Псалом 118 Аллилуиа. «В псалме сем, – говорит св. Афан., – пророк описывает житие святых, подвиги их, скорби, труды, также восстания демонов, тысячи внушаемых помыслов, сети и прочие средства к уловлению, а вместе и то, чем святые одерживают победу: закон, словеса Божии, помощь свыше и, наконец, что последует за трудами – награды, венцы, воздаяния». По бл. Феодориту, «Давид собрал в сем псалме все опыты своей жизни, все нравственные уроки, так что сего псалма достаточно к тому, чтобы желающих совершенной добродетели усовершить в ней». По св. Амвросию Медиоланскому , псалом сей есть как бы солнце между псалмами; есть похвала закону Божию, который здесь называется путем, свидетельством, заповедию, повелением, словом, судом, истиною, оправданием и т.п.; по количеству стихов (176-ть) более всех псалмов; в Еврейском тексте расположен по порядку алфавита, так что каждая буква сряду повторяется 8 раз, а после 8 стихов другая буква, и таким образом весь Евр. алфавит повторяется восемь раз. 1 . Блажени непорочнии в путь: ходящии в законе Господни. Блаженны живущие без порока. Это общее предложение для всего псалма. Далее показывается, кто эти блаженные. 2 . С Евр.: «Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его». 3 . С Евр.: «Они не делают беззакония, ходят путями Его». 4 . С Евр.: «Ты заповедал повеления Твои хранить твердо». 5 . Дабы исправилися путие мои, сохранити оправдания Твоя. С Евр.: «О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих»! 6 . Тогда не постыжуся, внегда призрети ми на вся заповеди Твоя. С Евр.: «Тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои». Здесь взирая означает то же, что: сохранив. Тогда я не стал бы стыдиться, сохранив Твои заповеди. 7 . С Евр.: «Я славил бы Тебя в правоте сердца, поучаясь судам правды Твоей». Т.е. тогда только я могу достойно исповедаться Тебе, славословить, благодарить Тебя, когда на опыте познаю законы Твои (Бл. Феод.). 8 . Не остави мене до зела. С Евр.: «совсем». Т.е. буду хранить уставы Твои, посему не лишай вовсе промышляющей благодати (Бл. Феод.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Разделы портала «Азбука веры» Надписи на иконах – принятые в русской православной иконописи условные обозначение и сокращения. Надписи могут быть выполнены как на церковнославянском языке, так и на греческом. В иконных надписях широко применяется контрактура (лат. contractura – стягивание) – сокращенное написание слова с помощью начальной и конечной букв. Над контрактурами ставится надстрочный знак сокращения – титло ( ) Сокращенное надписание имени Иисус Христос, составленное из двух пар букв под титлами: . Крещатый нимб (так называемое крестообразное простертие), напоминающий о крестной смерти Спасителя, искупительное действие которой обнимает весь мир, — «крестообразно, яко изволи крестом мир спасти». Число 4 — образ пространственной полноты. Четыре «конца», составляющие в пересечении крест, соединяют в нем четыре стороны света. В трех видимых сторонах креста нимба пишутся буквы греческого слова , что значит Сущий. Прием появляется примерно в XI веке. Этим надписанием подчеркивается Божество Иисуса Христа, согласно откровению, бывшему Моисею из купины: «Я есмь Сущий» ( Исх. 3:14 ). В русской иконописной традиции греческая буква (омега) часто заменяется буквой (от). На греческих, болгарских иконах буква (омикрон) располагается слева, (омега) — вверху, (ню) — справа, и надпись читается по кругу слева направо. На русских иконах чаще встречается другой буквенный порядок: слева (о) или (от), вверху (он), справа (наш). Надпись читается построчно, начиная сверху и затем слева направо во второй строке. Стоит заметить, что библейское объяснение букв на Руси не являлось единственным. Из старообрядческой литературы известно иное их толкование, возможно несколько наивное, но не нарушающее догматических положений Церкви. В соответствии с ним, три буквы выражают, во-первых, триипостасность Бога; во-вторых, Божество Иисуса Христа: (от) — «еже есть отчески». (он) — «оум» (ум), (наш) — «непостижим сый»; и, втретьих, воплощение Сына Божия и Его страдания: (от) — «от небес приидох», (он) — «они же Мя не познаша», (наш) — «на кресте распята».

http://azbyka.ru/nadpisi-na-ikonax

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 9  голосов:  3.8 из  5) Оглавление Скороговорки для детей по алфавиту Скороговорки (А) Буква А, где тетя Аня? Дочку Аню парит в бане. Баня Аню прогревает, Аня баню обожает.   Астроном, адвокат и один альпинист, Архитектор, аптекарь и даже артист Сели однажды на карусели. Не удержались и вниз полетели: Аптекарь, артист, акробат, астроном. Кто из них вам еще не был знаком?   А мне не до недомогания. Архип осип, Осип охрип.   Астронавты на орбите. Акробаты на Арбате.   У Аграфены и Арины растут георгины.   Алла астры собирала, Из астр букеты составляла.   Алеша Ульяне сигнал подает, Ульяна услышит – Алешу найдет.   Аист крылья расправляет, Аист книгу раскрывает. В книге – буквы и слова. Аист видит букву А. И, надев, очки на нос, Он читает: – АБ-РИ-КОС.   Буква А, буква А – Алфавита голова. Знает Вова, знает Света, А похожа на ракету.   Скороговорки (Б) Белые бараны били в барабаны, без разбора били — лбы себе разбили.   Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была.   Бобры храбры идут в боры, бобры для бобрят добры.   Забавной обезьяне бросили бананы, бросили бананы забавной обезьяне.   У Бори винт. У Вити бинт.   Купила бабуся бусы Марусе.   Как известно бобры добры, Добротою бобры полны, Если хочешь себе добра, Надо просто позвать бобра. Если ты без бобра добр, Значит сам ты в душе бобр!   Буйный Бука бузит, Бяка Буке грозит, Бука Бяке дерзит, Бяка Буку тузит.   Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов Била бурю. Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов Била бой!   Дубовый столб стоит столбом, В него баран уперся лбом. Хотя не жаль барану лба, Но лбом не сбить ему столба.   Добры бобры идут в боры.   Бык бодается с быком. Убегают все кругом. Береги, бегун, бока От бодливого быка.   Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была.   Барабан, Труба

http://azbyka.ru/deti/skorogovorki-i-chi...

Скачать epub pdf Буква О Обида Перенесение обид от начальства Когда Вы уже так слабы и не можете равнодушно от ярости переносить все обиды от начальства, то, сознав свою немощь, о сем умолчи и предоставь их Промыслу Всемогущего Господа, Который лучше нас с тобою попечется о них. Мужайся, и да крепится сердце твое во благодати Господней,– и Господь Вас утешит! Осуждение Берегитесь зазирать и осуждать ближних Берегитесь паче всего зазирать и осуждать ближних – нам есть о чем попещись, свои язвы греховные смердят, надобно о них прилежать. За других Вы ответа не дадите, а за себя. Да простит же Господь грехи Ваши и исцелит немощи душевные и телесные. Откровение (помыслов) Невидимо, через откровение помыслов, укрепляется ум и чувства Слава Премилостивому Господу, что хотя и попустил и наказуя наказал любимейшую мою дочь Марию Яковлевну, но смерти, то есть грехов не попустил, но невидимо, чрез откровение помыслов, укрепил ее ум и чувства и по буре даровал тишину и спокойствие духа, – сие на пребудущее время послужит вам обоим к осторожности, и за терпение неминуемо мзда дастся, и Господь ей да поможет во всем, и да вразумит ее, и да просветит в познании душе назидательности. Матери, которую изберете себе в наставницы, не стыдитесь открывать ран своих. О принятии сестры на откровение Ежели Премилосердый Господь дарует Вашему сердцу таковое мужество к понесению ее немощей душевных и телесных, на сие мы воспрещать тоже не имеем: ежели Премилосердому Господу будет угодно и вам обоим на пользу и на созидание, то даст ей искреннейшую веру к откровению помыслов и деяний, а Вам преподаст дух мужества к понесению ее немощей. Но о сем просим тебя ей не объяснять, но ожидать от нее должного усердия, и тогда, как Вашему сердцу Бог возвестит, то и употребляйте с ней. Крайне малодушна и легкомысленна, она более нужды в Вас имеет для поддержки. Что Вы хотя отчасти ее принимаете и утешаете, за это тебе Сам Господь составит. Выше сил не требуется, и того ради Вас не принуждаем к принятию ее, так и ее не привлекаем к Вашей святыне, чтоб предалась; по этой части есть в сердцах благомыслящих некое таинство, извещающее тайно, к кому веру иметь и открывать свои немощи. Когда б сего не было от Бога дано, то пребедственное было бы наше состояние. Откровение помыслов посрамляет вражие недуги

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

344. Беседа в день восшествия на Всероссийский Престол Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича (Говорена в Чудовом мон. февр. 19-го; напечатана в Твор. Св. Отц. 1858 г. и в собр. 1861 г.) 1858 год Не своих си кийждо, но и дружних кийждо смотряйте ( Фuлun. II. 4 ). Торжественно и благодарственно пред Богом воспоминая ныне, что в сей день Бог " вознес избраннаго от людей своих» ( Ncaл. LXXXVIII. 20 ), Благочестивейшего Императора нашего Александра Николаевича, исполняем, благоверные Россияне, праведный и прекрасный долг. Царь, по священному закону наследия, мирно восходящий на престол, и мирно простирающий благотворную власть над царством, как свет утра над землею, есть высокий дар Божественного Провидения народу, и благонадежный залог его благоденствия. К благоговейному воспоминанию воцарения, последовательно будет присоединить внимательное воспоминание, что вместе с оным дали мы пред Богом обет верности Благочестивейшему Самодержцу нашему. Обет сей тверд царственным законом, тверд именем Божиим, тверд у каждого из нас сердечным к Царю расположением, так что, если бы на кого между нами пало нарекание в нарушении сего обета, сие болезненно поразило бы не только его, но и всех. Но чем более все мы дорожим верностию к Царю: тем более каждый из нас должен быть внимателен, чтобы иметь сие качество в полной силе и в совершенной чистоте. Царь, по истинному о Нем понятию, есть глава и душа царства. Не возразите мне, что душею государства должен быть закон. Закон необходим, досточтим, благотворен; но 830 закон в хартиях и книгах есть мертвая буква: ибо сколько раз видено было в царствах, что закон в книге осуждает и наказывает преступление, а, между тем, преступление совершается и остается ненаказанным; закон в книге благоустрояет общественные звания и дела их, а, между тем, они расстроиваются! Закон, мертвый в книге, оживает в действователях: а верховный государственный действователь, и возбудитель и одушевитель подчиненных по закону действователей, есть Царь. Итак, Царь, по истинному о Нем понятию, должен быть душею царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

I.1. Тем временем, пока я в молчании рассуждал сам с собою и записывал стилем на табличке 54 горькую жалобу, мне показалось, что над моей головой явилась женщина с ликом, исполненным достоинства, и пылающими очами, зоркостью своей далеко превосходящими человеческие, поражающими живым блеском и неисчерпаемой притягательной силой; хотя была она во цвете лет, никак не верилось, чтобы она принадлежала к нашему веку. Трудно было определить и ее рост. Ибо казалось, что в одно и то же время она и не превышала обычной человеческой меры, и теменем касалась неба, а если бы она подняла голову повыше, то вторглась бы в самое небо и стала бы невидимой для взирающих на нее людей 55 . Она была облачена в одежды из нетленной ткани, с изощренным искусством сплетенной из тончайших нитей, их, как позже я узнал, она соткала собственными руками. На них, как на потемневших картинах, лежал налет забытой старины. На нижнем их крае была выткана греческая буква π, а на верхнем – θ 56 . И казалось, что между обеими буквами были обозначены ступени, как бы составляющие лестницу, по которой можно было подняться снизу вверх. Но эту одежду рвали руки каких-то неистовых существ, которые растаскивали ее частицы, кто какие мог захватить. В правой руке она держала книги, в левой – скипетр 57 . Когда же взор ее остановился на поэтических музах, окружавших мое ложе и облекавших в слова мои рыдания, она выказала легкое возмущение и, гневно сверкнув глазами, промолвила: Кто позволил этим распутным лицедейкам приблизиться к больному, ведь они не только не облегчают его страдания целебными средствами, но, напротив, питают его сладкой отравой? Они умерщвляют плодородную ниву разума бесплодными терзаниями страстей и приучают души людей к недугу, а не излечивают от него. Но если бы их ласки увлекли кого-либо непросвещенного, что вообще им присуще, я думаю, что перенесла бы это менее болезненно, ибо тогда моему делу не было бы нанесено никакого ущерба. Но его – взращенного на учениях элеатов и академиков? 58 Ступайте прочь, сладкоголосые Сирены, доводящие до гибели, и предоставьте его моим музам для заботы и исцеления. После этих упреков толпа муз, опустив опечаленные лица к земле и покраснев от стыда, грустя покинула мое жилище. А я, чей взор был замутнен слезами, не мог распознать, кто же эта женщина, обладающая столь неоспоримой властью, и, потупив долу глаза в глубоком изумлении, молчаливо ждал, что же будет дальше. Она же, подойдя поближе, присела на край моего ложа, и глядя мне в лицо, исполненное тягостной печали и склоненное скорбью к земле, стала стихами корить меня за то, что душу мою охватило смятение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/anit...

     – Вам, наверное, неприятно всё это слушать? У вас патриотизм … – вежливо спрашивает меня сосед-немец, улыбаясь мне сверху вниз. Маленький городок на юге Германии. Международная конференция религиозного толка, собравшая представителей стран Центральной и Восточной Европы. Немец похож на Ричарда Гира, и улыбка (помните?) у него такая же. «Оу, да у вас патриотизм!» Ага. А еще корь и свинка. Добро пожаловать в холодную войну. «Путин – новый Гитлер» не было произнесено исключительно по причине того, что пришлось бы вслух помянуть ефрейтора – да не будет он упомянут в Баварии! Бейджик «Russia» почти как алая буква на груди. Только что со сцены нам рассказали про всякие российские несвободы. – Знаете, докладчик расставил негативные акценты, сгустил краски. Всё у нас не так плохо на самом деле. «Ричард Гир» откидывается в кресле и улыбается мне своей лисьей улыбкой: он ведь диагностировал у меня патриотизм, всеми этими уловками его не обманешь: – Но ведь он говорил правду? Ну что ж. Я вынуждена согласиться, но: – Понимаете, это полуправда. Это как медаль, у нее две стороны. Есть ведь и другая… Но он меня уже не слушает, а только понимающе мерцает своей лисьей улыбкой. «Оу, Раша!» – с долгим удивленным «у». «А как вас выпустили? А что, русским интересны международные конференции?..» «Оу, Раша!» – с долгим удивленным «у». «А как вас выпустили? А что, русским интересны международные конференции? А Путин вас до стойки регистрации провожал?» И брови, как баварские крыши, домиком. Если отечественные СМИ и поделывают разные непристойные фокусы с нашим национальным сознанием, то и «там», похоже, этого хватает, да еще помножается на легенды и мифы. Говоришь, например, осторожно про митинги и «оранжевые революции»: – Я работала в транснациональном PR-arehmcmbe, я знаю, как всё это делается. А он тебе в ответ: – Оно не ФСБ называется? И так и хочется харатьяновским движением поправить кожаный воротник несуществующего пальто. Нет при этом в интонациях враждебности, а есть лишь какая-то удивленная снисходительность. Как если бы медведь вдруг захотел пожать вам руку или глухонемой спросил, как пройти в туалет. Либо страх, либо снисходительность – сезонно, в зависимости от политической ситуации, конечно, и строго подсознательно (что вы, что вы!).

http://pravoslavie.ru/76021.html

     Толчком в моем интересе к этой теме послужил один случай. Проверяя контрольные работы студентов, я встретил текст, написанный вручную и притом красивым почерком. Мне показалось весьма любопытным, что эта работа была написана молодым человеком, который не отличался прилежанием и примерным поведением на занятиях. Я подумал: «Надо же, в наше время, когда отпала необходимость не только в красивом и понятном почерке, но и в письме как таковом, все же находятся люди, для которых письмо представляет эстетическую ценность». Конечно, этому студенту я поставил зачет «автоматом». «Слово убило жест, — писал известный исследователь античности Ф.Ф. Зелинский, — ведь с появлением слова, более подходящего на роль знакового материала, в какой-то степени отпала необходимость в телесной экспрессии, по крайней мере, как в средстве социальной коммуникации» с. 188]. Далее, в этом же абзаце, мы читаем, что теперь уже «письмо убивает слово». В качестве комментария приведем мнение американского ученого И.Е. Гельба: «Вследствие широкого распространения письма нанесен непоправимый ущерб устной традиции» с. 212]. Итак, слово убило жест, а письмо, в свою очередь, убило слово. Однако на этом череда «убийств» не закончилась — сегодня мы констатируем: «Использование клавиш убивает ручное письмо». Как к этому относиться? В настоящей статье у меня нет задачи говорить о том, что человек приобрел благодаря использованию клавиатуры, я хотел бы поразмышлять о тех потерях, которые несет человек, отказываясь от рукописного письма. И речь пойдет прежде всего об экзистенциальных потерях, которые можно разглядеть, если мы отнесемся к письму как экзистенциальной ценности. Экзистенциальная интерпретация письма подразумевает, что рукописный текст — это личный и абсолютно уникальный поступок, что письмо — это сугубо авторская работа. Даже если я просто переписал чужой текст, я уже вложил в него частицу себя, которая выразилась, как минимум, в уникальности моего почерка. Каждое слово, каждая буква становятся неповторимыми и уникальными персонажами, следом души пишущего, который он оставляет на бумаге.

http://pravoslavie.ru/65199.html

  разделы   рассылка  распечатать Протоиерей Владислав Цыпин К вопросу о церковном суде Источник:  Православие.Ru Несколько месяцев назад в церковной, околоцерковной и антицерковной печати и в интернете с неожиданной увлеченностью стал обсуждаться, казалось бы, узкоспециальный вопрос о церковном суде, о его полномочиях и реальных возможностях и даже о таких частностях, как церковносудебный процесс, порядок подачи жалоб и апелляций. В публикациях на эту тему допускалось так много перехлестов, сознательных передергиваний или ошибочных заключений, проистекающих от незнания или полузнания, что представляется полезным внести в ее обсуждение уместные пояснения. Действующая в Русской Церкви судебная система основана на канонических нормах. Этот принцип зафиксирован в " Уставе " : " Судебная власть в Русской Православной Церкви устанавливается священными канонами " (Устав Русской Православной Церкви, IX, 1). Поскольку каноны составлены были в эпоху, которая закончилась более 11 веков назад, – самые близкие к нам по времени издания каноны (или, что то же, правила) датируются 879 годом, – а будучи не умозрительными декларациями, но вполне прагматическими нормативными актами, они издавались с учетом правовых и иных обстоятельств и реалий своего времени, не всякая буква канона имеет прямое действие через полторы тысячи лет после ее написания, когда радикально изменились или вовсе исчезли самые институты, существовавшие в эпоху их составления, но полноту значимости, действенности и авторитета сохранили лежащие в их основе экклезиологические и нравственные принципы, по существу дела относящиеся к Преданию Церкви. Судебная тема составляет содержание многих канонов, с наибольшей полнотой и детализацией она регулируется 6-м правилом II Вселенского Собора. Текст этого правила начинается с указания на мотивы его издания: к его составлению отцов Собора побудили умножившиеся случаи клеветы на епископов, при этом в правиле обозначены вероятные цели клеветников: " Многие, желая привести в замешательство и низпровергнути церковное благочиние, враждебно и клеветнически вымышляют на правящих церквами православных епископов некия вины не с иным каким намерением, как токмо дабы помрачити добрую славу священников и произвести смятения в мирном народе " . Читатель волен судить, насколько описанная в этом каноне ситуация сохраняет актуальность по сей день.

http://religare.ru/2_104310.html

  Священные писатели пользуются словом шем (имя). Оно применяется не только к Богу, но и к людям. Присутствует оно и в книге Исход (3:13-15). Пророк Моисей спрашивает: А они скажут мне: как Ему имя?  Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. В еврейском тексте стоит слово из четырех букв: йод, г(х)е, вав, г(х)е (YHWH). Слово это получило название тетраграмматон (tetra – четыре; gramma – буква). Евреи с некоторого времени имя это не произносили. Одно из иудейских преданий относит начало этого запрета к времени первосвященника Симона Праведного (3 в. до Р.Х.), после смерти которого священники перестали пользоваться тетраграммой даже в богослужении. Поэтому рядом с тетраграммой ставили другое имя, тоже состоявшее из четырех букв: алеф, далет, нун, йод. Его произносили вместо тетраграммы – Адонай. В отличие от царского титула адони (господин, повелитель)  Адонай (мой Господь) в Библии относится только к Богу. В ряде мест это имя как обращение встречается уже в древних текстах: Быт.15:2,8; Исх.4:10,13; Вт.9:26; Нав.7:7 и др. Еврейский алфавит состоит только из 22 согласных. Около 6 века по Р.Х. появилась система огласовок (некудот), мазореты (евр. мазара – предание), т.е. хранители предания, сознательно перенесли гласные звуки с имени Адонай на тетраграмму. Средневековые европейские ученые не заметили этой условности и приняли написание эти огласовки за собственные гласные звуки тетраграммы. Поэтому в течение нескольких веков тетраграмму произносили неправильно - Иегова. Однако уже в 16 – 17 столетиях ряд видных ученых-гебраистов (Букстрофий, Друзий, Капелл, Альтингий) возражали против такого прочтения. Поскольку взамен не предлагалось точное произношение, то продолжало оставаться прежнее – Иегова. В первой половине 19 века немецкий ученый Эвальд предложил другое чтение  - Jahvah (Йахва). Предложение это было принято не сразу, а только после поддержки со стороны таких видных исследователей как Генстенберга и Рейнке. Прочтение, предложенное Эвальдом, не является открытием подлинного имени. Оно получено филологическим методом. Поэтому возможны два варианта: Jahvah и Jahveh. Наш выдающийся исследователь архиепископ Феофан (Быстров) на основе исторических данных считал наиболее правдоподобным произношение Jahveh (Йахвэ).   

http://pravoslavie.ru/6589.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010