Вся правда о букве «Правмир» отвечает на вопросы о самой противоречивой букве 29 ноября, 2017 «Правмир» отвечает на вопросы о самой противоречивой букве Сегодня буква — седьмая буква русского алфавита — отмечает день рождения. Именно 29 ноября 1783 года на заседании Академии Русской словесности княгиня Екатерина Дашкова при участии Гавриила Державина и Дениса Фонвизина предложила заменить сочетание «io» новой буквой «ё». «Правмир» отвечает на вопросы о самой противоречивой букве. Зачем вообще понадобилась буква Своим появлением буква обязана изменениям в русской фонетике. Когда-то после мягких согласных О не произносилось. Именно поэтому говорили, например, не пёс, а пес. Но в какой-то момент Е перешло в О: так возникло современное произношение таких слов, как мёд, всё, и многих других. Правда, долгое время никакого нового обозначения для этого звука не было. Пишущие спокойно обходились буквами О и Е: пчолы, мед. Но в XVIII веке писать эти слова стали по-другому, с использованием сочетания io Вот тогда-то и стало очевидно: нужна новая буква! Княгиня Дашкова и писатель Карамзин предложили заменить два знака одним. Так появилась на свет буква А какие-то еще варианты рассматривались? Конечно. В разное время появлялись разные идеи замены буквы То самое местоимение «всё» мы могли бы сейчас писать как «всö». И в XIX, и в XX веке звучали самые разнообразные предложения: ö , ø , ε , , , . Впрочем, ни один из этих вариантов так и не утвердили. Букву многие не любили и до сих пор не любят. Почему? Долгое время «ёканье» считалось признаком простонародности речи. Буква была новая, поэтому к ней относились с подозрением и даже некоторым презрением — как к чему-то пришлому, не соответствующему русским языковым традициям. Но есть и еще одна, очень простая причина нелюбви — букву неудобно писать, для этого нужно совершить сразу три действия: написать саму букву, а потом поставить над ней две точки. Такая сложная буква воспринималась как обуза, отмечали некоторые языковеды. Нелегко было и тем, кто набирал тексты с на печатных машинках. Советским машинисткам приходилось нажимать сразу на три клавиши: буквы е, возврата каретки, кавычек.

http://pravmir.ru/vsya-pravda-o-bukve-yo...

  БУКВА А Дом, где буквы все живут, Люди «Азбукой» зовут. Встала первой на пороге, Широко расставив ноги, Буква «А» — заглавная, Первая и главная. …В имени красивом — Алла «А» — в конце и «А» — с начала. И такие же слова: Арфа, азбука, айва. «А» в конце и «А» в начале Мы в таких словах встречали: Африка, арба, атака, Ампула, акула, арка. Ну-ка, слово называй: Я начну — ты продолжай!   НАВЕДИ ПОРЯДОК! … Слово в книжку Пробралось украдкой — Стала книжка сплошной Загадкой: Перепутались в книжке Строчки, Передвинулись в строчках Точки. Наведи-ка порядок Снова — Поставь-ка на место Слово…   АРБУЗ Над морем летит. АЛЬБАТРОС На ветке висит. АБРИКОС На гитаре играет. АРТИСТ В цель стреляет. АРТИЛЛЕРИСТ Кувыркается. АКРОБАТ Заряжается. АВТОМАТ Любит тепло. АНАНАС Режет стекло. АЛМАЗ На звёзды глядит. АСТРОНОМ В поле спешит. АГРОНОМ Выбирает Сладкий на вкус Спелый и сочный… АРБУЗ! Видишь? СЛОВО Наместо встало! А теперь прочитай Сначала: Над морем летит АЛЬБАТРОС. На ветке висит АБРИКОС. (Продолжай сам!)   ЗВУК У У, — мы в дудочку дудим, У, — как поезд мы гудим. У, — вперёд мы тянем губки, В узенькую дуем трубку. Слушай, слушай: У— гудит, У—в начале слов звучит: Утро, улей, умка, уголь, Удочка, улитка, угорь. Утка, узел, умница, Ушки, угол, улица.   БУКВА У Буква «У» напомнит ушки У зайчонка на макушке. У улитки рожки тоже Так на букву «У» похожи! Пририсуем сук к стволу — И увидим букву «У». «У». Рисуем угольком Палку к палке — уголком. Угол. Уголь. «У» мы слышим. «У» в начале слов напишем.   ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО! Если слово к букве «У» Присоединяется, Слово новое, другое Сразу получается. Буква «У» отметку КОЛ Переделает в… УКОЛ. Встанет близко к слову ГРОЗЫ— Сразу зазвучат … УГРОЗЫ. На картинах старых ЛИКИ Превращает «У» в… УЛИКИ. А пейзаж «Сосновый бор» Надписала так:… «УБОР». То, что все считают ВЕЧНЫМ, С «У» становится … УВЕЧНЫМ. Буква «У» старинный КЛАД Заменяет на … УКЛАД. И, забрав бесценный ДАР, «У» наносит нам … УДАР. Но когда я строил ДАЧУ, Принесла мне «У» … УДАЧУ, И теперь посёлок ДАЧНЫЙ

http://azbyka.ru/deti/logopedija-zvuki-b...

В.В. Виноградов На ять НА ЯТЬ Очень сложную судьбу имело на русской почве название старославянской буквы – «ять». Специализация значения слова, т. е. применение слова как названия к более ограниченному, более замкнутому, обособленному кругу предметов, обычно бывает обусловлена реальной связью между соответствующими сферами жизненных явлений в истории культуры. Название буквы «ять», по предположению акад. А. И. Соболевского, восходит к отглагольному древнеславянскому существительному ять «езда»; ср. чешск. jeti «ехать» (Соболевский, Материалы, с. 138). По мысли А. И. Соболев-ского, старославянским словом ть (читай: «ять») демонстрировалось при обучении письму, а также в азбучных молитвах, патериках и т. п. звуковое качество буквы . Но это объяснение А. И. Соболевского с историко-лингвистической точки зрения малоправдоподобно. Еще Р. Ф. Брандт указал, что в чешском языке двусложным инфинитивам почти без исключения свойственна долгота 207 , и из древнего jati получилось бы jiti (а не jeti). Поэтому в чешском jeti приходится видеть новообразование. Необходимо было искать другое слово, по которому была названа буква . А.  М. Селищев писал: «В Битольской триоди (XIII в.) в одном месте (на л. 93 об.) три буквы, п, р, (в слове написаны вместе. Против этой лигатуры писец заметил: ”покои (т. е. букву П), и (т. е. букву Р) и ядь (т. е. букву ) заедно написахь простте мя“» (Селищев, Старосл. яз., ч. 1, с. 259). Таким образом, с несомненностью устанавливается, что буква демонстрировалась в старославянском языке словом ядь, т. е. «еда». Этим фактом лишний раз подчеркивается, что старославянским символизировался звук ä или Известна гипотеза акад. Ф. Ф. Фортунатова, что буква представляет собой лигатуру ь и глаголической буквы я(­а) и что в самом этом изображении заключено указание на качество соответствующего звука. В русском языке буквой обозначались совсем иные звуки. Но условное старославянское обозначение буквы сохранилось и дожило до нашего времени (ять, ятя, очевидно, по образцу ерь, еря, ер, ера). Правда, сама буква уже отошла в историю, слово ять становится специальным термином русского языкознания, русской истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

По благословению митрополита Тихона (Шевкунова) в Псковской епархии при Псково-Печерской семинарии проходят встречи с опытными пастырями России и православного зарубежья. В рамках сегодняшней беседы миссионер и богослов протоиерей Геннадий Фаст рассуждает о двух полюсах нашей веры: о личных отношениях человека с Богом и о каноническом праве Церкви. Почему «я крещеный» и «я христианин» – не синонимичные фразы? Как происходит «рождение свыше» (см.: Ин. 3: 3)? Каким образом священник может помочь человеку выстроить личные отношения с Богом? И какие традиционные ошибки совершаются на этом пути недостаточно опытными пастырями? Каковы канонические условия священства? Что может стать препятствием к рукоположению? Протоиерей Геннадий отвечает на эти сложные и порой спорные вопросы, а также приглашает пастырей к беседе и обмену мнениями. Два полюса нашей веры Сегодня мы поговорим о Духе, а затем о букве закона, которая одухотворена Духом. Есть внутренний мир, духовная, душевная, переживательная сторона. А есть каноническое право о священстве: юридическое, кондовое, законническое – буква закона. И то, и другое существует; и то, и другое имеет место быть; и то, и другое реально присутствует в нашей жизни. Без того и без другого наша вера не существует. То есть невозможно быть только пиитистом: внутренний мир – и все. Люди часто говорят: «А у меня Бог в душе, отстань от меня». И наоборот: если все только сводится к букве закона, это тоже неправильно. Буква мертвит, а Дух животворит. Это два полюса. Личные отношения с Богом Личные отношения с Богом. Самое первое слово – «личные». Это о чем-то субъективном. Иногда в нашей православной среде сама такая постановка вопроса вызывает напряжение. А не влетим ли мы сейчас в какую-нибудь прелесть? Дескать, личное – это на потом, а главное – это послушание, которое выше поста и молитвы. У нас действительно распространено настороженное отношение к личному. Давайте уберем личное. Что тогда получится? – Мертвая буква. Тогда наша вера становится в каком-то смысле ни о чем

http://pravoslavie.ru/146441.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Правда ли Бог в Духе, а не в слове? 14.08.2007 166 Время на чтение 6 минут Верно ли говорят, что Бог не в букве, а в духе? Первое, что мне пришло на ум - возможно ли, чтобы не была важна буква там, где Сам Бог говорит о Себе, как о Логосе-Слове? Возможно ли, чтобы буква была не важна для той религии, где Бог Сам о Себе говорит... как о букве? " Я - Альфа и Омега, первый и последний " . Господь велит записывать Свои слова и весь Ветхий завет говорит со Своим народом через Своих пророков, которые как раз записывают Его слова. Христианство - религия Слова, поэтому буквы в нем важны. И что такое, в конце концов, Слово и буква? Начну издалека. Дело в том, что христианство - религия предельной конкретизации и предельного приближения Бога к людям. Если мы посмотрим на другие монотеистические религии, то действительной близости Бога и человека мы там не увидим. Ни в иудаизме, ни в исламе нет Встречи Бога с человеком - иудаизм еще не дорос до Откровения Встречи, а ислам от нее сознательно отказывается (вообще, ислам - потрясающая религия - единственная в мире, не признающая первородной катастрофы; возникновение ислама, если на то пошло - сам по себе великолепнейшее доказательство подлинности христианства). В христианстве Бог не сокрыт от людей - напротив, Он предельно близок им. Именно Христос, Логос, Слово, открывает Отца. Не Дух, а Слово становится плотью и образом. Почему? Слово - конкретно. Слово - образно. Слово описывает и замыкает границы. Творящее Слово - предельно точно: Бог в начале времен творит не " что-нибудь " - Он творит что-то очень определенное. А подобная определенность, как Вы, наверное, со мной согласитесь, невозможна без границ и четких понятий. Кстати, творит Господь именно Словом - Он повелевает - и происходит. Недаром в начале Книги Бытия это " и сказал Бог... " Христос, говоря о важнейших заповедях, говорит о той, которая призывает " любить Бога всем сердцем, всей душой, всем разумением, всей силой твоей " . И, говоря эту заповедь, Он ссылается на Писание.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 4  голоса:  4.8 из  5) Учим буквы весело Чего мы, родители, хотим? Правильно, чтобы наши дети выросли хорошими людьми. А еще нам важно знать другое - как научить читать ребенка как можно раньше, а главное, чтобы они охотно учились. Для этого их надо увлечь. В этом и состоит главная хитрость и главная задача нас – родителей. Маленькие дети лет до 5–6 могут быстро утомиться, считают детские психологи. В них ещё не развита социализация, т.е. их нельзя заставить, призвав к их совести, вине. Только к семи годам развитие ребенка позволит ему понять систему запретов и обязанностей. Вот женщина купила сыну красивый букварь и картонную азбуку. Но почему-то мальчик не сел сразу учить буквы. И как только мама не уговаривала! Малыш хотел играть в машинки. Предлагаю маме подойти к вопросу творчески: «А ты не хочешь покатать букву А в машине, и буква Р тоже хочет поехать в гости к букве Ж». Увлекся? Очень хорошо! Развивайте игру дальше. Передвигайте буквы по ковру. Пусть они бегают, прыгают, шипят, чирикают, пьют чай все вместе или ещё чего-нибудь делают. Для такой игры отлично подойдет и кровать. Развесьте над ней картинки с буквами: аист А, бегемотик Б, и так далее, перед сном несколько минут уделите повторению букв. Поиграйте в такую игру: разложите кубики или карточки с буквами на ковре. Немного, штук пять для начала хватит. А теперь смешными голосами (как медведь, как лягушка, как птичка) произносите звуки “ОООО”, “РРР”, “ЖЖЖЖ“и т.д. Малыш должен угадать, какая буква рычит, какая жужжит. Еще одна игра с буквами: “Угадай, что исчезло”. Разложите несколько букв, назовите их. Затем ребенок закрывает глазки, а вы одну букву прячете. Малыш должен угадать, какая буква исчезла. Дело наладится, уверяю. Ваш малыш с увлечением освоит все буквы, если они будут представлены ему таким веселым способом. Только не надо торопиться и выкладывать сразу все буквы. Сегодня поиграйте с несколькими, завтра познакомите его с другими. Дальше – больше. Ещё важно называть буквы правильно не Мэ, а М; не Ре, а эР. Теперь можно показывать букварь. Малышу сейчас он будет очень интересен, ведь там уже его старые знакомые.

http://azbyka.ru/deti/obuchayushhie-i-ra...

            — Хороший вопрос. Нужно понимать, что если отдать Божие на человеческое, то человеческое будет портить Божие, если Бог не удержит человека от неправильных поведенческих мотивов. Мы должны быть благодарны этому еврейскому ветхозаветному народу, который годами, десятилетиями, столетиями переписывал Священное Писание буква в букву, со строгими правилами. Они читали о себе и какие-то кошмарные вещи, например, Господь говорит: «Если ты не сделаешь так-то и так-то, то Я тебе сделаю то-то и то-то, и будет тебе вот так-то плохо, и ещё так тебе будет плохо. И ещё вот так тебе сделаю, и вот так сделаю...» И они, бедные, со страхом это всё переписывали, из поколения в поколение передавая богооткровенную истину о себе самих себе самим. Это великий подвиг, потому что любой негодяй, самолюб, гордец, националист мог бы сказать, что вот тут понаписали что-то, какая-то ошибка вкралась, и написал бы что-то другое. Нет, они с большим страхом, с ужасом переписывали всё это. Если переписчик Торы делал одну ошибку в ходе переписывания, то всё там считалось не верным — пиши заново. Когда им на пути переписывания попадалось Имя Божие, они меняли одежду, омывались водой и говорили: «Господи, прости меня, я буду писать Твоё Имя». Писали Имя Божие и продолжали дальше. Там была целая сложнейшая система переписывания. Вот если бы наши жлобы переписывали, они бы там накрутили, намутили, как хочешь поменяли бы смыслы. Под себя, в своё, под свои фантазии. Друзья мои, поймите как это страшно, как это тяжело и ответственно — хранить Слово Божие. И вот если бы мы хранили Слово Божие, мы были бы обязаны писать всё буква в букву, точка в точку, переписывать ничего не убавляя, ничего не добавляя, столетие за столетием. Вот так они и переписывали Священное Писание. Поэтому не сомневайтесь, что оно переписано правильно, сохранено и передано. И если бы мы — мелкие людишки, занимались этим, мы бы это испортили. Но занимались этим святые Божии человеки, в течение долгих столетий. Потом, когда уже воссела новозаветная благодать, тоже стали переписывать Святое Евангелие, тоже со страхом Божиим и трепетом, внимательно, каждую букву. И вот оно пришло к нам. Здесь нечего сомневаться, нужно облобызать каждую страницу Писания и поблагодарить тех, кто донёс его до нас.

http://radonezh.ru/text/pryamoy-efir-ot-...

Закрыть Малый юсь как символ русского единства 04.08.2022 2737 Время на чтение 10 минут Фото: из открытых источников             Юсь малый имеет сакральный смысл: образ, восходящий ввысь, а так же народ. Можно говорить и о смысле – возвышение ввысь  своего народа.        В начале XIX века в Российской империи из великороссов и ряда комплиментарных им народов и народностей начала складываться русская нация. Властями страны были официально утверждены и стали широко применяться ключевые символы нации: герб, флаг, гимн, девиз. В Российской империи сложились свои праздники с тщательно разработанными ритуалами, сформировалась галерея почитаемых героев, система государственных наград, государственная идеология. Вся эта конструкция виртуальных образов и символических действий опиралась на специально созданные для этого материальные памятники. Не хватало только символа самой русской нации, символа, который бы в графическом виде выражал ее культурное и языковое единство.     У великорусского народа объединяющим символом был православный крест, а также образ Спаса Нерукотворного. Они изображались не только в православных храмах, но и на боевых хоругвях, ставились в публичных местах.    В состав русской нации вошло много людей, которые приняли русский язык и русскую светскую культуру, но продолжали придерживаться своей веры – католической, протестантской, буддизма, шаманизма, иудаизма, либо были атеистами. Для их объединения требовался общепризнанный светский визуальный символ. Герб принадлежал императорской семье и его использование было строго ограничено.        На роль русского визуального символа одно время выдвигалась буква кириллической азбуки ять – . Буква несла смысловое значение – божественная связь, взаимодействие небесных и земных структур. Она соответствовала утраченному ныне старославянскому гласному звуку, который в современном русском языке пишется, как е.        Ять властями империи не была принята в качестве официального символа русской нации, хорошо еще император Николай II не разрешил проводить реформу правописания и удалять эту букву из состава алфавита, на чем настаивал ряд ретивых филологов западного направления. Они обосновывали желание упростить алфавит, и русский язык заодно, заботой о бедных гимназистах, которые не хотели учить правила употребления ять.

http://ruskline.ru/analitika/2022/08/04/...

Об упреке и благодати De correptione et Gratia (к Валентину и с ним монахам адруметским в одной книге) Источник Глава 1. Следует со вниманием вновь и вновь обращаться к уже рассмотренным вопросам 1 . Когда было прочитано послание ваше, возлюбленнейший брат Валентин и все вместе с ним служащие Богу, которое передала любовь ваша через брата Флора и пришедших к нам вместе с ним, я воздал благодарение Богу, что из посланной нам вашей речи я познал ваш мир в Господе, согласие в истине и горение в любви. А то, что воздвиг враг для низвержения некоторых у вас, – это, по милосердию Божию и Его дивной благости, обращающей козни [врага] к преуспеянию рабов Своих, послужило более всего к тому, чтобы никто из вас не низвергся в худшее, но некоторые получили назидание к лучшему. Итак, не нужно нам беспрерывно повторять все то, что мы, достаточно разобрав, переслали вам в виде целой книги 1 ; а как приняли вы ее, показывают ваши ответные письма. Однако никоим образом не следует вам полагать, что вы смогли в достаточной мере уразуметь прочитанное однажды. Поэтому если желаете вы, чтобы [чтение] это стало для вас весьма плодотворным, пусть не будет вам в тягость освежать это [в уме] путем перечитывания, дабы вполне отчетливо вы осознали, что при решении и устранении подобных вопросов должен действовать не человеческий, а Божественный авторитет, от которого нам не следует отступать, если желаем достигнуть туда, куда стремимся. Люди из закона узнают о добре и зле, но только при помощи благодати совершают добро 2 . Притом Сам Господь не только показывает нам, от какого зла уклоняться и какое добро творить ( Пс. 36:27 ), – а лишь это может буква закона, – но и помогает нам уклоняться от зла и творить добро, – и на это никто не способен без духа благодати; если же его нет, то закон для того присутствует, чтобы делать виновным и умерщвлять. Поэтому апостол и говорит: «Буква убивает, а дух животворит» ( 2Кор. 3:6 ). Итак, тот, «кто законно употребляет» закон ( 1Тим. 1:8 ), познает из него, что есть добро и зло, и, не полагаясь на свои силы, прибегает к благодати, благодаря присутствию которой уклоняется от зла и творит добро.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Очерк церковнославянской орфографии. Статья 1. Дублетные буквы Доктором филологических наук, профессором Сретенской духовной семинарии Л.И. Маршевой составлено учебное пособие по орфографии церковнославянского языка (издано Сретенским монастырем в 2009 г.). Это первый в новейшей истории преподавания церковнославянского языка систематический сборник упражнений по его орфографии, который позволяет на практике закрепить и проконтролировать знания, умения и навыки, связанные с правописанием дублетных букв, диакритических знаков и иными орфографическими особенностями богослужебного языка Русской Православной Церкви. Сборник упражнений предваряется сводным очерком современной церковнославянской орфографии. Сайт «Православие.Ру» публикует отрывки из этого пособия. Дублетные буквы (буквенные дублеты, буквы-дублеты) – это такие буквы, которые обозначают один и тот же звук. Иными словами, звук – один, а букв, способных его обозначать, – несколько. И значит, существуют правила, когда пишется одна буква, а когда – другая. В орфографии современного церковнославянского языка выделяется девять групп дублетных букв. I. Звук [ , а] – буквы «юс малый» –    , « я» – . Обе эти графемы не выполняют в современном церковнославянском языке функцию буквоцифры (то есть обозначают только звук и не обладают числовой ролью). пишется в начале слова, – в середине или в конце: . Здесь фиксируется исключение, связанное со значением слов. Существительное , называя орган речи и ее продукты (слова), пишется с начальной буквой . Если же слово имеет значение «народ, племя, люди», в нем первая графема передается на общих основаниях: . II. Звук [э] – буквы «ять» – , «есть узкий» – , «есть широкий» – ( ). Буква «есть» (в обоих ее графических вариантах) обозначает число 5. «Есть узкий» – пишется в конце и середине слова: . «Есть широкий» – употребляется в соответствии с нижеследующими правилами. 1. В начале слова: . 2. В окончании И.п. мн.ч. существительных с суффиксом . 3. В окончании И.п. мн.ч. существительных на .

http://pravoslavie.ru/32154.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010