Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИЕВО-МОГИЛЯНСКАЯ АКАДЕМИЯ высшее духовное учебное заведение в Киеве. История Киевская Братская школа и Киево-Могилянская коллегия с 1615 г. по 80-е гг. XVII в. Формирование систематического школьного образования в Киеве происходило на рубеже XVI и XVII вв., когда в Европе развивались как католич., так и протестант. учебные заведения. Правосл. Церковь в Польско-Литовском гос-ве столкнулась с необходимостью создать собственную образовательную школу, ни в чем не уступающую европейским коллегиям. В посл. четв. XVI в. эту задачу стремилось решить братское движение, его представители были готовы открывать школы и материально их поддерживать. По подсчетам Я. Д. Исаевича, к нач. XVII в. таких школ существовало уже ок. 30. Киев, находившийся в кон. XVI в. в культурном и экономическом упадке, нек-рое время пребывал в стороне от этого движения. Однако после заключения Брестской унии (1596) происходила постепенная активизация культурной и церковной жизни в Киеве. Этот город, отдаленный от польско-литов. политических центров, был более привлекательным для правосл. населения, заметную роль в этой пограничной зоне стало играть казачество. Казаки проявляли заинтересованность в церковных делах и со временем стали выступать главными защитниками Православия. Вид (с юж. стороны) Старого (Мазепиного) корпуса в сер. XVIII в. Гравюра из кн.: Ифика иерополитика. 1760 Вид (с юж. стороны) Старого (Мазепиного) корпуса в сер. XVIII в. Гравюра из кн.: Ифика иерополитика. 1760 Начало духовного и культурного возрождения Киева связано с именем архим. Киево-Печерского монастыря Елисея (Плетенецкого) , создавшего лаврскую типографию и привлекшего в Киев несколько переводчиков, иконописцев и печатников. Возможно, именно в этом кругу родилась идея создания Киевской школы. Принято считать, что Братская школа в Киеве была основана в 1615 г., когда здесь был устроен Киево-Братский в честь Богоявления мон-рь . Нек-рые историки XIX в. предполагали возможность существования братского учебного заведения еще с кон. XVI в., когда Украину посетил К-польский патриарх Иеремия II . По этой гипотезе, патриарх Иеремия либо по дороге в Москву, либо на обратном пути побывал в Киеве и здесь издал грамоту с разрешением открыть школу при Богоявленской ц. на Подоле. Однако эта гипотеза, восходящая к историческим запискам 2-й пол. XVIII в. о Киевской академии, впосл. была признана несостоятельной. Так, проф. С. Т. Голубев аргументированно опроверг возможность учреждения школы К-польским патриархом Иеремией в 1588-1589 гг. ( Голубев. 1885).

http://pravenc.ru/text/1684336.html

В Иваново-Вознесенской епархии пройдут торжества в честь 425-летия преставления блаженного Симона Юрьевецкого 20 мая 2009 г. 10:12 23 мая в городе Юрьевце Ивановской области пройдут торжества, посвященные 425-летию преставления блаженного Симона Юрьевецкого. Об этом корреспонденту ИА Regnum Новости сообщили в пресс-службе Иваново-Вознесенской епархии . Как рассказали в пресс-службе, в этот день Иваново-Вознесенской епархии в дар от Костромской епархии будет передан ковчег с частью мощей блаженного Симона. Святыню доставит в Юрьевец архиепископ Костромской и Галичский Александр , председатель Синодального отдела по делам молодежи . В Богоявленском храме Юрьевца архиепископ Александр и епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф совершат Божественную литургию, после которой состоится крестный ход с мощами блаженного Симона. Ожидается, что в торжествах примет участие губернатор Ивановской области Михаил Мень и другие руководители региона. Святой блаженный Симон Юрьевецкий родился в XVI веке в селе Братском современного Приволжского района Ивановской области, примерно в 20 километрах от Плёса. При крещении он был назван Симоном в честь святого апостола Симона Зилота (память апостола празднуется 10/23 мая). С юношеских лет Симон принял на себя подвиг юродства и ушел из родительского дома в дремучие леса, около села В блаженный Симон провел 15 лет, затем перешел в город Юрьевец, где и преставился в 1584 году. Блаженный Симон был погребен на территории Богоявленского монастыря в Юрьевце; в 1619 году над его могилой был возведен храм. Во времена правления Екатерины II Богоявленская обитель была закрыта, монастырский храм стал приходским (до образования в 1918 году Ивановской области город Юрьевец относился к Костромской епархии). В годы Великой Отечественной войны в Богоявленском храме располагался госпиталь; позднее там разместили музей. После возобновления богослужений в Богоявленском храме в крипте над могилой блаженного было восстановлено надгробие. ИА Regnum /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/648643.htm...

В Могилеве состоялись торжества в честь Могилево-Братской иконы Божией Матери 3 апреля 2021 г. 12:15 1 апреля 2021 года, в день празднования Могилево-Братской иконы Божией Матери, архиепископ Могилевский и Мстиславский Софроний совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Трехсвятительском соборе города Могилева. Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь  епархиального управления, настоятель Трехсвятительского собора, протоиерей Геннадий Пацевич и собор духовенства Могилевской епархии . Диаконский чин возглавил протоиерей Петр Жук. Проповедь перед причастием произнес иерей Владимир Котов. После Литургии был отслужен молебен Божией Матери в честь Ее иконы Могилево-Братской. Затем владыка Софроний поздравил могилевчан с праздником и преподал всем архипастырское благословение. По окончании богослужения духовенство и верующие совершили на автомобилях крестный ход с Могилево-Братской иконой вокруг Могилева, сообщает епархиальный сайт . Великая святыня Приднепровского края — Братская икона Богородицы, названа так по именованию Могилевского братского Богоявленского мужского монастыря, в котором она пребывала до начала ХХ века. Явление и первое чудо, прославившее эту икону, произошло 19 марта 1655 года, в день святых мучеников Хрисанфа и Дарии, когда излившая слезы икона по молитве пред ней спасла горожан от осады войск гетмана Великого княжества Литовского Яна Радзивилла. Второй раз Божия Матерь прославила Свою икону в 1708 году, когда князь Меньшиков, будучи в Могилеве, задумал отомстить жителям города за избиение «москвитян» в 1661 году. По преданию, стоя в Богоявленском храме перед чудотворной иконой, он внезапно был повержен на землю неведомой силой и после этого, устрашенный и смущенный гневом Божиим, больше не осмеливался ни входить в церковь, ни замышлять разорения непокорного города над Днепром. В другие времена было множество случаев исцеления перед образом Пречистой Девы, которые зафиксиксированы в документальных исторических свидетельствах. А в 1910 году Божия Матерь спасла весь город от уничтожения огнем. Тогда загорелось предместье Луполово, пожар из-за ветра перешел в город и угрожал Воскресенской церкви и Богоявленскому монастырю. Могилевчане вынесли чудотворный образ на объятые пламенем улицы — и ветер, внезапно повернув, погнал огонь в обратном направлении от центра города. После безбожного лихолетья ХХ века судьба чудотворной Могилево-Братской святыни не известна. В Трехсвятительском кафедральном соборе города Могилева находится древняя копия иконы, благоговейно почитаемая прихожанами, возле которой регулярно совершается акафистное пение Божией Матери. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Блаженнейший митрополит Киевский Владимир молитвенно почтил память святителя Феодосия Черниговского 19 февраля 2011 г. 12:49 18 февраля Православная Церковь празднует память святителя Феодосия Черниговского. В этот день Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир посетил Черниговскую епархию , где в Свято-Троицком кафедральном соборе города Чернигова возглавил Божественную литургию, сообщает официальный сайт Украинской Православной Церкви. Его Блаженству сослужили: архиепископы Черниговский и Новгород-Северский Амвросий , Переяслав-Хмельницкий Александр ; епископы Брянский и Севский Феофилакт , Нежинский и Прилукский Ириней , духовенство епархии. Рака с нетленными мощами небесного покровителя Чернигова святителя Феодосия была установлена в центре храма. За Литургией Предстоятель Украинской Православной Церкви рукоположил во иеромонаха иеродиакона Александра (Пелиха), насельника Десятинного в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря г. Киева. По окончании богослужения Блаженнейший митрополит Владимир молитвенно поклонился честным мощам Черниговских святых и поздравил верующих с днем памяти святителя. Святитель Феодосий Черниговский родился в начале тридцатых годов XVII столетия на Подолии. Происходил из древнего дворянского рода Полоницких-Углицких; был одним из образованнейших людей XVII века. Воспитанник Киево-Братской коллегии при Киевском Богоявленском монастыре; среди его наставников — известные церковные деятели: архимандрит Иннокентий (Гизель), архиепископ Лазарь (Баранович), иеромонах Епифаний (Славинецкий). Будущий святитель выступал за воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью и участвовал в посольстве, которое увенчалось подписанием в 1685 году соответствующих грамот. В 1692 году был торжественно хиротонисан в Успенском соборе Московского Кремля во епископа Черниговского с возведением в сан архиепископа. Святитель Феодосий скончался в 1696 году и был погребен в Черниговском кафедральном Борисоглебском соборе. К лику святых причислен в 1896 году. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1412228.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИЕВО-БРАТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Киево-Братская икона Божией Матери. 70–90 гг. XVII в., 1-я пол. - сер. XVIII в. (НХМУ) Киево-Братская икона Божией Матери. 70–90 гг. XVII в., 1-я пол. - сер. XVIII в. (НХМУ) (празд. 10 мая, 2 июня и 6 сент.), чудотворная. Одна из главных святынь Киева, особо почиталась в XVII-XVIII вв. Списки К.-Б. и. и гравюры с ее изображением распространялись по всей Украине. Название иконы связано с киевским православным братством и Киево-Братским в честь Богоявления мон-рем на Подоле, где находился чудотворный образ. Согласно монастырскому преданию, 10 мая 1662 г. икона приплыла по Днепру из разоренного татарами Вышгорода, где была наместной (храмовой) в ц. святых Бориса и Глеба. Оставляя Вышгород, татары стали переправляться через Днепр, но их потопила поднявшаяся буря. Спастись смог лишь один татарин, ухватившись как за спасительный плот за икону Божией Матери. Икона остановилась напротив Братского монастыря и была с честью вынута монахами из воды. Татарин, испытав на себе действие Промысла Божия, уверовал во Иисуса Христа и принял крещение. Икона была поставлена в деревянной братской Борисоглебской ц. Самое раннее печатное воспроизведение предания об иконе - текст, размещенный на картуше внизу гравюры «Чудотворная икона Богородицы Братской» (1706) работы мон. Илариона (Мигуры) (оттиски неизвестны, медная доска хранится в отделе изобразительного искусства НБУВ; мон. Иларион (Мигура) неоднократно гравировал К.-Б. и., напр. в 1704 - панегирик архим. Гедеону (Одорскому)): «                                                   (1662)                                                                                                                                                                                 Нас Arcam curauit R: Hilarionnes Migura Metropolis Kiyoviensi Archidiacong. A 1706» ( Аскоченский. 1856. С. 346; см. также: Ровинский. Народные картинки. 1881. Кн. 3. 1224). Текст на гравюре с указанной кириллицей датой - 1662 г.- приобрел значение документа, и приведенная в нем датировка обретения К.-Б. и. стала общепринятой.

http://pravenc.ru/text/1684331.html

В 1811 г. Братский монастырь сгорел, но к 1826 г. был восстановлен, а в 1842 г. получил статус первоклассного. С 1878 г. монастырь находился в ведении второго викария Киевской епархии, являвшегося одновременно ректором КДА. В 1880-х гг. в монастыре подвизалось около 60 монахов и послушников. В нем действовали Богоявленский собор и две церкви. В советское время монастырь был закрыт, в нем размещался Областной отдел охраны здоровья, поликлиника. В 1935 г. большая часть монастыря была разрушена. Помещения КДА, закрытой в 1918 г, заняла Академия наук. В 1992 г. в здании КДА открылась Киево-Могилянская академия (светское учебное заведение), которая в мае 1994 г. получила статус Национального университета. В настоящее время на шести факультетах обучается три тысячи студентов. Богоявления Господня собор Соборная церковь Богоявления Господня немецко-польской архитектуры была построена в 1693 г. гетманом Мазепой. В 1811 г. она пострадала от пожара, но к 1880 г после восстановления стала одной из красивейших церквей Киева. Церковь имела три престола: главный – в честь Богоявления Господня, южный придел – в честь свт. Димитрия Ростовского , а северный, устроенный в 1880 г., – в честь равноапостольных Владимира и Ольги. Главная святыня собора – чудотворная икона Братской Божией Матери из местного ряда церкви г. Вышегорода, разоренного в 1651(2) г. поляками, была обретена киевлянами в Днепре и с честью принесена в Братский монастырь. В иконостасе над царскими вратами находился драгоценный кипарисовый византийской работы крест, которым Иерусалимский патриарх Феофан в 1620 г. благословил Богоявленское братство. В 1926 г. собор был объявлен памятником архитектуры республиканского значения, однако в конце 1935 г. его разрушили вместе со звонницей. Сошествия Духа Святого церковь Каменный храм во имя Сошествия Святого Духа с приделом во имя свт. Михаила, митрополита Киевского, был построен в 1812 г. на месте деревянной церкви свв. благоверных князей Бориса и Глеба и еще более ранней церкви XVII в. в честь зачатия св. Анны. Первоначально Духовская церковь называлась конгрегационной, т.к. ежегодно 9 декабря (в день памяти Анны Гулевич) в ней проходили выборы академических членов. На втором этаже располагалась библиотека, перенесенная впоследствии в академический корпус. В 2004 г. Национальный университет «Киево-Могилянская академия» выступил заказчиком проекта реконструкции храма Сошествия Духа Святого с трапезной и поварни в единый комплекс, в котором будут располагаться лекционные залы, библиотека и музей. Благовещения Пресвятой Богородицы церковь Конгрегационная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы была устроена в 1735 г. митрополитом Рафаилом (Заборовским) на восточном конце старого академического корпуса, построенного гетманом Мазепой, и освящена им в 1740 г. В настоящее время восстановлена. Киево-Печерская лавра

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Для своего излюбленного училища Петра Могила устроил особую церковь («конгрегационную») в честь св. Бориса и Глеба, а для помещения классов соорудил большое двухэтажное здание, завел при училище библиотеку, а для бедных учеников учредил бурсу. В нравственное назидание студентам Петр Могила составил в 1636 году книгу: «Анфологион, сиричь молитвы и поучения душеполезныя; в душевную пользу спудеев (студентов) и всех благочестивых любомолитвенник». —178— В этой книге Могила выражает желание, чтобы в училищах не только преподавались высшие науки, а еще более и выше всего посеевалось и вкоренялось в сердцах учеников благочестие, без которого всякая мудрость есть глупость перед Богом, и справедливо так именуется». 1614 Громадное просветительное значение братского училища (коллегии) и других школ, учрежденных Могилою в разных городах, признавалось даже недоброжелателями православных; так, изменивший православию Кассиан Сокович (бывший в 1622 году учителем в Киево-братском Богоявленском училище) указывал униатам на превосходство школ у православных, в особенности же Киевского училища, и Петр Могила отвечал Соковичу: «ты вспоминаешь о школах Киевских и Гойских и признаешь, что в них учат хорошо; это ты говоришь правду, ибо по истине в них учат хорошо». В 1635 году профессор латинского языка в Киевском училище Сильвестр Коссов издал «отчет» (сказание) о школах Киевских и Винницких, в котором свидетельствовал, что «господа обыватели киевские и других мест охотнее, чем при предках наших (которые и до нас постоянно учили по-латыни), стали наполнять своими детьми, как муравьями, наши Аполлоновы житницы (т. е. православные училища), называть их Геликоном, Парнасом, величаться ими». 1615 Из этого свидетельства усматривается, что школа в то время была единой и всесословной, в ней не было ни партийности, ни раздельности, и в числе учеников Киево-братского училища встречаются дети и высшего сословия (например, Александр Скумин-Тышкевич и др.), и духовенства (протопоповичи) и местных властей (бурмистровичи). 1616 По примеру прежних митрополитов Петр Могила тоже вступил в тесные сношения с Москвой и послал —179— царю Михаилу Федоровичу часть мощей св. Владимира, по обретении их при раскопках на месте древней Десятинной церкви. Особенное внимание заслуживают старания Петра Могилы перед царем о том, чтобы в Москве был заведен особый монастырь, в котором могли бы жить «старцы и братия общежительного Киевского братского монастыря», и обучать детей боярских и простого народа грамоте греческой и славянской, и обещал прислать «старцев с учителями». Эти старания Могилы о насаждении просвещения в Московском государстве увенчались успехом уже после его смерти. По инициативе патриарха Никона и боярина Ртищева в 1648 году было устроено в Москве ученое братство и в него, под главенством Епифания Славинецкого, вступили ученые иноки Киевских и других малороссийских монастырей, и много потрудились на пользу русской церкви и просвещения. 1617

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

несколько раз предпринимались попытки открытия в России школ. Преследование православных в Речи Посполитой и в Османской империи обусловило стремление властей Киевской митрополии и вост. Церквей перенести школьное и типографское дело в Россию. В 1640 г. Киевский митр. Петр (Могила) обратился к царю Михаилу Феодоровичу с предложением направить в Москву ученых монахов из киевского Братского в честь Богоявления монастыря для создания школы с преподаванием греч. и слав. языков (АЮЗР. 1861. Т. 3. 34. Стб. 39-42; 44. Стб. 46-50). 30 сент. 1648 г. царь Алексей Михайлович обратился к Черниговскому еп. Зосиме с просьбой прислать образованных книжников иеромонахов Кирилла (Замойского), Арсения (Сатановского) и Дамаскина (Птицкого) . 14 мая 1649 г. царь о том же писал Киевскому митр. Сильвестру (Косову), к-рый отправил в Москву из киевского Братского училищного мон-ря Арсения (Сатановского) и Епифания (Славинецкого) , в 1650 г. в Россию приехал Дамаскин (Птицкий). В документах о приезде «киевских старцев» отмечалось, что они прибыли для перевода Библии и для «риторского учения». Киевские монахи поселились в устроенном Ртищевым в 1648 г. по благословению патриарха московском Андреевском монастыре в Пленницах . Ртищев начал учиться греч. языку у Епифания (Славинецкого). Менее успешными оказались действия греков, стремившихся создать в Москве собственные уч-ще и типографию. В 1646-1647 гг. в Россию по рекомендации Палеопатрасского митр. Феофана приезжал для устройства греч. типографии и уч-ща архим. Великой к-польской ц. Венедикт. «По приказу Святейшего патриарха» И. он должен был привезти из К-поля грамоту «о книжной печати и о учении еллинского языку». Архим. Венедикт не понравился московским властям, и его с подарками отпустили. Влиятельный в Москве греч. агент Иван Петров Тафрали в поданной в июне 1649 г. И. челобитной рекомендовал в качестве учителя Мелетия Сирига . Ответа на челобитную не последовало. В 1649 г. в рус. столицу вместе с Иерусалимским патриархом Паисием приехал дидаскал Арсений Грек , который вскоре был обвинен в распространении еретических учений.

http://pravenc.ru/text/578453.html

Монастырь основан в 1615 г. женой Мозырского маршалка Стефана Лозки Елизаветой Гулевичевной, пожертвовавшей под Богоявленский монастырь, принадлежавший ей двор с постройками. С 1620 г. он считался ставропигиальной обителью константинопольского патриарха. Пожар, бывший в 1658 году, сильно повредил монастырь. Его поновили через четыре года, но в 1665 г. он был совершенно разрушен. Обитель после столь сильного удара опять возобновляется около 1670 г. и поновляется в 1740 г., но в 1786 г. закрывается. Возникнув снова, как второклассный монастырь, в 1799 г., он истребляется пожаром в 1811 году. Это было последним его бедствием, так как в 1836 г. произошло окончательное его восстановление. Начало этого монастыря тесно связано с возникновением братства и академия. Богоявленское братство возникло одновременно с другими южнорусскими братствами в конце XVI в., задавшиеся целью защищаться и бороться с папством и иезуитами, мечтавшими подчинить себе, если не всю православную Русь, то хоть юго-западную ее окраину с Киевом во главе. И не мало бед, лишений и тяжелых ударов перенес Братский монастырь в своей упорной, геройской борьбе. В эпоху польского владычества на юго-западе России и гонений на православие он служил твердым оплотом для ревностных борцов, а его училище, соединенное в 1622 г. с лаврской школой под именем Киево-Могилянской коллегии, было в то время единственным высшим заведением в России, приготовлявших в своих стенах ряд великих деятелей. 26-го сентября 1701 года коллегия была преобразована в академию, которая существовала нераздельно с монастырем до 1799 года. Она и ныне расположена в стенах обители, а ее ректор управляет монастырем, но в материальном отношении они не зависимы друг от друга. В монастыре два каменных храма: в честь Богоявления Господня и во имя Сошествия Св. Духа. Соборная церковь Богоявления Господня с приделами в честь Рождества Иоанна Крестителя построена на месте деревянной гетманом Иваном Мазепой в 1693 г. Она неоднократно подвергалась разрушению от пожара и поновлена в последний раз в 1891 году. На ее хорах с правой стороны расположен придел во имя святителя Димитрия Ростовского , а с левой или южной – во имя Св. равноап. князя и Св. равноап. кнг. Ольги. В этом храме хранятся святыни обители – чудотворная икона Братской Богоматери, приплывшая по р. Днепру в 1662 г. из разоренного татарами в г. Вышгороде соборного храма, и древний образ Св. Николая Чудотворца, пожертвованный в монастырь в 1632 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

При посещении своем города Полоцка, царь Алексей Михайлович взял оттуда с собою чудотворный образ Богоматери Полоцкой и возвратил его обратно только уже в 1659 году в новом богатом украшении. Сретение этого образа, происходившее с необыкновенною торжественностию, послужило для Симеона поводом к написанию двух приветственных стихотворений, из которых одно произнесено было пред иконою 31-го марта 90 , при встрече ее в поле за городом, а другое на следующий день, 1-го апреля, при торжественном богослужении «в соборной церкви Софии Святыя». В том и другом случае стихотворения были произнесены восемью «отроками» училища Полоцкого Богоявленского монастыря. Язык этих произведений и в особенности последнего из них, сказанного в присутствии русских властей края, представляется почти чистым церковно-славянским языком и свидетельствует уже о полном почти преуспевании Полоцкого в этом отношении. Содержанием стихотворений служит выражение радостных чувств по случаю возвращения иконы Богоматери в Полоцк и молитвенное обращение к ней о даровании благоденствия и победы над врагами царю, щедро украсившему образ: Воста Соломон с престола своего, Егда прииде к нему мати его. Одесную си изволил ей дати Престол достоин, да почтится мати. Наш же Соломон царь благочестивый, Богородицу чтити зело тщивый, Яко всех матерь, егда образ ея Узре во граде державы своея, Даде честь всяку, на место честное В церковь возвел есть и в жилище свое, Украсил златом преценным богато Присно молился. Ты же ему за то Изволи взаим царице воздати, Украси душу златом благодати. Утверди престо его и державу, Новыми венцы венчай его главу. Покори враги, за то вси познают Яко всуе нань с оружием встают. Он же ти выну хощет воспевати, Радуйся дево не невестна мати. 91 С изучением церковно-славянского языка литературная деятельность Симеона приобрела более значительный и важный характер. Скоро ему представился счастливый случай побывать в Москве, и он воспользовался им, чтобы блеснуть своим стихотворным искусством при дворе, при том уже не на варварском и исполненном провинциализмов языке, за который он, при первой встрече с царем, должен был просить у него извинения, – но на языке более чистом церковно-славянском, в немногом лишь уступавшем тому, каким в том время писали московские книжники. В феврале месяце 1660 года царь Алексей Михайлович созвал многочисленный собор архиереев и архимандритов разных монастырей для рассуждения о деле патриарха Никона , оставившего престол патриарший «своею волею». Для участия в этом соборе вызван был и архимандрит (с 1659 года) Полоцкого Борисоглебского монастыря Игнатий Иевлевич, своею ученостию давно уже обративший на себя внимание государя. По указу царскому, Иевлевич выехал из Полоцка в сопровождении многочисленной свиты – «со братиею и сослужебники, на девяти подводах» 92 ; в составе этой братии находился и Симеон с двенадцатью отроками Богоявленского братского училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010