Абу-ль-Макарим († после 1204). Сочинение имеет форму земельного кадастра (хитат) и топографического справочника, содержащего информацию о церквах и мон-рях той или иной местности (строительство, разрушение, восстановление, архитектура, художественное оформление, местные агиографические легенды и т. д.). Составители активно использовали «Историю Александрийских патриархов», мелькитские источники и труды по меньшей мере 5 мусульм. историков, в т. ч. ат-Табари и Абд ар-Рахмана ибн Абд аль-Хакама. Постепенное угасание копт. языка как языка лит-ры стимулировало филологические исследования в копто-араб. среде. До сер. XIII в. деятельность коптов в этой области ограничивалась лишь стремлением поддерживать традиционный лексикографический состав копт. языка. В XIII в. начинают появляться первые араб. грамматики копт. языка, копто-араб. и греко-копто-араб. словари. Абу Шакир ибн ар-Рахиб упоминает в копт. грамматике, что он использовал словари, составленные более ранними авторами: Марком, еп. г. Саха, и Ибн ар-Раххалем. «Золотой век» (XIII - 1-я пол. XIV в.) Несмотря на сложную политическую ситуацию в Египте (5-й и 7-й крестовые походы, начало правления мамлюков, неск. военных кампаний в Сирии против монголов), в XIII в. появилось много разнообразных произведений копто-араб. лит-ры, в т. ч. энциклопедического характера. Авторы этого периода нередко использовали труды, идеи, стиль и научные методы мусульм. писателей в области историографии, права, грамматики и лексикографии. Как и сирийцы (вост. и зап. традиций), копт. богословы высоко ценили труды мусульм. философа Фахр ад-Дин ар- Рази . В поэтическом творчестве часто имитировали ритмическую структуру арабо-мусульм. поэзии. Лит-ра данного периода не ограничивалась только религ. сферой, затрагивала др. области интеллектуальной жизни (медицину, философию, естествознание, математику, филологию, всемирную историю и т. д.). Усиленные меры, направленные на активизацию интеллектуальной и культурной деятельности К. Ц., были приняты патриархом Кириллом III ибн Лаклаком (1235-1243) и его окружением ( Абу-ль-Хайр ибн ат-Тайиб , Булус аль-Буши и др.).

http://pravenc.ru/text/2057208.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУЛУС АЛЬ- БУШИ Бýлус аль-Бýши [араб.    ], один из значительных копт. духовных писателей средневековья. Известно, что он род. в г. Буш, на севере пров. Бени-Суэйф, в Ср. Египте, предположительно между 1170 и 1175 гг. Точных сведений о его жизни до принятия монашества нет. Возможно, какое-то время Б. а.-Б. подвизался в мон-ре аввы Самуила на горе Каламун в Файюме, где познакомился с Даудом ибн Лаклаком, буд. копт. патриархом Кириллом III. Б. а.-Б. вскоре стал известен благодаря аскетической жизни и обширным богословским познаниям. По совету своих сторонников он согласился занять пустующую после кончины Иоанна VI патриаршую кафедру. Б. а.-Б. пообещал исламским властям щедрый денежный взнос, если они поспособствуют его избранию. Партии, поддерживавшие каждая своего кандидата, вступили в такую ожесточенную борьбу за патриаршую кафедру, что Коптская Церковь оказалась на грани раскола. Лишившись покровительства в администрации, Б. а.-Б. предпочел удалиться в мон-рь, а его конкурент Дауд ибн Лаклак в 1235 г. стал патриархом с именем Кирилл III, выплатив 3 тыс. динаров мусульм. властям за свое избрание. Во время патриаршества он широко практиковал симонию (в частности, при поставлении на епископские кафедры), что вызывало раздражение как у клира, так и у мирян. Тогда было решено назначить 2 епископов для наблюдения за действиями патриарха: одного постоянного, др. сменяемого. Б. а.-Б., поставленный в 1240 г. на епископскую кафедру Каира, благодаря своей незапятнанной репутации стал постоянным членом этого наблюдательного совета. Однако сомнительно, чтобы он предпочел эти функции богословским занятиям в монастырском уединении. Предположительно, он умер через неск. лет после своего назначения на епископскую кафедру. Б. а.-Б. написал 8 гомилий на церковные праздники, комментарии на кн. Откровение св. Иоанна Богослова и на послание к Евреям, книгу о богословии, 2 книги об исповедании веры и Воплощении Сына Божия, составил компиляцию «изречений святых отцов» по различным богословским вопросам, трактат о возрасте человека и его питании (принадлежат ли они свободной воле человека или являются проявлением Промысла Божия). Возможно, что Б. а.-Б. также написал специальный трактат о Единстве Божества, Св. Троице и Воплощении Слова. Кроме того, известно, что он оставил запись богословского диспута, происходившего при дворе султана аль-Камиля (1218-1238). Согласно «Истории александрийских патриархов», на диспуте помимо представителей Коптской Церкви присутствовали правосл. (мелькитский) патриарх Александрийский Николай и улемы (учителя исламского права). Предмет диспута неизвестен. От обширного богословского наследия Б. а.-Б. сохранилось ок. 10 рукописных кодексов, рассеянных по разным хранилищам (5 из них опубликованы).

http://pravenc.ru/text/153639.html

пер. издан Г. Графом в 1924) и ряд текстов церковно-адм. характера, сохранившихся в составе копт. канонических собраний. Кроме упомянутых выше грамот, адресованных эфиоп. царю и сиро-яковитскому патриарху Игнатию III, известно письмо насельникам монастыря св. Антония (ок. 1238-1243), в к-ром К. в достаточно жесткой форме наставляет монахов в необходимости строгого благочестия, поддержания дисциплины и повиновения духовным властям. К. также приписывают анонимное послание о духовном окормлении новообращенных христиан. В средневек. Египте наряду с процессом исламизации немусульм. общин имели место и редкие примеры обращения в христианство как бывших христиан, принявших ислам, так и мусульман. Подобное отступничество от ислама в случае разоблачения каралось смертью, поэтому послание написано в нарочито туманной и иносказательной манере во избежание осложнений для автора и адресатов. Согласно каталогу арабо-христ. литературы, содержащемуся в 7-й гл. соч. «Светильник во тьме» копт. писателя Абу-ль-Бараката ( 1324), существовало описание диспута К. с мусульманами в присутствии султана аль-Малика аль-Камиля, в котором также участвовал Булус аль-Буши (Der Katalog. 1902. S. 659, 695). Известная в эфиоп. переводе под именем «святого Кирилла, патриарха Александрийского» анафора, согласно одной из рукописей, принадлежит К. (Die beiden aethiopichen Anaphoren «des heilegen Cyrillus, Patriarchen von Alexandrien»/Hrsg. O. Löfgren, Übers. S. Euringer//Zschr. f. Semitistik und verwandte Gebiete. Lpz., 1932. Bd. 8. S. 210-234; 1933/1934. Bd. 9. S. 44-86). Хотя Патриаршество К., по общему мнению историков, представляет собой самый скандальный эпизод копт. церковной истории, это же время считают эпохой расцвета культуры христ. Египта. Исследователи называют XIII в. «коптским ренессансом» и «золотым веком» копто-араб. лит-ры. Среди архиереев, в разное время рукоположенных К., можно упомянуть автора грамматики и словаря копт. языка Юханну, еп. Саманнуда, и одного из крупнейших проповедников и богословов Коптской Церкви Булуса аль-Буши.

http://pravenc.ru/text/1840419.html

Начавшееся вскоре вторжение в Египет крестоносцев (1218-1221) отодвинуло на задний план копт. церковно-адм. проблемы. Падение Дамиетты (1219) вызвало волну антихрист. выступлений в Дельте - мусульм. большинство ошибочно отождествляло коптов (а еще больше мелькитов) с «франками». Копт. община была обложена тяжелым налогом на военные нужды. Апогеем бедствий егип. христиан стало разрушение в 1219 г. ц. св. Марка в пригороде Александрии из опасения, что крестоносцы в случае нападения на город могут превратить церковь в свой опорный пункт. Уничтожение церкви, бывшей в прошлом кафедральным собором копт. патриархов и остававшейся сакральным символом егип. христианства, стало тяжелым потрясением для копт. общины. В последующие годы вопрос о замещении Патриаршего престола периодически поднимался вновь, но всякий раз оставался без разрешения. Так, эта тема обсуждалась в 1228 г., во время посещения султаном аль-Маликом аль-Камилем (1218-1238) монастыря св. Макария (Дейр-Абу-Макар). По просьбе братии султан даровал мон-рю ряд налоговых и имущественных льгот, а также подтвердил право обители наследовать имущество своих монахов. Подобное участие мусульм. правителя в разрешении внутрихрист. юридических проблем было беспрецедентно и объяснялось только отсутствием патриаршей власти. Период междупатриаршества в Коптской Церкви затянулся на 19 лет, в течение к-рых Давуд аль-Файюми пребывал в мон-ре св. Филофея. Информация о нем, относящаяся к этому времени, содержится только в колофоне рукописи 1227 г. сочинений сиро-яковитского философа X в. Яхьи ибн Ади . В нем сообщается, что сверка рукописи с оригиналом была проведена при содействии свящ. Анбы Давуда, к-рый, согласно др. приписке, впосл. был возведен на Патриаршество ( Troupeau G. Catalogue des manuscrits arabes/Bibliothèque Nationale. P., 1972. Pt. 1: Manuscrits chrétiens. T. 1. P. 140-141). Возможно, именно в эти годы Давуд составил дидактическое соч. «Книга исповедания» (    ), в работе над к-рым ему помогали богословы Булус аль-Буши и аль-Асад ибн аль-Ассаль (см. в ст. Ассалиды ).

http://pravenc.ru/text/1840419.html

На Страстной неделе 1236 г. произошел конфликт К. с братией монастыря св. Макария. Патриарх, прибывший в обитель с 20 епископами для приготовления св. мира, распорядился провести инвентаризацию священных сосудов. Насельники решили, что патриарх намеревается продать их для покрытия своих долгов. Толпа разгневанных монахов ворвалась в церковь во время освящения мира, перебила светильники и разлила масло по полу. С большим трудом конфликт был улажен. Не обладая политическим тактом, К. оттолкнул от себя мн. сторонников; в их числе были Ниш аль-Хилафа, мон. Имад аль-Ахмими, ставший в кон. 30-х гг. XIII в. главным оппонентом К., призывавшим к его свержению, и патриарший секретарь аль-Асад Абу-ль-Карам, к-рый после ссоры с К. предал огласке его доходы, составившие 9200 динаров, т. е. намного больше, чем патриарх должен был уплатить в султанскую казну. Неск. авторитетных копт. церковных деятелей (мон. Бутрус, отозванный султаном из мон-ря св. Антония на гос. службу, Юсаб, еп. Фувы, и др.) выступили с программой канонических реформ, предусматривавших запрет на симонию и введение четких правил использования церковных доходов. В сент. 1238 г. в Каире прошел Собор 14 епископов, принявший серию соответствующих канонических постановлений. К. игнорировал эти решения. Призывы к его низложению звучали все громче. Даже мусульм. власти были озабочены смутой в Коптской Церкви. В 1240 г. прошло неск. слушаний по проблемам церковных нестроений в присутствии везира, копт. иерархов и мусульм. правоведов. Помимо симонии К. инкриминировали и др. неправомерные действия, в частности контакты копт. епископа Иерусалима с католиками, ставшие возможными, как считалось, с санкции патриарха. Особое недовольство епископата вызвало решение К. вывести все мон-ри из юрисдикции епархиальных архиереев и подчинить их себе, в чем видели еще одно проявление его стяжательских наклонностей. В результате этих разбирательств, сильно испортивших репутацию коптской общины в глазах мусульм. властей, была утверждена программа реформ и избраны 2 епископа (в т. ч. Булус аль-Буши, возведенный на кафедру Мисра), уполномоченные контролировать действия патриарха. Ведущему коптскому правоведу ас-Сафи ибн аль-Ассалю было поручено упорядочить свод церковных законоположений. Этот труд, получивший название «Сборник ас-Сафи», до наст. времени лежит в основе канонического устройства Коптской и Эфиопской Церквей.

http://pravenc.ru/text/1840419.html

Более того, на 75-летие Великой Победы провёл военный парад, мощный не численностью личного состава и количеством боевой техники, но, согласно вышесказанному, сильный верой, пусть даже подсознательной, в покров и помощь Божией Матери. И, думаю, нет ничего удивительного, что Она за это совершила чудо, исцелив множество больных. Во всяком случае, я в это верю! И даже сам «православный атеист» А.Г. Лукашенко после такого чуда, по собственному свидетельству, – перекрестился! Впрочем, всё происходит по евангельской притче: «У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы (и, добавлю от себя, – «православные атеисты») вперёд вас идут в Царство Божие» (ср. Мф. 21: 28-31). Это значит, что из триединой России пока именно Белоруссия сейчас на передовой в полную силу сражается с новыми фашистами. Сражается за Святую Русь и всё остальное человечество, которое ещё можно спасти! Протоиерей Георгий Городенцев , кандидат богословия, Одесса Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 37. Батьке... Благословил тебя Господь, Премудрый Батька! И пусть кого-то мучит плоть,- Им демон — тятька, А ты стоишь в проломе как Иеремия! Хоть из села, но не дурак,- Мечта России! Ты любишь очень Беларусь, Мы тоже — любим Всю Белую, родную Русь, И не забудем: Как побеждаешь ты! — Виват, О, Александр Лукашенко! Тебя величит русский брат, А демоны бегут пусть в ад, Виват, Александр Григорич,- виват! Президент Беларуссии, батька-комбат, Александр Григорьевич - Вам виват! 36. БАТЬКА Из-под усов усмешка Привычно светла и строга. Батька не будет пешкой – Ферзем пойдет на врага! Может сказать, но и слушать, Скромно сидя в углу. Что там какие-то Буши – Махом свернет скулу! Нет – кабинетным повадкам, Лыжи, бассейн – О.К. С клюшкой летит по площадке – Трус не играет в хоккей! Пусть улыбается редко – Столько тревог и забот. Знаю, что с ним в разведку- Мужик настоящий пойдет! Воля народа свята – Только тревожно вдвойне: Коль победят “демократы” – Быть на коленях стране! В буйстве продажной спеси Бьется слепая толпа. Но сквозь содом мракобесья В Пущу ведет тропа. Где у ручья оленьи Густо темнеют следы, Батька встает на колени – Выпить живой воды… Мудро намечены цели, Поступь легка и тверда. Есть что-то в нем от Фиделя, Что победил года! …Небо над Минском синее, Скорость – сто двадцать узлов. Батька, с тобою Россия! Батька, мочи козлов!

http://ruskline.ru/news_rl/2020/05/15/be...

О другом селе, Бушь, в том же описании посещения преосвященного читаем: « Это село, одно из древнейших в Подолии; расположено в весьма красивой местности, на левой нагорной стороне р. Мурафы, но сообщение с этим селом, по крутизне гор, узкой дороге, извивающейся над рекой – затруднительно и не безопасно. Это село некогда было многолюдным городом, в котором насчитывалось до 20 тыс. жителей. Два отдельно существующих села, Горошовка и Петрашевка, по народному преданию, составляли одно с городом (хотя последнее село, находится в 3–4 верстах от Буши). В Буше доселе сохраняются придания о геройской защите жителей против поляков, особенно о подвиге сотничихи Завистной, над местом смерти которой, находится старинный камень, но, к сожалению, на нём не сохранилось никаких надписей. Под Бушью разразилось одно из ужаснейших кровопролитий, за православную веру, за преданность русскому царю. Дело было так. Вскоре после присоединения Малороссии к Великой России (в г. Переяславле, 8 янв. 1654 г.), поляки решились жестоко наказать подолян. В надежде на помощь крымского хана, коронный польский гетман Потоцкий, с 60 тыс. воинов, мечём и огнём опустошали Подолию; сожжён был Могилёв и многие из жителей этого города скрылись в Буше; туда же укрылось 6000 левенцев (так назывался Поднестровский полк) с семействами, под начальством Гречки; там же находилось 12 тыс. обоего пола жителей Буши и толпа молдаванских удальцов, служивших в украинской вольнице. Но польское войско было слишком велико, а потому, подоляне, заранее решились скорее умереть, чем сдаться на поругание врагам. Едва только польский отряд подступил к стенам города, как сильный залп раздался с крепости; быстро выскочили казаки из городских ворот и рассеяли врагов; в этой стычке погиб сам начальник отряда. Ободренные левенцы, в знак торжества, ударили в колокола, но вслед за сим, бросился на штурм (Буши), польский полководец Чарнецкий, с несколькими полками. Он увидел, что одни ворота стояли ниже прочих; там стена спускалась с полугоры; туда он направил жолнёров.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Коронный гетман выдав жителям Подоли всеобщий универсал, в котором извещал о наказании, постигшем Бушу за упорство, и советовал всем, для избежание подобного жребия, покориться, обещая милость и прощение. «Но твердые сердца русские не имели над собою никакого сострадание (говорит историк). Все готовились последовать примеру Буши и погибнуть с честью» 341 . Из под Буши поляки двинулись в Украину и вступили в ту часть Побужья, которая называлась Брацлавщина. «Прежде всего нам следует (говорили предводители), до прибытия неприятеля, очистить от мятежников Побужье, а потом уже пойдем в самое логовище неприятельское и завоюем Киев, как приказывал король». Шпионы доносили, что Хмельницкий назначил Брацлавль главным пунктом охранение Побужья, и что в этом городе находится сильный казацкий гарнизон. Польские отряды завоевали по окрестностям Брацлавля города и местечки, взяли Тимановку, которую покинул начальник охочих казаков Махержынский 342 . Главное войско отправилось на Брацлавль. Чарнецкий с сильным отрядом пошел вперед лесом и разведал, что в Брацлавле двенадцать тысяч казаков, – полки: винницкий, под начальством Богуна, брацлавский, под начальством Зеленского, лубенский, полтавский, а наказным гетманом Мизко 343 . К изумлению поляков, когда они подошли к городу, то не увидели стражи за стенами, ни людей на валах: все городские ворота были отворены настежь; живая душа, не показывалась из города! «Это хитрость Богуна, – сказал Чарнецкий – он нарочно представляется беспечным и ленивым; но верно спрятал где-нибудь войско и готовит нам какую-нибудь ловушку». Восемь раз обходили поляки вокруг Брацлавля; ворота были отворены: никто не появлялся. Поляки не могли понять, что это значит, терялись в догадках и боялись каждую минуту попасть в просак. Вдруг, 8 декабря казаки стремительно бросились из Брацлавля и стали над Бугом в боевом порядке. Поляки бросались на русских; русские дали сильный залп, потом перешли мост сожгли его и пошли по дороге к Умани в виду многочисленного неприятельского войска, но у них был убит наказный гетман Мизко-Дубиня! Поляки за ними не последовали, зная, что в небольшом отряде казацком был Богун; враги непременно ожидали какой-нибудь хитрой проделки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Под Бушею разразилось одно из ужаснейших кровопролитий за православную веру, за преданность русскому царю. Дело было так. Вскоре после присоединения Малороссии к Великой России (в г. Переяславле, 8 янв. 1654 г.) поляки решились жестоко наказать подолян. В надежде на помощь крымского хана коронный польский гетман Потоцкий с 60 тыс. воинов мечём и огнём опустошали Подолию; сожжён был Могилев и многие из жителей этого города скрылись в Буше; туда же укрылось 6000 левенцев (так назывался Поднестровский полк) с семействами под начальством Гречки; там же находилось 12 тыс. обоего пола жителей Буши и толпа молдаванских удальцов, служивших в украинской вольнице. Но польское войско было слишком велико, а потому подоляне заранее решились скорее умереть, чем сдаться на поругание врагам. Едва только польский отряд подступил к стенам города, как сильный залп раздался с крепости; быстро выскочили казаки из городских ворот и рассеяли врагов; в этой стычке погиб сам начальник отряда. Ободренные левенцы в знак торжества ударили в колокола, но вслед за сим бросился на штурм (Буши), польский полководец Чарнецкий с несколькими полками. Он увидел, что одни ворота стояли ниже прочих; там стена спускалась с полугоры; туда он направил жолнеров. Левенцы дали сильный отпор, за тем отступили и впустили в город поляков; но едва они вступили в город, как вдруг за ними сделался сильный пожар, а спереди бросились на них осаждённые мужчины с оружием, косами, рогатинами и дубинами. Поляки были оттиснуты в огонь; ного местного населения, преданного православию и своей народности, с польщизной и латинством, шла частичная борьба отдельных лиц, как мирян, так и в особенности лиц духовных, борьба не прекратившаяся совершенно и доселе. Вследствие этого епархиальные посещения преосвященного Димитрия получают особенный специальный, интерес, как знакомящие с эпизодами этой борьбы прошлого и настоящего: так как вникая в настоящее положение своей паствы, преосвященный архипастырь (как и другие) в своих беседах со священниками осведомляется о прошлом прихода их, побуждая тщательно вести приходские летописи.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Проявлять бдительность, несомненно, нужно. Вот в прошлом году ее проявили, когда несколько месяцев рассказывали по всем каналам об атипичной пневмонии, и отогнали-таки! Одной телевизионной паникой и газетными статьями победили смертельную угрозу. Молодцы работники средств массовой информации! Правда, серьезные ученые говорили о том, что паника поднята понапрасну. Просто кому-то захотелось Нобелевскую премию получить. И сейчас доподлинно известно, что от птичьего гриппа погибло за 2 года около ста человек, а от простого – более двух миллионов. Но кому интересно заниматься привычным гриппом. Пусть он мутирует, мимикрирует, не поддается заготовленным вакцинам. Все равно, в борьбе с ним нет ни масштаба, ни драматургии. Дело привычное. Воюй, не воюй – никто твоих подвигов не заметит. А вот с птичьим гриппом под прицелом тысяч видеокамер можно повоевать на славу. И кур с гусями убивать миллионами. И показывать крупным планом, как им специалисты-резники перерезают горлышки. И как толпа деревенских старушек ждет, волнуясь и ссорясь, дозы чудо-лекарства: «А вдруг не достанется!» И о шарлатанах можно рассказать, которые за большие деньги впрыскивают домашним хохлаткам мутную водичку из ближайшей лужи… Как говорил пионер перестройки: «Процесс пошел». Все заняты. И Буши, и клуши, и телевизионные кликуши. Никто не бьет баклуши. К чему я, собственно, клоню? Разве не похвальна готовность всех министерств и ведомств защитить родного налогоплательщика от смертельной угрозы? Не только похвальна, но и чревата наградами и новыми званиями. Бдеть, товарищи, нужно всегда! Вопрос в том, как бдеть, и сможем ли мы, стреляя из крупного калибра по воробьям и галкам, хоть на йоту обезопасить себя. Я так и вижу героических пичужек, разрываемых пулями «стрельцов Жириновского», посылающих проклятия кровожадному депутату и кричащих на своем птичьем языке: «Всех не перестреляете!» А может, попробуем разобраться в причине грозящей нам беды и поискать менее кровавые способы решения проблемы? Паника, поднятая президентом Соединенных Штатов, все же имеет очень серьезное основание. Только поняли его и отреагировали, как всегда, неверно.

http://radonezh.ru/analytics/ptichku-zha...

  001     002    003    004