После возвращения в Киев И. преподавал в Киево-Могилянской коллегии, в 1645-1647 гг. читал курс философии, сохранившийся в рукописи («Opus totius philosophiae» - НБУВ ИР. Мел. М./п. 127-128). По сообщению П. М. Строева , в 1645-1646 гг. И. являлся игуменом Спасо-Преображенского мон-ря в мест. Дятловичи (ныне деревня в Брестской обл., Белоруссия) ( Строев. Списки иерархов. Стб. 542). В июне 1646 г. И. участвовал в 3-дневном диспуте в Киево-Могилянской коллегии с польск. иезуитом М. Чиховским, приехавшим в Киев для устройства коллегии Об-ва Иисуса. Основной темой диспута был вопрос об исхождении Св. Духа. Свою версию диспута, содержащую подробное изложение аргументов обеих сторон, Чиховский опубликовал в 1649 г. в Кракове («Colloquium Kioviense»). В 1646 г. И. стал игуменом киевского Братского в честь Богоявления мужского монастыря . В числе др. представителей киевского духовенства участвовал в избрании на Киевскую кафедру Сильвестра (Косова) после кончины митр. Петра († 31 дек. 1646), к-рый считал И. одним из возможных своих преемников, назвав его перед смертью «благодетелем и покровителем киевских школ». Выполняя в 1646-1650 гг. обязанности ректора Киево-Могилянской коллегии, И. пригласил туда для преподавания Лазаря (Барановича). При нем коллегию окончили Иоанникий (Галятовский), Епифаний (Славинецкий) , Арсений Сатановский (Корецкий) , вероятно, также Симеон Полоцкий . Когда в мае 1649 г. царь Алексей Михайлович обратился к митр. Сильвестру (Косову) с просьбой прислать людей, знающих греч. и лат. языки, для исправления церковнослав. Библии по греч. тексту, И. содействовал отправлению в Москву старцев Братского мон-ря Епифания (Славинецкого) и Арсения Сатановского, к-рые привезли в Москву вместе с др. посланиями царю письмо от И. с просьбой о милостыне. В ответ были отправлены 200 р. и царская жалованная грамота с позволением монахам Братского монастыря приезжать в Москву за милостыней раз в 5 лет. 30 авг. следующего года взамен этой грамоты царь дал другую, по к-рой монахам Братского мон-ря разрешалось приезжать в Москву раз в 3 года. В нач. 1650 г. И. стал игуменом киевского во имя св. Кирилла муж. мон-ря, в 1652 г.- игуменом киевского Пустынного Свято-Николаевского на Печерске мон-ря, с 1656 г. до кончины являлся архимандритом Киево-Печерского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/389655.html

иконография сер. XVII в. могла появиться на пограничье современных Белоруссии, Польши и Украины (Замостье (ныне Замосць) - Луцк - Пинск). Оттуда иконы Божией Матери этого типа распространялись на прилегающие регионы Галиции и Волыни. Образцом данного типа является чудотворная Верхратская икона Божией Матери из Креховского мон-ря, по преданию принесенная в Верхрату из Замостья в 1682 г. (в наст. время в Креховском мон-ре). К этому типу близки икона Божией Матери «Умиление» 1656 г. из с. Местковичи близ Пинска (НХМ РБ), икона рубежа XVII и XVIII вв. кисти иером. Иова (Кондзелевича) из Белостоцкого монастыря близ Луцка и др. Богородичная икона такого типа, возможно, была принесена до 1656 г. (или между 1654 и 1656) с Пинщины вместе с Купятицкой иконой в Киево-Братский мон-рь, где стала почитаться как чудотворная. В этом случае документальные данные архидиак. Павла Алеппского не согласуются с легендарными сведениями о прибытии иконы по Днепру из Вышгорода. Можно только предполагать, что во время русско-польск. войны 1654-1667 гг. чудотворный образ Божией Матери мог быть поврежден или потерян, а в 1662 г. он был возобновлен или написан заново или же заменен иконой, «приплывшей» из Вышгорода. Богоявление. Гравюра. Кон. XVII в. (НБВ) Богоявление. Гравюра. Кон. XVII в. (НБВ) Сцена с плывущей по Днепру К.-Б. и. представлена на гравюрах. На одной из них, на меди, под названием «Богоявление», созданной в честь освящения в 1693 г. нового Богоявленского собора Киево-Братского монастыря ( Люта Т. Могилянський «Theatrum Gloriae» Ibaha Мазепи//Пам " ятки Украïни. 2013. 1(183). С. 57), изображено «Крещение Господне» в Иордане-Днепре, по волнам к-рого к Киеву плывет лодка с К.-Б. и. Слева от реки показан вышгородский храм святых Бориса и Глеба, а на противоположном гористом берегу стоят киевские церкви, ниже которых, на Подоле,- Богоявленский собор Братского монастыря, возле которого изображена группа людей во главе с равноап. кн. Владимиром и со святыми Борисом и Глебом. Внизу по центру помещен герб гетмана И.

http://pravenc.ru/text/1684331.html

В первой половине XII века здесь был уже целый пещерный монастырь, которому принадлежало озеро Глушец. После многих великих переворотов от этого Гнилецкого монастыря остались одни только пещеры. В 1835 году урочище «Церковщина» было передано во владение Киево-Братского монастыря. В 1900 году начато было восстановление Гнилецкого монастыря, а в 1902 году освящена была церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная на месте древнего храма. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Киево-Братский Богоявленский монастырь — бывший православный мужской монастырь в Киеве, на Подоле; был также известен как училищный. Основан в XVI веке Константинопольским патриархом Иеремией как патриаршая ставропигия. В 1620 году Иерусалимский Патриарх Феофан учредил в монастыре братство, почему и монастырь называется братским, и основал здесь училище, которое в 1634 году Петром Могилою преобразовано в «коллегиум». Святыней монастыря была чудотворная Киево-Братская икона Божией Матери, которая явилась в 1654 году в городе Вышгороде, откуда в 1662 году по Днепру приплыла в Киев, где и была извлечена из воды и перенесена в монастырь. Богоявленский собор был построен в 1690-1693 годах архитектором О.Д. Старцевым в стиле украинского барокко; не сохранился. К монастырю примыкает двухэтажный корпус Киевской духовной академии, построенный в 1703 году. В монастыре были похоронены гетман Петр Конашевич-Сагайдачный, путешественник В.Григорович-Барский. На месте Богоявленского собора сейчас находится один из корпусов Киево-Могилянской академии. http://angela.org.ua/ Основные строительные работы на территории монастыря проводились в конце XVII – начале XVIII в.в. 1. Богоявленский собор. Деревянная церковь с пятью главами со стеклянными окнами, окруженная галереями, была сооружена в 1620 г. на средства гетмана Петра Сагайдачного, позднее похороненного рядом с храмом. Деревянная церковь горела по меньшей мере дважды: в 1658 и 1665 г.г. После 1673 г. сооружен последний деревянный храм.

http://sobory.ru/article/?object=04839

Надежды протоиерея Федора Титова на то, что со временем к лику святых будут причислены и другие достойные выпускники КДА, реализовались в 1990–2000-х годах, когда в Русской Православной Церкви была возобновлена традиция регулярных канонизаций святых. К настоящему времени к лику святых причислено уже более пятидесяти выходцев из Киевской академии. Причем это святые не только Русской Православной Церкви, но и других Поместных Православных Церквей. Икона академических святых В 2012 году была написана и торжественно освящена икона Собора святых Киевской духовной академии. В ее центре как главные покровители школы изображены преподобный Нестор Летописец и святитель Петр Могила. Они держат Братскую икону Божией Матери — главную святыню ныне уже не существующего Киево-Братского училищного монастыря. Хотя преподобный Нестор жил за много веков до создания в Киеве Братской школы, всё же его изображение на этой иконе не случайно. С 1992 года по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира Киевские духовные школы отмечают свой актовый день, как сказано, 9 ноября, то есть в День памяти преподобного Нестора. С тех пор этот святой почитается как покровитель Киевских духовных школ. Святые изображены на иконе на фоне трех зданий: в центре — Богоявленский собор Киево-Братского монастыря (он был разрушен в 1930-е годы), справа от него изображен учебный корпус старой академии (он сохранился и принадлежит сегодня Национальному университету «Киево-Могилянская академия»), а слева — нынешний академический храм в честь Рождества Богородицы (на территории Киево-Печерской лавры). Так на иконе объединены Киево-Братская и Киево-Печерская обители, приютившие академию в разные исторические эпохи. Значительную группу святых, изображенных на иконе, составляют святители XVII — начала XIX века: Димитрий Ростовский, Феодосий Черниговский, Иоанн и Филофей Тобольские, Павел (Конюскевич), Георгий (Конисский), Иннокентий и Софроний Иркутские, Иоасаф Белгородский, Арсений (Мацеевич), Антоний Воронежский.

http://e-vestnik.ru/analytics/akademiya_...

Надежды протоиерея Федора Титова на то, что со временем к лику святых будут причислены и другие достойные выпускники Киевской духовной академии, реализовались в 1990-2000-х годах, когда в Русской Православной Церкви была возобновлена традиция регулярных канонизаций святых. К настоящему времени к лику святых причислено уже более пятидесяти выходцев из Киевской академии. Причем это святые не только Русской Православной Церкви, но и других Поместных Православных Церквей. Икона академических святых В 2012 году была написана и торжественно освящена икона Собора святых Киевской духовной академии. В ее центре как главные покровители школы изображены преподобный Нестор Летописец и святитель Петр Могила. Они держат Братскую икону Божией Матери — главную святыню ныне уже не существующего Киево-Братского училищного монастыря. Хотя преподобный Нестор жил за много веков до создания в Киеве Братской школы, все же его изображение на этой иконе не случайно. С 1992 года по благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира Киевские духовные школы отмечают свой актовый день, как сказано, 9 ноября, то есть в День памяти преподобного Нестора. С тех пор этот святой почитается как покровитель Киевских духовных школ. Святые изображены на иконе на фоне трех зданий: в центре — Богоявленский собор Киево-Братского монастыря (он был разрушен в 1930-е годы), справа от него изображен учебный корпус старой академии (он сохранился и принадлежит сегодня Национальному университету «Киево-Могилянская академия»), а слева — нынешний академический храм в честь Рождества Богородицы (на территории Киево-Печерской лавры ). Так на иконе объединены Киево-Братская и Киево-Печерская обители, приютившие академию в разные исторические эпохи. Значительную группу святых, изображенных на иконе, составляют святители XVII — начала XIX века: Димитрий Ростовский, Феодосий Черниговский, Иоанн и Филофей Тобольские, Павел (Конюскевич), Георгий (Конисский), Иннокентий и Софроний Иркутские, Иоасаф Белгородский, Арсений (Мацеевич), Антоний Воронежский.

http://patriarchia.ru/db/text/4347534.ht...

Затем состоялся крестный ход с чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Высоцкий мужской монастырь был основан в 1374 г. Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, двоюродным братом и соратником великого московского князя Дмитрия Ивановича Донского. Со своим благочестивым желанием об устроении монашеской обители он обратился к преподобному Сергию Радонежскому. Они избрали красивое место для будущей обители, находившееся в версте от города на левом берегу Нары, недалеко от впадения ее в Оку, на возвышении, называемым в народе «Высокое». Монастырь воздвигли «во имя Божией Матери в честь Ее зачатия и дабы славилось имя Божие и Пресвятыя Богородицы». А по месту расположения монастырь стали называть Высоцким. Первые три настоятели Высоцкого монастыря преподобные Афанасий Старший, Афанасий Младший и Никита причислены к лику святых. В 1380 г. русское воинство одержало победу на Куликовом поле. Во время битвы Владимир Андреевич командовал Засадным полком, который и решил исход сражения. Возвратившись с Куликова поля, по преданию, захоронил в стенах Высоцкой обители своих дружинников воинов-серпуховичей. И над их братской могилой, как память о великой победе русского воинства в Куликовской битве, воздвиг прекрасный белокаменный собор в честь Зачатия Пресвятой Богородицы святой праведной Анной, который в 1381 г. был освящен митрополитом Киприаном. Одновременно была построена теплая каменная трапезная церковь в честь Покрова Божией Матери. Вторым настоятелем монастыря был преподобный Афанасий Высоцкий Младший, который уже при жизни прославился как чудотворец. Его мощи почивают в Покровском храме монастыря. При нем из Византии преподобным Афанасием Старшим были присланы семь икон деисусного чина, получившего название «Высоцкий чин». Эти иконы и поныне существуют: шесть из них находятся в Третьяковской галерее, а одна — в Русском музее Петербурга. Третьим настоятелем был преподобный Никита, сродник преподобного Сергия, духовник преподобного Пафнутия Боровского, основатель Костромского Богоявленского монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/4087728.ht...

В кон. авг. 1814 г. Леонтович приехал в Ст. Сенжары повидаться с матерью, которая стремилась устроить его семейную жизнь и искала подходящую невесту среди дочерей соседских помещиков. Но сын, вскоре вернувшийся в С.-Петербург, написал матери: «...я нашел себе невесту Христову Церковь Святую» (Там же. С. 16). 7 янв. 1816 г. подал академическому начальству прошение о постриге в монашество, однако постриг состоялся лишь спустя 4 года. В 1815 г. Леонтович принимал участие в подписке, открытой ректором архим. Филаретом (Дроздовым) для сбора средств в помощь пострадавшей от пожара КазДА, и пожертвовал 10 р. серебром. 11 марта 1817 г. был назначен секретарем учрежденного при СПбДА Строительного комитета. 30 июля 1817 г. Леонтович был переведен в Киевскую ДС инспектором и профессором церковной истории и греч. языка. Ректором семинарии, офиц. открытие которой состоялось 27 окт. 1817 г., был назначен его однокурсник архим. Моисей (Богданов-Платонов-Антипов). К нояб. 1818 г. Леонтович также исполнял должность ректора уездного и приходского киевских духовных уч-щ. 12 сент. 1819 г. он был назначен инспектором в обновленную КДА. 11 февр. 1820 г., накануне дня памяти свт. Мелетия, еп. Антиохийского, в Киево-Братском в честь Богоявления мужском монастыре перед литургией был пострижен в монашество, 22 февр. рукоположен во диакона, а 24 февр. того же года - во иерея. В том же году М., как инспектор КДА, был командирован для обозрения учебных заведений Киевского духовно-учебного округа, посетил Чернигов, Белгород, Харьков. 9 авг. 1821 г. М. был назначен ректором Могилёвской ДС и настоятелем оршанского Кутеинского в честь Богоявления монастыря , вскоре архиеп. Могилёвским и Витебским Иоасафом (Сретенским) возведен в сан архимандрита. Являлся присутствующим в Могилёвской духовной консистории. В семинарии М. преподавал догматическое и пастырское богословие, а также археологию, впервые завел классные журналы. Могилёвский прот. Потапий Твербус-Твёрдый, один из его учеников, вспоминал, что ректор «владел чистым, мягким и выразительным голосом», «при отличном знании своих предметов и умении излагать их живо устною речью вполне овладел вниманием учеников и скоро заставил воспитанников полюбить свои уроки», «даже самые посредственные и слабые из воспитанников высшего отделения начали охотно учиться и хорошо отвечать на уроках».

http://pravenc.ru/text/2562820.html

Впосл. под рук. И. были созданы оршанский (Кутеинский) в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь (1631), Буйничский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужской (впосл. жен.) монастырь (1633), мстиславский Тупичевский Свято-Духовский мужской (впоследствии женский) монастырь (июнь 1641), Борколабовский в честь Вознесения Господня женский монастырь (июнь 1641). Для последней обители И. избрал настоятельницу - игум. Фотинию (Киркоровну) из сестер Кутеинского Успенского мон-ря, откуда в Борколабово перешла часть насельниц. Борколабовская обитель подчинялась Кутеинскому Богоявленскому монастырю в соответствии с ктиторской грамотой Борколабовской обители, данной Стеткевичем-Заверским 24 июня 1641 г. С 1641 г. И. имел титул «игумен кутеинский, буйничский и борколабовский, первоначальник и основатель мон-рей Оршанского повета» ( Жудро. 1906. С. 7). В 1652 г. по требованию И. Буйничский мон-рь уступил Борколабовской обители половину принадлежавших ему земель в Костинке и Холмах (впосл. из-за этих владений между обителями до 1759 велась ожесточенная борьба с взаимными вооруженными нападениями). И. имел право назначать игуменов и постригать иноков в мстиславском Тупичевском мон-ре, братии которого в фундушевой грамоте шляхтичей Москевичей от 24 июня 1641 г. предписывалось повиноваться И. и даже после его смерти находиться под «началом общежительнаго монастыря Кутеенскаго» (цит. по: Пятницкий. 1907. С. 4). И., по-видимому, участвовал в устроении могилёвского во имя свт. Николая Чудотворца женского монастыря (1637), в постройке в Могилёве братской Богоявленской ц., в создании др. храмов и обителей в Белоруссии. Во всех созданных при участии И. мон-рях был введен общежительный устав свт. Василия Великого. Заслуги И. в деле возрождения западнорус. монашества отмечены в ряде рус. сочинений 2-й пол. XVII в., связанных с патриархом Никоном , к-рый высоко ценил белорус. церковного деятеля. Апология И. содержится в «Житии патриарха Никона», где сообщается, что И. «многи монастыри своими труды сооруди, и иночествующих множество собра, и во своей пастве всех имеяй, и благочестие во всей Белой России утверждаяй и удерживаяй во время гонения от развращенных униатов». В сб. «Рай мысленный» (Иверский Святоозерский мон-рь, 1659), в разд. «Слово благополезное о создании монастыря Пресв. Богородицы Иверские, иже на Святем озере» патриарх Никон особо отмечает заслуги И. в утверждении устава свт. Василия Великого, подчеркивая, что благодаря кутеинскому игумену «лавра Богоявления близ славна города Орша бысть глава и начало общему житию во всей Белой России и в Литве» (цит. по: ИРИ. Т. 4. С. 884-885).

http://pravenc.ru/text/578242.html

Сказание о 1-м чуде от М.-Б. и. легло в основу истории, пересказанной в «Могилёвской хронике» в кон. XVII в. В ней, в частности, говорится, что на том месте, где стоял домик старушки, позже была выстроена часовня (каплица): «Явилась икона на том месте, которое теперь называем каплица Явления иконы. Была каплица деревянная на том месте» (Могилёвская хроника. 1980. С. 242). В часовне, вероятно, находился список М.-Б. и. В 1702 г. могилёвчане, памятуя о М.-Б. и. как о защитнице города, ходатайствовали перед кор. Августом II о постройке каменной или деревянной часовни в честь Явления М.-Б. и. Построенная в 1702 г. деревянная часовня простояла до 1809 г., затем была разобрана за ветхостью. «Могилёвская хроника» сообщает о чуде от иконы в период Северной войны. Известно, что чудотворный образ почитался царем Петром I, а также его приближенными. По прибытии в Могилёв, 21 июня 1706 г., Петр I был на молебне в Богоявленском соборе xpohika. 1997. С. 342); 22 авг. 1707 г. на службе там был и царевич Алексей Петрович. 14 марта 1708 г. перед М.-Б. и. молился сподвижник Петра А. Д. Меншиков. Согласно сказанию, Меншиков намеревался наказать жителей Могилёва за истребление в 1661 г. рус. гарнизона и за сдачу города гетману П. Я. Сапеге. Однако, стоя на молебне и обдумывая план мести, Меншиков вдруг упал без чувств. Придя в себя, он отказался от злого умысла, а на службы в Богоявленский собор ходить перестал (Могилёвская хроника. 1980. С. 271). Тем не менее на долю Могилёва в ходе этой военной кампании выпали суровые испытания. По приказу кор. Карла XII, занявшего Могилёв 7 июля 1708 г., шведы на переплавку из Богоявленского монастыря забрали среди прочих ценностей «серебряную позолоченную ризу иконы Найсвятейшей Панны, три меньших оклада, шесть лампад, одну кадильницу, 100 вотивных табличек (видимо, поднесенных М.-Б. и.- Ю. П.)… тридцать вотиев, ломаного серебра в разных вещах, в кубках, чашах, которые собирали на оправу Найсвятейшей Панны Марии Брамной» (по др. версии - «на оправу иконы Божией Матери Братской» - Хроника. 1887. С. 65) (Могилёвская хроника. 1980. С. 274). Опустошенный и оставленный шведами город 8 сент. 1708 г. по приказу Петра I был подожжен калмыками и татарами. Богоявленский собор с резным деревянным иконостасом и чудотворной иконой «стараниями народа» уцелел, сгорели только купол и крыша (Там же. 1887. С. 68).

http://pravenc.ru/text/2563888.html

В 1993 г. в А. р. м. было учреждено подворье храма Нерукотворного образа Спасителя московского Андроникова монастыря , преобразованное в 1994 г. в Патриаршее подворье. Обязанности настоятеля подворья в А. р. м. исполняет настоятель храма Нерукотворного образа прот. Вячеслав Савиных. В 2000 г. храмы и корпуса А. р. м. находились на балансе департамента по туризму и культуре Ярославской обл. и были переданы Патриаршему подворью в безвозмездное пользование. 16 дек. 1994 г. состоялось малое освящение Никольского надвратного храма, в к-ром начались регулярные богослужения. С 1995 г. трудами насельников подворья началось восстановление Богоявленского собора, с 1996 г.- братского корпуса и др. зданий, монастырского хозяйства, кладбища, огородов и садов. 26 дек. 2003 г. Патриаршее подворье указом Св. Синода преобразовано в жен. мон-рь. Арх.: РФ ГАЯО. Ф. Р-6. Оп. 1. Ед. хр. 53. Л. 63, 70, 472; Ед. хр. 69А. Л. 332-335; Ф. Р-9. Оп. 1. Ед. хр. 7. Л. 19; Ф. Р-140. Оп. 1. Ед. хр. 140. Л. 152об.; Ф. Р-158. Оп. 1. Ед. хр. 3. Л. 11, 12, 17, 15-22, 25, 54; Ед. хр. 5. Л. 84; Ед. хр. 41. Л. 2-4; Архив Гос. музея-заповедника «Ростовский кремль» (ГМЗРК). А-110. Л. 3, 50; А-110. Л. 143; А-128. Л. 5об.; БТИ г. Ростова. Инвентарная книга по домовладению ул. Желябовская, 32. Лит.: Иустин (Охотин), архим. Описание ростовского Богоявленского Авраамиева мужского второклассного монастыря Ярославской епархии. Ярославль, 1862; Титов А. А. Ростовский Богоявленский Авраамиев мужской монастырь Ярославской епархии. Серг. П., 1894; Орешников А. В. Шитый покров на мощи св. Авраамия Ростовского, находящийся во Флоренции//Археологические известия и заметки ИМАО. М., 1894. Т. 2. С. 44-47; Баниге В. С. , Милорадович А. Н. Памятник Казанской победы в Ростове (Богоявленский собор Авраамиева монастыря XVI века)//КСИА. Л., 1974. Вып. 139. С. 118-126; Баталов А. Л. Богоявленский собор ростовского Авраамиева монастыря и многопридельные храмы Северо-Восточной Руси второй половины XVI в.//История и культура Ростовской земли: Тез.

http://pravenc.ru/text/62894.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010