение Вульфада, но, не дождавшись ответа понтифика, велел рукоположить его во епископа и передал ему Буржскую кафедру. Н. выразил неудовольствие преждевременными, по его мнению, распоряжениями короля (29 авг. 866 - Ep. 77; ср.: Ep. 79), но не стал их оспаривать. На созванном по указанию Н.

http://pravenc.ru/text/2566078.html

Г. был одним из первых, кто высказали сомнения в подлинности Исидоровых декреталий (см. Лжеисидоровы декреталии ), утверждавших неограниченную власть папы в назначении и смещении епископов и созыве Соборов. Нем. ученый Ф. В. Вассершлебен в сер. XIX в. выдвинул версию о создании Лжеисидоровых декреталий в Реймсе, к-рая в наст. время считается устаревшей. По мнению исследователя, поводом к созданию этого свода послужил конфликт вокруг рукоположений и назначений на церковные должности Вульфада (впосл. еп. Буржского) и др. клириков, проведенных архиеп. Эбоном. После низложения Эбона и назначения на Реймсскую кафедру Г. встал вопрос о действительности рукоположений, совершенных низложенным архиеп. Эбоном. Дела этих клириков разбирались на неск. Соборах под рук. Г. Лжеисидоровы декреталии, как предположил Вассершлебен, были составлены сторонниками Эбона (в документах большое внимание уделялось усложнению процесса обвинения епископов и ограничению власти архиепископа), но умело использованы Г. и обращены против низложенного архиепископа и его ставленников. По др. версии, Г. сам содействовал распространению декреталий в Западнофранкском королевстве, сославшись на них в трактате 852 г. и подтвердив нек-рые их положения на Соборе в Кьерзи (857). В 866 г. недовольство папы вызвали действия Г. против назначенного Эбоном еп. Вульфада Буржского, пользовавшегося влиянием при дворе. В 868 г. спор о полномочиях архиепископа и положениях Лжеисидоровых декреталий возник между Г. и его племянником Гинкмаром, еп. Ланским. В 869 г. Г. поддержал попытку Карла Лысого захватить Лотарингию, однако впосл. неоднократно выступал против его имперской политики и Итальянских походов (875, 877). В 876 г. Г. возражал против создания папского вик-ства для Галлии и Германии, во главе к-рого был поставлен Ансегиз Сансский, видя в этом угрозу своему положению примаса Галлии. После смерти Карла Лысого (877) Г. стал фактически регентом Западнофранкского королевства, содействовал переходу короны к Людовику II Заике, провел его коронацию. В 879 г. вмешался в борьбу за трон между сыновьями Людовика - Людовиком III и Карломаном. После вторжения норманнов Г. вынужден был бежать из Реймса в Эперне, где скончался.

http://pravenc.ru/text/165017.html

—51— XVIII. Папа Лев всё это и подобное называет „именами без дела, которое установил Христос“. Но основным началом наших отцов было, напротив, всё относить к власти Господа, открытой в Священном Писании . Посему они отсекали обряды, установленные и прибавленные людьми, даже оный известнейший обряд держать книгу Евангелий над главой поставляемого епископа, когда изливается благословение и возлагаются руки, что теперь обще и Латинянам и Восточным 1506 , хотя древней Римской церкви неизвестно. Итак, одной материей пользовались отцы наши в напечатлении характера, именно возложением рук, одной материей в передаче власти всенародно служить и применять власть над стадом, каждому из них вверенным, именно вручением Библии или Евангелий, которое, кажется, приняли из обряда вводить в должность нового епископа (ex ritu novum episcopum inaugurandi) и подобных обрядов; так в понтификале остаётся вручение Евангелий по даровании перстня епископу. Прочие же обряды, как вручение орудий и украшений, благословение и помазание рук и головы, с последующими молитвами, в более недавнее время установленные и в древний Римский чиновник перенесённые большей частью от других народов и, преимущественно, из Галлии, с полным правом они отсекли. Простертие орудий, как довольно известно, проистекло из формул низших чинов и неизвестно было понтификалам до XI века, в каковое время в первый раз упоминается писателями. После того, как совершено преобразование в этом, отпала и новая формула „прими власть приносить жертву Богу и совершать миссу (или, „миссы“ —52— как в римском понтификале) за живых и умерших“ и проч. Молитва для благословения рук и прежде XVI века могла быть и произносима и опускаема по воле епископа. Помазание имеет Галликанское и Британское происхождение, а не Римское. Ибо не только его нет в книгах „Leoniano“ и „Gelasiano“, но и в чинах VIII и IX Мабиллона и в чинах „Св. Аманда“, которые, кажется, представляют обычай VIII–IX веков. Далее, в IX веке папа Николай I пишет в 874 г. Рудольфу Буржскому, что в Римской церкви не помазуются маслом руки пресвитеров или диаконов 1507 . Первый, кто упоминает нечто таковое, есть Гильдас Британский 1508 . Подобное может быть сказано о помазании головы, которое ясно проистекло из подражания посвящению Ааронову, как и многое иное, и в первый раз явилось в IX или X веке вне Рима, как может быть выведено из Амалярия (de eccl. off. 11:14) и ваших понтификалов 1509 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

P. 194-196, 200-201; подробнее см.: Gillis M. B. Heresy and Dissent in the Carolingian Empire: The Case of Gottschalk of Orbais. Oxf.; N. Y., 2017. P. 212-216). Конфликт Н. и архиеп. Гинкмара Реймсского был во многом связан с политической борьбой в Западнофранкском королевстве. Хотя Н. осуждал Гинкмара за властолюбие и склонность к интригам (Ep. 111), он с уважением относился к архиепископу. В свою очередь Гинкмар выражал недовольство вмешательством Н. в дела Реймсской митрополии и оспаривал мн. решения понтифика. Однако он не отрицал высшую церковную юрисдикцию папы Римского и был готов оказывать Н. поддержку в тех случаях, когда это не затрагивало интересы архиепископа. Гинкмар был вынужден согласиться с восстановлением в правах Ротада Суасонского и клириков Эббона, однако ему удалось сохранить не только авторитет среди западнофранк. епископов, но и политическое влияние. 4. Как правило, отношения Н. и епископов были связаны с запросами, жалобами и апелляциями, поступавшими в Рим. Мн. послания Н. содержат ответы на вопросы епископов. Так, архиеп. Венилон Сансский и его епископы-суффраганы спрашивали понтифика о том, как следовало поступить с выжившим из ума епископом (Ep. 103); еп. Ратольд Страсбургский - о том, какое покаяние следовало назначить человеку, убившему свою мать (Ep. 139); архиепископы Ардуик Безансонский и Родульф Буржский задавали Н. вопросы, относившиеся к церковной дисциплине и богослужению (Ep. 117, 123). Среди постоянных адресатов Н. был архиеп. Адон Вьеннский, к-рый пользовался доверием понтифика; Н. неоднократно консультировал Адона по вопросам дисциплины и канонического права, извещал его о важнейших событиях церковной жизни (Ep. 18, 25, 32, 39, 76, 106, 118, 147). В 867 г. папа Римский подтвердил полномочия Адона как митрополита Вьеннской провинции и подчинил ему архиепископскую кафедру Тарантеза, которая пользовалась самостоятельностью начиная с рубежа VIII и IX вв. (Ep. 153; ср. подложную привилегию: Ep. 170); впосл. папа Иоанн VIII отменил это решение (MGH.

http://pravenc.ru/text/2566078.html

Сам Эригена тесно связывает происхождение названного произведения с именем Вульфада, впоследствии архиепископа Буржского (†  876, 1 апр.), человека, обладавшего, по-видимому, высокими умственными и нравственными качествами 181 . В заключении сочинения, посвящая свой труд прежде всего имени самого Бога, Эригена затем подносит и вручает его для Испытания и исправления «возлюбленнейшему о Христе брату» Вульфаду и именно как своему сотруднику в занятиях мудростью (ип studiis sapientiae coperatori). «Ибо, – говорит автор, – (труд этот) М начат был вследствие твоих убеждений, и до конца доведен, каким бы то ни было образом, благодаря твоему живому участию». Предоставляя право Вульфаду напомнить о том, что могло остаться, вопреки обещанию, неразъясненным, при множестве и важности затронутых в сочинении предметов, он обещает потом представить со своей стороны нужные разъяснения. Относительно же того, что уже вредложено в сочинении, просит Вульфада, при его высоком уме (acutissima intelligentia), быть своим защитником, если не пред теми, которые не способны беспристрастно относиться к делу, то по крайней мере пред друзьями и искателями истины 182 . Неизвестны какиелибо дальнейшие подробности о дружеских отношениях философа к Вульфаду, в чем именно выражалось содействие последнего ученым и литературным занятиям его и какое значение вообще имела для него эта дружба, равно как неизвестно и то, пришлось ли ему сделать дополнительные разъяснения к главному своему произведению 183 . Так как Эригена называет в своем сочинении Вульфада только «братом», между тем последний в 866 был уже епископом, то 866 год и может быть признан за terminus ad quem написания сочинения. За приблизительный terminus a quo можно с вероятностью считать время окончания перевода творений Дионисия (и Максима) ввиду того, что цитаты из них в этом сочинении обыкновенно буквально сходны с соответствующими местами его собственного перевода. Время и обстоятельства происхождения прочих произведений Эригены неизвестны.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

В 1585 году Сикст V наследовал Григорию XIII. Генрих III снова жаловался папе на иезуитов и повторил свою прежнюю просьбу о том, чтобы все настоятели иезуитских обителей во Франции были французы и, чтобы ни один иезуит не смел вмешиваться в политические дела, но снова ничего не добился. Однако, заметив, что орден теряет во мнении не только Генриха III, но и других королей, опасающихся иезуитских интриг, Аквавива написал к Клоду Матье, бывшему снова на пути в Рим, чтобы он не выезжал из Лоретты, где находился в тот момент. Отец Саммье был заключен в обитель в Льеже (Люттихе); но Эдмонд Гэй, Коммолет, настоятель парижской обители профессов, Руллье, ректор Буржской коллегии, Варад, Гюиньяр, Гере и много других иезуитов были не менее фанатичны, чем их собратья, которых отправили в изгнание лишь для видимости и, потому что они уж слишком скомпрометировали орден. Генерал одобрял политическое поведение своих иезуитов, но желал с их стороны больше осторожности; ему хотелось, чтобы во главе движения стояли люди, приверженные ордену, но не иезуиты, что было и, вообще, согласно образу действий ордена при трудных и щекотливых обстоятельствах. Таким образом, можно было, именно, пользоваться удачей, но ничем не рисковать, если результат интриг бывал неблагоприятен. Как искусный политик, Сикст V не желал поощрять Лигу, но оказал ей громадную услугу своей буллой от 10 сентября 1585 года, которой отлучал от Церкви короля Наваррского и принца Конде, как обратившихся к расколу, и лишал их всех их владений и прав, преимущественно же, права на престолонаследие во Франции. Оба эти молодые принца во время варфоломеевской резни приняли католичество. Так как они возвратились к прежнему вероисповеданию, лишь только получили некоторую свободу, то Сикст V назвал их обратившимися к расколу и применил к ним, как к таковым, правила католического устава. Генрих III бросил Лигу и соединился с королем Наваррским, своим законным наследником. С тех пор, на него смотрели, как на виновника ересей. Отцу Оже, его духовнику, было приказано покинуть его. Генрих писал к папе и к Аквавиве, прося оставить ему его иезуита; эта просьба была притворно исполнена, но Оже заговорил о необходимости временной отлучки, уехал в Италию и поселился в Комо, где и умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001    002   003     004    005    006